Ту авсень что такое
Овсень
Овсе́нь (авсе́нь, овесень, баусень, таусень) — 1) По мнению В. Даля, народный праздник у восточных славян, вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Название перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года.
2) Ключевой термин, относящийся к рус. новогоднему обходному обряду (разновидность колядования); служит для обозначения следующих понятий:
• песня, исполняемая во время хождения по домам;
• обходный обряд и его участии или дар за овсеньканье;
• канун Нового года или сам новогодний праздник.
Содержание
Территория распространения
Территория распространения обозначенных терминов (а также их вариантов: авсенька, усень, тусень, таусень, баусень и др.) — р-ны Поволжья, средних и некоторых южных областей России (Тверская Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская).
Основное значение слова
Основное значение слова овсень — величалъно-поздравительная святочная песня. Название дано по типовому рефрену: «Ой, овсень, ой овсень!», «Авсень, авсень!», «Бай, авсень!», «Таусень, таусень!», «Та-аосин!» и т. п. Овсеневые песни практически ни чем не отличаются от среднерус. колядок, кроме припева (и факта их приуроченности к кануну Нового года). Одни и те же песни исполняемые на Рождество, могли именоваться колядками, a в канун Нового года — авсенями. Тексты со сдвоенным рефреном («Ой авсень, ой коляда!») встречались как в рождественском, так и в новогоднем песенном цикле.
Особенности песен-овсеней
Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, усень — не песня, усень кричат (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».
Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Ср. вступительную формулу, предваряющую пение: «Тетка, кому усенькать?» или «Кричать ли усеньку? Кого величать?». Иногда хозяева заказывали посетителям конкретную песню из общеизвестного местного репертуара овсенсй: «Бабушка с дедушкой, аусеньки скричать ли?» — «Кричи!» — «Кому?» — «Соньке! Кóсу!» В Кадомском р-не Рязанской обл. овсени-величания для девушек назывались «коса», а для парней — «кудри». Например: «А ты уж Сонюшка честна, / С отцом, с матерью росла, / Косу русу заплела. » В нижегородском обряде девушкам пели: «Как по мосту шла-прошла девица»; парням — «Не весел сокол по полю воздвигается»; молодожёнам — «Как у месяца золотые рога»; старикам — «Уродися, уродися у хозяина рожь».
Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. Содержание их во многом совпадает с традиционными мотивами рус. колядок: «строительство моста, по которому предстоит ехать овсеню или Новому году»; «три терема во дворе хозяина: в одном из них сам хозяин, как ясен месяц, во втором — хозяйка, как солнышко, в третьем — их детушки, как часты звездушки»; «кликальщики овсеня ходят по проулочкам в поисках хозяйского двора»; «хозяина дома нету: поехал ток мести, рожь молотить, сына женить» и т. п. В зачинах этих величаний часто выступает персонифицированный Овсень как активно действующий персонаж, который «идёт по дорожке, находит железце, делает топорочек, мостит мосточек», «сам едет по мосту, ходит-ищет двор хозяина» и т. п.
В цикле овсенсвых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой. Ср., например:
«Таусень дуда,
Ты где была?
Коней пасла.
Что выпасла?
Коня в седле,
В золотой узде.
А где кони?
За воротами стоят.
Где ворота?
Водой снесло.
Где вода?
Быки выпили.
Где быки?
За горы ушли. » и т.п.
Ту авсень что такое
Авторская одежда Сестёр Тургиновых/ Путь женщины запись закреплена
АВСЕНЬ.
(Овсе́нь, Авсенька, Овесе́нь, Ба́усе́нь, Та́усе́нь, Говсе́нь, Усе́нь, Тусень, Титусень) — русский новогодний праздник, канун Нового года, иногда — соответствующий обряд, а также связанные понятия:
• песня, исполняемая во время хождения по домам;
• участник обряда;
• дар за овсеньканье.
По мнению В. Даля, раньше так назывался первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Позже название перенесено на Новый год.
Распространён на территории: Тамбовской, Тверской, Ярославской, Московской, Тульской, Рязанской, Нижегородской, Оренбургской, частично — Воронежской, Белгородской и Курской областей.
Обходной обряд, проводимый в этот день (разновидность колядования), назывался: овсеньканье, ходить таусить или усенькать, авсень кликать, таусеньки петь.
Ср.: нижегород. «в святки ходят таусить», «в Новый год ходили усенькать девушки»; рязан. «авсенъ кликали под Новый год»; «хадили мы авсеньками (т.е. ряжеными) на авсеньки, пад Новый год»; «давайти нарижацца авсеней»; «как aвceньки — нада блины испечь, авсеньки будут ходить». Такими же словами определялись овсеневые песни и угощение, получаемое обходниками от хозяев: «под Новый год ходили таусеньки петь»; «девушки ходили под Новый год под окнами кричать таусеньки»; «дети ходили по дворам таусеньку кричать»; «детям подавали таусеньки — кренделя»; «под Новый год ходили, таусень сбирать»; в Рязанской обл. исполнителей овсеневых песен одаривали авсеньками — печёными колбасками.
Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».
Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой.
Заключительная часть овсенек (также как и других обходных песен) — просьба одарить исполнителей:
Авсень, авсень,
Падавай савсем!
Кишку да ножку в заднюю акошку.
Чаще всего им подавали блины и иные хлебные изделия, а также что-либо из мясных угощений. Если хозяева плохо одаривали исполнителей, звучали угрозы и проклятья:
Хто ни дасть хлеба — быка из хлева!
Хто ни дасть пирага — карову за рага!
На Новый год — дубовый гроб,
Асинава тибе крышка, жэлезна задвижка!
Ту авсень что такое
Мир гуслей | Русская традиция запись закреплена
Авсень.
(Овсе́нь, Авсенька, Овесе́нь, Ба́усе́нь, Та́усе́нь, Говсе́нь, Усе́нь, Тусень, Титусень) — русский новогодний праздник, канун Нового года, иногда — соответствующий обряд, а также связанные понятия:
• песня, исполняемая во время хождения по домам;
• участник обряда;
• дар за овсеньканье.
По мнению В. Даля, раньше так назывался первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год. Позже название перенесено на Новый год.
Распространён на территории: Тамбовской, Тверской, Ярославской, Московской, Тульской, Рязанской, Нижегородской, Оренбургской, частично — Воронежской, Белгородской и Курской областей.
Обходной обряд, проводимый в этот день (разновидность колядования), назывался: овсеньканье, ходить таусить или усенькать, авсень кликать, таусеньки петь.
Ср.: нижегород. «в святки ходят таусить», «в Новый год ходили усенькать девушки»; рязан. «авсенъ кликали под Новый год»; «хадили мы авсеньками (т.е. ряжеными) на авсеньки, пад Новый год»; «давайти нарижацца авсеней»; «как aвceньки — нада блины испечь, авсеньки будут ходить». Такими же словами определялись овсеневые песни и угощение, получаемое обходниками от хозяев: «под Новый год ходили таусеньки петь»; «девушки ходили под Новый год под окнами кричать таусеньки»; «дети ходили по дворам таусеньку кричать»; «детям подавали таусеньки — кренделя»; «под Новый год ходили, таусень сбирать»; в Рязанской обл. исполнителей овсеневых песен одаривали авсеньками — печёными колбасками.
Одна из особенностей исполнения песен-овсеней — форсированный звук, громкий крик. По некоторым свидетельствам, «усень — не песня, усень кричат» (Розов, рукоп.). При обращении к хозяевам дома участники обхода обычно спрашивали разрешения: «Авсень кликать?», «Можно ли овсень кликать?», а те отвечали: «Кличьтя!» Это же выражение зафиксировано в церковных источниках XVII в., осуждавших московский обычай «в навечери Рождества Христова кликать коледы и усени».
Если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой.
Заключительная часть овсенек (также как и других обходных песен) — просьба одарить исполнителей:
Авсень, авсень,
Падавай савсем!
Кишку да ножку в заднюю акошку.
Чаще всего им подавали блины и иные хлебные изделия, а также что-либо из мясных угощений. Если хозяева плохо одаривали исполнителей, звучали угрозы и проклятья:
Хто ни дасть хлеба — быка из хлева!
Хто ни дасть пирага — карову за рага!
На Новый год — дубовый гроб,
Асинава тибе крышка, жэлезна задвижка!
Бог Овсень (Таусень)
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
У славян наше солнечное светило именовалось Сурья (дословно по образам «Су»это изливаю-Ссу, «Ра» это сияние) или еще по другому Суне, так утверждается в «Велесовой книге». Но что бы упорядочить движение солнца по воле Сварога, были сотворены два солнечных Излома-солнцестояния и Два дня Равноденствия – Весеннее и Осеннее. А над каждым периодом установили надежного Бога, который подсказывает Сурье сколько Света на землю лить, да какую силу при этом подавать. Таким образом у нас имеется четыре бога отвечающих за за силу светоизлияния от времени года.
В «Велесовой книге» сказано:
«…Яко идут с трех концов Святы (праздники), откуда Святы приходят до нас. И то Свято первый – Коляда, и другой Ярь и Красная Гора, и Овсень великий и малый. И идут те святы яко ж муж идущий от города до села огнищанского, и кием (посохом) землю меряет. Грядет от нас до них и от них до нас…»
Мы видим что особо нашими предками выделены четыре солнечных праздника.
Первый Коляда — День бога Коляды. Этот праздник отмечался на день зимнего солнцестояния, само название говорит об этом, ведь «Кол» это малый круг (в отличии от «ХОРО» — большой круг) и его численное значение равно единице (кол), то есть это начало нового молодого солнца.
Второй праздник Ярь. День бога Яра (Ярилы). Этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия, когда оплодотворяющая землю мужская энергия «Яр» изливалась от нашего светила (отсюда и Яровые культуры, то есть посаженные весной) на землю с особой возрастающей силой.
Третий праздник «Красная Гора». День бога Хорса. «Красная гора» говорит о том что солнце находится в своей самой высшей точке (на горе), то есть это день летнего солнцестояния. Солнечный круг сейчас максимален, то есть он есть «Хоро» (отсюда и Хоромы, и Хор, и хоровод).
Четвертый праздник Овсень. День бога Овсеня. Отмечался в день осеннего равноденствия, когда солнечный свет осенялся (затемнялся, прикрывался, уменьшался). Тогда уже был собран урожай и начиналась подготовка к зиме.
Каждый из богов контролирующих Сурью имел свои особые качества.
Бог Овсень, Таусень или Авсень очень любит порядок! Он есть воплощение светоносной мудрости! А еще Он четко знает, как отворять границы, убирать препятствия, наводить мосты для богов и людей, а также как переводить Мiръ из одного времени КолоГода в другое. Поэтому никто лучше Него не справится со следующей задачей – надобно знать, сколько солнечного тепла да сколько света надо убавить, чтобы постепенно Мiръ приготовился к приходу Зимнего Солнца которое контролирует брат Авсеня Коляда.
Бог Осени – брат-близнец Бога Зимы. Поэтому все ведающие и говорят, что Авсень – брат-близнец Коляды, да сын Батюшки Даждьбога и Матушки Майи-Златогорки. Почитали их наши предки на равных – как Бога Осеннего Солнца, так и Бога Зимнего Солнца, но каждого по-своему. Братья хоть и похожи, да деяния в Мире у них разные.
В День Осеннего равноденствия бойкий и энергичный Бог Летнего Солнца – Хорс передает свои права спокойному, степенному и задумчивому Богу Осеннего Солнца – Авсеню. А сделать это надобно для того, чтобы уже другой Бог мог следить за порядком Коло Сварога. Именно в такой день власть над Природой меняется, все живое на земле начинает ощущать приход холодов, дождей и студеной поры красавицы осени. А это значит, что пришло время закрома надежно готовить, чтобы зиму сытно пережить и на весну для посевных что-то оставить.
Как отмечали?
Как и многие Славянские праздники, Авсень отмечали с размахом. После Осеннего Солнцеворота, принято было зерном обсыпать друг друга «на удачу и счастье», так же варили кашу. Накрывали щедрый стол, распевали песни о богатом урожае, что по осени дарован людям от Авсеня. Просили в песнях также про будущий год – где надобно урожаю так уродить, чтобы закрома были заполнены на весь честной Мiръ. Все, кто сад имел, где уже яблоки уродили, старались яблони встряхивать в эту полночь, когда ожидали прибытие Солнцеворота.
Обычаи и традиции
Ко дню Осеннего Равноденствия большой смысл имело очищение всего в доме. Устраивалась стирка вещей, помывка комнат, окон, мебели, да всякой кухонной и прочей утвари. За скотиной следили, порядок и чистоту у нее наводили. Избавлялись от всякого сору в доме, убирали ненужное, чтобы оставить только то, что годится в дело, для жизни. Важно еще не только тело и дом чистить, но и душу, мысли освободить от всякого разного негатива, дурного.
В этот праздник – чем богаче выдался урожайный год, тем веселее да хлебосольнее встреча Авсеня проходила. Кучу гостей приглашали. Сперва – родичей, затем сородичей, а потом и друзей, соседей да почтенных гостей кликали. Очень любили делать ответные застолья. Каждая семья была рада встретить и накормить гостей, а потом, чтобы не обидеть, и на званые пиры через день ответно соглашались.
Оберег – символ Бога Авсеня
Именуется знак Бога Авсеня – «Таусень».
Встретились вместе к центру четыре стрелки, и наконечника у них по два на каждой. Так выглядит знак Бога Осени, который несет людям символ выбора пути ладного да доброго. С четырех сторон света Овсень дает людям подсказку, какой путь выбирать – четыре стрелы встречают друг друга в одной точке, а в той точке – ответ есть. Вот загадка человека, что сбился с дороги по жизни, и отгадается.
Подробнее об обереге Таусень смотрите здесь.
Проявление Бога Авсеня для славян
Почитали предки наши, да и по сей день почитают потомки их, Авсеня как Бога перемен, смены времен года. По началу осени он снисходит на Землю нашу и особо помощь людям посылает для сбора урожая, заготовок к зиме, да в начатках домашних дел. Есть у Бога Осени и главное правило, которое так дорого сердцам многих ведающих славян: «Живи сам и давай жить другим!». Своими волшебными ключами Овсень Бог всегда готов открыть дорогу людям, что следуют в будущее; убрать препятствия с пути, да наладить мосты; выйти из состояния «стоячей воды» и начать движение; помочь увидеть человеку цель; совершить переход от чего-то ветхого к новому; смело посмотреть в завтрашний день да ещё и:
Как соберут урожай на земле, да проведут счет, уложат его в закрома, тут и пора настает не только к праздникам готовиться, но и планы на будущее строить. И не просто так переменчивая погода в осени бывает – то Авсень мост к будущему строит. Всю нечистую силу убирает с пути! Еще старые люди говорят: «Осень – перемен восемь!», – а сами про планы думки думают.
Атрибуты Бога Авсеня
Птица – журавль. Символ смены времен года. Своим кличем и перелетом птица дает с Неба людям знак о наступлении скорых холодов, и что надобно много дел успеть переделать, чтобы пережить холодную зимнюю пору.
Животное – боров. Браво выступает боров, на котором восседает Таусень, когда выезжает на Небеса. А у борова щетинка-то не простая – золотая вся, да ясная, что лучи Солнца Красного. Медленной, но всегда уверенной поступью шествует спокойный и жизнелюбивый славянский Бог Осени верхом на борове золоченом.
Геральдика, предметы – сноп спелой пшеницы.
Треба (подношение) – созревшее зерно.
Авсень – Бог-Покровитель
Каждый человек, кто пришел в этот мир в период времени от 22-23 сентября до 21-22 декабря, встал под покровительство Бога Авсеня, Бога Осени. Надобно тут сказать, что, коли ваш день рожденья выпал на пограничное число, то требуется поискать, в какие точные даты, в году вашего прихода в Мiр, были дни Осеннего Равноденствия.
Кому покровительствует Авсень, тот всегда может ему свои чаяния приносить, чтоб:
Славянский Бог Осеннего Солнца всегда покровительствует еще и мостам, да перепутьям, переходным путям, картам, и всем, что связано с переводом, переходом через одни границы в другие.
Бог Авсень в северной традиции гадания и магии
Реза осеннего Бога Авсеня – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Таусень.
Номер резы – 33 – есть сущее число Бога.
Гадание. Вопрошание Бога. Реза обозначит приход сил, но постепенный. Вопрошающему намекают на то, что он порядком «застрял» на одном месте и зациклился на чем-то. И что ему пора выходить на новый путь, искать другое направление, пробовать что-то непознанное. «Путь следует выбирать срединный, обоюдовыгодный» – советует реза спрашивающему.
Магия. Когда приглашают Бога. Во все времена и пору, когда требуется Удачу да Счастье позвать в жизнь и семью, сразу зовут и Авсеня, чтобы подсобил. Кому нужен Успех в ворожбе, да делах житейских, кто жаждет укрепить отношения с детьми и родимичами – вот тогда-то и Авсень сможет помочь.
В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Авсень встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.
Праздники, где чествуют Авсеня
Приход Овсеня могли наши предки праздновать хоть всю неделю, да почти что в любую осеннюю пору. Но идет молва о том, что не повсеместно такой подход к Празднику осени славяне имели. Кто готов прямо вначале поры праздновать, тот живет в южной части земли, да урожай уже собрал и встречает приход Овсеня. Кто в северных краях обретается, тот хлебосольную встречу Бога может даже и раньше зачинать. На Севере Могучем так говаривали: «Осенью и у кошки пиры!», что значит долгое да свободное празднование.
Ух, и много же гостей приглашали на осенние праздники! Взрослые занимались подсчетом собранного, что уродило на Матушке — Сырой Земле, готовили вкусности, кушанья разные. А дети бегали по домам, да в гости звали. Особливо сначала к родственникам забегали, а уж затем, к товарищам, друзьям, да почтенным людям. Зятьев приглашали, молодоженов. Ладовали так – коли гости могли добром отплатить, да тоже в гости пригласить, то у всех в домах потом ладно да светло наступало. Так и повелось с той поры – один день гостей у себя принимали, а потом ответно у других гостевали.
Много дней у осени, много поводов, да обрядов для того, чтобы повеличать Авсеня Красивого да Мудрого!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов