Тренинги личностного роста что это такое
Тренинг личностного роста
Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.
Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.
Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик индивида, выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.
Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.
Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и развитие уверенности.
Психологический тренинг личностного роста
Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.
Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.
Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:
— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;
— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);
— изучение отношений членов группы;
— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.
Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.
Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.
Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.
Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.
Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.
Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.
Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.
Виды тренингов личностного роста:
— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;
— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);
— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния страха и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);
— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);
— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, инсайт), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.
Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.
Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.
Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.
Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.
Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.
Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.
Не все подряд занятия для личностного роста могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.
На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.
Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.
В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.
Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.
Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.
Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».
Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.
Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.
Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.
Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.
Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.
Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.
Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний конфликт между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает апатию, вину, депрессию, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Тренер личностного роста. Личностный коуч
Часто ли вы встречаете такие понятия, как личностный коучинг или тренинги по личностному росту? Сейчас данные области получили очень широкое распространение и стали очень популярными. Данная статья поможет вам разобраться с этими определениями и понять, для чего вообще нужны личностные коучи или тренеры по личностному росту.
Содержание статьи:
· Понятия “личностный рост” и тренинг по “личностному росту”;
· Виды тренингов по личностному росту;
· Тренер по личностному росту;
· Психологический тренинг по личностному росту;
· Различие между коучингом и психотерапией;
· Кому и зачем нужен коуч по личностному росту;
Заключение.
Для полного понимания данной статьи необходимо знать некоторые определения, с которых мы и начнем:
Личностный рост – целенаправленный процесс, в результате которого стоит усовершенствование человеческой личности.
Личностный рост нацелен на построение потенциала человека.
Потенциал – совокупность накопленных навыков, умений и знаний, которые человек может применить для достижения поставленной цели.
Начальная цель тренингов по личностному росту – индивидуальное внутреннее развитие человека.
Тренинг по личностному росту – это групповые или индивидуальные занятия, которые способствуют совершенствованию личностных качеств человека. Данные качества обычно ориентированы на дальнейший успех индивида. То есть, благодаря определенным упражнениям, человек может полностью избавиться от нежелательных черт своего характера, и заменить их положительными. Кроме того, в процессе данных тренингов, индивид избавляется от всевозможных негативных мыслей и комплексов, тем самым, выводит свою личность на новый уровень.
· Личностное развитие (освоение общих знаний, которые нужны для быстрого приспособления к любой ситуации);
· Тренинги психотерапии (нужны для того, чтобы усовершенствовать качество своей жизни. Процесс подобных тренингов проходит на основе специальных процедур, техник, методов и упражнений);
· Тренинг состояния (особый вид, который включает в себя методы преодоления страха или других внутренних барьеров);
· Тренинг исследование (помогает тем людям, у которых целями являются желание разобраться с личными ограничениями и получение эмоционального опыта);
· Тренинги трансформации (нацелены на коренные убеждения человека, жизненные ценности и состояния);
Вы хотите знать кто вы? Не спрашивайте. Действуйте! Действие будет описывать и определять вас.
На самом деле не каждому человеку дано от природы быть лидером. И тем, кто не обладает подобной характеристикой, необходимо усиленно работать над собой и развивать свои личные навыки. Каждый компетентный тренер должен обладать хорошо развитым умением убеждать.
Тренинги по личностному росту нацелены на раскрытие и дальнейшее развитие внутреннего потенциала человека, избавление от страхов, которые мешают жить полной жизнью, усовершенствование личных черт и качеств.
Не все занятия, которые используют в тренингах по личностному росту, могут быть полезными. А некоторые даже несут скрытую угрозу – они могут навредить личности. Важно понимать, чем могут быть опасны такие тренинги, и научиться распознавать данную опасность.
Бывают такие специалисты, которые призывают людей к уничтожению той части своей личности, которую считают недостойной. Причем делать это нужно резко, как будто отрезать часть себя. Как думаете, такой тренинг приведет к личностному развитию? Наоборот, он лишь поломает психику человека. Все эти неугодные советы, типа: “Брось себя старого” или “Руби свою слабость на корню” приводят только к разрушению сознания, и не имеют ничего общего с профессиональной психотерапией. И самое главное – они не развивают вашу личность.
Главная опасность таких тренингов скрыта в личности ведущего, то есть тренера. Как работает психотерапия? После работы с грамотным психотерапевтом человек замечает, что ему становиться намного лучше (в плане эмоционального состояния). В его жизни начинаются кардинальные перемены, которые делают его увереннее и успешнее.
Если тренер деструктивен, после общения с ним участник тренинга чувствует опустошение. Такой “мастер” зачастую очень жесткий и наглый. Он позволяет себе оскорблять и унижать людей, ставить их в неудобное положение, упрекать в слабости. Такой тренер как будто специально причиняет своим ученикам эмоциональные страдания. Кроме того, он называет это мотивацией и закалкой.
С помощью эмоциональной раскачки тренер пытается получить одобрение. Он старается самоутвердиться за счет участников тренинга, а не научить их чему-либо. Ведущий не ставит конечной целью обучение участников, он скорее подчиняет их своей воле, навязывает свое мнение и заставляет следовать тем советам, которые дает.
Для того, чтобы вовремя распознать такого “тренера” нужно внимательно слушать самого себя и свои ощущения. Если вы чувствуете опустошенность или унижение – срочно бегите с данного тренинга.
Деструктивный тренер учит тому, что эти чувства принесут вам пользу и приведут к развитию личности. Но сами подумайте, как унижение и чувство опустошенности могут в этом посодействовать? Много ли задач вы сможете выполнить, когда будете в таком состоянии? Вас будут учить тому, что грубость и наглость – качества уверенного в себе человека, то есть успешного. На вас будут давить, унижать, а потом хвалить. Для чего? Все потому что похвала – способ эмоциональной раскачки, который настраивает вас на полное подчинение тренеру.
По настоящему грамотный и опытный психотерапевт, который ведет свою группу к развитию, никогда не посмеет унизить клиента, и не станет вынуждать его делать те действия, которые клиент совершенно не понимает. Тренер, который настроен доброжелательно, научит вас сопротивляться грубости и хамству, уметь отвечать на агрессию со стороны другого человека, а не быть агрессивными самому.
Примечание: если на тренинге пропагандируют грубость и агрессию, значит такой тренинг деструктивен.
После посещения деструктивных тренингов люди испытывают вину, потому что их в любом случае заставят переступить через себя и проявить агрессию, даже тогда, когда они этого не желают. Когда у человека все-таки получается сделать что-то такое, чего ему бы самому делать не хотелось, группа реагирует с восхищением. Но, вернувшись домой, этот человек будет испытывать чувства стыда и вины за свой поступок. Именно эти чувства и являются, так называемыми, звоночками о том, что пора бежать от данного тренера.
Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса: Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?
Иллюзия развития: чем опасны тренинги личностного роста
Тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались со встреч групп анонимных алкоголиков и невротиков. Принципы проведения тренингов личностного роста были заложены при работе с зависимыми и эмоционально неустойчивыми людьми. Первые успехи в группах стали привлекать большее число участников, и со временем тренинги стали популярны среди широких слоев общества.
Разновидностей тренингов личностного роста очень много, хотя общепризнанной классификации нет, а критерии результативности часто размыты. Например, тренеры обещают повысить самооценку, раскрепостить, развить харизму и так далее. Объективно оценить тренинг по этим критериям невозможно, а эмоциональный всплеск от заданий только создает дополнительные трудности. Качество тренинга могут показать только реальные изменений жизни в лучшую сторону.
После привлечения клиента, его необходимо удержать. Самый простой способ – создать эмоциональную зависимость от тренера или группы. Для этого используются следующие методы:
1. Эмоциональная раскачка. Участника тренинга всеми силами стараются столкнуть в эмоциональную яму при помощи воспоминаний самых тяжелых ситуаций в жизни. Задача упрощается, если удалось довести до слез. После того как участник коснулся эмоционального дна, тренер сообщает ему, что он супер, молодец и может все. Потом опять в яму и на вершину. От таких эмоциональных качелей человек испытывает невероятную эйфорию и подъем сил.
2. Движение сквозь страх. Участника тренинга просят выполнить максимально дискомфортное задание. Например, просить милостыню, взять еду у случайных людей в кафе т.д. У среднестатистического человека подобные задания вызовут сильнейший страх, который может достигать по своей интенсивности страха смерти. В таких стрессовых ситуациях организм считает, что существует реальная угроза жизни и, чтобы снизить риск болевого шока, вырабатываются обезболивающие вещества, в том числе эндорфины. Критическая ситуация проходит, организм цел и невредим. Эндорфины связываются с опиоидными рецепторами, и человек испытывает фантастические эмоции. По этой же причине люди подсаживаются на экстремальные виды спорта, поэтому правильнее называть их не адреналиновыми наркоманами, а эндорфиновыми.
3. Ослабление центра критики. Тренинги обычно проводятся в течение нескольких дней с утра до вечера. Участники весь день выполняют задание тренера. Со временем организм устает, центр критики постепенно отключается, тренер получает доступ к подсознанию участников, куда направляет психологические установки. А вот что именно будет заложено в голову участников, решает сам тренер.
После тренинга человек ощущает эйфорию и колоссальный прилив сил. Но постепенно запал проходит, повседневные дела накрывают с головой. В обычной жизни ярких, зажигательных событий не так много. Подсознание требует эмоций и постепенно человек подсаживается на безрезультатные, но эмоциональные тренинги, и завлекает свое окружение туда же. Решить свои проблемы по итогам тренинга удается единицам, для остальных в лучшем случае ничего не поменяется. Но будут и те, чья психика пострадает — в результате эмоциональной раскачки и эндорфиновых манипуляций полезные программы подсознания будут скорректированы в деструктивную сторону, а вредные усугублены: появляются неврозы, депрессия, панические расстройства.
Тренинг личностного роста
Личностный рост не имеет однозначного толкования. Под ним обычно подразумевается процесс психологического самосовершенствования человека в самом широком спектре его проявлений. Это может быть внутреннее состояние (обретение уверенности, духовной гармонии, примирение с самим собой), отношения с внешним миром («Я и Другие»), способность к профессиональным, духовным, социальным достижениям, к самореализации в творчестве, в бизнесе, в семейной жизни и т.п.
Личностный рост — это прежде всего качественные изменения. Они переводят возможности человека на новый уровень и позволяют успешно решить жизненные проблемы, открывают новую перспективу.
Тренинги личностного роста схожи с групповой психотерапией. Однако они имеют целью не лечение и по большей части не помощь, а личностное развитие. То есть в них преобладает не отрицательная, а положительная мотивация.
Хотя четко различить указанные области не так просто. Личностное развитие невозможно без преодоления личностных проблем, то есть без психотерапевтического влияния, а психотерапия должна ставить своей целью не только «лечение», но и развитие и гармонизацию личности, иначе терапевтические влияния не будут эффективными и устойчивыми.
Впрочем, психотерапевтический тренинг также можно отнести к инструментарию социальной психологии, поскольку психотерапевтический эффект достигается в нем благодаря использованию закономерностей групповой динамики в тренинговой группе.
Существуют бесчисленные разновидности тренингов личностного роста. Их методы и задачи могут пересекаться, а техники одних активно заимствоваться другими. Поэтому их классификация достаточно условна. Обычно выделяют следующие виды таких тренингов.
Коммуникативный тренинг
Общение — одна из важнейших функций человека как в профессиональной области, так и во всех других важнейших сферах жизни. Тренинг общения, или коммуникативный, относится к самым распространенным социально-психологическим тренингам. Его цели:
Успешность общения зависит от готовности ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание интересы партнера.
Важнейшим фактором эффективности общения является коммуникативная компетентность. Для ее развития применяют перцептивно-ориентирован коммуникативный тренинг.
Тренинг сензитивности
Их название происходит от англ. — sensitiveness. Сензитивные тренинги направлены на
Тренинг ассертивности (уверенного поведения)
Чаще всего причинами неуверенности человека в себе являются разнообразные социальные страхи, такие как:
Тренинги ассертивного поведения (англ. — assertiveness), или тренинги уверенности в себе, опираются преимущественно на методы поведенческой (бихевиоральной) терапии. Их цель — научить робкого и застенчивого человека, имеющего проблемы в общении, навыкам уверенного поведения, самопрезентации, самоутверждения и отстаивания своих прав в межличностных отношениях. Которые не должны, конечно, превращаться на агрессивное поведение.
Гендерный тренинг
Задача таких тренингов — способствовать развитию человека, связанному с гендерной идентичностью, гендерными ролями, гендерными отношениями и др. Речь идет о содействии полноценному социальному и личностному становлению мужчин и женщин путем исследования различных аспектов собственной женственности и мужественности.
Заметная составляющая такого тренинга — работа с гендерными ролями, а именно:
Тренинг эмоциональной компетентности
Эмоциональные тренинги ставят своей целью научить человека не только осознавать свои эмоции, но и управлять ними, а также понимать эмоции партнера по общению. Данная система умений и навыков называется эмоциональной грамотностью или компетентностью (англ. — emotional literacy).
Эмоциональная компетентность включает:
На основе этой концепции ее автор Пэрри Штайнер (Steiner, Perry) разработал оригинальный тренинг эмоциональной грамотности.
Тренинг креативности (творчества)
Креативные тренинги — это особая группа социально-психологических тренингов, которые посвящены развитию креативности человека, раскрытию его творческого потенциала, выработке навыков нестандартного мышления, формированию стратегий творческой деятельности и др.
Среди разновидностей тренингов креативности наиболее популярными являются:
Мотивационный тренинг
Мотивационные тренинги относят к тренингам личностного роста, хотя чаще всего используют в бизнесе для повышения мотивации деятельности персонала.
Принципы мотивационного тренинга (по О.В. Сидоренко):
Тренинг лидерства
Лидерские тренинги используются чаще всего в сфере бизнеса для решения проблем управления.
В процессе проведения данных тренингов в зависимости от потребностей клиентов акцентируются или на развитии личностных черт лидера, или на совершенствовании навыков управления.
Цели тренинга лидерства:
В таком тренинге могут изучаться личностные черты лидера и личностные типы лидеров (например, организатор, создатель, боец, дипломат, утешитель).
Важная составляющая лидерских тренингов — изучение и совершенствование стратегий управления (лидер или администратор), стилей руководства (авторитарный, авральный, деловой, демократический, либеральный, компромиссный).
Для этого используются самые разнообразные методы, т.к. тренинги лидерства могут опираться на различные теоретические парадигмы.