Тургенев бежин луг чему учит рассказ
Чему учит произведение «Бежин луг» Тургенева?
В рассказе «Бежин луг» Тургенев во главу угла поставил описание живых детских образов на фоне замечательных русских пейзажей. Все пятеро маленьких героев отличаются друг от друга, как чертами лица, так и характерами. Автор подробными описаниями персонажей пытался привлечь внимание читателей к простым людям, которые неразрывно связаны с природой.
Тургенев через образы простых деревенских детишек учит нас дорожить своей землей и людьми, которые на ней проживают. Даже у бедных людей имеется свой внутренний мир и настоящая русская душа. Автор призывает ценить красоту природы и учит бережному к ней отношению, а также учит читателей уважительно относиться к людям, которые являются частью окружающего нас мира природы.
В рассказе Иван Тургенева «Бежин луг» действие описывается словами охотника-автора, который путешествуя по полям и лесочкам увлекся процессом и не успел вернуться до темноты. В темноте все окружающее приобрело незнакомые очертания и охотник приблудился к мальчикам, сторожившим коней в ночном. Половину ночи ребята рассказывали друг другу страшные истории, как это принято по ночам, играя на страхах друг друга, а потом заснули. Утром охотник легко вспомнил где находится и ушел.
Этот рассказ прекрасная зарисовка о деревенской жизни, которая учит тому, что в самом простом можно увидеть прекрасное. Что можно быть счастливым и жить полноценной жизнью не имея домов и больших денег. Этот рассказ учит нас, что общение с природой уравнивает людей и становится уже не важно, сколько им лет, какого они происхождения и во что обуты.
Бессмертное произведение под названием «Бежин луг» писателя И.С. Тургенева учит нас в банальных и обыденных вещах замечать прекрасное. Ведь можно быть счастливым не имея огромных богатств, а просто радуясь простой жизни. Нужно замечать красоту природы и любоваться ею. И радоваться тому, что имеешь, благодарить судьбу за все, что она тебе дает.
Если же и углядывать в произведении мораль, то я бы сделала акцент на Павлуше, который спустя некоторое время погиб, упав с лошади. Автор подчеркивает: «Он не утонул». Вспоминая тот самый ночной водоворот ребяческих историй, мы можем понять, что и этот мальчик был склонен бояться нечисти, хотя вот волков не испугался. Так, пойдя за водой, он будто слышал, как из воды его зовет кто-то голосом мальчика-утопленника по имени Вася.
Но не Вася утащил его в воду, а, возможно, ребяческая неосмотрительная прыть привела Павлушу к трагическому исходу.
Это скорее зарисовка, красивая и успокаивающая, уютная. И охотнику уютно слушать деревенских ребят с их страшилками, и им нравится сидеть, слушать ночь и рассказы и немного пугаться.
Данное произведение, учит нас тому, что человека, к какой возрастной группе он бы не принадлежал, счастливым может сделать, простоеи и непосредственное общение. При этом найти его можно, порой совершенно случайно, как главный герой данного рассказа, который как казалось заблудился, но встретив простых деревенских мальчишек, отлично и очень позноватьльно, провел с ними время, вспомнил свою молодость послушав их страшилки и совершенно не чувствовал себя одиноким. Ну а на утро, когда он отдохнул и набрался сил в их компании, он с легкостью соринтировался в пространстве и вышел на нужную ему тропу.
Ребята рассказывают страшные истории, пытаясь напугать друг друга и нагнать страха. У некоторых это получается, а некоторые непоколебимы до конца. Утром же все становится видимо и мужчина с легкостью находит дорогу домой.
В рассказе «Бежин луг» не стоит искать какой-либо морали, ее там нет, это не басня. Произведения искусства не призваны чему-то учить. Они призваны пробуждать ум, сердце и душу, чтобы человек чувствовал и любил этот мир так, как его чувствует и любит художник.
Мне кажется, что рассказ «Бежин луг», в котором герой попадает на ночёвку к крестьянским детям-подросткам, просто даёт нам картину жизни народа, детского восприятия этой жизни и природы.
В общем-то, получается, что автор показывает читателю внутренний, духовный мир русского крестянства.
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» замечательное произведение. Оно учит многому, прежде всего тому, что нужно не обращать внимания на мелкие неприятности и неурядицы, а наоборот,видеть прекрасное в обычных вещах, как это делают многие творческие люди, например, художники, поэты, писатели, фотографы. Главная мысль здесь в том, что нужно любить мир и природу. Если бы все это понимали, то было бы намного больше счастливый людей на земле.
Произведение Ивана Сергеевича Тургенева бессмертны потому, что они не теряют актуальности даже в нашем современном мире, где многое изменилось со времен писателя. «Бежин луг» очень интересный и увлекательный рассказ. Он учит тому, что необходимо ценить прекрасное в этом мире, любить природу, жить в гармонии с ней и восхищаться ее красотами.
На мой взгляд, трактовать смысл рассказа «Муму» (кстати, теперь это произведение чаще называют повестью) следует намного шире.
Да, безусловно, основной конфликт произведения разворачивается вокруг собачки немого дворника Герасима, который в силу своего врождённого недостатка только и мог произносить нечто похожее на мычание и подзывал свою любимицу этим «муму», отчего и стали все называть собаку Муму, а ласково – Мумуней.
Барыня приказала собаку истребить, Герасим пытался её спасти от гнева хозяйки, но после неудачных попыток скрыть её в своей каморке ему пришлось подчиниться.
Но мы ведь имеем дело с художественным произведением, а не с обычной житейской историей, которая, кстати, и была положена в основу рассказа. А в художественном произведении есть идея, использованы определённые средства выразительности для её воплощения, поэтому объяснять название только кличкой собаки и тем, что Герасим ничего больше произносить не мог, было бы неверно.
Со школьных лет мы знаем, что рассказ направлен против крепостного права. Крепостное крестьянство России было великой силой, но бесправной и безмолвной в том смысле, что противоречить приказам своих господ крестьяне не имели права и молча терпели их произвол. Могучий, сильный Герасим, взятый по прихоти барыни из деревни в Москву, символизирует силу народа, его немота – символ бесправия.
И. С. Аксаков, прочитавший рассказ ещё в рукописи, так отозвался о его главном герое и символическом значении его образа:
Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но обратим внимание на финал произведения:
Почему Тургенев трижды в одном предложении повторяет слово по-прежнему? Да потому, что даже самовольный уход Герасима не освободил его от крепостной зависимости, от рабства.
Таким образом, в названии «Муму» надо видеть не только частный случай (кличка собаки, связанная с невозможностью её хозяина говорить), но и более глубокий смысл: название и главный герой произведения символизируют весь российский крепостной люд, униженный, абсолютно бесправный, но безмолвно сносящий эти бесправие и унижения.
Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)
Автор: Guru · 10.09.2018
Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Тургенев И. «Бежин луг» Читательский дневник, краткое содержание
Тургенев И. «Бежин луг» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Название: «Бежин луг»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Удивительные истории
Число страниц: 17
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказчик заблудился и набрёл на крестьянских мальчишек, стерегущих лошадей. Они рассказали много удивительных историй.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказчик заблудился в долине вместе со своим псом и долго бродил ночью по холмам. Внезапно он подошёл к мальчишкам, которые пасли лошадей. Их было пятеро (Ильюша, Павлуша, Ваня, Федя, Костя). Они всю ночь рассказывали легенды и разные истории. Утром рассказчик ушёл от спящих ребят, он смог попрощаться лишь с проснувшимся Павлушей, который вскоре погиб, упав с лошади.
Понравившийся эпизод:
История про «небесное предвидение» была особенно интересной и увлекательной! Кто же этот Тришка?!
План произведения для пересказа:
Главная мысль рассказа:
Очень важно любить природу так, как рассказчик и дети.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит любить окружающий мир и побольше времени проводить на природе.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Рассказы мальчиков были очень увлекательные, а иногда и страшные! Легенды о русалках, мертвецах и Тришке были особенно интересны.
Новые слова и выражения:
Осинник – осиновый лес
Ягдтаж – охотничья сумка
Пословицы к произведению:
Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Бежин луг читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Иван Сергеевич Тургенев – классик русской литературы, писатель-реалист, пропагандист русской литературы на Западе. Рассказ «Бежин луг» написан в 1851 году, входит в цикл под названием «Записки охотника» (читайте по теме: Краткая биография Тургенева: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Пятеро детей отправляются в «ночное» на Бежин луг: они должны стеречь табун пасущихся лошадей.
2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.
3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.
4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.
5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.
6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.
Главные герои
1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.
2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.
3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.
4) Ильюша – примерно 12 лет, подслеповатый, с желтыми торчащими волосами, в лице читается «тупая болезненная заботливость».
5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.
6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.
Главная мысль
Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.
Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Находить прекрасное в том, что тебя окружает, ощущать себя частью природы. Автор хочет донести до читателя мысль, что надо с уважением относиться к народной мудрости. Ещё рассказ учит любить родной край, быть приветливым к путникам.
Пословицы
1) Рощи да леса – родного края краса.
2) Душой измерь, умом проверь – тогда и верь.
3) Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил.
Отзыв
Описания природы у Тургенева такие поэтичные, что мысленно переносишься в описываемое место. А детей вроде бы жалко, но с другой стороны им можно позавидовать. Позавидовать свободе, самостоятельности, умениям. Жалко потому, что плохо одеты, потому что вынуждены работать. Если бы они могли учиться, вряд ли верили бы в страшные истории про нечистую силу.
Анализ рассказа «Бежин луг»
Год написания и публикации – Произведение написано в 1851 г.
История создания – В 1846 г. Тургенев часто ходил на охоту. Он отдыхал в имении своей матери, и несколько месяцев не прикасался к писательству. Возвратившись в Петербург, он узнал, что поменялся состав редакции «Современник». Писателю было предложено печатать свои произведения в журнале. Так появились «Записки охотника», в которые и входит рассказ «Бежин луг».
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости жизни присущи всем людям, и дворянам, и крепостным. Они проявлены в простых вещах – в ночном разговоре ребят у костра, в их дружбе, рассказах. Охотник и дети наслаждаются прекрасной летней ночью, они как бы вплетены в нее. И нет различия между человеком и природой.
Тема – Единство природы и человека. Человек – это гармоничная часть природы.
Проблема – Человек не всегда с природой в единстве. Когда получается такое слияние, то на душе становится радостно и тепло. Тургенев описывает именно такую ночь, когда мы ощущаем гармонию природы и человека.
Композиция – сложная. Здесь присутствуют и описание деревенских мальчиков, их портретов, рассказы ребят, описание природы.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема:Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
п.4. Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
п.5. Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.