Трансформационный коучинг что это
Трансформационный коучинг
Трансформационный коучинг – уникальное ответвление коучинга, сочетающее в себе специфические коучинговые методики и методы глубинной психотерапии. Именно благодаря этому он обоснованно считается наиболее эффективным.
Классический коучинг делает акцент на поведении и навыках. То есть, аспектах, полностью находящихся в компетенции сознания. Нужно только пробудить его – с остальным человек справится сам. Следовательно, классический коучинг стопроцентно работает только с людьми, не имеющими никаких скрытых психологических проблем. Проложа руку на сердце – много ли среди нас таких?
Тайные страхи и блоки, ошибочные, навязанные извне внутренние установки и ценности, так называемые «комплексы» есть у большинства. И когда они сильнее сознательного стремления к конструктивному поведению, то выступают в роли тормозов.
Тогда человек, стремящийся изменить жизнь при помощи коучинга, заходит в тупик. Вроде понятно, как действовать, вроде хочется, но что-то мешает. И очень сильно! Сдвинуться с мертвой точки помогает трансформационный коучинг. Это направление максимально связано с психотерапией.
Методы трансформационного коучинга
Речь идет о помехах, действующих в подсознании. Классический психотерапевт может годами вытягивать их на поверхность сознания, постепенно «разгребая завалы». Коучинг не допускает столь длительного процесса – цель должна быть достигнута в обозримом будущем.
Поэтому используются методы глубинной психотерапии, дающие быстрый результат. Они не побеждают комплексы сразу и без остатка, но существенно снижают их «натяжение», позволяя достичь актуальной поставленной цели. Этого бывает достаточно для того, чтобы впоследствии клиент смог самостоятельно продолжить работу со своими установками, ценностями, убеждениями. Применяются:
О внутренних блоках простыми словами
Что такое эти самые «внутренние блоки»? Диссонанс между сознательными и бессознательными желаниями. Например, вы хотите разбогатеть. Но ваши внутренние убеждения «шепчут» вам, что деньги – это грязь, зло, стыд, вина. Вы хотите отношений, но страшитесь секса, эмоциональной близости, необходимости преодоления эгоизма. Хотите завести ребенка, но втайне от себя ощущаете, что дети – это боль, долг, ответственность, тяжесть, полный отказ от собственной жизни. Хотите карьерного роста, социального успеха, но внутри себя слишком привязаны к «свободе ничегонеделания» и расслабленной приватной жизни.
На самом деле каждое из перечисленных внутренних желаний может быть вполне конгруэнтным для конкретной личности. Ну, не все реально хотят стать богатыми, подняться на вершину успеха, иметь семьи и так далее. У них и желаний таких не возникает, трансформационный коучинг им не нужен.
А вот если вы сильно чего-то хотите, чувствуете, что вам это необходимо для полной и гармоничной жизни, но постоянно натыкаетесь на какое-то внутренне сопротивление, техники трансформационного коучинга помогут вам достичь цели. Чтобы вы могли осознанно разобраться, действительно ли это то, что вам было нужно. И если да – продолжить движение в данном направлении.
Чего позволяет добиться трансформационный коучинг
Выбор трансформационного коуча
Это должен быть дипломированный психолог. Причем, имеющий документально подтвержденную квалификацию в области освоения именно той методики, которую он вам предлагает. Трансформационный коучинг – не поле для дилетантских экспериментов. Слишком высока ставка – ваше душевное здоровье.
В остальном, все, как с остальными коучами: профессиональный сертификат, отзывы, личное впечатление и «совпадение» со специалистом. Удачи вам!
Трансформационный коучинг что это
НАШ ПОДХОД К ТРАНСФОРМАЦИОННОМУ КОУЧИНГУ
Трансформационный коучинг предлагает целостный и многоуровневый подход к развитию, который позволяет корректировать совместную работу в соответствии с запросами клиента об изменении, научении или росте.
Коучинг помогает людям развивать необходимые качества и компетенции, способные обеспечить эффективность их действий в конкретных ситуациях.
Коучинг, так же ставит своей целью помочь клиенту найти точку равновесия (обрести центровку) как внутри себя самого, так и в контексте, частью которого он является.
3 уровня работы: Изменение, научение и рост
Развитие в нашей жизни идет на разных уровнях по мере того, как мы изменяемся, учимся и растем во времени. Важно, чтобы коуч мог их распознавать и работать с ними должным образом – и в соответствии с конкретными нуждами клиента и в тех сферах, где у клиента идет процесс развития.
Путь самораскрытия добавляет к этому глубинное ощущение естественных паттернов (шаблонов) нашего поведения и развития. Важнейшей задачей коуча является определить паттерны и полярности в клиенте (компас саморазвития помогает коучу сделать это для себя) чтобы выйти за привычные ограничения, мешающие клиенту развиваться
В настоящее время, преобразование рамок, используемых для поддержания действия или развития новых знаний или навыков, приводит клиента к границе его или ее текущего осознавания себя кем-то или каким-то. После этого возможно потребуется расширение или изменение центровки общего осознания клиентом своей самости.
Трансформационный коучинг очень чувствителен к различным аспектам развития. Коуч прежде всего корректирует подход, выбранный для поддержания, по крайней мере, осознавания того, что привело клиента к коучингу.
ДИАПАЗОН ТРАНСФОРМАЦИОННОГО КОУЧИНГА
Процессы изменения, научения и роста заключают в себе друг друга и формируют личную трансформацию. Иногда клиент нуждается прежде всего в том, чтобы перенастроить свой способ реагировать на определённый контекст.
Однако изменения в поведении часто бывают лишь частью большего процесса научения, включающего в себя новое знание и умения. Тогда нам следует сосредоточиться на том, чтобы помочь клиенту научиться учиться.
Но, желаемые изменения станут возможными лишь тогда, когда мы обратимся к тем установкам, ценностям и убеждениям, которые лежат в основе нашего старого поведения или необходимы для поддержки новых вариантов.
Бывает, что переустановка рамок, используемых для поддержки действия, либо освоения нового знания или умения, подводит клиента к пределу его ощущения своей самости (того, кто или что он есть). И тогда может потребоваться расширение и переустройство всего ощущения самости клиента.
Трансформационный коуч должен чутко улавливать эти разнообразные аспекты развития. Избранный для помощи клиенту подход, он выстраивает, с обязательным учетом главной причины, приведшей клиента на коучинг.
КОУЧИНГ И ЛИДЕРСТВО
В ходе нашей сертификационной программы обучения трансформационному коучингу мы уделяем особое внимание не только развитию способностей коуча, но и раскрытию его лидерского потенциала, что позволяет коучу стать лидером для самого себя и для клиента.
Трансформационный коучинг и техники преодоления страха
Сегодня речь пойдет о трансформационном коучинге.
Непонятный термин? Сейчас я объясню, что это такое.
Трансформационный коучинг.
Представим, что у человека есть какая-то цель.
В работе с ним, мы проработали правильную постановку цели, провели анализ реальности, выявили какие-то ресурсы, скрытые возможности, о которых он даже не знал.
После этого, мы разработали последовательность шагов на пути к достижению цели.
Человек двигается по этим шагам и отчитывается перед коучем. Человек, работая в коучинге, может достичь своей цели. Для этого, мы, собственно, и работаем.
Но для чего нужен трансформационный коучинг? Мы вплотную подошли к разъяснению этого термина.
Показания к применению трансформационного коучинга заключается в том, что у человека нет динамики в обычном коучинге.
Случается такое, что человек подсознательно или каким-то другим непонятным образом, саботирует вроде бы простые шаги, которые нужно делать.
То он чего-то боится, откладывает на потом, прокрастинирует и так далее.
Условно говоря, он хочет зарабатывать неприлично большие деньги.
При этом, считает, что богатым быть плохо.
Или, допустим, боится начинать, так как его преследует боязнь неудачи.
Избавиться от страхов или убрать такие противоречивые ситуации, можно посредством трансформационного коучинга.
Мы используем эту технику, когда у человека есть какие-то страхи. Когда присутствуют какие-то стрессы, есть коммуникативные проблемы, какое-то неприятие себя, вытесненные или спроецированные на других вещи.
Это ситуация, когда вашему подопечному надо что-то делать, а он боится даже начать действовать.
Мы вроде как ему и путь уже прописали, но он что-то сливается, все никак не начнет. Явно, ему что-то мешает. Начинаем разбираться.
При работе со страхами – это лучшее решение проблемы.
Первым делом, мы определяем цель.
Пример из практики. Как-то, работал я с одной девушкой. У неё была четко сформулированная цель, но она боялась делать то что, ей нравится (со многими это случается – засмеют, не поймут или она будет выглядеть чудачкой в глазах окружающих).
Здесь движемся по стандартной схеме:
Сначала проводим анализ реальности, узнаем предысторию этой ситуации, расспрашиваем человека, он проговаривает и, таким образом, лучше для себя понимает ситуацию. Далее, мы заключаем контракт на сессию.
Контакт звучит таким образом:
Человек соглашается. После этого, человека нужно немного расслабить. Попросите остановить беспокойные мысли, закрыть глаза, глубоко подышать и направить свой фокус вовнутрь себя.
Когда человек расслабился, мы говорим:
Попросите как можно более подробно описать пространство, которое сейчас видит вокруг себя. А потом скажите, что надо представить себя на краю опушки, лицом к лесу и начать всматриваться в темноту.
Опушка леса – это бессознательное. Это та область, которую нельзя увидеть в полной мере невооруженным глазом.
И опять, как можно более подробно, пускай опишет себя: одежду, возраст, обувь, что в руках и так далее.
Это нужно для того, чтобы человек более глубоко погрузился в эту ситуацию.
После этого, человек всматривается в лес и мы говорим:
Вы начинаете слышать, как шуршат ветки, треск все приближается… и вот… появляется это существо. Пожалуйста, опишите образ, который видите.
Поскольку, мы работаем со страхом, то эта зверюга и будет олицетворять страх клиента.
Мы выводим человека на глубинный уровень подсознания, туда, где прячутся наши страхи.
А опушка леса как бы олицетворяет место, где прячется наш страх. И вот то существо, т.е. страх, выходит.
Как правило, образ, который появляется, настроен недружелюбно или даже враждебно.
Просим нашего подопечного подробно описать сущность:
Опишите, пожалуйста, свои чувства касательно этого существа.
Когда мы работали с девушкой, она описала, что вышло какая-то дымчатая сущность. Такая страшная и неприятная на вид. Моя клиентка рассказала, как она чувствует себя по отношению к этому существу, и как это создание чувствует при ней.
После этого, мы говорим, что сущность такая недружелюбная, потому что голодная. И нам нужно ее задобрить, покормить, погладить, пожалеть, примириться с ней.
Мы снова спрашиваем:
Человек отвечает, например,грибы.
То есть, человек должен накормить свой страх. Даже перекормить.
Когда эта зверюга насыщается, она трансформируется. И становится позитивным, добрым и ласковым.
Далее, мы спрашиваем:
В моем примере с девушкой, когда сущность поела грибов, из большого, страшного и серого облака она превратилось в маленький комочек, который лежал рядом с корзиной с грибами и не представлял уже никакого страха.
После этого, у человека происходит коммуникация с изменившимся существом.
Может быть, он хочет для этого образа что-то сделать – пускай он это сделает.
Может быть, человек захочет у этого существа что-то спросить, поговорить с ним, выстроить новые отношения, что-то сказать ему.
Мы намеренно задаем этот вопрос:
Продолжаю пример из практики. Девушка сказала, что не хочет разговора с этой сущностью. Она просто хочет зайти в лес.
Дальше, она говорит: Я думала, что там будет страшно. На самом деле, там было классно!
Вы уловили суть этой практики? Девушка получила большой Inside. Оказывается, то что она считала страшным, на самом деле, даже классно!
После того, как произошла трансформация, когда подопечный пообщался с существом, задал ему вопросы, мы говорим:
И теперь, нам нужно провести интерпретацию полученного опыта через вопросы человеку, через выводы, через обсуждение.
Человек начинает рефлексировать, и сам понимает, какие выводы можно сделать из этой ситуации.
Он понимает, что не все так страшно, что, оказывается, со страхом можно дружить и так далее.
Важно! Это не мы вкладываем в голову какие-то выводы. В коучинге мы вообще ничего в голову не вкладываем. А человек сам приходит к выводам, озарения и инсайты возникают без нашего участия. И на уровне метафор происходит трансформация.
Собственно, нам теперь нужно направить эту трансформацию в русло действий.
Начинаем активировать внимание человека на поиск в реальности результатов трансформации.
Если раньше человек чего-то боялся, предложите ему попробовать сделать шаг вперед после выполнения техники Опушка леса.
>>> Поинтересуйтесь, что он сделает, когда преодолеет первое препятствие? Что ему для этого понадобится?
Далее идет уже обычный коучинг.
При помощи метафоры вы трансформирование представления человека о своем страхе.
Потом снова проложили ему дорожную карту. Но, когда человек уже словил инсайт, когда он трансформировался, ему уже легче совершать действия на пути к цели.
Вот таким образом это работает.
Подведем итоги.
Предлагаю попробовать в ближайшее время эту технику. Уверяю, вы словите массу инсайтов.
Более того, методика является прекрасным средством избавления от ряда комплексов и фобий.
Трансформационный коучинг помогает понять, что с внутренними противоречиями можно и нужно бороться. Кроме того, их можно понять, принять и приручить.
Сейчас я коротко резюмирую все вышесказанное.
Таким образом, вы приручили свой страх, происходит интеграция, принятие и, как следствие – освобождение от внутренних фобий.
Я дал вам в руки мощнейший инструмент, надеюсь, вы воспользуетесь им.
Я изложил все кратко, ясно и по существу. У людей сейчас мало времени, я это ценю. Поэтому, даю информацию в формате – бери и делай.
Если остались вопросы, задавайте их в комментариях. Я с удовольствием на них отвечу.
Трансформационный коучинг что это
«За пределами представлений о правильных и неправильных действиях лежит поле. Я встречу тебя там»,
Будучи родом из Великобритании, последние десять лет я провёл, обучая начинающих и продвинутых коучей в России и на Бали. Присоединившись к ICF и собираясь аккредитовать наши программы как ACTP, а также пройдя собственную сертификацию в 2013, я заинтересовался менторингом и супервизией для развития коучей. И снова возник вопрос: что делает коучинг выдающимся?
Я слушал записи коуч-сессий, представленные нашими коучами на менторинг, и гадал: почему то, что я слушал, хотя и было искусным и соответствовало запросам клиентов, нельзя было назвать глубоким и трансформационным? И я спрашивал себя, каким образом наша работа может стать более живой и глубинной? Откуда возникает эта магия? И как можно добавить в наши сессии больше искры, из которой родится что-то поистине трансформационное?
Коучи часто называют себя «трансформационными», но является ли это маркетинговой уловкой или указывает на что-то, что можно наблюдать в действительности? Мы можем различить «транзакционное» и «трансформационное» лидерство. Можем ли мы сделать то же в коучинге?
Я думаю, что да, и определение Бейтсона о порядках научения это подтверждает.
Модель Бейтсона показывает, как мы можем понимать развитие в терминах логической иерархии типов или порядков научения, в которой каждый ключевой уровень превосходит нижележащий уровень.
Для применения на практике нас интересуют три уровня или порядка научения:
Трансформационный коучинг
Трансформационный коучинг не сводит на нет эту первопорядковую работу. Но он подразумевает большее: мы задействуем у клиента рамки второго порядка, влияющие на достижение этих целей — особенно убеждения, предположения и установки, которые предрасполагают клиента к возможности или невозможности достижения успеха.
Мы называем такой коучинг «трансформационным», потому что он подразумевает сдвиг не только в поведении, но и в отношениях клиента с тем, что он или она пытается достичь. Это означает не только влияние на то, что мы делаем, но и на то, как мы к этому относимся. Мы обновляем старый способ научения таким образом, чтобы объединить тело, разум и эмоции.
Это более глубокое научение второго порядка ощущается в теле, когда старые блоки смещаются и растворяются, высвобождая длительное напряжение в мышцах и тканях, освобождая чувства и расширяя тонкое внутреннее пространство бытия.
Коучинг должен быть трансформационным, когда клиент хочет стать эффективным на неуловимо более высоком уровне, а внутренние блоки или сопротивление портят путь к достижению.
Трансформационный коучинг подразумевает прерывание привычных точек стабильности, держащих на якоре наш мир. Он подразумевает отпускание в часто дезориентирующий переходный момент — «тряски» — когда связи старого научения ослабевают, а ментально-эмоциональные карты, фиксирующие наш мир, обновляются. В этот дестабилизирующий момент новое может наконец развернуться во всей красе.
Как предложили Хокинс и Смит, такие встроенные в тело трансформационные сдвиги должны возникать во время самой коуч-сессии для того, чтобы за пределами ее, на рабочем месте или где-то ещё, возникали длительные сдвиги.
Глубинный трансформационный коучинг
Глубинный трансформационный коучинг идёт ещё дальше. Он подразумевает ослабление всей структуры, которая держит наше научение второго порядка. Это означает научение третьего порядка.
В третьем порядке или научении тройной петли не только смысл или истинность отдельных предположений в нашем внутреннем ландшафте — например, наша ценность или значимость, или способность изменяться или учиться — находятся под вопросом. Более того, вся основа, на которой мы выстроили наш мир, проходит проверку на прочность. На когнитивном уровне мы имеем дело не только с предположениями о конкретной способности или черте характера, но с самим существованием отдельного себя, имеющего и сохраняющего эти черты. Давно забытые способы, которыми мы определили это, были «я», «ты» и «мир», и все ментальные и аффективные валы, рвы и дамбы, чтобы держать замок себя отдельно и в безопасности, подвергаются сомнению.
Глубинный трансформационный коучинг происходит тогда, когда связи разделения ослабевают, и в момент прямого узнавания мы осознаем, что наше существование не является в первую очередь индивидуальным и определяемым, и лишь затем универсальным и трансцендентным, а наоборот (Рис. 2).
Такое радикальное изменение может показаться слишком далёким от того, что волнует клиента, и не таким релевантным для обычной коуч-сессии в лайф-или executive-коучинге. Однако, оно является фундаментальным для успешного коучинга в трёх направлениях.
Глубинная трансформация в коуче облегчает трансформацию в клиенте.
Во-первых, трансцендентность «я» обеспечивает взгляд на мир, с которым коуч может лучше всего понять, что клиент действительно запрашивает даже в стандартных сессиях коучинга. Внутреннее осознание за пределами себя делает первый порядок и трансформационные изменения более очевидными.
Сотрясающие рамки «ощущения сдвигов» трансформационного коучинга по мере того, как старое мышление преодолевается, являются локализованными примерами в пределах внутреннего мира клиента того, что может произойти с целым. «Тряска», когда старые рамки сдвигаются, — это меньший пример великих потрясений, сопровождающих рост всей совокупности психики.
Чем больше коуч испытывает глубинную трансформацию и трансценденцию первичного разделения между псевдо-я и предполагаемым не-я, тем больше он или она в состоянии стимулировать и поддерживать трансформационные сдвиги в клиенте.
Поистине трансформационная работа случается, когда мы испытали глубинную трансформацию и трансценденцию наших собственных эгоцентрированных разделений — когда мы находимся как дома в этом рефлексивном измерении знания, охватывающем и я и ты, и я и мир.
Клиент приносит сложные задачи, требующие сдвигов третьего порядка в коучинге.
Чтобы сопровождать клиента в этом исследовании, нам приходится превосходить наши собственные истории. Это помогает, если мы уже все больше и больше присутствуем в этом простом безусловном осознании — отражая всё, не проводя суждений ни о чем — в котором рождаются решения естественным образом.
Нам нужно сделать некоторые шаги по пути нашего собственного разворачивания дальше, чем прошёл клиент. И когда этот путь приведёт клиента на край старых предположений о том, кто и что он или она есть, это помогает, если мы не погрязли в своей собственной истории, а глубоко осознаем произвольную природу всех историй. И ключ к подобной нарративной свободе не является концептуальным, а воплощает просторное осознание бытия в удобном, любящем присутствии.
Глубинная трансформация облегчает работу и из общего основания.
В-третьих, реальное изменение не происходит первым делом ни в личном мире клиента, ни через интервенции коуча.
Скорее оно вырастает естественно через открытие на основании опыта, общего как для коуча, так и клиента. Жизненно важно, чтобы коуч был пробуждён к этому трансперсональному основанию, потому что в этом поле — за пределами дуальностей и различий коуч и клиент по-настоящему встречаются (Рис. 3).
Чем более коуч открыт полю осознанности, тем больше он или она могут держать эту тонкую просторность для диады коуч-клиент. Тогда становится легче позволить присутствовать в этом щедром зеркале тому, что должно присутствовать, возникнуть и развернуться в здесь-и-сейчас.
И тогда трансформация не является личной для клиента и не привносится коучем, но разворачивается естественным образом в самом коучинговом взаимодействии. Трансформация — это невинный результат эволюционной связанности меня и тебя как местных выражений общего источника — лишённого эго «Я/взгляда», оживляющего «мы», подспудно проявленное в нашем разделённом присутствии.
Тогда трансформация происходит естественным образом, потому что это природа самой Природы, которая воплощает нас в раскрытие этого, и будучи мощной для клиента, является радикальной для коуча, который ею также подпитывается и трансформируется.
В подчинении себя полю и в воплощении его, коуч через сам процесс коучинга проходит коучинг того, как проводить коучинг за пределами обычного разделённого мышления, как в течение сессии, так и вне ее, поскольку разделённость постепенно ослабляет свою хватку.
И это есть непрошенный побочный эффект коучингового пути. Наша трансформационная и глубинно-трансформационная работа воспитывается и способствует глубоком пробуждению, требуемому научением третьего порядка. Цель кроется в этом.
Знание, Не-Знание
Как мы поддерживаем развитие от коучинга, основанного на достижении результата или эффективности, к трансформационному коучингу и затем к глубинному трансформационному коучингу?
Что меня поражало в тех коуч-сессиях, которые я менторил, так это тенденция оставаться во власти разума, в которой лишь немного свежих сюрпризов приходили клиенту или коучу. Такой коучинг остаётся привязанным к «знанию». Чтобы коучинг стал трансформационным, нам нужно отплыть от безопасных отмелей того, что мы уже знаем, в неизвестные воды того, что мы не знаем.
Не-знание предполагает добровольный отказ от убеждения (в противоположность фразе Кольриджа), в котором мы освобождаемся от знакомого и очевидного, чтобы оставаться в состоянии тихого удивления, открытого новым ответам и инсайтам.
Возможно, нам придётся подталкивать как себя, так и клиента в сторону этого не-знания, позволяя старым определённостям ослабнуть, давая простор для появления нового.
Не-знание
Знание может служить трамплином для незнания. А незнание может дать новое знание, свежее и истинное. Эти взаимодополняющие отношения цветут, когда и знание, и незнание возникают и разворачиваются внутри более глубоких мистик прото-осознанности, называемых «Не-Знание».
Как предполагает Вордсворт, когда «мы засыпаем/ в теле и становимся живой душой», тогда «с глазом, ослеплённым силой/ гармонии и глубокой силой радости,/ мы видим жизнь вещей». В Не-Знании появляется новое мощное знание. Если в своём коучинге мы можем следовать за «этим безмятежным и благословенным настроением,/ в котором чувства нежно ведут нас», мы тоже видим «жизнь вещей». Тогда незнание даёт доселе скрытую информацию как для коуча, так и для клиента (Рис. 4).
Системный трансформационный коучинг
Но что это даёт для коллектива? Имеют ли отношения между фокусированным на результате, трансформационным и глубинным трансформационным коучингом также и коллективное измерение?
Хокинс и Смит предполагают, что внутри организации индивидуальный коучинг идеально сочетается с потребностями этой организации.
Имея в виду необходимость сдвига ключевых паттернов внутри организации, какой единственный сдвиг, здесь и сейчас, в клиенте мог бы быть трансформационным как для клиента, так и для организации?
Индивидуальный клиент как проявляет, так и делает вклад в паттерны организации. Так что прикосновение к точке, где встречаются паттерны клиента и организации, может стать трансформационным как для клиента, так и для его организации.
Чтобы это произошло, коучу нужно иметь системный взгляд, полностью признавая, что клиент отражает организацию, одновременно формируя ее.
Недавно один из моих менти попросил меня оценить сессию с топ-менеджером в компании, в которой он (коуч) также работал консультантом.
Его клиентка жаловалась на своих коллег и что ей трудно справляться с их эмоциональными потребностями. Её сложности во взаимоотношениях отражали распространённую в компании тенденцию обращать внимание на задачи, игнорируя отношения.
Для неё чувствительность к её собственным чувствам и открытость в отношениях были важным шагом в её развитии и в трансформации отношений в компании, как внутри, так и с потребителями.
Опытный трансформационный коуч соединяет индивидуальные и корпоративные потребности подобным образом.
Системный коучинг глубинной трансформации
Имеет ли коучинг глубинной трансформации также коллективное измерение? Логично, что это задействует третий порядок или организационное научение тройной петли, отражённое и фасилитируемое через такое же научение в клиенте.
Может быть, это сложно представить, но последствия этого радикальны, даже революционны, полностью соответствуя предписанию Ганди «стань изменением, которое хочешь создать в мире».
Организационное научение тройной петли — это редкость. Оно предполагает радикальную перестройку всей организации. Мы имеем дело не только с корректировкой определённого организационного убеждения, ценности, стандарта или поведения. И не с переделкой фирменного стиля. А скорее с представлением коллективной пере-центровки всей структуры разделения и связанности, поддерживающей существование организации.
Полноценное научение третьего порядка означает переориентацию организации как локализованного выражения объединяющего источника большего целого.
Если научение третьего порядка включает трансценденцию границ самости, организационно это означает воплощённую реализацию того, что все части организации являются взаимосвязанными выражениями единого Существа, и это существо не является отдельным или отличным от естественной, коммерческой, человеческой и космической среды, которые оно пронизывает.
Такая организация не говорит пустых слов об экологии. Само её существование обусловлено взаимозависимостью с полем, выражающим себя в каждом и во всем. Такая организация чувствительна к общей экологии своего разворачивания в рамках всеобщего разворачивания.
Организация, подобная этой, от природы мудра, постоянно использует свою чувствительность к коллективному осознанию, чтобы точно настроить своё чувство направления внутри этого разворачивания.
Периодические советы католической и православной традиций, конклавы для выбора нового папы и собрания квакеров дают некоторые примеры попыток использовать более глубокий коллективный интеллект.
Но до сих пор у нас имеются лишь отдельные, если вообще такие есть, организации, последовательно ведущие деятельность на этом уровне мудрости. И это поразительный недостаток. Это главный фактор в коллективных вызовах, с которыми мы сталкиваемся, продолжая разрушать целостность с помощью наших разделённых самостей.
Однако это не значит, что места для системного коучинга глубинной трансформации ещё нет. Подобно тому, как взгляд от лица третьего порядка облегчает трансформационную работу в коучинге, так взгляд от лица третьего порядка может облегчить трансформационные изменения в организациях.
С точки зрения системной глубинной трансформации мы особенно заинтересованы в глубинных организационных тенденциях, которые выражают их базовые эпистемологические предпосылки относительно их собственной природы — как она воспринимает себя как организацию, как отделяет себя и как видит свои взаимоотношения с тем, что воспринимает как не-я или «внешнее» я.
Ключевой вопрос для консультанта и коуча таков: как эта организация воспринимает себя в своей разделённости и связанности с контекстом? Все её убеждения, ценности и практики в конечном итоге исходят из этого и удерживают её на месте.
Для коуча, работающего с индивидуальным клиентом с этой точки зрения, вопрос таков: каким образом глубинные паттерны и предположения моего клиента относительно осознания я-в-мире являются выражением глубинных паттернов и предположений в компании? И как могло бы разворачивание нашего коучингового диалога порождать радикальный сдвиг в воплощённом чувстве себя у клиента таким образом, чтобы глубоко повлиять на поле, частью которого он является?
Чтобы так работать, коучу нужно испытать и интегрировать некоторые методы научения третьего порядка. Он может оставаться в простом осознании Не-знания, отражая все аспекты своей личной жизни — мысли, чувства, привычки. Он находится дома в этом простом осознании за пределами различий и определений.
Его работа с клиентом становится контекстом для своего рода передачи в поле коуча и клиента, в котором их совместная идентичность ощущается также и в теле.
Каждая прямая реализация тогда в коучинговом испытании создаёт дрожь в корпоративном или организационном поле. И каждое индивидуальное мгновение соединённой осознанности замечательным образом оживляет коллективное поле. Тогда происходит чудо.
И наша работа движется в этом направлении, чем более мы позволяем ей отменять старое и трансформировать нас в процессе — по мере того как наша глубокая приверженность и полная отдача тому, что разворачивается, растёт и сходится в одну точку.