Трубить в шофар что это
Шофар
Так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа.
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр. Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность.
Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»
Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.
Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.
Трубление в шофар
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош-Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана.
Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа [День трубления — прим.ред.].
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Субботы и пр.
Ныне в шофар трубят в синагогах на протяжение всего месяца Элуль — после окончания утренней молитвы в будни, — чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Впрочем, в последний день месяца, накануне Рош-Ашана, в шофар не трубят, дабы разделить трубление, на которое у нас было право, от трубления, которое нам вменяется в обязанность.
Трубить в шофар — заповедь Всевышнего, записанная в Торе, и поэтому она не нуждается ни в каком рациональном пояснении
Относительно причин новогоднего трубления существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»
Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.
Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.
Как правильно трубить в шофар?
Шалом, как правильно трубить в шофар? И кто должен выполнять эту заповедь? Спасибо.
Отвечает рав Нахум Желязник
Спасибо за Ваш вопрос.
Чтобы легче понять законы трубления, следует знать: в исполнении этой заповеди в день Рош а-Шана есть три уровня:
Уровень первый: закон Торы
Мудрецы Талмуда (Рош а-Шана 33 б), опираясь на толкование стихов Торы, определили, что заповедь выполняется следующим образом: трижды «выдуваем» звук, называемый в Торе «Труа», добавляя каждый раз звук «Ткиа» перед ним и после него. Выходит, всего 9 звуков:
Тора говорит о двух различных звуках, но тот, кто хотя бы раз слышал, как трубят в шофар, знает, что в трублении есть три различных вида звуков. Этот третий звук мудрецы Талмуда назвали «Шварим». Ниже мы разберем, что они из себя представляют.
Итак, в тексте Торы фигурируют только два названия — «Ткиа» и «Труа», почему же Талмуд говорит о трех? Потому, что возникло сомнение, что именно Тора имеет в виду.
Что такое «Ткиа» — понятно: это длинный непрерывный звук. И Талмуд сохраняет это название для длинного непрерывного звука.
А вот по вопросу, что именно Тора подразумевает под словом «Труа», мнения мудрецов разделились. Если три версии: либо это звук, похожий на стоны-вздохи больного человека — «шварим» на языке Талмуда (серия хотя бы из трех таких звуков), либо это быстрые короткие всхлипывания — Талмуд называет это «Труа», либо (третий вариант) — и то, и другое вместе, это будет названо «Шварим-Труа».
Получается, чтобы выполнить заповедь Торы наверняка, необходимо «проиграть» все варианты:
три раза трубим блок: Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа;
три раза: Ткиа — Шварим — Ткиа
и три раза: Ткиа — Труа — Ткиа.
Итак, всего 30 звуков. Тот, кто их слышал, — заповедь выполнил.
Уровень второй: постановление мудрецов
Наши мудрецы постановили не ограничиваться выполнением заповеди Торы, а протрубить серию из 30 звуков дважды: первый раз — перед молитвой «Мусаф», второй — в самой молитве «Мусаф» (когда молятся в миньяне).
Уже насчитываем 60 звуков.
Уровень третий: обычай
Согласно Каббале, в Рош а-Шана надо услышать 100 звуков шофара — соответственно ста причитаниям матери полководца Сисры, воевавшего с Израилем. (См. Шофтим 4, 5; Сисра был уже мертв, когда подруги утешали его мать, говоря, что он задерживается из-за дележа добычи. Но она чувствовала, что на самом деле сын уже не вернется, и продолжала плакать, см. трактат Рош а-Шана 33 б).
Следовательно, мы добавляем еще 40 звуков — 30 после повторения молитвы «Мусаф» хазаном (кантором) и 10 в конце всего комплекса утренних молитв. Этот обычай принят во всех общинах и является неотъемлемой частью службы в Рош-а-Шана.
Закон предъявляет определенные требования к длительности звуков шофара.
Известно, что минимальная продолжительность звука «Ткиа» должна соответствовать продолжительности звука «Труа».
Однако по вопросу, сколько должна длиться «Труа», мнения разделились. Выше упоминалось, что «Труа» состоит из ряда коротких отрывистых звуков, следующих один за другим и похожих на причитания или всхлипывания. Такие короткие звуки называются «трумитин». Некоторые галахические авторитеты полагают: для того, чтобы получилась «Труа», необходимо извлечь всего 3 отрывистых звука — 3 «трумитин». Соответственно, «Ткиа» — долгий звук — должна тянуться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для трёх «трумитин» — не меньше.
Согласно другому мнению, «Труа» — это серия из 9 «трумитин» минимум. Соответственно, «Ткиа» должна длиться, по крайней мере, столько времени, сколько необходимо для 9 «трумитин».
Мы определили минимальную продолжительность «Труа» и «Ткиа», но не запрещено делать их длиннее.
Поским (законоучители) пишут, что обычай установлен в соответствии со вторым мнением. Однако постфактум, если у бааль токеа (трубящего) звук«Труа» получился короче (но не короче 3 «трумитин»), заповедь считается выполненной.
Каждый из стонов-вздохов («Шевер» — единственное число от «Шварим») должен быть несколько короче, чем «Ткиа»: по первому мнению — 2 «трумитин», по второму — 3-8 «трумитин».
Всего должно быть 3 звука «Шевер» в каждой серии «Шварим». Согласно закону, нет запрета добавить еще, однако лучше ограничиться тремя.
Выше было сказано, что мудрецы сомневались, что такое «Труа», заповеданная Торой: это звук, который мы называем «Труа», или это «Шварим», или «Шварим-Труа»?
В связи с этим «Ткиа» в блоке «Ткиа — Шварим-Труа — Ткиа», должна быть длиной, по крайней мере, в 18 минимальных звуков, а в блоках «Ткиа — Шварим — Ткиа» и «Ткиа — Труа — Ткиа» — короче: по крайней мере, 9 «трумитин».
Чтобы учесть все мнения и выполнить заповедь наилучшим образом, принято, чтобы каждый «Шевер» был длиной только 3 «трумитин» (хотя по букве закона можно удлинять до 8, ведь главное — чтобы «Шевер» был короче, чем «Ткиа»), а «Труа» — только 9 «трумитин».
«Труа» на одном дыхании
Еще одно правило связано с извлечением звука «Труа», заповеданного Торой: это должно быть на одном дыхании. Следовательно, отдельные звуки в «Шварим» и в «Труа» (различные версии «Труа» Торы) должны следовать вплотную один за другим, без перерыва.
Более сложный вопрос возникает о серии «Шварим-Труа»: может ли трубящий прерваться на вдох посередине? Первое мнение (Шулхан Арух 590:4): здесь всё же надо прерваться. Но постфактум заповедь считается выполненной, даже если перерыва не было.
Второе мнение: прерываться на вдох нельзя и, если трубящий прервался, должен трубить повторно. Но даже согласно этому мнению кратчайший (недостаточный для вдоха) перерыв между «Шварим» и «Труа» должен быть, чтобы «Шварим-Труа» не слились в один звук.
В соответствии с этими мнениями существуют разные обычаи. За пределами Земли Израиля многие общины следуют за Рамо, который склоняется к первому мнению — вдох должен разделять «Шварим» и «Труа». А в Земле Израиля при первом трублении — перед молитвой «Мусаф» — «Шварим-Труа» принято «выдувать» на одном дыхании, а при повторении — внутри «Мусафа» — со вдохом между «Шварим» и «Труа».
Кто должен слушать звуки шофара
Каждый еврейский мужчина с возраста бар-мицвы, кроме глухих и умалишенных, должен слушать звук шофара в Рош а-Шана (Шулхан Арух 589).
Женщины не обязаны слушать шофар, поскольку это заповедь, зависящая от времени. То есть ее можно исполнить только в определенное время — мицва ше-а-зман грама. Женщины освобождены от выполнения таких заповедей.
Однако в соответствии с повсеместно распространенным обычаем женщины слушают шофар в Рош а-Шана. Женщина, которая умеет трубить, может сама трубить для себя. Мужчина может трубить для женщин, даже если он уже слышал шофар и выполнил заповедь.
Женщине достаточно слушать только основное трубление — 30 звуков. Если у нее нет возможности посетить синагогу, пусть муж потрубит для нее дома или постарается организовать визит того, кто умеет трубить.
Произносят ли женщины благословение на шофар?
Здесь существуют разные обычаи. У ашкеназов принято, чтобы одна из присутствующих женщин произносила перед трублением благословение «…Повелевший нам слушать звук шофара».
В сефардских общинах есть как те, кто благословляет, так и те, кто не благословляет. Каждый следует обычаю своих отцов.
Мужчина может произносить благословение для женщин, только если он сам еще не слушал шофар (поскольку тогда он произносит его, прежде всего, для себя, и заодно оно засчитывается и женщинам). Для других мужчин мужчина может произносить благословение в любом случае.
Что касается правильного извлечения «Шварим-Труа», см. выше, женщинам лучше трубить на одном дыхании, поскольку даже согласно мнению, что необходимо два вдоха, постфактум трубление на одном дыхании засчитывается. А по букве закона: как ни труби — всё хорошо, ведь для женщин это только обычай.
Дети — приучение к исполнению заповедей
Дети, не достигшие возраста бар-мицвы, как было сказано, не обязаны слушать шофар. Однако мальчиков, достаточно подросших, чтобы не мешать окружающим, приводят в синагогу. Важно, чтобы они с ранних лет привыкали слушать шофар и молиться в общине.
Девочки приходят в синагогу вместе с мамами.
Кто освобождается от выполнения заповеди
Глухонемой (хэрэш) и умалишенный (шотэ) свободны от выполнения всех заповедей, в том числе — от заповеди слушать шофар.
Человек, который не слышит, но может говорить, обязан соблюдать заповеди Торы. Однако от заповеди шофара, по мнению Бейт-Йосеф, он свободен. Дело в том, что суть заповеди — слышать звук шофара, а не трубить в него. Следовательно, тот, кто не может слышать, — свободен от выполнения этой заповеди.
Однако автор Арух а-Шулхан советует «устрожить» закон и предписывает глухому трубить для себя самому (но без благословения), несмотря на то, что он не слышит.
Тот, кто использует электронный слуховой аппарат, не выполняет заповедь, слушая шофар через аппарат. Ему следует снять аппарат во время трубления, встать поближе к трубящему и внимательно слушать. Если же без слухового аппарата он абсолютно ничего не слышит, он не обязан исполнять эту заповедь. Если он умеет трубить сам, пусть трубит для себя, см. Арух а-Шулхан о глухом.
Если человек болен и не может прийти в синагогу, необходимо организовать для него трубление дома (конечно, если он в сознании и может слушать). Тот, кто находится в изоляции (на карантине), тем более должен слушать шофар. Если нельзя зайти к к нему домой, можно трубить снаружи, главное — чтобы он услышал заповеданные 30 звуков. Обычаю трубить сто раз следуют только при общественной молитве.
С пожеланием быть записанными в Книгу Жизни — нам и всему народу Израиля, Нохум Желязник
Шофар
от Источник
Что такое Шофар. Карточки EnerJew
1
— Уже несколько недель евреи во что-то трубят. В синагогах и инсте. Что это? Флешмоб?
Можно и так назвать 😉 В месяце элуль (последнем месяце еврейского календаря) принято трубить в шофар. Это делают чтобы напомнить о приближающимся еврейском новом годе (Рош а-Шана), одна из главных заповедей которого — слушать трубление в шофар.
2
— О как! И что это такое – шофар?
Шофар – это рог животного, обработанный особым образом (если хочешь узнать как именно – читай репортаж с фабрики шофаров), так что из него получается что-то типа музыкального инструмента. В него можно трубить – ну, ты слышал.
3
— Шофар придумали специально, чтобы трубить в Рош а-Шана?
— Нет. Шофар – это очень древний инструмент, он упоминается в Торе по разным поводам. Например, во время дарования Торы на горе Синай весь народ слышал «звук шофара весьма сильный». Может быть поэтому, звук шофара так действует на нас до сих пор — как будто что-то переворачивается в душе. Ведь сказано, что души всех евреев стояли тогда у горы Синай!
Но в шофар трубили и в более будничных случаях: созывая народ на войну или на общее собрание. Или во время коронации царя (а в Рош а-Шана мы как будто заново «коронуем» Всевышнего, чтобы Он царствовал над нами).
— Шофар можно сделать из рога любого животного (у кого они есть, конечно)?
— Не совсем. Шофар делают из рога кошерных животных, который не имеет разветвлений – то есть оленьи рога, например, не годятся. Лучше всего для шофара подходит рог барана. Но есть одно исключение: рог коровы или быка для шофара не используют, хотя форма у него вполне «правильная». В Талмуде об этом сказано: «Все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда – шофаром».
— Чем же провинилась корова?
— Не корова, а телец. Тот самый, золотой, которого евреи сделали у горы Синай, не дождавшись возвращения Моше. Было бы странно молить Бога о милосердии для народа Израиля, одновременно напоминая Ему о самом большом проступке этого народа… А когда мы трубим в бараний рог, то наоборот, как будто «напоминаем» Всевышнему о великой заслуге Авраама, о его готовности пожертвовать самым дорогим в истории с жертвоприношением Ицхака. Эта заслуга защищает всех нас до сих пор.
— И всё-таки – зачем нужно слушать шофар именно в Рош а-Шана? Что это нам даёт?
— Есть несколько идей: «коронация» Царя (Всевышнего), которая происходит каждый год, в Рош а-Шана, “напоминание” о заслугах Авраама, «пробуждение» милосердия Всевышнего (ведь в Рош а-Шана решается судьба каждого человека на весь наступающий год). И, конечно, звуки шофара помогают задуматься о своих поступках в прошедшем году и сделать тшуву. Звук шофара похож на плач, стон, и он словно зовёт нас: «Пробудись, задумайся, ещё не поздно всё исправить»…
При этом, главная причина — исполнение одной из 613 заповедей, записанных в Торе. Именно об этом стоит думать, когда слышишь звучание шофара в Рош а-Шана.
— Когда именно трубят в шофар? Если я хочу услышать трубление, когда мне приходить в синагогу?
— Обычно, в шофар трубят оба дня Рош а-Шана (кроме Шаббата) перед молитвой Мусаф. В этом году трубят только один день – 20 сентября. Послушать звуки шофара нужно до захода солнца. Как правило, для тех, кто не успел прийти утром, делают дополнительное трубление после обеда. Заранее уточните у раввина, во сколько можно прийти в синагогу вашего города, чтобы услышать шофар.
— Вообще, сложно ли научиться трубить в шофар? Это может делать кто угодно или только какие-то особые люди?
— Минимальные требования и навыки можно освоить за несколько уроков. Но намного важнее духовная составляющая, ведь трубящий вкладывает в этот процесс свои мысли и намерения. Поэтому трубить в шофар доверяют самым праведным, уважаемым в общине людям, известным своими хорошими человеческими качествами. Идеальный вариант – послушать трубление в синагоге. А вот если в твоем городе нет раввина, то стоит учиться самому, начав, например, с изучения различных вариаций звуков шофара.
— Разные звуки? Серьезно? А разве не трубят кому как нравится и на сколько дыхалки хватить?
— Порядок трубления сложился очень давно, он указан в праздничных молитвенниках, так что во всех синагогах трубят в шофар одинаково. Но это не мешает тебе «импровизировать» в сердце, слушая шофар, ведь у каждого человека эти звуки пробуждают его личные мысли и чувства…
Видов трубления три:
1. Длинный, протяжный звук – ткиа.
2. Три коротких трубления подряд – шварим.
3. Трель из множества отрывистых звуков (минимум 9) – труа.
— То есть послушал эти 3 вида трубления и заповедь исполнил?
— Не совсем. Принято комбинировать разные звуки. В месяц элуль мы трубим по такой формуле.
ткиа-шварим-труа-ткиа,
ткиа-шварим-ткиа,
ткиа-труа-ткиа.
Смотри как трубит наш друг-раввин Довид Куфлик у Стены плача.
А в рош а-Шана каждый “набор” мы повторяем по 3 раза.
— Вот теперь вы меня совсем запутали.
— Не переживай, чтобы хорошо разбираться в этих (да и в любых других еврейских) законах нужно долго учиться. Главное – приходи в синагогу 20 сентября и внимательно слушай трубление раввина. Слушать шофар – заповедь из Торы, поэтому сначала произносят благословение. После него и до окончания выполнения заповеди (то есть до окончания трубления) не следует отвлекаться на посторонние дела и мысли, и разговаривать – кроме произнесения слов молитвы, конечно.
— Понятно. А если синагогу закроют на карантин? Можно ли, например, послушать шофар через зум или на Ютубе?
— А вот это, к сожалению, совсем не получится. Во-первых, шофар нужно слушать именно «живьём», без всяких усилителей и передатчиков звука, не говоря уже о записи. А во-вторых, в Рош а-Шана (как и в любой праздник, установленный Торой – йом тов) мы не пользуемся техникой и гаджетами. В сложных ситуациях лучше всего обратиться к раввину твоего города, и он найдет выход из положения. Каждый, кто хочет услышать шофар в Рош а-Шана, беезрат Ашем, получит такую возможность!
Шана това у-метука, хорошего и сладкого года всем нам!