Тропарь что это такое

Что такое тропарь и как правильно его читать

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Читайте о богослужениях:

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Источник

У православных молитв есть разные названия — что они означают?

Зачем верующим столько разных молитв?

Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.

Что такое акафист?

Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».

Что такое канон?

Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.

Что такое ирмос?

Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.

Что такое тропарь?

Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.

Что такое кондак?

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.

Что такое икос?

Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).

Что такое стихира?

Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).

Что такое кафизма?

Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.

Источник

Тропарь

Тропа́рь (от поздн. греч. τροπάριον ), в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо; в каноне — строфа, следующая за ирмосом с распевом стихов по его (ирмоса) мелодико-ритмической модели.

Содержание

Происхождение и значение термина

В отношении этимологии термина нет полной ясности. Большинство склоняются ко мнению, что он образован от греческого τρέπω — обращать.

В узком значении богослужебного обихода Русской православной церкви термин в основном используется в значении тропаря отпустительного, то есть краткого молитвенного песнопения, прославляющего данный праздник, святого или явление иконы.

История

Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии; первоначально — краткий припев к определенным местам литургического песнопения; был введен в IV веке, вытеснив теософические гимны I—III веков, не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события Священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, уже к V веку эволюционизировал в особый текстомузыкальный жанр.

Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых с распадом античной просодии и под влиянием семитической поэзии (особенно св. Ефрема Сирина) стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог служить моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.

Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные (автомелические), так и «уподобительные» (см. Подобен) тропари, различаемые по функции (назначению):

стихира — тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои — «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак — в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) — вставка между разделами основного пения; богородичен — 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия — ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

Знаменитые тропари

Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» (греч. Φῶς ἱλαρόν ), который поётся на вечерне. Древнейшая его запись находится в Апостольских Постановлениях, относимых к концу III века по Р. Х. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви.

Оригинальный греческий текст:

Φῶς ἱλαρὸν ἁγίας δόξης, ἀθανάτου Πατρός, οὐρανίου, ἁγίου, μάκαρος, Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλθόντες ἐπὶ τὴν ἡλίου δύσιν, ἰδόντες φῶς ἑσπερινόν, ὑμνοῦμεν Πατέρα, Υἱόν, καὶ ἅγιον Πνεῦμα, Θεόν, Ἄξιόν σε ἐν πᾶσι καιροῖς ὑμνεῖσθαι φωναῖς αἰσίαις, Υἱὲ Θεοῦ, ζωὴν ὁ διδοὺς • διὸ ὁ κόσμος σὲ δοξάζει.

το γλυκό φως τής αγίας δόξας του αθάνατου, του ουράνιου, του άγιου, του μακάριου Πατέρα σου, τώρα πού φτάσαμε στη δύση του ήλιου και είδαμε το εσπερινό φως, υμνούμε τον Πατέρα, εσένα τον Υιό και το Άγιο Πνεύμα, τον ένα Θεό. Πρέπει σε κάθε ώρα και στιγμή να σε υμνούμε με καθαρές ψυχές και χαρούμενες φωνές, Υιέ Θεού γιατί εσύ δίνεις τη ζωή και γι’ αυτό ο κόσμος σε δοξάζει.

Свѣ́те Ти́хій святы́я сла́вы, безсме́ртнаго Отца̀ небе́снаго, свята́го блаже́ннаго, Іису́се Хрістѐ: прише́дше на за́падъ со́лнца, ви́дѣвше свѣ́тъ вече́рній, пое́мъ Отца̀, Сы́на, и҆ Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́инъ е҆сѝ во вся̀ времена̀ пѣ́тъ бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жій, живо́тъ дая́й: тѣ́мже мі́ръ Тя́ сла́витъ.

Существуют переводы этого тропаря (в том числе поэтические) на латинский (Jucunda lux tu gloriae), английский и другие языки.

Другой весьма древний и знаменитый тропарь — в честь Воскресения Христова:

Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν θανάτῳ θάνατον πατήσας, καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι ζωὴν χαρισάμενος.

Христо́с ане́сти эк некро́н, фана́то фа́натон пати́сас, кэ тис эн тис мни́маси зои́н хариса́мэнос.

Хрісто́съ воскре́се и́҆зъ ме́ртвыхъ, сме́ртію сме́рть попра́въ, и҆ су́щимъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Источник

Значение слова «тропарь»

Тропарь что это такое. Смотреть фото Тропарь что это такое. Смотреть картинку Тропарь что это такое. Картинка про Тропарь что это такое. Фото Тропарь что это такое

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТРОПА’РЬ, я́, м. [греч. troparion] (церк.). Церковная песнь в честь какого-н. праздника или святого. Клирошанки запели тропарь. Мельников-Печерский.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тропа́рь

1. церк. в православном богослужении молитвенные стихи и песнопения в честь какого-либо праздника или святого ◆ Два совершенно разных по происхождению праздника слились настолько, что уже в наше время православная церковь проводит в это время благословение хлебов, при котором трижды поётся тропарь рождеству Богородицы. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И сходное восклицание в другом тропаре на тот же день, более подробном, и где речь с большею несомненностью идёт о Магдалине. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945—1955 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Тропарь что это такое. Смотреть фото Тропарь что это такое. Смотреть картинку Тропарь что это такое. Картинка про Тропарь что это такое. Фото Тропарь что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подгибаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Тропарь

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тро­па­рион) – тон, лад, мело­дия) – крат­кое пес­но­пе­ние, в кото­ром рас­кры­ва­ется сущ­ность цер­ков­ного празд­ника или про­слав­ля­ется святой (святые).

Тро­парь – одно из древ­ней­ших цер­ков­ных пес­но­пе­ний, с кото­рого хри­сти­ан­ская гим­но­гра­фия начала свое раз­ви­тие.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Конда­ками также назы­ва­ются отдель­ные, содер­жа­щие закон­чен­ную мысль, молит­вен­ные воз­зва­ния, из кото­рых состоит канон, и, в неко­то­рых слу­чаях, другие крат­кие молит­во­сло­вия.

«Песни вечерни, воз­рас­тая в своей тор­же­ствен­но­сти, закан­чи­ва­ются высшим из всех видов цер­ков­ного пес­но­пе­ния – тро­па­рем, самое назва­ние кото­рого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) ука­зы­вает на особую слож­ность и богат­ство мело­дии для него. В каждом гласе тро­пар­ный напев состав­ляет венец всех других напе­вов, из кото­рых с ним может сопер­ни­чать разве про­ки­мен. Поэтому тро­парь на всех служ­бах в ряду других пес­но­пе­ний зани­мает самое почет­ное место, откры­вая их ряд, как на утрене, завер­шая его, как на утрене же и вечерне, или заме­няя все другие роды пес­но­пе­ния, как на литур­гии и на часах (на послед­них вместе с конда­ком)».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

«Про­ис­хож­де­ние этого слова и, сле­до­ва­тельно, его истин­ное зна­че­ние объ­яс­ня­ется по раз­ному. Слово τροπάριον про­изо­шло от τροπαία, то есть «побед­ный знак», трофей; в таком случае его смысл – про­сла­вить победу муче­ника над язы­че­ством, пре­по­доб­ного – над стра­стями и миром, или Самого Спа­си­теля – над смер­тью. Другое тол­ко­ва­ние этого слова ставит его в связь с «ирмо­сами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы обра­зец для пения и мело­дии тро­пар­ной песни, то тро­пари обра­ща­ются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как пра­вильно заме­чает Мир­ко­вич, это было бы точно, если бы тро­пари воз­ни­кали вместе с кано­нами, тогда как древ­ней­шие упо­ми­на­ния о тро­па­рях стоят совер­шенно вне зави­си­мо­сти от ирмо­сов и вообще гораздо раньше, чем воз­никло самое твор­че­ство кано­нов. В IV и V веках уже суще­ство­вали тро­пари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появи­лись только в VIII в. Нако­нец, третье объ­яс­не­ние этого тер­мина ставит его в зави­си­мость от τρόπος, то есть обра­зец. Уже у древ­них элли­нов способ пения, «лад», в кото­ром пелось, назы­вался тропот. Древ­ние лады: лиди­кий­ский, мик­со­ли­ди­кий­ский, ипо­ли­дий­ский, фри­гий­ский и т.д. назы­ва­лись «тро­пами».

Древ­ней­шее хри­сти­ан­ское упо­ми­на­ние тро­паря нахо­дим в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви; это – един­ствен­ное пес­но­пе­ние древ­не­ви­зан­тий­ского бого­слу­же­ния. Тро­парь – пес­но­пе­ние, не взятое из Свя­щен­ного Писа­ния, сле­до­ва­тельно – не псалом, ни биб­лей­ская песнь.

В совре­мен­ном уставе слово «тро­парь» упо­треб­ля­ется часто и в разных зна­че­ниях или, лучше, с раз­ными при­ла­га­тель­ными.

1. Отпу­сти­тель­ные тро­пари
Надо прежде всего отли­чать так наз. «отпу­сти­тель­ные» тро­пари, т. е. крат­кое заклю­чи­тель­ное пес­но­пе­ние, про­слав­ля­ю­щее данный празд­ник, свя­того или явле­ние иконы. Это соб­ственно тро­парь в насто­я­щем смысле этого слова.

2. Тро­пари канона
Кроме того, гово­рится о тро­па­рях канона, то есть о стро­фах хри­сти­ан­ского цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства, состав­ля­ю­щих песни канона, поемых по образцу ирмоса и вос­пол­ня­ю­щих извест­ное число в данной песни.

3. Тро­пари на «Гос­поди воз­звах»
Иногда слово «тро­парь» обо­зна­чает в Типи­коне сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»; тогда гово­рится о «тро­па­рях на Гос­поди воз­звах».
Тро­пари имеют свой наро­чи­тый напев в каждом гласе. По своему содер­жа­нию тро­пари могут при­об­ре­тать и неко­то­рые харак­те­ри­зу­ю­щие их при­ла­га­тель­ные, как напри­мер: Вос­кре­сен, Кре­сто­вос­кре­сен, Бого­ро­ди­чен, Муче­ни­чен, Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен, Покоин, Тро­и­чен, Пока­я­нен и т. д.»
Тро­пари – «наи­бо­лее крат­кие пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие глав­ную суть собы­тия. Хотя по напеву от них отли­ча­лись, но по поэ­ти­че­ской форме и содер­жа­нию оста­ются им очень близки: седальны, све­тильны, ипакои и даже сти­хиры. Эти послед­ние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах назы­ва­ются «тро­па­рями на Гос­поди воз­звах».

Бого­ро­дичны – пес­но­пе­ния (сти­хира или тро­парь или седа­лен) в честь Божьей Матери.

Вос­кресны – пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щее слав­ное вос­кре­се­ние Хри­стово.

Кре­сто­бо­го­ро­дичны – пес­но­пе­ния, в кото­рых изоб­ра­жа­ется скорбь Божией Матери о крест­ной смерти Ее Сына и истин­ного Бога. Они поются по средам и пят­ни­цам вместо Бого­ро­дич­ных.

Кре­сто­вос­кресны – пес­но­пе­ния, в кото­рых про­слав­ля­ются крест­ные стра­да­ния и вместе вос­кре­се­ние Гос­пода. В Окто­ихе на каждый вос­крес­ный день после вос­крес­ного канона нахо­дится кре­сто­вос­крес­ный канон.

Мерт­венны и покойны – содер­жа­щие молитвы об упо­ко­е­нии усоп­ших. Они поло­жены в службе суб­бот­ней (Окто­ихе) и в чине погре­бе­ния (мерт­вен­ные тро­пари по непо­рочны).

Муче­ничны – песни в честь муче­ни­ков, содер­жа­щи­еся в Окто­ихе на все дни недели, кроме вос­кре­се­ния: на утрени – в седаль­нах, в кано­нах (кроме чет­верга) и в сти­хи­рах на сти­ховне; на вечерни – в сти­хи­рах на сти­ховне (в суб­боту на «Гос­поди воз­звах»); на Литур­гии – в тро­па­рях на «бла­женны». Муче­ничны нахо­дятся в Окто­ихе и в Три­о­дях. В ука­зан­ных книгах перед этими пес­но­пе­ня­ими име­ется над­пись «муче­ни­чен». Но пес­но­пе­ния Минеи, где пола­га­ются целые службы в честь муче­ни­ков, не над­пи­сы­ва­ются этим обо­зна­че­нием.

Пока­янны (уми­ли­тельны) – общая тема этих пес­но­пе­ний – испо­ве­да­ние грехов перед Богом, сокру­ше­ние о них и моле­ние о про­ще­нии. Они поло­жены на служ­бах поне­дель­ника и втор­ника в изме­ня­е­мых песнях Окто­иха. Три уми­ли­тель­ных (или пока­ян­ных) тро­паря, испол­ня­ются только Вели­ким Постом (до недели 5‑й) и в пред­ше­ству­ю­щие четыре сед­мицы: «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче…», «На спа­се­ния стези настави мя, Бого­ро­дице…» и «Мно­же­ства соде­ян­ных мною лютых помыш­ляя ока­ян­ный тре­пещу страш­наго дне суд­наго…».

Тро­пари по Непо­роч­ных – повест­вуют о при­ше­ствии жен-миро­но­сиц ко гробу Спа­си­теля, где они от Анге­лов узнали о чуде Его вос­кре­се­ния. Испол­ня­ются на поли­е­лей­ной Утрени. Непо­роч­нами назы­ва­ется 17 кафизма Псал­тири, состо­я­щая из одного 118 псалма; назва­ние она полу­чила по первым его словам: «Бла­женны непо­роч­ные…».

Тро­пари по непо­роч­ных состоят из шести частей при­пе­вами и славой. Начи­на­ются с при­пева «бла­го­сло­вен еси Гос­поди», отде­ля­ю­щего одну от другой три после­ду­ю­щих части тро­паря. После чет­вер­той части чита­ется «Слава», после пятой – «И ныне». Окан­чи­ва­ются трое­крат­ным пением алли­луйа. В празд­ники, вместо тро­па­рей «по Непо­роч­ных», перед иконой празд­ника поется вели­ча­ние.

Тро­пари по непо­роч­ных поются также при отпе­ва­нии архи­ереев и заслу­жен­ных свя­щен­ни­ков.

При освя­ще­нии кули­чей, пасох, яиц, окроп­ляя их святой водой, свя­щен­ник поёт тро­парь вос­крес­ный 2‑го гласа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *