Трансцендентные игры что это
Трансцендентные игры что это
Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и является источником растущего трансцендентного наслаждения.
И потому мы приглашаем погрузиться в океан нектара беседы Господа Чайтаньи и Его великого преданного Рамананда Рая о высочайшей природе любви, которою испытывают друг к другу Кришна и Радхарани, а также о том, что представляет собой Их любовь.
Господь Чайтанья настоятельно просил Рамананда Рая говорить об играх Радхи и Кришны.
Кришна столь прекрасен, трансцендентен и привлекателен, что иногда Он пленяет Собой даже Самого Себя.
вишвешамануранджаненаджанайаннанандаминдивара-
шрени-шйамала-комалаирупанайаннангаирананготсавам
сваччхандамвраджа-сундарибхирабхитахпратйангамалингитах
шрнгарахсакхимуртиман ива мадхаумугдхохарихкридати
«Мой дорогой друг, посмотри, как Кришна наслаждается Своими трансцендентными играми весной, распространяя повсюду красоту Своего тела. Его нежные руки, подобно прекрасной луне, то и дело ложатся на тела гопи. Когда Он обнимает различные части их тел, Он так прекрасен!
Кришна столь прекрасен, что привлекает даже Нараяну, а также, всегда находящуюся в обществе Нараяны, богиню процветания».
Шри Кришна, Верховная Личность Бога, является средоточием всей красоты, и всё же преданные считают, что, когда Кришна находится в окружении девушек Враджа, где Его называют Гопиджана- Валлабхой, Его совершенство и красота достигают апогея.
Никто из преданных не может наслаждаться красотой Верховного Господа больше, чем девушки Враджа.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.6) говорится, что, хотя Кришна, сын Деваки, Своей красотой намного превосходит любого, находясь среди гопи, Господь кажется еще прекраснее, словно великолепнейший драгоценный камень в божественной золотой оправе.
Господь Чайтанья согласился с тем, что постичь Кришну как возлюбленного гопи — это высшая ступень познания Бога, и, тем не менее, попросил Рамананду Рая продолжать.
Рамананда Рай ответил, что его впервые просят, говоря о Кришне, объяснить нечто более глубокое, нежели отношения гопи с Кришной.
Затем он сказал, что, хотя Кришну и девушек Враджа, несомненно, связывают очень близкие трансцендентные отношения, самыми совершенными из них являются любовные отношения Радхарани и Кришны. Для обычного человека непостижим божественный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи, а тем более экстаз трансцендентной любви Кришны и Радхарани. Но, если попытаться следовать по стопам гопи, можно достичь наивысшей стадии трансцендентной любви. Тот, кто хочет возвыситься до такого духовного совершенства, должен идти по стопам девушек Враджа, став их помощницей — служанкой гопи.
Господь Чайтанья проявлял настроение, в котором находилась ШриматиРадхарани, когда Она встретилась на Курукшетре с Кришной, прибывшим туда из Двараки. Никто из обычных людей не способен на такую трансцендентную любовь, и потому не следует имитировать это высочайшее совершенство, явленное ЧайтаньейМахапрабху. Однако тем, кто желает общаться с Кришной и Радхарани, рекомендуется следовать по стопам гопи.
В «Падма-пуране» говорится, что Радхарани для Кришны дороже всех остальных гопи, а озеро, носящее название Радха-Кунда, столь же дорого Кришне, как и Сама Радхарани. В «Шримад-Бхагаватам» (10.30.28) также сказано, что Радхарани и гопи совершают самое возвышенное любовное служение Господу и что Господь чрезвычайно доволен ими, поэтому Он не хочет расставаться со Шримати Радхарани.
Когда Рамананда Рай заговорил о любовных отношениях Кришны и Радхарани, Господь Чайтанья сказал: «Продолжай, продолжай, Я с огромным удовольствием слушаю эти описания любовных отношений между Кришной и гопи, как будто река нектара течет из твоих уст». И Рамананда Рай поведал о том, как Кришна, танцуя со всеми гопи, подумал: «Я не уделяю особого внимания Радхарани». Пока Радхарани находилась среди других гопи, Кришна не мог проявлять намного больше любви к Ней, чем к остальным. Поэтому Он похитил Радхарани с места, где проходил танец раса, и явил Ей особую благосклонность.
Объяснив это, Рамананда Рай сказал Господу Чайтанье: «Давай же насладимся описаниями трансцендентных любовных отношений Радхи и Кришны. Ничто в материальном мире не сравнится с этими отношениями». Рамананда Рай стал рассказывать о том, как во время танца раса Радхарани внезапно покинула поляну, на которой проходил этот танец, словно была разгневана тем, что Ей не уделяется особого внимания. Чтобы достичь цели танца раса, Кришне нужно было видеть Радхарани, и, когда Радхарани исчезла, Кришна сильно опечалился и отправился на Ее поиски. В «Гита-Говинде» есть красивый стих, в котором говорится, что враг Камсы, Кришна, хотел запутаться в любовных отношениях с женщинами, поэтому Он просто поместил Радхарани в Свое сердце и покинул остальных девушек Враджа. А в следующем стихе описывается, как Кришна, очень расстроенный и обеспокоенный отсутствием Радхарани, принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не найдя Радхарани, Он вошел в лесные заросли Вриндавана и стал сокрушаться. Рамананда Рай отметил, что тот, кто обсуждает смысл этих двух особенных стихов «Гита-Говинды» (3.1–2), ощутит несравненный нектар любовных отношений Радхи и Кришны.
Хотя было много других гопи, с которыми Кришна мог танцевать, больше всего Ему хотелось танцевать с Радхарани. Во время танца раса Кришна, распространив Себя во множество форм, находился между каждыми двумя гопи, но главным образом Он присутствовал рядом с Радхарани. И все же Радхарани была недовольна поведением Кришны. В «Уджвала-ниламани» есть такие слова: «Любовь подобна движению змеи. Состояние ума юных влюбленных бывает двух видов: вызванное какой-то причиной и не имеющее никаких причин». Итак, когда Радхарани, рассерженная тем, что Ей не было оказано особого внимания, покинула место, где проходил танец раса, Кришна, не видя Ее среди гопи, был крайне огорчен. Танец раса действительно совершенен, если в нем участвует Радхарани. Поэтому, когда Кришна заметил, что Она отсутствует, Он счел этот танец прерванным и отправился искать Радхарани. Не найдя Ее нигде, Он очень расстроился. Это означает, что, даже находясь в окружении всех остальных гопи, Кришна не мог наслаждаться Своей энергией блаженства. Но в присутствии Радхарани Он был полностью удовлетворен.
Когда Рамананда Рай дал это описание трансцендентной любви Радхарани и Кришны, Господь Чайтанья признался:
«Я пришел к тебе, чтобы постичь трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны, и Я очень рад, что ты так замечательно их описал. Из твоих слов Я понял, что отношения между Кришной и Радхой и есть высочайшая любовь».
Тем не менее, Господь Чайтанья попросил Рамананду Рая рассказать Ему еще кое-что: «Какова трансцендентная природа Кришны и Радхарани, а также тех чувств, которые Они испытывают друг к другу? Что представляет собой Их любовь? Если ты согласишься объяснить Мне все это, Я буду тебе очень признателен. Никто, кроме тебя, не способен объяснять такие вещи».
«Я ничего об этом не знаю, — с глубочайшим смирением ответил Рамананда Рай. — Я просто произношу слова, которые Ты вкладываешь в мои уста. Ты — Сам Кришна, и все же Тебе доставляет удовольствие слушать, как я рассказываю о Кришне. Прости, пожалуйста, если у меня это плохо получается. Я лишь пытаюсь выразить то, что Ты побуждаешь меня сказать».
Услышав о трансцендентных деяниях, Господь Чайтанья попросил: «Дорогой Рамананда, ты абсолютно верно описал трансцендентные развлечения Шри Радхи и Кришны, но все-таки Мне хотелось бы услышать от тебя кое-что еще».
«Идти дальше этого мне очень трудно, — сказал Рамананда Рай. — Я лишь могу попытаться рассказать о проявлении духовных эмоций, называемом према-виласа-вивартой, однако не знаю, будешь ли Ты рад об этом слушать». Есть два вида эмоций в према-виласе: одни проявляются при встрече, а другие — в разлуке. Трансцендентная разлука переживается столь остро, что на самом деле она вызывает более сильный экстаз, нежели встреча. Рамананда Рай глубоко понимал взаимоотношения Радхи и Кришны и сочинил об этих очень возвышенных отношениях прекрасную песню, которую он решил спеть Господу Чайтанье. Смысл этой песни в том, что перед встречей трансцендентное поведение влюбленных по отношению друг к другу порождает определенную эмоцию. Эта эмоция называется рагой, влечением. Шримати Радхарани признала: «Наше взаимное влечение и привязанность достигли высшей точки». Однако причиной этого влечения является Сама Радхарани. «Какой бы ни была причина этой привязанности, — сказала Радхарани, — благодаря ей Мы стали одним целым. А теперь, когда Мы в разлуке, Я даже не могу вспомнить, как развилась эта любовь. В ней не было посредника, и причины у нее тоже не было, за исключением самой Нашей встречи и обмена взглядами, в которых Мы выразили Свои чувства».
Господь Чайтанья признал это вершиной трансцендентных любовных взаимоотношений и сказал Рамананде Раю: «Только по твоей милости Я смог понять столь возвышенное трансцендентное состояние. Этого состояния невозможно достичь, не занимаясь трансцендентной деятельностью. Поэтому, будь добр, объясни Мне, как подняться на этот уровень».
«Объяснить это для меня тоже очень сложно, — ответил Рамананда, — я говорю лишь то, что побуждаешь меня сказать Ты, ибо невозможно не подчиняться Твоей высшей воле. Поистине, во всем мире не найдется никого, кто мог бы поступать ей наперекор. Хотя кажется, что говорю я, в действительности это делаешь Ты. Ты — и тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Поэтому, лишь повинуясь Твоей воле, я расскажу о том, как достичь этого высочайшего трансцендентного положения».
Начиная свое объяснение, Рамананда Рай сказал, что трансцендентные деяния Радхи и Кришны в высшей степени сокровенны. Постичь эту тайну можно, только общаясь с девушками Враджа, ибо сокровенные деяния Радхи и Кришны возникли из чувств и эмоций этих девушек. Без общения с девушками Враджа невозможно взращивать и лелеять в себе такое трансцендентное понимание. Иными словами, поскольку сокровенные игры Радхи и Кришны разворачиваются по милости девушек Враджа, без их милости понять эти игры невозможно. Итак, чтобы понять эти игры, нужно следовать по стопам девушек Враджа.
Когда человек по-настоящему осознал это, он получает право войти в сокровенные игры Радхи и Кришны. Постичь эти сокровенные игры можно, только следуя по стопам девушек Враджа, и никак иначе. Это подтверждается в «Говинда-лиламрите» (10.17): «Хотя отношения Радхи и Кришны исполнены счастья и хотя проявления Их взаимных чувств безграничны, понять эти отношения могут только девушки Враджа и те, кто следует по их стопам. Никто не сможет постичь проявления духовной энергии Всевышнего, пока не получит Его беспричинную милость; так и трансцендентные отношения Радхи и Кришны невозможно понять, если не идти по стопам девушек Враджа».
В «Говинда-лиламрите» есть замечательный стих, в котором говорится: «Кто является источником любви к Кришне? Ответ может быть только один — Шримати Радхика. Кого больше всех любит Кришна? Именно Шримати Радхику. Блеск волос, влажность глаз, упругость груди — все это присутствует в Шримати Радхике. Только Шримати Радхика может исполнить все желания Кришны, никто другой на это не способен».
(Источник «Ученье Шри Чайтаньи»
Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада)
Джай Шри Радха, Джай Шри Кришна!
Глава 30. Трансцендентные игры Радхи и Кришны
Разница между отправлением обычных религиозных обязанностей и преданным служением огромна. Совершая религиозные обряды, человек может достичь экономического развития, чувственного наслаждения или освобождения (растворения в бытии Всевышнего), но результаты трансцендентного преданного служения в корне отличны от таких временных благ. Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и способно доставлять всевозрастающее трансцендентное наслаждение. Поэтому между результатами преданного служения и тем, что приносит выполнение религиозных обрядов, лежит огромная пропасть.
В духовном мире действует другая высшая духовная энергия, или иначе, внутренняя энергия, и она действует под управлением йогамайи. Йогамайя есть внутренняя потенция Верховного Господа; она тоже действует под управлением Господа, но в духовном мире. Когда живое существо помещает себя под контроль йогамайи вместо махамайи, оно постепенно становится преданным Кришны. Те же, кто гонится за материальным богатством и материальным счастьем, поручают себя заботам материальной энергии, махамайи, то есть под присмотр материальных полубогов таких, как Господь Шива и другие. В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается, как гопи Вриндавана хотели, чтобы Кришна стал их мужем, и чтобы их желание исполнилось, они обращались с молитвами к духовной энергии, йогамайе. А в Сапта-шати рассказывается, как царь Суратха и торговец по имени Самадхи поклонялись махамайе ради получения материальных богатств. Поэтому не следует путать махамайю и йогамайю.
Поскольку положение Господа абсолютно, между святым именем Господа и Самим Господом нет никакой разницы. У Верховного Господа есть множество различных имен, и все они имеют свое значение и смысл. Так, например, Его называют Параматмой, Сверхдушой; Брахманом, Высшим Абсолютом; Сриштикартой, творцом; Нараяной, трансцендентным Господом; Рукминираманой, супругом Рукмини; Гопинатхой, наслаждающимся гопи, и Кришной. Таким образом, у Господа есть множество различных имен, и эти имена указывают на Его различные функции. Аспект Господа-творца отличен от Его аспекта Нараяны. Некоторые из имен Господа, относящиеся к его функциям творца, понятны даже материалистичным людям. Но постичь сущность Верховной Личности Бога просто поняв Его имя, означающее «творец», невозможно, ибо это творение есть функция внешней энергии Верховного Господа. Таким образом, представление о Боге как о творце включает в себя лишь внешний аспект Господа. Аналогичным образом, когда мы называем Верховного Господа Брахманом, мы не можем составить себе никакого представления о шести богатствах Верховного Господа. Постижение Брахмана не предполагает полного постижения этих шести богатств. Поэтому постижение Брахмана еще не является полным пониманием Верховного Господа. Постижение аспекта Параматмы, Сверхдуши, тоже не означает полного понимания Верховной Личности Бога, ибо всепроникающая природа Верховного Господа всего лишь частичное проявление Его богатства и могущества.
Услышав эту просьбу, Рамананда Рая сказал, что его впервые просят пойти дальше уровня гопи в попытках постичь Кришну. Между Кришной и девушками Враджа, несомненно, существует трансцендентная близость, сказал Рамананда Рая, но самым совершенными из всех этих взаимоотношений является супружеская любовь Кришны и Радхарани. Ни один обычный человек не в состоянии понять экстаз трансцендентной любви Радхарани и Кришны и трансцендентный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи. Но если человек пытается следовать по стопам гопи, он может возвыситься до наивысшей стадии трансцендентной любви. Поэтому тот, кто желает подняться до трансцендентной стадии совершенства, должен следовать по стопам девушек Враджа, помогая служанкам гопи.
Таким образом, Господь Чайтанья фактически занял по отношению к Рамананде Раю подчиненное положение. В этом заключен великий смысл. Если человек серьезно стремится постичь трансцендентную природу Кришны, он дожен обратиться к личности, действительно обладающей сознанием Кришны. Человеку следует не гордиться своим материальным происхождением, материальным богатством, материальной образованностью и красотой, а с помощью всего этого попытаться покорить ум человека, достигшего высот в науке сознания Кришны. Тот, кто подходит к осознавшему Кришну, думая, что осчастливит его этим, имеет неверное представление об этой науке. Человек должен обращаться к сознающему Кришну с предельным смирением и задавать ему уместные вопросы. Если же идти к нему только с тем, чтобы бросить ему вызов, то такой возвышенный, сознающий Кришну человек не сможет ничем помочь. Самодовольный, вызывающе настроенный человек ничего не сможет получить от личности, сознающей Кришну. Он так и останется при своем материальном сознании. Хотя Господь Чайтанья принадлежал к высокому брахманскому роду и находился на высшей совершенной стадии жизни, будучи санньяси, Своим поведением Он показал, что даже человек занимающий высокое положение должен, не колеблясь, брать уроки у Рамананды Раи, хотя Рамананда, как будто, находился в статусе домохозяина и по происхождению был ниже, чем брахман.
Тем самым Господь Чайтанья ясно показал, что искренний ученик никогда не обращает внимания на то, в какой семье родился его духовный учитель, ему все равно родился он в семье брахмана или в семье кшатрия, санньяси он, брахмачари или кто-то еще. Любого, кто способен учить людей науке о Кришне, нужно считать гуру.
Разбираемся с экспертом: что такое трансформационные игры и как они помогают добиваться целей
Создательница трансформационной игры «Гоа Сар», коуч, художник, автор системы архетипов «Колесо года» Наталья Лапидус рассказала, как, играя, можно определить свои потенциалы, построить стратегию реализации поставленных задач и радикально поменять жизнь.
Наталья Лапидус
Коуч, художник, автор трансформационной игры «Goah Sahr: тайная тропа» и системы архетипов «Колесо года»
Как и почему появились появились т-игры?
Психология сегодня выполняет глубоко утилитарную функцию: работающие в этой сфере люди играют роль «дворников», избавляющих остальных от лишнего информационного шума и бесконечных историй, рождающихся в голове. И хотя у психологов есть масса инструментов, их оказалось недостаточно.
Особенность трансформационных игр
Согласитесь, большинство из вас с радостью согласится поиграть, но вряд ли испытает положительные эмоции, услышав термин «психическая диагностика». Именно этот детский «якорь» делает т-игры такими востребованными. Это очень легкий инструмент, позволяющий без стресса поднять «камни» нашего бессознательного.
Форматы проведения т-игр
Важной особенностью групповой игры является «живое» поле смыслов: все участники выносят на обсуждение те образы и вопросы, которыми готовые поделиться.
Такое поле создает возможность получить ответ более, чем на один запрос и само по себе оказывает глубокий терапевтический эффект. При этом у каждого участника есть возможность играть в пассивной позиции, наблюдая за игрой других и молча подбирая свои смыслы.
Любая игра может также проводиться в онлайн и оффлайн форматах. Результаты игр не зависят от формата проведения, однако вы можете выбрать удобный вам вариант. Онлайн-формат значительно увеличивает возможности участия, хотя и создает определенные ограничения: участникам предлагаются альтернативные полю, кубикам и картам решения.
Из каких элементов состоят т-игры?
Состав комплекта может отличаться, но чаще всего вы встретите: игровое поле, набор фишек, кубиков и карточек. Поле выступает в роли структуры, по которой двигается человек. Оно состоит из ячеек, каждой из которых присвоен номер и определенный смысл (значение или задание). Человек рандомно двигается по полю, собирая значимые для себя смыслы. Все поля разные и представляют собой уникальный авторский сценарий и дизайнерское решение.
Карты могут быть и более сложные: с образами и названиями, предлагающие человеку выбор, на что ориентироваться. Не менее часто применяются карточки исключительно с цитатами или вопросами. В любом случае задачей карт является обратить внимания человека на те зоны, которые ему недоступны, расширить личную историю.
Особые правила и дополнительные элементы игры. Это всегда элемент неожиданности: остановки, выход из игры, переходы, возвращение назад, использование особых ресурсов или подсказок, сценарии проведения, награды и достижения. Все это добавляет интерес и определенное «волшебство» в игру, а также удерживает внимание игрока на задаче.
Как проходят т-игры?
Т-игры всегда начинаются с презентации самой игры и запросов участников. После чего вас попросят выбрать фишку и занять стартовую позицию. Ходы совершаются по очереди каждым игроком. При этом отводится определенное время на общение игрока с ведущим по поводу обозначенного запроса.
В отдельных случаях вас могут попросить вытащить дополнительную карту, бросить специальные кубики или послушать обсуждение вашего запроса другими участниками. В момент, когда вы находите какое-то решение, вас оставляют его зафиксировать или дают дополнительное задание.
Роль ведущего про процессе игры
Можно ли играть без ведущего? Да, можно. Вы можете купить игру, разложить ее дома и получить ответы на собственные вопросы. Но в 90% случае они будут очевидными для вас и недостаточно широкими, чтобы найти выход. Объясняется это просто: вы будете мыслить из комфортной для себя зоны. Результат вас вряд ли удовлетворит.
Даже если вы на игре промолчали, это уже первый шаг к успеху. Вынося свою проблему из внутреннее пространства во внешнее, решить ее гораздо проще.
Какие задачи решают т-игры?
Абсолютно разные! Среди авторов и игроков очень популярны те, которые позволяют проработать совершенно «земные» вопросы. Например, как похудеть, решить финансовые проблемы или завести отношения. Очень красиво разворачиваются игры с первоначальным тематическим запросом. Например, «Как осуществить мечты?». Или игры, посвященные вопросам самопознания. Они строятся на известных методах: астрология, языки, дизайна человека и т.д.
Немало, однако, и универсальных игр. В них можно зайти с любым запросом. При этом они проще по архитектуре, однако действительно качественные универсальные игры снабжены большим количеством игровых моментов. Иными словам обладают сложной игровой механикой и работают за счет неожиданных поворотов сценариев. Как правило, исключение во всех играх составляют вопросы здоровья и воли другого человека.
В игре важно не только понять сферу своего запроса (финансы, отношения, работа), но и поставить вопрос. Например, что мне мешает построить гармоничные отношения? Как мне найти работу своей мечты? Почему не получается заработать на покупку недвижимости?
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ: ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ИГРЫ РАДХИ И КРИШНЫ
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ: ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ИГРЫ РАДХИ И КРИШНЫ
Между обычной религиозной деятельностью и преданным служением существует громадная разница. Исполнение религиозных ритуалов может принести человеку экономическое процветание, чувственные удовольствия или освобождение (слияние с бытием Всевышнего), но результаты трансцендентного преданного служения коренным образом отличаются от этих преходящих благ. Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и является источником растущего трансцендентного наслаждения. Следовательно, преданное служение и обычные религиозные обряды приносят совсем разные плоды. Великая божественная энергия, именуемая Джададхиштхатри или Махамайей и управляющая материальным миром, полубоги, которые ведают разными сферами жизни в этом мире, а также продукты деятельности внешней энергии Верховного Господа — не более чем искаженные отражения великолепия Всевышнего. Полубоги фактически исполняют повеления Верховного Господа, участвуя в управлении материальным миром. В «Брахма-самхите» (5.44, 52, 49) говорится, что деяния Дурги, которая обладает величайшей властью в этом мире, являются лишь тенью деяний Верховного Господа; Солнце подобно глазу Верховного Господа, а Брахма, словно драгоценный камень, отражает свет Верховного Господа. Таким образом, сама внешняя энергия, Дургадеви, а также все полубоги и остальные управляющие различными сферами жизни в материальном мире — всего лишь слуги Верховного Господа.
В духовном мире есть другая энергия. Это высшая, духовная, внутренняя энергия, именуемая Йогамайей. Она тоже действует под руководством Господа, но в духовном мире. Живое существо, отдавшее себя в распоряжение Йогамайи, а не Махамайи, постепенно становится преданным слугой Кришны. Те же, кто стремится к материальному богатству и материальному счастью, ищут покровительства материальной энергии, Махамайи, или материальных полубогов, таких как Господь Шива и другие. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что гопи Вриндавана хотели, чтобы Кришна стал их мужем, и молились об этом духовной энергии, Йогамайе. С другой стороны, в «Сапта-шати» рассказывается о том, как царь Суратха и торговец по имени Самадхи, находясь под влиянием гун материальной природы, ради обретения мирских богатств поклонялись Махамайе. Следовательно, приравнивать Йогамайю к Махамайе — это ошибка.
Поскольку положение Господа абсолютно, нет разницы между святым именем Господа и Самим Господом. Верховного Господа называют по-разному: Параматма (Сверхдуша), Брахман (Верховный Абсолют), Сриштикарта (Творец), Нараяна (трансцендентный Господь), Рукмини-Рамана (супруг Рукмини), Гопинатха (тот, кто наслаждается гопи), Кришна. У Господа много имен, и они обозначают Его различные проявления. Проявление Верховного Господа в образе Творца отличается от Его проявления в образе Нараяны. Некоторые из имен Господа, указывающих на Него как на Творца, придуманы материалистичными людьми. Просто понимать, что Бог является Творцом, недостаточно для того, чтобы в полной мере познать природу Верховной Личности Бога. Создание материального мира — это функция внешней энергии Верховного Господа, поэтому представление о Боге как о Творце включает в себя лишь Его внешнее проявление. А когда мы называем Верховного Господа Брахманом, в этом нет понимания Его шести достояний. Тому, кто постиг Брахман, еще не открылись во всей своей полноте шесть достояний Господа, а также вечность, знание и блаженство. Поэтому постижение Брахмана тоже не дает полного знания о Верховном Господе. Постичь Параматму, Сверхдушу, тоже не значит постичь Верховную Личность Бога в полной мере, ибо присутствие Верховного Господа во всем — это лишь частичное проявление Его величия.
Неполными являются даже трансцендентные отношения с Нараяной на Вайкунтхе, поскольку находящиеся там преданные неспособны понять отношения между Кришной и Его преданными на Голоке Вриндаване. Те, кто предан Кришне, не находят удовольствия в служении Нараяне: преданное служение Кришне столь привлекательно, что они не желают поклоняться никакой другой форме Бога. Так, гопи Вриндавана не хотят видеть в Кришне Рукмини-Раману, супруга Рукмини, и не называют Его этим именем. Во Вриндаване Кришну называют Радха-Кришной, то есть Кришной, который является собственностью Радхарани. Хотя с обычной точки зрения имена Рукмини-Рамана и Радха-Кришна равноценны, в духовном мире эти имена указывают на разное понимание определенных аспектов трансцендентной личности Кришны. Человек, приравнивающий такие имена, как Радха-Рамана и Радха-Кришна, к другим именам Верховного Господа, в том числе Рукмини-Рамана, Нараяна и т.д., допускает ошибку, которая называется расабхасой, «смешением вкусов». Для знающих, проницательных преданных такое смешение неприемлемо, ибо оно противоречит философии чистого преданного служения. Недалекие же люди думают, что неприятие расабхасы — это проявление фанатизма.
Шри Кришна, Верховная Личность Бога, является средоточием всей красоты, и всё же преданные считают, что, когда Кришна находится в окружении девушек Враджа, где Его называют Гопиджана-Валлабхой, Его совершенство и красота достигают апогея. Никто из преданных не может наслаждаться красотой Верховного Господа больше, чем девушки Враджа. В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.6) говорится, что, хотя Кришна, сын Деваки, Своей красотой намного превосходит любого, находясь среди гопи, Господь кажется еще прекраснее, словно великолепнейший драгоценный камень в божественной золотой оправе. Господь Чайтанья согласился с тем, что постичь Кришну как возлюбленного гопи — это высшая ступень познания Бога, и тем не менее попросил Рамананду Рая продолжать.
Рамананда Рай ответил, что его впервые просят, говоря о Кришне, объяснить нечто более глубокое, нежели отношения гопи с Кришной. Затем он сказал, что, хотя Кришну и девушек Враджа, несомненно, связывают очень близкие трансцендентные отношения, самыми совершенными из них являются любовные отношения Радхарани и Кришны. Для обычного человека непостижим божественный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи, а тем более экстаз трансцендентной любви Кришны и Радхарани. Но, если попытаться следовать по стопам гопи, можно достичь наивысшей стадии трансцендентной любви. Тот, кто хочет возвыситься до такого духовного совершенства, должен идти по стопам девушек Враджа, став их помощницей — служанкой гопи.
Господь Чайтанья проявлял настроение, в котором находилась Шримати Радхарани, когда Она встретилась на Курукшетре с Кришной, прибывшим туда из Двараки. Никто из обычных людей не способен на такую трансцендентную любовь, и потому не следует имитировать это высочайшее совершенство, явленное Чайтаньей Махапрабху. Однако тем, кто желает общаться с Кришной и Радхарани, рекомендуется следовать по стопам гопи. В «Падма-пуране» говорится, что Радхарани для Кришны дороже всех остальных гопи, а озеро, носящее название Радха-Кунда, столь же дорого Кришне, как и Сама Радхарани. В «Шримад-Бхагаватам» (10.30.28) также сказано, что Радхарани и гопи совершают самое возвышенное любовное служение Господу и что Господь чрезвычайно доволен ими, поэтому Он не хочет расставаться со Шримати Радхарани.
Когда Рамананда Рай заговорил о любовных отношениях Кришны и Радхарани, Господь Чайтанья сказал: «Продолжай, продолжай, Я с огромным удовольствием слушаю эти описания любовных отношений между Кришной и гопи, как будто река нектара течет из твоих уст». И Рамананда Рай поведал о том, как Кришна, танцуя со всеми гопи, подумал: «Я не уделяю особого внимания Радхарани». Пока Радхарани находилась среди других гопи, Кришна не мог проявлять намного больше любви к Ней, чем к остальным. Поэтому Он похитил Радхарани с места, где проходил танец раса, и явил Ей особую благосклонность.
Объяснив это, Рамананда Рай сказал Господу Чайтанье: «Давай же насладимся описаниями трансцендентных любовных отношений Радхи и Кришны. Ничто в материальном мире не сравнится с этими отношениями». Рамананда Рай стал рассказывать о том, как во время танца раса Радхарани внезапно покинула поляну, на которой проходил этот танец, словно была разгневана тем, что Ей не уделяется особого внимания. Чтобы достичь цели танца раса, Кришне нужно было видеть Радхарани, и, когда Радхарани исчезла, Кришна сильно опечалился и отправился на Ее поиски. В «Гита-Говинде» есть красивый стих, в котором говорится, что враг Камсы, Кришна, хотел запутаться в любовных отношениях с женщинами, поэтому Он просто поместил Радхарани в Свое сердце и покинул остальных девушек Враджа. А в следующем стихе описывается, как Кришна, очень расстроенный и обеспокоенный отсутствием Радхарани, принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не найдя Радхарани, Он вошел в лесные заросли Вриндавана и стал сокрушаться. Рамананда Рай отметил, что тот, кто обсуждает смысл этих двух особенных стихов «Гита-Говинды» (3.1–2), ощутит несравненный нектар любовных отношений Радхи и Кришны. Хотя было много других гопи, с которыми Кришна мог танцевать, больше всего Ему хотелось танцевать с Радхарани. Во время танца раса Кришна, распространив Себя во множество форм, находился между каждыми двумя гопи, но главным образом Он присутствовал рядом с Радхарани. И все же Радхарани была недовольна поведением Кришны. В «Уджвала-ниламани» есть такие слова: «Любовь подобна движению змеи. Состояние ума юных влюбленных бывает двух видов: вызванное какой-то причиной и не имеющее никаких причин». Итак, когда Радхарани, рассерженная тем, что Ей не было оказано особого внимания, покинула место, где проходил танец раса, Кришна, не видя Ее среди гопи, был крайне огорчен. Танец раса действительно совершенен, если в нем участвует Радхарани. Поэтому, когда Кришна заметил, что Она отсутствует, Он счел этот танец прерванным и отправился искать Радхарани. Не найдя Ее нигде, Он очень расстроился. Это означает, что, даже находясь в окружении всех остальных гопи, Кришна не мог наслаждаться Своей энергией блаженства. Но в присутствии Радхарани Он был полностью удовлетворен.
Когда Рамананда Рай дал это описание трансцендентной любви Радхарани и Кришны, Господь Чайтанья признался: «Я пришел к тебе, чтобы постичь трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны, и Я очень рад, что ты так замечательно их описал. Из твоих слов Я понял, что отношения между Кришной и Радхой и есть высочайшая любовь». Тем не менее Господь Чайтанья попросил Рамананду Рая рассказать Ему еще кое-что: «Какова трансцендентная природа Кришны и Радхарани, а также тех чувств, которые Они испытывают друг к другу? Что представляет собой Их любовь? Если ты согласишься объяснить Мне все это, Я буду тебе очень признателен. Никто, кроме тебя, не способен объяснять такие вещи».
«Я ничего об этом не знаю, — с глубочайшим смирением ответил Рамананда Рай. — Я просто произношу слова, которые Ты вкладываешь в мои уста. Ты — Сам Кришна, и все же Тебе доставляет удовольствие слушать, как я рассказываю о Кришне. Прости, пожалуйста, если у меня это плохо получается. Я лишь пытаюсь выразить то, что Ты побуждаешь меня сказать».
«Я санньяси-майявади, — возразил Господь Чайтанья, — и незнаком с трансцендентными свойствами преданного служения. В общении с великим Сарвабхаумой Бхаттачарьей Мой ум очистился, и теперь Я пытаюсь понять природу преданного служения Господу Кришне. Бхаттачарья посоветовал Мне встретиться с тобой, чтобы Я смог постичь Кришну. Он даже сказал, что ты — единственный, кто что-то знает о любви к Кришне. Я пришел к тебе по совету Сарвабхаумы Бхаттачарьи, так что, пожалуйста, не колеблясь, поведай Мне о сокровенных отношениях Радхи и Кришны».
Так Господь Чайтанья фактически поставил Себя по отношению к Рамананде Раю в зависимое положение. В этом Его поступке заключен глубокий смысл. Тот, кто всерьез стремится постичь трансцендентную природу Кришны, должен обратиться к человеку, который по-настоящему богат сознанием Кришны. Не следует гордиться своим материальным происхождением, материальным богатством, материальным образованием, материальной красотой и пытаться с помощью всего этого произвести впечатление на тех, кто глубоко постиг науку сознания Кришны. Тот, кто приходит к человеку, обладающему сознанием Кришны, надеясь снискать его расположение своими материальными достоинствами, имеет неверное представление об этой науке. Нужно задавать такому человеку уместные вопросы, обращаясь к нему очень смиренно, а не с вызовом. Если с вызовом обращаться к таким возвышенным личностям, толку от этого будет очень мало. Гордец, с вызовом относящийся к человеку, который обладает сознанием Кришны, не сможет от него что-либо получить и так и останется в материальном сознании. Господь Чайтанья родился в семье, принадлежащей к высокой брахманской касте, и, будучи санньяси, находился на высшей ступени совершенства. Но, даже занимая столь высокое положение, Он, чтобы показать всем пример, без всяких колебаний обратился за наставлениями к Рамананде Раю, хотя тот принадлежал к более низкому сословию, чем брахманы, и выступал в роли грихастхи.
Тем самым Господь Чайтанья ясно показал, что для искреннего ученика не имеет никакого значения, происходит ли его духовный учитель из семьи возвышенных брахманов или же из семьи кшатриев, является ли он санньяси высокого ранга, или брахмачари, или кем-то еще. Любого, кто может объяснить нам науку о Кришне, мы должны принять в качестве гуру.
Читайте также
Глава тридцатая
Глава тридцатая Краткое, врачебное больше, обозрение устроения нашего телаНо, хотя точному устройству нашего тела учит каждый сам себя, имея учителем собственное свое естество в том, что он видит, живет и чувствует, однако же, можно узнать в точности все и тому, кто возьмет
Глава тридцатая. О Цинпа-ценпо, или «Великом Милостынедателе», ходившем за море
Глава тридцатая. О Цинпа-ценпо, или «Великом Милостынедателе», ходившем за море Так было однажды услышано мной. Победоносный пребывал в Раджагрихе, на Коршуньей скале, в окружении монашеской общины, состоявшей из двенадцати с половиной сотен монахов высшего духовного
Младенческие игры Кришны и Баларамы и жалобы гопи
Младенческие игры Кришны и Баларамы и жалобы гопи Пока в Гокуле происходили все описанные чудеса, Васудева тайно встретился со своим семейным священником Гарга Муни и попросил его отправиться туда, чтобы провести церемонию наречения именем и дать благословения детям
Глава XI Игры и правила
Глава XI Игры и правила Одно дело — исходить из наличия самосознания; исходить же из существования мира — другое. Если мы явным образом не хотим пренебречь здравым смыслом, невозможно, однако, не исходить одновременно из реальности того и другого.Повторяю: между познающим
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ Описание пагубных последствий кармической деятельности
Глава тридцатая. О монахе, избавленном от демона
Глава тридцатая. О монахе, избавленном от демона В один день, когда святой муж шел во храм блаженного Иоанна, построенный на самой вершине горы, на пути встретился с ним древний враг в образе лошадиного коновала, который нес рог и треножник [10]. Когда святой муж спросил его:
Глава тридцатая. Об арианском храме в Риме, освещенном для православных
Глава тридцатая. Об арианском храме в Риме, освещенном для православных Расскажу тебе и о том, какие знамения два года тому назад Божественное милосердие показало в нашем городе в осуждение той же арианской ереси. Эти обстоятельства частию известны народу, частию же
Глава тридцатая. О смерти царя Феодорика арианина
Глава тридцатая. О смерти царя Феодорика арианина Григорий. Если ты с таким трудом убедился, то надеюсь в вознаграждение за труд умножить твою веру, когда расскажу тебе то, что сам слышал от людей, заслуживающих доверия. Юлиан, второй апокрисиарий Римской Церкви, которой я
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ Как диавол утверждает грешников в рабстве греху?Когда диавол держит кого в рабстве греху, то преимущественно заботится о том, чтоб все более и более омрачать его духовным ослеплением, отгоняя от него всякий добрый помысл, могущий привести его в сознание
Глава 11 Детские игры Кришны.
Глава Тридцатая Исчезновение династии Йаду
Глава Тридцатая Исчезновение династии Йаду 1. Царь Парикшит сказал: После того, как великий преданный Уддхава отправился в лес, что делал в городе Двараке Верховная Личность Бога, защитник всех живых существ?2. После того, как Его собственная династия встретила
Глава тридцатая ДАТСКИЕ ВИКИНГИ
Глава тридцатая ДАТСКИЕ ВИКИНГИ Три мурманских корабля плывут на юг вдоль западных датских берегов. Датские берега не похожи на норвежские, здесь не видать ни гор, ни скал, песчаные просторы отделяют от моря ровные зеленые луга и буковые рощи.Здесь хозяйничают все, кому
Глава тридцатая УБИЙЦЫ ИЗОБЛИЧЕНЫ
Глава тридцатая УБИЙЦЫ ИЗОБЛИЧЕНЫ Костыга с Карком даже не пробуют запираться. Когда Оскольдовы дружинники явились к ним в конюшню вместе с Кротом и другими конюхами и велели выкопать Вадин венчик, они сразу поняли, что их песенка спета.Суд происходит на вольном воздухе,