Транскрипция что это такое в русском языке 5 класс
Что такое транскрипция в русском языке – определение, примеры
Фонетическая транскрипция определяется несколькими способами:
Требуется разграничение между двумя базовыми понятиями: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Цель транскрипции – записать звучащую речь. Записывание речевого акта при помощи транскрипции называют транскрибированием.
Транскрипционные правила
Как правило, транскрипция производится с учётом определённых принципов:
Транскрибирование согласных
Важно: 1) Исключение составляют некоторые заимствования, где наблюдается мягкий «ж»: жюри, имена Жюльен, Жюль. 2) Звуки [ч] и [j] обычно не обозначаются апострофом, хотя в ряде учебных пособий может указываться мягкость.
Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не присутствуют при транскрибировании, так как довольно несамостоятельны и в одиночестве не могут быть произнесены. Например: подъезд – [падjэ́ст], ночь – [но́ч].
Транскрибирование гласных
Углубленное изучение транскрипции
Гласные в условиях углубленного изучения в высшей школе могут значить различные звуковые оттенки, поэтому обозначаются на письме разными значками:
При определении звука важную роль играет сильная или слабая позиция. В зависимости от места, где стоит буква, выделяется и звук. В сильной позиции звуки сохраняют своё изначальное звучание и зачастую легко определимы, тогда как слабая позиция в большей степени размывает звуковые характеристики.
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Что такое фонетическая транскрипция?»
Научиться правильно произносить звуки и буквы, обозначать звуки на письме в транскрипции.
1)Научиться разграничивать понятия «буква», «звук». 2)Различать роли букв Е, Ё, Ю, Я. 3)Научиться производить звуковой анализ слов, делать фонетическую транскрипцию.
Содержимое разработки
Прозвенел уже звонок – начинается урок!
Что такое фонетика?
Что такое фонетическая транскрипция?
Научиться правильно произносить звуки и буквы, обозначать звуки на письме в транскрипции.
[марос и сонцэ д’эн’ чуд’эсныj]
Мороз и солнце! День чудесный!
Работа с учебником
заполните табличку «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Практикум. Работа с учебником.
Сделать фонетическую запись
Я расту, чтоб в Новый год, Плыл весёлый хоровод, Зелена я и свежа И похожа на ежа, И в жару или метель, Называют меня…
Моих три первых буквы произносят,
Когда врага мышей к себе манят,
Вторых три буквы в дом приносят
На Рождество, когда особенно хотят
Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?
Фонетическая транскрипция слова
Всего получено оценок: 193.
Всего получено оценок: 193.
Устная речь – это речь звучащая. Она первична, так как появилась раньше. Если хотим, мы можем что-то записать на бумаге – это будет уже письменная речь. Но есть возможность записать и звучащую речь.
Транскрипция – что это?
Когда мы записываем что-то под диктовку, мы записываем не то, что мы слышим, а то, что мы понимаем. То есть записываем слова не так, как услышали (вада), а так, как пишется по правилам понятое нами слово (вода). И это понятно. Ведь диктующий может говорить неразборчиво, обладать плохой дикцией. Но мы его все равно понимаем. И пишем, например, не “гхуша”, а “груша”.
Но мы можем записать слово не только так, как оно пишется, но и так, как оно произносится. Вот эта запись и называется “транскрипция”.
Зачем нужна транскрипция?
Фонетическая транскрипция слова выполняет ряд функций:
Из вышесказанного понятно, что транскрипции могут быть разные. Одни передают норму, другие – реальное произношение.
Точно в соответствии с произносительной нормой говорят разве что дикторы из прошлого века.
Школьникам интересна транскрипция как основа для фонетического разбора при изучении курса русского языка. Иногда к транскрипции прибегают составители орфоэпических словарей для передачи правильного произношения.
Частичная транскрипция
Иногда прибегают к частичной транскрипции. Это обычно бывает, если надо указать правильное произношение отдельных звуков.
Например, мо[дэ]ль. Это значит, что Д перед Е не мягкий.
Как записать транскрипцию
Транскрипцию в школах на уроках русского языка выполняют в квадратных скобках с помощью букв современного русского алфавита с использованием отдельных особых транскрипционных знаков: ударение, апостроф, иногда j.
В редких случаях учителя просят пользоваться знаками “ъ” и “ь” для обозначения гласных в заударной позиции, знаками “и склонное к э”, “крышечка” и т.п. Однако обычно такие знаки используют только студенты-филологи, тогда как школьники ими не пользуются и обозначают безударные а и о в любой позиции знаком [а], а и, я и е в безударной же позиции в любом месте слова знаком [и].
Транскрипция записывается в квадратных скобках.
Даже если транскрибируется имя собственное, заглавная буква не пишется.
Можно транскрибировать слово “на слух”, если есть возможность прочесть его несколько раз вслух, протягивая каждый звук. Поскольку это бывает редко, транскрибируют обычно “по правилам”.
Основные правила:
Примеры транскрипции слов
Что мы узнали?
Транскрипция – это запись слова по звукам так, как оно произносится, или так, как оно должно произноситься. При транскрибировании школьники используют обычные буквы русского алфавита за некоторым исключением и особые знаки. Существует ряд правил, которым надо следовать, записывая транскрипцию. Транскрипция помогает производить фонетический разбор и является его обязательной частью.
Фонетический разбор слова
Содержание
Для того чтобы выполнить фонетический разбор слова (или, как его еще называют, звуко-буквенный разбор), необходимо владеть некоторыми основами фонетики, которые мы разбирали на уроках о звуках и буквах, а также о слогах и ударении.
Фонетический разбор — это анализ буквенного и звукового состава слова.
С его помощью мы анализируем, как соотносятся между собой написание и произношение слова.
Произведя фонетический разбор, мы сможем ответить на вопросы о том, сколько в слове слогов и куда падает ударение, какими свойствами обладают звуки, составляющие слово, а также совпадает ли количество букв и звуков.
Особенности фонетического разбора
Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.
Например: [о] обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: [кот]. Это называется транскрипцией.
Транскрипция — это способ передачи звуков речи на письме.
Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.
Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: [ ‘].
Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.
Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: [н’].
План фонетического разбора
Примеры фонетического разбора
Разбор слова, где количество букв и звуков совпадает:
мама;
ма́|ма;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.
Разбор слова, где звуков больше, чем букв:
язык;
я|зы́к;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[а] – гласный, безударный;
[з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
[ы] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
4 буквы, 5 звуков.
Разбор слова, где букв больше, чем звуков:
роль;
ро́ль|;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[о] – гласный, ударный;
[л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
4 буквы, 3 звука.
Разбор слова с удвоенной согласной:
рассказ;
рас|ска́з;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный.
7 букв, 6 звуков.
Разбор слова с непроизносимой согласной:
Обратите внимание! В этом слове мягкий звук [н’] влияет на стоящий перед ним звук [с’], который тоже становится мягким.
тростник;
трост|ни́к;
[т] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный;
[с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
8 букв, 7 звуков.
Обратите внимание! Сочетание “тс” в глаголах упрощается до звука [ц].
обнимается;
об|ни|ма́|е|тся;
[а] – гласный, безударная;
[б] – согласный, звонкая, твердая;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, безударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[э] – гласный, безударный;
[ц] – согласный, глухой непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный.
10 букв, 10 звуков.
Презентация к уроку «Что такое фонетическая транскрипция»(5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Звуки и буквы Фонетическая транскрипция
Звук – наименьшая единица языка, которая служит для различения смысла и форм слова. Буква — отдельный символ какого-либо алфавита. С помощью этих символов обозначаются на письме звуки.
Фонетическая транскрипция — это точная письменная запись звучания слова. В отличие от орфографического письма, в транскрипции пишут не по правилам, а так, как слово слышится.
Мороз и солнце! День чудесный! [марос и сонцэ д’эн’ ч ‘ уд ‘ эсныj’]
Правила транскрипции 1. Фонетическая запись заключается в квадратные скобки: жил — [жыл]; 2. В фонетической транскрипции не используются заглавные буквы: Антон — [антон], Москва — [масква]; 3. На месте буквы й употребляется звук [j’]: майка — [маj’ка]; 4. На месте букв е, ё, ю, я употребляются два звука: [j’э], [j’о], [j’у], [j’а], либо звуки, следующие после мягких согласных: [э], [о], [у], [а]: ель — [j’эл’], лён — [л’он]. 5. Ставится ударение в словах, в которых больше одного слога. 6.Для обозначения мягкости согласной используется знак «’»: клён — [кл’он]. Для обозначения долготы звука используется значок [ ˉ ]
Затранскрибируйте выделенную часть слова Пример: поёт — [j’о] 1) поесть [] 2) подъём [] 3) капюшон [] 4) мята []
Запиши транскрипцию цифры [ ] снег [ ] встань [ ]
Домашнее задание Стр.148 с.д.-устно 1 вариант: Стр.152 фонетический диктант 2 вариант: Упр.193
Спасибо за внимание!
Обычно, каждому символу-букве, соответствует свой звук. Написание и звучание таких слов как «слон», «стул», «мама» полностью совпадает: Пример: слон — [слон] стул — [стул] мама — [мама] Однако это не всегда так. Букв может быть также меньше, чем звуков: Пример: язык — [j’азык] (одна буква я обозначает два звука) юный — [j’уныj’] (одна буква ю обозначает два звука) Звуков может быть меньше, чем букв: Пример: здравствуй — [здраствуj’] (буква в обозначает ноль звука) дочь — [доч’] (буква ь обозначает ноль звука) мыться — [мыца] (один звук [ц] обозначается тремя буквами) Одна и та же буква может обозначать разные звуки: Пример: вторник — [фторн’ик] (буква в обозначает звук [ф]) возраст — [возраст] (буква в обозначает звук [в]) вёл — [в’ол] (буква в обозначает звук [в’]) Разные буквы могут обозначать одни и те же звуки: Пример: тёмный — [т’омныj] (буква ё обозначает звук [о]) том — [том] (буква о обозначает звук [о]).
Фонетическая транскрипция — это точная письменная запись звучания слова. В отличие от орфографического письма, в транскрипции пишут не по правилам, а так, как слово слышится.
Правила русской фонетической транскрипции: 1. Фонетическая запись заключается в квадратные скобки: жил — [жыл]; 2. В фонетической транскрипции не используются заглавные буквы: Антон — [антон], Москва — [масква]; 3. На месте буквы й употребляется звук [j’]: койка — [коjка]; 4. На месте букв е, ё, ю, я употребляются два звука: [j’э], [j’о], [j’у], [j’а], либо звуки, следующие после мягких согласных: [э], [о], [у], [а]: енот — [j’энот], лён — [л’он]. 5. Для обозначения мягкости согласной используется знак «’»: клён — [кл’он].
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-537709
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.