Трансценденталистское понимание жизни утверждает что

Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя

Варламова Дарья

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что находится за порогом восприятия, что общего у Бога с числом и почему трансцендентность и трансцендентальность — не одно и то же.

Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Это понятие произошло от латинского transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма — основатель направления Плотин создал учение о Едином — всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» — объясняет философ.

Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики вещей-в-себе, существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности — имманентность: она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен — мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.

Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме

Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число — это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.

Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению — «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме — при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.

Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека — трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к запредельному.

Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» — это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик — он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.

Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно — «трансцендентальной».

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с трансцендентным».

Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».

Источник

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой)
Глава 25. Трансцендентализм.

ГЛАВА 25.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

Скоро идеи трансцендентализма получают заметное распространение и резонанс. Лекции Эмерсона собирали многочисленную аудиторию по всей стране. Именно он стал главным идеологом нового течения, которое положило начало американской философской мысли и оказало заметное влияние на формирование национального характера и самосознания.

Трансценденталисты отвергают tabula rasa Д. Локка и роль эмпирического опыта. Из современных европейских философских учений большое значение для выработки представлений трансценденталистов о мире имели идеи Шеллинга, Фихте, Якоби. При этом немецкие философские теории воспринимались в США через посредничество их английских интерпретаторов, в первую очередь С. Т. Колриджа и Т. Карлейля. В европейских философских теориях они увидели и взяли то, что отвечало их собственному мироощущению и взглядам, сложившимся под воздействием национальных религиозно-этических учений и социальной действительности Америки XIX в. К первым относится прежде всего унитарианство, новоанглийское либеральное религиозное течение, отвергнувшее теократический режим официальной церкви и репрессивную мораль ортодоксального пуританства. Унитарианцы выдвинули новое, гуманистическое представление о человеке и его месте в мире. Кроме того, трансцендентализм остается связанным с религиозно-философской традицией новоанглийского пуританства в целом, которой они обязаны особым интересом к этической проблематике, символизмом мироощущения, моральным дидактизмом. [357]

Идеи трансцендентализма легли в основу нескольких социальных экспериментов в США в XIX в. В 1841 г. группа членов «Трансцендентального клуба» и близких к ним литераторов (среди них был и Н. Готорн) под руководством Дж. Рипли организовали на началах фурьеризма коммуну Брук Фарм. Члены коммуны пытались на практике осуществить принципы трудовой кооперации, сочетания умственного и физического труда, опрощения, отношений братского сотрудничества. Коммуна Брук Фарм просуществовала до 1847 г. Однако главной задачей трансцендентализма было не социальное реформаторство, а обновление и самосовершенствование отдельной личности. Не случайно Эмерсон не принял участия в жизни коммуны. [358]

В большей или меньшей степени взглядам всех трансценденталистов присущ акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур. Этот романтический индивидуализм запечатлен в ярком афоризме М. Фуллер «Не человек для общества, а общество для человека», многочисленных высказываниях Эмерсона, Торо и других членов клуба.

«диалоге» с Эмерсоном, Торо, Фуллер и их друзьями.

Наследие трансцендентализма и в XX в. продолжает активно участвовать в идейной борьбе. К нему обращаются духовный вождь Индии М. Ганди и лидер борьбы американских негров М. Л. Кинг. Имя Торо становится чрезвычайно популярным в среде бунтующей молодежи’ западных стран в 60-е годы. Кризис индивидуалистической психологии, вылившийся в стихию вседозволенности, заставляет вновь и вновь возвращаться к взрывоопасной доктрине «доверия к себе». Споры вокруг трансцендентализма не утихают.

Писатель, мыслитель, моралист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон наложив на него отчетливый отпечаток.

Эмерсон родился в г. Бостоне в семье унитарианского священника. В 1821 г. он окончил Гарвардский университет, принял сан священника, в 1829 г. стал пастором в Бостоне. Но в 1832 г., осознав, что требования, предъявляемые официальной религией, идут вразрез с его убеждениями, Эмерсон оставляет пасторскую кафедру, чтобы посвятить себя литературному труду и свободным поискам «правильной жизни». В 1832- 1833 гг. он совершил свое первое путешествие в Европу. Самым ярким впечатлением стала встреча с писателем Т. Карлейлем, в котором он нашел родственную душу и благодаря общению с которым укрепился в своих мыслях.

Отсюда следует знаменитый тезис о «доверии к себе» как главном принципе в отношении личности к миру. Священна одна лишь цельность и независимость духа в каждом человеке: «Освободись, обрети свободу самому себе, и весь мир будет тебе рукоплескать».

Каковы истоки этой индивидуалистической утопии? Их несколько. Здесь и присущая всему мировому романтизму апология личности, продолжившая ренессансное «открытие „Я»». Это и наследие протестантизма, всегда стремившегося утвердить личностный характер отношений верующего и Бога и часто не признававшего ни светской власти, ни церковных посредников. Это и жизненный опыт американских колонистов, которых сами условия жизни в Новом Свете учили полагаться на собственные силы, а государственный контроль воспринимать как досадную помеху.

«винтик», против конформизма и обывательщины. Но здесь таилась опасность, которой не избежал принцип «доверия к себе», ибо, с другой стороны, в нем заложена возможность обосновать любой индивидуалистический инстинкт, любое эгоистическое действие ссылкой на «внутренний голос».

Необходим дифференцированный подход к этическому учению Эмерсона в разные периоды истории США. В десятилетия, предшествовавшие Гражданской войне, романтический индивидуализм трансценденталистов имел прогрессивное значение, утверждал ценность человеческой личности, звал к свободе мысли и чувства. Но позднее он претерпевает существенное переосмысление. Более того, на этом этапе капиталистическое общество без особого труда интегрирует в себя романтический индивидуализм, выхолащивая его критический заряд и, наоборот, усиливая заложенную в нем антиобщественную и антидемократическую тенденции. А это, по сути дела, служит средством стабилизации существующего порядка. В результате то, что в 30-40-х годах являлось [362] средством романтической критики действительности, в послевоенные годы и позднее могло быть и было использовано для оправдания лозунга «каждый за себя».

Насколько общество, сводящее человеческие отношения к «обмену новостями из одной и той же тарелки», губительно воздействует на человека, настолько общение с природой целительно для него.

В нравственно-философской прозе Эмерсона общефилософские концепции прилагаются к повседневному человеческому опыту. Он широко использует символику и риторику совместно с наглядными примерами из житейской практики, изложенными ясным, сжатым языком, нередко включающим элементы разговорной речи.

В целом Эмерсону присущ демократический взгляд на литературу. Слово писателя, по мнению Эмерсона, должно быть рождено народом и служить народу.

Технические новшества, по мысли Торо, несут лишь новую эксплуатацию и гнет. Кроме того, механические игрушки, полагает он, отвлекают человечество от нравственного самопознания и самосовершенствования.

«. мне хотелось бы, чтобы на свете было как можно больше различных людей и чтобы каждый старался найти свой собственный путь. Пусть юноша строит, сажает или уходит в море, пусть только ему не мешают делать то, что ему хотелось бы». Торо призывает каждого человека не шагать в такт звучащим вокруг маршам, а прислушиваться к внутреннему голосу, который и есть голос совести. Отсюда вытекает идея «гражданского неповиновения»: человек имеет право, более того, это его долг,- не подчиняться тем законам, которые противоречат его чувству справедливости.

Вся жизнь и творчество Торо поражают абсолютной искренностью и цельностью. Его пример возвышает и облагораживает. «Читал Торо и духовно поднялся»,- записал в дневнике Л. Н. Толстой.

Источник

Трансцендентализм ставит субъективную интуицию выше объективной. эмпиризм. Приверженцы верят, что люди способны генерировать совершенно оригинальные идеи с небольшим вниманием и уважением к прошлым мастерам. Он возник как реакция, протест против общего состояния интеллектуализм и духовность в это время. [4] Доктрина Унитарный церковь, как учили в Гарвардская школа богословия был тесно связан.

Трансцендентализм возник из «английского и немецкого языков». Романтизм, библейская критика Иоганн Готфрид Гердер и Фридрих Шлейермахер, скептицизм Дэвид Хьюм», [1] и трансцендентальная философия Иммануил Кант и Немецкий идеализм. Миллер и Верслуис считают Эмануэль Сведенборг и Якоб Бёме как всепроникающее влияние на трансцендентализм. [5] [6] Также на него сильно повлияли Индуистский тексты по философии разума и духовности, особенно Упанишады.

Содержание

Происхождение

Трансцендентализм тесно связан с Унитаризм, доминирующее религиозное движение в Бостоне в начале девятнадцатого века. Он начал развиваться после того, как унитаризм утвердился в Гарвардский университет, после выборов Генри Уэр в качестве профессора богословия Холлиса в 1805 г. Джон Торнтон Киркланд в качестве президента в 1810 году. Трансцендентализм не был отказом от унитаризма; скорее, она возникла как органическое следствие упора унитариев на свободную совесть и ценность интеллектуального разума. Трансценденталистов не удовлетворили трезвость, мягкость и спокойный рационализм унитаризма. Вместо этого они стремились к более интенсивному духовному опыту. Таким образом, трансцендентализм родился не как движение против унитаризма, а как параллельное движение самим идеям, внесенным унитарианцами. [7]

Трансцендентальный клуб

Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть картинку Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Картинка про Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что

Трансцендентализм стал последовательным движением и сакральной организацией с основанием Трансцендентальный клуб в Кембридж, Массачусетс8 сентября 1836 года видными интеллектуалами Новой Англии, в том числе Джорджем Патнэмом (унитарианский министр), [8] Ральф Уолдо Эмерсон, и Фредерик Генри Хедж. Среди других членов клуба Амос Бронсон Олкотт, Орестес Браунсон, Теодор Паркер, Генри Дэвид Торо, Уильям Генри Ченнинг, Джеймс Фриман Кларк, Кристофер Пирс Кранч, Convers Francis, Сильвестр Джадд, и Джонс Очень. Включены женщины-члены София Рипли, Маргарет Фуллер, Элизабет Пибоди, Эллен Стерджис Хупер, и Кэролайн Стерджис Таппан. С 1840 года группа часто публиковала в своем журнале Циферблат, наряду с другими площадками.

Вторая волна трансценденталистов

Верования

Трансценденталисты твердо верят в силу личности. В первую очередь это касается личной свободы. Их верования тесно связаны с верованиями Романтики, но отличаются попыткой принять или, по крайней мере, не противостоять эмпиризму науки.

Трансцендентное знание

Трансценденталисты желают основывать свою религию и философию на принципах, основанных на немецких принципах. Романтизм из Иоганн Готфрид Гердер и Фридрих Шлейермахер. Трансцендентализм объединил «английский и немецкий романтизм», библейскую критику Гердера и Шлейермахера, скептицизм Юм», [1] и трансцендентальная философия Иммануил Кант (и из Немецкий идеализм в более общем смысле), интерпретируя кантовское априори категории как априори знания. Ранние трансценденталисты в значительной степени были незнакомы с Немецкая философия в оригинале и опирался прежде всего на труды Томас Карлайл, Сэмюэл Тейлор Кольридж, Виктор Кузен, Жермен де Стальи других английских и французских комментаторов за их знание. Трансцендентальное движение можно охарактеризовать как американский продукт английского романтизма. [ нужна цитата ]

Индивидуализм

Индийские религии

Трансцендентализм находился под прямым влиянием Индийские религии. [16] [17] [примечание 1] Торо в Walden прямо говорил о долге трансценденталистов перед индийскими религиями:

Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть картинку Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Картинка про Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что

Утром я погружаю свой интеллект в грандиозную и космогональную философию Бхагават Гита, с тех пор как составили годы богов, и по сравнению с которым наш современный мир и его литература кажутся ничтожными и тривиальными; и я сомневаюсь, что эту философию нельзя отнести к предыдущему состоянию существования, настолько далека ее возвышенность от наших представлений. Я кладу книгу и иду к своему колодцу за водой, и вот! там я встречаю слугу Брамин, священник Брахма, и Вишну и Индра, который все еще сидит в своем храме на Ганге и читает Веды, или обитает у корня дерева со своей коркой и кувшином для воды. Я встречаю его слугу, пришедшего за водой для своего господина, и наши ведра как бы решены вместе в одном колодце. Чистая вода Уолдена смешана со священной водой Ганги. [18]

В 1844 г. был выпущен первый английский перевод Лотос Сутра был включен в Циферблат, издание трансценденталистов Новой Англии, переведенное с французского автора Элизабет Палмер Пибоди. [19] [20]

Идеализм

Трансценденталисты расходятся в своих интерпретациях практических целей воли. Некоторые приверженцы связывают это с утопическими социальными изменениями; Браунсон, например, связывали его с ранним социализмом, но другие считают его исключительно индивидуалистическим и идеалистическим проектом. Эмерсон верил последнему. В своей лекции 1842 г. «Трансценденталист», он предположил, что цель чисто трансцендентального взгляда на жизнь была невозможна на практике:

Важность природы

Трансценденталисты глубоко признательны и ценят природу не только в эстетических целях, но и как инструмент для наблюдения и понимания структурированной внутренней работы природного мира. [4] Эмерсон подчеркивает трансцендентальную веру в целостную силу природного ландшафта в Природа:

Сохранение нетронутого мира природы также чрезвычайно важно для трансценденталистов. Идеализм, который является основным убеждением трансцендентализма, приводит к врожденному скептицизму капитализм, расширение на запад, и индустриализация. [22] Еще в 1843 г. Лето на озерах, Маргарет Фуллер отметила, что «благородные деревья уже исчезли с этого острова, чтобы накормить этот котелок». [23] а в 1854 г. Уолден, Торо рассматривает поезда, которые начинают распространяться по американскому ландшафту, как «крылатого коня или огненного дракона», который «окропляет всех неугомонных людей и плавающих товаров в стране на семена». [24]

Источник

Трансценденталистское понимание жизни утверждает что

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Смотреть картинку Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Картинка про Трансценденталистское понимание жизни утверждает что. Фото Трансценденталистское понимание жизни утверждает что

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (die Transzendentalphilosophie) – более узкое обозначение для трансцендентализма; оба термина употребляются, однако, и как синонимы. Трансцендентализм есть 1) обозначение теоретико-познавательной позиции; 2) краткая форма для обозначения т.н. американского трансцендентализма; 3) характеристика взглядов ряда философов (трансцендентализм Канта, Гуссерля и т.д.); 4) широкое историко-философское течение, ставящее в центр своего исследования понятие трансцендентального и отчасти трансцендентного, занимающееся выяснением условий и границ нашего познания, условием объективности и интерсубъективности знания и познания, но имеющее, однако, тесную связь с онтологией и метафизикой. Философские направления, имеющие отчетливо выраженные трансценденталистские интенции, использующие трансцен-денталистскую терминологию или разрабатывающие трансценденталистскую проблематику, составляют трансцендентализм в широком смысле. Трансцендентальная философия как те варианты философии, которые пытаются систематически и целостно реализовать основные идеи трансцендентализма, является трансцендентализмом в узком смысле. В трансцендентальной философии радикализуется проблема выхождения за границы в процессе нашего познания и осуществляется рефлексия по этому поводу. Для трансцендентальной философии наиболее важным вопросом оказывается интерпретация априорного и опыта, а также соотношение трансцендентального и трансцендентного.

Истоки трансцендентальной философии лежат в средневековом учении о трансценденталиях. Еще Дунс Скот понимал метафизику как трансцендентную науку (scientia transcendens), поскольку в ней идет речь о знании сущего, превосходящем категории. Ф.Суарес подчеркивал, что предметом метафизики является не сущее, разделенное на аристотелевские категории, а более универсальные, трансцендентальные атрибуты. И.Г.Альстед понимал учение о трансценденталиях как metaphysica generalis, а учение о предикаментах как metaphysica specialis; как термин у него присутствовало выражение «trans-cendentium doctrina». И.Шарф называл метафизику трансцендентальной теорией (theoria transcendentalis). X.Кнор фон Розенрот применял словосочетание «doctrina transcendentalis», И.X.Мирус и Ф.А.Аэпинус – выражение «Philosophia transcendentalis», В.Фойерляйн – «disciplina transcendentalis». И.H.Тетенс утверждает: «Общая трансцендентальная (transcendente) философия, которую называют основной наукой, онтологией, и которая занимается только такими основоположениями, которые являются более высокими и общими, чем понятия телесных вещей, с одной стороны, и понятия имматериальных предметов, данных нам только посредством внутреннего ощущения, с другой стороны, есть единственная собственная наука» (Tetens J.N. Über die allgemeine spekulativische Philosophie. – Idem. Über die allgemeine spekulativische Philosophie. Philosophische ersuche über die menschliche Natur und ihre Entwicklung, Bd. 1. В., 1913, S. 17).

Но собственно создателем трансцендентальной философии явился И.Кант: она есть «идея науки, для которой критика чистого разума должна набросать архитектонически. полный план» и «представляет собой систему всех принципов чистого разума» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 45); критика чистого разума есть «полная идея трансцендентальной философии» (там же, с. 46). Вся критическая философия Канта является по существу его трансцендентальной философией. В последний период творчества Кант подчеркнул, что трансцендентальная философия «имеет свое название благодаря тому, что она граничит с трансцендентным» (Kants Gesammelte Schriften, Bd.21. В., 1936, S. 74), и особо отметил замкнутый, совершенный характер трансцендентальной философии, ее систематичность: «Трансцендентальная философия является сущностью принципов разума, которая a priori завершается в системе» (там же, S. 3); «Трансцендентальная философия есть [нечто] изображающее себя самого как априорное познание объектов мышления в целостности системы» (там же, S. 8). И хотя большинство из последователей Канта истинным завершением его идеи создания трансцендентальной философии считали свои собственные построения, само название «Transzendentalphilosophie» в немецком языке относится прежде всего к философии И.Канта (см. также Трансцендентальный идеализм).

Трансцендентальную философию С.Маймон, также как и Кант, связывает с исследованием априорного знания. Маймон замечает, что в трансцендентальной философии речь идет об априорном отношении к предметам вообще. Она является «наукой, которая относится к предметам, определенным посредством условий a priori, а не посредством особенных условий опыта a posteriori: этим трансцендентальная философия отличается как от логики, которая относится к неопределенному предмету вообще, так и от учения о природе, относящегося к предметам, определенным опытом» (Maimon S. Versuch über die Transzendentalphilosophie. В., 1790, S. 3). И.Г.Фихте называет свое собственное философское учение – наукоучение – наукой «по своему глубочайшему существу трансцендентальной» (Фихте И.Г. Основы общего наукоучения. Соч. М., 1995, С.429), а себя считает сторонником трансцендентального идеализма. Фихте употребляет также выражение «трансцендентализм». В поздний период творчества старые принципы трансцендентализма ставятся им под сомнение; он переориентируется от понимания наукоучения как науки о Я и субъективном знании к наукоучению как первой философии или метафизике. Задачу выведения метафизики на правильный путь Фихте ставит перед трансцендентализмом. Трансцендентальная философия, трансцендентальный идеализм раннего Шеллинга в качестве первичного, абсолютного, единственного основания всякой реальности и принципа объяснения всего остального принимает субъективное и пытается вывести из него объективное, или «природу из интеллигенции» (Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Соч., в 2 т., т. 1. М., 1987, с. 234). Задачу трансцендентальной философии Шеллинг видит в ответе на вопрос, «как можно одновременно мыслить представления сообразующимися с предметами, а предметы – сообразующимися с представлениями» (там же, с. 239). Важной особенностью трансцендентальной философии является ее исхождение из свободного действования, поэтому все объекты трансцендентальной философии «вообще существуют лишь постольку, поскольку они свободно продуцируются» (там же, с. 241). В более поздний период Шеллинг перестал относить себя к трансцендентальному идеализму или трансцендентальной философии; оба понятия стали для него синонимами фихтевского наукоучения. В.Т.Круг и Ф.Шлегель одними из первых высказали мнение о том, что выражение «трансцендентальная философия» является тавтологией, поскольку «всякая истинная философия является трансцендентальной философией» (Schlegel F. Transzendentalphilosophie. – Idem. Neue philosophische Schriften. Fr./M., 1935, S. 136).

В середине 19 в. сложилось течение американского трансцендентализма, объединявшего группу проповедников, литераторов, мыслителей (А.Олкотт, Т.Паркер, Дж. Рипли, М.Фуллер и др.), группировавшихся вокруг Р.Эмерсона и Г.Topo, a также «Трансцендентального клуба» Ф.Хеджа (название возникло как презрительная кличка). Американские трансценденталисты выступали против сенсуализма, эмпиризма, рационализма Просвещения, теологического догматизма, коммерциализма в социальной и нравственной жизни людей; опосредованно опираясь на Канта и немецких идеалистов, они пытались осуществить свою нравственно-социальную программу. Под трансцендентализмом понимался идеализм; трансценденталистом считался тот, кто проявляет склонность уважать собственную интуицию. В качестве основной трансценденталисты признавали некую сверхчувственную субстанцию – Верховную душу, или Бога – и считали возможным ее познание в интуиции.

Гуссерлевская трансцендентальная феноменология наряду со средневековым учением о трансценденталиях и кантовской критической философией является наиболее важным и существенным вариантом трансцендентальной философии за всю ее историю. Гуссерль примыкает к некоторым важным тезисам предшествующей трансцендентальной философии (Декарт, Лейбниц, Юм, Кант) и одновременно резко критикует другие ее положения, вводит новые понятия, схемы анализа, темы исследования, пытаясь углубить и усовершенствовать трансцендентальную философию. Понимая под трансцендентальной философией «всеобщее название для универсальных философий, понятия которых ориентируются на кантовский тип» (Husserl Ε. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. – Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954, S. 100–101), Гуссерль подчеркивает, что «философия вообще, согласно своей целостной системе, может быть принята только как универсальная трансцендентальная философия, но при этом только на основе феноменологии и только благодаря специфически феноменологическому методу способная принять форму строгой науки» (Husserl E. Kant und die Idee der Transzendentalphilosophie. – Husserliana, Bd. 7. Den Haag, 1956, S. 230–231).

Ранее на завершение и построение системы трансцендентальной философии в ее «истинном» виде уже претендовали Фихте, и Шеллинг, и другие мыслители. Гуссерль считает окончательной формой трансцендентальной философии, в которой как снятый момент присутствует окончательная форма психологии и которая рассматривается им как завершение и истинное развитие идей, высказанных Кантом, трансцендентальную феноменологию. Она является для него априорной (эйдетически направленной на изначально созерцаемое общее) наукой, исследующей фактическое поле опыта трансцендентальной субъективности только как чистую возможность. Если трансцендентальное есть прояснение возможности объективно значимого знания во всех типах наук, то «трансцендентальная феноменология является истинной трансцендентальной философией и заслуживает названия «трансцендентальной» (Husserl Е. Zur Auseinandersetzung meiner transzendentalen Phänomenologie mit Kants Transzendental-philosophie. – Ibid, S. 385–386).

По M.Хайдеггеру, трансцендентальная философия обозначает «преобразившуюся после критики чистого разума онтологию, которая осмысливает бытие сущего как предметность предмета опыта. Ее почва в логике. Но это уже не формальная логика, а логика, определяемая исходным синтетическим единством апперцепции. На такой логике и основана онтология» (Хайдеггер М. Учение Канта о бытии. – Он же. Время и бытие. М., 1993, с. 371). Трансцендентальная философия у Хайдеггера имеет дело «с сущностным раскрытием трансценденции» (Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997, с. 71). Сходным образом высказывается и Г.Риккерт: «философия познавания, исходящая из проблемы трансцендентного, может быть названа трансцендентальной философией» (Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. К., 1904, с. 26). Неокантианство же в целом явилось одним из наиболее влиятельных вариантов трансцендентальной философии (см. Трансцендентальный метод). После ухода неокантианства с исторической арены несколько других вариантов трансцендентальной философии было предложено Р.Хенигсвальдом, В.Крамером, X.Вагнером, Р.Райнингером. Но наиболее известным вариантом современного развития трансцендентальной философии в Германии является трансцендентальный прагматизм. К.-О.Апель выдвинул тезис о трансформации трансцендентальной философии. Гуссерль, Хайдеггер и Гадамер осуществили, по Апелю, теоретико-антропологическое расширение трансцендентальной философии; сам он пытается синтезировать идеи И.Канта, Ч.Пирса и Л.Витгенштейна. Подобная трансформация приводит к тому, что не синтез апперцепции, а полагание смысла в коммуникативном синтезе интерпретации становится высшим принципом трансцендентальной философии, которая занимается в первую очередь рефлексией смысла. Апель разрабатывает трансцендентально-герменевтическое понимание языка, который является «условием возможности и значимости диалогического взаимопонимания и понимания самого себя, а благодаря этому – понятийного мышления, предметного познания и осмысленного действия» (Апель К.-O. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. – В кн.: От Я к Другому. Минск, 1997, с. 205). В рамках трансцендентальной философии рассматривается им и герменевтика; трансцендентальная герменевтика задается вопросом об условиях всякого понимания. Герменевтически трансформированная трансцендентальная философия исходит из априори реального коммуникативного сообщества, которое практически идентично с человеческим родом.

В ряде важных тезисов с Апелем солидаризуется Ю.Хабермас и, подобно последнему, развивает «точку зрения трансцендентального прагматизма, который, однако, не следует объединять с представлением, будто успех инструментального действия является достаточным критерием истины высказываний» (Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Fr./M., 1973, S. 409). Всякая трансцендентальная философия, по Хабермасу, претендует на то, что, проясняя категориальную структуру предметов возможного опыта, она одновременно идентифицирует условия объективности опыта. Хабермас также придает трансцендентальное значение языку и считает, что место трансцендентальной проблематики сознания должна занять языковая проблематика, трансцендентальная критика языка. Трансцендентальность языка связывается немецким философом с интерсубъективностью его освоения, употребления и знания. Хабермас выдвигает концепцию коммуникативной компетенции, которую он считает трансформированной трансцендентальной философией Канта. Ее основная цель – открытие базисных, наиболее глубоких структур, необходимых и всеобщих условий речевой коммуникации, без которых была бы невозможна интерсубъективность понимания. Самым характерным и для Апеля, и для Хабермаса в их истолковании трансцендентализма является то, что они говорят скорее не о трансцендентальном как таковом, а только лишь о «квази-трансцендентальном», и это понятие квази-трансцендентального наглядно иллюстрируют трансформацию трансцендентального за последние столетия. См. также ст. Трансцендентальное, Трансцендентальный идеализм, Трансцендентное, Трансцендентальный метод, Кант.

1. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. – В кн.: От Я к Другому. Минск, 1997;

2. Хайдеггер М. Учение Канта о бытии. – В кн.: Он же. Время и бытие. М., 1993;

3. Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

4. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. К., 1904;

5. Таро Г. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1986;

6. Эмерсон Р.У. Соч., т. 1. СПб., 1901;

7. Он же. О доверии к себе. М., 1904;

8. Он же. Высшая душа. М., 1902;

9. Писатели США о литературе, т. 1. М., 1982;

11. Фихте И.Г. Основы общего наукоучения. – Соч. М., 1995;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *