Тру тайп что это
Что такое шрифт TrueType?
Шрифт TrueType — это технология цифровых шрифтов, разработанная Apple Computer, и теперь используемая как Apple, так и Microsoft в своих операционных системах.
Ч то такое ttf шрифты?
Если вы сейчас сидите за компьютером с системой Windows или Macintosh, вы видите TTF шрифты, читая этот пост! Видеть, конечно, хорошо, но попробует более детально разобраться, файл шрифта truetype — что это?
Фактически он состоит из двух частей:
Rasterizer — это часть программного обеспечения, встроенная в операционные системы Windows и Mac. Он собирает информацию о размере, цвете, ориентации и местоположении всех отображаемых шрифтов TrueType и преобразует эту информацию в растровое изображение, которое может быть распознано графической картой и монитором. Это, по сути, интерпретатор, понимающий математические данные, предоставленные шрифтом, и переводит их в форму, которую может отображать видеодисплей.
Что такое ttf шрифты? Сами шрифты содержат данные, описывающие контуры каждого символа в шрифте. Более качественные шрифты также содержат коды подсказки. Подсказка — это процесс, который помогает уменьшенным до небольшого размера шрифтам выглядеть наилучшим образом. Вместо того чтоб просто полагаться на векторный контур, коды-подсказки гарантируют, что символы будут хорошо сочетаться с пикселями и шрифт сможет выглядеть как можно более гладко и разборчиво.
TTF шрифты: немного истории.
В конце 1980-х годов Adobe представила шрифты Type 1 на основе векторной графики. В отличие от растровых шрифтов, векторные шрифты можно увеличивать и уменьшать (масштабировать) и, они по-прежнему будут хорошо выглядеть. Adobe также разработала язык печати Postscript, который значительно превосходил все остальные на рынке.
Microsoft и Apple были очень заинтересованы в этих технологиях, но не хотели платить Adobe за то, что могло стать неотъемлемой частью операционной системы обеих компаний. По этой причине Microsoft и Apple присоединились к разработке собственных векторных шрифтов и технологий печати. В конце концов, Apple фактически разработала тип шрифта truetype, означает, что механизм печати, разработанный Microsoft, TrueImage, никогда не покидал основу.
Существует тысячи шрифтов TrueType, многие из которых можно бесплатно скачать в Интернете. Хотя большинство шрифтов качественны, но неправильно созданный шрифт TrueType может содержать ошибки, которые иногда приводят к сбою работы компьютера. Именно поэтому рекомендуется использовать только качественные и проверенные шрифты truetype, что это возможно со шрифтами от TemplateMonster:
Шрифты TrueType «изнутри».
Пожалуй, самый распространённый на сегодняшний день формат шрифтов это TrueType и его расширение – OpenType.
Стандарт TrueType разработан компанией Apple в конце 1980-х годов и представляет собой векторное описание символов шрифта, что позволяет их легко масштабировать. Файл шрифта состоит из нескольких двоичных таблиц, которые описывают различные свойства шрифта.
Первые компьютеры Apple использовали процессоры Motorolla 68xxx, которые имели отличный от архитектуры x86 порядок байт в машинном слове. При работе непосредственно с файлом шрифтов необходимо учитывать этот факт.
Для чего может понадобиться знание внутреннего устройства шрифта? Например, некоторые форматы документов (pdf, xps) позволяют включать файл шрифта непосредственно в документ. Это делается для того, чтобы документ правильно отображался на системе, где не установлен шрифт, используемый в документе. Но даже внедрение шрифта не обязывает знать его структуру. Так зачем же может понадобиться знание внутреннего устройства шрифта? Дело в том, что внедрение даже одного шрифта способно увеличить размер документа во много раз. Это цена, которую приходится платить за возможность использования документа на любой платформе и любом устройстве. Стоит ли говорить, что внедрение нескольких шрифтов может на порядки увеличить размер документа? Именно поэтому возникает необходимость «обрезать» шрифт, оставив в нём только необходимую информацию, например, удалить из шрифта данные о начертаниях символов, не используемых в документе.
Итак, настало время внимательно рассмотреть содержимое TTF файла. Посмотрим, из чего же состоит шрифт Arial из Windows 7. В нём обнаружены следующие таблицы:
Соответственно, при сжатии шрифта, вместе с перестройкой и сжатием таблицы глифов, перестраивается таблица loca. Помимо информации о позиции глифа, из этой таблицы можно получить информацию о количестве байт, занимаемые глифом. На приведённом выше рисунке можно увидеть, что элементы с номерами 1, 2, 3 и 4 имеют одинаковое значение. Дело в том, что количество байт, необходимых для отрисовки символа, можно получить вычитая текущую позицию из позиции следующего элемента таблицы. Например, из фрагмента вышеприведённой таблицы loca, видно, что информация, необходимая для изображения первого символа (элемент 0), занимает 42 байта. Если какой-то символ не имеет графического отображения в таблице глифов, то следующий элемент будет начинаться с той же самой позиции. Таким образом символы, определяемые элементами 1, 2 и 3 не имеют графического представления. Символ, определяемый четвёртым элементом, начинается со смещения 42 и занимает 172 байта.
Буква Ё неслучайно взята для примера, в найденной позиции таблицы glyf Вы не найдёте буквы Ё. Причина в том, что эта буква является составной из двух глифов – из глифа Е и глифа «комбинированный диарезис» (две точки над символом). Соответственно, в найденной позиции будет описание взаимного расположения и индексы простых глифов, из которого образован составно глиф. Этот момент необходимо учитывать, чтобы при упаковке таблицы по ошибке не удалить части составного глифа.
Таким образом, при переходе от кода символа к его графическому представлению всегда используются три таблицы. А что же остальные таблицы? Часть из них необходима, а часть необязательна, но позволяют улучшить вид печатаемого документа. Например, некоторые шрифты могут содержать в себе тщательно нарисованные художниками графические образы символов, для их корректного отображения на устройствах с низким DPI (графическим разрешением, определяющим количество точек на 1 дюйм). В большинстве случаев можно исключить эту таблицу при сжатии шрифта. В этом случае документ будет иметь чуть худший вид на экране, но при этом хорошо выглядеть при печати на современных принтерах.
Таблица name содержит текстовые описания шрифта – короткое и полное имя, автор шрифта, версия шрифта, лицензионная информация и другие параметры. Именно из этой таблицы черпают информацию различные программы для каталогизации, просмотра и выбора шрифтов. Например, на рисунке ниже показаны некоторые строки, содержащиеся в шрифте Arial.
Базовые свойства шрифта определяются таблицей head. Её содержимое показано на рисунке ниже.
Поля indexToLocFormat и glyphDataFormat таблицы head определяет формат таблиц loca и glyf, поэтому таблица head должна быть прочитана первой. Даты создания и модификации шрифта указаны в секундах, прошедших с 1 января 1904 года. Параметры xMax, xMin, yMax, yMin описывают прямоугольник, в который вписываются любой глиф шрифта. Важный параметр, использующийся при рисовании символов шрифта – untisPerEm. Он определяет, ширину заглавной латинской буквы M в условных единицах. Значение untisPerEm используется для масштабирования символов при их выводе на физические устройства – экран или принтер.
Хинтинг шрифтов: от появления к практическому применению
В этой статье мы расскажем об истории развития хинтинга шрифтов. Поделимся собственным опытом работы над шрифтами и объясним, какие задачи решает хинтинг.
Во второй половине 80-х годов XX века индустрия персональных компьютеров стремительно развивалась, и для них был необходим свой собственный шрифтовой стандарт. У компании Adobe он уже был и назывался PostScript Type 1. Стандарт входил в ее графические программы, благодаря чему активно распространялся.
Идеологами TrueType формата были Apple и Microsoft. Разработка началась из соображений экономической выгоды: за использование шрифтов PostScript нужно было платить огромные авторские гонорары. Таким образом, TrueType был ответом двух гигантов на фактическую монополию компании Adobe с ее шрифтами PostScript Type 1. Предполагалось, что шрифты TrueType станут основой единого стандарта, будут легко масштабироваться и использоваться на ПК. Apple начала разработку первой, а Microsoft подключилась позже и начала активно его продвигать. Apple добавила поддержку формата в мае 1991 года (ОС System 7.0), а Microsoft внедрила системные шрифты для ПК почти год спустя — в апреле 1992 (ОС Windows 3.1).
Apple выпустила свой вариант (TrueType GX) раньше, поэтому у Microsoft, чей формат был еще в разработке, могли возникнуть проблемы из-за лицензии. В результате продукт Microsoft получил название TrueType Open.
Публикация TrueType Open была приурочена выходу Windows 95. Главным обновлением в ней стал Antialiasing — экранное сглаживание в градациях серого цвета.
В 1996 году две некогда конкурирующие компании Microsoft и Adobe выпустили совместный открытый формат шрифтов — OpenType с поддержкой TrueType и PostScript контуров, Unicode и типографических функций (капителей, лигатур и т. д).
Таким образом, семейство современных шрифтов получило имя, в котором отразилась вся история их создания, — OpenType:
Благодаря изначальному широкому функционалу TrueType стандарта в 2016 году на его базе появились вариативные шрифты.
С самого начала у TrueType формата сложилась плохая репутация, и причина этому огромное количество некачественных шрифтов, ведь он был открытым стандартом, в отличие от PostScript Type 1. Как следствие, TrueType шрифты не получили широкого распространения на старте, а среди массовой аудитории пользовались популярностью PostScript шрифты. Спустя время у TrueType формата все-таки появилась своя ниша: к нему обращались большие компании, когда нужно было разработать важные системные шрифты или сделать шрифты на заказ.
Технология TrueType стартовала в начале 90-х, когда использовались мониторы с крайне низкой плотностью пикселей (DPI), и представляла из себя простейшую черно-белую графику. Шрифты, которые отображались на экране, имели лишь одноцветное представление без градаций полутонов (BI-Level Rendering). С развитием аппаратного и программного обеспечения графика на персональных компьютерах стала более продвинутой, и в отображении шрифтов появился градиент серого цвета (Grayscale Rendering). Постепенно широкое распространение получили жидкокристаллические мониторы. Разработчики ПО использовали особенности растеризации ЖК-мониторов, у которых каждый пиксель состоит из трех цветов. Это получило название SubPixel Rendering. На данной технологии основаны растеризаторы ClearType и DirectWrite от Microsoft.
TrueType и OpenType форматы содержат глифы в виде контуров из кривых Безье, но подход к хинтингу реализован кардинально разными способами.
Если кратко: в PostScript шрифтах в каждом глифе выделяются определенные элементы (горизонтальные и вертикальные стемы, засечки и т. д), затем на них автоматически накладываются заданные или вычисленные параметры — толщина, ширина, высота. По такой схеме хинтинг делается молниеносно, но у человека мало возможностей повлиять на итоговый контур, потому что растеризатор сам решает, чем из этих подсказок и как он воспользуется для вывода текста на экран.
В шрифтах TrueType используется иной подход. Вместо делегирования работы растеризатору, шрифт содержит явные поточечные инструкции, которые либо должны выполняться полностью, либо не должны вовсе.
Высокая точность и качество TrueType шрифтов при отображении на экране обеспечиваются благодаря колоссальной сложности при разработке. Для дизайнера шрифта контур TrueType кривых очень сложен в редактировании, так как из-за использования квадратичных кривых Безье он содержит большее количество точек. Хинтинг является также сложным и комплексным процессом, который по силам только высококлассным дизайнерам шрифтов. Контуры же OpenType (PostScript) шрифтов просто редактируются, содержат кубические кривые, хинтинг шрифтов сильно упрощен и практически автоматизирован. Отображение на экране при этом значительно хуже, но унифицировано для всех шрифтов.В 1999 году компания Apple интегрировала в свою операционную систему собственный растеризатор для экранов под названием Quartz 2D. Он унифицирует отображение как TrueType, так и OpenType шрифтов от всех производителей на экранах компьютеров Apple, игнорируя TrueType хинтинг. Таким образом формат TrueType остался актуален для Windows и Linux устройств.
В цифровой типографии каждый символ определяется набором контуров, обычно состоящих из сплайнов в виде кривых Безье. Когда символ рендерится на пиксельной сетке, контуры масштабируются до нужных размеров, а затем все пиксели внутри полученного контура заливаются черным. Такой алгоритм отлично показывает себя при высокой плотности пикселей (DPI). Однако при DPI ниже 150 процесс рендеринга становится проблематичным.
TrueType хинтинг (или инструктирование) — подсказки, которые с помощью специального программного обеспечения зашиваются внутрь шрифтового файла. Можно сказать, это ограничения, которые накладываются при масштабировании на контуры знаков шрифта и лучшим образом отражают изначально заложенные дизайнером формы на любом размере, устройстве, разрешении и программном обеспечении. Хинтинг улучшает внешний вид текста и его читабельность при низком разрешении экрана или мелком размере шрифта.
TrueType хинтинг бывает ручным и автоматическим. Для шрифтов светлых и средних по жирности начертаний с простыми формами, таких как Thin, ExtraLight, Light, Regular, Medium, в большинстве случаев автоматического хинтинга оказывается достаточно. С более жирными начертаниями — от DemiBold до Black и более сложных форм шрифтов (например, с засечками или акцидентных) — начинаются проблемы. Ручной TrueType хинтинг происходит либо в шрифтовом редакторе, либо в специальном ПО. Ручной хинтинг шрифта — настоящее искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой. Специалист по хинтингу размечает готовый шрифтовой файл вручную, символ за символом, а после тестирует в разных размерах текста. Зачастую хинтинг позволяет сохранить характерный рисунок шрифта до 14 px, а читаемость до 9 px.
Четыре ключевые задачи, которые решает хинтинг
1. Обеспечивает контраст — хинтинг позволяет вернуть шрифту контраст, задуманный дизайнером.
2. Повышает читаемость — при небольших размерах текста именно хинтинг борется за читаемость знаков.
3. Создает спейсинг — хинтинг не позволяет буквам слипаться между собой и контролирует расстояние между буквами так, как это задумал автор.
4. Отвечает за ровную строку — хинтинг позволяет во всех размерах шрифта буквам держаться внутри своей строки и не выпрыгивать из нее.
20 вопросов про веб-шрифты
Привет, Хабр!
Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.
01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?
Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.
И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.
02. Как выбрать хороший веб-шрифт?
Шрифт — это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.
Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает, какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие — только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.
03. Как браузеры отрисовывают шрифты?
Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite, а на OS X и iOS — CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.
Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType. Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:
04. TTF или OTF?
TrueType и PostScript — изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript — OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.
Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.
Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.
05. Что еще влияет на отображение?
Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.
Еще один способ сгладить недостатки сглаживания — это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.
06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?
Хинтинг — это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) — не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.
Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.
С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой — формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.
В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.
В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.
Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.
07. @font-face или Cufon?
Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR, когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.
Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.
08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?
Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:
TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.
09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?
Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.
Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря — это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.
10. Сколько должны весить веб-шрифты?
Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма — это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.
11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?
С точки зрения дизайнера, много начертаний — это круто. И действительно, для заголовочка — Bold, а вон там, для врезочки — ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно — настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.
12. Нужно ли ограничивать набор символов?
Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).
Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.
13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?
Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа.
14. Как протестировать шрифт?
Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast, где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта — незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer, вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.
15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?
Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов — это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.
Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).
16. Как купить веб-шрифт?
Когда вы «покупаете шрифт» — это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта — это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.
Удобный способ покупки шрифтов — через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику
А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!
17. Какие бывают лицензии?
Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.
Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, — все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.
Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.
Свободные лицензии (public domain) — автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования — то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.
Подробнее про лицензии можно прочитать в статье Эмиля Якупова Практические и юридические аспекты шрифтового бизнеса.
18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?
Веб-лицензии — наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай — использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение — на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.
И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.
После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.
19. Где взять хорошие веб-шрифты?
Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel — известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts — огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com — главный конкурент MyFonts
Typekit — сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast — вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin, WebFont.ru
20. Что еще можно почитать про веб-шрифты?
Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering