Транспонировать мелодию что это
Транспонировать мелодию что это
Все для музыканта: музыкальный салон Kvintamusic запись закреплена
ТРАНСПОЗИЦИЯ И МОДУЛЯЦИЯ: ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ?
Транспозиция в музыке – это перенос всего музыкального произведения в другую тональность. При этом характер звучания музыки практически не изменяется – и мелодия, и гармония остаются теми же, меняется только абсолютная высота всех звуков – они становятся либо выше, либо ниже.
Можно привести такое сравнение. Поезд движется по рельсам, останавливаясь на разных станциях. Меняется лишь местоположение поезда, сам он при этом остается неизменным.
Почему для гитариста, особенно начинающего, так важно знать, что такое транспозиция и уметь ею пользоваться? Потому что гитара устроена так, что проще всего на ней научиться играть аккомпанемент в так называемой «открытой позиции». В ней аккорды берутся без использования баррэ, и любой гитарист начинает осваивать гитару именно с этих аккордов. Но, используя эту позицию, мы можем играть аккомпанемент к несложным песням, только в двух тональностях – Ля и Ми. Все остальные тональности обязательно потребуют взятия аккордов при помощи баррэ.
Зачастую возникает ситуация, когда начинающий гитарист хочет сыграть произведение, аккомпанемент которого записан в сложной тональности. Решением проблемы в данном случае является перенос произведения в доступную тональность, которую можно сыграть на открытых струнах.
Как можно выполнить транспозицию? Для этого нужно все аккорды перенести на один и тот же интервал вверх или вниз до получения нужной тональности. Например, оригинал песни написан в минорной тональности F#m. Чтобы облегчить задачу для исполнителя, нужно транспонировать произведение в тональность Em, понизив все аккорды на 1 тон.
ПРИМЕР ТОГО, КАК ТРАНСПОНИРОВАТЬ ПЕСНЮ
Рассмотрим, как осуществляется транспозиция, на примере очень простой и всем известной песни Цоя «Звезда по имени Солнце». Аккомпанемент куплета этой песни состоит всего из 4 аккордов: Am-C-Dm-G. Попробуем транспонировать песню в тональность Em.
В этом случае первый аккорд в песне будет Em. Ниже приведена таблица, облегчающая поиск аккордов для транспозиции.
Мажорные тональности
I II III IV V VI VII
C D E F G A B
Db Eb F Gb Ab Bb C
D E F# G A B C#
Eb F G Ab Bb C D
E F# G# A B C# D#
F G A Bb C D E
Gb Ab Bb Cb Db Eb F
G A B C D E F#
Ab Bb C Db Eb F G
A B C# D E F# G#
Bb C D Eb F G A
B C# D# E F# G# A#
Минорные тональности
I II III IV V VI VII
C D Eb F G Ab Bb
С# D# E F# G# A B
D E F G A Bb C
Eb F Gb Ab Bb Cb Db
E F# G A B C D
F G Ab Bb C Db Eb
F# G# A B C# D E
G A Bb C D Eb F
G# A# B C# D# E F#
A B C D E F G
Bb C Db Eb F Gb Ab
B C# D E F# G A
Песня у нас минорная, поэтому воспользуемся 2-й таблицей. Мы опускаем тональность вниз – от Аm до Еm. Находим в таблице нашу исходную тональность – Аm. В колонке под римской цифрой I находим ноту А (третья строчка снизу).
И от ноты А вниз, а значит, справа налево, считаем тоны до ноты Е. На таблице А – самая нижняя нота, следовательно, после нее надо «перескочить» в конец таблицы и двигаться вниз – G, F, E. Счет ведем не как в математике, с нуля. В данном случае исходная точка – нота А – это сразу «единица». Получается, что ноты А и Е разделяет интервал в 4 тона. Итак, на это число – 4 тона – надо понизить все аккорды нашей песни. Берем следующий аккорд – C. Находим его в строчке нашей тональности и опять отсчитываем 4 тона, опять справа налево. Получаем – C, B, A, G. Четвертым тоном вниз оказалась нота G. Значит, второй аккорд в песне – это G.
Далее, пересчитываем аккорд Dm. Снова 4 тона вниз от D: D, C, B, A – получаем, что третий аккорд – это Am.
И, наконец, опускаем на 4 тона аккорд G: G, F, E, D. Стало быть, последний аккорд – D.
В итоге в тональности Em аккомпанент песни «Звезда по имени Солнце» будет представлять собой последовательность аккордов: Em-G-Am-D.
ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСПОЗИЦИЯ?
К транспозиции прибегают, конечно, не только начинающие гитаристы. Помимо упрощения аккомпанемента, транспозиция помогает найти тональность, в которой произведение будет звучать более выигрышно и красиво, с меньшими техническими проблемами.
А также часто прибегают к транспозиции, когда песню не удается спеть в «родной» тональности – не удается взять какие-либо ноты из вокальной партии.
Существует устройство, которое решает проблему транспозиции механическим путем. Называется оно – каподастр. Это приспособление, которое само «берет» баррэ на том ладу, на который его ставят: таким образом, открытая позиция как бы перемещается вверх.
ВСЯ ПРАВДА О МОДУЛЯЦИИ
Модуляция – явление, в чем-то схожее с транспозицией. Заключается оно в том, что произведение начинают играть в одной тональности, а затем, начиная с очередной части, – повышают (как правило) тональность, выполняют транспозицию.
Иногда в песне может быть и несколько модуляций (обычно не больше двух). Чаще всего модуляцию используют в достаточно простых, мелодически небогатых произведениях, чтобы таким «искусственным» путем скрасить излишнюю однообразность мелодии. И действительно, модуляция сильно оживляет, как бы «подхлестывает» музыку, добавляет энергии. Обычно при модуляции тональность повышают на пол тона, или на тон.
Что касается технической стороны – модуляция, в отличие от транспозиции, не упрощает жизнь гитаристу. Да и для вокала при использовании модуляции, задача существенно усложняется. Для исполнения этого приема без аккородов с баррэ уже не обойтись.
Транспонирование
Новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» легко транспонируется в другую тональность.
Секрет транспонирования — анализ закономерностей ладовой структуры мелодии. Поняв с какой ступени лада начинается мелодии, к какой ступени движется можно скопировать эту конструкцию от другой ноты.
Раскрасим и подпишем все ступени лада.
Наденем каждой нотке ее головной убор — так еще легче их узнавать и интереснее играть: мы играем не просто нотку, а Снегурочку или Бабушку. И между ними устанавливаются связи — проще — они смотрят друг на друга или здороваются.
Первой здоровается Снегурочка с Бабушкой. Потом приветствуют друг друга Дедушка и Дед Мороз. Еще один обмен любезностями между Снегурочкой и Бабушкой и все вместе подходят к Деду Морозу (очевидно, что за подарками :))
Так нотный текст обретает свой скрытый смысл и каждая интонация становится осмысленной.
Попробуем сыграть по подготовленному тексту.
Чтобы лучше понять отношения между ступенями лада как «личностями» обратитесь к статье «Сказка в тональности До мажор». А здесь продолжим украшать нашу ёлочку: пусть она засверкает гармоническими созвучиями.
На любой ступени лада мы можем построить аккорд: созвучие из 3 и более звуков. В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Переводя на язык нашей музыкальной сказки — чтобы построить аккорд нам нужно пригласить зайца и лисичку. Таким образом мы построили трезвучие.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада — гармоническая основа тональности. В нашей тональной семье это Тоническое трезвучие (1 ступень), Доминантовое трезвучие (5 ступень) и Субдоминантовое (4 ступень). Три главные фигуры тонального королевства — Король (= Тоника = 1 ступень), Королева (= Доминанта = 5 ступень) и Принцесса (= Субдоминанта = 4 ступень). В нотном тексте их имена обозначаются латинскими буквами инициалами: Тоника = Т, Доминанта = D, Субдоминанта = S. А рядом подписан интервальный состав аккорда: терция и квинта.
Раскрасив гармонию по основной ступени нам легче искать ее на клавиатуре. Если Тоника строится на ноте до — то раскрашиваем ее в красный, а Доминанта на соль — то ее в голубой цвет.
Еще удобнее находить гармонии, если они удобно соединены. У Тоники и Доминанты один общий звук:это V ступень. Если мы оставим этот звук на месте, то останется найти только два звука. Используя обращение трезвучия мы «переворачиваем» Доминанту и ставим ее в положение терции. Нижний звук аккорда уже не основной — V ступень, а терция аккорда — VII ступень. В До мажоре это нота си. Получаем Доминантовый секстаккорд : си — ре — соль.
Соединять доминанту в таком положении с Тоникой можно даже с закрытыми глазами.
Аналогичным образом можно соединить Тонику и Субдоминанту.
Что такое транспонирование в музыке
Многие музыканты уже знают, как легко транспонировать простым щелчком мыши при помощи программ или онлайн ресурсов. Однако, если нет под рукой компьютера и интернета, важно знать процесс изменения тональности музыкального произведения. Изучение того, как транспонировать музыку, поможет вам лучше понять теорию того, как создается музыка.
Для чего нужно транспонирование?
Иногда нам нужно транспонировать музыку, чтобы ее можно было правильно играть на разных инструментах. Любую мажорную тональность можно транспонировать в любую другую мажорную тональность, то же самое касается и минорных тональностей. Из-за физических свойств определенных инструментов легче транспонировать и читать ноты для них в другой тональности, чем читать их в концертном тоне (например, на фортепиано). В других случаях мы решаем транспонировать тональность пьесы, чтобы было проще играть или петь в более удобном диапазоне. Основной процесс транспонирования одинаков для любого использования.
Кварто-квинтовый круг
Кварто квинтовый круг позволяет быстро увидеть тональности на основе количества диезов или бемолей.
Допустим, у вас есть ноты, написанные для флейты (инструмент C / инструмент концертной высоты тона), и вам нужно сыграть его на кларнете (инструмент си-бемоль / инструмент транспонирующий).
Диаграмма транспонирования
Теперь, когда мы точно определили нашу исходную ключевую сигнатуру, мы можем определить, насколько выше или ниже нам нужно транспонировать, чтобы наш новый инструмент звучал так же, как наша оригинальная концертная высота. Ниже приводится удобное руководство и два примера, которые показывают, на сколько тонов (или полутонов) мы должны переместить каждую ноту из нашей исходной партитуры в новую, транспонированную партитуру.
Транспонирование из инструмента C в инструмент B-бемоль.
Вы также можете использовать эту таблицу в качестве руководства при транспонировании.
Транспонирование на октаву
Транспонированная музыка может быть написана в другом ключе, другой тональности, другой октаве или любой их комбинации! «На октаву» означает, что музыка транспонируется либо на восемь нот вверх, либо вниз на восемь. Например, мы можем транспонировать эту ноту C:
на октаву (8 нот) вниз:
Транспонирование между ключами
Это означает, что мы меняем используемый ключ – например скрипичный на басовый или наоборот. Мы можем транспонировать ту же ноту C:
на октаву ниже И определим эту ноту в басовый ключ:
Транспонирование музыки
Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.
В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.
В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.
Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.
Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:
1) транспонирование на заданный интервал;
2) замена ключевых знаков;
3) замена ключа.
Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:
Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.
Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:
Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).
При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:
Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:
а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.
б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.
Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:
В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:
Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!
Термины и определения в музыке
Транспозицией или транспонировкой называется:
В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.
Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.
Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.
Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.
Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:
В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.
В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.
В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.
В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.
В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):
Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.
Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.
Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.
Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.
Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.
Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.