Трансцендентные игры кришны что это
Трансцендентные игры кришны что это
Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и является источником растущего трансцендентного наслаждения.
И потому мы приглашаем погрузиться в океан нектара беседы Господа Чайтаньи и Его великого преданного Рамананда Рая о высочайшей природе любви, которою испытывают друг к другу Кришна и Радхарани, а также о том, что представляет собой Их любовь.
Господь Чайтанья настоятельно просил Рамананда Рая говорить об играх Радхи и Кришны.
Кришна столь прекрасен, трансцендентен и привлекателен, что иногда Он пленяет Собой даже Самого Себя.
вишвешамануранджаненаджанайаннанандаминдивара-
шрени-шйамала-комалаирупанайаннангаирананготсавам
сваччхандамвраджа-сундарибхирабхитахпратйангамалингитах
шрнгарахсакхимуртиман ива мадхаумугдхохарихкридати
«Мой дорогой друг, посмотри, как Кришна наслаждается Своими трансцендентными играми весной, распространяя повсюду красоту Своего тела. Его нежные руки, подобно прекрасной луне, то и дело ложатся на тела гопи. Когда Он обнимает различные части их тел, Он так прекрасен!
Кришна столь прекрасен, что привлекает даже Нараяну, а также, всегда находящуюся в обществе Нараяны, богиню процветания».
Шри Кришна, Верховная Личность Бога, является средоточием всей красоты, и всё же преданные считают, что, когда Кришна находится в окружении девушек Враджа, где Его называют Гопиджана- Валлабхой, Его совершенство и красота достигают апогея.
Никто из преданных не может наслаждаться красотой Верховного Господа больше, чем девушки Враджа.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.6) говорится, что, хотя Кришна, сын Деваки, Своей красотой намного превосходит любого, находясь среди гопи, Господь кажется еще прекраснее, словно великолепнейший драгоценный камень в божественной золотой оправе.
Господь Чайтанья согласился с тем, что постичь Кришну как возлюбленного гопи — это высшая ступень познания Бога, и, тем не менее, попросил Рамананду Рая продолжать.
Рамананда Рай ответил, что его впервые просят, говоря о Кришне, объяснить нечто более глубокое, нежели отношения гопи с Кришной.
Затем он сказал, что, хотя Кришну и девушек Враджа, несомненно, связывают очень близкие трансцендентные отношения, самыми совершенными из них являются любовные отношения Радхарани и Кришны. Для обычного человека непостижим божественный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи, а тем более экстаз трансцендентной любви Кришны и Радхарани. Но, если попытаться следовать по стопам гопи, можно достичь наивысшей стадии трансцендентной любви. Тот, кто хочет возвыситься до такого духовного совершенства, должен идти по стопам девушек Враджа, став их помощницей — служанкой гопи.
Господь Чайтанья проявлял настроение, в котором находилась ШриматиРадхарани, когда Она встретилась на Курукшетре с Кришной, прибывшим туда из Двараки. Никто из обычных людей не способен на такую трансцендентную любовь, и потому не следует имитировать это высочайшее совершенство, явленное ЧайтаньейМахапрабху. Однако тем, кто желает общаться с Кришной и Радхарани, рекомендуется следовать по стопам гопи.
В «Падма-пуране» говорится, что Радхарани для Кришны дороже всех остальных гопи, а озеро, носящее название Радха-Кунда, столь же дорого Кришне, как и Сама Радхарани. В «Шримад-Бхагаватам» (10.30.28) также сказано, что Радхарани и гопи совершают самое возвышенное любовное служение Господу и что Господь чрезвычайно доволен ими, поэтому Он не хочет расставаться со Шримати Радхарани.
Когда Рамананда Рай заговорил о любовных отношениях Кришны и Радхарани, Господь Чайтанья сказал: «Продолжай, продолжай, Я с огромным удовольствием слушаю эти описания любовных отношений между Кришной и гопи, как будто река нектара течет из твоих уст». И Рамананда Рай поведал о том, как Кришна, танцуя со всеми гопи, подумал: «Я не уделяю особого внимания Радхарани». Пока Радхарани находилась среди других гопи, Кришна не мог проявлять намного больше любви к Ней, чем к остальным. Поэтому Он похитил Радхарани с места, где проходил танец раса, и явил Ей особую благосклонность.
Объяснив это, Рамананда Рай сказал Господу Чайтанье: «Давай же насладимся описаниями трансцендентных любовных отношений Радхи и Кришны. Ничто в материальном мире не сравнится с этими отношениями». Рамананда Рай стал рассказывать о том, как во время танца раса Радхарани внезапно покинула поляну, на которой проходил этот танец, словно была разгневана тем, что Ей не уделяется особого внимания. Чтобы достичь цели танца раса, Кришне нужно было видеть Радхарани, и, когда Радхарани исчезла, Кришна сильно опечалился и отправился на Ее поиски. В «Гита-Говинде» есть красивый стих, в котором говорится, что враг Камсы, Кришна, хотел запутаться в любовных отношениях с женщинами, поэтому Он просто поместил Радхарани в Свое сердце и покинул остальных девушек Враджа. А в следующем стихе описывается, как Кришна, очень расстроенный и обеспокоенный отсутствием Радхарани, принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не найдя Радхарани, Он вошел в лесные заросли Вриндавана и стал сокрушаться. Рамананда Рай отметил, что тот, кто обсуждает смысл этих двух особенных стихов «Гита-Говинды» (3.1–2), ощутит несравненный нектар любовных отношений Радхи и Кришны.
Хотя было много других гопи, с которыми Кришна мог танцевать, больше всего Ему хотелось танцевать с Радхарани. Во время танца раса Кришна, распространив Себя во множество форм, находился между каждыми двумя гопи, но главным образом Он присутствовал рядом с Радхарани. И все же Радхарани была недовольна поведением Кришны. В «Уджвала-ниламани» есть такие слова: «Любовь подобна движению змеи. Состояние ума юных влюбленных бывает двух видов: вызванное какой-то причиной и не имеющее никаких причин». Итак, когда Радхарани, рассерженная тем, что Ей не было оказано особого внимания, покинула место, где проходил танец раса, Кришна, не видя Ее среди гопи, был крайне огорчен. Танец раса действительно совершенен, если в нем участвует Радхарани. Поэтому, когда Кришна заметил, что Она отсутствует, Он счел этот танец прерванным и отправился искать Радхарани. Не найдя Ее нигде, Он очень расстроился. Это означает, что, даже находясь в окружении всех остальных гопи, Кришна не мог наслаждаться Своей энергией блаженства. Но в присутствии Радхарани Он был полностью удовлетворен.
Когда Рамананда Рай дал это описание трансцендентной любви Радхарани и Кришны, Господь Чайтанья признался:
«Я пришел к тебе, чтобы постичь трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны, и Я очень рад, что ты так замечательно их описал. Из твоих слов Я понял, что отношения между Кришной и Радхой и есть высочайшая любовь».
Тем не менее, Господь Чайтанья попросил Рамананду Рая рассказать Ему еще кое-что: «Какова трансцендентная природа Кришны и Радхарани, а также тех чувств, которые Они испытывают друг к другу? Что представляет собой Их любовь? Если ты согласишься объяснить Мне все это, Я буду тебе очень признателен. Никто, кроме тебя, не способен объяснять такие вещи».
«Я ничего об этом не знаю, — с глубочайшим смирением ответил Рамананда Рай. — Я просто произношу слова, которые Ты вкладываешь в мои уста. Ты — Сам Кришна, и все же Тебе доставляет удовольствие слушать, как я рассказываю о Кришне. Прости, пожалуйста, если у меня это плохо получается. Я лишь пытаюсь выразить то, что Ты побуждаешь меня сказать».
Услышав о трансцендентных деяниях, Господь Чайтанья попросил: «Дорогой Рамананда, ты абсолютно верно описал трансцендентные развлечения Шри Радхи и Кришны, но все-таки Мне хотелось бы услышать от тебя кое-что еще».
«Идти дальше этого мне очень трудно, — сказал Рамананда Рай. — Я лишь могу попытаться рассказать о проявлении духовных эмоций, называемом према-виласа-вивартой, однако не знаю, будешь ли Ты рад об этом слушать». Есть два вида эмоций в према-виласе: одни проявляются при встрече, а другие — в разлуке. Трансцендентная разлука переживается столь остро, что на самом деле она вызывает более сильный экстаз, нежели встреча. Рамананда Рай глубоко понимал взаимоотношения Радхи и Кришны и сочинил об этих очень возвышенных отношениях прекрасную песню, которую он решил спеть Господу Чайтанье. Смысл этой песни в том, что перед встречей трансцендентное поведение влюбленных по отношению друг к другу порождает определенную эмоцию. Эта эмоция называется рагой, влечением. Шримати Радхарани признала: «Наше взаимное влечение и привязанность достигли высшей точки». Однако причиной этого влечения является Сама Радхарани. «Какой бы ни была причина этой привязанности, — сказала Радхарани, — благодаря ей Мы стали одним целым. А теперь, когда Мы в разлуке, Я даже не могу вспомнить, как развилась эта любовь. В ней не было посредника, и причины у нее тоже не было, за исключением самой Нашей встречи и обмена взглядами, в которых Мы выразили Свои чувства».
Господь Чайтанья признал это вершиной трансцендентных любовных взаимоотношений и сказал Рамананде Раю: «Только по твоей милости Я смог понять столь возвышенное трансцендентное состояние. Этого состояния невозможно достичь, не занимаясь трансцендентной деятельностью. Поэтому, будь добр, объясни Мне, как подняться на этот уровень».
«Объяснить это для меня тоже очень сложно, — ответил Рамананда, — я говорю лишь то, что побуждаешь меня сказать Ты, ибо невозможно не подчиняться Твоей высшей воле. Поистине, во всем мире не найдется никого, кто мог бы поступать ей наперекор. Хотя кажется, что говорю я, в действительности это делаешь Ты. Ты — и тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Поэтому, лишь повинуясь Твоей воле, я расскажу о том, как достичь этого высочайшего трансцендентного положения».
Начиная свое объяснение, Рамананда Рай сказал, что трансцендентные деяния Радхи и Кришны в высшей степени сокровенны. Постичь эту тайну можно, только общаясь с девушками Враджа, ибо сокровенные деяния Радхи и Кришны возникли из чувств и эмоций этих девушек. Без общения с девушками Враджа невозможно взращивать и лелеять в себе такое трансцендентное понимание. Иными словами, поскольку сокровенные игры Радхи и Кришны разворачиваются по милости девушек Враджа, без их милости понять эти игры невозможно. Итак, чтобы понять эти игры, нужно следовать по стопам девушек Враджа.
Когда человек по-настоящему осознал это, он получает право войти в сокровенные игры Радхи и Кришны. Постичь эти сокровенные игры можно, только следуя по стопам девушек Враджа, и никак иначе. Это подтверждается в «Говинда-лиламрите» (10.17): «Хотя отношения Радхи и Кришны исполнены счастья и хотя проявления Их взаимных чувств безграничны, понять эти отношения могут только девушки Враджа и те, кто следует по их стопам. Никто не сможет постичь проявления духовной энергии Всевышнего, пока не получит Его беспричинную милость; так и трансцендентные отношения Радхи и Кришны невозможно понять, если не идти по стопам девушек Враджа».
В «Говинда-лиламрите» есть замечательный стих, в котором говорится: «Кто является источником любви к Кришне? Ответ может быть только один — Шримати Радхика. Кого больше всех любит Кришна? Именно Шримати Радхику. Блеск волос, влажность глаз, упругость груди — все это присутствует в Шримати Радхике. Только Шримати Радхика может исполнить все желания Кришны, никто другой на это не способен».
(Источник «Ученье Шри Чайтаньи»
Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада)
Джай Шри Радха, Джай Шри Кришна!
Трансцендентные игры кришны что это
Разница между отправлением обычных религиозных обязанностей и преданным служением огромна. Совершая религиозные обряды, человек может достичь экономического развития, чувственного наслаждения или освобождения (растворения в бытии Всевышнего), но результаты трансцендентного преданного служения в корне отличны от таких временных благ. Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и способно доставлять всевозрастающее трансцендентное наслаждение. Поэтому между результатами преданного служения и тем, что приносит выполнение религиозных обрядов, лежит огромная пропасть. Великая духовная энергия, называемая джададхиштхатри, или махамайя, управляющая материальным миром, полубоги, заведующие отдельными сферами материального творения, а также продукты деятельности внешней энергии Верховного Господа – не более чем извращенные отражения богатства Верховного Господа. Полубоги, фактически, находятся на посылках у Верховного Господа и помогают управлять материальным творением. В «Брахма-самхите» говорится, что действия могущественнейшего из правителей, Дурги – лишь слабое подобие деятельности Верховного Господа. Солнце действует как глаз Верховного Господа, Брахма – как отраженный свет Верховного Господа. Таким образом, все полубоги, так же как и сама внешняя энергия, Дургадеви, а также все управляющие различными сферами материального творения, все они не более чем слуги Верховного Господа в этом материальном мире.
В духовном мире действует другая высшая духовная энергия, или иначе, внутренняя энергия, и она действует под управлением йогамайи. Йогамайя есть внутренняя потенция Верховного Господа; она тоже действует под управлением Господа, но в духовном мире. Когда живое существо помещает себя под контроль йогамайи вместо махамайи, оно постепенно становится преданным Кришны. Те же, кто гонится за материальным богатством и материальным счастьем, поручают себя заботам материальной энергии, махамайи, то есть под присмотр материальных полубогов таких, как Господь Шива и другие. В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается, как гопи Вриндавана хотели, чтобы Кришна стал их мужем, и чтобы их желание исполнилось, они обращались с молитвами к духовной энергии, йогамайе. А в Сапта-шати рассказывается, как царь Суратха и торговец по имени Самадхи поклонялись махамайе ради получения материальных богатств. Поэтому не следует путать махамайю и йогамайю.
Поскольку положение Господа абсолютно, между святым именем Господа и Самим Господом нет никакой разницы. У Верховного Господа есть множество различных имен, и все они имеют свое значение и смысл. Так, например, Его называют Параматмой, Сверхдушой; Брахманом, Высшим Абсолютом; Сриштикартой, творцом; Нараяной, трансцендентным Господом; Рукминираманой, супругом Рукмини; Гопинатхой, наслаждающимся гопи, и Кришной. Таким образом, у Господа есть множество различных имен, и эти имена указывают на Его различные функции. Аспект Господа-творца отличен от Его аспекта Нараяны. Некоторые из имен Господа, относящиеся к его функциям творца, понятны даже материалистичным людям. Но постичь сущность Верховной Личности Бога просто поняв Его имя, означающее «творец», невозможно, ибо это творение есть функция внешней энергии Верховного Господа. Таким образом, представление о Боге как о творце включает в себя лишь внешний аспект Господа. Аналогичным образом, когда мы называем Верховного Господа Брахманом, мы не можем составить себе никакого представления о шести богатствах Верховного Господа. Постижение Брахмана не предполагает полного постижения этих шести богатств. Поэтому постижение Брахмана еще не является полным пониманием Верховного Господа. Постижение аспекта Параматмы, Сверхдуши, тоже не означает полного понимания Верховной Личности Бога, ибо всепроникающая природа Верховного Господа всего лишь частичное проявление Его богатства и могущества.
Неполными являются даже трансцендентные взаимоотношения, в которых с Ним находятся преданные Нараяны на Вайкунтхах, в том смысле, что они не дают никакого представления об отношениях с Кришной на Голоке Вриндаване. Преданные Кришны не получают удовлетворения от служения Нараяне. Преданное служение Кришне столь првлекательно, что преданные Кришны не желают поклоняться никакой иной форме. Так, гопи Вриндавана не любят слышать о Кришне как о муже Рукмини и никогда не обращаются к Нему как к Рукминирамане. Во Вриндаване Кришну называют только Радхакришной, то есть Кришной, который является собственностью Радхарани. Хотя «муж Рукмини» и «Кришна Радхи», в обыденном смысле это понятия одного уровня, в духовном мире эти имена указывают на разное понимание различных аспектов трансцендентной личности Кришны. Человек, приравнивающий друг к другу имена Рукминирамана, Радхарамана, Нараяна и любое другое имя Верховного Господа допускает ошибку, смешивая между собой различные оттенки наслаждения, вкусы. Для такой ошибки существует специальный термин – расабхаса. Люди, сведущие в преданном служении, не признают такого смешения, ибо оно идет вразрез с принципами чистого преданного служения.
Хотя Шри Кришна, Верховная Личность Бога, олицетворяет Собой абсолютное совершенство и красоту, среди девушек Враджа Он известен как Гопиджанаваллабха. Преданные не могут наслаждаться красотой Верховного Господа больше чем, чем девушки Враджа. В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.7) говорится, что хотя Кришна есть венец красоты и абсолютного совершенства, когда Он находится среди гопи, Он кажется бриллиантом чистой воды в божественно прекрасной оправе из золота. Хотя Господь Чайтанья признал, что постижение Верховного Господа в отношениях супружеской любви с Ним – высшая ступень духовного понимания, Он все же попросил Рамананда Раю пойти еще дальше.
Услышав эту просьбу, Рамананда Рая сказал, что его впервые просят пойти дальше уровня гопи в попытках постичь Кришну. Между Кришной и девушками Враджа, несомненно, существует трансцендентная близость, сказал Рамананда Рая, но самым совершенными из всех этих взаимоотношений является супружеская любовь Кришны и Радхарани. Ни один обычный человек не в состоянии понять экстаз трансцендентной любви Радхарани и Кришны и трансцендентный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи. Но если человек пытается следовать по стопам гопи, он может возвыситься до наивысшей стадии трансцендентной любви. Поэтому тот, кто желает подняться до трансцендентной стадии совершенства, должен следовать по стопам девушек Враджа, помогая служанкам гопи.
Господь Чайтанья явил состояние Шримати Радхарани, когда Кришна поддерживал с Ней связь из Двараки. Никто из обычных людей не способен на такую трансцендентную любовь. Поэтому не следует имитировать высшую стадию совершенства, явленную Чайтаньей Махапрабху. Но если человек действительно желает находиться в таких отношениях, он может следовать по стопам гопи. В «Падма-пуране» говорится, что озеро Радхакунда так же дорого Кришне, как и Сама Радхарани. Радхарани – единственная из гопи, которая дороже для Кришны, чем все другие гопи. В «Шримад-Бхагаватам» (10.30.28) говорится, что Радхарани и гопи занимаются самым возвышенным совершенным любовным служением Господу, и Господь настолько доволен ими, что никогда не хочет расставаться со Шримати Радхарани.
Когда Рамананда Рая описал эту трансцендентную любовь Радхарани и Кришны, Господь Чайтанья признался: «Я пришел к тебе, чтобы понять трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны, и теперь Я очень доволен, так замечательно ты их описал. Из твоих слов Я смог понять, что это и есть высочайшее любовное состояние Радхи и Кришны». И все же Господь Чайтанья попросил Рамананду Раю объяснить Ему еще один момент. «Каковы трансцендентные признаки Кришны и Радхарани, каковы трансцендентные признаки Их любовного обмена Своими чувствами, что есть Их любовь? Если Ты милостиво согласишься описать Мне все это, Я буду тебе очень признателен. Никто кроме тебя не способен описать это», – попросил Рамананду Господь. Спурпорт = «Я ничего не знаю, – с великим смирением ответил Рамананда Рая, – Я говорю лишь то, что Ты побуждаешь меня сказать. Я знаю, что Ты – Сам Кришна, и все же, слушая, как я рассказываю о Кришне, Ты испытываешь наслаждение. Поэтому, пожалуйста, прости меня за несовершенство моего рассказа. Я лишь пытаюсь высказать то, что Ты побуждаешь меня сказать».
«Я санньяси-майявади, – возразил ему Господь Чайтанья, – Я ничего не знаю о трансцендентных признаках преданного служения Господу Кришне. Бхаттачарья посоветовал Мне встретиться с тобой, чтобы Я смог понять Кришну. Он сказал, что Рамананда Рая – единственный, кто что-то знает о любви к Кришне. Я пришел к тебе по совету Сарвабхаумы Бхаттачарьи, так что, пожалуйста, не колеблясь, поведай Мне о самом сокровенном в отношениях Радхи и Кришны».
Таким образом, Господь Чайтанья фактически занял по отношению к Рамананде Раю подчиненное положение. В этом заключен великий смысл. Если человек серьезно стремится постичь трансцендентную природу Кришны, он дожен обратиться к личности, действительно обладающей сознанием Кришны. Человеку следует не гордиться своим материальным происхождением, материальным богатством, материальной образованностью и красотой, а с помощью всего этого попытаться покорить ум человека, достигшего высот в науке сознания Кришны. Тот, кто подходит к осознавшему Кришну, думая, что осчастливит его этим, имеет неверное представление об этой науке. Человек должен обращаться к сознающему Кришну с предельным смирением и задавать ему уместные вопросы. Если же идти к нему только с тем, чтобы бросить ему вызов, то такой возвышенный, сознающий Кришну человек не сможет ничем помочь. Самодовольный, вызывающе настроенный человек ничего не сможет получить от личности, сознающей Кршну. Он так и останется при своем материальном сознании. Хотя Господь Чайтанья принадлежал к высокому брахманскому роду и находился на высшей совершенной стадии жизни, будучи санньяси, Своим поведением Он показал, что даже человек занимающий высокое положение должен, не колеблясь, брать уроки у Рамананды Раи, хотя Рамананда, как будто, находился в статусе домохозяина и по происхождению был ниже, чем брахман. Спурпорт = Тем самым Господь Чайтанья ясно показал, что искренний ученик никогда не обращает внимания на то, в какой семье родился его духовный учитель, ему все равно родился он в семье брахмана или в семье кшатрия, санньяси он, брахмачари или кто-то еще. Любого, кто способен учить людей науке о Кришне, нужно считать гуру.
Глава 1. Сладостные игры Кришны
«Кришна подобен океану, и волны Его игр приводят в изумление все живое в трех мирах».
Игры Кришны всегда в высшей степени сладостны и исполнены нектара. Они намного превосходят игры любой другой формы Господа, включая Нараяну. Никто более не проявляет таких чудесных игр, как Кришна.
Игры Кришны с враджа-гопи, враджа-балаками и всеми враджа-васи происходят во Вриндавана Дхаме. Эти игры лучезарны, исполнены экстаза и слаще самой сладости. Игры Нараяны не имеют подобных качеств. Их нет в играх Нараяны, в нараяна-лиле.
Игры Кришны начинаются с Его явления. Нараяна не рождается. Его называют нерожденным. Тот, кто не рождается, не имеет матери, отца и других родственников, поэтому Его рождение и детство — всего лишь игра, лила.
У Кришны есть отец, мать, брат, сестра, друзья и возлюбленные. Он всегда играет с коровами и телятами и наслаждается великолепными фруктами и сладостным ароматом цветов в лесах Вриндавана. Его мир наполнен игрой и бесконечным блаженством.
Он радует Ямуну, купаясь в ней вместе с враджа-гопи, и играет в различных кундах (лесных рощах) Вриндавана. Он проводит всю жизнь в удивительных играх. Нараяна, сам верховный творец, не совершает таких прекрасных игр.
Когда Кришна присутствовал на Земле, все другие Его воплощения, а также боги и великие мудрецы приходили в изумление, слыша о Его чудесных играх. Обитатели всех трансцендентных и материальных миров приходили в изумление, видя игры Кришны, который явился как сын Нанды Махараджа.
Нанда Махарадж, приемный отец Кришны, был царем пастухов, но у него не было собственного дворца. У него не было богатого дома или даже какого-либо постоянного пристанища. Он кочевал с одного пастбища на другое, строя соломенную хижину в подходящем для этого месте, но во дворе его дома играл Кришна, Верховная Личность Бога.
Заблуждение Брахмы
Однажды Господь Брахма пришел, чтобы принять участие в игре Кришны. Увидев Его, он был смущен. Он не мог понять, кто такой Кришна. Он думал: «Кто этот мальчик, который играет здесь? Я не создавал Его! Что здесь происходит?»
Брахма стал медитировать и в медитации осознал, что Кришна является Верховной Личностью Бога, но не мог поверить в это. Он думал: «Как может Верховная Личность Бога играть во дворе Нанды Махараджа, словно простой ребенок? Это невозможно!»
Чтобы убедиться, что Кришна действительно Верховная Личность Бога, Брахма похитил всех коров, телят, пастухов и пастушек, спрятал их в пещере и ушел. Затем он вернулся и, к своему изумлению, увидел, что все шло по-прежнему: Кришна продолжал играть с друзьями!
Брахма был в растерянности. Он думал: «Вчера я всех оставил в пещере, а они снова здесь. Наверное, в пещере есть лаз, и они выбрались наружу».
Брахма вернулся в пещеру и увидел, что Кришна играет и там со Своими друзьями. Выйдя наружу, он вновь увидел Кришну, как ни в чем ни бывало игравшего с пастушками и телятами!
Тогда Брахма все понял. Со всем смирением он обратился к Кришне и сказал: «Мой Господь, я совершил ошибку. Ты всегда поддерживаешь во мне сознание и память о Тебе, а я всякий раз Тебя забываю. Я забыл Тебя, и Ты вновь испытал меня. Пожалуйста, прости мне мои оскорбления. Пусть кто-то утверждает, что знает Тебя, Кришну, Верховную Личность Бога, или Твои безграничные игры, но я признаю, что не способен понять что-либо о Тебе ни с помощью ума, ни посредством речи или поступков».
джа̄нанта эва джа̄нанту
ким̇ бахӯктйа̄ на ме прабхо
манасо вапушо ва̄чо
вайбхавам̇ тава го-чарах̣
«Мне нечего больше сказать. Пусть кто-то заявляет, что знает Тебя или понимает Твои игры, но я не способен понять даже самую малую частичку Твоих безграничных игр».
Этот пример иллюстрирует качество, которое, по словам Шрилы Рупы Госвами, принадлежит только Кришне и никому другому: Кришна играет во Вриндавана Дхаме, и Его игры исполнены неповторимого и высочайшего великолепия.
Брахма у ворот
Вот еще один пример необыкновенных игр Кришны. Однажды Брахма пришел в Двараку, чтобы увидеться с Кришной. У ворот он увидел стражников. Брахма обладает огромным могуществом, но он понял, что здесь он бессилен — иначе он смог бы внезапно появиться перед Кришной.
Брахма остановился у ворот и попросил стражника сообщить Кришне, что он пришел. Услышав о приходе Брахмы, Кришна спросил:
Благодаря своей мистической силе Брахма услышал это и подумал: «Какой глупый вопрос! Я Брахма! Кришна знает, кто я такой».
Все же Брахма попросил стражника сообщить Кришне, что пришел чатурмукхи Брахма, Брахма с четырьмя головами. Услышав это, Кришна сказал:
— Ах, этот Брахма! Приведите, приведите его.
Когда Брахма вошел, Кришна принял его очень радушно. Он сказал:
— Тебе пришлось долго ждать у ворот. Пожалуйста, не принимай это за оскорбление. Проходи и садись. Что привело тебя ко Мне?
— Я отвечу на Твой вопрос позже, но сначала скажи мне, почему Ты спросил: «Какой Брахма?» Разве есть другой Брахма?
Кришна слегка улыбнулся и вспомнил всех Брахм. Существует много Брахм. В каждой вселенной есть свой Брахма, а вселенных великое множество.
Все Брахмы явились один за другим. У кого-то из них было восемь голов, у кого-то — десять, сто и тысяча голов — многие тысячи Брахм предстали перед Кришной, кланяясь Его лотосоподобным стопам. Чудесным образом все они уместились во дворце Кришны, и четырехголовый Брахма выглядел рядом с ними словно насекомое. Они спросили:
— Чем мы заслужили такую удачу, Господь, что Ты вспомнил нас? Чего Ты желаешь?
— Ничего определенного. Я просто хотел увидеть вас. Я уже долго не виделся с вами. Теперь вы можете возвратиться к себе.
Когда все Брахмы ушли, четырехголовый Брахма сказал:
— Я получил ответ. Я очень удачлив, что Твои игры происходят в моей брахманде (вселенной). Действительно, мне выпала великая удача.
Брахма вознес Кришне много молитв, и Кришна одарил его милостью, после чего счастливый Брахма вернулся в свою обитель.
Такие игры происходят в кришна-лиле, особенно во Вриндавана Дхаме. Они исполнены блаженства и приводят в изумление каждого — сарвадбхута-чаматкара-лила-каллола-варидхих. В нараяна-лиле нет подобных игр — с коровами, враджа-балаками, враджа-гопи и всеми враджа-васи, — которые происходят во Вриндаване двадцать четыре часа в сутки и приводят всех в восторг.
Непостижимые игры
Махапрабху сказал, что все игры Кришны непостижимы — ачинтья бхедабхеда-таттва. Их невозможно понять. Мы живем в мире материального сознания, поэтому, находясь здесь, мы не способны понять непостижимое сознание Кришны и игры Господа.
В Пури, в Гамбхире, Махапрабху каждый вечер беседовал со Сварупой Дамодаром и Раманандой Раем. Однажды они обсуждали поэзию Чандидаса. В одной из поэм Чандидас сказал: «Тот, кто способен представить, как можно нанизать гирлянду из горных пиков на тоненькую нить или поймать слона в паутину, может понять игры Кришны». Прежде чем понять игры Кришны, нужно поверить, что слона можно связать паутиной.
Когда я впервые пришел в миссию Шрилы Гуру Махараджа, он спросил меня, смогу ли я дать два обещания. Он сказал: «Согласен ли ты следовать не своему уму, а моим наставлениям?» Я сказал: «Да», и Гуру Махарадж был очень счастлив. Затем он спросил: «Можешь ли ты забыть песни, которые знаешь?» Я родился в вайшнавской семье. Мой отец был известным профессиональным певцом. Благодаря этому у меня был некоторый певческий опыт, и я помнил много вайшнавских песен. Гуру Махарадж в присутствии Кришнадаса Бабаджи Махараджа испытал мою манеру исполнения. Я пел Бабаджи Махараджу, и он сказал Шриле Гурудеву, что я знаю много песен и замечательно их пою. Через несколько дней Гуру Махарадж повелел мне забыть эти песни. По его словам, это были песни сахаджиев, и если я буду петь их, во мне усилится сахаджийское настроение. Он дал мне книгу «Шаранагати», в которой отметил тридцать две песни. Он попросил меня выучить их в течение недели и сказал, что песни мадхура-расы следует учить позже. Он сказал: «Они проявятся в твоем сердце по достижении ручи. Ты можешь учить их, только достигнув уровня ручи, вкуса».
Это бхаджан арчан. Рупа Госвами показал, как совершать бхаджан арчан шаг за шагом:
а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го
’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха-нивр̣иттих̣ сйа̄т
тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣ *
Когда преданному будет необходимо знать, какова природа Вриндавана, Говардхана, Ямуны, леса и игр Кришны, все это раскроется в сердце предавшейся души. Таков общий смысл книги Шрилы Гуру Махараджа «Прапанна-дживанамритам» — «Нектар бессмертия предавшейся души».
Утешение Радхарани
Когда Кришна встретил Радхарани и враджа-гопи на Курукшетре, Он сказал:
майи бхактир хи бхӯта̄на̄м
амр̣татва̄йа калпате
дишт̣йа̄ йад а̄сӣн мат-снехо
бхаватӣна̄м̇ мад-а̄панах̣
«Преданное служение Мне — единственное средство достичь Меня, мои дорогие гопи. Единственная причина Моего возвращения к вам — ваши любовь и преданность, обретенные благодаря вашему везению».
В Индии существует обычай приезжать на Курукшетру во время солнечного затмения и совершать омовение в озере. Люди со всех концов Индии приезжают сюда в паломничество. Кришна с царицами тоже приехали на Курукшетру из Двараки, а Радхарани и гопи, чтобы увидеться с Ним — из Вриндавана.
Царицы Кришны, встретив гопи, сказали: «На самом деле Кришна не с нами. Нам кажется, что Его ум где-то витает. Иногда во сне Он зовет: “О Лалита, о Вишакха, о Яшода, о мама Рохини!” Во сне Он произносит разные имена. Много раз мы слышали имена всех враджа-гопи и враджа-балаков, а теперь мы получили возможность увидеть вас. Живет ли Кришна в Матхуре или Двараке, Он всегда помнит вас». Так царицы Кришны прославили враджа-васи.
Когда враджа-гопи встретились с Кришной на Курукшетре, они спросили: «Долго ли еще нам ждать Тебя?»
Он ответил: «Очень скоро — всего через несколько лет — Я вернусь во Вриндаван. Не думайте, что Я забыл вас. Я не могу обмануть вас и не приехать. Я не живу в Двараке. На самом деле, Я живу с вами во Вриндаване. Каждый день вы встречаетесь со Мной там, и наши игры прекрасны. Вы всегда в Моем сердце. Каждый день Я провожу с вами чудесные игры во Врадже. Каждый день вы радуете Меня, и это прекрасно — все, что вы делаете, прекрасно».
Когда Кришна сказал гопи: майи бхактир хи бхутанам — «Я вернусь во Вриндаван, чтобы встретиться с вами», они поверили Его словам.
Вот почему Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» предварил этот стих (майи бхактир хи бхутанам) следующей шлокой (Мадхья, 13.159):
эта та̄н̇ре кахи кр̣шн̣а, врадже йа̄ите сатр̣шн̣а,
эка ш́лока пад̣и’ ш́уна̄ила
сеи ш́лока ш́уни’ ра̄дха̄, кха̄н̣д̣ила сакала ба̄дха̄,
кр̣шн̣а-пра̄птйе пратӣти ха-ила
«Разговаривая со Шримати Радхарани, Кришна страстно захотел вернуться во Вриндаван. Он произнес стих, который утешил Ее и заверил в том, что Она вновь встретит Его».
Если вы говорите что-то человеку особым образом, он вам верит. Если вы скажете кому-то: «Вчера мы вместе принимали прасадам, и ты угостил меня жареным сабджи, мы разговаривали и смеялись», и скажете это очень убедительно, этот человек обязательно поверит вам. Он подумает: «Да, да, так и было».
«О Радхарани, если Ты выслушаешь Мои слова, то поймешь, что Я говорю правду. Я всегда с Тобой. Каждый день во Вриндаване проходят Мои игры, и каждый день Ты рядом и даришь Мне радость».
Радость матери Шачи
Махапрабху велел Сварупе Дамодару отправиться в Навадвип и утешить мать Шачи: «Скажи ей, что каждый день Я прихожу, чтобы принять прасадам, который она готовит для Меня». Мать Шачи думает, что ей это снится. Но это не сон. Скажи ей это и напомни, что вчера Я пришел и принял у нее прасадам. Она готовит для Божеств вкусные блюда, такие как шак, после чего дает Мне, и когда Я ем, она испытывает счастье. Но ей кажется, что это ей снится. Когда она видит, что тарелка пуста, она думает, что забыла положить туда еду из горшков. Она идет на кухню и видит, что в горшках нет еды. Тогда она думает, что, должно быть, спит. На самом деле, Я принимаю все это. Скажи это Моей маме, и она поверит».
Кришна всегда живет во Вриндаване
Когда Кришна сказал Радхарани и гопи, что Он каждый день приходит во Вриндаван и встречается с ними, они поверили Ему.
На самом деле, Кришна никогда не покидает Вриндаван. Он всегда живет там.
кр̣шн̣о ‘нйо йаду-самбхӯто,
йах̣ пурн̣ах̣ со ‘стй атах̣ парах̣
вр̣нда̄ванам̇ паритйаджйа,
са квачин наива гаччхати 21
Вриндаванам паритьяджья, са квачин наива гаччхати. Шрила Рупа Госвами сказал, что Кришна не покидает Вриндаван даже на мгновение. Он живет там с враджа-балаками, сакхи, гопи и другими близкими. Игры Кришны всегда проходят во Вриндаване.
Нектар повествований о Кришне
Каждый вечер, в обществе Своих близких спутников, Сварупы Дамодара и Рамананды Рая, Махапрабху вкушал нектар «Гита-говинды» Джаядевы, «Джаганнатха-валлабха-натаки», «Кришна-карнамриты» и песен Чандидаса и Видьяпати:
чан̣д̣ӣда̄са, видйа̄патира̄йера на̄т̣ака-гӣти,
карн̣амр̣та, ш́рӣ-гӣта-говинда
сварӯпа-ра̄ма̄нанда-сане, маха̄прабху ра̄три-дине,
га̄йа, ш́уне — парама а̄нанда 22
Они могли непосредственно общаться с Кришной. После Джаядева, Видьяпати и Чандидаса только Рупа Госвами мог петь подобные песни.
Начав описывать кришна-лилу, вы не сможете остановиться. В ней так много экстаза, что остановиться невозможно.
мадхурам̇ мадхурам̇ вапур асйа вибхор
мадхурам̇ мадхурам̇ ваданам̇ мадхурам
мадху-гандхи мр̣ду-смитам этад ахо
мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам̇ мадхурам 23
Когда Шрила Гуру Махарадж рассказывал о кришна-лиле, он забывал о том, кто его слушает. Рассказывая о Кришне, он забывал обо всем.
Гуру Махарадж открывает смысл Гаятри-мантры
Однажды я сказал Гуру Махараджу: «Вы открываете смысл Гаятри-мантры, мантры Ригведы, а Веды запрещают это делать. Говорится, что это очень сокровенная истина».
Гуру Махарадж ответил: «Говинда Махарадж, как ты думаешь, какие идеи исходят из Гаятри-мантры и что она выражает? Мы даем Гаятри-мантру людям, которые будут медитировать на нее и ощутят ее внутренний смысл по достижении совершенства. Никто не открывал ее смысла в прошлом. Я думаю, что если я не открою ее смысл сейчас, никто не сделает этого в будущем. Я чувствую, что должен сделать это. Души этого мира нуждаются в таком откровении. Многие преданные хотят знать значение Гаятри, поэтому я открываю его».
Комментарий к «Гаятри-мантре» Шрилы Гуру Махараджа был опубликован издательством Матха в Сан-Хосе. Прочитав его, все последователи нашей сампрадаи пришли в изумление. То, что Гуру Махарадж объяснил сокровенный смысл Гаятри-мантры и других мантр — удивительно. Он знал все и был единственным, кому известно все.
Он рассказал, как однажды, сидя под деревом, он начал медитировать на Гаятри-мантру и внезапно увидел вишварупа-форму Господа. Сияние Гаятри-мантры озарило его. Это было его первое соприкосновение с Гаятри-мантрой.
У Гуру Махараджа было много откровений, но если бы он стал рассказывать о них, другим было бы трудно их понять. Если у вас нет приемника, то как вы уловите радиоволны? Наши внутренние настройки не позволяют нам принять трансцендентное знание. Оно может быть внутри нас, но мы не настроены на его получение. Если же мы сумеем правильно настроить себя, оно проявится в наших сердцах.
хр̣дайа хаите бале джихва̄ра агрете чале
ш́абда-рӯпа на̄че анукшана
кан̣т̣хе мора бхан̇ге свара ан̇га кан̇пе тхара тхара
стхира хаите на̄ па̄ре чаран̣а 24
Когда мы внутренне настроены на получение трансцендентного знания, мантра сама явится и начнет танцевать на нашем языке. Это настоящий танец Махапрабху, или танец Святого Имени.
тун̣д̣е тан̣д̣авинӣ ратим̇ витануте
тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате
карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гинӣ виджайате
сарвендрийа̄н̣а̄м кр̣тим̇
нo джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣
кр̣шн̣ети варн̣а-двайӣ 25
Когда Рупа Госвами описал славу Святого Имени, Харидас Тхакур сказал: «Никогда прежде я не слышал такого описания Святого Имени. Я много слышал о славе Святого Имени, но никогда мне не доводилось слышать что-либо подобное». Так сказал Харидас Тхакур, а он был сиддха-махатмой (совершенной душой).
«Когда мы воспеваем Святое Имя, оно является на нашем языке. Тогда возникает желание иметь миллионы языков. Хочется иметь миллионы ушей, когда мы слышим чистое имя Кришны. Четах-прангана-сангини виджаяте сарвендриянам критим — “Когда маха-мантра танцует в нашем уме, ум танцует”. Шрила Бхактивинод Тхакур сказал, что когда Святое Имя проявляется в уме, ум приходит в изнеможение. Таков подлинный Кришна-нам.
21«Кришна, которого называют Ядукумаром, — это Васудева Кришна. Он не тот Кришна, который приходится сыном Нанде Махараджу. Ядукумар Кришна являет Свои игры в Матхуре и Двараке, но сын Нанды Махараджа никогда не покидает Вриндаван».
22«Также Шри Чайтанья Махапрабху читал книги, пел песни Чандидаса и Видьяпати, а также слушал отрывки из “Джаганнатха-валлабха-натаки”, “Кришна-карнамриты” и “Гита-говинды”. Так, в обществе Сварупы Дамодара и Рамананды Рая Он днем и ночью с огромным удовольствием пел и слушал об играх Кришны».
23«Трансцендентный облик Кришны сладостен, сладостен, но лицо Его еще более сладостно. Однако еще более сладостна Его нежная улыбка, сладостью подобная медовому аромату».
24Процитированная строфа из «Шри Нама-махатмьи», включенной в сборник молитв «Шаранагати» Шрилы Бхактивинода Тхакура, приводится также в «Проповедях хранителя преданности» Шрилы Шридхара Махараджа. Ее перевод: «Святое Имя исходит из моего сердца, появляется на языке и постоянно танцует на нем в форме трансцендентного звука. Дыхание прерывается, тело бьет сильная дрожь, а ноги передвигаются сами по себе».
25«Я не знаю, сколько нектара заключено в этих двух слогах: “Криш-на”. Когда я воспеваю Святое Имя Кришны, кажется, что Оно танцует на языке. Тогда мне хочется иметь бесконечное множество ртов. Когда это Имя касается слуха, хочется иметь миллионы ушей. Когда же Святое Имя танцует в сердце, Оно побеждает разум, парализует его, и все чувства замирают».