Ттн трн тн что это
Какова разница между ТТН и ТН
Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?
Вопрос: При продаже аксессуаров для мебели (ручек, накладок, держателей и пр.) продавец выписал нам товарную накладную и товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т. В ТТН стоимость товара он не указал. Можем ли мы принять такую ТТН?
Посмотреть ответ
Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.
В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.
В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.
Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:
Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.
Вопрос: О принятии к вычету НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), и составлении товарно-транспортных накладных и товарных накладных N ТОРГ-12.
Посмотреть ответ
Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.
Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:
Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.
Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.
Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:
В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.
Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.
ТТН или ТН?
Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?
Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.
В каких случаях составляют товарную накладную (форма N ТОРГ-12), а в каких — товарно-транспортную накладную (форма N 1-Т) при отгрузке товаров?
Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.
Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.
Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).
Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.
Когда без ТТН не обойтись
Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.
Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.
ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.
Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.
ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов
Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.
Что такое ТНН
Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.
В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.
Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.
Что это такое
В этом вопросе есть серьезная путаница. Сразу поясним, что под сокращением подразумевают зачастую два совершенно разных по виду и предназначению документа. И они никак не коррелируют друг с другом. Разберемся с обоими случаями поэтапно.
Отличие транспортной от товарно-транспортной накладной, ТТН заключается в том, что ТН – это, по сути, новый аналог сопроводительных бумаг при грузоперевозках. Она введена с 2013 года. И сейчас является преимущественно основной. Это более современный и корректный вариант. Различия же заключаются том, что в новом виде нет в принципе товарного раздела. Ведь по логике он и не нужен, на основе бумаги ТМЦ не ставятся на учет. Это просто сопроводительная документация, которая подтверждает факт доставки, выполнение транспортных услуг. И она не может являться базой для бухгалтерской отчетности — только в плане расходов на перевозку, если они были. Но при этом закон на текущий момент допускает оба варианта.
А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.
При этом есть еще любопытный нюанс, который показывает, что такое транспортная и товарно-транспортная накладная, отличия прослеживаются в количестве копий. В первом варианте нам понадобится всего три образца. Один остается у грузоотправителя, второй передается покупателю. Оставшийся уходит компании, осуществляющей перевозку. А вот в случае со старой Т-1, понадобится четыре копии. Также по одной покупателю и продавцу, но целых две остается у компании по перевозке.
ТТН и ТН – в чем разница
ТТН и ТН – в чем разница
Похожие публикации
Оформление купли-продажи продукции в обязательном порядке сопровождается составлением накладных – ТТН или ТН (то есть товарно-транспортной или просто транспортной накладной). Эти сопроводительные документы имеют ряд особенностей. В чем заключается принципиальное различие? Ответим на вопрос подробнее.
Чем отличается ТТН от транспортной накладной
ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.
ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.
Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.
ТТН и ТН: в чем разница
Отличие ТН от ТТН состоит, прежде всего, в количестве разделов документов. В транспортной накладной содержится 17 разделов, где в том числе приводятся сведения об отправителе, перевозчике и получателе груза; указывается наименование товара, количество мест и масса; перечисляются прилагаемые документы; делаются отметки о приемке и сдаче, условиях транспортировки. Т-1 включает 2 раздела – товарный и транспортный. Количество выписываемых экземпляров также различается: 3 шт. – для ТН (п. 9 Постановления № 272), 4 – для ТТН (п. 2 Правил Минавтотранса).
Обратите внимание! Основная разница между ТН и ТТН – отсутствие товарного раздела в транспортной накладной, что исключает возможность точной идентификации номенклатуры перевозимого груза.
Вопрос: наша компания занимается поставкой оборудования, какие документы и в каких случаях нужно оформлять на груз? Отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.
Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «Генеральный директор» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.
Читатель: Наша компания занимается поставкой оборудования. Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования.
Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя. Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?
Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).
Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания.
Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором). Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.
ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением.
В статье «Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи» вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения.
Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно. Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.
Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно.
Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки. Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.
Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании. Какие здесь необходимы документы?
Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов. Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10. Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы. К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует.
Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10).
С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания. Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять.
С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г. N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны. Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам. Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно.
Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца. Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.
Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её?
Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы. Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы? ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату?
Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст. 785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП).
Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма». Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой.
Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется. Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.
Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками. Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом.
Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи
При перевозке груза наемным транспортом компания-отправитель чаще всего использует один из двух документов — транспортную или товарно-транспортную накладную. Давайте разберемся, чем они друг от друга отличаются, а в чем есть схожие черты.
Содержание статьи
Первое на рынке решение для всех участников цепочки поставок
Для чего нужен документ
Транспортная накладная (далее — ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем.
Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) необходима грузоотправителю для списания товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) со своего склада, а грузополучателю — для оприходования ТМЦ.
Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков грузоперевозки с транспортными компаниями и непосредственно с водителями, которые выполняют заказ.
Форма документа
Количество разделов
Транспортная накладная содержит в себе 17 основных разделов, а товарно-транспортная накладная — лишь 2 раздела.
В соответствии с разделами есть возможность внести наименование товара, массу и его количество, отметить указания грузоотправителя, комментарии и оговорки со стороны всех участников перевозки (грузоотправителя, водителя, транспортной компании, грузополучателя).
Также можно указать сопроводительные документы на груз, например, УПД, сертификаты качества и др. Для этих целей есть специально выделенный раздел.
Накладная может содержать в себе информацию о переадресовке, стоимости услуг перевозчика и даже информацию о принятии заказа к исполнению.
Что примечательно, перевозимые товары, как правило, не указываются позиционно, а обозначаются общим наименованием с информацией о грузовых местах и массе. Например: «Изделия макаронные. 280 мест, 2200 кг»
Содержит в себе два основных раздела — товарный и транспортный. В последний вносится информация аналогичная той, что указана в транспортной накладной. При этом есть возможность внести данные о погрузочно-разгрузочных операциях и их расценках.
Товарный раздел включает в себя подробную информацию о перевозимом грузе (номенклатурный номер, количество, цена, единица измерения и общая стоимость поставляемых грузополучателю товаров).
Количество экземпляров
Постановление N 272 говорит о том, что: «Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика».
Согласно Постановлению Госкомстата N 78 при перевозке грузов автотранспортные организации должны оформлять ТТН по форме № 1-Т. Количество зависит от того, сколько участников состоит в этой цепочке. Оформляется, как правило, не меньше 4 экземпляров.
Однако практика показывает, что компании-перевозчики и грузоотправители предпочитают перестраховываться и создают ровно столько накладных, сколько сторон участвует в перевозке.
Подписание
ТН подписывают основные участники грузоперевозки:
Из практики
Большинство компаний используют именно транспортную накладную, а первичные документы (счета-фактуры и товарные накладные) отправляют своим контрагентам в электронном виде.
ТТН используется, когда номенклатурных позиций в товарной части не так много, или же если контрагенты, например, грузополучатели, ставят жесткие условия по использованию именно этой формы документа. Также есть ряд специфических обстоятельств, когда контрагенты обязаны работать именно с ТТН. Например, разъяснением Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 сообщается, что транспортная накладная не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и компании обязаны составлять товарно-транспортную накладную по форме 1-Т.
В целом, на рынке сложилась тенденция к отказу от ТТН в пользу ТН. Чаще всего это связано с тем, что все больше компаний использует для обмена первичной документацией сервисы электронного документооборота. Данный вариант взаимодействия позволяет отказаться от многостраничных ТТН и существенно экономить на бумаге. Возможно, бизнес бы отказался и от бумажных ТН, но на сегодняшний день нет законодательного регулирования этого вопроса. Подробнее об изменениях в сфере перевозки грузов можно почитать в моем интервью порталу «Логистика в России».
В сервисе Synerdocs уже сегодня все участники рынка грузоперевозок могут обмениваться транспортной накладной в электронном виде, а подписывать её различными видами электронной подписи. Это не только значительно ускоряет бизнес-процессы, но и позволяет соблюсти все требования законодательства.
Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs