Тренинги по психологии что это
Что такое тренинг
Как решить психологическую проблему
Марина Зажигина детский и семейный психолог
Допустим, что у вас есть какая-то проблема. Например, вы чувствуете, что больше не справляетесь со своим ребенком-подростком, который совершенно отбился от рук, и ничего не слушает. Вы, конечно, слышали, что с подобной проблемой можно обратиться к психологу. Допустим, что вы решили записаться к нему на прием, как вдруг увидели объявление, что специалист, которого вам порекомендовали, помимо индивидуальных занятий проводит еще и тренинг для родителей подростков. И вот тут вы растерялись, потому что совершенно не представляете себе, что и как будет происходить на этом тренинге, и может ли этот самый тренинг быть полезнее, чем индивидуальная консультация.
От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях друг напротив друга и говорят, разыгрывают специальные упражнения, выполняют различные творческие задания ведущего. А тренер, чаще всего психолог, внимательно наблюдает за реакцией участников на те или иные идеи или предложения. В случае если материал «не идет», тренер проводит специальные «разогревающие» процедуры, чтобы пробудить у аудитории непосредственный интерес к теме и мотивировать их к активному участию в работе над ней.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что это не только их чадо перекрасило волосы в зеленый цвет, отказывается быть вежливым и все время клянчит деньги. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих, если не всех, подростков. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет, и что с таким проблемным ребенком тоже жить можно, и даже договариваться о чем-то можно.
Есть целый ряд наиболее распространенных проблем, решать которые удобно с помощью группового тренинга. Что однако не исключает и возможность обращения за дополнительной индивидуальной консультацией. Среди таких проблем:
В нашем центре (Европейский Центр Психологической Поддержки Семьи) разработан специальный тренинг для молодых мам, сталкивающихся с похожими психологическими проблемами после рождения первенца. В результате тренинга у молодых мам снимается тревожность, т.к. они начинают понимать причины своего состояния и специфику своей психологической нагрузки. Мама получает возможность разобраться в поведении своего мужа в первый год жизни малыша, а также научиться ладить со свекровью и собственной матерью, участвующих в воспитании ребенка и т.п.
Таким образом, тренинг может быть разработан практически под любую проблему, типичную для нашей культуры и нашего времени. Психологи, специализирующиеся на решении какой-то распространенной проблемы на индивидуальных консультациях с клиентами, разрабатывают комплекс полезных упражнений на преодоление этой проблемы уже для групповой работы.
Что дает людям участие в этих тренингах? Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей. Например, родители трудных подростков в результате тренинга могут понять, чем вызван бунт подростка, и, вспомнив себя в этом возрасте, найти в итоге точки соприкосновения со своим строптивым чадом. Неуверенные в себе женщины после тренинга женской привлекательности обучаются не бояться подчеркивать свои достоинства и привлекать к себе внимание мужчин. Супруги, разыграв несколько упражнений на совместную деятельность в тренинге на лучшую совместимость и взаимопонимание, начинают видеть, что их сильные и слабые стороны как бы взаимно уравновешиваются, а значит, в паре они лучше защищены от различных жизненных неурядиц.
Конечно, люди по-разному «вкладываются» в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других. Результат также очень зависит от ожиданий, предшествовавших тренингу (поможет или не поможет), и готовности к эксперименту над собой, т.е. желанию применить полученные знания и умения на практике в реальной жизни.
Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:
Зажигина Марина, семейный и детский психолог, консультант Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи «СемьЯ»
Как устроен психологический тренинг и что он дает?
Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.
В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.
Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.
Тренинги по психологии и психологические упражнения
Элементы психологии также добавляют в самые разноплановые тренинговые программы. Практически ни один тренинг для взрослых не обходится без психологических упражнений или игр. Они решают как специализированные, так и общие задачи, связанные с развитием личности.
Рассмотрим эти формы работы над развитием собственного потенциала, а также некоторые психологические упражнения, полезные для развития различных психологических способностей человека более детально.
Чему обучают в психологических тренингах
Психологический тренинг представляет собой групповую форму работы над собой – со своим поведением, возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В нем участники учатся адекватно воспринимать себя, адаптироваться к условиям общества, развивать собственный потенциал и способности, взаимодействовать с окружающими. Целевая аудитория таких занятий очень разнообразна. Психологические тренинги проводятся для:
Исходя из этого, их первоочередное задание – совершенствовать человека в плане социальной адаптации, коммуникативных навыков, привить личностные социально-полезные индивидуальные навыки. В связи с чем приходить на них стоит лишь добровольно и с установкой «осознать-измениться».
Вести работу над собой можно по очень многим направлениям, причем и в личностном, и в профессиональном плане. Выделяют следующие направления психологических тренингов:
В рамках такой типологии в специализированной литературе встречается множество классификаций психологических тренингов. Они различаются как по решаемым задачам, так и по методам проведения. Вот лишь некоторые их виды.
В конечном счете, участникам группы помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также научиться понимать других, исправить свое поведение, стать успешней в профессиональной деятельности или жизни в целом.
Базовые методы
Ключевым принципом психологических тренингов выступает сочетание различных видов деятельности в процессе занятий. В них много общения:
Количество упражнений и игр исчисляется сотнями. Некоторые из них довольно известны, другие просто интересные, но все они моделируют какую-либо жизненную ситуацию, проживая которую, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и окружающих, что изменить в своем поведении для достижения нужных результатов. Таким образом, участников психологических тренингов не учат, как надо жить – они приобретают необходимые знания и умения в процессе упражнений и игр.
Виды и типы используемых в тренингах психологических упражнений и игр.
Кроме общения, коммуникативных упражнений и игр в психологические тренинги часто включают ролевые игры, которые помогают выявить ошибки в общении поведении, проанализировать их. Они бывают спонтанными – проводятся без подготовки и бывают ориентированы на актуальные в данный момент проблемы, и сюжетные – решают задачи общего плана. В том и другом случае участникам приходится исполнять определенные роли, что помимо прочего, способствует развитию творческого потенциала.
В специализированной литературе существует термин «психогимнастика», который имеет узкое и широкое значение. В первом случае под ним подразумевают все используемые в тренинге игры и упражнения, в которых участники общаются посредством движения. Они направлены на решение задач управления групповой динамики, т.е. это – всем известные разминки.
Психогимнастика в широком понимании – это один из методов коррекционной работы с детьми, основная задача которого – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Во время психогимнастических занятий детей учат выражать эмоции движениями, мимикой, жестами, преодолевать барьеры в общении, понимать себя. По их завершении дети легче выражают свои чувства и лучше понимают других. Занятия психогимнастикой также способствуют выработке таких черт характера, как уверенность, честность, доброта и пр., и устранению всякого рода страхов, опасений, неуверенности.
Примеры упражнений и игр
Проективный тест на конфетах. Веселое и показательное упражнение, которое можно использовать для 1) знакомства с группой, 2) психологической разминки в начале нового занятия, 3) наглядной демонстрации по теме тренинга «Знакомство со своей Персоной».
Ведущий выносит поднос с разложенными конфетами (разной формы, размера, качества, в цветных обертках и без фантиков, леденцы, жевательные резинки), и предлагает каждому из группы выбрать себе одну – больше всего на него похожую. А после выступить с небольшим рассказом, который объяснит, почему он похож на эту конкретную конфету.
Важно, чтобы на подносе было несколько одинаковых конфет – тогда участникам не придется выбирать по принципу «что осталось», и каждому достанется та, которую он желает взять. Да и истории об одной и той же конфете часто бывают очень непохожими.
Также это упражнение отлично подводит под тему лекции о юнговской Персоне в тренингах познания себя.
«Диагностика отношения к своей деятельности». Каждому члену группы предлагается указать по 3 вещи, которые он:
и назвать причину, почему он не делает первые 3 и делает последние 3.
«Матрешка». Это одна из техник психодрамы, способствующая развитию навыков самоанализа, самораскрытию и самопознанию членов группы. Помогает преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми.
Участнику из числа добровольцев предлагают стать перед аудиторией и разобрать большую матрешку. Со словами «Это я (фамилия, имя участника) каким меня видят окружающие/сослуживцы/семья/любимые» он открывает ее, и добирается до наименьшей куколки, сопровождая всю процедуру чередой высказываний о себе. Каждая новая куколка обозначает то, что скрыто под внешней оболочкой, той, которую видят окружающие. Слой за слоем герой-доброволец раскрывает свои тайные уровни.
Можно задать направление его рассказу, например, попросить высказаться о лидерских качествах, потенциале, удачах и промахах, страхах и ожиданиях, или пусти его на самотек – пускай представляет свою матрешку, исходя из уровня своей открытости.
Важно, чтобы слушатели воздержались от каких-либо комментариев, насмешек и прочих реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.
«Переправа». Психологическое упражнение, которое способствует сплочению, ломает пространственные барьеры между участниками, помогает выработать уверенное поведение в случае вынужденного физического сближения.
Группа становится плечом к плечу на разложенный на полу канат. Каждому участнику необходимо перейти из одного конца шеренги в другой. При этом ни он, ни остальные члены команды не могут касаться чего-либо за пределами линии, на которой стоят.
По окончании следует обсудить наличие дискомфорта при выполнении, его причины и способы преодоления.
По завершении обсуждают командную работу, определяют, кто искал решение наиболее активно, а кто самоустранился.
«Восточный рынок». Психологическое упражнение на прокачку коммуникативных способностей; может использоваться в качестве разминки или для тренировки навыков переговоров в тренинге для менеджеров по продажам и работе с клиентами.
Начало игры обычно сопровождается смехом, криками и т.д. Чтобы больше «накалить страсти», тренер отсчитывает минуты, оставшиеся до «закрытия рынка». Закрывая рынок, объявляет имена первых трех, быстрее всех собравших записки со своими именами. По окончании обсуждается тактика победителей – как им удалось выиграть (вели активный поиск, ждали встречных предложений, пытались обмануть партера), а также возможные варианты поведения в сходных ситуациях.
«Воспитание взгляда». Все слышали о том, что «Глаза – это зеркало души» и «Взглядом можно убить». Взглядом также можно говорить, управлять, предлагать, влиять, убеждать, разрушать. Взгляд – это наша суть. В нем все отражено: грубость и красота, тупость и ум, благородство и хитрость, сила и слабость. С глаз исходит энергия, которая падает на людей и предметы.
Но есть люди с взглядом пассивным, почти неживым, когда на них смотришь, чувствуешь, как уходят силы. Смотреть – это целая наука, которую надо изучать. И особенно усердно – людям, которые профессионально много общаются с другими людьми.
То, которое мы здесь представим, лучше всего проводить под музыку М. Таривердиева «Двое в кафе».
Группа участников делится поровну. Первой команде выдаются бирки с цифрами – Первый, Второй и т.д. Вторая получает бирки с настоящими именами, а лучше (чтобы не встретились, например, две Наташи) псевдонимами (Нео, Гамлет, Принц Датский и пр.).
Каждый член «команды с никами» записывает свое имя (псевдоним) на небольшом клочке бумаги, сворачивает его и кладет в шляпу. Каждый представитель «команды оцифрованной» подходит к шляпе и берет из нее одну записку, читает имя и прячет листочек в карман.
Далее все «оцифрованные» строятся в ряд и сохраняют безмолвие.
Обладатели ников покидают зал, и также выстраиваются в шеренгу. Затем, по команде «Игра началась» входят в комнату и медленно проходят вдоль ряда «оцифрованных». Каждый «ник» должен на 2-3 секунды задержаться напротив каждой «цифры», обязательно заглянуть ей в глаза. Каждый член «оцифрованной» команды должен встретиться взглядом с каждым представителем «ников» и дать понять глазами – выбрал он его или нет.
Выбрать «Цифре», естественно, надо того, чье имя он вытянул из шляпы. Перед всеми остальными нужно сыграть равнодушие, показать взглядом, мол, проходи дальше, я выбрал не тебя.
При использовании взгляда разрешается вращать глазами, но нельзя моргать, подмигивать, сдвигать или поднимать брови. Также запрещены какие-либо движения туловища и голосовые сигналы.
По команде «Игра окончена» музыка выключается. Каждый «Ник» называет кто, как ему показалось, его выбрал. «Оцифрованные» предъявляют записки с написанными именами.
В заключение стоит отметить, что не всегда люди, которым требуется наша поддержка и одобрение, могут «прочитать» их в выражении наших лиц. И даже близкие люди иногда «считывают» неверную информацию.
Аутотренинг при подготовке к экзаменам. В структуре психологической подготовки к ЕГЭ предусмотрены тренинги, в процессе которых учащиеся получают информацию о сути и содержании Единого госэкзамена, правилах его проведения и своих правах, а также выполняют некоторые упражнения (не только в группе, но и самостоятельно, дома), направленные на создание благоприятного настроя перед испытанием. Ниже примеры нескольких из них.
Учащиеся занимают одну из удобных поз:
и отдыхают, проговаривая про себя.
После заряжаются на успех.
Следующая техника поможет осознать и проработать страхи и тревоги, вызванные ситуацией экзамена.
Будущим испытуемым предлагают придумать байку про ученика, у которого завтра ЕГЭ. Всю ночь перед экзаменом его одолевали страхи. Чего только он не боялся…
Члены группы по очереди называют какой-либо страх и рассказывают эпизод из жизни героя, приведший к его появлению. А после придумывают варианты окончания истории, обязательно с акцентом на положительные стороны решения проблемы, например, ученик разделил свои переживания с друзьями и близкими, или (тоже неплохой вариант) решил пройти психологический тренинг.
«Забавные профессии». Эту игру проводят в рамках социально-психологического тренинга для профориентации учащихся средних классов. Каждый его участник должен «сложить» какую-то новую профессию из двух уже существующих (например, «врач» и «водитель») и описать характер работы нового «специалиста», акцентируя внимание на том, какие именно операции ему придется совершать.
После всей группой выбирают наиболее забавную профессию и обсуждают, почему пока ее не существует. Также стоит выяснить – какую из придуманных профессий хотели бы получить участники.
В обсуждении анализируют поведение А (стал ли он жаловаться, если да, то насколько понятно и внятно, отменил ли заказ, согласился заплатить за блюдо) и Б (вник ли он в суть дела, выразил сожаление, принес извинения), а также степень удовлетворения сторон тем, как решена проблема.
Вначале кто-то один из группы рассказывает о собственной сложной жизненной ситуации (болезнь кого-то из близких, безуспешная борьба с лишним весом, отсутствие денег и т.д.). Перед остальной группой ставится задача: «Вместе, сообща чуть-чуть помочь, вселить в героя немного оптимизма. Возможно, нашими стараниями мы даже поможем решить проблему. Сообща мы нарисуем несколько картинок».
Далее ведущий раздает равномерно по кругу 5 картонок, выкладывает в центре стола фломастеры. Участники, получившие картонку, что-то рисуют на ней, и передают по кругу, остальные дополняют нарисованное чем-то своим, и так со всеми 5-ю открытками. Важно, чтобы свои дополнения в рисунки внесли все члены группы.
Готовые открытки вручаются автору истории. После он делится своими чувствами по поводу результатов «группового творчества», и оставляет одну открытку себе.
Практика показывает – иногда получившиеся картинки кажутся герою обидными, неуместными. Задача тренера – своевременно сказать ему теплые слова, подчеркнуть, что «мы рисовали разобщено, и что-то пошло не так».
Во многих случаях коррекцию психосоматических болезней ведут в рамках групповой работы. Среди практических упражнений и техник в тренингах по теме психосоматики можно выделить:
Также используются техники гипноза, арт-терапия (например, песочная).
Приведем несколько упражнений и техник, которые помогут выявить проблему.
Чтобы быстрее справиться с психосоматическим расстройством, занятия психоанализом дополняют физическими упражнениями. Среди прочих телесно-ориентированных методик психологи особенно рекомендуют силовые и дыхательные техники. Например, упражнение «Гимнастика Гермеса», приводящее к расслаблению всей мышечной системы; после его выполнения ощущается значительный прилив сил и бодрости (эффект, который должен присутствовать в любом тренинге по психосоматике).
Стать прямо, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч, мышцы расслаблены, дыхание свободное. Сделать энергичный вдох в течение 4 секунд, задержать дыхание и напрячь все мышцы в течение 4 секунд. На выдохе полностью расслабиться – возникнет ощущение прилива энергии ко всем частям тела. Через 4 секунды повторить прием. Каждую фазу дыхания постепенно довести до 6 секунд. Выполнять в течение 5 минут.
Таким образом, включаясь в выполнение различных упражнений, участвуя в разнообразных играх, участники тренинга получают возможность разобраться в себе и своих переживаниях, приобретают новые навыки преодоления трудностей и расширяют границы психологического комфорта.