Тринитаризм что это такое
Тринитаризм что это такое
Чтобы оценить характер современной, широко применяемой, научной парадигмы, достаточно осмыслить процессы, происходящие в Биосфере. Последнее столетие с очевидностью показало, что человечество превратилось в мощную геологическую силу, а наука в производительную силу, в мощный инструмент преобразования.
Научные методы охватывают все сферы человеческого бытия, а деятельность, основанная на них, проникает во все уголки планеты. Это глобальный процесс становления Ноосферы, в котором научные знания проявляют себя как ее атрибут. Однако, характер этих знаний не позволяет проводить преобразования, не нарушая динамическое равновесие Биосферы. Более того, можно сказать, что процессы, протекающие в Биосфере и инициализированные человеком, указывают на кризис в современном научном знании.
2.1. Кризис современного научного знания как преграда на пути становления Ноосферы Прежде, чем оценить глубину кризиса современного знания, нужно понять, что представляет собой современная наука.
На протяжении последних десятилетий мы наблюдаем процесс интеграции различных научных направлений. Это связано с тем, что давно стал очевидным факт дурной специализации, которая привела к тому, что ученые даже одного направления не могут понять друг друга. Что же говорить об ученых, занимающихся исследованием различных явлений природы! Следуя логике специализации в науке, они стремятся разрешить проблему жизнедеятельности целого, дать ему единое, без изъянов, описание с помощью ИНТЕГРАЦИИ научных направлений. Так на стыке специальных наук возникли новые научные направления: биохимия, биофизика и т.д. Казалось, вот-вот и проблема целого будет решена. Но чем ближе было решение, тем туманнее оно становилось.
Эта связано с тем, что, исключив из науки целое как специфический объект, его пытаются получить путем формальной стыковки различных фрагментов. Целое же не сводимо к сумме своих частей, оно больше их. Целое определяет поведение частей, а не наоборот. Поэтому, идя стезей современной науки, мы движемся путем дурной бесконечности, ибо описать целое методами современного научного знания можно только через бесконечное многообразие свойств и связей его составляющих. А это тупик.
В.И. Вернадский первый, кто фундаментально поставил в науке проблему целостности. Новая научная доктрина должна не только описывать функционирование целого как такового, но и быть фундаментом специальных наук. Только такая научная концепция может описать Биосферу и становление Ноосферы.
2.2. Целостность Ноосферы Ноосфера это Биосфера, преобразованная человеческим разумом. Это естественный природный процесс, который имеет свои стадии от стихийного к сознательному. Человеческая деятельность подчинена природному процессу развития Биосферы. Мы не можем отделить себя от него и противопоставиться ему. Мы часть этого процесса. Биосфера предстает перед нами как самостоятельное целое, которое, как целое, изнутри преобразовывается разумом человека. Поэтому Ноосфера изначально целостна. Однако, методы преобразования человеком Биосферы, основанные на современном знании, неизбежно, если они не будут изменены, приведут к разрушению Целого. Дальнейшее преобразование Биосферы человечеством, превратившимся в мощную геологическую силу, без научной доктрины о Целом невозможно.
3.Тринитаризм как Научная Система
Структурироваться в Целостной Системе Знаний актуально не только для Тринитарной Доктрины (придти к своей научной версии), но и для специальных наук, разрозненность которых вызывает раздражение у всех, включая самих ученых: химик не понимает (и не принимает) системщика, системщик лингвиста, лингвист физика, эстетик математика. У каждого свой ограниченный взгляд, от которого страдают остальные. Сопрячь, объединить, примирить эти взгляды можно только в Базовой Доктрине, держащей ключи от всех наук и единый Ключ от каждой.
Способность базовой науки, являющейся одновременно и частной, к систематизации остальных наук говорит о ее зрелости. Тринитаризм способен овладеть науками не только в гуманитарно-системной сфере, но и в естественнонаучной, где его ждут достойные союзники специалисты в физике, химии, математике.
Любое масштабное научное направление не только проникает во все сектора Научного Знания. Возникает необходимость организовывать работу научных дисциплин и школ, обеспечить реальный природный процесс организационно-практическим инструментом. Востребована масштабная научная организация, которая не только сможет осуществлять квалифицированное управление научным процессом, но и будет призвана к более углубленной, системной разработке программ в различных областях науки: социологии, праве, физике, биологии и т.д., с точки зрения научного знания как целого.
Эту задачу намерена решать «Академия Тринитаризма».
Тринитаризм Статья из книги Этногенез и Цивилизаци
Фото: Картина Хосе де Рибера «Троица», иллюстрирующая понятие «Тринитаризм».
Статья из «Словаря терминов» в книге «Этногенез и Цивилизация». ПРИМЕЧАНИЕ: Родоночальник многих религий (Митраизма, Зороастоизма, Иудаизма, Христианства, Манихейства и т.д. никогда не называл себя Христос. Многие современники назывыли Его Митра, Зоратустра, Яков-Израиль, Мельхиседек, Хрис, Сотер, Христос, Гефест и множеством иных имен, которые можно найти в справочнике. Однако все эти имена возникли на несколько столетий после распятия этого удивительного человека (поэта, композитора, математика, астронома и т. д.).
ТРИНИТАРИЗМ (религиозный и религиоведческий термин) Одно их многих направлений в современном христианстве, согласно которому Бог состоит из трех личностей, каждая из которых порождает саму себя и, в тоже время, идентична самой себе, при этом три личности слиты воедино в одну личность и неразделимы. (Возник тринитаризм в 15 веке во Флоренции среди беглых греков. Тогда же были впервые написаны и Евангелия, сначала по латыни, (в сокращенном варианте), а затем и по-гречески в более развернутом виде).
Согласно тринитаризму, Иисус Христос «единосущен Творцу вселенной» (Отцу, Имже вся быша), а также «от Отца рожденнаго прежде всех век» (т.е. задолго до появления первых людей на земле). В то же время, Иисус Христос, хотя и «сошедший с небес», но «воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечашася». Дева Мария, согласно этой трактовке родилась существенно позже, чем первые люди на земле. Но сын её существовал уже задолго до появления первых людей.
Третьим лицом (ипостасью) Святой Троицы является Святой Дух, «исходящий от Отца» и «говоривший через пророков», а не только лишь через одного Иисуса Христа. Именно через Святой дух «воплотился» Иисус Христос, называемый вследствие этого «Сын Божий». Ни муж Марии, ни один другой мужчина в зачатии не учавствовал. Подразумевается, что Св. Дух, в данном случае, принес во чрево девы Марии «космический сперматозоид», содержащий 23 недостающих хромосомы, включая мужскую Y-хромосому. (В случае партеногенеза [размножение без участия отца] ребенок был бы женского пола и являлся бы точным клоном своей матери).
Согласно тринитаризму, Сам Творец вселенной, явившийся в человеческом облике был «распятый же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна». Этот пункт вызывал наиболее ожесточенные споры среди древних богословов, многие из которых полагали, что невозможно подвергнуть кровавому распятию самого ВСЕМОГУЩЕГО Бога-Творца Вселенной, вследствии чего Иисуса Христа следует считать человеком, хотя и Сыном Божиим по снисхождении на Него Святого Духа.
Тринитарии изображают Творца вселенной в виде человека с усами и с бородой, но в то же время говорят, что Он является «бесплотным духом». (В соответствии с принципом неразделимости друг от друга каждого лица троицы).
Тринитаризм основывается на «Никейском Символе Веры», важнейшие части которого цитированы выше. Этот символ веры является основой для мировоззрения римско-византийских христиан (но не русских). (Небольшое отличие одного слова в католическом варианте от греческого варианта не меняет сути тринитаризма). Возник этот символ в 15 ВЕКЕ н.э. в Западной Евроре (во Флоренции, в среде беглых греков), хотя путь к нему был длинным и тернистым. Через столетие этот символ проник и в остальную Европу. До России же он добирался в течение 16-17вв(От опричнины и до Петра I) Была уничтожена ПОЛОВИНА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ. В результате в России возник раскол на правоаерие (несторианмсво) и НОВОВЕРИЕ(НИКОНИАНСТВО), сожегедшее миллионы старинных летописей. К конце 18 века Романовым удвлось на пепелище «Написовать» очень много «подлинных» летописей
Римско-византийский тринитаризм заменил собой русское единобожие (арианство-несторианство-тенгрианство) на Руси и по всей Евразии в результате многовековых кровавых религиозных войн, спровоцированных греческими религиозными «миссионерами», пытавшимися поставить Русь в зависимость от Ромеи («Эллады-Рима»). Однако, падение Константинополя в 1453 году уже не могло остановить череду гражданских войн в России. Окончательно тринитаризм впобедил в результате реформ патриарха Никона (см. статью «Число Зверя 1666»). Другим «достижением» Никона был запрет на русский язык в русском богослужении. Приглашенные в Россию греки создали специальный гибрид из греческого языка, нескольких языков балканских славян и некоторых из имевшихся русских текстов. Назвали новый язык «церковнославянским», но редактировался он многократно на протяжении почти 100 лет.
В результате окончательного принятия тринитаризма при патриархе Никоне взамен веротерпимости, с новой силой возобновилась многолетняя гражданская война и репрессии, приведшие к уничтожению всех иных религиозных направлений с одной стороны и возникновению ислама, как формы протеста на запрет русского Единобожия.
На Севере Европы (от Германии, Франции и Чехии до Скандинавии) в это же время сформировался «баланс сил» между тринитарным католицизмом и другими ветвями христианства, не признававшими «Никейский символ веры». Юг Европы оставался тринитарным вплоть до XX века, когда произошло почти окончательное отделение церкви от государства (см. ст. «Теократия»).
Тоталитарный тринитаризм возник в Европе для создания централизованной власти в формирующихся в Средние века государствах-монархиях, взамен христианского плюрализма. На тот момент необходима была только одна тоталитарная идеология взамен множества мнений. Выбор пал на тринитаризм, хотя он мог пасть и на любое другое направление. Со временем необходимость такой тоталитарной идеологии отпала и теперь в европейских странах мирно сосуществуют тринитаризм и другие направления христианства, а также и другие религии.
Таким образом, анализ ДНК мумий полностью опровергает «теорию космического сперматозоида» (тринитаризм).
Тринитаризм – это
Тринитаризм – это предельная парадигма науки.
Тринитаризм – это фактор возрождения Росси.
К смысловым значениям слов определения :
– Тринитаризм, по этимологии слова, происходит от Троица (греч. triаs, лат. trinitas); по смысловым значениям, восходит к православноу пониманию Пресвятой Троицы, нераздельного и неслиянного единства трех живых Ипостасей-Лиц. (Небольшое уточнение. «Троичность» нельзя путать с «троичностью». Троичность есть антоним троичности. Для троичности применимо аддитивное перечисление; для Троицы – оно не применимо, здесь имеет место уникальная индивидуальная взаимообусловленная особенность.)
– Наука – профессиональная исследовательская (познавательная) деятельность в любой области, достигшая уровня самоопределения. (Из критериев самоопределения выделяются следующие. Конкретная познавательная деятельность должна осознать, разуметь самое себя: иметь четко и системно зафиксированный свой характеристический (многомерный – многофакторный) принцип – свое резюме; четко и принципиально определять пределы применимости данного принципа и правила соотношения с тем, что стоит за его границами, – причем, это должно быть прописано в самом принципе, вживлено в него; главным критерием достоверности характеристического принципа является то, что он должен указывать на тот опыт реальности, который только и является его источником, и, в этой связи, всегда быть готовым к перемене самого себя, если реальность открывается новыми гранями.)
– Парадигма – целостная система концептуальных дисциплинарных предпосылок (неявных и явных), определяющая образ исследовательской деятельности. В котором находят себя: сам предмет, цель и характер, причина и порядок исследовательской деятельности, ее методология.
– Некоторые смыслы термина «предельный» следующие: представляемая концепция претендует на то, что при ее участии формируется последняя форма знания, опосредованная логической дискретной формой; в моделях данной концепции исследуются: природа границы-предела (как такового) образований (форм), механизм его становления; связи и отношения, проникающие внутрь, в и за границы (пределы) относящихся сторон; и, наконец, «предельный» это – внутреннее полагание границ своих собственных компетенций.
Итак, Тринитаризм – это парадигма, парадигма науки и в этом, последнем смысле – предельная парадигма.
Предмет исследования Тринитаризма – структурное подобие Мiра Пресвятой Троице: становление целого, в его многообразных реальных формах; система знаний, в ее предельном переходе к целостному знанию; целостная природа познавательной деятельности.
В рамках данного предмета имеет место следующее: констатируется точное понимание (в рамках имеющейся модели рационализма) Пресвятой Троицы; представляются основания естественнонаучной модели Мiра, соответствующей этому пониманию; на предельном категориальном уровне фиксируются роль человека в становлении Мiра и аберрационные свойства его мышления.
Тринитаризм, как фактор возрождения России, – это путь к правильному пониманию Русской Идеи – концептуальной Идеи Бога о Творении и России, как сакрального и земного форпоста Царства Небесного, ее цивилизационного устройства.
6 комментариев: Тринитаризм – это
Тринитаризм, как фактор возрождения России, – это путь к правильному пониманию Русской Идеи – концептуальной Идеи Бога о Творении и России,
В представленной транскрипции Тринитаризм с его Троицей – фактор религиозной непримиримости в России с насильственным насаждением русско-православной идеи.
– это путь к правильному пониманию Русской Идеи –
Это мудрая и правильная мысль! Но почему она выражена в форме «Эвристического лозунга?»
Здесь же не место для демонстрации? Как это можно сказать на «естественно-научном» языке?
Есть ли здесь соответствующие знания? Я недавно зарегистрировался и ещё не со всеми ЗДЕСЬ наработками успел ознакомиться.
«Троичность» нельзя путать с «троичностью». Троичность есть антоним троичности.
«Трёх-член» нельзя путать с «Тр-ёхчлен». Первый соотносится с тремя разными членами. Второй, несмотря, на кажущуюся троичность – с одним уникальным членом, как целым образованием. Другими словами, три члена не равны одному члену с двумя доп. ипостасями.
См. ПОШЛА ПИСаТЬ ГУБЕРНИЯ (Часть 2) – на блоге С.Василенко.
Чтобы я мог не путать: «Троичность» нельзя путать с «троичностью», хорошо было бы знать автора этих МУДРЫХ изречений! Тогда по контексту «говорения» можно было бы понять о чём ведёт речь автор. Можно ли здесь серьёзно относиться к «анонимному тексту»? Раньше на «анонимки» просто не отвечали! Может быть кто-то шутит? Или прсто – время у нас отнимает? Конечно, написанные слова «Тр-Оичность» и «троИчностью» можно различать, а в речи – как их различать? Есть, например, положительный опыт у «чукчей», там у них «разный снег» можно называть разными словами, если он (снег) находится в разном состоянии. А так, простите, эту «мудрёность» мне понять трудно. Кто это понимает? Отзовитесь и растолкуйте, как это понимать?
«Практически повсеместно числа Фибоначчи отождествляются с золотым сечением.
Отчасти справедливо, поскольку отношение соседних элементов ряда в пределе стремится к константе золотого сечения (ЗС) Ф ≈ 1,618.
Вместе с тем, это совершенно разные математические структуры.
Например, некоторые дробно-рациональные последовательности стремятся (чаще всего путём суммирования) к числу π. Но никто не уравнивает из-за этого трансцендентное число π с рациональными дробями…» [Василенко С.]
А вот с Пресвятой Троицей, к сожалению, это происходит почти повсюду и с завидным постоянством: Она ассоциируется, как правило и практически повсеместно, только и именно с аддитивным отношенем, хорошо, трех, а то – просто двух (третье – уже как функция оствшихся двух), а то – и того лучше: имеет место только одна независимая переменная-параметр…
Вместе с тем, к аддитивности «структура» Пресвятой Троицы, самое по себе, не имеет совершенно никакого отношения – это ИНОЙ «объект», с разнородными взаимодополняющими уникальными индивидуальными особенностями. Только после «двух с половиной», как минимум, сущностных регрессий данная «структура» приобретает черты аддитивности. И на уровне последней как раз характеристические особенности первой совершенно стерты.
Если ежу, ну, никак непонятно, что здесь имеет место РАЗНАЯ «топология», что аддитивность, как инструментарий и модель, имеет пределы своей применимости, то это – проблемы (справедливости ради – только отчасти) уже (не путать с уже) САМОГО ежика.
Когда в Москву привозили Джиаконду Рафаэля, родился анекдот:
молодой человек, выстояв длинную очередь и разглядывая это полотно, вслух произнес, что как-то она его не впечатляет. На что ему осторожно возразили: она ужЕ стОльких впечатлила, что имеет право выбирать, кого впечатлять, а кого – нет…
.
Дополнение:
«Ветхий Завет так же насущно необходим христианину, как всякой человеческой личности необходима живая память о первичных переживаниях в начальные годы нравственных и духовных истин: как следует обдумывать и формулировать эти истины он сможет много позже, но не дай Бог забыть первой остроты, начальной свежести самого опыта, когда переживаемое еще не имело готовых имен! Именно поэтому так опасно подставлять к ветхозаветному опыту позднейшие слова. Даже когда мы привычно говорим о библейском монотеизме, — за этим ученым термином теряется жар, ощутимый в знаменитом вопле שְׁמַע יִשְׂרָאֵל шма йисраэ́л <«.Услышь, Израиль!» — Второзаконие, 6, 4), где говорится ведь не о единстве Бога, которое можно было бы понять абстрактно-нумерически, в духе метафизики чисел, а о единственности Яхве, именуемого по Его личному, заповедному имени, благодаря чему высказывание делается похоже никак не на категориально формулируемый теологический тезис, а скорее на клятву в любви: Ты, Ты для меня один! Не «Бог» вообще, т. е. некий «Он», един, — а Ты, именно Ты, только Ты, никого кроме Тебя!» [Аверинцев С., ВЕТХИЙ ЗАВЕТ КАК ПРОРОЧЕСТВО О НОВОМ: ОБШАЯ ПРОБЛЕМА — ГЛАЗАМИ ПЕРЕВОДЧИКА http://www.krotov.info/lib_sec/01_a/ave/rintsev15.htm
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
Новое в блогах
За какие ДЕНЬГИ академия тринитаризма БРЕШИТ.
Тринитаризм это просто ДЕТСТВО и науки и духовности культуры жизни людей.
Тринитаризм (от греч. слова «тринитас» — Триединство, Троица) — ультрасовременное и одновременно традиционное глобальное учение, основанное на Логике Троичного Всеобщего, вобравшей в себя все выявленные в историческом процессе самовоспроизводящиеся феномены.
Это учение готовили своими трудами величайшие умы истории: Платон, Аристотель, Гегель, а также современные ученые, готовые бороться за состоятельность человечества самыми новейшими и эффективными средствами.
И ЧТО ЗДЕСЬ РУССКОГО?
А вот что работает в качестве технологии в русской культуре процесса жизни ЛЮДЕЙ, а не этих Сук от всяких РАЗНЫХ научных толкований и во многом просто БРЕХНИ, проплаченной иноземными людьми для разрушения Русской Культуры Жизни..
Теория триединства всеединства гармонии в русской философии.
(на основе метода триединства от идеалистического начала).
Вначале о современном толковании этого направления в мировой философии.
Как понять принципы русской философии триединства всеединства гармонии на обыденном уровне в доступной форме или для простого человека и верующего и атеиста и ученого?
Да все совершенно не страшно, просто надо раскрепоститься от старых шаблонов в понимании правил процесса жизни и, причем в самых обыденных понятиях правил ее организации. При этом, не следует вовсе отбрасывая всего накопленного опыта, а просто настро ить или систематизировать старый опыт новыми знаниями.
Вот и вся сложность.
Все три триединых метода верны и работают в жизни, но каждый на своем месте.
Чем обосновано такое толкование современной русской философии?
Преамбула закончена.
В чем суть китайского триединства или троичности в элементарной форме РАБОТЫ.
Рассмотрим в первую очередь именно такие аспекты, которые характеризуются способом энергетической направленности.
1-ый тип: ДЭН или СОЕДИНЕНИЕ, которое обозначается таким символом:
Означает: исток, начало, слияние, взаимопроникновение, равновесие, видоизменение.
Первоисточник мира, через которое все сущее возвращается к своему началу. Переход в новое качество.
Расстояние (орбис) для планет, в котором действует этот аспект:
Для луны и солнца: 0°-7°
для минорных планет: 6°
для мажорных планет : 5°
Дэнские аспекты – это самая эволюционирующая структура.
Эти аспекты обозначают “мужская активность”.
Это активные, преобразующие аспекты, аспекты борьбы.
Характеризуют активную деятельность, отдаваемую энергию. Это аспекты нашего воздействия на других и вторжение (правильнее – активное поступление) в нашу жизнь определенных сил.
ЯВНЫЕ: 180° и 90°. Это сенсорно–фиксированные на событиях жизни. События происходят на уровне сознания.
СКРЫТЫЕ: 135° и 45°. Эти аспекты происходят, проигрываются на подсознательном уровне и на периферии нашей жизни. Это действия, в которые мы вовлекаемся бессознательно, это наша тайная, скрытая жизнь.
Это чистое ДИАЛЕКТИЧЕКОЕ толкование и ни какого триединства.
Просто современные ВРУНЫ из наученных БРЕШУТ то что властям нужно.
Тринитаризм что это такое
Понятия «тринитаризм» и «антитринитаризм» используются в данной статье исключительно, как относящиеся к сфере религии, а точнее, христианства, и никак не связаны с тринитаризмом, как общефилософской концепцией и той подоплёкой, которая легла в основу создания портала «Академия тринитаризма».
Это замечание, вероятно, приведёт к тому, что количество читателей, обративших внимание на статью, будет отличаться (очевидно, в большую сторону) от числа тех, кто решит её прочитать.
В некотором смысле эту статью можно рассматривать, как продолжение статьи [1]. В то же время, её не стоит рассматривать в качестве поощрения к полемике. По мнению автора, лучше избегать спора в его полемическом варианте и, возможно, ограничиться дискуссией. В любом случае, представляется, что изложенные ниже размышления помогут христианам тринитариям и антитринитариям лучше уяснить соотношение как своих позиций, так и позиций противоположной стороны при обсуждении вопросов, связанных с догматом о Троице.
Попытка систематизации взглядов антитринитариев в зависимости от ответов на ключевые вопросы, касающиеся догмата о Троице, представлена в приведенной ниже таблице.
Утверждения, касающиеся учения о Троице
Сын – Бог, равный Отцу
Свидетели Иеговы, соцининане, христа-дельфиане, бинита-рии, некоторые нап-равления адвентизма
Святой Дух – отдельная Божественная личность, равная Отцу и Сыну
Отец, Сын и Святой Дух – проявления (модусы) Единого Бога
Модализм (савеллианство):
Существование между Отцом, Сыном и Святым Духом отношений подчинения
Нет – ортодокса-льные тринитарии (Католицизм, Православие, Протестантизм)
Да – тринитарии-субординационисты
Стоит отметить, что эта таблица не отражает в полной мере всё разнообразие точек зрения по вопросам, связанным с антитринитарными взглядами. Прежде всего, это касается таких вопросов, как «Кто такой Иисус Христос, как Сын Бога?» и «Что следует понимать под Святым Духом?» применительно к тем, кто не считает его личностью.
Также есть и те, кто утверждают, что Христос не имел дочеловеческого существования, а был только лишь избранным Богом человеком, родившимся от Марии (так думают христадельфиане, или «Братья Христа»: «Иисус не существовал до Своего рождения… Нам трудно даже представить себе величие Христа и Его исключительно большое значение для Бога. Правильно будет сказать, что Христос существовал в мыслях у Бога с самого начала, хотя физически Он появился на свет с рождением у Марии» [7]).
Как следует из таблицы, общим для всех антитринитариев является взгляд на природу Святого Духа, а именно – отрицание того, что он является отдельной Божественной личностью, равной Отцу и Сыну.
Учитывая, что часто у разных антитринитариев ответы на эти вопросы не совпадают, они могут быть оппонентами друг по отношению к другу, как, например, это было в отношении модализма и арианства во время тринитарных споров в IV столетии. Современными представителями модализма (или, как они себя называют, «верущими Единства») являются Энтони Баззард и Чарлз Хантинг, авторы книги «Учение о Троице. Самообман христианства» [12], а также Дэвид К. Бернард, автор сочинений «Единство и триединство. Учение о Боге в древних христианских писаниях 100-300 гг. от Р. Х.» [13] и «Тринитарные споры в четвёртом веке» [14].
В статье [15] замечалось, что понимание Троицы может быть разным не только у представителей разных религиозных традиций (конфессий), но и у разных верующих, принадлежащих к одной и той же традиции. Если, например, в Православии представление о том, что между лицами Божества существует субординация, считается ересью, то в других конфессиях субординационизм никоим образом не рассматривается, как угроза равенству ипостасей Троицы. Так, адвентистский автор И. Корещук пишет, что «в пределах Троицы существует свой порядок и добровольная субординация, основанная на любви; но это не преуменьшает Божественной природы ни одной из Личностей Святой Троицы» [16, с.85].
Очевидно, что полемика между, например, тринитариями, допускающими субординацию между лицами Троицы, и бинитариями с одной стороны и, так сказать, классическими тринитариями и Свидетелями Иеговы (или христадельфианами) – с другой, будет развиваться по-разному. Так, в первом случае, к примеру, утверждение о том, что «Христу глава Бог» из 1 Коринфянам 11:3 или слова из 1 Коринфянам 15:28 о том, что «Сам Сын покорится Покорившему все Ему», т.е. Отцу не будут использованы в полемике. В то же время, во втором случае на тринитариях лежит бремя ответа на вопрос о том, как эти утверждения из Библии, из которых следует подчинённое положение Сына по отношению к Отцу, согласуются с представлением об их равном Божественном достоинстве.
Напрашивающийся из всего сказанного вывод: для конструктивной полемики (если стороны посчитают для себя приемлемым такой вариант спора) между тринитариями и антитринитариями каждая из сторон должна убедиться в том, что ясно представляет себе, во что именно верит оппонирующая сторона. Это позволит избежать ошибочного приписывания оппоненту взглядов, которых он на самом деле не разделяет, и соответственно – увеличить вероятность взаимопонимания в процессе диалога.
3. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. – 1991. – №6. – с. 58-67.
4. Брук Дж. Х. Наука и религия: Историческая перспектива / Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. – 352 с.
5. Гуртнер Х.А. Вопросы относительно триединства Божества / Пер. с нем. – Калининград: ИИЦ «Осенние листья», 2006. – 192 с.
8. Лосский В.Н. Догматическое богословие. В кн. «Мистическое богословие». – К.: «Путь к истине», 1991. – 392 с..
9. Эриксон М. Христианское богословие. – СПб.: Библия для всех, 2009. – 1088 с.
10. Хистер Данкан. Основы Библии. Глава 2: Божий Дух // Электронный ресурс. – Режим доступа:
11. Бог – Един. Главы из книги «Знаю твои дела» / Пер. с нем. – Калининград: ИИЦ «Осенние листья», 2007. – 106 с.
12. Баззард Э.Ф., Хантинг Ч.Ф. Учение о Троице. Самообман христианства / Пер.с англ. – Ровно: Издатель А. Долбин, 2003. – 355 с.
15. Лысенко Игорь. Об истоках учения о Троице // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18438, 12.01.2014 ( http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171129.htm )
16. Корещук И. Святая Троица: христианский миф или библейская истина. – К.: Джерело життя, 2014. – 160 с.
17. Новый Завет. Восстановительный перевод. – Анахайм: «Живой поток», 1998. – 1458 с.
- Что выпить при расстройстве желудка и поносе
- Урсосан или гептрал что лучше мнение врачей