сколько ведущих специалистов может быть в отделе
Сколько ведущих специалистов может быть в отделе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В отделе имеется две должности ведущих специалистов по закупкам, при проверке организации вменяют нарушения со ссылкой на квалификационный справочник, в котором указано, что должностные обязанности ведущих специалистов устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей (п. 7 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37)). Вместе с тем должность «специалист по закупкам» отсутствует в указанном квалификационном справочнике. Изначально работники были приняты на должности ведущих специалистов по закупкам. Двум ведущим специалистам по закупкам установлены одинаковые должностные обязанности (введены две ставки из-за большого объема работ), то есть нет разделений по направлениям. Кроме того, у ведущих специалистов по закупкам есть достаточный уровень образования (высшее экономическое). Также имеется стаж работы в закупках по 5 лет.
Необходимо ли проводить аттестацию ведущих специалистов и необходимо ли делить функции и обязанности по направлениям? Законно ли работодатель ввел две ставки ведущих специалистов либо трудовым законодательством установлены ограничения по количеству ведущих специалистов в отделе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы о необходимости проведения аттестации работников и необходимости разделения обязанностей и полномочий между ними по направлениям деятельности организации решаются на уровне самой организации.
Наличие в организации двух ставок по должности «ведущий специалист по закупкам» в одном отделе не является нарушением действующего законодательства; ограничений по количеству ведущих специалистов в структурных подразделениях организаций не установлено.
Ответ подготовил:
Эскперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Сколько ведущих специалистов может быть в отделе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Установлены ли законодательством нормативы численности специалистов по кадрам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативы численности специалистов по кадрам законодательством не установлены. Организация вправе самостоятельно определять необходимое количество кадровых работников, в том числе применяя нормативы, утвержденные Постановлением N 39, а также Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78.
Обоснование вывода:
Нормативы численности работников представляют собой разновидность норм труда (ст. 160 ТК РФ). Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Согласно ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Из ст. 159 ТК РФ следует, что система нормирования труда в организации определяется работодателем с учетом мнения профсоюза либо устанавливается коллективным договором. Государство же должно оказывать содействие в системной организации нормирования труда.
С этой целью ст. 161 ТК РФ предусмотрена возможность разработки и утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, типовых норм труда, то есть норм, носящих рекомендательный характер. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 утверждены Правила разработки и утверждения типовых норм труда. Согласно п. 3 Правил типовые межотраслевые нормы труда (а именно к межотраслевым следует относить нормы работы по учету кадров, ведь такие работы необходимы в любой отрасли) утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
В настоящее время нормирован труд работников федеральных органов власти. Для определения численности сотрудников кадровой службы применяются Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Минтруда от 05.06.2002 N 39. Но этот нормативный акт утверждает нормативы предельной численности работников кадровых служб именно для федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (п. 1 указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Как мы поняли из вопроса, речь не идет о государственном учреждении, которое относится к числу федеральных органов исполнительной власти, поэтому Постановление N 39 в данном случае в обязательном порядке не применяется.
Таким образом, нормы действующего законодательства позволяют работодателю в рассматриваемом случае самостоятельно решить вопрос о численности работников кадровой службы, учитывая при этом мнение профсоюза, а также положения коллективного договора (смотрите также ответы специалистов Роструда на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»)
Работодатель вправе разработать локальные нормативные акты о численности работников, в том числе и специалистов по кадрам. Для определения и обоснования необходимой численности работников кадровой службы в качестве примерных (методических) нормативов можно использовать нормативы, утвержденные Постановлением N 39. Кроме того, на наш взгляд, возможно использование методики определения затрат рабочего времени на работы по комплектованию и учету кадров для определения необходимой численности работников, содержащейся в Межотраслевых укрупненных нормативах времени на работы по комплектованию и учету кадров, утвержденных постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 N 78 и действовавших до 1997 года (смотрите, например, ответ специалистов Роструда на вопрос 4). Однако с учетом требований ст. 160 ТК РФ о том, что нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы) устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, данную методику необходимо применять исходя из усовершенствованных к настоящему времени техники, технологии и организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда (часть 2 ст. 160 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Сколько ведущих специалистов может быть в отделе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, и в профессиональных стандартах указаны наименования должностей «бухгалтер», «юрисконсульт», «инженер», «экономист». При этом не указано, возможно ли к вышеуказанным базовым должностям применить производные «ведущий», «старший», «главный».
Возможно ли в штатном расписании казенного учреждения прописать наименования должностей: «ведущий бухгалтер», «ведущий юрисконсульт», «ведущий экономист», «ведущий инженер»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штатное расписание работодателя (в том числе казенного учреждения) может содержать должности с наименованиями «ведущий бухгалтер», «ведущий юрисконсульт», «ведущий экономист», «ведущий инженер».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Как следует из содержания нормы ст. 57 ТК РФ, у работодателя имеется право выбора того, какой именно из поименованных в ней документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, письмо Министерства экономического развития РФ от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и).
Сколько ведущих специалистов может быть в отделе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Сотрудник занимает должность специалиста по кадрам (первая категория) в бюджетном учреждении здравоохранения. В организации он единственный специалист.
Как данному сотруднику присвоить категорию «ведущий», учитывая, что он имеет высшее юридическое образование, диплом о профессиональной переподготовке «Управление персоналом и кадровое делопроизводство», а также стаж работы по должности 17 лет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации работодатель вправе ввести в штатное расписание должность «Ведущий специалист по кадрам» с установлением соответствующего оклада, как «ведущему» специалисту и назначить указанного в вопросе работника на эту должность.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Как следует из содержания нормы ст. 57 ТК РФ, у работодателя имеется право выбора того, какой именно из поименованных в ней документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Минтруда РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
*(2) На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением (пп. «д» п. 5 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г., протокол N 11).
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений.
*(3) Трудовая функция специалиста по кадрам описана в Профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом», утвержденном приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 N 691н. Среди возможных наименований должностей, профессий этот профессиональный стандарт называет такие наименования, как «специалист по кадровому делопроизводству», «специалист по документационному обеспечению работы с персоналом», «специалист по документационному обеспечению персонала», «специалист по персоналу». Схожие должности предусмотрены Профессиональным стандартом «Специалист по подбору персонала (рекрутер)», утвержденным приказом Минтруда РФ от 09.10.2015 N 717н.
*(4) При этом оклад по должности «ведущий специалист по кадрам» будет устанавливаться с отнесением данной должности уже к 4 квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня» согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н, а не к 3 уровню, как по должности специалиста по кадрам I категории (смотрите также Приложение 1 к Положению).
Сколько ведущих специалистов может быть в структурном подразделении
Сколько ведущих специалистов может быть в структурном подразделении (управлении, отделе, секторе, участке)?
Может ли специалист быть ведущим, если его должность образует самостоятельную структурную единицу и подчиняется непосредственно руководителю организации?
Нормативы численности на ведущих специалистов законодательством не установлены. Их можно регламентировать в ЛНПА.
Справочно:
ЛНПА – локальный нормативный правовой акт.
При введении должности ведущего специалиста необходимо руководствоваться нормами Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1. Так, на ведущего специалиста, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, возлагаются функции, связанные с функциональным, координационным или методическим руководством подчиненными ему исполнителями либо функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).
То есть законодательством регламентирован только характер обязанностей ведущего специалиста, но не установлены нормативы численности названных работников, которые могут быть включены в состав структурных подразделений (управления, отдела, сектора).
Таким образом, наименование должности работника, на которого возложены функции руководства по определенному виду деятельности, в т.ч. и при создании отдельной структурной единицы в составе одного работника, целесообразно установить с применением производной «ведущий».
Что касается нормативов численности ведущих специалистов, соответствующий регламент может быть установлен по решению нанимателя приказом (распоряжением) и закреплен в ЛНПА (например, в положении об оплате труда).
Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго Республики Беларусь