Что говорит церковь о ванге
Православная церковь о Ванге и ее пророчествах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Существует большое количество различной литературы, описывающей житие болгарской прорицательницы. Тексты отличаются однообразием, опираются на внешние события и обыкновенные эмоции. Отношение православной церкви к Ванге сформировалось под влиянием очевидцев, литературы и анализа ее деяний.
Даже самые подробные книги не дают полного раскрытия личности Ванги, которая обрела популярность и стала известна благодаря журнальным статьям. Церковь утверждает, что деятельность болгарской провидицы никак не состыковывалась с канонами православия и моральными основами христианской религии.
Мнение церкви
Священные тексты воспрещают верующим обращаться к искусным гадателям и магам, даже если эти люди опираются на высшие силы внутри их сердца. Предсказание — разновидность магии и язычества, которая способствует проникновению в области вселенского миропорядка. Смотрящие в будущее ставят под сомнение могущество Небесного Отца и некоторым образом ограничивают свободу человеческого выбора.
Апостол Павел предупреждает: темные силы маскируются светом и пытаются обманом затащить душу на бесчестный путь.
Обычные люди часто называют прорицательницу святой, сравнивая её с Матроной Московской. Сложности в формировании отношения складываются из-за того, что православная церковь отвергает авторитет Ванги, считая деятельность провидицы неподобающей.
Отношение православной церкви к:
Современные верующие с трудом распознают светлые силы от замаскированных темных и отдаляются от истинного учения Спасителя Христа. Это невежество формируется на почве атеистического окружения и религиозной безграмотности.
На заметку! На деньги прорицательницы построили храм в честь Параскевы Болгарской. Архитектурой и росписью стен занимался художник С. Русев, поклонник Н. Рериха. Эту церковь окрестили «масонской», так как алтарь и фрески совершенно не соответствовали христианским представлениям. Напротив образа Христа располагается портрет провидицы Ванги, выполненный в стиле «псевдоиконы».
Строительство рассматривалось в качестве жертвоприношения и началось в 1992 г. Сегодня храм используется в качестве туристического центра.
Читайте о суевериях:
Биография Ванги
Вангелия Гущерова родилась в 1911 г. в городе Струмице в бедной семье. Когда маленькой девочке было 3 года, её мать умерла при родах. Событие, в корне повлиявшее на судьбу Ванги, произошло в 1923 г. Она находилась в компании с сестрами, когда поднялся мощнейший ураган и унес будущую ясновидящую в поле. Её нашли в насыпи из веток и песка, девочке сделали несколько операций на глаза, но зрение восстановить не удалось.
Характеристика ясновидения провидицы
Ванга часто упоминала о голосах, которые диктовали всякие пророчества. Церковь утверждает, что дар предсказания исходит или от Всевышнего или от демонических сил. Когда провидица впадала в транс, её личность покидала тело, отдавая право голоса потусторонним духам.
Несмотря на популярность и большой почет, болгарская провидица предстает перед священниками как человек, впустивший в свое сердце могущественную тьму.
Ведьма или святая? Как относится церковь к Ванге
Как только Вангу не называют: святая, ясновидящая, экстрасенс, колдунья, ведьма. Столь противоположные характеристики основаны на позиции тех людей, кто о ней говорит. Простые обыватели, не сильно вникающие в детали жизни Ванги, воспринимают ее как посланницу высших сил. Церковь же считает, что прорицательница занималась неугодными Богу вещами.
Является ли Ванга святой?
Надо ли напоминать, что церковь настороженно относится ко всякого рода мистикам и экстрасенсам. Обращение к потусторонним силам считается недопустимым даже для благих дел. Между тем, простой народ охотно записывается на прием к различным целителям, прорицателям, ведуньям. Несоответствие «духовного» и «мирского» порождает различные слухи и недопонимания.
Например, в Восточной Европе среди населения бытует мнение, что Ванга причислена Болгарской православной церковью ( БПЦ ) к лику святых. Этому способствует не утихающая популярность прорицательницы, почившей еще в 1996 году, подогреваемая «сенсационными» телепередачами и публикациями в СМИ. Более того, многие в курсе, что на деньги Фонда Ванги в болгарском городке Петрич построена православная церковь. Да и сама ясновидящая при жизни призывала креститься и ходить в храмы.
На самом деле БПЦ никогда не причисляла бабу Вангу к лику святых. Более того, церковь не приемлет ее методов работы и вообще считает ведьмой. Вот такой исторический парадокс.
Кто такая Ванга
Согласно общепринятой легенде, в возрасте 12 лет Ванга попала в настоящий смерч. В результате она получила серьезные травмы, а глаза сильно забило песком. Денег у семьи на лечение не было, и зрение было полностью потеряно.
В результате травмы у нее обострились чувства. А в 1941 году проявились экстрасенсорные способности. Во Вторую мировую войну она стала известна среди местного населения тем, что предсказывала, жив или мертв человек, где пребывает или захоронен. В 1942 году девушка вышла замуж. Супруг умер в 1962 году.
Появление дара
Как бы то ни было, спустя некоторое время у женщины стал проявляться дар предвидения. Она могла определять болезни и давала советы по лечению. Также предсказывала судьбу как отдельных личностей, так и целых стран. Жаль, что ее истинные пророчества сегодня смешаны с мифами, не имеющими отношения к провидице.
Судьба России
Источник дара
Прорицательница не скрывала, что получает некую информацию от не видимого другим всадника (человека на коне). Он якобы имеет славянскую внешность, русые волосы и ослепительно красив. Одет в доспехи, как древний воин. Он, мол, помогал женщине давать советы.
Эти признания однозначно толкуются церковью как взаимодействие с темными потусторонними силами. Описание приходящих духов напоминает существ из «злобного загробного мира».
Неординарные способности
После войны популярность Ванги как прорицательницы оказалась столь высокой, что ее официально оформили как госслужащую, назначив зарплату. Постепенно слава о необычной женщине разнеслась по всему миру. К ней спешили страждущие со всего мира, а в СССР она и вовсе стала культовой фигурой. Ее посещали политики самого высокого ранга, деятели культуры, науки и искусств. Кто-то хотел вылечить свои болячки либо помочь близким. Кого-то интересовала судьба.
Заговор спецслужб?
Критики уверяют, что здесь использован такой же эффект неожиданности. Говорят, что это был совместный проект болгарского и советского КГБ. Коллеги из СССР делились информацией о посетителях. Раньше для поездки за границу требовалось разрешение. Соответственно, в КГБ знали, кто конкретно приедет к Ванге.
Кому это надо
Вы спросите, зачем такие сложности? Как уже говорилось, в 1967 году Вангелии присвоили статус государственной служащей. С этого момента пользование ее услугами стало платным. До этого прорицательница денег не брала, только недорогие подарки. Тариф был следующим: 10 левов от жителей социалистических стран и 50 долларов от «капиталистов».
Церковь и Ванга
Как утверждают высокопоставленные чины в Болгарской православной церкви, они никогда не рассматривали вопрос о канонизации Вангелии Гуштеровой. И в целом отрицательно относятся к ее деятельности, считая происходившее колдовством. Что касается «церкви Ванги», находящейся в поселке Рупите под Петричем, она построена не по церковным канонам. Сегодня храм больше является туристическим центром, чем религиозным объектом.
«Церковь должна выразить свою соборную позицию по отношению к Ванге»
Беседа с протоиереем Ангелом Ангеловым, настоятелем храма Святой Софии (София, Болгария)
Вопрос отношения Церкви к прорицательнице Ванге до сих пор волнует болгарское общество. Огромная популярность и широкое почитание Ванги делает эту проблему по-прежнему актуальной. При этом Болгарская Церковь до сих пор не высказала своего соборного мнения на этот счет. Об этой проблеме в беседе с корреспондентом портала Двери.Бг рассуждает настоятель столичного храма Святой Софии протоиерей Ангел Ангелов
Прот. Ангел Ангелов |
– Отец Ангел, в начале нашей беседы хотелось бы напомнить, с чего в Болгарии вновь проснулся интерес к Ванге. Несколько месяцев назад один архиерейский наместник выступил с предложением канонизировать ее. В ответ на это группа сливенских священников призвала окончательно решить вопрос – отлучить Вангу от Церкви вместе с другими знахарями и гадалками. А некоторое время спустя появилась книга зографского монаха отца Виссариона[1]. Полагаю, что следует остановиться не столько на содержании книги, сколько на той реакции, которую она вызвала в Болгарии. Многие наши так называемые «выразители общественного мнения» были шокированы высказанной в ней позицией, утверждающей, что явление «Ванга» не только не имеет церковного истока, но и вступает в вопиющее противоречие с практикой Церкви. О чем свидетельствует это искреннее недоумение людей по прошествии многих лет после смерти Ванги?
– Ванга очень популярна в болгарском народе. И лишь малая часть его – те, кто глубоко церковен, – осознает, что это за явление такое на самом деле – Ванга. Именно эта огромная популярность Ванги настраивает большинство людей на ту реакцию, о которой вы говорите.
Не знаю, насколько уместно снова возвращаться к Ванге, ведь разговоры о ней – главный способ популяризации ее личности. Для меня интересно другое, и это надо обозначить. Я убежден, что у Ванги не было бы этой огромной популярности без поддержки коммунистического режима. Известно ведь, что время от времени то тут то там появляются подобные феномены, как, например, «преподобная» Стойна, которая никогда не имела такой популярности, как Ванга. А явление «Ванга» порождено тем престарелым правительством – я заявляю это со всей ответственностью, – ибо все, что Коммунистическая партия сделала для ее популяризации, глубоко вошло в народное сознание.
Не надо забывать, что часть тогдашних руководителей страны находилась под сильным влиянием восточных учений и всячески стремилась насадить какою-то эклектическую систему, составленную из фрагментов всевозможных религиозных учений. Вспомним об увлечениях фракийцами и фракологией, орфическими мистериями, агни-йогой, дыновизмом[2] и, соответственно, Вангой как являющей собой нечто сверхъестественное. Все это оформилось в некое вовсе не культурно-эстетическое движение, а в учение, содержащее то, что дает основание называть его «религиозным». Однако я думаю, что главное здесь – учение Дынова, и очень важно подчеркнуть именно связь с дыновизмом. Потому что тогдашняя «параллельная философия», эта эклектика положила дыновизм в свою основу. Все то вне-эстетическое социалистической мысли, что сейчас разворачивается перед нами, стало возможным благодаря Дынову.
– Но нет ли какой-то двусмысленности в церковной позиции по отношению к Ванге? Я имею в виду следующее: с одной стороны, местный епископ освящает храм, построенный ею и расписанный, мягко говоря, на сомнительный манер. Ни один из архиереев не выступает с четкой и недвусмысленной позиции – то есть не применяет свою учительную власть, – чтобы предупредить паству о том, что здесь кроется какая-то опасность. С другой стороны, появляется книга с названием «Ванга: портрет современной ведьмы»[3], которая в этом контексте выглядит просто как частное богословское мнение одного из членов Церкви.
– Думаю, что Церковь должна высказать свою истину, а истина Церкви выражается только одним способом – через ее соборность. Истории известно много подобных случаев, когда тот или иной человек всячески противоречит целостному учению Церкви, при этом позволяя себе говорить от ее имени. Церковь всегда реагировала на это одним образом – через ее соборность. Вы знаете, как было с учением Дынова: Церковь со всей ясностью соборно выразила свое мнение, отвергнув это учение.
Я хорошо понимаю настроения людей, которые говорят: «Почему? Она ли не церковница? В церковь ходила; вот, построила храм – это было мечтой ее жизни» и т.д. Она говорила: «Идите и креститесь!» – как будто и не была никогда чужда Церкви. Отсюда и возникают сложности. Сложности заключаются в том, что даже если бы она всем сердцем своим и чувствовала стремление к Христу, то ни у кого не было бы возможности научить ее, раскрыть ей всю полноту истины учения Церкви. Ведь она была известным образом изолирована, и ее изолировали власть имущие, что не давало возможности прямого контакта Церкви с нею. И это большая проблема, потому что, с одной стороны, она ясно заявляла, что принадлежит к Церкви, а с другой – все, что она делала, полностью противоречит догматике Церкви.
– Массовое сознание шокирует, что чадами Церкви могут быть в числе прочих воры, отпетые мошенники и даже убийцы. «Что же плохого сделала эта женщина, помогавшая стольким людям, – недоумевают они, – чтобы нападали именно на нее?»
– Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти. Во всем этом есть какая-то особая мифологизация. Не знаю, насколько верно все, что приписывают ее возможностям…
– Впрочем, один из аргументов против Ванги был сформулирован с крайне материалистической научной точки зрения, доведенной до абсурда; он отрицал всякую возможность успешного прогнозирования будущего и объявлял все то, чем занималась Вангелия Гуштерова, шарлатанством и чистой случайностью. Но эта аргументация неприемлема для всякого верующего человека, не допускающего, что он живет в трехмерном и плоском мире, подчиненном слепым причинно-следственным зависимостям. Самые горячие сторонники Ванги неизменно приводят в пример пророков, в том числе ветхозаветных, и подчеркивают, что пророчества Ванги так же «успешны», то есть сбылись, одним словом – истинны.
– То, о чем вы напомнили, в известной степени подчеркивает абсурд, в котором мы жили раньше. Потому что, с одной стороны, то, чему нас учили в школе и университете, подстраивалось под материализм. Всякое учение, связанное с духовностью, вступало в противоречие с системой и пропагандистской машиной, и с ним боролись. В то же время некоторые люди втайне занимались оккультизмом, стремились к нему. Недавно я видел по каналу «Discovery» документальный фильм о том, какие исследования вели целые институты в бывшем Советском Союзе: изучали человеческую психику, паранормальные способности и прочее. С одной стороны – налицо исследовательский интерес, полностью при этом засекреченный; в то же время с другой стороны – полный абсурд с клеймением Ванги на «официальном» уровне. Народ любил ее хотя бы в силу врожденного любопытства и стремления каждого человека узнать, что будет в будущем. А когда кто-то может что-нибудь сказать о будущем, он всегда превозносится.
Проблема Ванги так или иначе встает перед нами. Мы не можем притворяться, будто проблемы реально не существует: мол, «не мешайте нам с какой-то Вангелией Гуштеровой, которая свое отжила». Церковь должна ясно сказать то, что она говорила в течение веков. И в то же время это не должно быть высказано в какой-то крайней форме, а точно, ясно и спокойно, в духе православной догматики, и должно быть адресовано народу Божию.
Церковь всегда стремилась к одному – никоим образом не наносить ущерба учению, данному Самим Господом Иисусом Христом и впоследствии обогащенному всем, что нам оставили отцы Церкви. Поэтому, как я сказал, сейчас мы должны соборно выступить с ясной позицией касательно Ванги. Когда наносится вред догматике Церкви, мы должны реагировать. Независимо от того, насколько популярна данная личность в народных массах и насколько непопулярной может быть наша реакция.
– Кстати, о нашем врожденном любопытстве и интересе к будущему. В религиозных системах этот интерес обычно находит выражение в стройном учении о загробной участи человеческой души. Более того, религиозные системы обычно привязаны к этой теме и строятся на ней. В то же время Новый Завет отводит обескураживающе мало места теме «жизнь после смерти».
– Снова вспомню Дынова и дыновизм, поскольку они имеют прямое отношение к теме. На одной из презентаций книги монаха Виссариона в Софии я встал и воспротивился тому, что христианство все время называют религией. Думаю, к нему нельзя подходить подобным образом. Многие из присутствующих эмоционально отреагировали против сказанного мной. Да, я настаиваю на том, что христианство – не религия и не может быть религией. Созданное Дыновым – это некая религиозная система, и этого никто не может отрицать. Но мы в посреднике не нуждаемся, потому что Сам Господь Иисус Христос пришел в мир и разрушил всякую идею религии, показав, что христианство – это жизнь. И жизнь – в истине. Нужно осознать этот факт.
– Как заметил один православный богослов, Слово стало плотью, а не текстом с подстрочными примечаниями и библиографией…
– Да, именно так. Потому что самое удивительное – это то, что Иисус Христос, придя на землю, не затворился где-нибудь, чтобы порассуждать о трагедии мира, а потом написать какую-нибудь книгу и сказать: «Вот, читайте это!» Все, что Он имел сказать как истину, Он показал Своим поведением, Своими поступками, Своим отношением к окружающим Его людям. Учение Церкви – это учение о том, что во все время Своей краткой жизни здесь, на земле, показывал нам Богочеловек. И, разумеется, кульминацией было то, когда Богочеловек воздвиг человеческую природу. Он не сделал ее ангелоподобной. Он сделал ее богоподобной, чтобы показать всем, кто будет жить после, чтобы показать нам, что человек призван лишь к одному – к богоподобию, к обожению. Это самое важное. И стремление человека – стать Богом не по естеству, а по благодати. Все это буквально подрывает идею религии и связанного с ней учения о загробной жизни.
Христос ясно сказал нам: «Живите здесь и теперь, в этом мире, вот таким образом; стремитесь к добру, потому что Бог благ. И отныне Мой Отец приготовил вам жилища, настоящие ваши жилища, которые на небесах». Кратко говоря, живите здесь и теперь в истине, и у вас будет возможность быть и гражданами неба. Это самое важное. Отныне все, что делает Бог, Он делает для того, чтобы поднять нас и поставить по правую Свою руку. И это не какое-то книжное учение, а как раз наоборот. Господь Иисус Христос, как истинный Бог, мог, скажем, восстать и воскреснуть душой, но чтобы тело Его осталось впредь таким, как наше, в тленности. Но вот тут происходит «абсурд» восстания тела, воскресения и вознесения тела. Вы знаете, как реагировали сами апостолы. Они заперлись в своих горницах. Вспомните тот случай, когда святой апостол Павел проповедовал в Ареопаге и все слушали его с интересом; там были представители платоников, стоиков и других, и все слушали его до того момента, как он сказал: «Я проповедую Христа Воскресшего». Вот это трудно для человеческого мышления – понять, как Бог воздвиг не только человеческую душу или не только дал возможность человеческой душе стать бессмертной, а воздвиг и тело. Вот камень, о который мы претыкались тысячи лет и о который претыкаемся и сейчас.
Идея о том, что человеческая душа бессмертна, – вдохновляет, но Бог пришел и сделал нечто другое, еще более «абсурдное». Это отводит на задний план всякую мысль о Ванге, о стремлении подглядеть и понять, что происходит, когда мы уходим отсюда. Все это вопрос веры. Истинно верующий человек спокоен в этом отношении. Потому что Бог обещал нам, что мы будем с Ним. А Бог потому и Бог, что твердо стоит на всем, что говорит и делает.
[3] Название 2-го тома упомянутой книги отца Виссариона; название 1-го: «Петр Дынов – анализ одного лжеучения».
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
Что говорит церковь о ванге
Важно знать Ваше мнение о способностях Ванги – дар ли это? Как к таким уникальным людям относится Церковь?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. «Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу» (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают.
Родители её – Панде Сурчев и Параскева – были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей – Вангелия.
Мать умерла, когда Ванге было три года. Поэтому с раннего детства она была научена трудолюбию, которое сохранялось у неё до самой кончины.
В 12 лет произошло событие, изменившее всю её жизнь. Когда Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял её в воздух и отнес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Кроме сильного испуга, была боль в глазах. Вскоре она ослепла. В 1925 году Вангу отвезли в город Земун в дом слепых. Она научилась вязать, читать, освоив азбуку Брайля, готовить еду. Годы эти были счастливые, но тяжелые жизненные обстоятельства заставили вернуться домой.
В 1942 г. она обвенчалась с Димитром Гуштеровым. С этого времени она жила в Петриче, а в конце жизни в Рупте. Умерла она 11 сентября 1996 г.
Необычные способности в ней стали проявляться еще Струмице, когда она жила в доме отца. В 1941 г. её второй раз посетил «таинственный всадник». С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.
Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги.: «Вопрос: Ты разговариваешь с духами? – Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю» (Правда о Ванге, М., 1999, с.187). Племянница вспоминает. «Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой – это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: «Вот, мы тебя видим…», а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: «Ох, отпустили меня силы», и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: «О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть, они готовы тебе показаться?». Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с.11-12). Во втором книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: «Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии» (Правда о Ванге, М., 1999, с. 9). Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти – падшие духи.
Другие демоны, бывшие источником феноменальной осведомленности Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым» (Правда о Ванге, с. 99). Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: Не обращайтесь к вызывающим мертвых (Лев.19:31).
Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим».
«Вопрос: Вправду ли посещают Землю те инопланетные корабли, которые называют столь примитивно «летающими тарелками»?
Вопрос: Откуда они прилетают?
Ответ: С планеты, которая на языке ее жителей называется Вамфим. Так, во всяком случае, слышится мне это непривычное слово – Вамфим. Эта планета – третья от Земли.
Вопрос: Возможен ли по желанию землян контакт с жителями загадочной планеты? С помощью технических средств или, быть может, телепатическим путем?
Ответ: Земляне тут бессильны. Контакт осуществляют, сообразуясь со своим желанием, наши гости» (там же, с. 13-14).
Когда человек вступает в общение с падшими духами, он оказывается в духовно-гипнотическом состоянии. Он не воспринимает даже самые простые вопросы здравого смысла. Почему этих космонавтов, которые были существами физическими, не могли видеть родственники Ванги, живущие с ней? Где они оставили свой космический корабль, который тоже должен был быть физическим объектом?
К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром. И здесь мы видим типичные медиумические опыты, известные уже много веков. «Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11). И ещё свидетельство: «И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали. Она сказала буквально следующее: «Я душа Жанны Д’Арк. Я явилась издалека и направляюсь в Анголу. Там сейчас обильно льется кровь, и я должна помочь установить мир там». После короткой паузы тем же голосом Ванга продолжала: «Не обвиняйте ни в чем эту душу. Она не ваша. Она ничья. Тому свидетель родительница (наша мать – Любка), которая носила ее в корыте, когда носила на смертном одре. Тогда в один миг душа ее отлетела, а в тело вселилась другая душа. Твоя родительница выздоровела, чтобы продолжать свою земную жизнь. Но теперь уже ее душа неродственна вам, детям, и не может вас распознать». Снова короткая пауза, и Ванга продолжает: «Твоя родительница должна посетить Нотр-Дам де Пари, где ей надо провести ночь в молитвенном бдении, – таким образом, вам откроются тайны об окружающем мире» (с. 131-132). Вся эта речь достаточно фантастична. Ясно лишь то, что она придерживалась чуждого христианскому учению воззрения о возможности вселения души в чужое тело.
Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: «У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения – Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи» (с. 191). Теософия Е. Блаватской (буддийское ее имя – Радда-бай) враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр» (с. 30). Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».
Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способом узнать тайное о приходившем человеке. «Сахар – тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать» (с. 189). Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2-3 дня под подушкой.
Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.
– «В 1981 году наша планета была под очень плохими звездами, но в следующем году она будет заселена новыми «духами». Они принесут благость и надежду» (с. 167).
– «Придет время чудес, наука сделает крупные открытия в области нематериального. В 1990 году мы станем свидетелями изумительных археологических открытий, коренным образом изменяющих наши представления о древних мирах. Все спрятанное золото выйдет на поверхность земли, но вода скроется» (с. 224).
– «В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать».
– «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!».
Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий. Так Бог повелел пророку Ионе возвестить: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4). Пророк три дня ходил по городу и призывал к покаянию. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Ион.3:10).
В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю:
«Вопрос: Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?
Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.
Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить?
Ответ: Это бесполезно.
Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?
Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь» (Правда о Ванге, с. 11).
Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает благодатная жизнь в многовековом опыте христианства, духовным нервом которого является искреннее и каждодневное исполнение заповедей святого Евангелия. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. Удержимся от невежественного, пагубного желания и стремления к видениям чувственным, вне установленного Богом порядка. С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чувственного видения духов для совершения нашего земного, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов).