неизвестные актрисы советского кино
Малоизвестные красавицы советского кино, которые внезапно пропали с экранов
Автор: Наталья Сергеева · Опубликовано 09.05.2019 · Обновлено 10.08.2019
Природа щедро наделила красотой и талантом этих актрис, но однажды что-то пошло не так. Успешно начавшаяся карьера сошла на нет и они по разным причинам пропали с экранов. Кто-то надолго, а кто-то и навсегда.
Большинство из актрис были очень востребованы, но сейчас о них уже начали забывать. Их имена больше не на слуху, а потому мы решили еще раз напомнить о них.
ЛИЛИЯ ЖУРКИНА
Лилия Журкина в фильмах «До свидания, мальчики» (1964) и «Старый Новый год» (1980)
К сожалению, для молодой, перспективной и очень красивой актрисы Лилии Журкиной все началось и одновременно закончилось в момент ее прихода в театр «Современник». Именно там начинающая актриса встретила Евгения Евстигнеева. Чтобы быть вместе, им пришлось оставить свои семьи. После чего Лилия в профессии ушла в тень талантливого мужа и впоследствии не простила ему этого.
Журкина играла, в основном, эпизодические роли. От невостребованности, на нервной почве, у нее обострилась аллергия, которая перешла в псориаз. Не в силах справится с болезнью, Лилия пристрастилась к алкоголю. Ссоры с знаменитым супругом стали постоянным атрибутом их жизни. Последние три года брака они уже не жили вместе. А в 1986 году в возрасте 49 лет ее не стало.
МАРИЯ СЕЛЯНСКАЯ
Мария Селянская в фильме «Убийство свидетеля» (1990) и в наши дни
Дочь Лилии Журкиной и Евгения Евстигнеева Мария выросла внешне очень похожей на мать. Она также стала актрисой, окончив в 1987 году школу-студию МХАТ. Расцвет ее карьеры пришелся на перестроечное кино: «Она с метлой, он в черной шляпе» (1987), «Фанат» (1989), «Ка-ка-ду» (1992).
Мария пропала с экранов в начале 90-х. Уже в нулевых сыграла несколько ролей в фильмах и сериалах. В втором браке с театральным актером Максимом Разуваевым у нее родилась дочь Софья, которая продолжила актерскую династию Евстигнеевых.
ГАЛИНА САМОЙЛОВА
Галина Самойлова в фильме «Рядом с вами» (1986) и с мужем Вадимом Ледогоровым
У Галины Самойловой было всего две главные роли в кино 80-х годов — в фильмах «Женихи» (1985) и «Рядом с вами» (1986). Сыграв еще несколько эпизодов, она не смогла найти себе место в кинематографе 90-х.
Как не смог этого сделать и ее муж Вадим Ледогоров (он играл Агапита в фильме «Отроки во Вселенной»). В 1995 году их семья эмигрировала в Новую Зеландию и там начала все сначала. Сейчас у них свой театр, где Галина и Вадим ставят спектакли по русской классике.
ВИКТОРИЯ ФЕДОРОВА
Виктория Федорова унаследовала красоту и стать от своих родителей — известной советской актрисы Зои Федоровой и американского контр-адмирала Джейсона Тейта. Их короткий роман в 1945 году стоил Зое Федоровой свободы. Она получила 25 лет лагерей, а вышла на свободу в 1955 году, отсидев 8 из них. Что тоже, конечно, немало.
Виктория долгое время считала матерью свою тетю, у которой жила пока не вернулась Зоя. Федорова-младшая также стала актрисой и период с 1964 по 1975 годы был очень плодотворным в ее фильмографии. А потом она эмигрировала в Америку к своему отцу. Там вышла замуж, получила гражданство, даже иногда снималась в сериалах и работала в модельном бизнесе.
К сожалению, Викторию не пустили назад в СССР на похороны матери, которая была убита в 1981 году в Москве. А в 2012 году в возрасте 66 лет не стало и самой Виктории. В последние годы она страдала от онкологии и вела затворнический образ жизни.
СВЕТЛАНА ОРЛОВА
Светлана Орлова в фильме «Финист — Ясный сокол» (1975) и в нулевых
Светлана Орлова пришла в кинематограф из балета еще подростком. И задержалась там на добрых два десятилетия. Пожалуй, самой известной ее ролью является Аленушка в «Финисте — Ясном соколе». Тем не менее, Светлана много играла и в эпизодах. Практически не отказывалась от ролей. Была неконфликтным человеком, с которым было комфортно работать. Абсолютно без звездной болезни.
К сожалению, в 90-х ей почти не предлагали ролей. Светлана стала руководителем фитнес-клуба, где преподает аэробику по сей день. Несколько раз появилась на экране в нулевых.
Личная жизнь у Светланы сложилась довольно грустно. Ее муж умер, не дожив до 40 лет. Она осталась одна с маленьким сыном на руках и больше замуж не выходила.
ИРИНА МАРКОВА
Ирина Маркова в фильме «Настя» (1993)
Ирина Маркова родом из Минска, откуда ее семья переехала в Москву. Сразу после окончания школы Ирина снялась в драме «Шоу-бой», съемки которой выпали на самое окончание Перестройки. Через два года была еще одна роль в фильме «Настя», после чего Маркова решила актерскую карьеру не продолжать.
Ирина полностью посвятила себя семье, хотя зрители все еще помнят ее и надеются на возвращение на экраны.
НАТАЛЬЯ ТРУБНИКОВА
Наталью Трубникову также можно назвать актрисой одной роли — принцессы Мелисенты в фильме «31 июня». В кино она пришла из балета, но, к сожалению, не смогла задержаться там надолго. Ее внешность была признана «несоветской» и чиновники после скандалов с эмиграцией балетных артистов так и ждали, что Наталья последует за ними. А потому пробы Трубникова проходила крайне редко и это были совсем маленькие роли.
Наталья Трубникова в фильме «31 июня» (1978) и в наши дни
В 90-х Наталья вместе с мужем (тоже в прошлом артистом балета) организовала «Русскую академию моделей», где и работает по сей день.
Малоизвестные, но безумно красивые актрисы Советского кино
В некоторых профессиях, таких как кинематограф, внешние данные играют огромную роль. К сожалению, не все красивые актрисы делают карьеру и становятся известными. Представляем 15 советских актрис, которые не получили широкую популярность, не смотря на потрясающую красоту.
Татьяна Иваненко
Дочь военнослужащего сыграла множество ролей в Театре на Таганке и лишь четыре – в кино. Ходили слухи, что Татьяна Иваненко была музой Владимира Высоцкого и матерью его дочери Анастасии. Снималась в кино с 1965 по 1970-е годы.
Лилия Журкина
Актерская судьба красивейшей женщины сложилась крайне неудачно. Ее фильмография насчитывает 16 ролей, большинство из которых — эпизодические. Лилия Журкина винила в неудачах известного супруга, актера Евгения Евстигнеева.
Наталья Вавилова
В детстве актриса жила рядом с киностудией «Мосфильм». Наталья Вавилова сыграла первую роль в 14 лет. Снискала народную любовь после выхода на экран фильма «Москва слезам не верит».
Потрясающе красивая актриса снялась в 20-ти фильмах. Получила травму позвоночника, упав с лошади во время съемок исторического фильма. Быстро восстановилась, но потеряла роль, из-за чего впала в депрессию. Позже ее часто приглашали на съемки, но актриса не проявляла интереса к предлагаемым ролям.
Нонна Терентьева
Красивую актрису настигла неизлечимая болезнь. Нонна Терентьева снялась почти в 30 фильмах, но зрители запомнили ее по ленте «Крах инженера Гарина».
Ирина Азер
Журналисты называли ее «самой красивой блондинкой» большого экрана. Ирину Азер часто приглашали на съемки, но ей доставались только эпизодические роли. Всего снялась в 31-м фильме, но ей так и не удалось сыграть хотя бы одну большую роль.
Пилле Пихмаляги
Талантливая девочка из советского Таллинна стала известной благодаря роли в фильме «Тимур и его команда». В детстве она сыграла еще несколько ролей, но профессиональной актрисой так и не стала. Фильмография очаровательной эстонки насчитывает шесть работ. Позже Пилле Пихмаляги выбрала модельный бизнес, издавала модный журнал «Стиль».
Матлюда Алимова
Из 32 фильмов, в которых снялась привлекательная актриса, только в трех ей достались роли первого плана: «Цыган», «Возвращение Будулая», «Василий Буслаев». Карьера Матлюды Алимовой рухнула в 90-е годы вместе с развалом СССР.
Наталья Данилова
Красивая и трудолюбивая актриса запомнилась зрителям только по фильму «Место встречи изменить нельзя». Наталья Данилова сыграла первую роль в кино, будучи 14-летним подростком. Фильмография актрисы содержит 86 работ. Актриса уделяла много времени работе в театре. Так же озвучивала аудиокниги.
Евгения Ветлова
Редкое сочетание красоты, таланта и острого ума. Евгения Ветлова снялась в 29 советских фильмах, но ее имя осталось на задворках памяти. Режиссеры называли ее непревзойденным мастером дубляжа. Актриса увлекалась бардовской песней, писала стихи и музыку. В конце 1970-х Евгения Ветлова вместе с мужем уехала в ГДР.
Марина Нудьга
Очаровательная актриса снялась только в трех проектах, каждый из которых стал шедевром советского кинематографа. Марина Нудьга танцевала в балете Большого Театра. Эмигрировала в США.
Юлия Борисова
Актриса с запоминающейся внешностью не нашла себя в кинематографе. Она сыграла только в двух фильмах: «Посол Советского Союза» и «Идиот». Плодотворно работает в Театре им. Вахтангова, завоевав звание «старейшей актрисы театра».
Додо Чоговадзе
Дебютировала в кино в 15-летнем возрасте, талантливо сыграв царевну Будур. Фильмография грузинской красавицы включает всего три фильма. Додо Чоговадзе выбрала преподавание. Сегодня восточная красавица обучает ритмике танца в собственной студии.
Наталья Трубникова
Актриса театра и кино, балетмейстер, солистка балета и просто неимоверно красивая женщина. Наталья Трубникова снялась в 13-ти фильмах, хотя зрители запомнили только одну ее роль. Получала много ролей от разных режиссеров, но осталась верна балету.
Галина Беляева
Изящная и красивая актриса с детства увлекалась балетом. В кино дебютировала в 16 лет. Возможно, она бы так и не приняла бы приглашения на съемки, если бы не влюбилась. Галина Беляева познакомилась с будущим мужем на съемочной площадке. Сыграла главную роль в фильме «Ах, водевиль, водевиль». В начале 1990-х она оставила кинематограф, отдав предпочтение театру и семье.
Нина Маслова
Ее называли «королевой эпизода». Нине Масловой хватило одной реплики и коротенького эпизода в ленте «Иван Васильевич меняет профессию», чтобы прославиться на всю страну. Второй громкий успех принесла так же эпизодическая роль в «Афоне».
Яркая актриса сыграла более полусотни ролей, ни одна из которых не была главной. Ушла из кино в связи с тяжелой болезнью. Сегодня Нина Маслова отлично себя чувствует, но на экране появляется только в качестве гостьи популярных телепрограмм.
Красавицы советского кино, которые бесследно исчезли с экранов
Некоторые советские актрисы, имея красивую внешность и яркие роли, не смогли стать легендами отечественного кинематографа.
Советские киноактрисы славились своей природной красотой, статью и мастерством перевоплощения. Многие из них имели яркие роли, были не обделены обаянием, но почему-то пропали с телеэкранов, пишет Woman.ru.
Когда-то в СССР девочки мечтали вырасти и быть такими же нежными и трепетными, как Настенька из культовой советской сказки «Морозко». Благодаря этой роли Наталья Седых обрела невероятную популярность. Этот фильм стал классикой советского кино, сказку показывают детям по сей день.
Тем не менее, главную героиню не застать в большом количестве фильмов тех лет. После съемок в другой картине «Огонь, вода и… медные трубы» Наталья поняла, что кино — это не ее. Уже тогда, в 1964 году, она была балериной, в этой сфере Седых и осталась. До сих пор она работает в Большом театре, сейчас артистке 73 года.
Благодаря своей привлекательной внешности Ирина Азер построила блестящую карьеру манекенщицы, но втайне мечтала о кино. Широкую популярность она получила после съемок в фильме «Большая перемена», где она сыграла роль Люськи. Долгое время после этого успеха ей доставались только второстепенные роли. В результате она завершила карьеру актрисы. Сейчас 72-летняя Ирина Азер живет в США.
Еще одна невостребованная красавица советского кино — Александра Завьялова. Определенное время актрисе сопутствовали успех и удача. Сначала сыграла яркую роль Лены в фильме «Люди на мосту». После дебюта на 23-летнюю актрису посыпались предложения о съемках. Так, к 1960 году в копилке Завьяловой было уже пять картин, включая мелодраму «Алешкина любовь» с Леонидом Быковым.
Она получила большую популярность и даже попала на обложку американского журнала Life. Однако в один момент ей перестали поступать предложения для съемок. Актриса впала в депрессию. Александру Завьяловe убили в 2016 году, главным подозреваемым был ее сын. На следующий год его осудили на восемь лет тюрьмы.
Недавно стало известно о смерти жены известного певца Прохора Шаляпина. Он признался, что женщина выходила за него замуж из-за спора с подругой, пишет BIMRU.
10 советских актрис с нестандартной внешностью
Инна Чурикова
Инна Чурикова уже в детстве знала, что хочет стать актрисой. Эмоциональная и активная девочка была в центре всех родительский застолий и школьных мероприятий. Первая попытка подать документы в театральное училище провалилась – девушку высмеяли из-за внешности. Инна не отчаялась и отправилась в театральное училище имени Щепкина. Большеглазая абитуриентка с нестандартной внешностью поразила педагога Вениамина Цыганкова. После вступительного экзамена он не сдержал эмоций, сказав об Инне: «Она или дура, или гений». Но решился взять Чурикову на свой курс – и не прогадал: она окончила институт с красным дипломом. «Наверное, и то и другое», — вспоминала слова Цыганкова много лет спустя народная артистка СССР.
После одной из первых ролей в кино – Марфуши в «Морозко» — Чурикова всерьёз хотела сменить профессию, поскольку показалась себе на экране ужасно некрасивой. К счастью для многих поколений зрителей, Инну заметил в театральной роли Бабы Яги режиссёр Глеб Панфилов. Пробы на фильм «В огне брода нет» принесли Чуриковой роль – и любовь на всю жизнь. Супруги счастливы вместе более 50 лет, а режиссер не устаёт повторять: «Я не знаю ничего прекраснее её лица».
Лия Ахеджакова
Лия Ахеджакова росла в семье режиссёра и актрисы. Мечты об артистической карьере разбивались при взгляде в зеркало – девушка видела в нем маленькую, худощавую фигурку и мелкие черты лица.
Лия поступила в Институт цветных металлов и золота, чтобы через полтора года уйти из него в ГИТИС. После театрального института артистке долго доставались роли травести, что не давало возможности реализовать драматический талант.
Ситуацию изменил переход Ахеджаковой в «Современник», где она начала играть главные роли, и встреча с Эльдаром Рязановым. Её Верочка из «Служебного романа» стала культовым персонажем.
Одна из любимых актрис режиссёра вспоминает его с благодарностью и нежностью. Лия Меджидовна рассказывала, что съемки в «Старых клячах» буквально спасли её после смерти матери, не позволив уйти в депрессию. В последних картинах мэтра Ахеджакова не появилась, но неизменно поясняла: «Мы с Эльдаром Александровичем очень нежно относимся друг к другу». Лия Ахеджакова и в 80 лет успешно играет в театре и бесстрашно выражает свою гражданскую позицию.
Нонна Мордюкова
Внешность Нонны Мордюковой стала символом советской труженицы из народа, и в СССР вряд ли кто-то назвал бы актрису некрасивой, ведь ценился именно такой типаж – «монументальной» женщины, кровь с молоком. Но сегодня часто можно услышать, будто её овал лица тяжеловат, а черты слишком грубые. Всё это, однако, не помешало актрисе воплощать разные амплуа и вписать своё имя в историю кинематографа.
Преподаватели ВГИКа видели в Мордюковой драматических героинь русской классики, но самой актрисе были ближе простые и жизненные персонажи, которыми она и запомнилась зрителю. Ульяна Громова из «Молодой гвардии», Стеша Ряшкина из «Чужой родни», управдом из «Бриллиантовой руки» — Нонна всегда точно «попадала» в социальные архетипы, завораживая невероятной энергетикой.
В постсоветский период Мордюкова почти не снималась и не играла в театре. Её актёрская фактура, её образ остались невостребованными в современном кино. Были редкие попытки оживить карьеру, но особого успеха они не имели.
Нонна Викторовна скончалась в 2008 году. На момент смерти ей было 82.
Екатерина Васильева
Екатерина Васильева покорила педагогов ВГИКа ярким дарованием и поступила с первой попытки. Высокая харизматичная студентка быстро стала звездой курса во ВГИКе. Годы спустя режиссёр Сергей Соловьев вспоминал сокурсницу как раскованную неотразимую девушку – после пяти минут общения с Екатериной никто не замечал несоответствия её лица классическим канонам красоты.
Пани Эльжбета из «Кабачка «13 стульев», мадам Анаис Бопертюи из «Соломенной шляпки», Кира Шемаханская в «Чародеях» — каждая роль Екатерины Васильевой запоминалась зрителям надолго.
А в 1993 году знаменитая актриса поразила поклонников: уволилась из театра и ушла послушницей в Толгский монастырь. Через три года Екатерина вернулась к работе, но до сих пор испрашивает благословения духовника на каждую новую роль. Единственный сын Васильевой стал священником и воспитывает семерых детей – вот только со старшим внуком от актрисы Елены Кориковой ни сама актриса, ни её сын Дмитрий не общаются.
Алиса Фрейндлих
Обаятельная и харизматичная Алиса Фрейндлих надолго стала для зрителей заложницей роли «Нашей мымры» из «Служебного романа». Талантливо созданный артисткой образ синего чулка Людмилы Прокофьевны в восприятии многих слился с нею самой. Тем не менее до 40 лет Фрейндлих оставалась театральной актрисой.
В кино к тому времени Алиса Бруновна сыграла чуть более десятка ролей, включая озвучивание Голубого щенка в одноименном мультфильме.
«Служебный роман» принес Алисе Бруновне звание лучшей актрисы года и многочисленные предложения режиссёров. Роль Анны Австрийской в «Трёх мушкетерах» критики называют одной из лучших в карьере актрисы. Сейчас 84-летняя Фрейндлих продолжает играть в театре, а в 2017 году на экраны вышел фильм «Карп отмороженный», где она сыграла главную роль.
Ольга Волкова
Народная артистка России Ольга Волкова запомнилась зрителям по роли брошенной сыновьями пенсионерки Кати в «Небесах обетованных» Эльдара Рязанова. Актриса никогда не была замешана в громких скандалах – её расставания с мужьями и новые браки практически не находили отражения в прессе.
Необычная внешность Ольги не помешала артистке стать популярной. «В детстве её увидела — обомлела от несимметричности её лица. Только с возрастом оценила», — поделилась одна из поклонниц актрисы. Даже в небольших ролях второго плана Ольга Волкова неизменно убедительна и органична.
Ирина Муравьёва
Ирина Муравьева в 70-80-е годы стала одной из самых популярных и востребованных актрис. «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная» — каждая новая её роль становилась звёздной. Трудно представить, что Ирина далеко не сразу поверила в себя. «Комплекс неполноценности очень долго был. Что я очень страшная, замуж точно не выйду. Я просто хотела играть в театре. О кино даже не думала никогда», — вспоминала народная артистка России.
К сорока годам, уже добившись громкой славы, Муравьева пережила серьёзный творческий кризис: «Я хотела закончить с театром и искусством. Я не реализовываюсь, не нравлюсь ни себе, никому. Всё плохо, всё ужасно. Всё кино уже позади, и вообще всё позади», — признавалась актриса. К радости зрителей Ирине Вадимовне удалось победить депрессию и вернуться на сцену. Личная жизнь актрисы также сложилась удачно – она была счастлива с режиссёром Леонидом Эйдлиным более сорока лет, до его ухода из жизни в 2014 году.
Главные красавицы советского кино, их непростые судьбы (28 фото)
Любовь Орлова.
Любовь Орлова принадлежала старинному дворянскому роду, ее предки были из рода рюриковичей, легендарный Орлов, фаворит Екатерины Второй, был ее прямым пра-пра… дедом. И вот женщина с такой родословной становится любимой сталинской актрисой, звездой многих поколений советских людей. Она снималась лишь у одного режиссера,своего супруга Г.Александрова, «изменяя» ему с другими – не больше двух-трех раз за всю карьеру. Этот великолепный тандем глубоко любящих друг друга людей (что бы там не писала идиотская желтая пресса, советую почитать воспоминания Д.Щеглова «Любовь и маска», перед вами предстанут воспоминания очевидца, а не пригламуренных журналистов, гоняющихся за дешевыми сенсациями, о жизни этой наиболее «закрытой» актрисы СССР) – так вот, эта кинопара в эпоху «Кубанских казаков» и «Ошибок инженера Кочина» создавала легкие парящие фильмы, где ни разу не был показан портрет Сталина (!)
В СССР не было и нет ни одной актрисы, которая была бы столь универсальна – профессиональная балерина, пианистка, певица и актриса, свободно говорящая не нескольких языках.
Судьба Орловой – сложилась отчасти благодаря, отчасти – вопреки времени. То, что она была любимой сталинской актрисой, к которой он относился с той степени восхищения, на которую был способен тиран и параноик, отчасти оградило ее – но отчасти и налагало страшную, нечеловеческую ответственность. Жизнь ее семьи: родителей со страшной родословной, сестры и ее детей, жизнь мужа зависела только от ее умения играть и жить так, чтобы не сорваться в немилость, не стать той, которая повторила судьбы миллионов людей, оказавшихся неугодными вождю и его окружению. Она – сумела, не просто выжить, но и прожить жизнь, в том числе и творческую, с минимальными потерями.
Любовь Орлова умерла в 1972 году от рака поджелудочной железы. Григорий Александров ненадолго пережил супругу.
Марина Ладынина
Карьера Ладыниной складывалась все в то же страшное сталинское время – и замужество за режиссером Иваном Пырьевым сохраняет ей жизнь и карьеру – хотя ей тоже пришлось играть всяческих свинарок и работниц. Но с ее утонченной внешностью (это уже мое мнение, изображение свинарок было большой натяжкой) играть бы графинь да актрис.
1954 год поставил на карьере Ладыниной жирный крест – развод с Пырьевым перечеркнул ее карьеры. Могущественный директор Мосфильма запретил снимать ненавистную бывшую жену и даже когда Пырьев оставил свой пост, запрет остался в силе. После 1954 года Ладынина не сыграла ни одной роли. Чтобы не умереть с голода, ездила с концертами по стране, очень короткий срок проработала в Театре киноактера.
Ладынина была очень талантлива – ее хвалили и Станиславский, и Горький, если в кино она была ограничена ролями доярок и трактористок, то в театре она переиграла весь возрастной классический репертуар – от Катерины из «Грозы» до современных героинь. Она единственная из советских актрис получила пять Сталинских премий (потом их стали называть Государственными). Но все закончилось однажды – и навсегда. Ее помнили, ее любили – но ее не снимали.
Элина Быстрицкая
Самая знаменитая казачка всех времен и народов, Элина Авраамовна (о ирония судьбы!) Быстрицкая родилась в киевской интеллигентной семье врача-инфекциониста и по профессии является дипломированным акушером, принявшим даже некоторое количество родов. А по второй профессии – недоучившимся педагогом-филологом. Однако с детства все мысли девочки занимал театр и вопреки сопротивлению отца, она все же бросила институт и поступила в театральный институт Киева.
В театральном институте у Быстрицкой случались совершенно идиотские с точки зрения здравого смысла и абсолютно нормальные для эпохи происшествия. Ее исключили из комсомола за то, что она дала оплеуху грубо подшутившему над ней однокурснику, осуждали и бойкотировали за строгость нрава сокурсники, едва не доведя до самоубийства девушку, прошедшую опыт прифронтового госпиталя.
Быстрицкую едва не взяли в театр Моссовета, но пригласившему ее Юрию Завадскому пришло столько анонимок от (как выяснилось в последствие) «друзей» Быстрицкой, что ее не взяли. И неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы не кинематограф. С 1954 года она снимается – и снимается успешно. Ее актерское мастерство было настолько высокого класса, что мало кто из зрителей знает, что в фильме «Неоконченная повесть», где ее партнером был С. Бондарчук, у актеров нет ни одной общей сцены. Бондарчук грубо унизил актрису перед съемочной группой, после этого изображать любовь было сложно. И режиссер Л. Эрмлер провел съемки так, чтобы актеры практически не пересекались на площадке. И это в фильме про любовь!
В 1957 году, потеснив Нонну Мордюкову, Быстрицкая невзирая на провальную кинопробу, получает роль Аксиньи из «Тихого дона». Ей приходится поправиться на 15 килограмм и надолго уехать на съемки. В отношениях с театром тоже наступает застой – театр не любит измен с кинематографом. Но так или иначе актриса как-то сочетает и съемки, и игру в театре – но в Малом она портит отношения с Ильинским и на некоторое время остается без ролей. А в кино – ее прямолинейный характер играет с ней злую шутку, некий чиновник, который встретил жесткий отпор при склонении актрисы к определенным отношениям, сделал ее надолго невыездной.
Жесткий отбор сценариев привел к тому, что в карьере Быстрицкой наступает 27 (. )-летний перерыв. Только в 1997 году актриса возвращается на киноплощадку. Это совпадает с разводом актрисы после почти тридцатилетнего брака. Она не простила мужу измены и с тех пор живет одна. Детей у актрисы нет.
Татьяна Самойлова
Татьяна Самойлова родилась в Ленинграде, в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.
Для меня сюрпризом было узнать, что Татьяна Самойлова – профессиональная балерина, которая отказалась от приглашения Майи Плисецкой продолжить карьеру в балете. В 1953 году Самойлова окончила Щукинское училище и сразу же после окончания училища она сыграла одну из своих бессмертных ролей – в фильме «Летят журавли». Героиня Самойловой – вчерашняя московская школьница, беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.
Парадокс фильма заключается в том, что его не приняла критика – фильм буквально уничтожали мэтры соцерализма, осуждая разврат и подлость главной героини. Но большинство зрителей фильм приняло, трагедия девушки оказалась близка людям, которые еще не забыли ужасов войны. В 1958 году злопыхатели вынуждены были замолчать – «Летят журавли» получил Золотую Пальмовую ветвь, больше советские фильмы этого приза не получали. После Каннского фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е.Вахтангова, где работала до 1960 года.
Актрису, отмеченную мировым успехом, начали приглашать зарубежные режиссеры. И тут как никогда проявляется кабальная сущность профессии – чиновники от кино запрещали одни съемки, заставляли сниматься в совершенно неинтересных проектах, и единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.
В 1967 году наступает второй звездный час актрисы.
Режиссер А. Зархи начинает 16-ю экранизацию Анны Карениной в истории мирового кино. Выбор Самойловой откровенно шокировал всех: ее раскосые глаза определенно не вписывались в образ «русской» Карениной (мать Татьяны – польская еврейка). Но вопреки всем пророчествам провала, более «русской» Карениной в истории кино не было, а рекорд посещаемости фильма » Анна Каренина» уступила только бондарчуковской «Война и миру».
После грандиозного успеха Самойлова ждала больших ролей, но их не последовало. Вообще никаких. Актриса вернулась на экран только в начале 90-х и то в эпизодические роли. Ее сын живет в Америке, к кино не имеет никакого отношения. Браки актрисы оканчивались трагедиями – разводами.
Умерла Татьяна Самойлова 4 мая 2014 года в возрасте 80 лет в бедности и забвении в Москве.
Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская – представительница настоящей актерской династии: ее отец был прославленным шансонье, мать – Лидия Вертинская, замечательная актриса, сестра Анастасии Марианна также стала актрисой, пусть и не такой знаменитой. Девочки получили старорежимное воспитание и первый опыт столкновения с советской действительностью в лице пионерского лагеря оказался последним – вшивые и забывшие родной язык, кроме матерного, девочки долго отходили от «пионерского отдыха».
Уже в 1961 году Анастасия получает заметную роль – она играет Ассоль в фильме «Алые паруса» будучи старшеклассницей. Правда, если искренность и простота помогли сыграть ее первую роль, то озвучка юной актрисе не удалась, поэтому мы слышим чужой голос в звуковой дорожке фильма (это голос актрисы Нины Гуляевой). Вертинская ненавидит свою первую роль, считая ее абсолютно непрофессиональной.
Вторая роль принесла юной Насте всесоюзную известность – снова Грин, на этот раз – «Человек-амфибия». Третья роль – была совсем невероятной – Г. Козинцев пригласил восемнадцатилетнюю девушку без профессионального образования сыграть Офелию в паре с Иннокентием Смоктуновским-Гамлетом. Через год после постановки «Гамлета» Козинцев во вступительной лекции «О режиссуре» напишет: «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает».
Только сыграв Офелию Вертинская определилась с выбором профессии, она поступает Щукинское училище и тут же получает еще одну знаковую роль: маленькой княгини Лизы Волконской в эпопее «Война и мир».
В 1966 году на четыре года Вертинская становится супругой Никиты Михалкова, но она не подходила под идеал женщины «Мэтра» – сидящая дома дама, рожающая детей и варящая варенье. Второй скороспелый и скоротечный брак с бардом А. Градским навсегда отвратил актрису от института брака – и больше в походах в ЗАГС она замечена не была. Между тем сразу после окончания «Щуки» она снова получает супер-роль: Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Параллельно она работает в театрах и также получает самые завидные роли, впрочем, оставаясь звездой кинематографа. Мало кто знает, что Констанцию Бонасье в «Трех мушкетерах» озвучила не Алферова, а Вертинская.
Перестроечный кризис кино не коснулся Анастасии Вертинской – она много снималась в очень хороших лентах. В частности уже немолодую актрису предпочел многим красавицам Юрий Кара для роли Маргариты в экранизации романа Булгакова.
Совершенно случайно я этот фильм видела, хотя он до сих пор все никак не выйдет на экраны. Мне сложно оценивать его – потому что посмотреть его довелось после знаменитого сериала с Басилашвили и Абдуловым. Если честно, утонченная аристократичная Вертинская как-то нелепо смотрелась в роли оведьмившейся Маргариты. Да и возраст скрыть все равно не удавалось… В общем, у меня достаточно неоднозначное отношение к этой ее работе.
Сейчас Вертинская много преподает, у нее свой благотворительный фонд, много работы на телевидении. От брака с Михалковым есть сын Степан, растет внук. В общем, у Вертинской очень удачная кинематографическая судьба, она фантастически молодо выглядит – но в личной жизни все сложилось плохо. Наверное, она от этого не слишком страдает – потому что во всех интервью говорит, что вполне довольна жизнью. Значит, будем верить.
Наталья Фатеева
В 70-е годы творческая биография актрисы пополнилась новыми ролями, однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в «Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «Розыгрыше» и Ирина Соболевская в «Место встречи изменить нельзя».
Но актриса не была довольна этими ролями, во многих интервью она сетовала, что ее красота всегда мешала ее карьере и ей всегда приходилось доказывать, что у нее есть еще и актерские данные.
Аполитичность актрисы, по ее словам, сыграла с ней злую шутку – она получала мало ролей, была невыездной. А перестройка принесла еще и безработицу – Фатеева не соглашалась на проходные роли.
Сейчас жизнь актрисы довольно печальна: она практически не общается с детьми и внуками, окружила себя кошками и почти не дает интервью.
Наталья Кустинская
«Заклятая подруга» Натальи Фатеевой, чьи жизни сплелись в очень непростой и трагический узел.
Наталья Кустинская родилась в очень известной и счастливой семье эстрадных артистов, родители девочки были знакомы с практически всеми известными людьми того времени. Уже в 14 лет девочка слыла незаурядной красавицей и ей прочили только один путь : в кино. Наталья поступает во ВГИК и на первом курсе, казалось бы, ловит за хвост жар-птицу. Ее супругом становится известный режиссер Юрий Чулюкин, автор фильма «Девчата». По признанию самой актрисы, брак этот был случайностью, в какой-то степени – расчетом. Однако Чулюкин не стал снимать молодую жену, боясь, что популярность закружит ей голову и она уйдет от него. В фильм «Три плюс два» актриса попала по чистой случайности – и опасения супруга стали реальностью. Она проснулась знаменитой.
Брак с Чулюкиным рухнул – началась новая блестящая жизнь, окончившаяся браком с мужем Натальи Фатеевой, космонавтом Борисом Егоровым. Кустинская в кино снимается, но у нее нет ни одной роли, которая бы показала ее актерский талант. В основном режиссеры делали ставки на ее внешность.
Любой советский человек знает Наталью Кустинскую по этой роли:
Полученная травма – перелом основания черепа (Кустинская не удержалась на лестнице, после того, как ее поволокла за собой собака-сенбернар), надолго вычеркнула актрису из профессиональной жизни. Брак с Егоровым тоже окончился разводом из-за измены супруга во время болезни жены.
Сын Митя тоже известен советским зрителям: именно он сыграл в «Чучеле» роль рокового красавца Димки Сомова. Митя вырос, женился, потерял сына и вскоре тоже погиб.
Актриса осталась совсем одна.Она умерла 13 декабря 2012 года после перенесенного инсульта в возрасте 74 лет.
Светлана Светличная
Актриса, роль которой сделала ее известной на всю страну – и перечеркнула ее актерскую судьбу. Актриса, чья внешность не вписывалась в советский кинематограф и для нее просто не находилось ролей.
Светлана Светличная родилась в очень успешной по советским временам семье – генеральская дочь! И хотя семья кочевала по всему СССР, мать тщательно относилась и к образованию, и к воспитанию девочки. Однако девушка выросла закомплексованной и мать буквально выпихнула ее в Москву поступать во ВГИК. Комиссия разглядела в испуганной зажатой абитуриентке какие-то проблески способностей и Светлану приняли во ВГИК при конкурсе 80 человек на место. Ей повезло – она попала на курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Светлана быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. Одним словом, «лепить» из будущей актрисы профессионала. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. Уже к середине семестра Светлана стала очень популярной личностью во ВГИКе. Она гордилась, что оправдала мамины ожидания.
На младших курсах она выйдет замуж за В. Ивашова, того самого Алешу из «Баллады о солдате», впереди их ждала долгая семейная жизнь, рождение сына.
В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием зачастую имели успех у зрителей. Пару раз Светлана Светличная снялась вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова.
Но самой известной ролью Светличной стала совсем маленькая роль пособницы бандитов, которая очаровала всю страну, навеки записала Светличную в «секс-символы», потому что впервые на экранах зрители увидели настоящий стриптиз.
Брак актрисы происходил в итальянском стиле, поэтому 70-е годы прошли больше под знаком разнообразной личной, но не творческой жизни. Совсем маленькие роли Габи в «Семнадцати мгновениях весны» и Нади в «Месте встречи» не прибавили актрисе ни творческого удовлетворения, ни популярности.
В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 90-х их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра – бывший парторг ГАИ – решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.
Нонна Мордюкова
Нонна Мордюкова родилась в казачьей станице в большой семье, где кроме нее росло еще шестеро детей. Представляю, как ей было обидно, когда на роль Аксиньи в «Тихом Доне» взяли не ее, а Элину Быстрицкую: плоть от плоти донских казаков уступила роль городской девушке, столичной студентке. Но все это только догадки – реальность же была такова, что самая старшая дочь в семье, Нонна ухаживала за братьями-сестрами, пока родители надрывались в колхозе, сама успела тяжко потрудиться, а в войну станица была на оккупированной немцами территории. С двенадцати лет Нонна мечтала о кино, и едва окончив школу в 1945 году, она поехала поступать во ВГИК. Проведшая четверо суток в товарняках, в страшненькой послевоенной одежке, неподготовленная, на фоне городских молодых людей, знавших, куда пришли, Мордюкова долго развлекала комиссию рассказами о сельской жизни – и стала студенткой при огромном конкурсе!
В 1947 году режиссер Сергей Герасимов начал снимать фильм «Молодая гвардия» и на роль Ульяны Громовой, героини Краснодонского подполья, взял второкурсницу Мордюкову. Съемки проходили в Краснодоне. Вместе с Мордюковой в «Молодой гвардии» снимались молодые актеры Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов… Мордюкова была еще скована в этой своей первой роли, но уже было заметно, что в ней зреет незаурядный актерский талант. Актриса настолько слилась с обликом своей героини, что ее приняла и родня Ульяны (съемки происходили в Краснодоне и актеры жили в семьях своих героев), и даже спустя много лет в письмах зрители называли ее Ульяной.
После «Молодой Гвардии» Мордюкова выходит замуж за своего партнера по фильму Вячеслава Тихонова, рожает сына. Целых пять лет она не снимается в кино, образ Ульяны Громовой мешал режиссерам рассмотреть в ней кого-то еще. И только В. Пудовкин дал ей небольшую роль в своем фильме и был настолько потрясен ее игрой, что хотел заменить актрису на главную роль. К сожалению, замены не произошло, но кинематограф, наконец, рассмотрел в Мордюковой актрису.
Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссер М. Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Своими работами она вдохновила драматурга Б.Метальникова, написавшего специально для нее «Простую историю». Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадежной любви и – преображение души, обретение достоинства.
Любая роль Мордюковой – это тончайшая, филигранная игра, сложнейший характер – будь то отрицательная героиня, спекулянтка, прижившая ребенка от фашиста, которая благодаря таланту актрисы стала вызывать сочувствие своей тяжелой, страшной судьбой; либо комедийная Белотелова из «Женитьбы Бальзаминова», либо «управдом-друг человека» из «Бриллиантовой руки».
В 70-е годы Мордюкова играет свои коронные роли: в фильме «Трясина» Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актерская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всей очевидностью играла роль, а в фильме «Они сражались за Родину» небольшая роль солдатки Натальи буквально потрясла зрителей.
В историю кинематографа Мордюкова вошла как актриса, отвесившая пощечину самому Никите Михалкову! На съемках фильма «Родня» Михалков, желая добиться от Мордюковой более откровенной игры, сильно оскорбил актрису. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» не сразу узнавалась знакомая и все же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Ее неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тетки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом ее смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с ее актерским багажом, с естественностью и природностью, все очевиднее конфликтовавшими с современностью.
После «Родни» этот диссонанс с современностью стал все очевиднее, даже картина «Мама», специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться ее незаурядному таланту. Еще одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет ее авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.
Последние годы Нонна Викторовна страдала разными заболеваниями, самым серьезным из которых был диабет. Сестра актрисы рассказывала: «Она очень мучилась, но до последнего своего мгновения продолжала репетировать, придумывала себе роли и мечтала, как бы она могла еще сыграть: она просто жила кинематографом». Нинна Викторовна ушла из жизни 6 июля 2008 года в 10 часов вечера в московской больнице.
Она ушла, но оставила нам замечательные фильмы, которые с трепетом смотрят вот уже несколько поколений зрителей. Ее, как актрису признали во всем мире, – редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включил Мордюкову в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. А еще в честь великой актрисы названа «звезда». И теперь с небес ярко сияет небольшое – 39 км в диаметре – светило «Нонна Мордюкова».
Татьяна Окуневская
Родилась в 1914 году в семье врага народа, который был в Гражданскую войну белым офицером. Спасло Таню только то, что на дворе все же были 20-е, а не 30-е годы. Ей даже удалось закончить вполне приличную школу и не быть определенной в детдом для детей врагов народа. К кино она не собиралась иметь никакого отношения, поступила в архитектурный институт, подрабатывала курьером и однажды попалась на глаза помощнику режиссера с Мосфильма. Ее пригласили сниматься в кино, она отказалась, оставив свои координаты настойчивому работнику. Но вскоре ей пришлось пересмотреть свое решение – отца в очередной раз отвезли на Лубянку и семья начала голодать. Татьяна перешагнула порог киностудии и тут же получила небольшую роль, которая позволила семье нормально питаться.
В 17 лет Татьяна влюбилась в студента киновуза Дмитрия Варламова, отец, которого снова выпустили из тюрьмы, был категорически против отношений дочери с этим человеком, но Татьяна была непреклонна. Замужество ее было очень несчастливым, даже рождение ребенка не останавливало Дмитрия – он издевался над молодой женщиной, изменяя и поднимая на нее руку. Родители настояли на разводе. Окуневская теперь бредила кинематографом и мечтала стать актрисой. Удача улыбнулась ей в 1934 году, когда начинающий режиссер Михаил Ромм предложил ей роль молодой жены фабриканта Карре-Ламадона в фильме «Пышка».
Окуневскую после «Пышки» заметили и уже через несколько месяцев после премьеры пригласили на главную роль в фильме «Горячие денечки». Этот фильм, собственно, и стал визитной карточкой актрисы Татьяны Окуневской. Увидев ее в этом фильме, прославленный режиссер Николай Охлопков пригласил юное дарование в свой Реалистический театр.
Ее первой ролью в театре была роль Наташи в пьесе М. Горького «Мать».
Затем последовали роли в спектаклях «Кола Брюньон», «Трактирщица», «Железный поток» и других. Казалось, что удача и успех навсегда поселились в доме Окуневских. Однако наступил 1937 год.
Отца арестовали и расстреляли, актрису как дочь врага народа выгнали из театра и сняли со съемок фильма. В то время в Окуневскую были влюблены многие тогдашние знаменитости: режиссеры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, писатель Михаил Светлев, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 году выбрала себе в мужья преуспевающего писателя — 30-летнего Бориса Горбатова. В какой-то степени это оградило ее от травли.
В 1940 году Окуневская вновь попадает на съемочную площадку: она снимается в фильме режиссера Н.Садковича «Майская ночь». Через год вместе с легендарным Петром Алейниковым она играет одну из ролей в фильме «Александр Пархоменко». В 1943 году ее принимают в труппу Театра Ленинского комсомола.
На беду актрисы за ней стали ухаживать тиран Югославии – Йосип Броз Тито и советский министр госбезопасности Абакумов. Влепленная всесильному министру пощечина за наглость привела Татьяну в тюрьму. 13 ноября 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 — антисоветская агитация и пропаганда. Ей инкриминировали: во-первых, в доносе некоего Жоржа Рублева (это был псевдоним гэбэшного стукача) говорилось, что Окуневская, встречая Новый год под Веной, в особняке маршала Конева, подняла тост за тех, кто погибает в сталинских лагерях, во-вторых, в Киеве на съемках картины «Сказка о царе Салтане» актриса в перерыве между съемками посетила кафе на Прорезной и там подняла тост со словами: «Все коммунисты лживые и нечестные люди».
Кроме этого, Окуневской припомнили и связь с врагом — югославским послом Поповичем. Во время ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: «Вы подлежите аресту. Абакумов».
После 13 месяцев одиночки, находящуюся в крайней степени истощения актрису привели в кабинет Абакумова. Стол ломился от еды – таким образом министр хотел сломить женщину. Но получил вторую пощечину, а Окуневская – путевку в Джезказган на 10 лет. В лагере она несколько раз была на пороге смерти – голодной и от гнойного плеврита. Но там она встретила самую большую и трагическую любовь в своей жизни. Они не были вместе ни минуты (кто хоть что-то читал о сталинских лагерях, понимает, о чем я), их роман состоял из коротких встреч в агитбригаде. Татьяну освободили, Алексея оставили в лагере и он вскоре умер от туберкулеза.
Отказавшийся от супруги Борис Горбатов тоже прожил короткую и несчастливую жизнь, умерев в 42 года.
В 1954 году Окуневская возвращается в Москву, поступает в театр, но травить ее стали еще больше, чем во времена репрессий. Вскоре актриса уволилась из театра, в кино она почти не играла. Жила в семье замужней дочери.
Во времена перестройки вышли воспоминания актрисы, в 90-е годы она немного снималась в новом российском кино.
Татьяна Кирилловна Окуневская скончалась 15 мая 2002 года. Похоронена актриса 20 мая на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с могилой матери
Екатерина Савинова
Родилась в крестьянской семье, с детства бредила кино и мечтала стать актрисой. Но с первого раза поступить во ВГИК у нее не получилось, Екатерина полгода проучилась в земельном институте. Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Параллельно с профессиональным обучением Савинова занималась вокалом в институте Гнесиных – у нее оказался природный мощный голос, который все мы слышали в фильме «Приходите завтра». После Гнесинки Савинову звали в Большой театр, но она ответила отказом.
В 1949 году Савинова впервые появилась в небольшой роли в «Кубанских казаках», и моментально запомнилась своей улыбкой, ямочкой на подбородке и непередаваемой жизнерадостностью.
Но после «Казаков» вокруг Савиновой оказался вакуум – притязания Ивана Пырьева были ей отвергнуты (Савинова еще с института была счастливо замужем за актером Евгением Ташковым), поэтому по доброй пырьевской традиции ее просто перестали приглашать даже на пробы.
Никакие приглашения «в сторону» от кино – ни на эстраду, ни в Большой, ни во МХАТ – не заставляли сказать ее «да». Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.
В 1952 году она идет на компромисс – начинает играть в театре-студии киноактера, но и тут крупных ролей ей не доставалось.
Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. Съемочная группа убралась в Одессу подальше от «черных списков» Мосфильма, но и тут критики долго поливали картину грязью, называя Савинову бездарностью, а кинокартину – пошлостью. Но фильм отстояли – и вся страна влюбилась в героиню Савиновой Фросю Бурлакову, чье имя стало нарицательным.
Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова». Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз – инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме «Сельский врач» у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено.
Болезнь не оставляла Екатерину ни на минуту, она страшно боялась перестать играть, в периоды ремиссии ездила с мужем по стране с концертами.
В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.
Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.
Клара Лучко
Родилась в украинском селе Чутово в семье председателей соседствующих колхозов, родители Клары назвали дочь в честь революционерки К. Цеткин. В школе Клара была закомплексованной и тихой, из-за высокого роста ее дразнили одноклассники и никто не смог бы предвидеть, что эта нескладная девочка станет звездой экрана.
Война привела семью в Казахстан и школу Лучко окончила там. С детства бредила кино и в выборе профессии сомнений не было – только «в актрисы». На счастье ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату и Лучко поступает (вопреки воле родителей) на курс своих кумиров: Герасимова и Макаровой. В будущее Лучко не верил никто, в том числе и она сама, ее ни в коем случае нельзя было назвать даже «способной», только опытный глаз ее педагогов видел в ней какую-то искру, которую можно было разжечь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал ей: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю – полопочи в фильме на своем». Эта роль раскрыла мягкий, женственный дар Лучко – и критика встретила ее дебют очень тепло. Но две ее последующие работы в кинематографе были настолько неудачны, что кинематограф едва не потерял молодую актрису: Лучко была настолько недовольна собой, что решила уйти из кино. Но тут подворачивается счастливый случай.
После «Кубанских казаков» Лучко стала очень востребованной. С фильмом «Возвращение Василия Бортникова» она едет в Канны, где производит фурор своей красотой и женственностью. В 1955 году режиссер Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) – Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение – как Лучко с ее украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен. Актриса оказалась в очень непростой ситуации: на экраны недавно вышел аналогичный фильм с Вивьен Ли. Лучко взялась за работу всерьез: она решила выполнять все трюки сама: фехтовать, ездить на лошади. В Эдинбурге «Двенадцатую ночь» ждал триумф, и шотландцы выбрали Лучко » женщиной тысячелетия».
Если раньше Лучко считалась исполнительницей ролей колхозниц, то теперь за ней закрепилась слава классической актрисы – и ей перестали давать какие-то другие роли. Ей снова пришлось разбивать стереотипы: она играла драматические, характерные и комедийные роли – и все у нее получалось.
В период между 65 и 75-м годами Лучко переживает внезапное вдовство и переход из героинь в «возрастные актрисы». Ее все реже зовут сниматься, и Клара Лучко сосредотачивается на театре. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа – известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.
Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. Автор настоял на том, чтобы главную роль исполнила Клара Лучко – и не ошибся. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о ее возрасте (я сама узнала о двадцати годах разницы между возрастом героини и актрисы только когда писала этот текст! – И.А.)
Клара Лучко активно снималась в кино до середины 90-х. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет. До самой смерти актриса жила активной творческой жизнью, ее день был расписан буквально по минутам.
Умерла Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года.
Маргарита Терехова
Родилась в Свердловской области во время Великой Отечественной, потом семья перебралась в Ташкент. Оказывается, Терехова с детства была дружна с режиссером Юнгвальд-Хилькевичем, который потом будет снимать ее в «Трех мушкетерах». Школу Маргарита окончила с золотой медалью и даже окончила два курса Ташкентского университета. Во ВГИК она не поступила, но девушку приняли в Школу-студию при Академическом театре им. Моссовета. Там ее быстро заметили, но это не понравилось коллегам по цеху. После окончания в 1964 году Школы-студии Маргарита Терехова стала актрисой Театра им. Моссовета, где проработала до 1983 года. На его сцене актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание по роману» Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979).
В кино она появилась в 1965 году. И вначале никак не могла определиться в амплуа – то милая девчонка в «Здравствуй, это я!», то неземное создание Грина Биче Сениэль в «Бегущей по волнам». Терехова была переборчива: она появлялась на экране не часто, но каждая ее роль становилась событием. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог» (Тася Сретенская).
У нее оказался редкий талант лепить из своих героев настоящую личность – наделять ее и положительными, и отрицательными чертами, не впадать в монохромность игры. Это оценил гениальный Тарковский и пригласил Маргариту в свою кинокартину «Зеркало», мой любимый фильм. Терехова на сто процентов выразила замысел режиссера, она могла быть всякой: и загадочной, и неземной, и униженной, но не сломленной, и отчаявшейся и живущей вопреки всему. Терехова оказалась настолько цельной и талантливой, что Тарковский прислушивался к ее мнению и известно, что он менял эпизоды, соглашаясь с их прочтением актрисой.
Первый брак актрисы с болгарским актером Саввой Хашимовым был недолговечным, она родила от него дочь и через полтора года они расстались – профессия развела в разные стороны двух людей, которые не могли встроить друг друга в карьеру. Тяжелые переживания из-за разрыва изменили актрису – и ее амплуа. Она стала тяготеть к ролям холодных роковых красавиц. Началом этой вереницы образов положила ее Диана из «Собаки на сене» (1977), поставленной режиссером Яном Фридом по одноименной пьесе Лопе де Вега. Актриса создала незабываемый, емкий образ женщины, завлекшей в сети своей любви Теодоро (Михаил Боярский), и самой же испытывающей душевные муки от невозможности соединиться с любимым человеком.
Следующей в этой череде стала коварная Миледи в культовой картине режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артраньян и три мушкетера»…
Мы могли бы не видеть тереховской Миледи – на эту роль Юнгвальд-Хилькевич планировать пригласить Елену Соловей. Откровенно говоря, я так и не могу представить Соловей в роли коварной шпионки кардинала Ришелье. Работая над ролью, Терехова полностью окунулась в материал, очень много читала о прототипе своего персонажа. Работая над ролью, Терехова придумала немало фраз и реплик, в том числе и знаменитое: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. О серьезности вхождения в образ говорит и то, что во время съемок у актрисы на плече проступило красное пятно в виде лилии. Потрясенный Хилькевич собрал всю съемочную группу. Художнику оставалось лишь обвести это пятно, и клеймо было готово.
В 80-е годы актриса была на пике славы – но в это же время развернулась травля ее друга, Андрея Тарковского. Актриса помогла выстоять своему другу, а в своем дневнике записала: «Запомни, Рита, этот момент отчаяния. Интересно, что будет дальше?»
Сама Терехова впоследствии признавалась, что в тот критический момент ее спасло рождение ребенка. Сын Саша родился в 1981 году.
Последующие работы Тереховой в кино уже не принесли ей громкой славы, хотя о них тепло отзывались критики. В 90-х годах Маргарита Терехова практически ушла из кино, редко давала интервью. Сейчас пробует себя как режиссер и все еще очень закрыта для журналистов. В последние годы Маргариту Борисовну все чаще видят в церкви. Артистка подолгу стоит перед иконами, молится и просит Господа помочь. А потом вновь бредет в буфет родного театра. За рюмкой вина и едой.
Ирина Алферова
Родилась Ирина в семье юристов, прошедших всю войну, все детство прозанималась в кружках самодеятельности и не мыслила для себя никакой профессии, кроме сцены. Очень рано поняла, что красива.
Сразу после десятилетки улетела в Москву поступать в ГИТИС, и едва ли не сразу ее подали на отчисление за профнепригодность: Ирина не могла играть того, что не чувствовала. Но постепенно мастерство приходило – и к концу обучения Ирина уже числилась в перспективных. Когда Ирина оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик – роль Даши в телеэпопее «Хождение по мукам». Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей.
В 1976 году Алферова приходит в Ленком и встречает там Александра Абдулова. История их отношений была достоянием всего СССР, поэтому на них я акцентироваться не буду.
Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой – Констанция в музыкальном приключенческом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову, но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Озвучивать роль он поручил знаменитой Анастасии Вертинской. «Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос», – объяснил режиссер.
Совместно с Александром Абдуловым Алферова снялась в мелодрамах «С любимыми не расставайтесь» (1979) и «Предчувствие любви» (1982). Затем были роли в сказе «Василий Буслаев» (1982), политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить» (1984), комедии с элементами мелодрамы «Ночные забавы» (1991).
Эти годы прогрессирует двойственность отношения к актрисе: публика ее очень любит, но критики – очень прохладно оценивают ее способности. В 90-е годы она снова оказывается в центре внимания – развод с Александром Абдуловым и новое замужество потянуло целый хвост сплетен и газетных «разоблачений и сенсаций».
В театре Алферовой не давали серьезных ролей, ей всю жизнь приходилось доказывать, что у нее кроме красивого лица есть еще и актерские данные. Сейчас она играет в классическом репертуаре, критики довольны ее игрой чеховской Аркадиной.