Что входит в техническое обслуживание газовой плиты в квартире
Возобновление газовой проверки в квартирах с 2021 года. Сроки и правила техобслуживания
– Знаю, что с 2021 года во многих регионах – и в Москве в том числе – возобновляются проверки газового оборудования, которые приостанавливали на период пандемии коронавируса. Расскажите, для чего вообще нужна проверка, и как она должна проходить по правилам? Как я отличу работника газовой службы, пришедшего ко мне в квартиру, от мошенника?
– Да, с 2021 года не только возобновляются работы по проверке газового оборудования, но и вступают в силу новые ограничения и запреты в части его использования. Основной целью техобслуживания газового оборудования (как и раньше) будет проверка герметичности газопровода, выявление утечек и их оперативное устранение.
💫 Общие правила
В мае 2013 года принято Постановление Правительства РФ №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Согласно документу, все граждане, использующие газовое оборудование, должны заключить договор техобслуживания и обеспечить допуск специалистов для проведения осмотра.
Газовое оборудование в доме разделяется на два типа:
Хотя работы по проверке газового оборудования в 2021 году будут проходить в штатном режиме, в профилактических целях газовщики будут работать в масках и перчатках. Если в квартире есть заболевший, то мастера дополнительно надевают защитный костюм.
🔎 Для чего нужна регулярная проверка
Важность регулярной проверки газового оборудования обусловлена следующими причинами:
В рамках техобслуживания специалисты-газовщики проводят:
Полный перечень работ должен содержаться в договоре о техобслуживании и ремонте газового оборудования.
⚡ Проверяющие организации
Проверяют газовое оборудование организации, с которыми был подписан договор на техническое обслуживание. Проверки могут проводить только компании, которые обладают допуском к работам с подобным оборудованием.
🪑 Правила размещения оборудования и мебели
С января 2021 года вводится запрет на использование газовых плит в случае их неисправности, а также без прохождения техобслуживания – на основании Постановления Правительства №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Документ также запрещает оставлять газовые приборы без присмотра, кроме газовых приборов, которые могут работать круглосуточно. Постановление будет действовать до 2027 года.
При размещении мебели и других горючих предметов необходимо использовать нормативы:
Исключение составляют бытовые газовые плиты и встраиваемые панели: их устанавливают по технической документации производителя.
Очень часто работники газовой службы находят нарушения при работе вытяжки над плитой, так как зонд перекрывает вентиляцию. В результате при утечке газ накапливается на кухне, а не покидает ее через окошко. Второе нарушение – полки, которые закрывают газовые трубы.
В процессе эксплуатации газового оборудования не допускается:
Ответственность за нарушение правил
Нарушение данных правил влечет за собой административный штраф или риск привлечения к уголовной ответственности. Уголовное наказание применяется при причинении действиями вреда здоровью других людей или при порче чужого имущества. Административный штраф наступает, согласно статье 9.23 Кодекса об административных правонарушениях, за уклонение от подписания договора на техобслуживание, за отказ в допуске представителя газовой службы для проведения осмотра, за уклонение от замены или диагностики газового оборудования.
Штраф для граждан составляет 1-2 тыс. р., должностных лиц – 5-20 тыс. р., юрлиц – 40-100 тыс. р. Если перечисленные действия привели к аварии или угрозе жизни, то штраф для граждан составит 10-30 тыс. р., должностных лиц – 50-100 тыс. р., юрлиц – 100-400 тыс. р.
Также при отказе от заключения договора на техобслуживание или при блокировании доступа газовщикам для проведения работ потребителю могут приостановить газоснабжение.
👇 Как проводят проверку газового оборудования. Пошаговый алгоритм
Проверка газового оборудования проходит по следующему алгоритму:
Результаты проверки заносятся в специальный протокол.
Частота проверок
Проверки проводятся ежегодно – причем независимо от того, новое газовое оборудование установлено в квартире либо нет, а также независимо от места ее проведения: многоквартирный или частный дом.
Так же не реже раза в год проводится обход трасс надземных и подземных газопроводов, раз в три года – приборное обследование состояния газопровода.
💰 Стоимость
Различают несколько форм договоров на техническое обслуживание. Стоимость будет зависеть от состава газового оборудования (сложности, мощности и типа размещения), ценообразования подрядчика и условий договора.
Например, в отношении газовой плиты и колонки допускается заключение договора с бесплатным и платным ремонтом по заявке. Если подписан договор на техобслуживание, то стоимость ремонта будет включена в общее техобслуживание и составит около 1000 р. в год. При заявочном ремонте он оплачивается отдельно по факту работ и составляет от 500 р. в год. Внеплановые проверки проводятся бесплатно, за плановые вносится плата.
Если в помещении есть также газовая колонка или котел, то расценки на обслуживание будут выше.
📆 График проверок
График проверок газовщики согласуют с муниципальными властями. Так, в Москве специалисты проводят проверки ежедневно с 8 до 17 часов, а также в субботу. В регионах график может варьироваться.
Узнать о времени проведения проверки можно:
За 20 дней до проверочных мероприятий специалисты Мосгаза должны оповестить управляющую компанию, а та – передает сведения жильцам (обычно размещается объявление о проверке на подъезде). Проинформировать жильцов о предстоящей проверке газового оборудования необходимо за 7 дней.
Плановое время на проведение проверки мастерами – в пределах 20 минут, но при обнаружении неисправностей оно может увеличиться.
❗ Как отличить сотрудника газовой службы от мошенника
Нередко под маской специалиста газовой службы в квартиры проникают мошенники. Их цель – продать потребителям приборы или услуги по завышенным ценам: например, гражданам часто продают сигнализатор загазованности. Так, только в Москве за 2019 год поступило около 5000 жалоб на мошенников, которые представились газовщиками.
Вот несколько признаков, указывающих на то, что перед вами – настоящий представитель газовой службы, а не мошенник:
Если у вас есть сомнения в том, настоящий перед вами сотрудник или нет, то поинтересуйтесь его фамилией и именем, а затем позвоните по телефону 104 или в службу внутридомового газового оборудования. Здесь смогут подтвердить, действительно ли квартиру обслуживает настоящий слесарь горгаза.
В России изменились правила техобслуживания газового оборудования. Что делать? Инструкция Properm.ru
В российское законодательство внесены изменения, касающиеся обеспечения безопасности при использовании бытового газа и газового оборудования. Часть из них будет интересна каждому владельцу газового прибора.
Изменения коснулись и периодичности технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования — работы должны проводиться не реже чем один раз в год.
Расскажите про техническое обслуживание (ТО). Зачем его проводить?
Небольшая вводная. В последнее время пермякам приходится часто сталкиваться с аббревиатурами ВДГО (внутридомовое газовое оборудование) и ВКГО (внутриквартирное газовое оборудование). Если говорить проще, то ВДГО — это общедомовые газовые сети, а ВКГО — это то, что у вас в квартире (кроме стояков и запорных кранов на отводе от стояков). Законодательство обязывает потребителя газа обеспечивать надлежащее техническое состояние газового оборудования, как внутридомового, так и внутриквартирного.
В крае сейчас газифицированы более 12 тыс. многоквартирных домов, в Перми эта цифра почти в три раза меньше. По гражданскому кодексу, именно вы несете ответственность за газовое имущество в вашей собственности. В рамках правил поставки газа, необходимо в исправном состоянии содержать все оборудование, для чего проводить своевременное техобслуживание. За ВДГО несет ответственность ТСЖ, ЖСК или УК.
Для вашего удобства можете поручить УК или ТСЖ (ЖКС) включить стоимость ТО ВКГО в платежку за «коммуналку». После заключения соответствующего договора между газовиками и собственником жилья в вашей платежке появится дополнительная строка с суммой за обслуживание оборудования. Это необязательное условие, но рекомендация от специалистов, так как за ТО газовику уже платить будет не нужно и сумма будет поделена на 12 равных частей.
Меня хотя бы предупредят перед проверкой?
Обязательно. По законодательству, исполнитель уведомляет заказчика (УК, ТСЖ, ЖСК) за 20 дней до начала работ по техобслуживанию ВДГО. Дополнительно за 3–5 дней до проведения работ всегда вывешиваются объявления — их вы часто можете увидеть на дверях подъезда или информационных досках.Точную дату проведения ТО жители могут узнать в организации обслуживающей дом, так как графики проведения ТО являются неотъемлемой частью договора.
«Люди часто не чувствуют ответственности за обслуживание. Надо внимательнее относиться к этим вопросам», — отмечает Наталья Морсковатых, начальник отдела ВДГО АО «Газпром газораспределение Пермь».
Как проходит обслуживание?
Выходя на проверку, специализированная организация одновременно проверяет ВДГО и ВКГО. На объекте, по договору с УК и ТСЖ, рабочие проверяют исправность и техническое состояние газопроводов и газового оборудования (отключающих устройств). Отключается газ, чтобы была возможность разобрать и смазать все краны и провести проверку на герметичность (контрольную опрессовку). Что касается ВКГО, то дополнительно проверяется работоспособность автоматики безопасности на газоиспользующем оборудовании, тяга в дымовом и вентиляционных каналах, проводится инструктаж потребителей по безопасному пользованию газом.
Здесь главное понимать, что замена вашего оборудования, если истек срок его службы, не будет производиться на месте. Вам дадут время на замену или приобретение нового.
Если при контрольной опрессовке газопровода избыточным давлением воздуха не будет выявлено падение давления, то газ вам дадут в тот же день. Но если падение больше норматива, то есть негерметичность, газопровод будет перекрыт. Чтобы выявить все утечки, необходим доступ во все квартиры.
Хорошо. Но ведь газовики все время приходят днем! Я в это время на работе…
Представьте. В среднем в доме около 60 квартир, а на ТО необходимо около 7–8 часов. Если вы хотите, чтобы работы начались в 18:00, после окончания рабочего дня, то обслуживание вашего дома закончится глубокой ночью. Кроме того, исходя из практики, после 20:00 жильцы домов зачастую уже не пускают посторонних домой — из соображений безопасности. Поэтому исполнитель приступает к работам днем.
У потребителя есть право согласовать время заранее и пригласить специалиста в вечернее время, поскольку бригады работают до 20:00. Но, как отмечают в компании, никто не пользуется данной услугой и не обращается по указанным номерам.
А если меня нет дома? Я даже не в городе! Будут выносить двери?
Если утечек не обнаружено и в дом спокойно запустили газ, то не стоит переживать. Вы даже не заплатите штраф. При этом вашей УК или ТСЖ передадут данные об отсутствующих жильцах, чтобы вы связались и отдельно прошли ТО газового оборудования. Вашу квартиру никто вскрывать не будет. Однако, если существует угроза безопасности, например, очевидная утечка, то газовики могут воспользоваться услугами правоохранительных органов.
Раньше проверяли раз в три года, теперь ежегодно. Получается, что и денег будут больше брать?
Да. Кроме того, существует ряд санкций для тех, кто нарушает правила использования и содержания газового оборудования. Чего делать не стоит:
В зависимости от ситуации размер штрафа может быть 1–30 тыс. рублей для граждан, 5–100 тыс. для должностных лиц, 40–400 тыс. рублей для юридических лиц. При этом отсутствие договора на ТО ВДГО служит основанием для прекращения газоснабжения.
Вы говорите только про две компании. Я могу выбрать других подрядчиков?
Да. Но в Пермском крае фактически больше нет организаций, которые отвечают высоким стандартам правил пользования газом. Требования очень жесткие: штат с профильным образованием, аттестационная подготовка в учебных лицензированных центрах, подтверждение квалификации, оборудование и инструменты.
Заключая договор с «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Регионгазсервис» аварийное обеспечение будет проводиться бесплатно, это прописано в договоре. Если вы найдете добросовестного подрядчика, отвечающего нормативам, можете перейти к нему.
Получается, что изменилась только периодичность проверок?
В основном поправки коснулись периодичности ТО и требований к специализированным организациям. Но есть пара важных нюансов на которые стоит обратить внимание. Это касается обязательного диагностирования или замены газового оборудования с истекшим сроком эксплуатации (как правило, 15 лет). После этого срока, запрещается использовать оборудование. Либо необходимо провести техническое диагностирование (состояние прибора, поиск и определение неисправности) по результатам либо продляется срок использования, либо дается заключение о замене прибора. Те, кто отказывается от диагностирования или замены, могут быть отключены от системы газоснабжения.
Но диагностирование стоит около семи тыс. рублей и равноценно новой плите. При этом заключение может быть отрицательным и вам все равно придется поменять плиту. Газовики, после того, как проверят состояние плиты, дадут 40 дней на замену. По истечению срока, вас отключат.
Газ в квартире: чек-лист по правилам безопасности
Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутридомового газового оборудования лежит на управляющей или обслуживающей компании, ТСЖ, а при непосредственном управлении — на жильцах дома. Следить за внутриквартирным газовым оборудованием собственники жилья должны самостоятельно — это серьезная ответственность.
Разбираемся с экспертами, как проверять и содержать газовое оборудование в квартире, чтобы избежать штрафов, отключений и не поставить безопасность дома под угрозу.
Договор
Каждый потребитель газа в многоквартирном доме обязан заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в квартире. По договору такая организация обязана осуществлять техобслуживание внутриквартирного газового оборудования не реже раза в год.
«Работы проводятся на основании обязательного минимального перечня работ и услуг, в который входят осмотры целостности сетей и оборудования, проверка герметичности соединений и отключающих устройств, разборка и смазка кранов, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений, проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа, проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и состояния соединительных труб с дымовым каналом», — рассказывает эксперт Общественного совета при Минстрое, глава АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.
Инструктаж
Когда проверка и все необходимые работы аттестованного специалиста в квартире закончены, для жильцов должен быть проведен инструктаж по безопасному использованию газа. После этого подписывается акт выполненных работ с указанием их полного перечня. Если специализированная организация не провела техобслуживание или сделала это некачественно, потребитель вправе требовать возмещения ущерба, отметила Татьяна Вепрецкая.
На практике инструктаж проводится не всегда, но основные правила обращения с газовым оборудованием в квартире сформулированы Мосгазом и доступны к ознакомлению.
Чек-лист Мосгаза по правилам безопасности
Допуск в квартиру
Важная обязанность потребителя — допуск сотрудника Мосгаза в помещения, где расположено газовое оборудование, для планового осмотра или при аварийной ситуации. «При плановом осмотре потребителя должны заблаговременно предупредить, в аварийной ситуации впускать специалиста нужно незамедлительно. Если гражданин игнорирует требование о допуске, специализированная организации имеет право отключить от газа весь многоквартирный дом. Из-за отказа даже одного потребителя от допуска в квартиру для проверки оборудования газ не подключается», — подчеркивает Вепрецкая.
Поскольку в случае аварийной ситуации жильцы обязаны немедленно предоставить доступ в дом сотрудникам Мосгаза, ведомство составило инструкцию, помогающую отличить сотрудника коммунальных служб от мошенников.
Сотрудники Мосгаза имеют собственную униформу — это спецодежда темно-синего цвета с оранжевой кокеткой, с символикой организации и со светоотражающими полосками. Проверяющий также обязан предъявить абоненту служебное удостоверение, а по требованию жильца — и основной документ, удостоверяющий его личность.
Оплата
Платить за газ потребитель должен регулярно. Юрист Антон Пономарев рассказал, из каких статей складываются расходы по использованию газа в квартире:
Основные признаки неисправностей
Первые признаки неисправности газового оборудования может определить не только специалист. «Если, подходя к прибору, вы чувствуете пусть даже легкий запах газа, значит оборудование требует проверки. Современные приборы не должны этого допускать, в том числе и в работающем состоянии, поэтому наличие запаха является серьезным признаком неисправности оборудования, — говорит Татьяна Вепрецкая. — Еще один важный признак неисправности — замедление работы нагревательного котла или газовых конфорок: нагрев воды идет медленно, газовые конфорки выдают пламя меньше обычного или духовой шкаф не нагревается до должной температуры».
Если у газового оборудования или прибора учета закончился срок эксплуатации (обычно это от 10 до 15 лет на оборудование и до 10 лет на приборы учета), его нужно менять или обратиться в Мосгаз за оценкой состояния техники и продолжать эксплуатацию только после нее.
Когда могут отключить газ
По закону подача газа в квартиру может быть прекращена частично или полностью. Но, по словам юриста Антона Пономарева, это законно не всегда — только если пользователь предварительно уведомлен и только в следующих случаях:
«Ненадлежащее предоставление услуги по газоснабжению может стать поводом для подачи жалобы в Роспотребнадзор и жилищную инспекцию», — предупреждает Пономарев.
Что входит в техническое обслуживание газового оборудования в доме и платно ли это
Природный газ — это самый надежный, экологически чистый источник энергии. У него есть только один серьезный недостаток — опасность утечки и последующего взрыва. Государство берет на себя обязательство по организации безопасности жизнедеятельности населения, в общем смысле. А в частности, по созданию условий для контроля за газовым оборудованием, установленным в жилищном фонде Российской Федерации.
Потребителям предлагается заключить договор на обслуживание котлов, плит и колонок. Обязанность по обслуживанию возлагается на фирмы, получившие разрешение на подобную деятельность от властей. Разберем, обязателен ли контракт с газовиками, как его составить и подписать, кто оплачивает услуги.
Законодательство
Правила взаимодействия граждан и проверяющих организаций в части обеспечения безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования (ВДГО) описаны в следующих постановлениях Правительства РФ:
В последнем из указанных актов содержится норма о необходимости заключения договора по обслуживанию оборудования. Причем обязанность за безопасную эксплуатацию приборов возлагается на собственника помещения. Таким образом, сам человек должен побеспокоиться о том, чтобы его плита или котел функционировала нормально.
Внимание: в настоящее время невозможно подключить газ к прибору, если договор об обслуживании не заключен. Скачать для просмотра и печати:
Какие приборы относят к ВДГО
Чтобы в квартиру пользователя поступил газ, создается целая система подачи. Все ее элементы подлежат проверке на предмет безопасности. Но ответственность разделена на участки по видам и категориям собственников. В перечень ВДГО входят:
С кем составляется договор
В Постановлении Правительства РФ № 410 четко указано, что заключение документа является обязанностью субъекта, эксплуатирующего газовые приборы. В Приложении III к нормативному акту описан порядок и условия составления такового. В частности, от лица собственников квартир соглашение могут заключать: управляющие компании, руководители товариществ (ТСЖ) или кооперативов.
Выбор поставщика услуг ложится на плечи граждан или ответственных лиц. Организация должна иметь:
Какие работы выполняются в рамках соглашения
В приложении II Постановления № 410 описан порядок обеспечения безопасности использования газосжигающих установок и систем. В него входят такие мероприятия:
Все указанные услуги должны быть отражены в тексте договора с потребителем. В частности, обслуживающая организация проводит такую работы в рамках подписанного контракта:
О сроках и периодичности проверочных мероприятий
В нормативных документа указываются следующие сроки работы проверяющей организации с гражданами:
Внимание: проверке подлежит также качество вентиляционной системы. Контроль проводится не реже трех раз в течение отопительного сезона:
Замена устройства
Работы по монтажу нового оборудования проводят сотрудники компании-контрагента. При этом гражданин обязан:
Документация
Гражданину следует сохранять все документы, подтверждающие взаимодействие с обслуживающей организацией. Они могут потребоваться в случае возникновения конфликтной ситуации. Так, нужно сохранять:
Об оплате
Обслуживающее предприятие работает на платной основе. Тарифы на каждый вид услуг отражаются в первоначальном контракте или приложении к нему. О смене тарифов контрагент обязан оповестить потребителей в письменном виде. Оплачивать придется такие виды услуг:
Начисления производятся двумя способами. Выбор зависит от того, кто является стороной соглашения:
Тарифы зависят от предприятия. Проверка одного прибора составляет до 500,0 руб. А сумма в счете — от количества оборудования. Размер платы связан с количеством мероприятий.
Важно помнить! Ежегодно проверяются приборы: