Трансграничная передача персональных данных это для чего
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Трансграничная передача персональных данных это для чего
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.
3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.
4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Меры по защите персональных данных сотрудников
Что такое персональные данные?
За рубежом сложились два основных подхода к определению персональных данных: в некоторых государствах (Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия и др.) они отождествляются с любой информацией, имеющей отношение к конкретному лицу, в других — прослеживается детализация, установление определенных критериев отнесения информации к указанной категории (Великобритания и др.).
В Великобритании не допускается сбор данных о расовом происхождении, политических, религиозных и прочих взглядах работников, их физическом и умственном здоровье, сексуальной жизни, судимости. В США многие штаты приняли законы, запрещающие предпринимателям проводить расследования прошлого нанимаемых работников. Согласно этим законам, прежде чем вступить в контакт с прежним работодателем, новый наниматель должен получить согласие на это кандидата на рабочее место.
У нас в соответствии с ТК РФ под персональными данными подразумевается информация, необходимая работодателю в связи с установлением трудовых отношений и касающаяся конкретного работника (ст. 85). При этом законодатель не устанавливает перечня таких сведений.
А это означает, что круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, компаниям следует определять в локальном нормативном акте, но в пределах, установленных федеральным законодательством.
Другой документ, где дается характеристика персональным данным, — это ФЗ № 152 «О персональных данных». В нем указывается, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на ее основе физическому лицу (субъекту персональных данных). Она включает фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, а также адрес, сведения о семейном, социальном, имущественном положении, об образовании, профессии, доходах и иные.
Обязательное и добровольное предоставление данных
Предоставление данных может быть обязательным и добровольным. Обязательное предусмотрено федеральными законами (например, ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (перечень приведен в п. 2 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).
Без получения согласия субъекта может осуществляться обработка его персональных данных в целях исполнения договора, одной из сторон которого он является, либо в случае, если это необходимо для доставки почтовых отправлений и т. п. Полный перечень таких исключений приведен в п. 2 ст. 6 ФЗ № 152
Соблюдения конфиденциальности не требуется и в отношении общедоступных персональных данных.
Так, столичный мировой суд отказал советнику Президента РФ Сергею Дубику в претензиях к порталу «Гражданский контроль», обнародовавшему неправомерно, по мнению чиновника, его персональные данные. Суд признал законной публикацию на сайте «Гражданский контроль» фамилии и должности советника Путина, и судья постановила, что использование в публикациях информации об именах и должностях госслужащих не является нарушением закона.
Является ли ваша компания оператором?
Если организация, например, передает данные работника в банк для выпуска «зарплатной» карты, то она является оператором. Если у фирмы есть клиенты — физические лица, то ее также следует считать оператором. Если предприятие осуществляет передачу персональных данных в другие
организации, любым лицам, то и оно — оператор.
Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Уведомления должны быть посланы в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или отправлены в электронном виде и подписаны электронной цифровой подписью Операторам необходимо зарегистрироваться в Реестре операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора и указать цель обработки персональных данных.
Это может быть, например, кадровый учет сотрудников по трудовому договору; исполнение трудового договора; подбор кадров; поддержка иностранных сотрудников; продвижение товаров на рынке; продажа рекламных мест; возврат утерянных паспортов; учет обращений в медицинский кабинет; организация пропускного режима; автоматизация обмена почтовыми сообщениями.
Что касается оснований, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные без уведомления Роскомнадзора, то они перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В частности, это можно делать, если персональные данные работника используются в соответствии с трудовым законодательством. Обрабатывать такие данные разрешается исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, оказания содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, создания условий для личной безопасности персонала и сохранности имущества организации, контроля качества выполняемой работы (ст. 86 ТК РФ).
Итак, направлять уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор нет необходимости в том случае, когда персональные данные работников обрабатываются согласно трудовому законодательству.
При этом, если работодатель планирует в рамках совместного с банком «зарплатного» проекта выплачивать зарплату работнику через банковскую карту или оформить ему договор добровольного медицинского страхования, то такие отношения выходят за рамки трудового законодательства. В такой ситуации необходимо отослать в Роскомнадзор уведомление установленного образца.
Защита персональных данных
Любое юридическое лицо в силу требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обязано принимать меры по защите персональных данных, при этом перечень таких мер оно вправе определять самостоятельно.
Мероприятия по защите персональных данных можно разделить на две большие подгруппы: по внутренней и внешней защите персональных данных.
К мерам по внутренней защите персональных данных относятся следующие действия:
Среди мер по внешней защите персональных данных следует выделить такие:
Несмотря на то что законом не установлены конкретные требования к количеству и содержанию локальных актов, принимаемых в организации по вопросам обработки и защиты персональных данных, практика реализации данного нормативного акта сформировала необходимый минимум документов, которые должны быть разработаны в компании:
Иные организационные и технические меры, направленные на защиту персональных данных
Следует позаботиться также об организационных и технических мерах, предназначенных для защиты персональных данных. Вот как может выглядеть их список:
Следует иметь в виду, что законодательством они не установлены. Однако если исходить из имеющихся аналогичных законов, учитывать положения Трудового кодекса РФ, то во избежание несанкционированного доступа к персональным данным на бумажных носителях необходимо оборудовать помещение, где они хранятся, запирающимися шкафами.
В локальном нормативном акте следует установить требования к помещению, где хранятся персональные данные, а также издать приказ об определении помещений, где обрабатываются персональные данные, и утвердить перечень лиц, имеющих допуск туда;
При использовании электронных систем обработки персональных данных необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности таких данных, установленные в Положении об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. В том числе следует ограничить доступ к определенным сведениям в информационных системах (например, установить пароли и т. д.).
Целесообразно также ограничить доступ к электронным базам данных, содержащим персональные данные акционеров, двухуровневой системой паролей: на уровне локальной компьютерной сети и на уровне баз данных. Пароли должны устанавливаться администратором баз данных и администратором сети соответственно и сообщаться индивидуально сотрудникам, имеющим доступ к персональным данным, при этом их следует как можно чаще (например, ежемесячно) менять;
В целях соблюдения конфиденциального режима работы с персональными данными целесообразно вести журнал учета выдачи персональных данных другим лицам, организациям и государственным органам. В нем следует регистрировать поступающие запросы, а также фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дате передачи персональных данных или факте уведомления об отказе в их предоставлении, а также отмечать, какая именно информация была передана.
Передача персональных данных третьим лицам
Поводов для передачи персональных данных третьим лицам может быть масса — заключение договоров дополнительного медицинского страхования, получение «зарплатных» банковских карт и т. д. Если организация большая — несколько тысяч работников, то получение с каждого из них согласия на обработку персональных данных может занять много времени. Да и сами работники от этого будут не в восторге. Таким образом, возникает вопрос: можно ли заранее решить эту проблему, включив данный пункт в трудовой договор?
По своему опыту скажу, что собирать со всех согласие на передачу данных в любом случае придется. В трудовой договор, конечно, можно включить соответствующий пункт, но все равно необходимо будет выполнить требование о получении согласия работника. Причем проще будет оформить это согласие отдельно.
Сделайте коллективный договор с работниками и перечислите там всех тех третьих лиц, которым будут передаваться персональные данные, указав их наименование, адрес, цель передачи им данных, включив перечень их возможных действий с персональными данными и обозначив срок, в течение которого они будут обрабатывать эти данные. Все работники распишутся — и дело будет закрыто.
Какие контрольные органы вправе затребовать персональные данные
Суды и другие правоохранительные органы могут беспрепятственно получать от компаний персональные данные сотрудников, клиентов или контрагентов без согласия последних. Но ответ на вопрос о том, имеют ли аналогичные права другие контролирующие структуры и какие именно, приходится искать не только в законах, но и в судебной практике.
Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 25.06.09 г. по делу № А40-76345/08-122-112 указал, что сотрудник службы судебных приставов не имеет права запрашивать и получать сведения, содержащие личные данные граждан. В частности, суд отметил, что ни Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», ни Федеральный закон от 02.01.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предоставляют судебным приставам-исполнителям права получать персональные данные без согласия их субъектов, не устанавливают условия получения таких данных, не определяют круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также полномочия судебного приставаисполнителя по их обработке.
Трансграничные передачи
Если ваша компания осуществляет передачу персональных данных в другую страну, то возникает проблема защиты персональных данных при их трансграничных перемещениях.
Что такое трансграничная передача данных? Это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти, физическому или юридическому лицу иностранного государства. В Российской Федерации одним из критериев оценки государства с точки зрения организации им адекватного уровня защиты может выступать факт ратификации им Конвенции о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., ETS № 108.
До начала передачи оператор должен убедиться в том, что на территории иностранного государства обеспечена адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Камнем преткновения является формулировка «адекватная защита», так как критерии адекватности нигде не определяются, при этом здравый смысл подсказывает, что адекватной можно считать защиту, которая соответствует российскому законодательству.
Присоединение иностранного государства к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 1981 г.; с изменениями 1999 г.) позволяет причислять его к числу тех, кто гарантирует вполне адекватную защиту.
Для обоснования адекватности защиты персональных данных при передаче их в зарубежный филиал компании необходимо реализовать ряд мероприятий, включая разработку документа (или нескольких), который отражает следующие основные моменты:
Эти мероприятия позволят минимизировать риски реализации угроз для персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдением установленных норм информационной безопасности.
Сколько хранить?
Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях их обезличивания или по истечении 75-летнего срока их хранения, если иное не определено законом.
Согласно ФЗ-152, персональные данные должны быть уничтожены оператором по достижении цели их обработки. А, например, первичные документы по кадровому учету и заработной плате необходимо хранить в течение 75 лет. Но они должны находиться в архиве, а ФЗ-152 на архив не распространяется в соответствии с законом об архиве. Таким образом, после сдачи документов в архив организация уже не может хранить эти сведения у себя.
Что касается больничных листов, то это касается субъекта. К примеру, если работник уволился, заново никуда устроиться не успел и заболел, то больничный рассчитывается ему на основании дохода по последнему месту работы. А в организации в соответствии с налоговым законодательством обязаны хранить все финансовые документы за пять прошедших лет для налоговой проверки.
Причем отсчет срока хранения ведется от начала нового финансового года или даты передачи дела в архив, а это тоже обычно происходит в конце года. И кстати, до пяти лет допускается хранение документов в организации, без передачи их в архив.
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Итак, постановление Правительства РФ 2007 г. № 781 утратило силу. В новом постановлении № 1119 объединены два проекта, один из которых определяет уровни защищенности информации, содержащей персональные данные, а второй — требования к их безопасности.
Согласно документу, актуальными угрозами для безопасности персональных данных являются условия и факторы, создающие потенциаль-ную опасность несанкционированного доступа к базам данных при их обработке, в результате которого данные могут быть уничтожены, изменены, заблокированы или предоставлены третьим лицам, не имеющим к ним права доступа. Кроме того, в постановлении определены три типа угроз информационным системам, содержащим пользовательские базы данных, а также четыре уровня защищенности информационных систем.
Пункт 13 постановления № 1119 требует, чтобы в помещениях, где производится обработка персональных данных, был обеспечен режим безопасности в соответствии с 4-м (минимальным) уровнем защищенности. При выполнении этой нормы документа становится практически невозможным использование мобильных устройств для обработки персональных данных за пределами помещения, где обеспечен режим безопасности. Следовательно, применение сотрудниками ГИБДД, таможенниками или врачами планшетов и смартфонов за пределами своих офисов оказывается также неправомерным.
Есть ли какие-либо ограничения по применению средств защиты для различных уровней защищенности? Данный вопрос не раскрыт ни в ФЗ-152, ни в постановлении Правительства РФ № 1119.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Трансграничная передача персональных данных это: определение понятия и его правовая основа
Трансграничная передача персональных данных – это весьма непростая процедура, в которой участвуют два государства в целях пересылки определенной информации гражданина одной из стран. Несмотря на то, что в России на федеральном уровне существует несколько законов, оговаривающих принципы проведения трансграничной передачи данных, на практике этот процесс сталкивается с неизбежными трудностями. Основной проблемой является обеспечение полной защиты передаваемых сведений, от которой может зависеть не только благополучие субъекта ТППД, но и всего государства, от которого исходит сообщение. О том, как происходит трансграничная передача персональных данных и какие ограничения она предполагает рассказываем далее.
Трансграничная передача персональных данных
Что такое трансграничная передача данных
Под трансграничной передачей персональных данных (далее по тексту ТППД) подразумевается процесс пересылки определенной информации за пределы Российской Федерации в одно из иностранных государств. Пересылка осуществляется операторами и предназначается органам власти, физлицу или юрлицу соответствующей страны.
Наиболее полную информацию о ТППД можно подчерпнуть из третьей статьи ФЗ, посвященной персональным данным и способам их существования в информационном пространстве. Также ТППД затрагивается и сто пятьдесят вторым ФЗ, в котором содержится еще одно определение данного явления.
3 статья ФЗ О персональных данных
Ограничения
Государство имеет право наложить запрет на передачу ПД через границу страны в тех случаях, когда утечка данных будет грозить следующими опасными последствиями:
Передача персональных данных через государственные границы сопряжена с рядом опасностей
Во всех прочих ситуациях законодательством не предусматриваются никакие запреты на пересылки ПД. При этом пересылка эта может адресоваться только тем странам, которые способны обеспечить защиту прав граждан РФ. К безопасным в отношении передачи данных странам являются те государства, которые считаются сторонами Конвенции или же государства, указанные в специальном перечне, составленном с помощью Роскомнадзора.
Передача данных небезопасным странам
Если же говорить о странах, на которые требования Конвенции не распространяются, то они также могут участвовать в ТППД. Однако для того, чтобы осуществить передачу сведений стране, которая не гарантирует безопасность участникам ТППД, потребуется учесть несколько обязательных пунктов:
При передаче данных в небезопасную страну потребуется предварительное заключение договора
Из всех вышеуказанных пунктов можно сделать вывод о том, что ТППД возможна и при участии стран, не гарантирующих безопасность субъекту передачи данных. Для этого потребуется наличие предварительной договоренности или задокументированного согласия лица, чья сведения будут переданы.
Для стран, гарантирующих субъекту ТППД защиту его прав, подобные соглашения не требуются. Однако в целях безопасности оператор, отвечающих за пересылку сведений должен заблаговременно сообщить субъекту ПД о том, что его данные будут переданы за пределы РФ. При оповещении субъекта учитываются три опорных пункта:
При передаче персональных данных лица, само это лицо должно быть в обязательном порядке оповещено о процедуре
Порядок трансграничной передачи данных
Трансграничная отправка данных является непростой процедурой, предполагающей целый ряд формальных действий, обязательных к исполнению. Для того, чтобы она была осуществлена на законных основаниях, требуются определенные условия.
Таблица 1. Трансграничная передача данных поэтапно
Этап | Описание |
---|---|
Уведомление Роскомнадзора | Перед отправкой информации в Роскомнадзор отправляется уведомление |
Информирование субъекта ТППД | Субъект должен быть осведомлен в том зачем пересылаются его данное и каков их объем |
Составление оператором нормативных документов | В нормативных документах должна подтверждаться законность проводимой процедуры со ссылкой на соответствующие законы |
Заключение договора с организацией-получателем исходных данных | С посредником оговариваются способы передачи данных и степень их защищенности |
Обеспечение должной защиты канала | Канал, по которому произойдет отправка информации, обязан быть зашифрованным |
О каждом из упомянутых условий мы и поговорим в данном разделе.
Уведомление Роскомнадзора
Роскомнадзор должен быть первой инстанцией, которая будет поставлена в известность о планирующейся трансграничной передаче данных. Для того, чтобы проинформировать Роскомнадзор потребуется:
Роскомнадзор должен быть оповещен о предстоящей передаче персональных данных за пределы РФ
Информирование субъекта ТППД
Как уже говорилось, субъект ТППД должен быть оповещен о планирующейся операции еще до того, как она произойдет. Эта информация должна быть зафиксирована в следующих документах:
В договоре, который адресуется обладателю персональных данных указываются цели трансграничной передачи
Составление нормативных документов
Внутренние нормативные документы, составляемые оператором, осуществляющим передачу данных, должны включать в себя следующие детали:
О том, что такое криптографическая защита информации и какие методы она применяет можно прочесть ниже.
Криптографические методы защиты данных
Заключение договора с посредником
Договор с посредником, отвечающим за передачу персональных данных, в обязательном порядке состоит из таких пунктов, как:
Компания-посредник должна обеспечить полную безопасность передаваемых данных в силу своих возможностей
Защита канала
Под защитой канала понимается предотвращение всех случайных или злонамеренных попыток получить доступ к охраняемой информации. Особого внимания требует передача данных, осуществляющаяся посредством интернета – в таких ситуациях операторы обязаны использовать специальные способы шифровки сведений.
Иногда допускается практикование средств криптографической защиты, не прошедших необходимую по закону сертификацию ввиду:
Конвенция 108 EST оговаривает особенности охраны персональных данных
Нововведения
Отдельного внимания заслуживают изменения, которые были внесены Федеральным законом 242 пятилетней давности, дополняющий 152 закон. 242 ФЗ, прежде всего, специализируется на области информационно-коммуникационных сетей, в связи с чем добавляет к уже существующему закону важный пункт. Дополнение это заключается в том, что отныне на операторов возлагаются следующие задачи:
Также данный закон предусматривает получение ПД россиян при помощи баз данных, располагающихся на территории данной страны.
Несмотря на то, что 152 закону удается прояснить некоторые детали, в свое время он породил бурные обсуждения, после которых многие вопросы остаются без ответа и по сей день. Среди таких дискуссионных моментов значатся следующие:
На данный момент продолжаются активные обсуждения вопроса о том, как обеспечить безопасную трансграничную передачу данных
В связи с всеобщим недовольством 242 статьей, члены Государственной Думы уже рассматривали возможные поправки и законопроекты, которые смогли бы внести ясность в сложившуюся противоречивую ситуацию. Однако на данный момент у властей нет исчерпывающих ответов на вопрос о том, каким образом будут хранится и подвергаться обработке персональные данные россиян.
Весьма закономерно, что упомянутые сложности поведут за собой неизбежное увеличение издержек для операторов, чьи базы данных находятся за пределами России. Стараясь усилить охрану персональных данных россиян, законодатели тем самым неизбежно сужают возможности ее использования и передачи. В связи с этим многие специалисты советуют операторам переносить свои базы данных на территорию России.