Туркменка турчанка в чем разница

Есть мнение что это два государства с одним народом. На сколько это близко к правде?

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Ну, тут ничего удивительного нет, и на вопрос даны неправильные ответы. Во-первых, настоящая родина турок это Средняя Азия, и по крови турки и туркмены очень близки, просто турки-кочевой народ и довольно агрессивный, они под давлением Ирана оставили Среднюю Азию и жестокостью и убийствами утвердились на территории Малой Азии, захватили Исконные территории Западной Армении, греков, а затем и зарезали Византийскую империю, но кровь у туркменов и турок одинаковая, они также близки друг к другу, как и к туркам-огузам, которых ныне называют азербайджанцами. Пр­ осто внешний вид турок изменился в лучшую сторону за годы вековых походов, они забирали лучших красавиц у греков, армян, ассирийцев, украинцев, русских. Так что в современном турке больше армянской крови и греческой крови, за счет умыкания красивейших женщин завоеванных стран внешний вид некогда похожих на киргизов и туркменов турок изменился европеизировался.

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

В том числе и в тех странах, которые считают себя высшим достижением «европейской демократии».

Да та же, вечно хвастающая своими достижениями Америка, имеет в любом сколь-нибудь крупном городе так называемые Гарлемы. Куда постороннему лучше на заходить. Даже полиция туда не заходит. В лучшем случае просто ограбят и разденут.

А в худшем. Оставляю простор для Вашего воображения.

И все эти рассуждения о каких-то преимуществах Западного мира обыкновенное вранье. В истории человечества никогда не было ни у какой страны преимущества в социальном устройстве. Всегда шла просто борьба разных идеологий. В основе которых прежде всего была жажда наживы и власти.

Так на этом и весь мой ответ.

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Тут вроде как завуалированное утверждение, что вы ниже статусом. А те, кто коренной национальности, те выше. Я не знаю, так ли это на самом деле в вашем случае, возможно, я не права. А когда кто-то самоутверждается за ваш счет, это, конечно, неприятно. Дело тут не в национализме. Это вот как женщины злятся (или расстраиваются) на всякие шуточки про обезьяну с гранатой и т.д. Может, она и водить машину не собирается, неважно, важно то, что собеседник «опускает» ее как представительницу группы.

Источник

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

К вопросу о происхождении анатолийских турков

62560

2018-02-10 Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)

При нашествии монгольских завоевателей на Среднюю Азию кочевое объединение тюрок-огузов из племени кайы всего в несколько тысяч шатров, откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-дином и поступило затем на службу к сельджукскому султану Рума, от которого вождь огузов-кайы Эртогрул получил в 30-х годах XIII в. небольшое феодальное владение по реке Сакарья (по-гречески Сангарий), на самой границе византийских владений, с резиденцией в городе Сёгюд. В 1281 г. к власти в бейлике приходит сын Эртогрул – бея Осман.

Получив выход к Средиземному морю в 1437 году, османы начали осваивать морские просторы.

В XVI—XVII веках Османская империя достигает наивысшей точки своего влияния. Под её владычеством находиться большая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка[8].

«Чтобы упрочить свое владычество над покоренными народами, Порта и правящая верхушка Османской державы прибегали к различным мерам социально-экономического и демографического, этнокультурного характера. Уже в ходе османских завоеваний был нанесен громадный ущерб балканским народам, потерявшим свою самостоятельную государственность; разгром многих городов, опустошение различных местностей, увод в рабство или истребление непокорного населения имели самые отрицательные последствия для судеб южных славян, греков, албанцев. Установление прочного османского господства и жестокое подавление любого сопротивления на долгие века задержало социально-экономическое и культурное развитие подвластных Порте народов.

Еще более важную роль играл курс на постоянную исламизацию представителей разных слоев балканских народов, исповедовавших христианскую веру. Особенно тягостным и позорным был сохранявшийся до XVII в. «налог кровью», т. е. насильственный отбор юношей, которые затем обращались в ислам и становились фанатичными защитниками Порты; из числа таких «потурченцев» в значительной мере пополнялся янычарский корпус, придворный аппарат.

В результате такой политики многие южные славяне, армяне, иудеи, греки принимают Ислам и ассимилируются.

Очень часто на форумах курдов пытаются преподнести как ущемленное османами народ, в действительности курды были привилегированным народом и освобождались от многих налогов. Курды, как и арабы принимали активное участие в исламизации населения империи.

Как это не парадоксально, но самым ущемленным народом, наряду с христианскими народами, которых заставляли либо принять Ислам, либо платить налог – Джазию, оказались сами туркмены-турки.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, также отмечает, что «в научной литературе давно уже утвердилось за европейскими турками название османов или, лучше, «османлы», сами османы [В западноевропейской литературе их называют оттоманами.] даже не любят, чтобы их называли «турками», считая этих последних людьми грубыми и необразованными»

Сами османские султаны будучи туркменами – турками называли себя румами, т.е. византийцами (греками).К концу 17 века Османская империя, проиграв битву при Вене начинает ослабевать (1683 г.).

В 18-19 вв. в результате постоянных войн с Российской империей, Персией, европейскими государствами и т.д., а также постоянных восстаний порабощенных христианских народов империя начинает терять свои территории и к середине XIX века превращается в «больного человека Европы».

Турецкий автор Эмре Конгар пишет: «Турецкий национализм —последнее национальное течение, возникшее с запозданием в период распада империи. Хозяева империи, то есть турки, увидев её распад и осознав, что государство, которым они управляют — это империя, возникшая на чужих территориях и с чужим населением, возможно, осознали себя именно как турки. Понятия турецкая нация, турецкая родина, турецкий язык и турецкая культура—всё это возникло в те времена и получило своё развитие».

Проиграв в итало-турецкой и Балканской войнах и потеряв вновь часть своих территорий, в 1914 г. Османская империя вступает в Первую мировую войну на стороне Германии, которая становиться для нее полным крахом. По Севрскому мирному договору 1920 г. Турция теряет Аравийский полуостров и другие территории, а также должны были создаваться две независимые государства Курдистан и Армения.

Заключенный Севрский мирный договор был воспринят как оккупационный и в Османской империи началась революция. Этот период принято отмечать как период двоевластия в империи – наряду с официальным султанским двором, вынужденно пошедшим на сотрудничество с западными государствами и власть Великого национального собрания. Председателем Собрания стал Кемаль, который одновременно был и главой оппозиционного правительства. Кемаль получивший в дальнейшем фамилию Ататурк (Отец турков) начинает войну за независимость. Для этого он активно переманивает на свою сторону курдских беков, обещаниями, что давайте освободим нашу землю от оккупантов и создадим свободное государство турков и курдов, и также как тысячу лет живем вместе в мире и братстве, так и будем жить. Есть сотни фотографий и других доказательств посещения Кемалем курдских беков. В результате этого обмана курды активно включаются в войну.

Война за независимость завершается возвращением Восточной Фракии, Смирны и других территорий, отторгнутых Севрским мирным договором.

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции принимает закон о разделении султаната и халифата, при этом султанат упраздняется.

В июле 1923 года был подписан Лозаннский мирный договор, определяющий границы нынешней Турции, и на котором курдская делегация отказалась от создания собственного государства.

29 октября 1923 была провозглашена Турецкая республика, и Ататюрк, стал её первым президентом.

После распада Османской империи курд вновь становиться курдом, туркмен – туркменом, араб – арабом, а вот горючая смесь потомков исламизированных и отуреченных армян, греков, славян, евреев, а также потомки янычар и европейских пиратов начинают называть себя анатолийскими турками.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

«Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание «турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

Османский язык на 80-85 % состоял из иранских и арабских слов.

После провозглашения республики, Турция отказывается от арабской вязи и по приказу Мустафы Кемаля внедряется латинский алфавит с некоторыми дополнительными буквами. «После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило себе задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком литературном языке.

Истребив и изгнав остатки не исламизированного и не отуреченного христианского населения Анатолии (геноцид армян, греков, ассирийцев), Турция начала истребление курдов, так как курды оставались единственным крупным нетурецким этносом.

В 1925 г. Великое национальное собрание Турции запретило курдский язык, курдскую национальную одежду, курдские песни и сами курды были объявленными «горными турками», «по неизвестной науке причине забывшими свою турецкую идентичность.» Слова «курд» и «Курдистан» были изъяты из учебников. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались.

В 1934 году был принят «Закон о переселении» (№ 2510), по которому министр внутренних дел получил право изменять местожительство различных народностей страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре». В результате тысячи курдов были переселены на запад Турции; на их место заселялись боснийцы, албанцы и прочие».

В ответ на репрессии со стороны государства начались курдские восстания. Наиболее крупными из которых были восстание Шейх Саида в 1925 г., Араратское восстание 1927—1930 годов во главе с полковником Ихсаном Нури-пашой, провозгласившим в Араратских горах Араратскую курдскую республику, Дерсимское восстание 1936 году в районе Дерсим и другие. Но все эти восстания были потоплены в крови.

В 1991 году в Турции был снят запрет на курдский язык и ношение курдской одежды, а в 2012 г. курдам было разрешено преподавать курдский язык в качестве факультативного предмета в школах. Но к сожалению, и сегодня в Турции официально нет ни одного курда, а есть, правда уже не горные турки, а турки с курдскими корнями, хотя сами турецкие политики говорят о 20 млн курдах.

Материал подготовил Анаре Барие Бала (Зердеште кал)

Источник

Насколько тюркские языки взаимно понятны?

Pierrick Jaouen, Studied Turkish and Turkic languages at INALCO

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Среди тюркских языков лингвисты выделяют четыре основные группы: Юго-Западная (Огуз), Северо-Западная (Кыпчак), Юго-Восточная (Карлук) и Северо-Восточная (Сибирский), причем последняя является особым случаем.

Взаиморазборчивость очень высока внутри каждой из этих групп, это больше проблема между говорящими из первых трех групп, и говорящий одной из первых трех групп не может общаться с говорящими из северо-восточной группы, кроме как считать от одного до десяти и обозначать некоторых очень распространенных животных, частей тела, цветов, основных прилагательных, что удивительно, учитывая тысячи километров, разделяющие эти регионы.

Северо-восточная группа представлена ​​тувинцами и саха (якутами), она географически, религиозно, культурно отделена от других групп.

Карлукские языки представлены узбекским и уйгурским.

Грамматика языков первых трех групп очень похожа, на эти языки сильное влияние оказали арабский и персидский, и часто именно с помощью этих общих заимствованных терминов можно понять многие вещи.

Я пытался общаться на турецком с уйгурскими носителями, и у меня получались какие-то базовые разговоры, это очень стимулирует и захватывает, учитывая расстояние между Стамбулом и Урумчи.

Для говорящего по-турецки я бы сказал, что рейтинг других тюркских языков по возрастающей сложности выглядит так:

Я так понимаю, что с предварительным знанием турецкого языка, погружением в языковую среду и одним месяцем интенсивного изучения любого из других тюркских языков в первых трех группах вы уже должны перейти на уровень выше среднего B2+.

Я рекомендую прочитать «Grammaire de la langue turque» Жана Дени, поскольку он блестяще сравнил все эти разные языки с турецким.

Пример слова «Медведь» на разных тюркских языках:

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Древний тюркский: ayıg
Современный турецкий: ayı
Азербайджанский: ayı
Туркменский: ayı
Татарский: ayu
Крымскотатарский: ayuv
Казахский: ayu
Уйгурский: éyiq
Узбекский: ayiq

Ali Suat Ürgüplü, knows Uzbek

Что касается туркменского (огузского языка), турки не могут понять его, когда говорят:

1) туркмены произносят s и z как th в мыслях и мыслях соответственно;
2) словарный запас на удивление отличается.

При этом понимание письменного текста (при использовании латинского алфавита) намного выше. Большинство турок могут без проблем читать по-азербайджански, могут немного понимать гагаузский, крымскотатарский и даже туркменский языки, и могут как бы понимать суть того, что происходит на узбекском и уйгурском языках. Казанско-татарский, башкирский, казахский и киргизский сложнее, хотя и там многое можно узнать. Тувинский и алтайский могут быть идентифицированы как тюркские, но очень редко смысл предложения (или короткого отрывка) угадывается более или менее правильно. В якутском и долганском языках то, что удаётся понять, по большей части является странным. Чувашский язык практически на 100% непонятен даже в письменной форме.

Носители одного тюркского языка карлукской, кипчакской или огузской групп могут свободно заговорить на любом другом из одной из этих групп в течение нескольких недель или в лучшем случае двух-трех месяцев при обширном изучении и тщательном изучении крошечных, но многочисленных различий. Другие должны учиться так же тщательно, как англичанин изучает любой другой германский язык.

Надеюсь, это поможет.

Я говорю по-турецки в Стамбуле.

Fatih Mehmet Kaya, interested in Turkic languages

Есть две основные ветви тюркских языков:

1. Общетюркский (также известный как шаз-тюркский): большинство тюркоговорящих, включая турок, казахов, узбеков, попадают в эту группу.

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Общетюркский далее разветвляется на сибирский, карлукский, кипчакский и огузский языки, которые ближе друг к другу.

Общетюркские языки в некоторой степени частично взаимно понятны.

Общность между турецким, гагаузским, азербайджанским и туркменским (огузскими языками) составляет от 60 до 100 процентов в зависимости от говорящего. (Следует также отметить, что турецкий и азербайджанский турецкий могут также рассматриваться как диалектный континуум одного и того же языка, а не как отдельные тюркские языки). То же самое можно сказать о казахском, каракалпакском, ногайском и кыргызском (группа кипчаков), а также между узбекским и уйгурским (карлукская группа).

Между несибирскими общетюркскими группами (огузами, кипчаками и карлуками) этот показатель может снизиться (от 30 до 60 процентов). Например, говорящий по-турецки может понимать казахский примерно на 40% более или менее. (Заметным исключением является крымскотатарский язык, кипчакский язык, на который сильно влияет турецкий (огузский язык). Турецкие носители могут не испытывать затруднений с пониманием крымскотатарского).

Наконец, сибирские общетюркские языки, такие как якутский (саха) и долганский, почти (но не полностью) непонятны для несибирских общетюркских (мой опыт как говорящего по-турецки составляет от 5% до 20%) языков.

Между тюркскими языками в разной степени существует взаимопонимание. Например:

Даже если между некоторыми тюркскими языками существует низкая степень взаимопонимания, их носители все равно могут вести простой разговор в повседневных жизненных ситуациях, таких как покупка, продажа, поиск дороги, разговор о погоде, просьба о помощи, неотложные ситуации, больница, аптека, заказ еды в ресторане, покупка билета и другие базовые повседневные жизненные ситуации. Но они должны говорить медленно и использовать короткие предложения.

Sam Snow, Witnessing an amusing universe for some time now

Я выучил стамбульский турецкий (сильно стилизованный огузский диалект) в детстве, и он стал моим третьим языком. Я говорю на нем с сильным акцентом, особенно после долгих перерывов в использовании. Иначе я легко могу сойти за стамбульца.

Я заметил одну интересную вещь: мя могу «расшифровывать» тюркские языки, отличные от «стамбульского» турецкого, лучше, чем многие местные турки.

Я не специалист по языкам, но у меня есть ощущение, что, поскольку моя турецкая речь менее «автоматическая», чем у уроженца Турции, это дает мне больше подвижного пространства для декодирования предложений других тюркских диалектов, чем у местного турка. Например, казахский язык (другая ветвь от огуза) звучит для меня легче для понимания, чем для кого-то из Турции.

Я не знаю, действительно ли такой рефлекс «предварительной фильтрации» существует у «псевдо-аборигенов» вроде меня, или это моя уникальная особенность, но это хорошо помогает мне.

Как носитель турецкого языка, я понимаю только азербайджанский, крымскотатарский и немного гагаузский. Все остальные языки звучат как тарабарщина с несколькими турецкими словами, произнесенными с очень сильным восточным акцентом. Особенно те, чьи лингвистические связи с турецким языком самые слабые (например, тувинский, алтайский и якутский), звучат для меня так же непонятно, как арабский или вьетнамский.

Даже в трёх языках, которые я вроде как понимаю, часто есть существенные различия, которые приводят к проблемам в разборчивости.

Именно это опровергает утверждение о том, что «все тюркские языки взаимно понятны, поэтому все они должны считаться диалектами одного языка», часто выдвигаемые турецкими ультранационалистами (которые, к сожалению, составляют около 75% всего населения). И только потому, что я опровергаю их нелогичные утверждения фактами, меня часто называют «предателем». Смешно!

Gafur Kurbanbayevich Tajibayev

Иногда мне кажется, что мне нужно быть тюркологом :))

Я этнический узбек, уроженец Северного Туркменистана, старого Хорезмского района, соседнего с каракалплаками.

По-моему, если вы говорите более чем на одном из тюркских языков, вы можете понять почти все из них. Когда знаешь суть этих языков, понимаешь, что они очень похожи внутри, и трудно поверить, что один тюркоязычный не понимает других.

Источник

Милли Фирка

Как тюрки стали турками

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

Post navigation

23.05.2012 03.12.2017

Как тюрки стали турками

То, что турки — наши близкие соседи — это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и соотечественники россиян, многих, пожалуй, удивит. Между тем это так.

Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть фото Туркменка турчанка в чем разница. Смотреть картинку Туркменка турчанка в чем разница. Картинка про Туркменка турчанка в чем разница. Фото Туркменка турчанка в чем разница

От Урала до Хуанхэ

По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру — к тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах Центральной Азии в III-I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая и Прибайкалья началась в последние века до н.э. — первые века н.э. Сначала — в разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. — в Среднюю Азию. В V-VI веках известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских хрониках.

С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с могущественным Тюркским каганатом — государством, которое контролировало бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р. Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).

Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование — турк (мн. ч. — атрак); византийцы называли их туркои, иранцы — торки.

Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую принесли арабы — ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата, создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен — огузов — хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена, взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.

В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские племена — кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление на этнополитической карте региона нового народа — туркмен.

Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки, аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. — «восток», «восход») — в Малую Азию.

Анатолия, она же — Туркмения

Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками — по названию клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана, Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии. В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки стали хозяевами большей части Малой Азии.

Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском султанате («Рум» — арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя — ни много ни мало — как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.

Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.

Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот регион в XI веке, составляла 0,5-0,7 млн. человек; в XII-XIII веках их было уже более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков — и в их культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.

Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой, через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь — кто ненадолго, кто на столетия — и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре, языках, в антропологических типах населения Малой Азии.

Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до н.э. — клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.

В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне, общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546-333 годы до н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.

В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты, которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей стал город Анкира (в переводе — «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы анатолийскими греками.

В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских языках, хайаса — предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее — армяне, курды, с V века — различные тюркские группы (булгары, сувары, авары, хазары и др.).

Больной человек Европы

На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской империей, Византией — по названию древнего города Византия на европейском берегу Босфора, на месте которого в 324-330 годах был основан Константинополь.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие народы — опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах — искусные рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане. Все они — а также мужчины и женщины из многих других народов — албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа — участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.

На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299 году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В 20-30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь. Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление европейское и русское его наименование — Стамбул), объявленный столицей Османской державы. История Византии закончилась.

Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.

Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного человека Европы», как называли в XIX — начале ХХ века Османское государство, завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на стороне австро-германского альянса.

В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября 1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных народов новой нации — турецкой, народа по имени турки.

Как вас теперь называть?

До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания. Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии — очень постепенно — этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным самоназванием.

В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть населения — представители феодального сословия, отдельные группы горожан. Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).

Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей, прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле «человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом плебея, мужика.

Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание «турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский («османлыджа») — официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) — разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский — язык религии, язык исламского образования и учености.

Лишь во второй половине XIX — начале ХХ века турецкие националисты («новые османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920-1930-х годах, после кемалистской революции.

В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита (который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего народа — и государственным, и литературным.

В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из интернациональной лексики.

Южные европеоиды

Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась, естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россиян знакомо имя Назыма Хикмета (1902-1963), известного турецкого поэта и общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты, смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.

Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.

Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически — преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились турками.

Максимально обобщенно — основу антропологического типа турок составляет переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных европеоидов.

Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип коренных жителей.

Этногенез турок — сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к поколению все больше, они осознавали эту страну — Anadolu, как по-тюркски звучит название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ турецкого государства — полумесяц со звездой — заимствован османами у византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.

Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали в жены девушек, женщин из любого народа — гречанок, черкешенок, армянок, славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких браков были уже вполне турками — и по языку, и по культуре. Султаны и знать имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.

Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса, сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово «янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан (1489-1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу (Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год. Подобные примеры можно умножить.

На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии (на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах, предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII-ХI веков. Это краткие сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно — впервые в них зазвучало слово — этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное письмо, которым они пользовались, — вариант арамейского алфавита, заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).

Семен КОЗЛОВ, этнолог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *