Тургенев отцы и дети о чем заставляет задуматься
О чем заставляет задуматься роман «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Уважаемые читатели интернет-журнала Литеровед, в сочинении на тему «О чем заставляет задуматься роман «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)» мы расскажем вам, какие мысли рождаются в нашей голове при чтении известного шедевра русского классика.
Роман «Отцы и дети», над которым русский писатель И.С. Тургенев работал в течение года, с августа 1860 по август 1861, стал одним из самых известных произведений в творчестве писателя. Оно заставляет читателей задуматься над многими важными проблемами, которые волновали автора. В центре внимания писателя – крестьянская реформа, отношение к которой у разных общественных слоев разное. В основе конфликта лежит столкновение либерально настроенных дворян и революционных демократов. Каждая из противодействующих сторон имеет свою правду.
В основном все разговоры, споры, дискуссии связаны со спором Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Нигилист Базаров отвергает устаревшие понятия аристократов, он стремится к активной практической деятельности вместо пустых слов, провозглашает совершенно иные, чем у дворян, принципы. Другие моменты произведения, другие проблемные вопросы остаются, на мой взгляд, в тени. Меня, например, роман «Отцы и дети» заставляет задуматься не только об отношениях между разными поколениями, но и между родителями и детьми.
Издавна так было заведено, что каждое новое поколение перенимало опыт и традиции предыдущих поколений. Так передавались и сохранялись нравственные ценности, быт, культура, традиции. Однако время не стоит на месте, поэтому новые поколения добавляют к опыту своих предков что-то новое, что-то свое. Следя за спором Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, представителей двух разных поколений, мы во многом не соглашаемся с последним. Герой гневно отзывается о принципах аристократов, считает их бесполезным, никчемным, следовательно, ненужным классом. О русском народе Евгений Базаров отзывается как о забитом, суеверном, необразованном, эти недостатки мужиков он глубоко презирает. Как нигилист, он отрицает любовь, литературу, искусство, называет природу не храмом, а мастерской. Герой не видит никакой пользы в произведениях великого Рафаэля, итальянского живописца, утверждает, что художник не стоит и медного гроша, не лучше он отзывается и о новых мастерах изобразительного искусства. Имя поэта А.С. Пушкина, как и произведения великого классика, не приводят его в восторг, не трогают его душу. Евгений Базаров искренне считает, что «порядочный медик» во много раз лучше всякого поэта. С такими утверждениями героя об искусстве и литературе невозможно согласиться. И природа, и картины великих художников, и произведения известных писателей и поэтов – это источник прекрасного настроения и сил. Наслаждаясь красотой природы, человек забывает о жизненных невзгодах, неурядицах. На лоне природы уходит из сердца печаль, тоска, душа наполняется тихой радостью, умиротворением, покоем, хочется созерцать прекрасные, величественные картины окружающего мира вечно. Точно так же вдохновляют, радуют, дарят покой и произведения искусства и литературы. Ими, как и картинами природы, можно любоваться, наслаждаться, получать эстетическое удовольствие. Кроме того, литературные произведения не менее поучительны, чем научные книги. Писатели и поэты передают жизненный опыт своим читателям, на примере героев учат добру, справедливости, верности и милосердию, мужеству и стойкости.
Отрицать любовь, как это делает главный герой произведения, не верить в ее существование или возможность не контролировать чувства, по-моему, тоже не совсем разумно. Нельзя отрицать существование того, что является неотъемлемой частью человеческой жизни. Многие выдающиеся личности и простые смертные испытали силу любви на себе. Писатели и поэты воспевали это прекрасное чувство в своих бессмертных произведениях, доказывая, что любовь была, есть и будет и что человек живет во многом только благодаря ей. Великие композиторы вдохновенно рассказывали о любви в своих гениальных произведениях, а талантливые художники на своих творениях передавали все краски любви. Правители и полководцы посвящали любимым женщинам свои победы. Перед великой силой любви не может устоять никто: ни генералы, ни цари и императоры, ни простые люди. Не устоял и Базаров, который полюбил Анну Сергеевну Одинцову, молодую помещицу-вдову. И все то, что герой так рьяно до этого отвергал, наполнило своим содержанием все существование Евгения и доказало его неправоту.
Наблюдая за отношением Базарова к родителям, невольно задумываешься и о своем отношении к родным. Главный герой приехал к Василию Ивановичу и Арине Власьевне вместе с Аркадием из Марьино и провел в родном доме всего несколько дней, в течение которых родители не знали, куда усадить дорогих гостей, чем их угостить и как развлечь. Старики Базаровы – люди добрые, гостеприимные, видно, что они очень любят своего единственного сына, нежны к нему. А Евгений словно не чувствует этой любви, не понимает родительской ласки, тяготится их чрезмерной опекой, поэтому спешит уехать из родительского дома. Его уезд огорчает старших Базаровых, но они понимают, что сын – взрослый мужчина, «отрезанный ломоть» и сидеть со стариками не может. Так и мы, повзрослев, бежим из родного гнезда в далекие города и страны, спешим повидать мир, познакомиться с новыми людьми, неизведанными уголками природы, забывая позвонить родным, написать, словно это не люди, а бессмертные существа. А когда наступает момент, когда родители покидают этот мир, мы начинаем глубоко раскаиваться в том, что уделяли им так мало внимания, отвергали их нежную заботу о нас, редко беседовали с ним по душам, радовали своим присутствием.
Роман «Отцы и дети» — произведение, которое не только рассказывает о переломном моменте русской истории, о столкновении сторонников революционного и реформаторского путей борьбы с крепостничеством, но и заставляет читателей задуматься о многих проблемах общества, которые остаются актуальными во все времена. Проблема семейных ценностей, отношения человека к природе, любви, произведениям искусства и, конечно же, проблема отношения между людьми разных поколений всегда волновали и будут волновать человеческие умы и сердца, однако у каждого поколения находится своем решение этих проблем, свои ответы на одни и те же вопросы, которые часто задает нам жизнь.
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”?
Всякий человек сам себя воспитать должен.
“Отцы и дети” – одно из лучших произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. О чем этот роман? О противоречиях, всегда возникающих между двумя разными поколениями, – поколениями “отцов” и “детей”? О спорах между двумя различными идеологиями, двумя культурами, двумя классами?
На первый взгляд, именно на этих спорах и противоречиях строится основной сюжет произведения Тургенева.
Проблема “отцов” и “детей” не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта – одна из вечных тем, остающихся актуальными во все времена. Но, раскрывая ее, автор не ограничивается всего лишь описанием споров между представителями старшего и младшего поколений.
Он рассматривает этот вопрос, проникая в самую глубь проблемы, включающей в себя целый ряд нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных
Молодые хотят изменить мир, хотят двигаться вперед, развиваться, совершенствоваться и свергать те отжившие постулаты, которые мешают им на пути к цели. Позиция каждого из них оправданна. Но как же им прийти к взаимопониманию, как сохранить семейные узы, как не утратить в этой борьбе свою душу? Вот над чем заставляет задуматься нас И. С. Тургенев. “Каков батька, таковы и детки”, – гласит народная пословица.
Почему же в реальной жизни все оказывается наоборот? Родные, близкие друг другу люди не понимают друг друга, превращаются в злейших врагов и не могут, да и не хотят найти компромисс. Родители навязывают детям свою мораль, свои жизненные принципы, которые не всегда оказываются достойными подражания. Дети отрицают и высмеивают эти принципы, задевая отцов за живое.
В то же время кровные узы не позволяют детям окончательно порвать со старшим поколением. Это наиболее ярко видно на примере отношения Евгения Базарова к своим родителям. Внешне герой стремится показать свое равнодушие. Но что чувствует он в глубине души?
Любовь? Жалость? Благодарность зато, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности?
Думаю, все эти чувства присутствуют в душе Евгения. Почему-то, в силу своих ошибочных убеждений, он считает постыдным проявление нежных чувств к родителям. Хотя самому себе признается, что на таких, как они, на силе их души, на их вере и любви держится Россия.
“Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию. Но ведь начало этого воспитания положили именно родители. А Евгений, став взрослым и определив свою жизненную. позицию, отдалился от них, перестал их понимать, принимать такими, какие они есть, прощать им их наивность, оплошности, ошибки.
Так о каком же воспитании, а точнее, самовоспитании, может тогда идти речь, если герой отбросил самый важный нравственный аспект – любовь и уважение к старшим, к тем, кто вырастил его и открыл ему дорогу в жизнь?
Развивая тему “отцов” и “детей”, Тургенев идет дальше в своих философских размышлениях. В спорах между поколениями нам открывается сущность самых важных Вопросов в жизни каждого человека. В столкновениях героев между собой, а главное, с живой жизнью, природой, любовью, искусством, проходят проверку все принципы и убеждения персонажей.
И мы вместе с ними понимаем, что в жизни существуют вещи, которые не зависят ни от времени, ни от общественного устройства, ни от взглядов и стремлений отдельно взятого человека. Они просто существуют, силой своей истинности обезоруживая всякого, кто позволил себе усомниться в них. Такую довольно жестокую, но справедливую проверку устроила жизнь Евгению Базарову.
Он осмелился отрицать поэзию, искусство, музыку. Но искусство оказалось сильнее его. Потому что настоящее искусство – бессмертно. Он попытался выступить против природы, утверждая, что она не храм, а всего лишь “мастерская”.
Но природа показала свою власть не только над характером героя, но и над самой его жизнью. Писатель убеждает нас в могуществе, вечности и величии природы, рисуя великолепные русские пейзажи: “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, травы”.
Природа способна управлять всем на земле, даже душой человека, его настроениями, его мыслями и чувствами. Евгений Базаров отрицал даже любовь. Но, увидев Одинцову, он был вынужден поступиться своими принципами, поддавшись романтическому чувству.
И это Базаров, который отрицал романтику вообще! На этом примере автор дает нам понять, что какие бы смелые мысли ни высказывал человек по отношению к чувствам, жизнь всегда расставит все по своим местам. Потому что сердце не всегда согласно выслушивать доводы разума. И такие чувства, как любовь, не поддаются никакому расчету.
Герой Тургенева пытается все объяснить с точки зрения логики и материальных критериев. Но сам же противоречит себе в своих рассуждениях: “Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста!
Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения – это все едино”. Ощущения!
Ведь он не оставляет права на существование никакому чувству, никаким душевным порывам. А сам руководствуется именно ими!
Таким образом, шаг за шагом разоблачая нигилистские взгляды своего героя, автор заставляет нас задуматься над вечными нравственными ценностями, такими как уважение к старшим, любовь, дружба, сочувствие, чувство прекрасного. Он также указывает нам на значение для духовного развития человека искусства, литературы, музыки, живописи. Он вселяет в нас восторженное отношение к природе, воспитывает умение ценить красоту и беречь эту красоту – как вокруг себя, так и в своем сердце.
И. С. Тургенев и его роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.
Related posts:
Сочинение: О чем заставляет задуматься роман «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.12.2019 · Обновлено 16.12.2019
(354 слова) Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» заставляет читателя задуматься над извечными проблемами человечества. Это не только конфликт отцов и детей, но также столкновение людей старых и новых взглядов. Мне очень понравилась книга, потому что автор не дает ответа на заданные вопросы, а предоставляет нам самим сделать выбор. Было интересно проникнуться атмосферой дворянской эпохи в жизни России, когда аристократы противостояли новой силе — революционно настроенным разночинцам. Видя их жизнь, слушая их разговоры, мы можем выбрать фаворита и свою сторону баррикад. Это здорово.
Чему учит роман «Отцы и дети»? Я думаю, тому, как важны в жизни людей вечные ценности. Как бы мы ни отрицали семью и любовь, без них вымрет даже самое прогрессивное человечество. Но Тургенев не был бы Тургеневым, если бы не рассмотрел психологизм чувства. Автор превосходно раскрывает в любви глубинные черты героев, проверяет их истинную сущность. Взгляды Евгения не прошли эту проверку, потому что были несовершенны и однобоки.
Мое отношение к роману «Отцы и дети» можно сравнить с восторгом. Я прочитала его с упоением. Эта книга заставила меня задуматься над важными жизненными проблемами, пересмотреть свои взгляды на отношения в семье. Научила меня по-другому смотреть на мир и старшее поколение. Думаю, теперь я стану более терпимой и понимающей собеседницей для своих родителей.
Тургенев отцы и дети о чем заставляет задуматься
И.С. Тургенев написал роман, смысл которого будет актуален всегда. Он не писал его для обличения крепостного права или какой-либо политической партии. Иван Сергеевич создал его для того, чтобы самим разобраться в столкновении двух поколений. Он прекрасно понимал, что аристократия изжила себя, хотя и сам принадлежал к ней.
Нигилизм только зарождался и был новым понятием, но он не отрицал его, а пытался разобраться. Поэтому его произведение не восприняли ни либералы, ни демократы-революционеры. По этому поводу Тургенев написал: «От иных комплиментов я бы рад был провалиться сквозь землю, иная брань была мне приятна».
Сначала кажется, что «Отцы и дети» – это роман только о конфликте между двумя поколениями. Но чем больше ты вчитываешься, тем сильнее понимаешь, что здесь также заложена более глубокая, более сильная проблема – внутренние противоречия Евгения Базарова – центрального героя данного произведения. Я называю его «роман-современник» из-за того, что он раскрывает насущные и вечные проблемы.
Базаров – нигилист. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Нигилист до мозга костей, который даже при смерти не отрекается от своих принципов. Аристократия для него люди – отжившие свой век, которые уже ушли в прошлое. Искусство презирает и «Рафаэль гроша медного не стоит». Он твердо уверен в том, что все чувства, в том числе и любовь, легко подчиняются науке. И если я согласна с ним насчет аристократии, то его мнение об искусстве и чувствах кажутся мне чуть ли не абсурдными, хотя я и понимаю его. Точно мои мысли передал Д. Писарев в своей статье «Базаров»: «Базаров завирается… Он с плеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает».
Я была искренне рада, когда после встречи с Анной Одинцовой, Евгений усомнился в своих взглядах. Его ввело в смятение, как аристократка могла понимать его и быть столь умной. Чем больше он проводил с ней времени, тем скорее понимал, что любит ее. Получилось так, что чувства совершенно противоречили его принципам. Базаров оказался в смятении, он одновременно пытался понять любовь к Одинцовой, но не отступал от своих убеждений. Я понимала, что для человека, стоящего на своем, это очень тяжелое испытание, но мне хотелось, чтобы он испытал эти чувства, прежде чем так легко отмахиваться от них.
Закончить я бы хотела словами Д. Писарева: «Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».