Трассовый автомоделизм что это
Как это было? История трассового автомоделизма в России
Что делать на карантине? Просвещаться! Сегодня мы поговорим о трассовом моделизме. Мало кто знает, например, что этот спорт в нашей стране появился больше 50 лет назад! Как это произошло, мы спросили Александра Шапенкова, руководителя автомодельного кружка Регионального центра технического творчества.
— Трассовый автомоделизм – один из видов спортивно-технического творчества, развивающийся в нашей стране уже более 50 лет. Популярность нового вида детского технического творчества была обусловлена его доступностью и возможностью решать большой объем творческих, познавательных задач в интересной игровой форме. Что, в свою очередь, привело к открытию по всей стране многочисленных автомодельных кружков.
У истоков развития трассового автомоделизма в СССР стояли страны Прибалтики. Возможно, этому послужил их лучший контакт с Европейскими странами и США. Очень скоро был оценен и спортивный потенциал трассового автомоделизма.
Групповые гонки дистанционно управляемых моделей тогда (в 70-е годы) были возможны только на трассе со стационарным внешним электропитанием. На тот период, уровень развития бытовой радиоаппаратуры и автономных источников питания делал невозможным массовое развитие радиоуправляемых моделей, а групповые спортивные соревнования в нашей стране появились только в начале восьмидесятых годов.
Таким образом, рождение трассового автомоделизма позволило развить массовый вид автомоделей для участия в групповых гонках. Конечно, первые трассы, построенные в Ленинграде в 1975-1976 гг, не имели качественных характерных свойств современных трас. Число дорожек, как правило, было не более четырех, радиусы виражей делались такими, чтобы длины дорожек были почти одинаковыми, покрытие трассы — песчаная шероховатая поверхность.
Такие трассы решали больше задачу привлечения детей в творчество, постройки моделей из доступных материалов (бумага, картон, жесть, пластик и т.д.) Модели, выполненные методом пайки кузовов из жести, выглядели наиболее реалистичными и правдоподобными. При проведении первых соревнований, техническая комиссия оценивала качество соответствия моделей прототипу до самых мелких деталей.
Если вас заинтересовали занятия трассовым моделизмом и вы хотите, чтобы ваш ребенок научился строгать, паять и просто работать руками, задавайте свои вопросы на сайт или в группу ВК.
Трассовый моделизм
Трассовый моделизм (также трассовые гонки или слот гонки) — вид автомодельного спорта, хобби, развлечение которое заключается в прохождении моделью максимальной дистанции за определенное отведённое время, по специальной трассе. Гонки в трассовом моделизме могут проводиться как развлечение на мини-трассах дома или в торговых центрах, парках аттракционов, и как серьезные чемпионаты, вплоть до чемпионата мира. Модели являются обычно копией реально существующих гоночных автомобилей, выполненных в определенных масштабах. Управление моделями осуществляется специальными пультами, через замыкание цепи подачи напряжения на токопроводящую дорожку трассы.
История
США и Европа
Трассовый моделизм появился в Европе и Америке в 50-е годы XX века. Сначала трассовый моделизм были просто развлечением, но потом начали проводится соревнование на время. Так и зародился такой технический вид спорта, как трассовый моделизм. В 1960-х трассовый моделизм был чрезвычайно популярным в США. Достаточно сказать что продажи комплектующих и моделей совершались на 500 млн долларов в год, действовали 3000 курсов по всех США. Однако, со временем интерес к слот гонкам постепенно угасал, в пользу гонок на радиоуправляемых моделей и лишь в начале 90-х опять возродилась популярность на трассовый моделизм.
СССР и СНГ
В СССР трассовый моделизм пришел из ЧССР в 1967 году, не только в качестве развлечения, но и спорта и технического творчества. Кружки трассового моделизма создавали в кружках юных техников, при дворцах пионеров. Первые трассы были построены в г. Рига, в г. Костанай и в г. Воркута. Всесоюзные соревнования начали проводится с конца 70-х годов, а кубок СССР среди юношей — с 1985 года. Сейчас проводятся чемпионаты России, Украины.
Устройство гоночной модели, трассы и пульта управления
Устройство модели
Независимо от типа слот трассы, будь это игрушечная, развлекательная или профессиональная трасса, все модели имеют принципиально одинаковое устройство. Модель может быть как и готовой покупной, так и самодельной. Материал для изготовления используется также разный — пластмасса, метал, текстолит. Модель состоит из рамы и кузова. На раме размещаются:
Кузов устанавливается на раму и служит для придании модели сходства с реальным прототипов и для лучших аэродинамических свойств модели.
Устройство трассы
Первые трассы изготавливались из металла и покрывались резиной. Современные трассы делятся на две категории: разборные трассы и стационарные. Длина трассы бывает тоже разной: от десятков сантиметров до нескольких километров. Но принцип действия всех трасс одинаковый. На трассе, на токопроводящие дорожки, подается постоянное напряжение, обычно порядка 3 В. в игрушечных трассах, и 12-16 В. в профессиональных. Источником питания служит трансформатор с выпрямителем, подключенный к сети переменного тока, или аккумулятор постоянного тока. В цепи подачи питания от источника на одну из токопроводящих дорожек выполнен разрыв. При замыкании цепи через пульт управления (в простейшем случае обычный двухпозиционный выключатель), на дорожке появляется напряжение, модель начинает движение. При размыкании — напряжение исчезает и модель останавливается.
Разборные трассы
Пластмассовые разборные трассы используются, в основном, в игровой индустрии и индустрии развлечений. Они выполнены разборными — секционными. Достоинством таких трасс является относительно небольшая стоимость и легкая замена секций, и как следствие изменение конфигурации трассы. Однако такие трассы имеют и ряд недостатков. Вследствие секционности трассы гоночная поверхность не является достаточно гладкой, что влияет на качество гонки. Также возникают падения напряжения на стыках токопроводящих дорожек, что влияет на стабильность движения моделей. Соединение секций может быть склеено, а соединение токопроводящих дорожек спаяно, однако все равно нельзя достичь такого качества трассы, как на хорошие трассы с направляющей дорожкой.
Стационарные трассы
Стационарные трассы обычно изготавливаются с листовых материалов — фанеры, ДСП, МДФ, реже полимерных материалов. Они имеют направляющий паз, сделанный непосредственно в основном материале, и длинных токопродводящих шин с минимальным количеством соединений, что позволяет добиться плавности движения модели по трассе и минимизировать падения напряжений на стыках токопровода. Развитие современных станков с ЧПУ позволило добиться высокой точности в изготовлении таких трасс. Такие трассы используются для проведений профессиональных соревнований. Для лучшего сцепления колес автомобилей с трассой, дорожка покрывается специальной липкой субстанцией, реже дорожка трассы покрывается абразивным материалом (например кварцевым песком).
Комплектация трассы
Трасса комплектуется индивидуальной для каждого участника соревнований панелью с разъемами, для подключения пульта управления. Также на трассе или возле трассы монтируются часы или таймер для контроля время заезда. Возможна также комплектация трассы стартовым светофором. На каждой дорожке установлен счетчик, для определения количества кругов, пройденных спортсменом. Также иногда на трассе устанавливаются различный элементы декора — модели отбойников, деревьев, различных зданий, болельщиков, трибун и т. д.
Пульт управления
Пульт управления служит для замыкание цепи питания токопроводящей дорожки, и соответственно приведения модели в движения. В простейшим случае это обычная кнопка или выключатель. Профессиональные спортсмены используют более сложные пульты управления, с возможностью регулировать скорость движение и «жесткость» тормоза. Пультом изменяется скорость автомобиля путём подключения дополнительных сопротивлений или модуляции напряжения, кроме того им производится торможение. Торможение происходит временным замыканием полюсов трассы через сопротивление; это преобразует двигатель мотора в генератор, и магнитные силы, которые приводили двигатель в движение замедляют его. Сейчас в основном применяются электронные пульты управления, с возможностями гибкой регулировки, для его настройки под конкретную модель.
Масштаб гоночных моделей
Существуют три основных масштаба гоночных моделей:
1:24 (1/24) — самый крупный масштаб. Длина модели может достигать 18-20 см. В связи с относительно большими размерами модели, они в основном используются на профессиональных трассах.
1:32 (1/32) — длина модели достигает 13-15 см. В связи с компактными размерами моделей, они используются как домашних так и на профессиональных трассах.
1:64-1:87 — длина модели составляет 5,5-8 см. Используются в основном на домашних трассах.
К дополнению к основным масштабам существует также масштаб 1:43. Используется в основном в детских игрушечных трассах, хотя в последнее время в связи с компактными размерами начинает набирать популярность и среди спортсменов.
Классы гоночных моделей СНГ
Соревнования
В соревнованиях по трассовому моделизму главной сложностью является конфигурация трассы, на которой присутствуют численные повороты и прочие изменения поверхности в плоскостях. Тем самым создавая препятствие развитию максимальной скорости модели на трассе, позволяя выявить мастерство участников соревнований. Мастерство заключается в том, чтобы удержать модель на дорожке. Обычно в одной гонке спортсмен принимает участие в нескольких заездах (сколько дорожек на трассе, столько и заездов). Каждый заезд длится определенный период времени, потом небольшой перерыв, далее участник передвигает модель на соседнюю дорожку, и т. д. Каждый участник должен провести заезд на каждой дорожке. Соревнование, в свою очередь, состоит из определенного количества гонок.(зависит от количества участников). В итоге побеждает спортсмен, прошедший наибольшее расстояние.
Регламентирующие органы
Главным международным регламентирующим органом является Международная ассоциация трассового моделизма (ISRA) — (eng. International Slotracing Association) https://web.archive.org/web/20151222102316/http://isra-slot.com/index.html
Главным регламентирующим органом России является федерация автомодельного спорта России. (ФАМС) http://fams-rus.ru/
Главным регламентирующим органом Украины является федерация автомодельного спорта Украины. (ФАМСУ) http://rcracing.com.ua
Главным регламентирующим органом Белоруссии является федерация автомодельного спорта Белоруссии. (Бел ФАМС) http://www.belfams.by/
Интересные факты
Самая длинная трасса имеет длину 4,752 километров, занесена в книгу рекордов Гиннесса и была построен Джеймсом Мэйем (Великобритания) и 300 добровольцами в Брукленде 16 августа 2009 года в рамках серии программ BBC «история игрушек Джеймса Мэя».
С чего начинается трассовый моделизм в нашем клубе.
Итак, что же делает ребёнок (или не ребёнок), когда приходит в клуб? Всё начинается с модели, носящей руковыпрямительную функцию и имеющей красноречивое прозвище «чайник». Конструктив её был разаработан ещё в 90-е и давно стал классикой. В том или ином виде, с поправкой на местные реалии, такие модели делают во всех адекватных клубах. Более того, схожий конструктив имеют и остальные, вполне уже себе валящие модели. Технология изготовления рассчитана на максимальное количество ручного труда, которое можно, впрочем и варьировать, в зависимости от поставленных целей. Опытным путём я пришёл именно к тому варианту, который мы делаем сейчас. Итак, поехали. Всё начинается с набора заготовок.
Все детали размечены на заготовке из стеклотекстолита, это самый оптимальный вариант для трассовых. Всё это выпиливается лобзиком, подгоняется напильниками и шкуркой, сверлится. Упрощённый вариант — нарезать и просверлить всё это на ЧПУ, усложнённый — заставить всё сначала перечертить на чистую заготовку. В первом варианте мы теряем обучение изготовлению деталей, потому что после замеса на трассе крепление токосъёмника, например, может сломаться, и опытный моделист решит эту проблему за полчаса, просто вырезав новую деталь, а любителя готовых деталек ситуация поставит в тупик. Перечерчивать разметку — задача нетривиальная, нужны хорошие чертёжные навыки и понимание, для чего та или иная деталь нужна. Понятно, что начинающие моделисты, тем паче дети, не обладают знанием ни того ни другого. Чертиться будут последующие модели, для которых нет размеченных наборов.
Сборка производится на заклёпках. Сейчас мы используем готовые, а раньше делали сами из алюминиевой проволоки, заклёпочники у меня остались, так что если кончатся готовые заклёпки — не беда.
В наборе нет готовой заготовки заднего моста, эта деталь изготавливается самостоятельно из стального уголка. Я принял решение отказаться от готовых изделий т. к. они а) повышают цену набора и б) под данную версию моделей их можно заказать только специально. Мы собираем так называемые «питерские» наборы, они сделаны под питерскую же программу допобразования, в ней предусмотрено самостоятельное изготовление задних мостов. Как показала практика, дети с этим справляются, попутно получая навыки для последующих моделей. А на последующие, более быстрые модели, где требуется высокая точность, опционально есть нарезанные лазером заготовки.
На следующем фото — модели в разном состоянии недоделанности или убитости 🙂
А вот наш основной инструмент. Молоток и плиту для клепания я не сфотографировал 🙂
По-хорошему, от этой модели требуется лишь, чтобы оно поехало. Однако, если начинающий моделист с мозгами, эту машинку можно заставить ехать достаточно бодро. Из-за того, что эта модель высокая, с большими колёсами, она недостаточно устойчива в поворотах, что сразу требует обучения правильным навыками пилотирования «на грани», при этом на сравнительно небольших скоростях. Также почему я выбрал «питерский» вариант, ведь есть и другие, которые и технологичнее, и быстрее. В Питере по этим моделям проводится городская многоэтапная серия соревнований. Это в Москве мы одни. А там — системное образование, Нас приглашают. Когда я спросил, что с моделями — ответили, что у них строго, конфигурация — только по их чертежу и сделанная вручную (да, это прописано в регламенте!) Представляете, мальчик сделал свою первую модельку и сразу с ней поехал на гонки, где вообще писят человек на старте!
А что же делать, если ты уже не мальчик, не умеющий держать в руках напильник, а опытный моделист или вообще уже не мальчик и руки из нужного места растут? Ответ прост — сделай эту модель за пару вечеров, покажи как ты крут и порви всех на ближайших соревнованиях, тогда и поговорим 🙂
Трассовый моделизм.
Трассовый моделизм появился в 1950-х годах в США и Европе. В СССР это увлечение пришло в конце 1960-х годов. В настоящее время машинки Slot Cars являются и развлечением, и даже автомодельным спортом
Чувак сделал гоночный трек из улиц своего города в Assetto Corsa
Виртуальный дрифтер в первый раз сел за руль реального болида и сразу грамотно навалил
После этого Рису вручили свежие покрышки и оставили наедине с машиной. Если привязка ко времени не работает, мотаем на 12:21
Блогеры могут лишиться своих инстаграм-аккаунтов из-за гонок
Блогеры публиковали видео покатушек на авто без номеров, а также советовали своим подписчикам бороться с камерами и штрафами.
Далбо@б
Что касается регика, то он не внимательно следил за дорогой, этого дтп можно было избежать.
КамАЗ 4310 с кунгом (масштаб 1/35). Военный школьный автобус моего детства
ЕСЛИ ХОТИТЕ СРАЗУ ФОТО ГОТОВОЙ РАБОТЫ, ТО ЛИСТАЙТЕ В САМЫЙ НИЗ. ДО ЭТОГО БУТЕТ ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭТОЙ МОДЕЛИ.
Привет, Пикабу! Моя детская мечта исполнилась!
На фото я по середине:)
Я обучался моделизму, набирался опыта. И в августе 2020 года наконец решил, что готов приступить к главной стройке моей жизни. Купил кит КамАЗа от ICM и заказал кит кунга в МАЛ Студии, я им дал фото кунга, они сами нашли чертежи и сделали корпус. Дальше я его детализировал самостоятельно.
Дальше пошла стройка. Не могу сказать, что она была активная. У меня дома 2 маленьких детей, поэтому моделить получалось только после того, как все уснут, то есть ближе к ночи. Поэтому моя стройка затянулась на 14 месяцев.
Кит шасси тоже пришлось немало переделывать. Например, укорачивать раму (бортовые КамАЗы были длиннее тех, которые с кунгами) и переставлять бензобаки ниже штатных мест.
Поскольку это стройка всей моей жизни, то мне захотелось ее сделать так, чтобы выжать реалистичности по максимуму. И самой большой наградой для меня будет, если люди будут видеть фото моей работы и не понимать: настоящий это КамАЗ или модель.
И для бОльшего реализма я принял решение, что проведу фотосессию школьника на месте его дислокации, то есть в моем родном военном городке (который сейчас уже расформирован, к сожалению). Также решил впервые в жизни сделать подставку для диорамы, чтобы фото было эффектнее.
Выбрал место, фотосессия будет на бетонке, между КПП (за спиной) и автопарком (впереди виднеются ворота).
Часть технологий я подсмотрел на ютуб роликах, часть придумывал на ходу и экспериментировал, в итоге получилась вот такая подставка. У меня отснято много фото процесса создания этой дороги, но пост совсем не об этом. Если вам интересно будет почитать пост, посвященный стройке этой бетонки, напишите об этом в комментариях.
Перед началом самой фотосессии я решил зафиксировать всё на видео, было очень волнительно приступать.
Я собрал все детали, которые смог найти, в коробочку. Эту коробку я не мог открыть 5 дней, какой-то психологический барьер. На 6й день я все же собрался с силами, открыл и разложил всё на столе. Начал составлять список работ по реставрации. Оказалось, что многие детали пришли в негодность на столько, что их нормально не восстановить. Плюс часть деталей было утеряно. Ну и немало мест надо было подкрашивать и перекрашивать. А это самое поганое. Потому что я художке уделяю очень много внимания. Многие наносят базовый цвет, ржавчину, сколы, накидывают грязь и готово. У меня все сложнее: базовый слой, высветления, фильтр, масляные точки, сколы и ржавчина, потеки, смывка, пигменты грязи и пыли. А такое большое количество эффектов очень сложно восстанавливать.
Я, не особо на что-то рассчитывая, написал в представительство компании ICM, которая делает шасси этого КамАЗа. Рассказал им всю ситуацию, спросил, могу ли я купить некоторые литники с деталями, чтобы не покупать весь набор. И знаете что? Производитель мне прислал нужные детали абсолютно бесплатно! Видимо, им меня стало жалко, решили поддержать)) Супер клиентоориентированность, спасибо им за это огромное! Я приступил к реставрации, которая заняла у меня 2 месяца.
Ну а после восстановления я провел аж 2 фотосессии: в городке и на черном фоне дома.
Ну а теперь и самое главное. ФИНАЛЬНАЯ ФОТОСЕССИЯ! Приятного просмотра
Получается, гештальт закрыт.
А теперь у меня к вам 2 вопроса:
1. Я мечтал сделать школьник так, чтобы люди не понимали: модель это или настоящая машина. Приблизился к этому?:)
2. Нужно ли делать отдельный пост по постройке подставки бетонки?
На своей страничке в Инсте я освещаю ход своих строек. Буду очень рад, если подпишетесь https://www.instagram.com/taksebe_modelist/
Ответ на пост «Дальний выруби»
Ответ zonda777 в «Дальний выруби»
На волне, так сказать.
К слову, в дальнейшем эта ситуация повторялась и не раз.
Ответ zonda777 в «Дальний выруби»
Не так давно еду ночью по городу, сзади прёт чудо на дальнем. На дороге 3 ряда в каждую сторону, справа и слева дорога пустая- обгонять не хочет. Перестроился, он обогнал. Далее стоят гаишники- ноль внимания на него, хотя машину за ним остановили.
Потом опять получилось так, что он сзади меня встал. На светофоре перестраиваюсь, он ровняется со мною. Думаю сейчас выскажу ему всё!
Показываю, что следует опустить стекло(там пруль). Он опускает, я начинаю «мол какого на дальнем?» Он меня прерывает, словами «спасибо братуха, а то понять не могу чё встречка моргает. » И вырубает дальний.
Вот извините, вопрос даже не к водителю, который пиктограмму дальнего света на приборе не видит. Вопрос к ДПС- какого лешего они выцепили машину следующую за любителем дальнего, но его не остановили?
Водитель славянской внешности и без акцента, уточняю чтобы не начался срач о национальных особенностях
Ответ zonda777 в «Дальний выруби»
Вспомнилась ситуация. Едем из Аргаяша в Челябинск, летом, поздно. Отвезли собакена с клеткой, возвращаемся домой. Скорость не превышаю, устали, иду 80-90. Впереди фура, я пристроился, метрах в 200, спокойно иду за ним. Вдруг фуровод включает левый поворотник и начинает резко оттормаживаться и принимает правее. И понять бы мне, что что-то идет не так, и левый поворот тут не случайно. Торможу, скорость уже где-то 40, фуровод вихляет влево и начинает меня выжимать на встречку. Оттормаживаюсь уже почти в пол, как из-за фуры появляется мужик с велосипедом, переходящий дорогу. Останавливаюсь и понимаю всю ситуацию, что дальнобой мне всем своим видом показывал, что впереди что-то есть, а я не понял сразу ситуацию. Свой косяк не отрицаю, виноват. Но все обошлось и все живы-целы, спасибо дальнобою.
Ответ на пост «Дальний выруби»
Возможно слишком рано выключили дальний. Встречка была довольно далеко, может и не было бы такой нервной ситуации.
Ответ на пост «Дальний выруби»
Раз пошла волна, вспомню и свою историю.
Я 4 месяца как получил права и буквально месяц за рулём. Поздний вечер, почти ночь. Еду с беременной женой в соседний город, около 130 км от СПб. Машина ВАЗ 21081.
Въехал в деревню. Снизил скорость до 60 кмч, переключился на ближний свет.
И тут вижу впереди на встречной обочине стоит машина с включённым дальним светом. Слепит нереально. Прищурил глаза, снизил скорость до 50. Навстречу мне летит скорая с мигалками, правда без сирены. На секунду отвлекаюсь на неё. Перевожу взгляд на дорогу и свете фар вижу лежащего поперёк дороги человека в метре от пешеходного перехода. Напомню, это восьмёрка. Ближний свет это буквально несколько метров.
Дёрнул руль влево, потом ещё куда-то. Не понял как, но остановился на левой обочине метрах в 20 дальше.
В зеркало увидел, что скорая развернулась и врачи оттаскивают человека с дороги. Видимо он просто был в говно. А из слепящей меня машины вышел водитель и что-то рассказывает врачам. Потом он сёл обратно и уехал.
Когда я смог соображать, представил, что было бы не объедь я человека. Выкурил пол пачки сигарет, прежде чем смог ехать.
Люди, не надо так. Хотите что-то обозначить на дороге, привлечь внимание, ну поставьте канистру в нескольких метрах, если знак аварийной остановки жалко.
Жена до сих пор с ужасом вспоминает эту историю. Хотя прошло уже почти 20 лет.
Ответ zonda777 в «Дальний выруби»
Знаете, что раздражает?
Раздражает, что многие люди элементарно не понимают таких вещей, как езда по неидеальной дороге. Например въезд на горку и съезд с горки. Пусть это даже еле заметное изменение высоты. Они в школе прогуливали геометрию?! Вот многие реально не догоняют, что когда авто едет в горку и она выпрямляется, то есть ты как раз начинаешь переходить в горизонтальное состояние, твои фары сильно слепят тех, кто едет на встречу. Соответственно, и их фары сильно слепят того, кто едет в горку. И наоборот. И как бы ты(он, она, оно) не настраивал свои фары, стоя на горизонтальной поверхности, используя разные приборы и приблуды, посещая разные автосервисы, если ты едешь не по ровной дороге, а в горку или с горки, ты всегда будешь кого-нибудь слепить. И тебя в этот момент тоже. Ну а Прогульщики геометрии сразу норовят врубить дальный. А потом удивляются, что получают ответку.
P.S. Надеюсь, что не слишком сумбурно.😀
Мерседес в конце сезона
Ответ zonda777 в «Дальний выруби»
ГАЗ-52 аварийная служба
Модель Мазды RX-7
Сделал по мотивам недавно собранной модели от тамии.
Первый законченный 3D проект с 2016 года.
Чувак, который играл в Гран-Туризмо на гитаре и вынес Эмерсона Фиттипальди в виртуальной гонке легенд Ф1, победил в двух реальных гонках
Один из самых популярных западных твичуберов-симуляторщиков сменил рулевую базу и педали на реальный суперкар. Неделю назад победил в обеих гонках этапа BritCar в Донингтон-Парке.
Пилоты Формулы 1 об уходе Кими Райкконена
— Первый мой разговор с Кими закончился тем, что он покрутил мои соски. На ФИА Гала 2018. [То самое мероприятие в Питере, на котором Кими в последний раз был замечен в зюзю пьяным]. Он один такой. Безмерно его уважаю за все его достижения, которые он заработал на треке и за его пределами. Он в некоторой степени легенда. Да, по нему точно будут скучать, других таких гонщиков нет.
— К сожалению, мне не довелось так много с ним пообщаться, как Джорджу, но это один из тех, кто сделал Формулу 1 такой, какой её мы знаем сегодня. Будут скучать, конечно. Он вообще не болтун, так что вспоминать его будут по тому, как мало он разговаривал. У него есть свой особенный характер, который при этом не такой уж и выраженный, и многие люди его за это и любят. Думаю, многие по нему будут скучать. Один из лучших пилотов Формулы 1, достигнувший многого, достигнувший большего, чем многие из нас, пилотов из нынешнего пелотона. Я был бы рад однажды стать похожим на него в этом смысле.
— Скучать особо не буду. Что вы имеете в виду? [интервьюер прояснил, что хочет услышать отзыв о Кими как о сопернике и человеке] Как соперник. Ну, конечно, мы будем скучать, потому что. Он тут пробыл много лет, у нас были классные сражения. Больше в прошлом, потому что тогда у нас более конкурентоспособные машины были, и мы сражались за чемпионства, подиумы, и прочая. Но, да, в Формуле 1 всегда 20 гонщиков, взлёты чередуются падениями, иногда мы даже вообще уходим из спорта. О его решении: он сделал великолепную карьеру, получил удовольствие от проведённого здесь времени. Конечно, желаю всего наилучшего ему в будущем. [интервьюер спрашивает, насколько хорошо Фернандо знает Кими как человека] Не особо хорошо. Я недостаточно с ним знаком, чтобы иметь на этот счёт мнение. Мы знаем, что Кими особенный, в какой-то степени застенчивый, особо ни с кем не общается. В 2014-м я был его напарником в Феррари, но даже в тот год у нас не было возможности узнать друг друга лучше, не больше, чем сейчас. Так что да, мне тут нечего сказать. [Вопрос о борьбе с Кими колесо в колесо на треке] Всегда по-честному, всегда с уважением, всегда серьёзный соперник, но олдскульный. Так что всегда по-честному, без выкрутасов, и в этом плане, думаю, буду скучать по нему, потому что ты знал, что Кими можно было доверять, когда вы бок о бок, потому что он никогда ничего невменяемого не отчебучит, не создаст опасную ситуацию. Он был честным соперником.
— Ну, как и сказал Фернандо, это сущность спорта, и я думаю, что у Кими была умопомрачительная карьера. Помню, как следил за ним в детстве, смотрел сражения с Фернандо. Думаю, да, он может гордиться тем, чего достиг в спорте, он точно по-своему наслаждался этим временем в спорте. Он был уникальной личностью с уникальным характером. Желаю ему всего наилучшего в следующей главе его жизни.
— Да, это грустная новость, и, конечно, мы потеряем с ним характер Формулы 1 и фантастического гонщика, оставившего большой след в спорте. Мы с Кими особо не общались, потому что он со всеми неразговорчивый, но, да, будем скучать. Сражения, которые у меня с ним случались, были великолепными, он замечательный гонщик. Желаю всего лучшего в будущем.
— Я не удивлён. Конечно, у него была невероятно длинная карьера, он тут очень-очень давно выступает. У него есть семья, у него есть. Я слышал, что у него уже есть увлечения, от которых он будет получать удовольствие. Просто хочу отметить его желание продолжать гоняться, гонки у него в крови. По нему будут скучать. Я помню, что до того, как попал в Формулу 1, был большим фанатом Кими, и, когда играл в компьютерные игры, то всегда выбирал его болид. А потом этот сумасшедший опыт гонок против него; проиграть ему чемпионство, повидать много великих сражений с ним. Да, будем скучать. [Снова вопрос про сражение колесо в колесо] Кими был одним из более приятных гонщиков в этом плане. Было сложно, но очень честно. И он знал, что я считаю его одним из самых толковых гонщиков, но на треке мы очень друг друга уважали. [вопрос о том, как хорошо Льюис узнал Кими за эти годы] Вообще не особо, я бы сказал. Думаю, узнал его немного ещё до Формулы 1, когда был в молодёжной программе McLaren. Потом, когда в GP2 выступал, пару раз виделся с ним, а потом Формула 1. Там, знаете ли, нет времени позависать с людьми, с которыми ты конкурируешь, в других боксах. Могу сказать, что начиная с Формулы 1 мы с ним редко пересекались. Думаю, я с ним в последний раз напрямую разговаривал ещё когда жил в Швейцарии, но не вспомню уже, о чём. Но он был очень позитивным. Как-то так.
— Да, меня очень многое в нём впечатляет. Я с ним знаком с 2017-го, когда присоединился в качестве третьего пилота к Феррари, и с тех пор, если честно, у нас сложились очень хорошие отношения. Как вы сказали, Кими честен и на треке, и за его пределами. Никакой политики, великолепный напарник, и, когда я попал в Формулу 1, мне очень помогло быть его напарником. Я у него многому научился, особенно в гонках. Думаю, он всё ещё очень силён. И его страсть к этому спорту, которая оставалась после стольких лет: он всё ещё очень мотивирован, до сих пор, так что да, отличный мужик, Формула 1 будет по нему скучать.
— [по-дружески потроллил своего друга, начав речь с его любимого междометия Bwoah!] Зная Кими, лучше спросите у него, почему, но я желаю ему всего наилучшего. Он провёл здесь много времени, поразительно талантлив, и видеть это воочию, будучи его напарником по команде, было впечатляюще. Просто та скорость, которую он показывал с самого начала, и способность подстраиваться под разные условия, разные машины. Да, он определённо заслужил своё место и провёл длинную карьеру.
[Интервьюэр спросил, о чём больше всего Сэб и Дэн будут скучать в отношение Кими. Повисла пауза]
— Вот именно по этому. По тишине!
— По всей этой неловкой тишине.
— Не поймите меня неправильно, я не задумался, это был заранее спланированный ответ.