Триммер в авиации что это такое

Триммер

Любой установившийся режим полета самолета, как правило, выполняется с незначительно отклонёнными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолета относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Балансировка по тангажу требуется из-за непостоянства центровки, балансировка по крену может потребоваться из-за разницы в наполнении крыльевых топливных баков, а также из-за реактивного момента воздушных винтов, который зависит от режима двигателя. Чтобы зря не утомлять летчика и избавить его от этих ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия.

Триммер конструктивно полностью идентичен сервокомпенсатору и также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Лётчик, отклоняя триммер в сторону, противоположную отклонению руля, добивается уравновешивания руля на заданном угле отклонения при нулевых усилиях на командном рычаге — на триммере появляется аэродинамическая сила, отклоняющая весь руль в нужную сторону. В некоторых случаях используется комбинированная поверхность — триммер-сервокомпенсатор (триммер-флетнер), который при включении привода работает в качестве триммера, а при отключенном — выполняет только функции сервокомпенсатора.

Триммерный эффект

Аэродинамический триммер может использоваться лишь в безбустерных системах управления, в которых командные рычаги напрямую, без гидроусилителей, связаны с рулями, или в системах с обратимыми бустерами. В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах создаются загрузочными механизмами (пружинами) и от шарнирного момента руля не зависят. В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия снимаются специальными устройствами в системе загрузки командных рычагов — механизмами эффекта триммирования, которые перемещают точки крепления пружин к самолёту, тем самым смещая в ту или иную сторону нейтральное (при которых усилия обеих пружин уравновешены) положение штурвала или педалей и создавая постоянное отклонение руля.

Переставной стабилизатор

Другим средством балансировки самолета в установившемся режиме полета может служить переставной стабилизатор. Обычно такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полете. Подбирая нужный угол установки, летчик может уравновесить самолет при нулевом шарнирном моменте на руле высоты. Этот же стабилизатор обеспечивает и требуемую эффективность продольного управления самолета на взлёте и посадке.

Источник

Системы автоматического триммирования

Устройства, служащие для автоматического снятия усилий в сис­темах управления рулями и элеронами, получили название систем автоматического триммирования, или автоматов триммиро­вания. Такое название объясняется тем, что для снятия усилий в настоящее время обычно используются триммеры. Принципиаль­но для этих целей можно использовать также передвижной стаби­лизатор. Однако такой метод более затруднителен для практиче­ской реализации.

Как было показано в предыдущем параграфе, существует ряд причин, вызывающих перебалансировку самолета. Поэтому по­строение системы автоматического триммирования по принципу компенсации возмущений оказывается весьма сложным. Существен­но проще построить систему автоматического триммирования по принципу компенсации отклонения. В таком случае нужно лишь из­мерять и компенсировать усилия в системе управления независимо от породивших их причин.

На рис. 3.107 представлена блок-схема автомата триммирова­ния, работающего по принципу измерения и компенсации усилия в системе управления. В одну из тяг системы управления вмонтиро­ван динамометрический датчик, с выхода которого снимается элек-

Рис. 3.107. Блок-схема си­стемы автоматического триммирования с дина­мометрическим датчиком: 7— штурвал; 2 — руль высо­ты; 3 —триммер

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

грический сигнал, пропорциональный усилию, воспринимаемому датчиком. Этот сигнал поступает в управляющее устройство. Отсю­да после преобразования, усиления и прохождения цепи задержки эн подается на электромеханизм триммера — триммерную «ашинку. Основной элемент цепи задержки — реле времени, которое срабатывает через несколько секунд после появления сиг­нала. Ток к электромеханизму триммера поступает только в том случае, когда продолжительность действия усилия в тяге больше времени задержки. Благодаря этому автомат триммирования сни­мает только длительно действующие усилия, вызванные перебалан­сировкой самолета, и не реагирует на кратковременные являющиеся результатом управляющих отклонений руля высоты.

Вообще говоря, в системе автоматического триммирования можно обойтись без цепи задержки, играющей в данном случае роль фильтра низких частот. Дело в том, что таким фильтром яв­ляется сам электромеханизм триммера. Если с помощью рёдуктора сделать скорость отклонения триммера небольшой, то при кратко­временных нагрузках в системе управления триммер не будет за­метно отклоняться. Однако при отсутствии специальной цепи за­держки электромеханизм отрабатывает каждое сколько-нибудь зна­чительное колебание усилий в системе управления, непрерывно работая в режиме реверса. Очевидно, что работа электромеханизма в таком режиме нежелательна. Избежать этого можно не только путем установки цепи задержки, но и подбором соответствующего порога чувствительности усилителя, питающего электромеханизм триммера. Однако в этом случае в системе остаются некоторые усилия, величина которых определяется порогом чувствительности усилителя.

При выборе времени задержки приходится сталкиваться с про­тиворечивыми требованиями. С одной стороны, желательно увели­чивать это время, поскольку облегчается работа системы автомати­ческого триммирования, особенно при полете в турбулентной атмо­сфере. С другой стороны, увеличение времени задержки Приводі!! к накапливанию усилий в системе управления. Это может, во-пер­вых, привести к наличию усилий на штурвале при отключении ав­топилота на переходных режимах и, во-вторых, к ухудшению дина­мики системы управления триммером. Задавшись допустимым ос­таточным усилием на штурвале и зная скорость нарастания усилии в системе управления, можно рассчитать максимально допустимое 224

Рис. 3.108. Блок-схема системы автоматическо­го триммирования без динамометрического дат­чика:

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое/ — штурвал; 2 — руль высо-
ты; 3 — триммер

время задержки. Обычно в системах автоматического триммирова­ния, устанавливаемых на пассажирские самолеты, оно не превы­шает 5—6 сек.

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такоеТриммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такоеТриммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такоеТриммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Скорость отклонения триммера желательно делать возможно ‘ меньшей. Однако она должна быть достаточной для того, чтобы своевременно снимать усилия, появляющиеся в системе управле­ния. Учитывая (3.178), скорость отклонения триммера

На режимах захода на посадку потребные скорости отклоне­ния триммера обычно не превышают нескольких десятых градуса в секунду.

В автоматическом полете шарнирный момент уравновешивается моментом рулевой машинки. При этом направление и величина момента рулевой машинки находятся в определенной функциональ­ной зависимости от знака и величины тока на выходе ее усилителя. Следовательно, знак и величина выходного тока усилителя нахо­дятся во взаимосвязи с усилием в системе управления. Поэтому выходной сигнал усилителя в определенной мере является аналогом ■ сигнала динамометрического датчика усилий.

/чевидно, что автомат триммирования такого типа может работать |только в комплексе с автопилотом.

Для сравнения укажем, что автоматы триммирования, постро — Цбнные по первой схеме (см. рис. 3.107), могут работать автономно |Ьт автопилота. В частности, они могут быть использованы для так

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое
Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

зазываемого полуавтоматического триммирования. В этом случае в цепи между управляющим устройством и электромеханизмом триммера устанавливают переключатель режима работы «Ав­томат— полуавтомат» (рис. 3.109). Когда переключатель находит­ся в положении «Автомат», система работает так же, как система, изображенная на рис. 3.107. В положении «Полуавтомат» питание на электромеханизм триммера поступает только при нажатии кнопки, устанавливаемой на штурвале. Режим полуавтоматическо­го триммирования предназначен для использования при выключен­ном автопилоте. Управляя самолетом вручную, летчик нажимает на кнопку, когда возникает необходимость снять накопившееся усилие в системе управления. После снятия усилия кнопку необхо­димо отпустить. Если этого не сделать, то система работает в режи­ме автоматического триммирования. Это может привести к суще­ственному, часто к недопустимому изменению характеристик ус­тойчивости и управляемости самолета. При нормальной работе сис­темы автоматического триммирования постоянно действующие усилия в системе управления не должны превышать некоторого не­большого порогового значения. Наличие в системе управления больших усилий, действующих продолжительнее времени задерж­ки, свидетельствует о неисправности автомата триммирования или автопилота. Этот факт может быть использован для сигнализации неисправности и отключения автомата триммирования и автопило­та. Датчик сигнала неисправности может быть выполнен на базе реле времени. Величина задержки этого реле должна превышать время задержки сигнала в цепи электромеханизма автомата трим­мирования.

Такой способ контроля работы систем автоматического тримми­рования в основном применяется в системах, не имеющих динамо­метрического датчика усилий. В системе автоматического тримми­рования с динамометрическим датчиком для контроля исправности используется специальное контактное устройство, имеющееся в дат­чике. Такое контактное устройство имеется, например, в датчике усилий типа ДДУ, используемом в автомате триммирования типа АТ-2, который входит в состав бортовой системы автоматического управления БСУ-ЗП. Оно представляет собой две пары контактов, которые размыкаются при действии на датчик усилий определенной величины, так называемых предельных усилий. При сжатии дат­чика размыкается одна пара контактов, при растяжении — другая. Сопоставляя знак сигнала контактного устройства со знаком сиг — 226
нала, снимаемого с индукцион­ного датчика ДДУ, оказывает­ся возможным построить логи — гическую систему контроля ра­боты автомата триммирования.

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такоеДля информации летчика об усилиях в системе управле­ния служат указатели усилий (индикаторы нагрузок). На ря­де самолетов их устанавлива­ют не только в канал высоты, но и в каналы крена и направ­ления. Нарис. 3.110 показан комбинированный индикатор

нагрузок ИН-3, входящий в состав бортовой системы САУ-1Т.

Подвижный индекс указателя усилий в системе руля направле­ния Н выполнен в виде вертикальной риски. При наличии усилий он отклоняется влево или вправо в зависимости от знака усилия. Индекс указателя усилий в системе управления элеронами обоз­начен буквой К (крен). При наличии усилий в этой системе индекс накреняется, поворачиваясь вокруг центра. Направление крена ин­декса также зависит от знака усилия. Подвижный индекс указате­ля усилий в системе управления рулем высоты обозначен буквой Т (тангаж). Он может отклоняться вверх и вниз. В некоторых авто­матах триммирования вместо указателя усилий используют две сиг­нальные лампы. Когда усилие в системе управления превышает не­который предел, загорается одна из ламп в зависимости от знака усилия.

Источник

Триммер (в авиации)

Смотреть что такое «Триммер (в авиации)» в других словарях:

Триммер — В Викисловаре есть статья «триммер» Триммер: Триммер электрическая машинка для стрижки волос. Триммер переносная газ … Википедия

ТРИММЕР — (1) в авиации небольшая вспомогательная рулевая аэродинамическая поверхность, шарнирно закреплённая в хвостовой кромке рулей и элеронов самолёта; служит для облегчения управления летательным аппаратом. Т. уменьшают усилия, передающиеся на педали… … Большая политехническая энциклопедия

Триммер — I Триммер (англ. trimmer, от trim, буквально приводить в порядок) в авиации, небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или Элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления аппарата (см.… … Большая советская энциклопедия

Ту-142 — над океаном, 1986 год Тип дальний противолодочный самолёт … Википедия

МиГ-15 — МиГ 15 … Википедия

Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха … Википедия

МИГ-15 — Назначение: истребитель Первый полёт: 30 декабря 1947 года Принят на вооружение … Википедия

Миг-15 — Назначение: истребитель Первый полёт: 30 декабря 1947 года Принят на вооружение … Википедия

Микоян-Гуревич МиГ-15 — МиГ 15 Назначение: истребитель Первый полёт: 30 декабря 1947 года Принят на вооружение … Википедия

УТИ МиГ-15 — МиГ 15 Назначение: истребитель Первый полёт: 30 декабря 1947 года Принят на вооружение … Википедия

Источник

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ. ТРИММЕР

Аэродинамическая сила, возникающая на руле при его отклонении, создает относительно оси вращения руля шарнирный момент, который стремится вернуть руль в нейтральное положение. Для удержания руля высоты в отклоненном положении возникающий шарнирный момент уравновешивается моментом, создаваемым усилием, приложенным к ручке управления и педалям.

Величина шарнирного момента возрастает при увеличении угла отклонения руля высоты, его геометрических размеров и скоростного напора. При больших скоростях полета для преодоления шарнирных моментов могут потребоваться недопустимо большие усилия, особенно у самолетов больших размеров. На самолётах Як-52 и Як-55 уменьшение усилии на ручке управления, педалях и элеронах достигается применением роговой и осевой аэродинамических компенсаций (рис. 19, а, б)

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Рис. 20. Принцип действия роговой аэродинамической компенсации

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Рис. 21. Принцип действия осевой аэродинамической компенсации

Принцип действия роговой и осевой аэродинамической компенсации сводится к приближению центра давления руля к оси его вращения.

Роговой компенсацией руля называется часть его площади в виде “рога”, расположенного впереди оси вращения. Принцип действия роговой компенсации заключается в том, что аэродинамическая сила yk, действующая на ”рог”, создает относительно оси вращения момент, направленный в сторону, противоположную шарнирному моменту (рис. 20):

Момент, создаваемый роговой компенсацией YК В, уменьшает шарнирный момент, а следовательно, и усилие, действующее на ручку управления (педали). При больших углах отклонения руля роговая компенсация ухудшает характер обтекания оперения, увеличивает его лобовое сопротивление. Кроме того, выступающий “рог” служит источником вихреобразования, что способствует вибрации хвостового оперения.

Осевой аэродинамической компенсацией руля называется часть его площади, расположенной впереди оси вращения (рис. 21).

Принцип действия осевой аэродинамической компенсации подобен принципу действия роговой компенсации. Аэродинамическая сила, действующая на площадь компенсации, создает относительно оси вращения момент, направленный в сторону, противоположную шарнирному моменту, уменьшая тем самым усилие на ручке управления.

Этот вид компенсации имеет наибольшее распространение на самолетах всех видов, ввиду его простоты при достаточной эффективности.

Осевая аэродинамическая компенсация рулевых поверхностей

на самолете Як-52 составляет:

на руленаправления 4,4 %;

на руле высоты. 18,4 %; на элеронах 13 %.;

на руле высоты 2,5 %; на руле направления 19,5 %; на элеронах 10 %.

Роговая аэродинамическая компенсация на самолете Як-52 на руле направления составляет 4%, на самолете Як-55: на руле направления-9,4 %; на руле высоты 4,7 %; на элеронах 1,3 %.

При правильно подобранной величине аэродинамической компенсации рулей шарнирный момент рулей не становится равным нулю, а только уменьшается. Однако в длительном полете на каком-либо режиме даже сравнительно небольшое усилие, прикладываемое к ручке управления, весьма утомляет летчика. Поэтому дополнительно на самолете Як-52 установлен аэродинамический триммер, который позволяет регулировать желаемое усилие на ручке управления или полностью снять его.

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Рис. 22. Принцип действия аэродинамического триммера

Триммер в авиации что это такое. Смотреть фото Триммер в авиации что это такое. Смотреть картинку Триммер в авиации что это такое. Картинка про Триммер в авиации что это такое. Фото Триммер в авиации что это такое

Рис. 23. Зависимость эффективности триммера руля высоты самолета Як-52 от скорости полета

Триммер самолета Як-52 представляет собой небольшую по площади часть руля, шарнирно укрепленную около задней кромки (рис. 22). Триммер имеет независимое управление. При отклонении его возникает аэродинамический момент, противоположный шарнирному моменту руля.

Летчик по своему желанию может уменьшить или полностью снять усилие на ручке управления.

Большая эффективность триммера на самолете Як-52 при сравнительно небольших размерах объясняется тем, что при отклонении триммера происходит перераспределение давления по всей поверхности руля подобно тому, как отклонение руля изменяет распределение давления на стабилизаторе. На самолете Як-52 триммер установлен только на руле высоты. Его углы отклонения составляют вверх и вниз 12°.

На самолете Як-55 триммер не установлен, ввиду того, что симметричный профиль крыла и стабилизатора, а также применение роговой и осевой аэродинамических компенсаций позволяет значительно уменьшить нагрузку на ручке управления и элеронах при выполнении пилотажа как прямого, так и обратного, а также горизонтального полета в диапазоне рабочих скоростей.

Зависимость эффективности триммера самолета Як-52 (т. е. изменение усилий на ручке управления при отклонении его на 1°) от скорости полета показана на (рис. 23).

Управление триммером механическое (тросовое). Колесо управления триммером установлено на левом борту передней и задней кабин. В отклоненном положении триммер фиксируется с помощью механизма перестановки триммера в системе управления, который установлен в фюзеляже самолета.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Триммер в авиации что это такое

Триммирование самолета производится на протяжении всего полета. От того, как вы оттриммировались, зависит то, как полетит Ваш самолет. Лететь плавно и ровно в определенных режимах (горизонтальном, наборе высоты, снижении) невозможно, управляя только лишь РУСом – Ваш самолет будет болтаться, скорость его будет не максимально возможной при определенном режиме работы двигателей.
Для того, чтобы летать комфортно и «выжимать» максимум из своей «пташки», мы с Вами научимся активно и с умом пользоваться триммерами самолета.

2. Далее после триммирования по высоте нам необходимо оттриммировать самолет по скольжению. Прибор, показывающий скольжение самолета, называется «указатель скольжения». Представляет из себя слегка изогнутую стеклянную трубку с шариком внутри. Этот самый шарик необходимо «вогнать» в центр прибора, в этом случае скольжение самолета ликвидируется. Это делается с помощью триммера руля направления. Если шарик отклонен от центра влево, то надо триммер РН перемещать тоже влево, то есть, в ту сторону, в которую смещен шарик.
Важная особенность: чтобы точно оттриммировать шарик по скольжению, необходимо во время триммирования руля направления держать самолет ровно по прибору авиагоризонта. Только тогда можно приступать к триммированию руля направления.

3. Далее, после триммирования руля направления, триммируем самолет по крену. Отпустив управление, смотрим, в какую сторону будет крениться самолет (по прибору авиагоризонта). Крен самолета устраняется триммерами элеронов. Если самолет заваливается влево – триммеры элеронов перемещаем вправо, и наоборот. Триммируемся до тех пор, пока самолет по прибору авиагоризонта не будет стремиться завалиться в сторону. Периодически крен все-таки нужно будет контролировать, но только РУСом по оси элеронов, так как усилия с других осей будут полностью сняты.

4. После всех произведенных операций необходимо ликвидировать качение стрелки вариометра для того, чтобы самолет наш летел прямо. Делается это так же триммерами руля высоты.

Для триммирования самолета в режим набора постепенно добавляется триммер руля высоты. Необходимо контролировать шарик при изменении положения триммера руля высоты – шарик обязательно сместится от центра. Также нужно будет контролировать крен.
Порядок триммирования для перевода самолета из одного режима в другой:
1. изменяем положение триммера руля высоты;
2. контролируем крен по авиагоризонту и центруем шарик;
3. триммируем элероны.

Таким образом можно оттриммироваться на нужную скорость климба по вариометру и нужную при этом скорость полета самолета.
То, как полетит самолет на определенных настройках триммеров, зависит и от установленных наддува и оборотов двигателей. Главное – контроль за приборами авиагоризонта, указателя скольжения и вариометра, а также скорости.

Для изменения вертикальной скорости (например, в данный момент наш климб = 4, нам нужно установить 2 м./сек.) лучше убавлять/прибавлять триммеры по 2-3 щелчка, постоянно следя за стрелкой вариометра.

Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB © 2001/3 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 3
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *