Убрус что это такое

УБРУС

убрус м. устар. Платок, полотенце, вышитые узорами, расшитые золотом, жемчугом.

УБРУ́С, а, ч., заст.

Давнішим головним убором східнослов’янських жінок є намітка під назвою убрус (з наук. літ.).

* Образно. Як медова сита, Всіх осінь ситила. Отож на певнім тижні Убрус гаптований стелила всім земля – І річ заходила в людей про весілля (М. Рильський);

* У порівн. Він стояв, спершись обома руками на стіл, на якому, наче великий убрус з дивними візерунками, лежала військова карта (Л. Первомайський).

УБРУС м. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. Убрусное ср. стар. сбор, взятка с новоженов. /| Убруса? новг. твер. порог. Убрусье? пск. отруби, оторье, высевки (не оброс ли? о нередко обращается в у).

убрус
убру́с
«женский головной платок, полотенце», укр. убру́с, др.-русск. убрусъ «полотенце» (Жит. Кодрата, ХI в.; см. Срезн. III, 1117 и сл.), ст.-слав. оуброусъ σουδάριον (Остром.), болг. убрус «платок, полотенце», сербохорв. у̀брус, словен. ubrȗs, чеш. ubrus, слвц., польск. obrus. Первонач. знач. «утирка», образовано от u- (см. у III) и к. цслав. бръснѫти, брысати «тереть»; см. Бернекер I, 90 и сл.; Мi. ЕW 370.

Источник

УБРУС

Смотреть что такое «УБРУС» в других словарях:

УБРУС — муж. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, ·стар.… … Толковый словарь Даля

убрус — плат, платок Словарь русских синонимов. убрус сущ., кол во синонимов: 4 • плат (9) • платок ( … Словарь синонимов

УБРУС — старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Большой Энциклопедический словарь

УБРУС — УБРУС, убруса, муж. (старин., этнол.). Платок, полотенце. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Убрус св. — – полотенце, на котором, по преданию, отпечатлелся Лик Спасителя, когда Господь отер Лице Свое. Этот Убрус послан был к Авгарю, царю Эдесскому (см. Авгарь). В Эдессе Убрус находился до 994 г. В этом году греческий император Роман перенес… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Убрус — (от церк. слав. бръснти, брысати «тереть») плат, платок, полотенце. Убрус (головной убор) русский женский головной убор Убрус (иконопись) полотенце, элемент иконы или фрески … Википедия

убрус — старинный русский женский полотенчатый головной убор, платок, полотенце. * * * УБРУС УБРУС, старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Энциклопедический словарь

убрус — (полотенце, платок). Общеслав. Производное от несохранившегося убруснуть < *ubrusnǫti тж., преф. образования (ср. утереть) того же корня, что др. рус. брысати «тереть», брысало «полотенце, платок». Убрус буквально «утиральник» … Этимологический словарь русского языка

Источник

Убрус

Убру́с — 1) плат, полотно, поло­тенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля; плат с неру­ко­твор­ным изоб­ра­же­нием лика Иисуса Христа.

Убрус что это такое. Смотреть фото Убрус что это такое. Смотреть картинку Убрус что это такое. Картинка про Убрус что это такое. Фото Убрус что это такое

Сохра­нился ли Святой Убрус до наших дней?

Пре­да­ние о Неру­ко­твор­ном Образе Спаса доно­сит до нас исто­рию про­ис­хож­де­ния этой свя­тыни.

Когда Едес­ский пра­ви­тель, Авгарь Ухама, стра­дав­ший от тяже­лой болезни (про­казы), неиз­ле­чи­мой обыч­ными вра­чеб­ными сред­ствами, узнал о чуде­сах, совер­ша­е­мых Хри­стом на тер­ри­то­рии Пале­стины, он отпра­вил к Нему своего слугу Ананию (Хан­нана), пред­ва­ри­тельно вручив ему посла­ние, в кото­ром просил об исце­ле­нии. Кроме того, зная о пре­сле­до­ва­ниях Христа со сто­роны иудеев, Авгарь пред­ло­жил Ему кров и убе­жище.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния глав­ной задачи При­ше­ствия в мир, Спа­си­тель от при­гла­ше­ния отка­зался, однако пообе­щал при­слать впо­след­ствии одного из Своих уче­ни­ков, кото­рый не только изле­чит Авгаря от телес­ной болезни, но и исце­лит от неве­де­ния граж­дан его страны.

Анания был живо­пис­цем и имел пору­че­ние от Авгаря запе­чат­леть образ Мессии в случае, если Тот отка­жется при­быть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за напи­са­ние образа, ему не уда­лось при­бли­зиться к Спа­си­телю, так как Он был тесним огром­ными тол­пами людей. Сколько он ни пытался вос­про­из­ве­сти на мате­рии сия­ю­щее Боже­ствен­ной славой лицо, ему никак не уда­ва­лось достичь жела­е­мого резуль­тата.

Тогда Гос­подь, ура­зу­мев про­ис­хо­дя­щее, пове­лел при­не­сти ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таин­ственно и неизъ­яс­нимо на плате отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. После того как Убрус был вручен живо­писцу Хан­нану, тот доста­вил его в Едессу.

Авгарь принял Неру­ко­творн­ный Образ с бла­го­го­ве­нием и с тех пор исце­лился, хотя болезнь всё же оста­вила на его плоти неко­то­рые следы. Окон­ча­тельно он был исце­лен апо­сто­лом Фад­деем, кото­рый был направ­лен в Едессу апо­сто­лом Фомой после того, как Гос­подь, иску­пив чело­ве­че­ский род и вос­крес­нув, воз­несся на Небеса и воссел одес­ную Отца.

Фома про­све­тил горо­жан светом Еван­гель­ской про­по­веди и Едесса сде­ла­лась хри­сти­ан­ской.

Убрус был нало­жен на доску и утвер­ждён в нише, рас­по­ла­гав­шейся в кре­пост­ной стене над город­скими воро­тами. Все вхо­див­шие в город через ворота должны были воз­да­вать Неру­ко­твор­ному Образу покло­не­ние.

Когда, спустя годы, один из потом­ков Авгаря стал насаж­дать в Едессе язы­че­скую веру, мест­ный епи­скоп, полу­чив откро­ве­ние, пришёл ночью к воро­там, зажёг перед Обра­зом лам­паду и заму­ро­вал вме­щав­шую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хра­не­ния иконы уже ничем не выде­ля­лось на общем фоне стены. Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли.

Прошли сто­ле­тия, прежде чем Неру­ко­твор­ный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда пер­сид­ский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и гото­вился им овла­деть, епи­скопу Евла­вию было виде­ние: Жена, явив­ша­яся ему в Небес­ном вели­чии, ука­зала на место хра­не­ния Неру­ко­твор­ного Образа и пове­лела взять этот Святой.

Под­чи­ня­ясь Боже­ствен­ной воле, Евла­вий вскрыл заму­ро­ван­ную нишу и обна­ру­жил утра­чен­ный было Святой Убрус. Образ ока­зался непо­вре­жден­ным. Более того, на закры­вав­шей его камен­ной (кера­ми­че­ской) плите он обна­ру­жил ещё один образ Спа­си­теля, чудесно отоб­ра­зив­ший тот, кото­рый был запе­чат­лен на Убрусе.

После того как перед Неру­ко­твор­ным Обра­зом было совер­шено моле­ние, а затем, с крест­ным ходом он был про­не­сен по город­ским стенам, враг отсту­пил.

Когда в VII веке арабы овла­дели Едес­сой, хри­сти­а­нам было доз­во­лено покло­няться Образу как свя­тыне. Слава об этой неру­ко­твор­ной иконе рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку.

В 944 году импе­ра­торы Кон­стан­тин VII Пор­фи­ро­род­ный и Роман I Лака­пин, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, дого­во­ри­лись с вла­стями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправ­лено 12000 среб­ре­ни­ков и 200 плен­ных сара­цин. Вместе с тем было им было дано обе­ща­ние, что отныне город не будет под­вер­гаться напа­де­ниям со сто­роны импе­ра­тор­ских войск.

Горо­жане, конечно же, не хотели рас­ста­ваться со своей свя­ты­ней. Однако пра­ви­телю уда­лось скло­нить их к согла­сию: кого уве­ще­ва­ни­ями, кого силой и при­нуж­де­нием, кого угро­зами смерти.

15 авгу­ста 944 года Неру­ко­твор­ный Образ был достав­лен во Вла­херн­ский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 авгу­ста он был внесён в Кон­стан­ти­но­поль­ский храм Пре­муд­ро­сти Божьей. После чество­ва­ний и покло­не­ний Неру­ко­твор­ному Образу, его воз­вра­тили в Фарос. В память об этих собы­тиях Цер­ко­вью был уста­нов­лен особый Празд­ник. Он отме­ча­ется еже­годно 16 (29) авгу­ста.

Со вре­ме­нем Святой Убрус был утра­чен.

Согласно наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ному мнению, он был похи­щен из Фароса по раз­граб­ле­нии Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году и направ­лен в Вене­цию на корабле. До Вене­ции судно так и не дошло: зато­нуло в Мра­мор­ном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному част­ному пре­да­нию, Неру­ко­твор­ный Образ в Мра­мор­ном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палео­лог пере­дал его гену­эз­цам в знак при­зна­тель­но­сти за помощь в осво­бож­де­нии неко­то­рых земель от вла­ды­че­ства сара­цин. Так икона попала в Европу. Правда, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что образ, выда­ва­е­мый за ори­ги­наль­ный Святой Убрус, при­над­ле­жит более позд­нему письму.

Согласно дру­гому пре­да­нию, тоже част­ному, Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля путём слож­ных пери­пе­тий попал на тер­ри­то­рию Грузии. Раньше этот образ выстав­лялся для покло­не­ния. Однако, и он ока­зался руко­твор­ным.

Что такое Плат Веро­ники?

Почи­та­е­мый в Пра­во­слав­ной Церкви Святой Убрус не сле­дует путать с извест­ным на Западе Платом Веро­ники. Прин­ци­пи­аль­ным отли­чием этой иконы явля­ется то, что Хри­стос пред­став­лен на ней в тер­но­вом венце.

Согласно пре­да­нию Запад­ной Церкви, про­ис­хож­де­ние этой иконы свя­зано со сле­ду­ю­щим пре­да­нием. Веро­ника была той кро­во­то­чи­вой женой, кото­рую исце­лил Гос­подь ( Мф.9:20-22 ). Она сопро­вож­дала Его во время шествия на Гол­гофу, к месту Его послед­них стра­да­ний и жерт­вен­ной смерти. Сочув­ствуя и желая хоть как-то помочь Своему исце­ли­телю, она подала Ему плат, чтобы Он смог сте­реть с лица капли пота и крови. В знак бла­го­дар­но­сти Спа­си­тель вернул этот плат с чудесно про­явив­шемся на нём отпе­чат­ком Своего лица.

В другом вари­анте исто­рии о про­ис­хож­де­нии плата сооб­ща­ется, что Веро­ника, желая иметь при себе образ Христа, попро­сила напи­сать его Еван­ге­ли­ста Луку. Но все его попытки не увен­ча­лись успе­хом. Тогда Гос­подь, зная о её жела­нии, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и при­ло­жил плат к лицу, после чего на нём и отоб­ра­зился Его святой лик.

Также на статус Плата Веро­ники пре­тен­дуют три релик­вии, нахо­дя­щи­еся: в соборе апо­стола Петра в Риме, в кафед­раль­ном соборе неболь­шой деревни ита­льян­ской про­вин­ции Абруццо, в мона­стыре испан­ского города Али­канте.

Источник

Убрус, понёва и вилочка: что вы знаете о праздничном древнерусском наряде

В продолжение темы культурного наследия Древней Руси наш блогер из «ДШИ.онлайн» показывает, как наряжались древние модницы, зачем украшали нижнюю рубаху, и предлагает порассуждать о преемственности моды.

Давайте перенесёмся во времена Древней Руси. Как и в наше время, в старину очень любили наряжаться. Рассмотрим на примере праздничного костюма племени вятичей, что было модным и стильным тысячу лет назад, в эпоху становления Древнерусского государства, а также посмотрим, что унаследовала современная одежда у предков москвичей.

Убрус что это такое. Смотреть фото Убрус что это такое. Смотреть картинку Убрус что это такое. Картинка про Убрус что это такое. Фото Убрус что это такое

Реконструкция облика зажиточной замужней молодой женщины племени вятичей второй половины XI века на территории современного Одинцовского района Московской области.

Основу комплекта составляла рубашка — нижнее платье, выполнявшее функцию белья. Рубаха могла быть туникобразного кроя или поликовая, с маленькими складочками, заложенными у ворота. Праздничный вариант мог декорироваться привозным и очень дорогим в то время шёлком, а также тесьмой, тканой на дощечках, и плетёными шнурками на особом приспособлении — «вилочке».

Разрез ворота мог быть как центральным, так и боковым. Застёгивался он на металлические пуговки-грибочки либо бусинки или бубенцы. Роль пуговок также могли играть обшитые шёлком вишнёвые косточки. Рубашка имела в старину важное, сакральное значение для человека, считалась частью организма, второй кожей. Именно поэтому по вороту, рукавам, подолу её обязательно хотя бы минимально декорировали, дабы через эти отверстия в человека не проникли злобные силы потустороннего мира.

В материнскую рубашку заворачивали новорождённого, чтобы с помощью материнской энергии защитить маленького человека от болезней и посягательства огромного количества духов, населявших, по поверьям славян, весь окружающий мир.

Поверх рубахи надевался предок современной юбки, древнейшая одежда славянок — понёва, которую шили из трёх, реже четырёх полотнищ смесовой ткани — льна и шерсти. Цвета и узор могли разительно отличаться от региона проживания хозяйки, её социального и семейного статуса, возраста. По сути, древнерусский костюм играл роль и паспорта, и странички в социальной сети — по нему практически всё можно было узнать о человеке. Понёву начинали носить девушки, и, конечно же, носили взрослые женщины. В этнографии сохранились записи старинного обряда «впрыгивания в понёву»: девушка ходила по скамье туда и обратно, а её мать держала понёву раскрытой и приговаривала: «Вскоци дитятко, вскоци милое!» — а девушка капризничала и уворачивалась от рук матери со словами: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу!» Праздничную понёву также декорировали шёлком, тесьмой, шнуром. К её подолу могли пришиваться бронзовые бубенчики. Их звон отгонял от хозяйки злые силы.

Для тепла поверх рубахи и понёвы надевался навершник или летник из некрашеной овечьей шерсти. На ноги — вязанные иглой гольфы, удерживавшиеся на икрах с помощью шнурков-онучей и кожаные поршни, или, у состоятельных людей, ботиночки.

Особый интерес представляет головной убор славянских женщин. Это мог быть как простой убрус (платок) из льна, шерсти, шёлка, так и сложная конструкция из нескольких платков твёрдой основы — кокошника, кички, самых разных форм, например с рожками, что является наследием старинных верований. Такой головной убор сохранился, пройдя через столетия, до ХХ века в народном костюме Рязанской области.

Таким был старинный женский племенной костюм в IX–XI веках. Возможно, и в наше время, пусть и в изменённом виде, остались отголоски моды прошлых веков. Давайте вместе подумаем: что в современном облике мы унаследовали от предков? Пишите свои ответы в комментариях!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

убрус

Смотреть что такое «убрус» в других словарях:

УБРУС — муж. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, ·стар.… … Толковый словарь Даля

убрус — плат, платок Словарь русских синонимов. убрус сущ., кол во синонимов: 4 • плат (9) • платок ( … Словарь синонимов

УБРУС — старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Большой Энциклопедический словарь

УБРУС — УБРУС, убруса, муж. (старин., этнол.). Платок, полотенце. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УБРУС — в древне русск. быту особое полотенце, кот. повязывали голову; в церковн. языке платок с изображением Спасителя в терновом венце. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Убрус св. — – полотенце, на котором, по преданию, отпечатлелся Лик Спасителя, когда Господь отер Лице Свое. Этот Убрус послан был к Авгарю, царю Эдесскому (см. Авгарь). В Эдессе Убрус находился до 994 г. В этом году греческий император Роман перенес… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Убрус — (от церк. слав. бръснти, брысати «тереть») плат, платок, полотенце. Убрус (головной убор) русский женский головной убор Убрус (иконопись) полотенце, элемент иконы или фрески … Википедия

убрус — (полотенце, платок). Общеслав. Производное от несохранившегося убруснуть < *ubrusnǫti тж., преф. образования (ср. утереть) того же корня, что др. рус. брысати «тереть», брысало «полотенце, платок». Убрус буквально «утиральник» … Этимологический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *