Требования морали формулируются как всеобщие что это означает
Мораль. Функции, требования и принципы морали
Содержание:
Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.
Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.
Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.
Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.
Долг – как относится индивид к социуму.
Функции морали
Функция | Содержание |
Мировоззренческая | – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе. |
Познавательная | – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества. |
Регулятивная | – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение. |
Оценочная | – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д. |
Воспитательная | – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение. |
Мотивационная | – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать. |
Контролирующая | – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести. |
Координационная | – взаимодействие людей в различных обстоятельствах. |
Интегрирующая | – единстве общества и целостности внутреннего мира человека. |
Моральные требования
Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)
Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.
Отличие морали от правовых норм
Моральные принципы
Принцип | Содержание |
Принцип Талиона | – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду. |
Принцип нравственности | – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос). |
Принцип золотой середины | – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями. |
Принцип наибольшего счастья | – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей. |
Принцип справедливости | –– каждый индивид имеет равные права в обществе. |
Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.
МОРАЛЬ человека — что это. Примеры, структура и функции
Мораль. Человека от животного отличает наличие определенных правил поведения в сообществе себе подобных. Нормы формируются под воздействием целого комплекса установок, которые характеризуются понятиями этика, нравственность, мораль. Они во многом подобны, но и в чем-то различаются. Стоит разобраться в том, что такое мораль.
Мораль – что это?
Суть этого явления описал Маяковский в своем знаменитом стихотворении про хорошее и плохое. Там дан расклад о критериях добро-зло, о том, как нужно поступать, а чего делать нельзя. Однако следует учитывать, что автор творил в период существования СССР, где присутствовала коммунистическая идеология. Для государств буржуазного строя «работали» другие нормы поведения. Можно сделать вывод, что мораль – это в обществознании свод правил поведения и жизни, которые одобряются обществом.
Происхождение морали
Термин ввел в обращение древнеримский ученый Цицерон. Позднее по изучению вопроса, что такое мораль, сформировалось четыре подхода:
Как формируется мораль?
Мировоззренческие установки совершенствуются по мере взросления любого социального строя. Формирование морали зависит не только от зрелости общественных устоев, но и от национальной и расовой принадлежности, от географического расположения региона проживания социума. Что такое мораль в обществознании, можно понять, проследив закономерность развития общества. В первобытно-общинной и последующих ранних формациях людей преобладал принцип Талиона (зуб за зуб). В современных обществах западного типа основной нравственный закон – толерантность.
Примеры морали
Всегда, когда дело касается вопросов морального поведения, происходит внутренняя оценка действий по шкале добра и зла. Чтобы сказать, морален или нет поступок, нужно учитывать все обстоятельства ситуации:
Структура морали
Организация общественных устоев имеет сложное многоуровневое строение. Они могут быть сформированы по следующим секторам:
Функции морали
Они помогают выполнять основную задачу: оберегать от плохих поступков. К основным предназначениям относят:
Принципы морали
Они необходимы для формирования норм и правил, способствующих верному развитию общественных взаимоотношений. Основные принципы морали:
Категории морали
Это общие понятийные элементы, описывающие данный предмет рассмотрения. На них основываются моральные принципы. В категории морали входят:
Правила морали
У каждого человека они свои. Моральные качества зависят от уровня развития личности. Однако человечество выработало универсальные правила морали:
Что такое аморальное поведение?
Это нарушение принципов морали, выражающееся в поступках. Аморальное поведение напрямую связано со слабыми духовно-нравственными установками личности. Другая причина – приверженность человеческим порокам. Если индивид ведет себя аморально, значит, родители и общество не заложили в него определенные нормы поведения, считающиеся моральными в социуме. Дальнейшие обстоятельства жизни (окружающая среда или нахождение внизу социальной лестницы) выработали у него свое внутреннее моральное сознание. Оно стало противоречить с моралью в обществе.
Право и мораль – сходства и различия
Общие черты этих понятий:
Различаются мораль и право по следующим позициям:
Мораль и нравственность – сходства и различия
Схожие понятия имеют общие характеристики:
Мораль. Нормы и функции морали.
Понятие морали.
Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.
Мораль имеет свои характерные черты.
Признаки морали:
Функции морали.
Философы выделяют пять функций морали:
Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.
Нормы морали.
Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.
Принципы морали.
Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.
Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).
Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.
Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.
Иерархическая структура морального сознания
В структуре морального сознания можно выделить уровни, отличающиеся по степени сложности регулятивного воздействия на поведение.
Норма (не убивай, не кради…) – элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения.
Нравственное качество, или добродетель (мужество, милосердие…) – требование к душевному складу личности, а не только к поведению. Выработанное моральное качество предполагает выполнение многих норм и умение подобрать нормы для конкретной ситуации.
Нравственный принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм…) – требование, сформулированное в понятийной форме. Нравственные принципы имеют рациональное, а иногда и теоретическое обоснование. Принцип – идея, цементирующая нормы и качества в специфическую целостность. Сама принципиальность считается положительным моральным качеством, однако, содержание принципа должно получать санкцию более высокого уровня морального сознания – идеала.
Нравственный идеал – стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование. Идеал имеет духовный характер, это представление об идеальном должном положении вещей, которое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности. В течение жизни человека его идеал развивается по содержанию и развивает того, кто к нему стремится.
Высшие моральные ценности (добро, свобода, смысл жизни, счастье) – понятия, организующие моральную жизнь в целом; обобщенные мировоззренческие идеи, делающие моральное поведение возможным.
В этой системе верхние уровни морального сознания (ценности, идеалы) определяют содержание и смысл простых форм нравственного требования.
Функции морали
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции.
Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существование морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очеловечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.
Итак, гуманистическая задача морали – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени. В процессе жизни мы постоянно играем социальные роли, в каждой ситуации мы проявляем лишь часть своего «я», выполняя соответствующие функции. В морали же мы предстаем вне частностей – как «люди вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.
Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее – в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом.
Ценностно-ориентирующая функция. Моральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется в жизни по нравственным ценностям. Мораль содержит такие важные для человека ориентиры, как представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.
Познавательная функция. Моральное сознание отражает мир в категориях добра и зла, тем самым оценивая происходящее. Это не объективно-научное исследование мира, как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, проистекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Структурно-функциональный анализ морали способствует пониманию всей сложности ее устройства, которое не позволяет трактовать нравственную жизнь как простую самоочевидность.
Контрольные вопросы по теме №4
1. Что такое императив?
2. Требования морали формулируются как всеобщие. Что это означает?
3. Моральная регуляция имеет всепроницающий характер. Что это означает?
4. Моральная регуляция имеет неинституциональный характер. Что это означает?
5. Моральные требования имеют личностную форму. Что это означает?
6. Что является простейшей формой нравственного требования?
7. Какая категория обозначает нравственные заслуги и статус личности?
8. Что является образцом для подражания в морали?
9. В каком элементе морального сознания обязательно присутствует рациональный компонент?
10. Как называется та логическая форма, которую принимают противоречия в морали?