сколько дней мусульманин считается путником
Положение путника в Исламе
Вопрос №34:
Выехав на какое расстояние, человек может совершать свои намазы как путник?
Если человек остановился в определенной местности, сколько дней он может совершать молитву как путник: четыре дня, или пятнадцать, или пока он не вернется домой, сколько бы он ни пробыл там, он является ли путником?
Если человек выехал в запретный путь, можно ли совершать намазы как путник?
Я в Москве, сам из Кабардино-Балкарии. В Москве пробки ужасные, и иногда делать вовремя намаз не получается, а время между намазами очень короткое. Можно ли сокращать и совмещать намазы, независимо от того, сколько дней, или месяцев, или лет я буду находиться в Москве?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Аллах облегчил этой умме в том, что касается молитвы:
— эта молитва была предписана в пятидесятикратном размере, то есть количество молитв в день составляло пятьдесят, после чего Аллах довел их до пяти молитв в день;
— затем эта молитва была узаконена в виде двух рака`атов;
— после этого Аллах оставил два рака`ата для путешествия и сделал обязательными молитвы из двух, трех и четырех рака`атов, то есть к каким-то молитвам ничего не добавилось, а к каким-то добавились один или два рака`ата.
Известно, что сокращение молитвы возможно только для того, кто находится в пути. Сокращения бывают только для обеденной — зухр, послеобеденной — `аср и ночной молитв — `иша, состоящих из четырех рака`атов, которые в пути сокращаются до двух рака’атов, а молитвы в два рака’ата — фаджр — и в три рака`ата — магъриб — не сокращаются.
Некоторые ученые сказали, что путешествием считается то расстояние, которое более 89 километров. Если человек выехал из своего населенного пункта на один километр или даже если он отошел на несколько шагов от него и при этом он намеревается отправиться в этой поездке на более чем 89 километров, то он уже считается путником.
Другие же ученые в этом вопросе возвращаются к обычаям народа. То, что в том или ином народе считается путешествием, — является путешествием, а то, что в народе не считают путешествием, — не является. Соответственно, молитва для этого пути не сокращается. Однако это второе мнение является расплывчатым и непонятным, поэтому большинство имамов определило более приемлемым то мнение, которое я упомянул ранее, то есть 89 километров, что и считались путешествием во времена Пророка ﷺ, где сокращались и совмещались молитвы. Стало быть, именно первое мнение является более близким к истине. Обязательно должен быть порядок в этом вопросе, потому что вопрос молитвы — это вопрос столпа религии, и нельзя его оставлять без определенности.
Кто-то может сказать: «Раз шариат не сделал для этого рамки, то зачем нам делать эти рамки? Разве нельзя это оставить в обычаях людей?» Если мы оставим это в обычаях людей, то в том обществе, в котором это было таковым, в обществе сподвижников, не было проблем, ибо это общество было самым знающим и богобоязненным, и не открывались двери для шайтана в этом обществе в подобных вопросах. Однако сегодняшнее общество отличается от того, где люди открыли себе двери для сомнительного и использовали в своих целях то, что можно интерпретировать по-разному. Поэтому в наши времена то мнение, которое мы упомянули первым, является более сильным.
Пока он считает себя путником и, находясь там, не обживается в местности; не снимает квартиру или номер в гостинице на много дней; в любой день, в любую минуту он может уехать, будучи в «чемоданном настроении»; или ждет какой-то вести или чего-то другого, то он является путником, даже если он пробыл там таким образом месяцы и годы. Если же он снимает себе квартиру на месяц, на два, на полгода или год, делает себе документы, поступает в какое-то учебное заведение или на работу — понятно, что он уже не является путником, а является «мукъим», то есть тем, кто обжился в этой стране, или городе, или селении. Поэтому здесь вопрос возвращается к его намерению.
Второе мнение в этом вопросе — это четыре дня, о которых упоминают большинство ученных. Если человек прибыл в какую-то страну или город, и он хочет там пробыть четыре дня и менее этого, то он путник. Если же он хочет там пробыть более, чем 4 дня, то он уже не является путником и с первого дня не сокращает и не совмещает молитвы.
По поводу вопроса о том, можно ли сокращать и совмещать намаз брату, находящемуся в Москве, где, исходя из контекста вопроса, стало понятным, что он там проживает и занимается каким-то делом, то, по единогласному мнению ученых, ему запрещается сокращать молитвы, потому что он не считается путником. Иначе говоря, ему нельзя молиться зухр, аср или `иша — двумя рака`атами, потому что, как я ранее уже сказал, сокращение молитвы разрешено только путникам.
Что-же касается совмещения молитвы, то известно, что это дозволяется при необходимости, и если у человека возникла эта необходимость, то он имеет право объединять молитвы. Известно, что Пророк ﷺ в Медине совмещал молитвы без страха и без дождя[1], на основе чего ученые дозволили совмещать молитвы при необходимости. Например, бывает, что у хирурга операция длится 8–12 часов, и невозможно прервать ее, в противном случае это может угрожать жизни человека. Поэтому врач имеет право совместить молитвы. Так же — пожарники, спасатели, бригады «Скорой помощи» и представители подобных профессий, которые являются важными в обществе, спасающими жизни людей. Для них бывает невозможным вовремя совершить молитву, что также попадает в категорию необходимости, при которой мусульманам разрешается объединять две молитвы: обеденную с послеобеденной, вечернюю с ночной. Разрешается и больному человеку объединять молитвы; женщине, у которой— болезненные кровотечения; и тому подобные ситуации.
Но вернемся к содержанию вопроса. Если ты просто едешь по городу, и время между молитвами короткое, то эта ситуация не дозволяет тебе объединять молитвы, ибо у тебя должна быть на это необходимость. Ведь подобные слова могут сказать и остальные мусульмане этого города: «Мегаполис; тут мало мечетей; где нам молиться и т. д.». На это Пророк ﷺ сказал следующее:
«وَجُعِلَتْ لِيَ الْأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا»
(«Мне Аллах сделал эту землю мечетью и очищением»)[2], то есть можно молиться в любом месте, где нет наджаса.
Поэтому те мусульмане, которые живут в подобных городах, должны быть более внимательными к своей религии, ведь они находятся не среди мусульман, а в городе, где мало мечетей, и нет сомнения, что они должны нести какую-то ответственность, раз выбрали такую местность. Соответственно, они должны еще сильнее придерживаться религии, дабы не впасть в уподобление неверующим и тому подобное. Вера их должна быть еще крепче, чем у тех, кто живет среди мусульман, потому что они находятся в опасности.
В чем разница между объединением молитв путника и объединением молитв не путника? Путник может объединять молитвы даже без необходимости, когда как не путник не имеет права их объединять, кроме как по необходимости, в подобных ситуациях, которые мы упомянули выше.
В этом вопросе есть разногласия, и более сильное мнение состоит в том, что это является запретным для него, потому что «ар-рухас» — послабления, которые шариат дал путнику, — касается того, кто выехал в дозволенный путь, но не того, кто выехал в запретный. Например, кто-то отправился в ту или иную страну, где распространяется нечестие, спиртное и т. д., для того, чтобы прибегнуть к этому нечестию. Такому человеку запрещается и совмещать, и сокращать молитвы, потому что его путь в основе своей является запретным, и ему вообще запрещается выезжать в эту дорогу нечестия. А все то, что в основе является запретным, что строится на этом фундаменте, тоже является запретным.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
27 Мухаррам 1440 г. (07.10.2018.)
[1] Сахих Муслима, хадис № 705; Сунан Абу Дауда, хадисы № 1210, 1211; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 187; Сунан Ан-Насаи, хадисы № 601, 602; Муатта Малика, хадис № 385; Муснад Ахмада, хадис № 1953.
[2] Сахих Аль-Бухари, хадисы № 335, 438; Сахих Муслима, хадис № 521; Сунан Ан-Насаи, хадисы № 432, 736; Муснад Ахмада, хадис № 14264.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Сколько дней путнику можно сокращать и совмещать намазы? Шафиитский фикх
مدة جمع وقصر الصلاة على المذهب الشافعي
Детальный ответ Муфтията Иордании согласно мазхабу имама аш-Шафии.
Фатва №14
Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину — посланнику Аллаху.
1. Если он намеревается без каких-либо оговорок проживать в том месте, в которое прибывает, то сокращение и совмещение для него заканчиваются при достижении им этого места.
3. Если он намеревался прожить три дня, не считая день прибытия и день отъезда, но был вынужден остаться на больший срок в данной местности, то его путешествие прерывается с истечением третьего дня (не считая день прибытия), и с этого момента не разрешено для него сокращение и совмещение.
4. Если он не знает, когда точно решит свои дела в этом путешествии, и полагает, что справится с ними до истечения четырех дней, но его надежды не оправдались, и время пребывания в данной местности затянулось, то ему разрешено сокращать и совмещать намазы до 18 дней. [4]
Что касается довода на ограничение тремя днями, то это хадис аль-‘Аля ибн аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший хиджру из Мекки) может оставаться в Мекке три дня». В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. И было сказано: «Мухаджирам запрещалось проживание в Мекке и жизнь среди неверных. И то, что им было разрешено оставаться там три дня указывает на то, что у них (три дня) оставалось положение путников, в отличие от четырех дней».
А что касается довода на 18 дней в положении сомнения о времени, за которое будут решены дела, то такое время пророк, мир ему и благословение Аллаха, проживал в Мекке в год ее открытия, и он в это время сокращал намазы. См. «Мугни аль-мухджадж» 1/519-521.
И Аллах лучше знает.
[1] Имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии с достоверным иснадом в «ас-Сунан аль-кубра» (1/396) и имам аль-Бухари в утвердительной форме но с неполным иснадом в «Сахихе» передали от ‘Ата ибн Аби Рабаха, что «Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими и их отцами, молились по два раката и оставляли пост при расстоянии в 4 барида и больше».
Четыре барида — это 48 миль. У поздних ученых-шафиитов за основу принято мнение, что одна миля составляет 3500 локтей. Один локоть согласно исследованию д.н. Мухаммада Наджмуддина аль-Курди в «аль-Макадир аш-шар’ия» (с. 252-260) составляет 48 см. Таким образом минимальное расстояние пути будет 48*3500*48=8064000 см. То есть 80,64 км., что при безопасном округлении дает 81 км.
[2] У большинства ученых число, которым обозначают минимальное расстояние пути (сафар) считается приблизительным. У ученых шафиитского мазхаба оно строго фиксированное и в обязательном порядке должно превышать 80,64 км. ввиду того, что в достоверном сообщении от сподвижников указано именно данное расстояние как минимальное.
[3] Если путник прибыл ночью, то отсчет времени стоянки начинается с наступления дня, а если прибыл днем, то с наступления времени ночи. См. Хашия аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди ‘аля Нихая аль-мухтадж» 2/255.
[4] Не считая дня прибытия и отправления. См. «Нихая аль-мухтадж» 2/255.
دار الإفتاء بالمملكة الأردنية
رقم الفتوى : 14
السؤال : ما المدة التي يجوز للمسافر أن يجمع ويَقْصُر فيها الصلاة؟
الجواب : الحمد لله، والصلاة والسلام على سيدنا رسول الله
من سافر سفرًا مباحًا مسافة ( 81 كم) [1] فأكثر [2] ؛ جاز له القصر والجمع إلى أن يحصل واحد من الأمور الآتية:
1. أن ينوي الإقامة المطلقة في المكان الذي وصل إليه؛ فينتهي في حقه القصر والجمع بمجرد وصوله ذلك المكان.
2. أن ينوي الإقامة في مكان أربعة أيام فأكثر غير يومي الدخول والخروج؛ فهذا ينقطع سفره بمجرد وصوله إلى المكان الذي نوى فيه الإقامة، وينتهي في حقه القصر والجمع، أما إذا نوى الإقامة أقل من أربعة أيام غير يومي الدخول والخروج [3] ؛ فإنه يقصر ويجمع.
3. إذا نوى إقامة ثلاثة أيام غير يومي الدخول والخروج، ولكنه اضطر إلى تمديد إقامته أكثر من ذلك، فينقطع سفره بمضي اليوم الثالث؛ فلا يجوز له القصر والجمع بعد ذلك.
4. إذا لم يعلم متى تنقضي حاجته من سفره بالضبط، لكنه توقع انقضاءها قبل مضي أربعة أيام، ولم يصدق توقعه فطالت المدة؛ فيجوز له أن يقصر ويجمع إلى ثمانية عشر يومًا. [4]
أما دليل التحديد بثلاثة أيام؛ فحديث العلاء بن الحضرمي رضي الله عنه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (يُقِيمُ الْمُهَاجِرُ بِمَكَّةَ بَعْدَ قَضَاءِ نُسُكِهِ ثَلَاثًا) متفق عليه. قالوا: «وكان يحرم على المهاجرين الإقامة بمكة ومساكنة الكفار؛ فالترخص في الثلاث يدل على بقاء حكم السفر، بخلاف الأربعة».وأما دليل التحديد بثمانية عشر يومًا في حالة التردد في وقت انقضاء الحاجة؛ فهو مدة إقامة النبي صلى الله عليه وسلم عام الفتح بمكة وهو يَقْصُرُ الصلاة. ينظر: [مغني المحتاج 1/ 519-521 ]. والله أعلم.
[1] روى البيهقي في «السنن الكبرى» (3/196) بسند صحيح، وعلقه البخاري في «صحيحه/باب في كم يقصر الصلاة» عَنْ عَطَاءِ بْنِ أَبِي رَبَاحٍ (أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ، وَعَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ كَانَا يُصَلِّيَانِ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ وَيُفْطِرَانِ فِي أَرْبَعَةِ بُرُدٍ فَمَا فَوْقَ ذَلِكَ).
والأربعة برد تساوي ثمانية وأربعين ميلا، واعتمد متأخرو الشافعية أن الميل ثلاثة آلاف وخمسمائة ذراع، وقرر الدكتور محمد نجم الدين الكردي في كتابه «المقادير الشرعية» (ص. 252-260 ) أن الذراع الشرعي يساوي ثمانية وأربعين سنتمترا ( 48 سم)، وبهذا تكون مسافة القصر تساوي بالأطوال المعاصرة ( 48 ميل * 3500 ذراع * 48 سم)= ( 80.64 كم) أي 81 كم تقريبا واحتياطا.
[2] لا أقل، لأن مسافة 80.64 كم تؤخذ عند الشافعية تحديدا لا تقريبا معتمدا في ذلك على تحديد الصحابة كما مر.
[3] قال الشبراملسي في حاشيته على نهاية المحتاج ( 2/ 255 ): «وَتُحْسَبُ اللَّيْلَةُ الَّتِي تَلِي يَوْمَ الدُّخُولِ، وَكَذَا الْيَوْمُ الَّذِي يَلِي لَيْلَةَ الدُّخُولِ».
[4] قال شمس الدين الرملي في «نهاية المحتاج» ( 2/ 255 ): «لَا يُحْسَبُ مِنْهَا يَوْمَا دُخُولِهِ وَخُرُوجِهِ».
Сколько дней мусульманин считается путником
МИНИМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ, НА КОТОРОМ МОЖНО СОКРАЩАТЬ НАМАЗЫ И ПРЕРЫВАТЬ ПОСТ
Шейху Ибн ‘Усеймину задали вопрос о расстоянии, при котором путник сокращает молитвы, и может ли он совмещать молитвы, не сокращая их.
Он ответил: «Расстояние, при котором путник может сокращать молитву, некоторые ученые ограничили 83 километрами. Другие ученые ограничили его тем, что обычно называется путешествием, даже если путь занимает менее 80 километров. И то, о чем люди сказали, что это не путешествием, даже если путь занимает 100 километров, таковым не является.
Последние мнение избрал верным Ибн Таймия, да помилует его Аллах, потому что Аллах не ограничил расстояние путешествия, при котором дозволено сокращать молитву, как и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил путешествие определенным расстоянием.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда выходил в путь, равным трем милям или трем фарсахам, совершал молитву по два рака‘ата. Этот хадис приводит Муслим (№ 691).
Мнение Ибн Таймии, да помилует его Всевышний Аллах, ближе к истине.
В том случае, когда понимание путешествия в обычаях людей различается, можно взять мнение об определенном расстоянии, так как это мнение некоторых имамов и ученых, сделавших иджтихад. В этом нет ничего плохого, если пожелает Аллах. Но если обычай людей (в понимании путешествия) един, то верно (в вопросе определения путешествия) обращаться к обычаю»
Ибн ‘Усаймин. Фатауа аркяни-ль-ислам. С. 381
ЕСЛИ ВЫЕХАЛ В ПУТЬ И НЕ СОВЕРШИЛ ЗУХР-НАМАЗ, А НА АСР УЖЕ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ
Шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
Пример этому: Человек находился в пути, и зашло время Зухра, но он вознамерился отложить эту молитву для того, чтобы объединить её с молитвой Аср во время второй молитвы (джам`у тахир) и так пока не добрался до своего города уже после Азана на молитву `Аср. В этом положении он должен совершить молитву Зухр и молитву Аср по 4 раката, потому что путь завершился, а сокращать молитвы можно только путнику.
И поэтому, более правильным из слов учёных является то, что если человека, находящегося у себя в городе, застало время (молитвы), а потом он вышел в путь, не совершив молитву, то он совершает эту молитву сокращая. То есть, если был азан на Зухр молитву, и ты находишься в своём городе, но потом ты вышел в путь не совершив молитву Зухр, то в этом случае ты совершаешь её по 2 раката, и наоборот, если ты в пути и застало тебя время Зухра, а потом ты прибыл в свой город, то тут ты должен совершить Зухр молитву в 4 раката, так как то, что берётся в счёт, это действие молитвы.»
Так же говорит шейх ибн Усаймин (да помилует его Аллах):
«Если вознамерился путник объединить две молитвы, во время второй молитвы, однако, он прибыл в свой город до выхода времени первой молитвы, то тут закончилась причина, делающая необходимым объединение молитв, а эта (причина) – путь.
И в этом случае, ему необходимо совершить первую молитву в своё время, и ждать наступление второй молитвы, потом выполнить её в своё время.
ДОЗВОЛЕНО ЛИ НЕ ПОСТИТЬСЯ ПУТНИКУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ ОСТАТЬСЯ НА НЕДЕЛЮ В ЧУЖОМ ГОРОДЕ?
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Дозволенно ему разговляться, даже если он пробудет там целый месяц, поскольку он не перестает быть путником (мусафиром). Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), не ограничил срок, по истечению которого перестают быть мусафирами. Напротив Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) пребывал в «табуке» двадцать дней, сокращая намазы. Пребывал в Мекке, в год ее завоевания, девятнадцать дней, сокращая намазы. И было утверждено в сахихе аль-Бухари, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), находясь в Мекке, был не постящимся, тогда, как известно, что он вошел в Мекку на двадцатый день месяца Рамадан. Это значит, что он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), находясь в Мекке, не постился в Рамадане десять дней. А Аллаху ведомо лучше!» (См. «Маджму Фатауа» 19\154)
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, также спросили относительно того, что если путник прибудет в не свой город, то прерывается ли этим его сафар?
Шейх ответил: «Если путник приедет в не свой город, то этим самым его сафар не прерывается. Ему дозволенно не поститься в месяце Рамадан, даже если он там останется на целый месяц. Что касается того, если он прибудет в свой город, тогда как он не постящийся, то не является обязательным для него воздержание. Ему положено есть и пить оставшийся день, поскольку его воздержание никакой ему пользы не принесет, так как для него является обязательным возмещение этого дня. Это мнение является правильным. И этот мазхаб является имама Малика, имама аш-Шафи’ и одним из двух передач от имама Ахмада. Однако не следует ему есть и пить прилюдно»
(См «Маджму фатауа уа расаиль» 19\99).
ЧЕТЫРЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ ДЛЯ ПУТНИКОВ
Шейх Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман ибн Абдур-Рахман аль-Усеймин аль-Вухейби ат-Тамими, да помилует его Аллах Всевышний и возвысит его степень в Раю
Вопрос: «Какие существуют послабления в обрядах поклонения связанные с сафаром (путешествием)?»
• 1) Сокращение 4-х ракаатных молитв до 2-х ракаатов (также совмещение молитв – ред.)
• 2) Дозволено путнику не поститься в Рамадан, но нужно будет возместить пропущенные дни после.
• 3) Обтирание носков (масх) можно делать трое суток, начиная с момента первого обтирания.
• 4) С путника спадают суннаты-ратибат, совершаемые до и после молитв аз-Зухр (обеденная), аль-Магриб (вечерняя) и аль-Иша (ночная). Но два ракаата ратибата перед молитвой аль-Фаджр (утренняя) и остальные суннат-намазы остаются желательными.
Также остаются желательными для совершения путнику ночные молитвы (тахаджуд), ратибат перед молитвой аль-Фаджр (утренняя), молитва ад-Духа, два ракаата после омовения, молитву в два ракаата при входе в мечеть и два ракаата при возвращении из сафара.
Воистину, из сунны является путнику при возвращении из сафара зайти в мечеть, прежде чем домой, и совершить там молитву в два ракаата.
Также остальные суннат намазы. Их желательность не спадает по причине сафара. Желательными остаются все суннат молитвы кроме тех, что мы перечислили в начале, а это: ратибаты молитву аз-Зухр, ратибат молитвы аль-Магриб и ратибат молитвы аль-Иша».
Источник: Ибн Усеймин «Маджму фатава уа расаиль 400/15»
Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал:
Если они (люди) намерены остаться на неопределенный срок на чужбине, в качестве работников, которые там находятся с целью работы, бизнеса или дипломатической миссии и т.п., не имея видимых причин для возвращения на родину, то они попадают под хукм местных жителей и является обязательным для них поститься и совершать молитвы полностью, и дозволено им протирать хуфы лишь в течение одного дня и одной ночи.
Маджму Фатава ибн Усеймин (15/289).
Шейха Ибн Усеймина спросили: Я живу в аль-Касиме, а иногда я еду в Ар-Рияд, чтобы навестить свою семью, и у меня есть там комната, где я остаюсь с ними в течение двух или трех дней. Есть ли у меня право сократить мои молитвы, когда я молюсь в одиночку? Распространяются ли на меня ахкамы мусафира?
Он (да помилует его Аллах) ответил:
» Ликъа ‘аль-бааб аль-Мафтух» (58/23)
ПУТНИК НЕ ОБЯЗАН СОВЕРШАТЬ ДЖУМА
Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах):
«Путешественник не обязан совершать Джуму’а и это подтверждается тем фактом, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время путешествий не совершал ее, хотя с ним было много людей; однако он совершал зухр, сокращая его».
См. «Аль-Шарх аль-Мумти», 5/10.
МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ
На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником».
(Нурун аляд-дарб 9 «А» 09:12)
ЧЕЛОВЕК ОСТАЕТСЯ ПУТНИКОМ ПОКА НЕ ВОЙДЕТ В САМ ГОРОД
Спросили шейха Ибн ‘Усеймина: «Мы прибыли из Таифа, и совершили обеденную и послеобеденную молитву в четыре рака’ата за двадцать километров до вхождения в город. Такое фатауа дал нам один человек, который был с нами. Каково положение наших молитв?»
Шейх Ибн ‘Усеймин ответил: «Наша беда в это время в том, что человек даёт фатуа о том, что не знает, обязывая рабов Аллаха тем, чем не обязал их Сам Аллах.
Путник не перестаёт быть путником, кроме как вернувшись в свой родной город, войдя в него. По этой причине ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, когда возвращался из пути, видя уже Куфу, — а Куфа была его местом жительства, и мы знаем, что он был убит в Куфе, — он видел уже границы Куфы и ему сказали: «О повелитель правоверных, вот же Куфа!» На что он сказал: «Мы ещё не вошли в неё», или сказал нечто подобное по смыслу. Если между человеком и его городом будет расстояние даже в двадцать метров, но он ещё не вошёл в свой город, то он имеет право пользоваться облегчением, связанным с путём.
А что касается того, кто дал вам такое фатуа, то моё наставление, чтобы ты сказал ему в своём пути: «О брат мой, не торопись при выдаче фатуа! Ведь фатуа — опасная вещь, ибо тем самым человек извещает от имени Аллаха, что именно таково Его постановление».
См. «Ликъа Баб аль-мафтух» 12/165.
«Все нормы, связанные с путешествием, начинают действовать с того момента, как путник покидает родину и отъезжает от строений своего селения и города. Вам недозволено совмещать молитвы, пока вы не покинете город, если только вы не опасаетесь, что вам во время путешествия будет тяжело совершить вторую молитву».
(см.: «Маджму‘ фатауа» Ибн ‘Усаймин 15/346)
МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ
На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин
Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником».
(Нурун аляд-дарб 9 «А» 09:12)
ХУКМ АЗАНА ДЛЯ ПУТНИКА
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Каково шариатское постановление об азане для путника (мусафира)?»
Ответ: «По этому вопросу учёные имеют разные мнения, и правильное мнение состоит в том, что азан обязателен (ваджиб) для тех, кто находится в пути, как Пророк ﷺ сказал об этом Ма́лику ибн аль-Хувейрису и его товарищам, да будет доволен ими Аллах:
«Когда придет (время) намаза, пусть один из вас произнесёт азан…» (аль-Бухари (628), Муслим (674)), — и Малик ибн аль-Хувейрис и его люди пришли с делегацией к Посланнику Аллаха ﷺ и должны были отправиться назад, к своим семьям. Также Пророк ﷺ читал азан и икаму и в пути, и в городе. Во время своих поездок он велел Билялю, да будет доволен им Аллах, читать азан».
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 367, вопрос 195
МОЖЕТ ЛИ ПУТНИК СОКРАТИТЬ НАМАЗ ЗА ИМАМОМ В МЕЧЕТИ ЕСЛИ ЗАСТАЛ ПОСЛЕДНИЕ ДВА РАКААТА?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: «Если путник (мусафир) застал два последних ракаата намаза, который проводил имам (не являющийся мусафиром), то может ли он дать таслим вместе с имамом с намерением сократить намаз (до двух ракаатов)?»
Ответ: «Если путник делал намаз за имамом, который не является путником, ему нельзя сокращать намаз (до двух ракаатов) из-за общего значения слов Пророка ﷺ:
«Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а то, что вы пропустили (из молитвы), восполняйте (самостоятельно)» (аль-Бухари (636), Муслим (602)).
Таким образом, если мусафир (путник) застанет два последних ракаата намаза, проводимые имамом, не являющимся путником, он должен будет сделать еще два ракаата после таслима имама, и ему не дозволено делать таслим с имамом, сократив тем самым свой намаз до двух ракаатов. И Аллах знает лучше».
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 400, вопрос 224
ПРИ КАКОМ МИНИМАЛЬНОМ РАССТОЯНИИ ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТСЯ ПУТНИКОМ? И КОГДА МОЖНО ПУТНИКУ ОБЪЕДИНЯТЬ НАМАЗЫ?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах
Вопрос: “При каком расстоянии (пути) путник может сокращать намаз, и можно ли ему объединять (два намаза), но не сокращать их (с 4 ракаатов до 2)?”
Ответ: “Некоторые ученые определили расстояние (пути), при котором намаз можно сокращать, в 83 км, а другие ученые сказали, что это расстояние зависит от ‘урфа (традиций, обычаев): если какое-то расстояние среди людей считается путешествием (сафаром) — значит, это сафар, даже если в нем меньше 83 км, а если среди людей считается, что это не сафар — значит, он и не является таковым, даже если человек преодолевает в нём расстояние в 100 км.
Этого последнего мнения придерживался Шейхуль-ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах)*, потому что ни Всевышний Аллах, ни Пророк, мир ему и благословение Аллах, не обозначили определенное расстояние, при котором разрешено сокращать намазы.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил на три мили или на три фарсаха, он сокращал намаз и совершал два ракаата (вместо четырёх)» (Муслим (691)), и мнение Шейхуль-исляма Ибн Теймии (да помилует его Всевышний Аллах) ближе к истине.
Если среди людей нет определенных установлений относительно того, что можно считать сафаром, то в том, что человек следует мнению об определенном расстоянии (83 км), не будет ничего плохого, потому что такого мнения придерживались некоторые имамы и ученые-муджтахиды (да помилует их Аллах). В случае, если понятие сафара точно определяется ‘урфом, правильнее будет ориентироваться по нему.
Что касается вопроса о том, дозволено ли объединять намазы (в пути), если их можно сокращать, то мы скажем: объединение намазов не связано с их сокращением. Объединение связано с необходимостью и потребностью. Когда человеку нужно и необходимо объединить намазы (находится ли он в пути или нет), пусть объединяет их. Люди объединяют намазы, когда идёт дождь, из-за которого людям сложно идти в мечеть; они также объединяют намазы, когда зимой дует сильный холодный ветер, и из-за него людям трудно выходить в мечеть; также они объединяют намазы, когда боятся, что лишатся своего имущества, или оно будет испорчено или т.д. В «Сахихе» Муслима передается хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), в котором он сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллах, совместил зухр-намаз с ‘асром, а магриб — с ‘иша, когда не было ни дождя, ни причин для страха» (Муслим (705)). Люди спросили, почему он так поступил, и Ибн Аббас ответил: «Чтобы не тревожить (не затруднять) свою умму», т.е. чтобы она не испытывала затруднений из-за того, что не объединяет намазы.
Это и есть правило — каждый раз, как у человека происходят затруднения из-за того, что он не объединяет молитвы, ему дозволено их объединить, а если никаких затруднений с их совершением у него нет, то он не должен их объединять. Если человек находится в пути, можно предположить, что ему будет затруднительно не объединять намазы, и, на основании этого, путнику дозволено объединять намазы. Объединять их можно и в пути, и не в пути, но если он в пути, ему лучше объединять намазы, а если не в пути — лучше не объединять.
Исключением из этого является случай, когда человек находится в каком-то городе, где происходит коллективный намаз — тогда ему обязательно нужно присутствовать на этом коллективном намазе, и в нём он не должен ни объединять намазы, ни сокращать их, но, если он пропустил намаз джамаатом, он должен молиться отдельно и может сокращать намазы, но не объединять их, если только у него нет потребности в их объединении”.
См. «Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, 490-492, вопрос 312