Укажите чем выражено сказуемое мы сделали усилие продвинуться
Контрольная работа
Цель: проверка знаний учащихся.
Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Найдите назывные предложения в составе сложных. Чем осложнены эти предложения?
(Н. Иванова, А. Платонов)
I. Определите, простое предложение или сложное:
а) простое; б) сложное.
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
4. Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето, пахло резедой.
6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.
7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
8. Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.
9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.
10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
II. Укажите, чем выражено подлежащее:
а) существительным; б) прилагательным;
д) глаголом; е) наречием;
1. Наше завтра непредсказуемо.
2. Дед с матерью шли впереди.
4. Кто стучится в дверь ко мне?
5. Черное море прекрасно в любую погоду.
6. Петь с чужого голоса всегда плохо.
7. Непогода мешала уборке урожая.
8. Бывалые поучали молодых.
9. Десять делится на два.
10. К славному подвигу каждый готов.
III. Определите вид сказуемого:
а) простое глагольное; б) составное глагольное;
в) составное именное.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннюю песню запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать чистым воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Непросеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он был мастером на все руки.
IV. Укажите, чем выражено сказуемое:
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом;
1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2. Он отлично умеет плавать.
3. Я рад встретиться с вами.
4. Он казался болтливым.
5. Зинаида ходила по всем комнатам.
6. Ольга чувствовала приближение весны.
7. Пристально глядя в окно, он постучал.
8. Мы вам ничего не должны.
9. Расстояние не помеха для друзей.
10. С него все как с гуся вода.
V. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) нужно; б) не нужно.
1. Волга величайшая река.
2. Птицы наши лучшие помощники.
3. Хорошая книга точно беседа с человеком.
4. Пять да шесть одиннадцать.
5. Тигр животное чрезвычайно красивое.
6. Прилет грачей признак начала весны.
8. Весна всему начало.
9. Людская молва что морская волна.
10. Счастье это быть с природой.
2 H. В. Егорова и др.
1радиционная система планировании уришв
VI. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:
а) подлежащим; б) сказуемым;
в) дополнением; г) определением;
д) обстоятельством; е) не является членом предло-
1. Вальсы играет гармонь вдалеке.
2. Шепчут губы чье-то имя.
3. Вследствие дождей дороги размыло.
4. Ночь на миг дыханье задержала.
5. Он поторопился, потому и ошибся.
6. Он просил нас зайти к нему.
7. Сбылась мечта увидеть Париж.
8. С горы хорошо видно мой дом и школу.
9. С утра мы решили заняться делом.
VII. Определите тип простого предложения:
а) односоставное; б) двусоставное.
1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из боя.
4. Есть в мире сотни замечательных явлений.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Быть грозе великой.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.
9. Опалило ивушку грозою.
10. Я воспитан природой суровой.
VIII. Укажите вид односоставного предложения:
а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) обобщенно-личное; г) безличное;
2. Словом можно полки за собой повести.
4. Сильнее кошки зверя нет.
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
7. В поселке строят новый дом.
8. Слезами горю не поможешь.
10. Приятно пахнет черемухой.
IX. Определите, полное или неполное предложение:
1. Над лесной поляной ночная звезда.
2. В нежном небе серебристом комом облако невиданной красы.
3. Дремлет в русле река от истока до устья.
4. Отсветы березовой коры.
6. Охватило всю душу тревогами.
7. Предчувствую отрадное свиданье.
8. За лесом необъятная равнина.
I. 1 а); 2 б); 3 б); 4 а); 5 б); 6 а); 7 б); 8 а); 9 а); 10 а).
II. 1 е); 2 ж); 3 ж); 4 г); 5 ж); 6 а); 7 б); 8 ж); 9 ж); 10 д).
III. 1 в); 2 в); 3 а); 4 в); 5 б); 6 б); 7 а); 8 а); 9 б); 10 в).
IV. 1 г); 2 е); 3 ж); 4 д); 5 в); 6 в); 7 в); 8 б); 9 а); 10 д).
V. 1 а); 2 а); 3 б); 4 а); 5 а); 6 а); 7 б); 8 а); 9 б); 10 а).
VI. 1 а); 2 а); 3 е); 4 в); 5 д); 6 в); 7 г); 8 в); 9 б); 10 а).
VII. 1 б); 2 а); 3 а); 4 б); 5 б); 6 а); 7 а); 8 а); 9 а); 10 б).
VIII. 1 д); 2 г); 3 г); 4 г); 5 в); 6 г); 7 б); 8 в); 9 в); 10 г).
IX. 1 б); 2 б); 3 а); 4 а); 5 б); 6 а); 7 а); 8 б); 9 а); 10 б).
Укажите чем выражено сказуемое: А существительным Б прилагательным В глаголом Г глаголом+существительное 1.Мы сделали усилие про
Укажите чем выражено сказуемое:
А существительным
Б прилагательным
В глаголом
Г глаголом+существительное
1.Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2.Он отлично умеет плавать.
3.Я рад встретиться с вами.
4.Он казался болтливым.
5.Зинаида ходила по всем комнатам
6.Ольга чувствовала приближение весны
7.Пристально гладя в окно, он постучал
8.Мы вам ничего не должны
9. Расстояние не помеха для друзей
10 с него все как с гуся вода
Его простой и в то же время многообразный эмоциональный портрет отражает положительного героя, страдающего максимализмом, который проявляется во всех действиях и чувствах. Если вдруг он влюбляется, то так, что ему «… мир целый казался прах и суета!». Александр Чацкий оскорбительно честен, имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний». Его знания позволяют трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести, но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. Но его часто ожидают разочарования.
Биография [править | править вики-текст]
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, сын покойного друга Фамусова Андрея Ильича Чацкого, возвращается из Петербурга к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал за границу и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно.
1. Укажите, чем выражено подлежащее:
а) существительным; д) глаголом;
б) прилагательным; е) наречием;
в) числительным; ж) словосочетанием.
г)местоимением;
1. Наше завтра непредсказуемо.
2. Дед с матерью шли впереди.
3. Прошло два дня.
4. Кто стучится в дверь ко мне?
5. Черное море прекрасно в любую погоду.
6. Петь с чужого голоса всегда плохо.
7. Непогода мешала уборке урожая.
8. Бывалые поучали молодых.
9. Десять делится на два.
10. К славному подвигу каждый готов.
2. Определите вид сказуемого:
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннюю песню запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать чистым воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Непосеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он был мастером на все руки.
3. Укажите, чем выражено сказуемое:
а) существительным;
б) прилагательным;
в) глаголом;
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом;
з) фразеологизмом.
1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2. Он отлично умеет плавать.
3. Я рад встретиться с вами.
4. Он казался болтливым.
5. Зинаида ходила по всем комнатам.
6. Ольга чувствовала приближение весны,
7. Пристально глядя в окно, он постучал.
8. Мы вам ничего не должны.
9. Расстояние не помеха для друзей.
10. С него все как с гуся вода.
Сказуемое. Виды сказуемого
Просмотр содержимого документа
«Сказуемое. Виды сказуемого»
Сказуемое. Виды сказуемого.
только от подлежащего и обозначает признак предмета или
Сказуемое отвечает на вопросы:
Брат перестал заниматься учёбой.- составное
Составное именное сказуемое
Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
выражается в форме
а также может быть выражено
1) глаголом в форме сложного будущего времени:
2) глагольным фразеологизмом
Природа так явно бросалась в глаза человеку.
3 ) усеченной формой глагола:
А он прыг в воду и поплыл.
4) глагольно–именным описательным оборотом:
Он принимал участие в соревновании.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
Составное глагольное сказуемое
Неопределённая форма глагола
Основные вспомогательные слова
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
Эмоциональная оценка действия
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Составное именное сказуемое
7. синтаксически неделимое
2. глаголы-связки делаться,
стать, становиться, являться,
считаться, представляться, казаться,
Выражение именной части сказуемого
1. Имя прилагательное
2. Имя существительное.
Вишнёвый сад теперь мой.
7. Синтаксически неделимое словосочетание
— Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре.
— Определите вид сказуемого и заполните таблицу.
— Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница?
а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное.
1. Я буду долго гнать велосипед.
2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.
3. Всем хотелось принять участие в вечере.
4. Мы должны были пересечь равнину.
5. Сейте разумное, доброе, вечное.
— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое:
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом.
— Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило:
1. Сегодня месяц как светлый серп.
2. Пять подбитых танков являются результатом боя.
3. Пойду погуляю в сад.
Пойду погуляю – глагол + глагол
4. Он горел желанием поскорее уехать.
5. Ветер был встречный.
6. Девушка бродит такая унылая.
7. Жизнь прекрасна и удивительна.
8. Я слышу веселую речь.
9. К полночи Зарево погасло.
10. Я всегда готов вам помочь.
— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений:
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
4. Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето, пахло резедой.
6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.
7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
8. Ученые заинтересовались находкой, и начались раскопки кургана.
9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.
10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
Простое глагольное сказуемое
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
— Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами:
а) простое глагольное;
б) составное глагольное;
в) составное именное.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
2. Погода была не из приятных.
3. Раннюю песню запел жаворонок.
4. Брат стал студентом института.
5. Деревья продолжают желтеть.
6. Он хотел дышать чистым воздухом.
7. Я долго буду петь.
8. Не посеянные зерна не взойдут.
9. В зной рад бродить в березовой роще.
10. Он был мастером на все руки.
1. Вся комната янтарным блеском озарена
— Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены:
г) глаголом + существительным;
д) глаголом + прилагательным;
е) глаголом + глаголом;
ж) прилагательным + глаголом;
1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.
2. Он отлично умеет плавать.
3. Я рад встретиться с вами.
4. Он казался болтливым.
5. Зинаида ходила по всем комнатам.
6. Ольга чувствовала приближение весны,
7. Пристально глядя в окно, он постучал.
8. Мы вам ничего не должны.
9. Расстояние не помеха для друзей.
10. С него все как с гуся вода.
Составное глагольное сказуемое
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия