Трехзонный климат контроль что это
Климат контроль или кондиционер?
Особенности системы климат контроля
Сегодня все типы автомобилей оборудуются специальными устройствами, обеспечивающими в салоне благоприятный для водителя и пассажиров микроклимат. Это оборудование известно в мире авто под названием «климат контроль». Современные системы, создающие «погоду» в салоне автомобиля, представляют собой электронный комплекс, управляющий работой обогревателя, вентилятора, кондиционера и системы подачи и распределения воздуха.
Демонстрация работы климат контроля в салоне автомобиля. В данном случае но четырехзонный.
В недавнем прошлом весь климат в кабине создавался одной только «печкой», температура обогрева которой и сила наддува регулировались вручную, и использовалась она только в зимнее время. Летом обходились открыванием окон и форточек. Технический прогресс и рост благосостояния населения внёс весомый вклад в развитие систем обеспечения комфорта в управлении автомашин. Если раньше оборудованием климат контроля оснащались только эксклюзивные или престижные модели класса «премиум», то сегодня такое оборудование стало штатным для всех типов авто.
Однако в зависимости от класса машин система обеспечения климата в салоне имеет существенные различия в принципе работы, комплектации и функциональных возможностях. Нынешние продвинутые климатические системы автомобилей в большой степени автоматизированы. Они включают в себя электронный блок управления климат контролем, который с помощью датчиков, расположенных в разных местах салона, контролирует и регулирует работу кондиционера, обогревателя и фильтрующих элементов.
перед подачей в салон горячий и холодный воздух смешиваются до нужной температуры
Интеллектуальная система учитывает даже температуру наружного воздуха и уровень солнечной радиации. Изменением направления воздушного потока по разным зонам система контроля обеспечивает равномерное распределение тепла и холода по всему объёму, предупреждая простудные заболевания при долгом нахождении в салоне. Основным достоинством такой сложной системы является то, что она не сразу подаёт нагретый и охлаждённый воздух от двигателя и кондиционера в салон, а смешивает их в воздуховодах и распределяет полученную воздушную смесь по салону.
Таким образом, поддержание установленной температуры воздуха в салоне обеспечивается регулированием потока охлаждённого или нагретого воздуха, образующих смесь, и объёма поступающей в салон воздушной смеси. Это достигается использованием различных воздушных заслонок в воздуховодах, изменение положения которых приводит к изменению горячего, холодного и смешанного воздушного потока. Регулироваться положение этих заслонок может автоматически от блока управления климат контролем по сигналам датчиков или вручную.
Что лучше – климат контроль или кондиционер?
Большинство новичков из числа автовладельцев часто не различают устройство управления обычного кондиционера от системы управления контроля климата. Тем самым путают эти понятия, которые имеют принципиальные отличия. Изучая работу климат контроля или кондиционера, можно убедиться, что продвинутая интеллектуальная климатическая система имеет ряд преимуществ перед обычным кондиционером:
Выбирая климат контроль или кондиционер, следует учесть, что климатическая система – это дорогая и сложная система, обеспечивающая больший комфорт внутри автомобиля и применяется он практически независимо от сезона. А кондиционер стоит дешевле, более простой в устройстве и в работе, быстрее охлаждает салон, но используется в основном только летом. Длительное его использование может привести к простудным заболеваниям.
Видео: Kia Sportage 3 Самодиагностика и корректировка климат контроля
Особенности работы системы контроля климата
Принцип смешивания различных порций потока холодного и горячего воздуха, положенный в основу работы климат контроля и используемый для обеспечения постоянной температуры в салоне, позволяет конструкторам наращивать функциональные возможности системы для повышения комфортных условий нахождения внутри машины. Таким способом была организована полностью автономная система обеспечения микроклимата в салоне вне зависимости от внешних погодных условий. Она может:
Простейшая схема климатического контроля построена по принципу обеспечения одинаковой температуры во всём пространстве салона. Такая схема называется однозонной системой обеспечения микроклимата. Существуют более сложные схемы 2-х, 3-х и 4-х зонных систем контроля климата, в которых контроль обеспечивается по отдельным зонам.
Двухзонный климат контроль, его особенности
Двухзонный климат контроль. Водитель и передний пассажир могут выставить свою температуру
Многозонный контроль климата представляет собой систему обеспечения и поддержания разной температуры по зонам – посадочным местам. Наиболее распространённая среди них схема – это система двух зонного климат контроля. В этой схеме имеется возможность установки разной температуры в зоне водительского кресла и в зоне переднего пассажира. Особенностью такой системы является наличие ограничения на максимальную разность температур между соседними зонами контроля. Она обычно небольшая и не превышает 60С. Это значит, что если водитель поставил у себя 30 градусов, то пассажир не сможет выставить у себя меньше 24 градусов.
Трехзонный климат контроль — к двух передним счастливчикам присоединяется третий на заднем сидение
Трёхзонный вариант обеспечения микроклимата позволяет устанавливать различные температуры в трёх зонах:
Четырёхзонный вариант позволяет устанавливать в зоне каждого сиденья свою отличную температуру. Учитывая, что личная машина редко загружается в полном объёме, 3-х и 4-х зонные системы контроля в большинстве случаев не используются по полной программе и являются избыточными. В этих вариантах контроля климата существуют такие же ограничения по градиенту температуры между соседними зонами, как в двухзонном климат контроле. Многозонные системы требуют большего количества воздуховодов, заслонок и датчиков, управляемых отдельным контроллером.
Блок управления климат контролем, режимы работы системы
Управление сложной системой контроля климата осуществляется с довольно простой панели, которая оборудована интуитивно понятными органами. Для того чтобы разобраться с их назначением, даже не нужно заглядывать в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Существует ручной и автоматический режим работы контроля климата. Использование ручного режима подразумевает знание всех тонкостей работы оборудования системы. Неправильные действия с органами управления приводят к сокращению срока службы оборудования.
Видео: Как работает климат контроль в автомобиле?
В этом режиме можно вручную регулировать обороты вентилятора, охлаждение и обогрев воздуха, поступление воздуха в салон. Преимущественно ручной режим используется тогда, когда надо быстро нагреть или охладить воздух в кабине. Автоматический режим работы используется в процессе продолжительной поездки. Для этого водитель должен только включить систему и выставить необходимую температуру. Все процедуры по регулировке заслонок, распределению потоков и их напора производятся системой автоматически под управлением электронного чипа.
Многие автолюбители не используют автоматический режим лишь по той причине, что вентилятор издаёт много шума. Однако это характерно только для начального этапа работы системы, когда она интенсивно нагоняет нужный температурный режим и вентилятор работает с полной нагрузкой. В последующем при достижении контрольной температуры воздуха система и вентилятор переходят на режим слежения, где шумы работающей системы практически не различимы на общем шумовом фоне.
Нужно иметь в виду, что в автоматическом режиме, который включается с помощью кнопки Auto, насос кондиционера продолжает работать независимо от температуры наружного воздуха. Если на улице прохладно и вы хотите сэкономить бензин, то можно перейти на ручной режим работы.
Что такое климат контроль в авто – различные типы систем
Автор: Дмитрий Сапко
С точки зрения управления климат-контроль является одним из простейших узлов современного автомобиля. Водителю достаточно поставить нужную температуру и выставить другие коррекционные настройки при желании, а машина сама будет поддерживать комфортную обстановку в салоне. Но в техническом плане эта система достаточно сложная, она основана на большом количестве датчиков, блоков управления и автоматики. С помощью датчиков температуры и прочих важных узлов автоматика контролирует весь микроклимат в салоне машины и позволяет без особых проблем создавать нужные условия для поездки. Сегодня чудо техники способно создавать целых четыре зоны с отдельным климатом, но об этом речь пойдет дальше в публикации. Мы поговорим об устройстве климат-контроля, постараемся разъяснить принцип работы всех механизмов простым языком.
Сложно представить современную машину в среднем или высшем ценовом классе без такого важного параметра, как климат-контроль. Это один из самых востребованных узлов, который предпочитают установить на свой автомобиль практически все покупатели новых машин. Даже в бюджетных автомобилях производители начали предлагать качественные системы автоматического контроля климата в опциональном оборудовании. То есть, за дополнительные деньги можно поставить климат-контроль даже на машину со скромным ценником и отсутствием невероятно богатой комплектации.
Основные принципы работы современной системы климат-контроля
В контексте разговора об автоматической настройке климата в машине стоит выделить дешевые и дорогие варианты климат-контроля. Дешевая конструкция состоит из одного датчика, который обычно располагается на крыше. Это не самый эффективный способ измерить температуру в салоне, да и сопоставление внутренней и внешней температуры будет полезным делом. Пока температура в верхней части салона наберет настроенное значение, в ногах пассажиров будет очень холодно (или жарко, если речь идет о зиме). Такие системы не слишком эффективны, они чаще всего применяются в китайских автомобилях. В дорогом климат-контроле работает целая группа датчиков:
Это значит, что водителю достаточно указать только желаемую температуру, а кондиционер или отопитель с помощью автоматики сам включится в нужный режим работы. Для этого автоматика использует показания всех датчиков, анализирует и сопоставляет данные и отдает команды климатическим модулям. Подобные решения позволяют без труда наладить необходимые режимы в условиях работы кондиционера и отопителя. Также в некоторых авто происходит автоматическая вентиляция воздуха и увлажнение при необходимости. Впрочем, увлажнители включаются в зависимости от выставленной температуры.
Что такое двухзонный или трехзонный климат-контроль?
Многие дорогие автомобили сегодня оснащены такой диковинной опцией, как климат-контроль на несколько зон. Это значит, что водитель может настроить определенные параметры для себя, а пассажир на переднем сидении вполне может выполнить иные настройки и создать собственный микроклимат. Конечно, разница температур в двух зонах часто не может превышать 2-4 градуса, но согласитесь, это весьма интересное техническое нововведение. Есть машины с трехзонным климат-контролем, когда водитель, передний пассажир и весь ряд задних пассажиров могут самостоятельно управлять климатом. Также есть машины с четырьмя зонами климат-контроля. Эта опция важна в таких случаях:
Сегодня эта опция необходима лишь в некоторых ситуациях, но устанавливают дорогой узел практически не все топовые комплектации дорогих машин. Это делает авто дороже, но часто отличает от конкурентов выгодным дополнением, технологической новинкой. Если раньше вообще какой-нибудь контроль климата был диковинкой, то сегодня экзотика заключается в создании отдельного микроклимата для каждого пассажира. И пока люди готовы платить за это немалые деньги, опция будет оставаться в классе премиального оснащения. Эксперты же считают, что через несколько лет практически все машины в любых комплектациях будут оснащаться именно таким устройством контроля внутреннего климата. Впрочем, нет никаких оснований не верить в такие утверждения, ведь обычный кондиционер с ручным управлением уже давно вышел из разряда экзотических дополнений в комплектации машины.
Сколько стоит климат-контроль для вашего автомобиля?
Стоимость любого узла комплектации в основном зависит от производителя. Чем выше статус бренда, чем лучше его положение на рынке, тем выше цену каждого элемента комплектации компания может себе позволить. Потому многие корпорации сегодня предлагают вполне адекватные цены на устройство климат-контроля в автомобилях. Но многие дорогие бренды, такие как Lexus или Cadillac за свои инновации требуют с покупателей невероятные деньги. Сравним несколько моделей и стоимость комплектаций с климат-контролем:
Как видите, стоимость климата у разных производителей не оказалась одинаковой. В Рено, к примеру, вам готовы предоставить эту важную опцию всего за 30 000 рублей. А вот в очень дорогом Volkswagen, утратившем свое звание народного автомобиля, климат-контроль будет стоить целых 100 000 рублей. Форд также несколько переоценил важность этого оборудования, выставили за него цену в 60 000 рублей, а у General Motors климатическая установка обойдется в 70 000. Такие цены явно не порадуют экономного покупателя, но для приобретения действительно современного авто сохранять деньги на этом узле не стоит. Предлагаем посмотреть видео о работе климат-контроля в автомобиле:
Подводим итоги
Отличные характеристики поездки и комфорта в эксплуатации вам предлагает климат-контроль. Эта опция может стоить от 30 до 200 тысяч рублей, но в большинстве случаев вы не пожалеете об ее приобретении. Пользоваться автоматическим контролем климата намного удобнее, чем отвлекаться от дороги и пытаться настроить ручной кондиционер. Впрочем, для непривередливых водителей и обычной установки для охлаждения воздуха в салоне достаточно. Если вы не готовы платить за климат, остановите свой выбор на более дешевой версии без этого дорогого устройства.
Интересно, что во многих современных авто премиальных производителей климат-контроль уже является базовой технологией, которая делает цену машины выше. Но на то они и премиальные автомобили, чтобы быть недоступными для рядового покупателя. Если у вас есть возможность и желание приобрести дорогостоящую комплектацию автомобиля с климат-контролем, обязательно сделайте это и подарите себе больше комфорта в каждой поездке. А что вы думаете об использовании климата, а не обычного кондиционера?
Трехзонный климат-контроль в автомобиле: так ли он крут, как обещают?
Трехзонный климат контроль — это одна из разновидностей климатической системы, позволяющая устанавливать индивидуальный температурный режим в трех разных зонах: возле водителя, кресла переднего пассажира и заднего дивана (кресел). Ниже рассмотрим, в чем особенности этой системы, как она работает, в чем отличия, и о каких плюсам-минусах необходимо знать.
Что это такое
Для начала разберемся с особенностями трехзонного климат контроля, что это такое в автомобиле. По сути, это стандартная климатическая установка, в которой объединяется группа элементов и устройств, взаимодействующих между собой, обеспечивающих оптимальный температурный режим и влажность. В состав входит отопительная система, фильтры, кондиционер, разные датчики и электронный блок управления.
Конструктивно трехзонный климат контроль в автомобиле может отличаться, но на практике его функции остаются неизменными — возможность установки индивидуальной температуры в трех разных точках машины. Как правило, это водительское кресло, сиденье пассажира, а также задний диван. Получается, в каждом из участков салона будет создан собственный микроклимат, что очень удобно для больших семей.
Как работает трехзонный вариант
3 зонный климат контроль имеет весьма сложное устройство, что объясняет более высокую цену автомобиля с таким оборудованием. В состав входят десятки разных элементов, отвечающих за выполнение установок водителя. К основной группе устройств трехзонного климат контроля стоит отнести:
Такая особенность конструкции трехзонного климат контроля обеспечивает высокую эффективность работы и возможность создания оптимального микроклимата в любых погодных условиях. Оборудование нагревает или охлаждает воздух до установленной температуры / влажности с последующей поддержкой этого параметра на требуемой уровне. Работа выполняется до момента отключения или изменения настроек пользователем.
В процессе работы 3х зонный климат контроль смешивает разные воздушные потоки: горячий от двигателя и холодный для получения оптимальной температуры. При этом водителю доступно два варианта управления аппаратурой:
Если рассматривать принцип работы трехзонного климат контроля, можно выделить следующий алгоритм действий:
Как видно, трехзонный климат контроль имеет весьма простую систему организацию. При этом дальнейшая настройка зависит от самих пользователей. В зависимости от предпочтений можно установить зону обогрева (на стекло, лицо, ноги и т. д), уровень температуры (общий для всех зон или по отдельности), а также скорость подачи воздушного потока.
В чем отличие от однозонного и двухзонного
Зная особенности 3 зонного климат контроля, что это и как работает, несложно разобраться с его отличиями от других систем с одной или двумя зонами. Главная особенность — возможность установки индивидуального температурного режима для трех разных зон. К примеру, однозонный вариант подразумевает выбор температуры для всего салона, двухзонный — для переднего пассажира и водителя, а трехзонный — дополнительно еще и для заднего дивана.
Особенность 3-зонной версии и в том, что на задней части подлокотника, установленного между передними креслами, имеется специальный регулятор. Пассажиры на заднем ряду могут самостоятельно устанавливать оптимальный параметр без привлечения водителя. При этом спереди климат контроль может быть вообще выключен, или же установлена другая температура.
Плюсы и минусы
С учетом сказанного можно подвести итог, чем же так хорош или плохо трехзонный климат контроль. К его преимуществам стоит отнести:
Главным недостатком трехзонного климат контроля стоит назвать его высокую цену. При покупке новой машины наличие такой опции оказывает существенное влияние на стоимость. Вот почему многие автовладельцы отдают предпочтение более простым вариантам с одной или двумя зонами.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам работать с трехзонным климат контролем, и какие возникали трудности.
Блок трехзонного климата вместо унылых крутилок однозонного — финал и впечатления
Итак, расскажу поподробнее о вчерашней идее с заменой однозонника на трехзонник.
Думаю ни для кого не секрет, что некоторым владельцам автомобилей A4/A5/Q5 последних поколений «посчастливилось» заполучить машины с самым простым в линейке однозонным климат-контролем:
Внешний вид этих крутилок очень многих не устраивает в интерьере авто, вариант реализации блока трехзонного климата выглядит значительно успешнее и интереснее:
Многие подумывают, как бы избавиться от крутилок однозонника, я тоже среди них 🙂
Однако, полноценная замена на трехзонный климат — это очень дорогое и непростое удовольствие, бюджет которого существенно больше даже чем замена мультимедиа системы на MIB2 с навигацией и виртуальной приборкой.
И тут, вдруг, на драйве проскакивает короткая запись о том, что можно схитрить и просто заменить сам блок климата с крутилками на трехзонный без каких-либо других переделок:
Вот эта запись, я даже репостнул её 🙂
Владелец этой А5 утверждает, что у него климат с такой минимальной переделкой работает адекватно и его всё устраивает.
Спросил у него про ошибки, ответил — что да есть, ну и что 😉
Мысль о возможности легкой и эффектной доработки панели не оставляла меня в покое, да и в чатах по А4 и А5 тоже активно обсуждали такой вариант.
Вчера приехал к ним на замену:
Поставили новый блок в машину, сняли с него защиту и сразу увидели ряд ошибок из-за отсутствия ряда датчиков, кнопок и заслонок, что в принципе предсказуемо. Т.к. у трехзонного климата больше воздуховодов, другая печка и множество датчиков.
Кроме того отсутствовали кодировка и адаптации. Загрузили туда параметры от машины Александра с штатной трехзонной системой.
Климат включается, холодит с виду всё ок.
Попытались провести адаптацию и на выходе получили ошибку в работе кондиционера — он перестал включаться, всю дорогу висел в режиме AC OFF.
Попробовали второй новый блок, в нем уже какие-то параметры адаптации были залиты и всё работало с виду нормально.
Для интереса попробовали поставить в мою машину блок климата от машины Александра и тоже всё получилось нормально, так что с б/у блоками тоже можно такой эксперимент провести.
Чтобы восстановить работу первого блока с кондиционером, пришлось ставить его в машину Александра и запускать его полную базовую адаптацию со всеми необходимыми датчиками заслонками и т.п.
После чего он стал вновь включать кондиционер исправно.
В итоге поставили этот блок мне, установщик Андрей еще подкорректировал какие-то параметры на базе кодировок от моей штатной однозонной системы и я уехал тестировать климат в боевых условиях 🙂
Внешний вид панели конечно сразу преобразился:
Трехзонный климат смотрится эффектно.
Уже в первые минуты поездки я понял, что климат работает некорректно — при включении автоматического режима управления заслонками воздух как-будто только в бардачке крутится 😉
Включая принудительный обдув по центру — та же ситуация, заслонки полностью закрыты.
Если включить принудительный обдув в режиме «центр + ноги», появляется обдув в центре, в ногах почти ничего.
Включаешь режим обдува только в ноги — дует только в ноги.
В режиме обдува лобового стекла дует под лобовым и в боковые дефлекторы по-центру, при этом из дефлекторов обдува бокового стекла ничего не дует в любом из режимов.
И самое неприятное, что я заметил в поездке по ТТК — в принципе не работает заслонка рециркуляции, она постоянно перекрыта вне зависимости от положения кнопки. Т.е. внешний воздух в машину не поступает 🙁
В принципе, если бы не рециркуляция, то ездить с таким климатом теоретически возможно.
Но работает он существенно хуже штатного однозонного — приходится выставлять более низкие температуры и частенько в ручную увеличивать скорость вентиляции.
Александр предположил, что что-то можно поправить изучив разницу в проводке, но это уже точно будет не простой заменой блока кнопок, как писали ранее.
В целом, назвать подобную работку трехзонного блока в однозонном окружении адекватной, точно нельзя. Ездить в наших условиях с перекрытой рециркуляцией уж точно невозможно…
Лично я уже вечером для себя определился, что нужно ехать обратно к Александру и ставить мои однозонные крутилки обратно. Увы, чуда не произошло…
Подключился на следующий день Васей и увидел вот такие ошибки:
В принципе, все они из-за отсутствия тех элементов, что должны стоять штатно на трехзоннике — дополнительные заслонки, датчики, кнопки:
Александру Kintiss и Audi-Rus в целом, респект за возможность протестировать возможность такой доработки!
Кстати А4 Александра в рестайлинге очень эффектно смотрится:
Сегодня заехали и парни из Ауди-Рус попытались всеми возможными способами заставить климат работать адекватно, но увы без переделки всей системы это не реально.
Однозонный климат вернули на свое законное место и он мне теперь даже нравится своей минималистичной лаконичностью 😉
PS: Жена заметила одну странную особенность трехзонного климата в темное время суток — значки на его центральном дисплее сильно отдают в голубизну и отличаются от всех остальных кнопок и приборов автомобиля. Еще из тонких наблюдений — шрифт цифр на крутилках не соответствует ни одному другому элементу авто, во всех остальных приборах используются другие цифры… 🙂
После того как она об этом сказала, мне тоже это несоответствие стало конкретно так бросаться в глаза.
У всех так? Заметно именно в тёмном окружении.