Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня

Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня»

Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня. Смотреть фото Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня. Смотреть картинку Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня. Картинка про Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня. Фото Тренинг повышения самооценки я лучшее что есть у меня

Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня»

Цель: определение и анализ уровня самооценки.

Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

1. Мини – лекция «Самооценка».

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

2. Упражнение «Негативные установки».

Инструкция. Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.

1. Положение безнадежно.

2. Бесполезно пытаться что-либо сделать.

3. Я никогда не смогу выполнить всю эту работу.

4. Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.

5. Они никогда не будут меня слушаться.

Позитивные установки (возможные варианты)

1. В настоящий момент положение представляется безнадежным.

2. Я не решил еще, как исправить поло­жение.

3. Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием

4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими возможностями и желаниями.

5. Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня.

3. Упражнение «Я самый, самый»

Инструкция. Вам нужно встать на куб и сказать: «Я самый, самый…». Придумайте и скажите вашу самую лучшую сторону.

4. Упражнение «Принятие себя».

Цель. Развитие готовности работать над со­бой, понимать себя и доверять другим, осуще­ствлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостат­ки» и «Мои достоинства», предельно откро­венно запишите в них все, что считаете нуж­ным.

5. Упражнение «Я в лучах солнца».

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество.

1.Степень твоей включенности: (Обведи кружочком соответствую­щий балл.)

2.Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3.Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе; ___________________________________________

б) по отношению к груп­пе; __________________________________________

в) по отношению к ведущему_________________________________________

4.Самые значимые для тебя эпизоды, уп­ражнения, во время которых тебе удалось сде­лать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться. _________________________________________________

5.Что тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему? _________

6.Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.) _____________________________________________________

7.Что ты еще хотел бы написать? ________________________________

Источник

Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня»

Цель: определение и анализ уровня самооценки.

Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

Самооценка как важнейшая составляющая личности

Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Тест «Как у тебя с самооценкой?» (приложение 3)

Методика определения самооценки Ю.И.Киселева (приложение 4)

Закрепление пройденного материала.

— Что такое самооценка и какова ее связь с самореализацией?

— Что дает каждый из типов самооценки ее обладателю?

— От чего зависит формирование самооценки?

Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать пози­цию независимого наблюдателя по от­ношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное приня­тие себя.

Расположение участников. Педа­гоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

1. Упражнение «Я в лучах солнца».

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество.

1. Упражнение «Самохвальство».

Инструкция. Составьте список хо­роших дел, которые вы сегодня совер­шили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

• Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

• Вовремя пришел на работу.

• Сварил коллеге кофе.

• Завершил работу над.

• Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сдела­ли за день.

После выполнения упражнения веду­щий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

2. Упражнение «Уверенность» (педа­гоги заполняют бланк с заданиями, при­ложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попро­буйте оценить, каким страхам вы под­вержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой ва­риант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мыс­ленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки не­избежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто бу­дет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

4. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.

5. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное от­ношение к происходящему».

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Инструкция. Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.

1. Положение безнадежно.

2. Бесполезно пытаться что-либо сделать.

3. Я никогда не смогу выполнить всю эту работу.

4. Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.

5. Они никогда не будут меня слушаться.
Позитивные установки (возможные варианты)

1. В настоящий момент положение представляется безнадежным.

2. Я не решил еще, как исправить поло­жение.

3. Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием

4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими возможностями и желаниями.

5. Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня.

1. Упражнение «Уровень счастья».

Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов на­шел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, ко­торым показали стакан воды. Один ска­зал: «Он наполовину полон, и я благода­рен за это». Другой сказал: «Он наполови­ну пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

2. Упражнение «Фантазии». Каждому дают по шесть небольших пронумерованных листков бумаги. Фамилии не подписываются.

Инструкция. Необходимо ответить на следующие вопросы. Нумерация каж­дого листка должна соответствовать номеру вопроса.

1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

2. Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственников, знакомых) вы для этого выбра­ли? Почему?

3. Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, что бы вы пожелали?

Если бы вы были три дня невидимы, как бы вы этим воспользовались?

Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственни­ков, знакомых) вы для этого выбрали?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной либо в другую эпоху, то куда бы вы предпочли отпра­виться?

После выполнения упражнения отве­ты зачитываются.

1. Упражнение «Исследование Я-концепции».

2. Упражнение «Избавление от самокритики».

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые по­стоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффек­тивности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им са­моукоряющие вопросы порождают чув­ство вины, что приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого «мученика самокритики». Спас­тись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следую­щим приемом. Возьмите чистый лист бу­маги и составьте перечень наиболее цен­ных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В неко­торых сферах я очень способен (напри­мер, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я куль­турно развит. Затем положите этот лис­ток в записную книжку и, когда вас нач­нет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

1. Упражнение «Противоядие против самоистязателъских игр».

Ведущий. Суть самоистязательских игр в том, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в заколдо­ванный круг и постоянно раскручивае­те спираль плохого настроения или де­прессии. Нередко люди не отдают себе отчета в том, что источник зла находит­ся в них самих, поскольку их мысли ден­но и нощно вертятся вокруг неудач про­шлого и тревог о будущем. Чтобы разру­шить данный стереотип, следует разо­браться в своих подходах и попытаться направить мысли в более позитивное русло. Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим списком утверж­дений.

1. Я живу интересно.

2. Я кое-что значу в этой жизни.

4. У меня большие планы на будущее.

5. Я умею контролировать ситуацию.

6. Любопытное явление.

7. Приятно провести свободный вечерок.

1. У меня достаточно времени для своих любимых занятий.

8. В целом люди мне нравятся.

10. Можно сказать, что я счастливый чело­век

10. Забавная (комичная) ситуация.

11. Не хотел бы пропустить такое собы­тие.

1. Я никогда не избавлюсь от сексуальной закомплексованности.

1. Я сбит с толку происходящим.

2. Любви не существует.

3. Моя жизнь бессмысленна.

5. Никто меня не любит.

2. По нынешним временам дружба не в цене.

6. Мне не хватает терпения.

7. Все это не имеет никакого смысла.

10. С моей стороны это была глупость.

11. Так и в психушку загреметь недолго.

12.Человеческое существование, жизнь человека бессмысленны.

14. Я не умею выражать свои чувства.

15. Никогда не могу сказать точно, чего хочу.

16. Я не способен полюбить.

17. Я ни на что не гожусь.

18. Я сам во всем виноват.

19- Почему я такой невезучий?

20. В голову лезут одни неприятности.

21. Прямо не за что ухватиться.

22. Производить на свет детей жестоко, человеческая жизнь ничего не значит.

23. Я никогда не сумею избавиться от де­прессии.

24. Обстоятельства настолько запутаны, что всякое противодействие бессмысленно.

25. У меня недостает силы воли.

26. Просыпаться и то не хочется.

27. Иногда кажется, что лучше было бы умереть.

28. Люди наговаривают на меня.

29. Дела мои чем дальше, тем хуже.

30. У меня плохое настроение.

31. Что бы ты ни делал, людям все равно не угодишь.

33- У меня никогда не будет настоящих друзей.

34. Не могу себе представить, какой будет моя жизнь через десять лет.

35. Со мной происходит что-то неладное.

37. Память у меня ни к черту.

38.Я чувствую себя не в своей тарелке.
39.Я легко ранимый, обидчивый человек

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личностная установка на самоана­лиз.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушки­на «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и от­ветьте на этот вопрос искренне, запишите ва­ши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3. «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над со­бой, понимать себя и доверять другим, осуще­ствлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостат­ки» и «Мои достоинства», предельно откро­венно запишите в них все, что считаете нуж­ным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с по­мощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный об­раз в аллегорической форме.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жиз­ненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Упражнение 6. «Мое настроение сего­дня»

Цель. Выражение с помощью цветовой па­литры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, под­няв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который на­иболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».

Имя участника тренинга__________________Дата занятия_________________

1. Степень твоей включенности:012345678910 (Обведи кружочком соответствую­щий балл.)

2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к груп­пе; в) по отношению к ведущему.

4. Самые значимые для тебя эпизоды, уп­ражнения, во время которых тебе удалось сде­лать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

5. Что тебе очень не понравилось на про­шедшем занятии? Почему?

6. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).

Источник

Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня».

Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня»

Цель: определение и анализ уровня самооценки.

Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

Самооценка как важнейшая составляющая личности

Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Тест «Как у тебя с самооценкой?» (приложение 3)

Методика определения самооценки Ю.И.Киселева (приложение 4)

Закрепление пройденного материала.

Что такое самооценка и какова ее связь с самореализацией?

Что дает каждый из типов самооценки ее обладателю?

От чего зависит формирование самооценки?

Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать пози­цию независимого наблюдателя по от­ношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное приня­тие себя.

Расположение участников. Педа­гоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

1. Упражнение «Я в лучах солнца».

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество.

1. Упражнение «Самохвальство».

Инструкция. Составьте список хо­роших дел, которые вы сегодня совер­шили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

Вовремя пришел на работу.

Сварил коллеге кофе.

Завершил работу над.

• Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сдела­ли за день.

После выполнения упражнения веду­щий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

2. Упражнение «Уверенность» (педа­гоги заполняют бланк с заданиями, при­ложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попро­буйте оценить, каким страхам вы под­вержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой ва­риант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мыс­ленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки не­избежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто бу­дет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.

Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное от­ношение к происходящему».

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Инструкция. Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.

Бесполезно пытаться что-либо сделать.

Я никогда не смогу выполнить всю эту работу.

Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.

Они никогда не будут меня слушаться.
Позитивные установки (возможные варианты)

1. В настоящий момент положение представляется безнадежным.

2. Я не решил еще, как исправить поло­жение.

3. Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием

4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими возможностями и желаниями.

5. Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня.

Упражнение «Уровень счастья».

Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов на­шел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, ко­торым показали стакан воды. Один ска­зал: «Он наполовину полон, и я благода­рен за это». Другой сказал: «Он наполови­ну пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

2. Упражнение «Фантазии». Каждому дают по шесть небольших пронумерованных листков бумаги. Фамилии не подписываются.

Инструкция. Необходимо ответить на следующие вопросы. Нумерация каж­дого листка должна соответствовать номеру вопроса.

1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственников, знакомых) вы для этого выбра­ли? Почему?

3. Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, что бы вы пожелали?

Если бы вы были три дня невидимы, как бы вы этим воспользовались?

Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственни­ков, знакомых) вы для этого выбрали?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной либо в другую эпоху, то куда бы вы предпочли отпра­виться?

После выполнения упражнения отве­ты зачитываются.

1. Упражнение «Исследование Я-концепции».

2. Упражнение «Избавление от самокритики».

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые по­стоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффек­тивности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им са­моукоряющие вопросы порождают чув­ство вины, что приводит к еще большему «самобичеванию». Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого «мученика самокритики». Спас­тись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следую­щим приемом. Возьмите чистый лист бу­маги и составьте перечень наиболее цен­ных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В неко­торых сферах я очень способен (напри­мер, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я куль­турно развит. Затем положите этот лис­ток в записную книжку и, когда вас нач­нет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

1. Упражнение «Противоядие против самоистязателъских игр».

Ведущий. Суть самоистязательских игр в том, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в заколдо­ванный круг и постоянно раскручивае­те спираль плохого настроения или де­прессии. Нередко люди не отдают себе отчета в том, что источник зла находит­ся в них самих, поскольку их мысли ден­но и нощно вертятся вокруг неудач про­шлого и тревог о будущем. Чтобы разру­шить данный стереотип, следует разо­браться в своих подходах и попытаться направить мысли в более позитивное русло. Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим списком утверж­дений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *