Тун пайрам что это за праздник
Тун пайрам
Тун пайрам | |
---|---|
Официально | 1980 |
Отмечается | Хакасия |
Празднование | июнь-июль |
Традиции | номады |
Связан с | изобилие молочных продуктов |
Тун пайрам (рус. праздник первого айрана) — хакасский народный праздник, получивший официальный статус в наше время (1980).
Содержание
История
Один из праздников, возникших еще в гуннскую и древнетюркскую эпохи из поклонения родной земле и основе существования — скотоводству. Проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочное продукты. Тун пайрам (дословно — «первый, первородный праздник») был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для него готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Обряд обхождения по солнцу дошел до хакасов со времен Тюркских каганатов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось.
После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес). Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками (хур). Борцам необходимо было держаться за кушаки и бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника.
Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.
Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, поднять в полный рост и перекинуть его через плечо.
Самое любимое развлечение — конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных в скачках коней. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти верст. На скакунов ставили крупные заклады — до трехсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.
На празднике звучала музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах. Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.
Возрождение
В первые годы Советской власти этот праздник прекратил своё существование. Только в 1980 году, в связи с 50-летием Хакасской автономной области, было решено восстановить и проводить регулярно Тун пайрам. Инициаторами стали журналист Юрий Забелин, историк Виктор Бутанаев, этнограф Виктор Кривоногов, художник Александр Котожеков, театральный деятель Эльза Кокова, партийно-государственные деятели Хакасии (Владимир Штыгашев, Елена Филатова) и другие. Первый праздник прошел в Аскизском районе Хакасии на Базинской поляне 21 июня 1980 года. В последние годы проводится в дни празднования Дня Республики Хакасия в июле, на Сагайской поляне.
В новых условиях он получил и некоторые новые черты. Проводится конкурс этнической кухни (традиционные блюда могут попробовать все желающие), ярмарки товаров.
Тун пайрам что это за праздник
ТУН-ПАЙРАМ – ПРАЗДНИК ПЕРВОГО АЙРАНА.
Состязания борцов-кÿрес
Соперники по правилам делятся по весовым категориям. Сначала на поле выходят борцы лёгкого веса. Они подходят друг к другу, и каждый из них получает возможность схватить соперника за пояс (хур). Схватка начинается по сигналу судьи. Приёмы борьбы обычные, но при этом борцы не должны выпускать из рук пояс соперника. Победителем объявляют того, кто положит на спину или четыре конечности своего соперника.
Конные скачки-чарыс
Самая популярная часть праздника. Существовали строгие правила проведения скачек, которые устраивались в несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором-трёхлетки, в третьем-четырёхлетки, в четвёртом-пятилетки, в пятом все остальные. В шестом заезде бежали только жеребцы, а в седьмом – только иноходцы. Дистанция заезда определялась от 3 до 10 км. Конники стартовали вдали от места проведения праздника и приходили к финишу перед толпой зрителей, ожидавших исхода скачек.
Поднятие камня-хапчаӊ тас
По правилам надо поднять камень весом около 80 кг до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть камень через плечо. Тот, кто это повторит больше, тот и становится победителем. Победителей спортивных соревнований щедро угощали айраном и аракой.
Стрельба из лука
Хочешь узнать больше о празднике Тун-пайрам? Читай здесь:
Тун пайрам-праздник первого айрана
праздник первого айрана
Ключевые слова : Тун-пайрам, ызых, борьба (кÿрес), пояс (хур), скачки (чарыс), поднятие камня (хапчаӊ тас), тахпах.
После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка, перегнанная из айрана). Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.
По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять её на следующий день запрещалось.
После ритуальной части, как было сказано выше, устраивались спортивно-массовые мероприятия.
Большой популярностью у хакасов пользуется борьба (кÿрес). В борьбе (кÿрес) существуют определенные правила. Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возможность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сигнал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захваты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в положении «полулежа» (прогибом) и т. д. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каждой весовой категории выявляется победитель. Победителей щедро угощают айраном, вручают награды [3, с. 175].
На празднике Тун-пайрам звучит музыка различных музыкальных инструментов: чатхан, пырғы, хомыс, тюр, хобрах и т.д. Со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.
Детский праздник «Тун пайрам» как живая эстафета поколений, в которой подводятся итоги системно-деятельностного подхода в формировании этнокультурных компетенций обучающихся по направлениям: юрта – традиционное жилище хакасского народа; национальная кухня; национальная одежда; фольклор родной земли; народные спортивные игры и др. В организации мероприятий принимают участие районный Совет старейшин хакасского народа, представители шорской, татарской, немецкой диаспор [1, с. 25]. Праздник замечателен и служит формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа, его атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное понять друг друга. В наше время в области межнациональных отношений это особенно актуально. Практика показывает, что дети разных национальностей с удовольствием участвуют в хакасских народных праздниках и с интересом познают хакасскую народную культуру в сопоставлении культур разных народов.
В таких конкурсах, мероприятиях учащиеся раскрывают не только свои знания хакасского фольклора, как исконно народного, веками сложившегося искусства, но и проявляют своё личностное творческое восприятие духовного наследия хакасского народа.
Таким образом, творческая деятельность организуется с целью, чтобы научить ребят творчески воспринимать окружающую среду, бережно относиться к духовному наследию своего народа, знать и любить свой родной язык, народные песни, сказки, национальные обычаи и обряды.
1. Аскизский район. История и современность. Новосибирск. 2004.
2. Хакасский героический эпос «Алтын Арығ». М. 1988.
3. Хакасский детский праздник «Тун пайрам»: Пособие для учителя. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011.
Алексей АННЕНКО, Юрий ЗАБЕЛИН
(А. Н. Анненко, Ю. Н. Забелин
Тун пайраму – 25! И века… История возрождения праздника – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. – 16 стр., илл.)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Владимир Николаевич ШТЫГАШЕВ, председатель Верховного Совета Республики Хакасия:
КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ.
Юрий Николаевич ЗАБЕЛИН, директор Бюро пропаганды Союза писателей Республики Хакасия:
Виктор Яковлевич БУТАНАЕВ, доктор исторических наук, профессор ХГУ:
Александр КОСТЯКОВ,
радиожурналист “Телерадиокомпании “Хакасия”:
— Первый Тун-пайрам проводился двадцать первого июня восьмидесятого года. Я запомнил эту дату отчетливо еще и потому. что мне исполнилось в этот день шестнадцать лет. В то время я работал в археологической экспедиции Ленинградского госуниверситета. И все археологи поехали на праздник. По пути заехали за Леонидом Романовичем Кызласовым и археологами его экспедиции. Приехали к началу. Это было яркое, необычное для тех времен действие. До тех времен мы видели большие скопления людей только на первомайских и ноябрьских демонстрациях. А тут тысячи людей собрались на поляне, в степи. Открыл праздник Владимир Николаевич Штыгашев, тогда первый секретарь Аскизского райкома КПСС. Были там Алексей Иванович Крылов, первый секретарь Хакасского обкома КПСС, Василий Архипович Угужаков, председатель облисполкома, гости из других регионов Сибири. Праздник начался с официальной части в духе того времени. Прошли представители районов области со знаменами, передовики производства, сельского хозяйства. А потом, так сказать, культурная программа. Это было яркое зрелище, которое я до сих пор прекрасно помню.
Елена Фоминична ФИЛАТОВА, помощник депутата Государственной Думы РФ Г. Ю. Семигина:
А. Н. Анненко, Ю. Н. Забелин
Тун пайраму – 25! И века… История возрождения праздника – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. – 16 стр., илл.
Виртуальный Тун пайрам: История возрождённого праздника в Хакасии
Центр культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева продолжает знакомить читателей с традициями празднования национального хакасского праздника «Тун пайрам» (Праздник первого молока). Сегодня расскажем, как возродился старинный этнический праздник в Хакасии.
В 1980 году, накануне 50-летнего юбилея Хакасской автономной области снимали документальный фильм, где впервые упомянули и показали по центральному телевидению хакасский праздник «Тун пайрам». Съемки фильма и желание областного руководства отметить юбилей на высоком уровне и стали толчком для инициативы подготовки первого хакасского праздника. Организация национального праздника такого масштаба вдохновила многих прогрессивных деятелей, руководителей, ученых, журналистов, художников, архитекторов, которые с энтузиазмом включились в подготовку.
«Тун пайрам» вобрал в себя комплекс ритуалов и обрядов, связанных с праздниками летнего цикла. Само название «Тун» (в переводе с хакасского языка – первый) определило центральное положение праздника в хакасском календаре. Праздник замечательно сочетал древние скотоводческие обычаи, ритуальный первый айран и земледельческие праздники «отсевок», посвященные завершению посевных работ. В первые годы празднования Тун пайрам, начинался торжественным парадом в честьт окончания посевной страды, чествованием победителей соцсоревнования, которые широко практиковались в СССР, и вручением наград и подарков.
По определению главного режиссера первого праздника «Тун пайрам» Юрия Забелина, это было крупное историческое событие в жизни хакасского народа. Духовным отцом возрожденного праздника и главным консультантом стал журналист газеты «Ленин чолы» Семен Добров. В роли Алғысчы – благословителя праздника — выступил советский государственный и политический деятель, председатель Хакасского областного исполнительного комитета Сергей Инкижеков.
В вопросах включения и определения значения и места хакасских ритуалов на празднике большую роль оказали консультации К.М. Патачакова, этнографа ХакНИИЯЛИ, журналистов Л.Т. Инкижекова, Г.Н. Литвиненко, Г.Г. Казачиновой. Художником А.И. Котожековым и архитектором В.И. Кильчичаковым были совместно разработаны проект художественного оформления места проведения праздника на Базинской поляне, эскизы костюмов исполнителей главных ролей, эскизы используемого реквизита, в том числе попон для лошадей, ритуальных принадлежностей и прочего.
С самого начала празднования «Тун пайрам» получил собственную символику. Автором оригинальной эмблемы стал архитектор Всеволод Кильчичаков. Во время торжественной церемонии открытия праздника поднимали и особый флаг праздника с эмблемой в центре полотнища. Честь поднятия флагов России, Хакасии и Тун пайрама предоставлялась лучшим представителям хакасского народа. Жезл для Алғысчы – благословителя, повторивший в объемном исполнении эмблему праздника, изготовил автор эскиза В.И. Кильчичаков. Позднее большой жезл с подставкой был изготовлен народным мастером Н.Б. Ачитаевым.
Первый сценарий «Тун пайрама» написали В.Я. Бутанаев и Ю.Н. Забелин. В сценарий включили эпизод, посвященный дружбе хакасского и русского народов. На звуки пырғы одновременно навстречу друг другу выезжали с западной стороны на тройке лошадей девушка в русском национальном костюме, а с восточной стороны поляны – всадник в хакасском национальном костюме. В центре поляны их встречал и благословлял Алғысчы. Такой эпизод включили в сценарий по рекомендации В.П. Кривоногова — заведующего сектором социологии Областного научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительной работы (ОНМЦ НТ и КПР), который в последующем внес большой вклад в пропаганду и внедрение этого праздника.
Первые организаторы и идейные вдохновители «Тун пайрама» создали необходимые условия для возрождения праздника хакасского народа, что способствовало к возрождению многих древних традиций.
Из воспоминаний Юрия Николаевича Забелина:
«Один из тех, кто стоял у истоков возрождения праздника был Семен Константинович Добров, известный в Хакасии журналист и общественный деятель. С нами был известный хакасский художник Владимир Бутанаев, фотохудожник Петр Сиднев и местные художники. Приближался пятидесятилетний юбилей образования Хакасской автономной области. Приходит ко мне Леонид Инкижеков и говорит, что редактор телевидения Юрий Пустовойт, готовит сценарий фильма для Красноярской студии документальных фильмов по заказу Центрального телевидения. В сценарии не хватало национального колорита, национального фактора, и начальство комитета предложило мне подключиться для написания этого раздела. Я прочитал сценарий. Он был практически готов, профессионально написанный, идеологически выдержанный применительно к условиям того времени. Я понял, что нужен фрагмент, который был бы глубоко национальный, показывающий древнюю культуру и быт хакасского народа. Я стал своего рода соавтором Юрия Мефодьевича. И пошел процесс, довольно длительный, поиск этого эпизода. И вот однажды, как сейчас помню, в раздумьях переходя дорогу по улице Советской от аптеки к «Хакзолоту» (ныне это магазин «Власта» и здание Министерства внутренних дел), меня озарило, или осенило, не знаю, как лучше сказать – в фильме должен быть снят праздник, глубоко национальный праздник хакасского народа. И я помчал к С.К. Доброву. Тот говорит: «Да, конечно, были национальные праздники. И много. Иди в ХакНИИЯЛИ (Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории), к Кузьме Михайловичу Патачакову». Тот сразу назвал мне множество праздников. И среди них – Тун айран, праздник первого молока. Слово «Тун» он мне расшифровал – это не просто первый, а первородный. А кочевая жизнь хакасов в древности, естественно, была связана со скотоводством. Наступала весна, за ней лето. Бывали очень суровые зимы, но народ выжил, скот выжил, появлялось первое молоко от вырастающей зеленой травы… Это был период, когда еще не наступала пора сенокоса и хакасы ездили друг другу в гости. И уже появлялось достаточно молока, чтобы сделать айран и даже араку. Это и праздновалось на «Тун айране», празднике первого молока. Поскольку Кузьма Михайлович Патачаков в связи с солидным возрастом был несколько ограничен в мобильности, то потребовался в качестве консультанта молодой подвижный ученый-хакасовед. И мы обрели его в лице тогдашнего сотрудника ХакНИИЯЛИ Виктора Бутанаева, ныне известного хакасского ученого, профессора, доктора исторических наук. Виктор Бутанаев очень быстро подключился к делу. Надо сказать, что у инициативной группы, в конечном счете, оказалось много помощников. Очень много мне помог Александр Котожеков, член Союза писателей России, Союза театральных деятелей России, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия. Он сразу настроился активно-сердечно помогать и был к этому хорошо подготовлен. Однажды, вернувшись из Аскиза я, как обычно, пошел к Александру, чтобы обсудить с ним накопившиеся вопросы. А у него радость! Не помню сейчас, где он нашел, но показывает мне открытки с изображением праздника кочевников, сделанные в конце девятнадцатого века. Они нам очень помогли… Хорошо, что мне много помогали мои коллеги – Леонид Инкижеков, Галина Кужакова, Галина Литвиненко. Большую роль сыграл молодой руководитель Аскизской комсомолии Андрей Симаткин. Очень много помог этнограф Виктор Павлович Кривоногов. Еще одна очень важная фигура – Сергей Ефимович Инкижеков. В сороковых годах он был председателем Хакоблисполкома. А на «Тун пайраме» стал первым аганом, распорядителем во время праздника. По подсчетам Аскизской милиции, на праздник пришло от 10 до 15 тысяч участников. Мощной фигурой в организационно-хозяйственной подготовке праздника выступал Николай Степанович Абдин, тогда директор Хакасской национальной школы. Сильно помогли военные из Абаканского гарнизона. Они привезли передвижную электростанцию, организовали местную телефонную связь. На высоте был Хакоблпотребсоюз, обеспечивший всех желающих напитками и едой…»
На данный момент «Тун пайрам» имеет неповторимый национальный колорит, пользуется большой популярностью у населения и является одним из значимых республиканских праздников Хакасии.
Напоминаем, республиканский праздник Тун пайрам жители Хакасии много лет отмечали, собираясь в степи, с концертом, национальными угощениями, спортивными состязаниями и чествованием заслуженных жителей Хакасии. Весной 2020-го года, чтобы не допустить распространения опасного заболевания, отменили все массовые мероприятия. Поэтому организаторы решили провести всем полюбившийся праздник не на Сагайской поляне, как планировалось ранее, а в Интернет-пространстве.
Учредителем Республиканского онлайн-конкурса национального костюма выступает Министерство культуры Республики Хакасия. Организатор — ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева».
Материал подготовлен на основе книг:
— А.С. Тутатчикова «Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников». Методические рекомендации для специалистов учреждений культуры Республики Хакасия. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 76 с.;
— А.Н. Анненко, Ю.Н. Забелин «Тун пайраму – 25! И века…». — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. – 16 с.