snmp модуль что это

Блог о системном администрировании. Статьи о Linux, Windows, СХД NetApp и виртуализации.

Введение в протокол SNMP

Архитектура протокола SNMP

Сеть, использующая SNMP для управления содержит три основных компонента:

Давайте попытаемся рассмотреть обозначенные компоненты.

SNMP менеджер и SNMP агент

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что этоИтак, как я уже сказал, SNMP менеджер отправляет запросы агенту на порт udp/161 (если конфигурационно в агенте не задан другой порт) с произвольного порта из эфемерного диапазона. В запросе SNMP менеджера указывается порт и адрес источника (о полной структуре пакета SNMP опишу ниже). Далее агент принимает пакет и обрабатывает (если выполняются нижеописанные условия). В процессе обработки, формируется ответ, который отправляется на порт взятый из исходного запроса. Ответ отправляется с udp/161 порта. Можно сказать, что SNMP агент таким образом предоставляет доступ SNMP менеджеру к данным, хранящимся в базе MIB. При этом, в момент отправки, SNMP менеджер вставляет в PDU некий ID (RequestID), а агент в ответном PDU вставляет данный ID без изменения, для того чтобы менеджер не путал пакеты от разных агентов. SNMP агент может быть настроен на посылку Trap уведомлений, которую он выполняет с эфимерного порта на udp/162 порт SNMP менеджера.

SNMP PDU (или сообщения SNMP протокола)

Как видно, в зависимости от версии протокола, набор команд разный (например InformRequest и GetBulkRequest полноценно появился только во второй версии SNMP). Компонент SNMP MIB рассмотрим ниже.

Структура PDU

Рассмотрение структуры PDU не обязательно, но это поможет более глубоко понять логику работы SNMP. Все PDU (кроме Trap) состоят из определенного набора полей, в которые записывается необходимая информация:

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Что данные поля обозначают:

При этом, содержимое Trap PDU содержит некоторые дополнительные поля (вместо заголовка запроса):

В новых версиях SNMP содержимое Trap PDU может незначительно меняться, но в целом, смысл тот же.

Логика работы протокола SNMP

Рассмотрев основные единицы обмена SNMP, можно обсудить логику работы SNMP при выполнении данных запросов\ответов. Некоторые общие особенности работы протокола SNMP, которые стоит учитывать:

Логика работы SNMP при обмене PDU-единицами

(взято частично отсюда http://logic-bratsk.ru/brlug/snmp_my/):

При получении PDU GetRequest, SNMP агент действует по следующему алгоритму:

При получении PDU GetNextRequest, SNMP агент действует по следующему алгоритму:

При получении PDU SetRequest, SNMP агент действует по следующему алгоритму:

Логика работы SNMP в картинках

взято отсюда (http://www.manageengine.com/network-monitoring/what-is-snmp.html)

Обмен PDU GET⁄ GET NEXT⁄ GET BULK⁄ SET

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Обмен PDU Trap или notification

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

SNMP MIB

Давайте попробуем понять MIB. Это совсем не люди в черном ) Как я уже сказал, это Management information base, то есть база набор управляющей информации. Каждый сетевой узел, имеющий на своем борту SNMP агента (читай – поддерживающий протокол SNMP) предоставляет свой набор данных, тот, который в него «вложили» программисты\разработчики при проектировании железки\программы. То есть в каждом сетевом устройстве с поддержкой SNMP имеется своя база MIB со строго обозначенным набором переменных. Каждая база MIB имеет древовидную структуру, каждый объект в которой характеризуется уникальным идентификатором объекта (Object Identifier, OID).

Каждая ветка MIB-иерархии оканчивается некоторой переменной (так же имеющей свой OID), содержащей в себе определенное значение, которое записывается в переменную SNMP агентом, работающем на хосте. Данное значение неким образом характеризует данный хост (например, содержит информацию об аптайме, загрузке сетевого интерфейса и мн.др. параметры).

Кроме того, существует всемирное дерево регистрации стандартов ISO, содержащее базовую структура дерева MIB (точнее этих структур существует несколько, они формировались вместе с совершенствованием версий SNMP). Составное числовое имя объекта SNMP MIB соответствует полному имени этого объекта в дереве регистрации объектов стандартизации ISO. За данную древовидную структуру отвечает и контролирует организация IANA (и некоторые другие).

Давайте рассмотрим типичное дерево MIB на рисунке:

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Итак, структура OID в дереве MIB:

В вершине дерева – корень (точка), от которого ответвляются ветви. Во многих схемах приведены некоторые ветви верхнего уровня (например itu-t, iso\itu-t и другие ниже), но информации о их назначении я не нашел… Посему, нас интересует вертка iso (0), которая хранит в себе следующие значения до internet (1): iso.org.dod.internet, что соответствует числовому ID .1.3.6.1.

Данный раздел (iso.org.dod.internet) разветвляется на подразделы, которые в большинстве своем контролируются IANA и состоят (согласно RFC1155) из:

Далее, необходимо рассмотреть отдельным пунктом ветку 1.3.6.1.2 (iso.org.dod.internet.mgmt), состоящую из подветки mib-2 (1), а так же reserved(0), pib(2), http(9) и некоторых других. Стоит отметить, что в зависимости от версии протокола (SNMPv1 vs SNMPv2) на месте данной ветки могут быть «прилинкованы» разные поддеревья в целом имеющие примерно одинаковую структуру и одинаковые идентификаторы, но в более новой версии протокола – поддерево более расширено. (наверно, в этом и состоит несовместимость версий протокола…)

Итак iso.org.dod.internet.mgmt.mib-2 (1.3.6.1.2.1): данная ветка является базовой для большинства сетевых устройств и содержится практически в любом устройстве. Ветка поделена на базовые группы (которых на текущий момент более 170), характерные для любого сетевого оборудования. Давайте рассмотрим наиболее применяемые:

Отдельного абзаца так же достоин подраздел iso.org.dod.internet.private (1.3.6.1.4), содержащий в себе поддерево enterprise (1). Данная ветвь контролируется IANA и содержит в себе более 40000 поддеревьев (ознакомьтесь с актуальным списком http://www.iana.org/assignments/enterprise-numbers ). В данной ветке регистрируют свои поддеревья – производители оборудования. Вот пример ответвления:

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Ниже структура аналогичная всем остальным разделам – древовидна. В каждом поддереве соответствующий производитель оборудования в праве сам регистрировать свои ветвления и переменные.

Безопасность протокола SNMP (или версии протокола SNMP)

В одной из вторых версий SNMP (SNMPv2p) была попытка реализовать аутентификацию на основе сторон (т.н.Party-based Security Model). Технология кроме аутентификации, так же поддерживала возможность шифрования трафика. Данная технология не прижилась, как «сложная и запутанная» ) и в данный момент не используется. После чего SNMP второй версии вернулась к Community-based Security и стала именоваться SNMPv2c и применяется по сей день. SNMPv2 была переписана чуть более чем полностью, в результате чего существенно повышено быстродействие протокола, безопасность.

Третья версия протокола (SNMPv3) была более удачно доработана и поддерживает как аутентификацию на основе имени пользователя (т.н. User-based Security Model), так и шифрование трафика. Хотя их можно и не использовать.

Версии протокола между собой не совместимы. Несовместимость заключается в разнице пакетов PDU, в наличии дополнительных команд в более новых версиях протокола (возможно, в других…). В RFC 2576 имеется некоторая информация, позволяющая организовать возможность совместного использования SNMPv1 и v2. Для этого есть 2 пути: 1. Использование прокси-агентов (агент преобразует PDU SNMPv2 в PDU SNMPv1), 2. Использование менеджера с поддержкой 2х версий (менеджер для каждого хоста должен помнить версию агента).

Принципы настройки протокола SNMP

Для того, чтобы SNMP менеджер мог работать с символьными именами OID (ASN.1 нотация), необходимо подсунуть ему соответствующие файлы SMI и MIB, хранящие соответствия символьной записи и цифровой. Для того чтобы SNMP менеджер мог взаимодействовать с каком-либо агентом, необходимо менеджеру указать на этого агента, для чего задать соответствующие настройки, например:

В большинстве реализаций менеджеров SNMP (в данном контексте, наверно, лучше сказать – систем управления сетью Network Management System) предоставлены некие возможности механизма автоматического обнаружения SNMP агентов. В большинстве случаев это сводится к выполнению по расписанию некоторого скрипта, запускаемого в определенный промежуток времени и опрашивающего заданный диапазон IP адресов.

SNMP в Linux

В большинстве дистрибутивов Linux для работы с SNMP используется пакет net-snmp (RedHat) и snmp + snmpd (в Debian в snmp лежит клиентская часть, а в snmpd – серверная часть), который позволяет использовать протокол SNMP посредством отправки и получения PDU. После установки пакета(ов) в linux появятся следующие инструменты (перечислены не все):

Основной и часто используемой из всех указанных команд, является snmpwalk. При указании данной команды, без OID она попытается получить все объекты из ветки iso.org.dod.internet.mgmt.mib-2. В ссылках ниже можно найти отличный сборник примеров использования данных программ.

SNMP в Debian

Политика лицензирования Debian определяет базы MIB, как несвободное ПО, поэтому они не расположены в свободных репозитоиях, а размещены в non-free репозиториях. Для того чтобы базы корректно установились, необходимо данный репозиторий прописать в /etc/apt/sources.list, например:

и установить пакет snmp-mibs-downloader. (в процессе установки данный пакет попытается получить mib-базы из интернета). Так, же, необходимо в /etc/snmp/snmp.conf закомментировать строку:

Маленький итог о SNMP

Итак, в статье я постарался как можно понятней рассказать о SNMP, чтобы применять эту технологию в сетях мониторинга. Подводя краткий итог протокол SNMP базируется на нескольких основных принципах:

Ссылки SNMP

Источники загрузки MIB файлов (каталоги MIB):

Источник

Почему SNMP это не очень просто?

Читаем документацию

The strategy implicit in the SNMP is that the monitoring of network state at any significant level of detail is accomplished primarily by polling for appropriate information on the part of the monitoring center(s). A limited number of unsolicited messages (traps) guide the timing and focus of the polling. Limiting the number of unsolicited messages is consistent with the goal of simplicity and
minimizing the amount of traffic generated by the network management function.

Для тех, у кого сложности с английским языком, имеется русский перевод:

Стратегия SNMP заключается в том, что мониторинг состояния сети с любым значимым уровнем детализации выполняется главным образом путем опроса из центра мониторинга. Ограниченное число незапрашиваемых сообщений (trap — прерывание) обеспечивает синхронизацию и активизирует опросы. Ограничение числа незапрашиваемых сообщений согласуется с задачами обеспечения простоты и минимизации трафика, создаваемого системой сетевого управления.

Из этих цитат, вполне понятно, что запросы с типами TRAP и INFORM это не наиболее часто используемая часть SNMP. Статью для начинающих было бы более уместно иллюстрировать примерами использования гораздо более ходовых GET-запросов.

Вообще я настоятельно рекомендую ознакомиться со всеми RFC, связанными с SNMP перед началом работы. Некоторые аспекты SNMP не очевидны и имеет смысл получить о них представление из первоисточника. Начать ознакомление с материалом можно с wiki.

Первые шаги

Помимо обязательного ознакомления с документацией, важно понимать, для чего мы все это делаем. В практике телекома, наиболее часто встречаются следующие задачи:

Задача SNMP-мониторинга выделяется на общем фоне требованием того, что опрашиваемого оборудования много или очень много. Предположим, что именно эту задачу нам и предстоит решать.

Начнем писать код. В тестовом примере мы обратимся по SNMP к собственному хосту и прочитаем значение переменной, заданной OID-ом 1.3.6.1.2.1.1.3.0 и содержащей значение uptime-а хоста:

Предварительно убедившись, что служба SNMP на нашем хосте работает и запустив код на выполнение, получим искомое значение uptime-а (времени безостановочной работы хоста с момента последней загрузки):

Используя это значение, можно осуществлять мониторинг. Если мы обнаруживаем, что значением уменьшилось — значит хост успел перезагрузиться с момента очередного опроса. Если хост не ответил в течение заданного таймаута (после нескольких автоматически сделанных попыток) это, скорее всего, означает, что хост не работает. Все просто?

Подсчитали — прослезились

Не совсем. Вспоминаем о том, что нам предстоит выполнять много запросов. Давайте промеряем, сколько запросов мы можем выполнить в секунду? Внесем небольшое исправление в код:

И запустим его на выполнение:

Почти две с половиной тысячи запросов в секунду! Неплохо?

Не будем торопиться. Мы отправляем запросы на Loopback интерфейс, а он работает несколько быстрее локальной сети. Посмотрим, сколько запросов в секунду мы успеем выполнить к другому хосту в нашей сети:

Не дотягиваем даже до двухсот. Вообще говоря, возможно, этого будет достаточно. Все зависит от задачи. Но мы проводили измерения при условии, что опрашиваемый хост доступен. Что будет если хост не ответит?

Будет несколько попыток доступа (в нашем коде мы задали 3) разделенных таймаутом (1000 мсек). Это означает, что за секунду мы не успеем выполнить ни одного запроса. Поскольку не отвечающий хост является не такой уж большой редкостью, это может стать большой проблемой в реальном проекте.

Идем на рекорд

Что с этим можно сделать? Если бы мы имели дело с каким либо синхронным протоколом (например telnet), особого выбора бы у нас не было. Для того, чтобы увеличить производительность, нам пришлось бы одновременно выполнять много потоков. Но SNMP асинхронен по своей природе! Не надо насильственно втискивать его в синхронные рамки.

Как перейти к асинхронному варианту? В нашем случае, довольно просто:

Запросы все равно что проваливаются в бездонную бочку! Разумеется, ответы будут приходить с задержкой, но приходить они будут тоже довольно быстро. Но как мы узнаем, что хост не ответил?

Очень просто, по истечении заданного количества попыток и таймаутов, SNMP4J вернет нам event, response в котором будет равен null:

Проанализируем результат выполнения:

Мы успеваем сформировать 9174 запросов в секунду, а опрашиваемое устройство успевает обрабатывать запросы со скоростью 283 запроса в секунду. На большую часть запросов оно ответить не успевает (соответственно в логе остаются сообщения «Timeout exceeded»). Разумеется, это не будет проблемой когда мы начнем опрашивать большое количество устройств с разумным интервалом между запросами.

Идем далее

Мы научились получать по SNMP значения скалярных переменных. Но, помимо них, в SNMP есть еще и таблицы (например таблица интерфейсов на устройстве). Как они устроены? Посмотрим MIB-browser:

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

В OID mgmt.interfaces (1.3.6.1.2.1.2) мы видим скалярную переменную ifNumber (1.3.6.1.2.1.2.1), содержащую количество интерфейсов в таблице, а также набор столбцов. Каждый из столбцов имеет собственный OID. Например столбец содержащий числовой индекс ifIndex интерфейса имеет OID = 1.3.6.1.2.1.2.2.1.1.

Для того, чтобы получить значение этой переменной, необходимо добавить к OID-у индекс интерфейса (например для интерфейса с индексом 123 OID = 1.3.6.1.2.1.2.2.1.1.123). Но как нам получить индексы интерфейсов? Они совсем не обязательно идут по порядку! Например, на моей машине, таблица интерфейсов выглядит так:

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Именно для этой цели был придуман запрос GETNEXT. Передавая в этот запрос префикс OID-а, мы получаем OID и значение следующей (в лексикографическом порядке) за этим префиксом переменной. Это означает, что передав префиксы OID-ов столбцов таблицы, мы получим OID-ы и значения первой ее строки. Чтобы получить следующую строку, надо выполнить еще один запрос, передав в него OID-ы, полученные предыдущим запросом. И так до тех пор, пока мы не просмотрим всю таблицу.

Разумеется, с учетом всего сказанного выше, нам следует минимизировать количество запросов (это также необходимо с учетом того, что в рамках одного запроса, согласно RFC, предоставляются консистентные данные, если мы запросим индекс и имя интерфейса двумя последовательными запросами, они возможно не будут соответствовать друг-другу). В рамках 1-ой версии SNMP, мы должны читать всю строку таблицы одним запросом.

Следует заметить, что довольно удобно то, что OID-ы скалярных переменных также представляют собой префиксы. Например, для переменной sysUpTime OID, на самом деле равен 1.3.6.1.2.1.1.3. Мы можем передать его в GETNEXT запрос и получить OID = 1.3.6.1.2.1.1.3.0 вместе с соответствующим значением. Это дает возможность запрашивать скалярные значения вместе с значениями столбцов таблиц, в одном запросе.

Запустив этот код на выполнение, мы получим следующий response:

Мы получили значение uptime-а, индекс первого интерфейса и его имя, закодированное строкой октетов в шестнадцатеричном представлении. Чтобы получить следующие строки, мы должны выполнять последовательные запросы, передавая ранее полученные OID-ы.

С учетом необходимости поддержки возможности асинхронной обработки, это может стать нетривиальной (но вполне решаемой) задачей. К счастью, во 2-ой версии SNMP были добавлены bulk-запросы, автоматизирующие получение табличных данных и минимизирующие количество отсылаемых при этом запросов. Внесем необходимые изменения в код:

Выполнив этот запрос, мы получаем все строки таблицы одним запросом:

Разумеется, если таблица содержит более затребованных 50-ти строк, вновь (как и для 1-ой версии SNMP) потребуется формировать запросы для получения последующих строк, передавая в них OID-ыполученные для последней строки.

О чем я не рассказал?

В этой статье я не рассказал о многом. Я не рассказал о том, как изменять значения некоторых (не всех) переменных SET-запросами. Я не рассказал о том, что такое TRAP-ы и для чего они нужны. Я ни сказал ни слова о том, как разрабатывать SNMP-агенты. И я ни одним словом не обмолвился о 3-ей версии SNMP и привнесенных ей изменениях.

Но даже того о чем я сказал вполне достаточно, чтобы понять, что SNMP — это не просто.

Источник

Понимание SNMP

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Howard

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Купить FS коммутаторы для компаний

SNMP (Simple Network Management Protocol) представляет собой стандартный интернет-протокол для управления устройствами в IP-сетях на основе архитектур TCP/UDP, который позволяет отслеживать управляемые сетевые устройства, включая маршрутизаторы, сетевые коммутаторы, серверы, принтеры и другие устройства, которые включены через IP через единую систему управления/программное обеспечение.

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Как работает SNMP?

Чтобы понять принципы работы SNMP, важно сначала узнать модель управления SNMP.

Компоненты SNMP

В модели управления протокола SNMP всегда присутствуют три компонента:

Базы данных MIB представляют собой набор вопросов, которые SNMP-менеджер может задать агенту. Агент собирает эти данные локально и сохраняет их, как определено в MIB. Таким образом, диспетчер SNMP должен знать эти стандартные и частные вопросы для каждого типа агента;

SNMP-агент (то, что в других сетевых системах называется сервером) — это часть программного обеспечения, которое поставляется вместе с сетевым устройством (маршрутизатором, коммутатором, сервером, Wi-Fi и т. д.), Которое при включении и настройке выполняет всю тяжелую работу для Менеджера путем компиляции и хранения всех данных из своего данное устройство в базу данных (MIB);

MIB относится к базе данных, которая содержит переменные, поддерживаемые управляемыми устройствами (информация может запрашиваться и устанавливаться агентом).

Менеджер (NMS) — это просто часть программного обеспечения, которое установлено на компьютере (которое при объединении называется Network Management System), которое проверяет устройства в вашей сети, как часто вы указываете информацию.

SNMP принципы работы

Здесь используется SNMPv2c для объяснения принципов работы SNMP. Он выполняет следующие операции для извлечения данных, изменения переменных объекта SNMP и отправки уведомлений.

GetGetNextGetBulkSetResponseTrapInform
Это запрос, отправленный NMS на управляемое устройство. И это выполняется для получения одного или нескольких значений из MIB.Это похоже на GET. Но обычно он получает значение следующего OID (Идентификатор объекта) в дереве MIB.Он используется для получения массы данных из большой таблицы MIB.Он выполняется NMS для изменения значения управляемого устройства.Он выполняется NMS для изменения значения управляемого устройства. Он выполняется агентом в ответ на операции GetRequest, GetNextRequest, GetBulkRequest и SetRequest.Эта операция инициируется агентом. Он используется для уведомления NMS о ошибке или событии, которое происходит на управляемом устройстве.Эта операция инициируется агентом. Это похоже на TRAP, но после того, как агент отправит запрос на информирование, NMS должна отправить пакет InformResponse в качестве ответа агенту.

Обратите внимание, что SNMPv1 не поддерживает операции GetBulk и Inform.

На рисунке 2 показан процесс Get/GetNext/GetBulk/Set приложения SNMPv2c.

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Когда NMS отправляет агенту пакет запроса Get/GetNext/GetBulk/Set, агент сначала аутентифицирует версию SNMP и имя сообщества. Затем, когда аутентификация успешна, агент отправляет соответствующее значение в NMS как пакет ответа. Если агент не может получить соответствующее значение, он возвращает сообщение об ошибке в NMS. Обратите внимание, что операция GetBulk эквивалентна последовательным операциям GetNext. Пользователь может установить количество операций GetNext, включенных в операцию GetBulk, без повторного выполнения операции GetNext.

На рисунке 3 показан процесс Trap/Inform приложения SNMPv2c.

snmp модуль что это. Смотреть фото snmp модуль что это. Смотреть картинку snmp модуль что это. Картинка про snmp модуль что это. Фото snmp модуль что это

Общие ЧАВО и решения

1. Как настроить SNMP?

SNMP использует центральный компьютер с программным обеспечением SNMP для управления сетевыми коммутаторами. Сегодня большинство сетевых коммутаторов на рынке, будь то гигабитные коммутаторы или коммутаторы 40G, поддерживают SNMP. SNMP предоставляет унифицированный и простой способ управления этими коммутаторами. Взяв в качестве примера конфигурацию SNMPv2c, процесс включает:

A) Настроить IP-адреса на компьютерах и управляемых коммутаторах.

C) Настроить права доступа, чтобы компьютеры могли управлять назначенными коммутаторами..

D) Проверить результат конфигурации.

Для получения более подробной информации о конфигурации SNMP, посетите Конфигурация SNMP на коммутаторах серии FS 3900, пожалуйста..

2. NMS не удалось получить Trap.

В конфигурации по умолчанию не все Trap включены. В системном представлении пользователи могут:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *