сколько дней длится новруз байрам
Навруз
Весенний новогодний праздник равноденствия — Навруз (Фото: Fanfo, Shutterstock)
Весенний новогодний праздник равноденствия — Навруз, зародившись в Хорасане (историческая область на северо-востоке Ирана) более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам. В настоящее время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.
Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Дата празднования также может отличаться.
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других.
По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами.
На праздничный стол выкладывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а с 2010 года 21 марта отмечается Международный день Навруз (International Day of Nowruz), установленный резолюцией ООН №A/RES/64/253.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
История праздника
Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Обычно Навруз Байрам отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день солнце находится в созвездии Овна, а по представлениям древних, весь мир был сотворен именно в момент восхода солнца из головы Овна, и в это время происходило отделение света от тьмы, дня от ночи, добра от зла.
Согласно историческим данным Навруз родился в одной из областей Ирана – Хорасане, которая расположена на северо-востоке страны. Предположительной датой рождения праздника, является дата, удаленная от нынешней на 3000 лет назад. В те же времена на территориях Ирана и сопредельных стран начало распространятся земледелие.
Этот праздник напрямую связан с зороастризмом. Навруз – праздник землепашцев, он связан с годовым циклом и календарем землепашцев.
Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление и пробуждение природы.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.
Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.
Традиции и обычаи
Обряды Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.
От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.
Традиции Навруза также пришли к нам из древности, они символизируют обновление и вход в «новую» жизнь. До наступления праздника нужно расплатиться со всеми долгами, убрать жилище и вокруг него, а также приготовить специальные праздничные блюда.
Это происходит по специальному ритуалу, который включает в себя составление хафт-сина и хафт-шин-а. Хафт-син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «С» в персидском алфавите. Хафт-шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы «Ш» в персидском алфавите. Это знаменитый сумаляк (блюдо из проросшей пшеницы), сипанд, сирке (уксус), сэмени, сабзи (зелень) и некоторые другие продукты, в основном растительного происхождения.
Также на стол принято ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Эти предметы имеют символическое значение: свеча — огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало символизируют завершение старого года и наступление нового.
13 день Навруза
Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Навруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое считается «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой.
До наступления навруза каждый вторник вечером отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.
Каждая из предстоящих четырех недель – а вернее, четырех сред – посвящена одной из четырех стихий и называется соответственно, хотя названия иногда отличаются, в зависимости от региона. Четыре предшествующие празднику среды называются Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда).
Самой важной среди этих сред считается последняя – ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года), когда разворачиваются главные события. Этот день насыщен различными обрядовыми действиями и преследуют цель обеспечить благополучие себе, своей семье и в наступающем новом году, освободиться от всех бед и отвратить от себя и семьи неприятности и другие невзгоды. Все это в руках Аллаха, а не огня и глупых суеверных обрядов, которыми Сатана ввел в заблуждение, заставив поклоняться себе.
Ахыр чершенбе ахшамы (последний вторник последней недели года) отмечался с особой торжественностью. По поверью, если он совпадал с днем наступления Новруза, год ожидался особенно удачливым.
Огнепоклонники предают пламени священного огня свои мольбы. Язычники молятся, чтобы огонь защитил их от врагов и духов. Огонь является в их глазах олицетворением жизни. «Пусть у тебя потухнет костер» – было самое сильное проклятье в этих местах.
В общем, язычество (ширк) во всех проявлениях, которое берет свое начало из древности. Жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Этим и объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.
Навруз
На Ближнем Востоке Навруз празднуется только представителями народов, населявших этот регион до арабских завоеваний и возникновения Арабского халифата в VII-VIII веках. Например, Навруз не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции в течение 1925-1991 гг. Навруз был официально запрещен. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Вечером 20 марта 2018 года, когда наступило весеннее равноденствие, жители Азербайджана встретили Новруз-байрам – праздник весны, символизирующий пробуждение всего живого. Каки проиходило празднование этого дня в Баку можно посмотреть в фоторепортаже Азиза Каримова, подготовленном для «Кавказского узла».
Навруз отмечается как официальное начало нового года 21 марта в Иране и Афганистане, Навруз отмечается в Иракском Курдистане, Индии, Македонии, Турции. Новруз является началом года также по календарю бахаи.
В Советском союзе Навруз официально не отмечался. После распада СССР праздник обрел статус государственного в четырех республиках Средней Азии, Казахстане и Азербайджане.
В 2012 году столицей празднования Навруза стал Душанбе ― в Таджикистан приехали президенты Ирана, Афганистана и Пакистана, делегации Казахстана, Киргизии и Азербайджана. В 2013 году центром торжеств стал Ашхабад ― здесь прошел ежегодный фестиваль «Навруз ― праздник мира и гуманности». В 2014 году столицей Навруза стал Кабул.Как праздник весны и обновления Навруз на региональном уровне отмечается в Татарстане, Башкортостане, Дагестане. Кроме того, ежегодно тысячи туристов из Ирана приезжают отмечать Навруз в Армению.
История
Первоначально праздник содержал анимистические элементы. В дозороастрийский период жители Ирана поклонялись духам усопших предков («фраваши»). Этот обычай был заимствован также зороастризмом.
Празднование
До наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами.
В этот день на праздничный стол выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов; подаются кисломолочные продукты собственного производства – айран (обезжиренная молочная сыворотка), чал (кислое верблюжье молоко), сушеный сыр – гурт, кефир и йогурты. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника).
Праздник сопровождается народными песнями, танцами, выступлением ряженых. Кульминацией праздника становится ритуальный костер, через который прыгают молодые люди, желая здоровья, благополучия, богатого урожая в наступающем году.
Частично сохраняется обычаи зажигать огни во время празднования Навруза. Этнографы отмечали, что в 1980-е гг. в некоторых районах Азербайджана разжигались костры. Люди становились в круг вокруг огня и исполняли фольклорные песни. В современном Азербайджане на Навруз устраивается грандиозный фейерверк и народные гулянья.
Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. После захода Солнца народ разжигает костры, поет песни, играет на национальных инструментах. Под звуки бубна люди организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества: прыгают через разведенные костры и купаются в реке. Прыгают через костер даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом дети в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Состоятельные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан.
На Северном Кавказе Навруз отмечается в Дагестане, особенно в Акушинском и Лакском районах. В Дагестане на Навруз готовят обильное угощение. Всю еду принято готовить на огне ― одном из главных символов Навруза. А для того, чтоб год стал изобильным, блюда по обычаю надо щедро сдобрить топленым маслом.
Во время Навруза также поминают умерших, а в первые дни нового года обычно посещают родителей, родственников и друзей.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Перепрыгивают через костры и доверяют тайны воде: как в разных странах празднуют Наурыз
Представители разных народов рассказали, насколько важен для них Наурыз, какие блюда готовят в этот праздник и сколько дней его отмечают.
Представители братских республик рассказали BaigeNews.kz, как празднуют эту дату у них на родине.
«Для нас Новруз очень важный праздник, причем не только для населения, но и на уровне правительства. Об этом может говорить и то, что праздничные дни наиболее продолжительные. В этом году мы будем отдыхать с 20 по 26 марта.
Но начинаем готовиться к Новрузу мы задолго до этой даты. Есть традиция — отмечать четыре вторника до начала Новруз байрама. Каждый из них посвящен одной из природных стихий — вода, огонь, ветер и земля. Во вторник воды люди доверяют воде все свои секреты, поклоняются ей, в этот день она считается целебной, способной вылечить больных. Вторник огня — это непременно костры. Даже в таком цивилизованном городе как Баку в этот день люди разжигают костры и прыгают через них. Во вторник, посвященный ветру, принято проветривать дома, выносить на улицу матрасы, одеяла, вытряхивать ковры. В последний вторник перед Новрузом обязательно нужно что-то вспахать или посадить, пусть даже это будет маленький цветочек на балконе.
Его посещает президент с первой леди — общаются с народом. Там же происходит театрализованное представление. Но люди также собираются и во дворах, готовят блюда и поздравляют друг друга. На фото — моя внучка Селин. В школе они устроили костюмированное представление в честь Новруз байрам.
На столы в Новруз непременно ставят хончу — поднос, на котором выложены традиционные блюда. Обязательно должны быть сладости: шекер бура (пирожок в виде полумесяца), пахлава, когал (круглая лепешка из слоенное теста со специями).
Еще один важный элемент — это самани — блюдо из проросшей пшеницы.
Также на хончу обязательно располагают свечи по количеству людей, проживающих в семье. Есть поджаренная пшеница, сушеные фрукты. Некоторые кладут и конфеты. Получается очень нарядное праздничное блюдо.
В Новруз байрам даже проходят конкурсы на лучшую хончу и самани».
Шахноз Комилзода, Таджикистан : «90 лет Навруз был под запретом»
«В Таджикистане во времена Советского союза нам нельзя было праздновать Навруз. Где-то 90 лет мы жили без него. Сейчас же власти уделяют особое внимание таким этническим древним праздникам. Мы отмечаем его очень пышно.
Он постепенно превратился в народный праздник, люди активно подключаются, выходят на природу, устраивают пикники, облачаются в традиционную одежду, поют и танцуют. Концерты проходят во всех парках.
В этот праздник готовят блюда из весенней растущей зелени, варят суманак (продукт готовят из пшеничных семян с добавлением растительного масла, он сгущается, приобретая горько-сладкий привкус. — авт.).
Также в этот день ставят стол с семи предметами, каждый из которых имеет свой смысл:
кинжал — мужество, защита;
свеча — свет, победа добра над злом;
отросток зелени — процветание;
кисель — терпение, толерантность (так как он долго готовится).
Очень много ритуалов, которые проводятся в течение 13 дней.
Что касается нашей семьи, то мы обычно собираемся с родственниками, готовим блюда, гуляем по городу, навещаем близких, которые из-за болезни не могут выйти.
Этот праздник — символ победы добра над злом. Обязательно нужно надевать новую одежду, очищать дома и сердца».
Шахноз Комилзода, Иран : «Люди перепрыгивают через костры, хоть это и под запретом»
Там тоже традиционны блюда из зелени, суманак, также есть «оширишта» (плов из крупы вместо риса).
Вечером иранцы собираются за столом. Есть традиция открывать любую страницу книги Хафиза Фирузи — какое стихотворение попалось, то и является предсказанием на будущий год.
Есть также традиция «чаршанбе сури» — в последний вторник разжигать три или семь костров и прыгать через них со словами: «Возьми желтизну моего лица, дай красноту. Все болезни, грехи забери».
Но так как Иран — исламское государство, власти не приветствуют такие обряды, они под запретом. Поэтому люди делают их тайком. Полиция тушит эти костры, но люди разжигают их вновь.
Новруз в Иране празднуют 13 дней. На 13 день все выходят на пикник и оставляют на земле созревший суманак. Вокруг огромного поля устраивают пляски».
В Казани ежегодно организовывают гуляния на огромном ипподроме. В этом году празднование запланировали грандиозное — устроят фестиваль плова. Также очень много парков и скверов, где собирается народ.
В Татарстане традиционным для Новруза блюдом является «карга боткасы» — грачиная каша из семи круп. Также на столе есть традиционные блюда татар — кыстыбуи (шелпеки с начинкой, сложенные пополам), балиш (мясной пирог), перемяш, чак-чак.
Раньше была традиция как в Новый год — дети ходили по домам, пели частушки и получали в ответ угощения».
Метин Джумагулов, Кыргызстан : «Нооруз празднуем с размахом»
«Нооруз всегда празднуется с размахом по всей республике. Обычно на главной площади устраивают массовые празднества — танцы в национальных костюмах, устанавливают юрты, играют национальную музыку и, конечно же, угощают главным лакомством праздника — сумолок, который там же на площади и готовят.
Также на столах есть обыденные национальные блюда Центральной Азии, которые выставляют на большие праздники: боорсоки, каймак, плов, лепешки.
Для нас всех это символичный праздник, потому что олицетворяет долгожданное начало весны и тепла, воплощаясь в приятное времяпрепровождение у родных и друзей.
Я из-за работы обычно пропускал 21 марта или в это же время находился заграницей, поэтому Нооруз уже давно не праздновал. Но обычно мы с семьей ходим в гости к родственникам, а вечером сидим дома в узком кругу, готовим блюда вроде мант или плова, лагмана.
Для меня Нооруз — еще один повод собраться всем родным и насладиться теплыми моментами».
Мубашира Бахшилоева, Узбекистан : «Женщины одеваются в обновки и поздравляют родственников»
«Каждый год мы с нетерпением ждём весны, когда наступают самые радостные события в жизни людей, когда отмечаем праздник возрождения природы, торжества жизни — праздник Навруз.
Да, это праздник весны. Наступают теплые дни, природа пробуждается и начинает менять свои убранства. В Узбекистане к этому празднику люди очень тщательно готовятся и празднуют 15-20 дней. В дни перед Наврузом везде в махалля (в кварталах) проходят хашары — люди всем миром чистят арыки, белят деревья, вскапывают огороды.
У каждой махалля есть своя чайхана. И каждая махалля в своей чайхане празднует Навруз. В чайхане в огромных котлах готовятся вкусные яства, местные сладости, разного вида халва. На праздник приглашаются жители махалля, а также жители соседних махалля. Кроме того, Навруз празднуется и в семьях. В доме собираются все родственники. Есть всего несколько блюд, которые готовят только на праздник Навруз. Это сумаляк, халим (халиса) и особый туграма-плов.
Вообще Навруз — это что-то больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди на площадях города, танцуют, поют местные ляпары, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим.
Именно я, конечно же, надеваю новую одежду, потому что в этот день должна быть обновка. И женщины у нас готовятся к Наврузу, покупают все новое, одеваю новую одежду и идут поздравлять родственников. Вот и я сейчас готовлю подарки и сладости».
Посольство Туркменистана : «После Новруза нет зимы…»
В посольстве Туркменистана нам рассказали, как празднуют Новруз туркмены.
«Корни весёлого и красочного праздника Новруз байрамы уходят в седую древность. Он напрямую связан с днём весеннего равноденствия — важнейшей отправной точкой солнечного календаря. Можно с уверенностью утверждать, что на земле Туркменистана эту дату как переломный момент всеобщего пробуждения природы стали отмечать ещё несколько тысяч лет назад первые земледельческие общины в подгорной полосе Копетдага. Хотя люди, жившие здесь, наблюдали за звёздным небом, сверяя смену времён года и раньше, знаменательным событием этот день стал только с возникновением земледелия, где он играл значимую роль в сельскохозяйственном цикле.
Национальный праздник весны и международный день Новруз всегда сопровождается национальными фольклорами и этнографическими представлениями. Спектакли в стиле древних традиций, концерты в национальных костюмах, музыка и танцы, напевы туркменскими девушками «ляле», другие обрядовые песни, передаваемые из поколения в поколение и дошедшие до нас из глубины веков — являются важной особенностью этого старинного праздника в честь пробуждения весны и возрождения природы. Признанные бахши демонстрируют виртуозную игру на дутаре, исполнив отрывки из эпосов и дестанов.
По доброй традиции в день празднования Новруза проводятся национальные спортивные игры. Молодецкую удаль и ловкость демонстрируют молодые атлеты в состязании по «яглыга товусмак».
Праздничное пространство оформляется в традиционном национальном стиле. У туркменских кибиток располагаются игроки в шахматы, недалеко меряются силой и ловкостью молодые палваны, ряд ремесленников представляют самобытные изделия из кожи, шерсти, дерева, керамики, мастерицы демонстрируют свои умения в вышивке, ковроделии.
Праздничный стол — дастархан украшают проросшей пшеницей под названием сэмэни, которая является одним из главных атрибутов праздника Новруз. Сэмэни считается символом весны и плодородия, благополучия и достатка. Имеет также магическое и культовое значение. Для угощения готовят плов, весенние пирожки со шпинатом и другой зеленью и обязательно с тыквой, испечённые в печке — тамдыре.
Новруз байрамы многие века сохраняет свой жизнеутверждающий смысл, и в Туркменистане в этот день принято сажать деревья. Доброй традицией эпохи могущества и счастья стали масштабные озеленительные акции, когда по всей стране в нашу древнюю землю высаживаются сотни тысяч новых саженцев, призванных превратить нашу родину в цветущий сад. Новруз, как могущественное дерево, укоренился в корнях нашей любимой земли и дарит людям красоту и благословенные плоды процветания.
Международный день Новруз, внесенный в список нематериального культурного наследия человечества Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ), отражает уникальные и высокие духовно-нравственные ценности народов мира, в том числе туркменского народа. Национальный праздник весны является ярким символом наших благородных традиций, переданных нашим генам из глубины веков, а также добрососедских отношений.
В нашем народе есть поговорка, «Nowruzdan soň gyş bolmaz. » что в переводе «после Новруза нет зимы…». Это дает повод к празднованию начала новой жизни».
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны
В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.
По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар («Тринадцатое вне дома»).
Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников