Турки и таджики что общего

Тюрки и таджики в истории Центральной Азии

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общегоМы продолжаем публиковать некоторые статьи из сборника «Everyday Life in Central Asia: Past and Present (Повседневная жизнь в Центральной Азии: Прошлое и настоящее)». Скотт Левай (Turks and Tajiks in Central Asian History, Scott Levi) дает краткий экскурс в историю сосуществования номадических и оседлых племен Центральной Азии. Эти симбиотические отношения (то есть, сообщества жили независимо друг от друга, но нуждались в друг друге), как пишет Левай, являются определяющей чертой истории региона.

Хотя этнические идентичности современных народов Центральной Азии по большей части кристаллизировались в советский период, их история уходит в глубину веков. Работа Левая — это краткое введение, как он сам пишет, в «длительные исторические процессы, которые постепенно сложились и придали очертания этническому ландшафту региона». Обычно население региона разделяют на индоевропейское (таджики) и тюркское (казахи, узбеки, кыргызы и туркмены), хотя исторически огузские тюрки (туркмены) отличаются от кипчакских (казахи).

В то же время отношения оседлых племен с номадическим населением, хотя и базировались на четком разграничении места и вида деятельности (оседлое земледелие и пасторальное скотоводство), часто становились напряженными из-за вынужденных волн номадической миграции, когда кочевники периодически оставляли степи и поселялись среди оседлого населения. Многие факторы способствовали этому: рост населения из-за природных причин и рост спроса на пастбища, менявшийся климат, делавший временами степь непригодной для жизни, а также миграции других народов и т.д.

Таджики не были самыми ранними «аборигенами» региона, но предки таджиков заселили регион раньше других групп и археологические данные говорят о присутствии индо-иранских племен за 2000 лет до нашей эры. Индо-иранцы имели доминирующее положение в регионе на протяжении 2500 лет и положили начало различным номадическим конфедерациям в степи и оседлым империям на юге.

Множество источников о древних предках современных таджиков ведут свой отчет с ахеменидского периода. Центром Ахеменидской империи была провинция Фарс (Парс на греческом, отсюда «Персия»). Начиная с Кира и Дария (522-486 до н.э.), Персидская империя консолидировалась и расширялась. Затем с завоеванием Ахеменидской империи греками (Александром Великим в 336-323 до н.э.) начинается процесс взаимодействия греко-персидских культур.

Позже другая персидская династия Сасанидов воцаряется на огромном пространстве от Северной Африки до реки Инд в современном Пакистане. Как пишет Левай, сасанидский период (224-651) можно считать периодом «Персидского Ренессанса». Сасаниды провозгласили себя наследниками Ахеменидов и также опирались на богатое эллинское культурное наследие, привнесенное Александром Великим. Сасаниды оставили в Центральной Азии сильный след в виде зороастризма. Праздник Нау Руз (Навруз – буквально «новый день») оказался устойчивым по всей Центральной Азии и до сих пор справляется грандиозными торжествами: готовятся такие блюда как «сумалак» для женщин и «халим» для мужчин.

Расцвет Шелкового пути сопровождался развитием оживленных торговых диаспор по всей Азии. Среди них выделялись согдийские торговцы, которые играли ключевую роль в обмене товарами по всему Шелковому пути: от драгоценных камней из Памира и Гиндукуша до рабов и коней, поставляемых кочевниками, а также сибирских мехов, китайского фарфора и бесчисленных тюков шелка.

В момент расцвета согдийских культур в Центральной Азии в степях возникли новые группы номадов. В середине V века конфедерация тюркских племен с восточных сторон Алтайских гор двинулась в западном направлении и стала вытеснять кочевые иранские племена. К VI веку, когда группы кочевых иранских племен ушли в Индию, тюркские племена уже заменили их и создали Первый и Второй тюркские каганаты или империи, которые в период от 552 до 7444 годов занимали пространство от Черного моря до Монголии. В 560 году Кок-Тюркский каганат совместно с Сасанидами завоевали и разделили Центральную Азию между собой. Но данный тюрко-персидский союз просуществовал недолго: коммерческие интересы в Средиземноморье разрушили согласие и тюрки выступили против Сасанидов на стороне Византии. Хотя в этот период не было большой тюркской миграции в Центральную Азию, тот факт, что тюрки двинулись на юг, на завоевание согдийских городов, стал поворотным моментом начала длительного процесса, в результате которого тюрки станут доминирующим населением оседлой Центральной Азии, когда-то населенной иранскими народами.

Но к 651 году новые завоеватели, а с ними и новая религия, приходят в регион. Арабские войска завоевывают Сасанидские владения, и уже к 709 году Кутайба ибн-Муслим, губернатор Хурасана (северно-восточный Иран), организовывает первый поход на Бухару. Впоследствии арабы покоряют Хорезм и Согдиану и вступают в борьбу с собственно тюркскими племенами и Танским Китаем, который также предпринимает попытки экспансии в регион. В 751 году происходит знаменательная битва между танскими и арабскими войсками на северо-востоке от Ташкента в долине Талас. Исход важной битвы решил переход ряда тюркских племен на сторону арабских войск, и пройдет около тысячи лет, когда другая китайская династия вновь решится распространить свое влияние на западном направлении.

Контроль над оседлыми регионами (Мавераннахр) в IX веке консолидирует первая центральноазиатская мусульманская династия Саманидов (819-1005), известная своей просвещенностью и покровительством наукам и искусству. В это время в Центральной Азии работают такие блестящие ученые, как аль-Хорезми, Ибн Сина, аль-Бируни. Это культурное наследие Саманидов велико, но еще примечательнее был синтез ими исламской веры и персидского языка и культуры. Через персидский язык ислам быстро распространился по региону, превратив Бухару в великий центр исламской цивилизации, а исламские мистики-суфии продвигали ислам среди кочевых народов степи.

Саманиды чувствовали себя в безопасности, обеспечив защиту против своих тюркских соседей на севере в виде хорошо укрепленных крепостей (они также высоко ценили тюркских воинов – рабов и вольнонаемных — «гулямов» на персидском или «мамлюков» на арабском). Но это чувство было обманчивым и из-за экономического ослабления в X веке власть над сельскохозяйственным оазисом Центральной Азии переходит из иранских рук к более удачливым тюркским и монгольским кочевникам — династии Караханидов, Огузов (также выходцев из кочевой среды), Хорезмшахов, а позднее уже в руки монгольских династий. И так продолжалось вплоть до российской колонизации в XIX веке.

Тюрки давно обитали на саманидских территориях в качестве рабов и вольнонаемных воинов, но с приходом Караханидов началась подлинная тюркизация оседлой Центральной Азии. В течение длительного процесса тюркские языки стали доминирующими, а сами тюрки либо смешались, либо вытеснили ираноязычное население в горные территории современного Таджикистана. Этнический процесс, трансформировавший регион от иранского до тюркского, был очень постепенным, растянувшимся на тысячу лет, и по-прежнему происходит среди таджикского меньшинства современного Узбекистана.

Вероятно, самое сильное влияние на тюркизацию региона оказало переселение тюрков и монголов с севера на юг во время монгольского завоевания. Эти миграции включали и кыргызов, активных участников монгольских походов, покинувших сибирские районы и переселившихся в горы Тянь-Шаня. Эпос «Манас» включает хроники традиций и культуры кыргызского народа с их сибирского периода. Устный эпос смог сохраниться на протяжении тысячи лет, благодаря искусству манасчи.

Влияние монголов на Центральную Азия было так велико, что в течение следующих шести веков чингизиды были правящей династией во всем регионе, и происхождение от Великого завоевателя легитимизировало претензии на престол. Даже Тимур, происходивший из монгольского рода барлас, несмотря на свою неограниченную власть, управлял через подконтрольного «чингизида» и звался «зятем» монгольской правящей династии. Потомки Тимура возродили исламскую цивилизацию и реконструкцию, поддерживали развитие искусства, архитектуры и науки. Города Самарканд и Бухара вновь стали центрами науки, где студенты изучали астрономию, математику, медицину и исламскую теологию.

Тимуридов сменила новая волна тюркских номадов, на сей раз Государство кочевых узбеков Абулхаира. Это были последние кочевые племена, расселившиеся в Мавераннахре, навсегда покинув степи. Их приход значительно увеличил тюркское население, позже к ним присоединились ногайские племена с севера. Те, кто покинул узбеков и вернулся в степи, образовали государство казаков или казахов («казак», согласно Леваю, значит «свободные люди»).

Российская экспансия началась с завоеваний наследия Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным в 1550-е, и уже в 1730 году казахские Орды (Жузы) входят в подданство Российской империи. Взаимоотношения с Россией казахи рассматривали как некую форму сюзеренитета. Но впоследствии, в 1822 году политика империи меняется на более жесткий контроль казахов и лишение ханств их политической свободы, а также полное упразднение института ханства. Вторая волна расширения империи в регионе начинается с 1865 году с покорения Ташкента, который «впоследствии стал столицей Русского Туркестана». Завоевание Центральной Азии во многом объясняется военным и техническим превосходством Российской империи над когда-то грозными завоевателями и в целом завоевание региона прошло насильственно, с пролитием крови. Но Левай пишет, что не стоит забывать, что империя принесла с собой так же современную медицину, возможности в области образования и экономическую политику. В целом империя старалась сильно не вмешиваться во внутренние процессы, происходившие внутри центральноазиатских сообществ.

После революции 1917 года, в 1922 году Центральная Азия делится на республики, согласно большевистской политике национального размежевания. Этносы были «заключены» в границы, но этническая карта региона продолжалась меняться: например, в период депортации народов с Кавказа и Крыма и т.д и с резким ростом славянского населения. После распада Советского Союза последовал отток славянского населения, стали возникать споры между узбеками и таджиками о принадлежности Самарканда и Бухары, а некоторые таджики стали сожалеть о своей оторванности от древних центров иранской культуры. Политика постсоветского Узбекистана в отношении таджикского меньшинства также преследует цель постепенной тюркизации. Этнический ландшафт региона по сегодняшний день продолжает динамически развиваться.

В 2007 году издательство Университета Индианы (Indiana University Press) выпустило книгу «Everyday Life in Central Asia: Past and Present (Повседневная жизнь в Центральной Азии: Прошлое и настоящее)». В этом сборнике под редакцией Джеффа Сахадео и Рассела Занка авторы из различных дисциплин (включая таких исследователей, как Марианн Камп, Дуглас Нортроп, Морган Лью, Лора Адамс, Мадлен Ривс, Эрик МакГлинчи, Шон Робертс и др.) рассказывают, как обычные жители Центральной Азии ведут свою жизнь (в прошлом и настоящем) и переживают исторические и политические этапы. Сборник содержит истории туркменских кочевников, афганских крестьян, казахстанских ученых, кыргызских пограничников, хранителей религиозных святынь в Узбекистане.
Улан Бигожин
1.09. 2016

Источник

От кого произошли таджики?

Дети Турана и Ирана

Кадр из советского фильма «Сказание о Рустаме» по мотивам персидского эпоса Шахнамэ

Несмотря на то, что этноним «таджик» имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.
Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.
Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.
Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.
Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.
Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.

Нашествие арабов

Конный воин Сассанидов

Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли.
Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.

Монгольское нашествие

Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять.
Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.

Монголы убили не только всех жителей Хорезма, но также домашних животных и посыпали землю солью, чтобы более не ней ничего не росло! Это была плата из отчаянное сопротивление.

Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века.
А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название «таджик» и «узбек» стали синонимами и татарского воина.

Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.
Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.

Современное состояние

Источник

Насколько тюркские языки взаимно понятны?

Pierrick Jaouen, Studied Turkish and Turkic languages at INALCO

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Среди тюркских языков лингвисты выделяют четыре основные группы: Юго-Западная (Огуз), Северо-Западная (Кыпчак), Юго-Восточная (Карлук) и Северо-Восточная (Сибирский), причем последняя является особым случаем.

Взаиморазборчивость очень высока внутри каждой из этих групп, это больше проблема между говорящими из первых трех групп, и говорящий одной из первых трех групп не может общаться с говорящими из северо-восточной группы, кроме как считать от одного до десяти и обозначать некоторых очень распространенных животных, частей тела, цветов, основных прилагательных, что удивительно, учитывая тысячи километров, разделяющие эти регионы.

Северо-восточная группа представлена ​​тувинцами и саха (якутами), она географически, религиозно, культурно отделена от других групп.

Карлукские языки представлены узбекским и уйгурским.

Грамматика языков первых трех групп очень похожа, на эти языки сильное влияние оказали арабский и персидский, и часто именно с помощью этих общих заимствованных терминов можно понять многие вещи.

Я пытался общаться на турецком с уйгурскими носителями, и у меня получались какие-то базовые разговоры, это очень стимулирует и захватывает, учитывая расстояние между Стамбулом и Урумчи.

Для говорящего по-турецки я бы сказал, что рейтинг других тюркских языков по возрастающей сложности выглядит так:

Я так понимаю, что с предварительным знанием турецкого языка, погружением в языковую среду и одним месяцем интенсивного изучения любого из других тюркских языков в первых трех группах вы уже должны перейти на уровень выше среднего B2+.

Я рекомендую прочитать «Grammaire de la langue turque» Жана Дени, поскольку он блестяще сравнил все эти разные языки с турецким.

Пример слова «Медведь» на разных тюркских языках:

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Древний тюркский: ayıg
Современный турецкий: ayı
Азербайджанский: ayı
Туркменский: ayı
Татарский: ayu
Крымскотатарский: ayuv
Казахский: ayu
Уйгурский: éyiq
Узбекский: ayiq

Ali Suat Ürgüplü, knows Uzbek

Что касается туркменского (огузского языка), турки не могут понять его, когда говорят:

1) туркмены произносят s и z как th в мыслях и мыслях соответственно;
2) словарный запас на удивление отличается.

При этом понимание письменного текста (при использовании латинского алфавита) намного выше. Большинство турок могут без проблем читать по-азербайджански, могут немного понимать гагаузский, крымскотатарский и даже туркменский языки, и могут как бы понимать суть того, что происходит на узбекском и уйгурском языках. Казанско-татарский, башкирский, казахский и киргизский сложнее, хотя и там многое можно узнать. Тувинский и алтайский могут быть идентифицированы как тюркские, но очень редко смысл предложения (или короткого отрывка) угадывается более или менее правильно. В якутском и долганском языках то, что удаётся понять, по большей части является странным. Чувашский язык практически на 100% непонятен даже в письменной форме.

Носители одного тюркского языка карлукской, кипчакской или огузской групп могут свободно заговорить на любом другом из одной из этих групп в течение нескольких недель или в лучшем случае двух-трех месяцев при обширном изучении и тщательном изучении крошечных, но многочисленных различий. Другие должны учиться так же тщательно, как англичанин изучает любой другой германский язык.

Надеюсь, это поможет.

Я говорю по-турецки в Стамбуле.

Fatih Mehmet Kaya, interested in Turkic languages

Есть две основные ветви тюркских языков:

1. Общетюркский (также известный как шаз-тюркский): большинство тюркоговорящих, включая турок, казахов, узбеков, попадают в эту группу.

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Общетюркский далее разветвляется на сибирский, карлукский, кипчакский и огузский языки, которые ближе друг к другу.

Общетюркские языки в некоторой степени частично взаимно понятны.

Общность между турецким, гагаузским, азербайджанским и туркменским (огузскими языками) составляет от 60 до 100 процентов в зависимости от говорящего. (Следует также отметить, что турецкий и азербайджанский турецкий могут также рассматриваться как диалектный континуум одного и того же языка, а не как отдельные тюркские языки). То же самое можно сказать о казахском, каракалпакском, ногайском и кыргызском (группа кипчаков), а также между узбекским и уйгурским (карлукская группа).

Между несибирскими общетюркскими группами (огузами, кипчаками и карлуками) этот показатель может снизиться (от 30 до 60 процентов). Например, говорящий по-турецки может понимать казахский примерно на 40% более или менее. (Заметным исключением является крымскотатарский язык, кипчакский язык, на который сильно влияет турецкий (огузский язык). Турецкие носители могут не испытывать затруднений с пониманием крымскотатарского).

Наконец, сибирские общетюркские языки, такие как якутский (саха) и долганский, почти (но не полностью) непонятны для несибирских общетюркских (мой опыт как говорящего по-турецки составляет от 5% до 20%) языков.

Между тюркскими языками в разной степени существует взаимопонимание. Например:

Даже если между некоторыми тюркскими языками существует низкая степень взаимопонимания, их носители все равно могут вести простой разговор в повседневных жизненных ситуациях, таких как покупка, продажа, поиск дороги, разговор о погоде, просьба о помощи, неотложные ситуации, больница, аптека, заказ еды в ресторане, покупка билета и другие базовые повседневные жизненные ситуации. Но они должны говорить медленно и использовать короткие предложения.

Sam Snow, Witnessing an amusing universe for some time now

Я выучил стамбульский турецкий (сильно стилизованный огузский диалект) в детстве, и он стал моим третьим языком. Я говорю на нем с сильным акцентом, особенно после долгих перерывов в использовании. Иначе я легко могу сойти за стамбульца.

Я заметил одну интересную вещь: мя могу «расшифровывать» тюркские языки, отличные от «стамбульского» турецкого, лучше, чем многие местные турки.

Я не специалист по языкам, но у меня есть ощущение, что, поскольку моя турецкая речь менее «автоматическая», чем у уроженца Турции, это дает мне больше подвижного пространства для декодирования предложений других тюркских диалектов, чем у местного турка. Например, казахский язык (другая ветвь от огуза) звучит для меня легче для понимания, чем для кого-то из Турции.

Я не знаю, действительно ли такой рефлекс «предварительной фильтрации» существует у «псевдо-аборигенов» вроде меня, или это моя уникальная особенность, но это хорошо помогает мне.

Как носитель турецкого языка, я понимаю только азербайджанский, крымскотатарский и немного гагаузский. Все остальные языки звучат как тарабарщина с несколькими турецкими словами, произнесенными с очень сильным восточным акцентом. Особенно те, чьи лингвистические связи с турецким языком самые слабые (например, тувинский, алтайский и якутский), звучат для меня так же непонятно, как арабский или вьетнамский.

Даже в трёх языках, которые я вроде как понимаю, часто есть существенные различия, которые приводят к проблемам в разборчивости.

Именно это опровергает утверждение о том, что «все тюркские языки взаимно понятны, поэтому все они должны считаться диалектами одного языка», часто выдвигаемые турецкими ультранационалистами (которые, к сожалению, составляют около 75% всего населения). И только потому, что я опровергаю их нелогичные утверждения фактами, меня часто называют «предателем». Смешно!

Gafur Kurbanbayevich Tajibayev

Иногда мне кажется, что мне нужно быть тюркологом :))

Я этнический узбек, уроженец Северного Туркменистана, старого Хорезмского района, соседнего с каракалплаками.

По-моему, если вы говорите более чем на одном из тюркских языков, вы можете понять почти все из них. Когда знаешь суть этих языков, понимаешь, что они очень похожи внутри, и трудно поверить, что один тюркоязычный не понимает других.

Источник

Турки и таджики что общего

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ну какой же тут вопрос? Вопроса никакого нет. Таджики хуже и опасней. Вчера вечером, в Жуковском, на дистанции 300 метров от магазина до дома, встретил две милых семейки, в каждой по толстой ханум и по двое-трое бала-кызымок. Правда, азеры, а не таджики, но это дела не меняет. Того и гляди, мечеть начнут лепить.

Турки приехали и уехали. Эти оседают насовсем. Мужиков-то в случае чего вышибем, а куда эти курятники девать?

Рецепт ясен. Нужна твердость доктора. Но доктор заинтересован не в здоровье больного, а в бабле.

> Рабочие места реально надо им создавать.

С четким социализмом были проблемы уже и у нас на Кубани. Не следует же из этого что Кубань надо изгнать или обложить проволокой.

Поясните, пожалуйста, какие проблемы с социализмом были у вас на Кубани?

И что Вы называете нерусским вариантом, западным лекалом (не ясно, к чему относится это Ваше замечание)?

Ну и, совершенно верно, рабочие места там. Возможно, с турками в этом дело. Нафига им ехать в Москву, если русские к ним в Анталью сами приедут отдыхать и деньги свои привезут. Туриндустрия создала в Турции достаточно рабочих мест. А ещё автосборочные производства. Пройдитесь по московским автосалонам, поинтересуйтесь, где собирают продающиеся там «корейские», «французские» и прочие иномарки. Очень немаленький процент будет турецкой сборки.

Глазьев давно пропагандирует повысить законодательно установленный минимум зарплаты. Почасовой установить. Чтобы никакой, самый грязный труд не стоил бы менее прожиточного минимума. Чтобы на самую поганую работу работодателю было выгоднее брать русского, а не таджика: деньги платить те же, так русский хоть дело сделает поквалифицированнее.

Но это надо делать так, чтобы контроль за работодателями был нешуточный, чтобы обойти этот минимум они боялись пуще огня. Это при нынешней власти, как мне думается, утопия.

Источник

Таджики

Содержание

Этноним

Происхождение термина. Этногенез таджиков

Приложение этнонима «таджик» к оседлому персоязычному населения в Средние века было известно также на западе, на территории современного Ирана, но к Новому времени оно в целом было забыто, в ряде областей севера страны не выдержав конкуренции с синонимичным тюркским термином «тат», распространённому прежде всего у огузских народов. Тем не менее до сих пор оседлое население Фарса зовётся «таджиками» в устах не только кашкайцев, но и луров.

В средневековой литературе. История таджиков

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Таджики составляли основную массу населения в восточной и южной части Бухарского ханства [18]

В классической персидской литературе термин таджик чаще упоминается именно как противопоставление тюрку. Например, Саади пишет:

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общегоشاید که به پادشه بگویند
ترک تو بریخت خون تاجیک

Šāyad ki ba pādšāh bigōyand
Turk-i tu birēxt xūn-i Tāǰīk

Следует сказать шаху:
«Твой тюрк пролил кровь таджика».

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Современное употребление

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

В Китайском Синьцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского (таджикского) языка.

Расселение

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской (на севере) и пуштунской (на юге) этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской (преимущественно карлукоязычной) и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала.

Таджикоязычные города

Из них особое положение занимает Душанбе — столица Республики Таджикистан, созданная в отличие от остальных городов, ведущих свою историю со Средневековья или со времён Античности, в советский период. Из 679,4 тыс. населения Душанбе 83,4 % (566 тыс.) составляют таджики.

Северные таджики (Таджикистан и Узбекистан)

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Носители северотаджикских говоров таджикского языка населяют области к северу от Памиро-Алайских гор и некоторые прилегающие районы к югу от него: Ферганскую долину, бассейн Сырдарьи, Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Варзоба, — расположенные в Согдийской области, Варзобском и Гиссарском районах Таджикистана, Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской, Ташкентской, Наманганской, Ферганской областях Узбекистана, а также прилегающих районах Киргизстана. Традиционно в этих областях таджикское население живёт чересполосно с узбекским. Основные таджикские ареалы на севере: Бухарский оазис (Бухара, Гиждуван, Ромитан и др.), Самаркандский оазис (Самарканд и окрестности), Чуст, Касансай, Байсун, Дербент, Верхний Чирчик (Брич-Мулла) — в Узбекистане; Худжанд, Канибадам, Исфара, Истаравшан, Ашт, Пенджикент, Варзоб — в Таджикистане.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

Проблема таджиков в Узбекистане. Тюркизация Средней Азии

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Турки и таджики что общего. Смотреть фото Турки и таджики что общего. Смотреть картинку Турки и таджики что общего. Картинка про Турки и таджики что общего. Фото Турки и таджики что общего

Советская и постсоветская «узбекизация» таджиков Узбекистана является продолжением давнего исторического процесса тюркизации оседлого населения оазисов Средней Азии и вытеснения персоязычия в пределы городов или отдалённые горные области. Вытеснение персо-таджикского языка происходило и со стороны других тюркских языков, например, древний персидский город Мерв (Мары) перешёл на туркменский язык в XVII веке. Этот процесс особенно усилился в XIX веке, и был остановлен только созданием Таджикской ССР с персоязычной элитой.

Южные таджики (Таджикистан)

Южные таджики занимают районы Таджикистана к югу от Душанбе в долинах Кафирнигана, Вахша и Пянджа: Гиссар, Каратегин, Хатлон (Куляб, Курган-Тюбе), Дарваз, Ванч и др. Отдельные таджикоязычные кишлаки располагаются также на Памире в ГБАО. В Гиссарской долине и Хатлоне таджикские кишлаки также сильно перемешаны с узбекскими.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

Таджики Афганистана

Таджики составляют большинство в северо-восточных и западных провинциях Афганистана: Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Панджшер, Каписа, Баглан, Гор, Бадгис, Герат. Значительные группы таджиков населяют также другие провинции страны (за исключением провинций Нуристан, Нангархар, Хост, Забуль). Как и в Средней Азии, таджикские этнические области сильно разобщены как пустынными областями, так и этнической территорией узбеков, туркменов, пуштунов, хазарейцев, чараймаков и др.

Таджиков Афганистана можно разделить на следующие группы:

Таджики Пакистана

Таджики в России

Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу (с 1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.

Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся некоторому влиянию узбекского и русского языков.

Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».

Религия

Особые группы составляют фарсиваны запада Афганистана — преимущественно шииты и таджики Памира, вслед за памирскими народами исповедующие исмаилизм.

Физические особенности

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков [источник не указан 96 дней] ). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Известные представители

Здесь приведены известные таджики по месту рождения.

Таджикистан

Афганистан

Узбекистан

Россия

Примечания

Islam Karimov. President of Uzbekistan since 1990. Born on 30 January 1938 in the southern city of Samarkand to a Tajik mother and an Uzbek father, Karimov lost both his parents at a young age grew up in an orphanage.

As with many Samarkand «Uzbeks», Karimov has Tajik blood as well, and it is said that his mouther was Tajik.

He was born of an Uzbek father and a Tajik mouther and raised in a Soviet-run orphanage.

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Таджики» в других словарях:

ТАДЖИКИ — (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

ТАДЖИКИ — (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Современная энциклопедия

ТАДЖИКИ — народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ — ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ — ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАДЖИКИ — (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики — (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики — представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ — представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

таджики — ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *