сколько дней длилась махабхарата
Величайшая битва древности на поле Куру
Какая битва была в прошлом самой величайшей? Спросите об этом в Индии, и вам ответят: конечно же, битва на поле Куру или Курукшетре. Там об этом сражении и обо всем, связанном с этим событием, знают все, ведь изучение поэмы «Махабхарата» (Повесть о великой битве потомков Бхараты) входит в школьную программу, а есть люди, знающие ее в стихах!
Арджуна и Кришна выезжают на бой. Вот так себе это представляли индийцы в прошлом.
Судя по составу мифической войсковой единицы акшаухини, включавшей в себя 21870 колесниц, 21870 слонов, 65610 конных и 109350 пеших воинов, в сражениях того времени участвовали колесницы, слоны, всадники и пехотинцы. Показательно, однако, что колесницы в этом списке идут первыми, а большинство из героев поэмы сражаются не в качестве всадников или верхом на слонах, а стоя на колесницах и предводительствуя своими войсками.
Вот она какая чакра или чакрам.
Боевая колесница Арджуны и Кришны. Но еще эффектнее они в индийском сериале из 267 серий.
Рога антилопы с металлическими наконечниками и щит.
Стреляя из луков, стоя на колеснице, воины пандавы и кауравы используют разные типы стрел, причем, весьма часто – стрелы с наконечниками в форме полумесяца, которыми они перерубают тетивы луков и сами луки, в руках у своих противников, рассекают на куски брошенные в них палицы и неприятельские доспехи, а также щиты и даже мечи! Поэма буквально наполнена сообщениями о целых потоках стрел, извергаемых чудо-стрелками, а также о том, как своими стрелами убивают они вражеских слонов, разбивают боевые колесницы и многократно пронзают ими друг друга. Причем показательно, что далеко не всякий пронзенный оказывается сразу убит, хотя кого-то, бывает, поражают тремя, кого-то пятью-семью, а кого-то и семью-десятью стрелами сразу.
И дело здесь отнюдь не только лишь в сказочности сюжета «Махабхараты». Просто в данном случае это всего лишь гиперболизированное отображение того, что многие стрелы, пробивая доспехи и даже, возможно, застревая в них своими наконечниками, серьезных ранений самому воину в данном случае нанести не могли. Воины продолжали бой даже будучи утыканы попавшими в них стрелами – ситуация довольно характерная и для средневековой эпохи. При этом целью для вражеских воинов, как уже отмечалось, являлся не только воин, сражающийся на колеснице, но также его кони и возница, который хотя и участвовал в битве, однако сам фактически не сражался. Нужно особо отметить, что многие из колесниц, действующих в поэме, украшают знамена, по которым и свои, и чужие распознают их издали. Например, колесница Арджуны имела знамя с изображением бога обезьян Ханумана, который в трудную минуту громко кричал на врагов, повергая их в ужас, тогда как на колеснице его наставника и противника Бхишмы развевалось знамя с золотой пальмой и тремя звездами.
В поэме постоянно одни поступки ее героев осуждаются как недостойные, другие – напротив, демонстрируются их благородство. «… Прежде, чем он соединился с Арджуной, на него напал Бхуришравас и осыпал его стрелами; и Сатьяки осыпал стрелами Бхуришраваса, и оба поразили друг друга многократно могучими ударами. Под стрелами Бхуришраваса пали кони Сатьяки, и Сатьяки сразил своими стрелами коней противника. Лишившись коней, оба героя сошли с колесниц и устремились друг на друга с мечами в руках, истекая кровью, подобные двум разъяренным тиграм. И долго рубились они, и ни один не мог одолеть другого, но, наконец, Сатьяки, изнемогший в борьбе, стал уступать. Заметив это, Кришна повернул туда свою колесницу и сказал Арджуне: «Смотри, Бхуришравас одолевает, он убьет Сатьяки, если ты не поможешь ему». И когда Бхуришравас поверг своего противника на землю и занес над ним меч для последнего удара, Арджуна быстрой стрелой отсек руку герою вместе с мечом. Пошатнулся Бхуришравас и опустился на землю, теряя силы. И, обратив на Арджуну взгляд, исполненный укоризны, он сказал: «О могучий, не приличествовало тебе вмешиваться в наше единоборство!» Сатьяки между тем вскочил на ноги и, подобрав свой меч, отсек им голову Бхуришравасу, сидевшему на земле, когда тот шептал молитвы. Но за это деяние, недостойное честного воина, осудили его и Арджуна, и Кришна, и другие ратники, наблюдавшие поединок с Бхуришравасом».
Калари пайату – древнейшее воинское искусство Индии сражаться на мечах.
Но еще более интересным в поэме является странный поворот, происходящий с ее героями, вступившими в войну. Так, положительными героями мирного времени, безусловно, являются благородные Пандавы, а Кауравы показаны людьми невысоких моральных качеств и вызывают всеобщее осуждение.
Карна убивает Гхатоткачу. Гхатоткача – ракшас-демон и не должен вмешиваться в битвы людей. Но он сын одного из Пандавов. И когда его просит о помощи отец, то отказаться не может, хотя это и против правил. «Праведник может пренебречь правилами, – говорит его отцу божественный Кришна, – если у него достойная цель!» То есть такова идея: если цель благородна – любое действие оправдано!
Кришна и Арджуна трубят в раковины.
Или, как сказал один из ученых, «пандавы представлены правыми и в своих слабостях, а кауравы виновны и в своей доблести». Или же этим показывается, что главная цель на войне это победа, и ею искупается все? Тогда перед нами, наверное, древнейшее обоснование принципа «цель оправдывает средства», выраженная в эпической форме! В «Махабхарате» прямо говорится, что победитель всегда прав. Он даже может изменить карму, потому что в его силах изменить представление о ней!
Ты думал когда-нибудь о миссии Кришны в «Махабхарате»?
Зачем личность самого Творца в обличии человека явилась на нашу грешную землю?
Почему именно к нам, а не на какую-то другую планету?
– Этот вопрос я хотел задать тебе сам, – посмотрел я на старика. – А ты задаешь его мне, как-то странно получается.
– Ничего странного нет. Если ты такой стеснительный, я сам задал его тебе.
– Откуда же мне знать, я ведь «Махабхарату» не изучал, и тебе это хорошо известно, – сказал я.
– Так вот, я тебе скажу, зачем Кришна пришёл на землю к Пандавам в трудный час их противостояния родившимся из икры демонам. Главной его задачей было помочь своим братьям-адитьям. Кришна, как и они, относился к роду белых богов. Сказки всё, что он имел тёмное тело и чёрные, как смоль, волосы. У Кришны были русые волосы и синие, как небо, глаза. Он родился властелином одного из арийских княжеств и со стороны наблюдал, что происходит в Хастинапуре.
Если верить поэме, за восемнадцать дней сражения погибло более шестисот миллионов человеческих жизней.
Это только в империи Куру, а сколько жертв было на Севере?!
– Кого ты имеешь в виду?
РУССКИЕ МИФЫ О КРИШНЕ
Понятно, что Кришна предполагал подобный поворот событий. Поэтому он и информировал метрополию о том, что у нас происходит. О миссии Кришны неплохо сказано в наших русских мифах. В одном из них говорится, как на Землю в образе огнедышащих змеев пришли враги, и тогда волхвы послали Кришну-Крышеня к самому Сварогу за помощью. Сварог отправил на Землю своего сына Самаргла-Рарога. Быстро Рарог-Сокол примчался к Земле и, став могучим богатырём, обратил в бегство врагов русского народа. Уползли змеи с её лика, убрались далеко под землю, и стал Рарог-Сокол править Русью. До сих пор правит.
В этом мифе многое правда. Не приди вовремя на Землю силы нашей метрополии, не сидели бы мы с тобой здесь и не чаёвничали, всё было бы иначе.
– Получается, что за битвой на поле Курукшетра на Севере Евразии прогремели ещё две войны?
– Одна, отрок. Только одна. Вторая война разразилась в космосе, на Луне и в недрах Земли. Память о ней осталась в Индии, Иране и у нас, в России, но сейчас говорить о той тайной, невидимой войне я не могу и не хочу. О борьбе земных и небесных витязей с драконами можно прочесть во многих сказках. Мне хочется обратить твоё внимание на то, что говорит Веда о небесном соколе Рароге. Что он спас Русь от гибели и до сих пор бережёт наш народ. Ты, конечно, понимаешь, что речь идёт о метрополии.
По этой причине «третья сила» практически отказалась от любых военных действий. После того как её загнали в глубокое подполье, она, эта враждебная потомкам белых богов сила,, взяла на вооружение стратегию самоуничтожения человечества. О ней в общих чертах несколько раз я упоминал. Основными методами вышеназванной стратегии являются информационная технология разделения и технология генетического смешения и растворения опасной расы.
– Почему серпентоиды и им подобные считают нас, людей белой расы, для себя опасными?
– Из-за наличия у нас хорошо развитого правого полушария головного мозга, юноша. Благодаря ему мы получаем знания напрямую из информационного поля Земли и космоса. Другими словами, в плане получения знаний мы более организованы. Это раз! И, во-вторых, им нужна наша планета. Последний аргумент, пожалуй, самый весомый.
– Далась им наша Земля-матушка! Во Вселенной столько планет!
– Наверное, они все заняты. Если верить Пуранам, то не нагами, а людьми, в основном представителями белой космической расы. Наше Солнце находится на окраине Галактики, фактически, на периферии обитаемого мира, поэтому долгое время нашим космическим братьям было не до нас. Отсюда и все наши беды.
ПОСЛЕДСТВИЯ СОБЫТИЙ МАХАБХАРАТЫ
Правда, после событий, описанных в «Махабхарате», Земля попала в поле внимания адитьев, и сейчас многое изменилось в лучшую сторону. Но космические братья в земные дела вмешиваются только там, где мы не можем помочь себе сами. В остальных случаях они нас не курируют. Иначе мы ничего не будем делать сами, всё свалим на них. Не надо забывать, что современная раса белых культуртрегеров, я не боюсь этого слова, потому что так оно и есть, заметно изменилась генетически и приобрела склонность к иждивенчеству. Что делать, таковы на сегодня наши реалии. Но вернёмся, отрок, к теме.
В «Махабхарате» описан обряд белой лошади.
Что это за обряд?
В поэме сказано, что белый конь бредёт по степи, куда глаза глядят, а за ним следует войско Юдхиштхиры. Фактически, белая лошадь является проводником власти императора, а войско ставит на место наиболее ретивых сепаратистов. На самом деле никакой белой лошади никто не отпускал, и никакого войска за ней не следовало. Образом белого коня и блуждающей за ним армии авторы поэмы показали объединение вокруг новой династии уцелевших после великой смуты княжеств. Если точнее, образование на руинах Куру новой единой империи – Тартарии. После того как объединение было закончено, на север ушли и все Пандавы.
Как ты думаешь, зачем они покинули свою родину?
– Ума не приложу. Наверное, у них были на этот счёт какие-то свои соображения.
– Уходом Пандавов на север авторы «Махабхараты» показали объединение в одно общество победителей-ариев и уцелевших после войны их родственников ориан-адитьев. То есть речь идёт об образовании древней Великой Руси. Той самой, о которой хорошо знал Александр Сергеевич Пушкин, но до сих пор не догадываются многие современные учёные. Для них Великая Древняя Русь – это афанасьевская, андроновская, карасукская, тагарская культуры и т.д. Подобных культур, если посмотреть на наш современный быт, можно придумать с десяток, а то и больше. В каждом регионе что-то есть своё, неповторимое. Потому что материальные культурные ценности зависят от климатических условий, географических, ландшафтных и многих других.
Посмотри внимательно на карту Тартарии. Сколько здесь всего! На Крайнем Севере – тундры, южнее – зона тайги, реки, горы, озёра, на юге – степи и пустыни. И везде на этой гигантской территории жили и до сих пор живут люди. Печально то, что за последние пять тысяч лет ареал расселения белой расы значительно сократился.
– Неутомимо работает вторая половина проекта. «Третья сила» медленно, но верно, используя технологию межрасового смешения, зачищает территорию планеты от опасных и ненавистных потомков белых могущественных адитьев.
На несколько минут хранитель умолк. Было видно, что он чем-то расстроен. Старик поднялся со своего места, подошёл к окну и стал рассматривать на стекле морозные узоры.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОЧЕСТЬ МАХАБХАРАТУ?
– Ты должен не просто прочесть «Махабхарату», тебе надо её досконально изучить. В поэме скрыт ключ к пониманию современной реальности, юноша. Мы сейчас толчём воду в ступе, я делаю не то, что должен, – рассказываю тебе содержание поэмы, а это неправильно. К твоему сведению, дошёл до Индры только один Юдхиштхира, все остальные братья и их общая жена Драупади умерли по дороге.
– Их общая жена? – удивился я.
– Да, Драупади являлась женой всех пятерых братьев Пандавов. Она была тоже из адитьев, и поэтому энергии у неё хватало на всех. Я думаю, тебе известно, что женщина дарит мужчине творческую энергию.
Я кивнул.
– Тогда чему ты удивляешься?
– Да вот думаю, как они её делили?
– С чего ты взял, что они её делили?
Братья Пандавы любили девушку. Делят только мясо, торт, арбуз или что-то другое. То, что употребляется, чем можно пользоваться. Когда по-настоящему любят, то только дают, но ничего не берут. Братья дарили ей свою любовь, она им свою, и радовались тому, что она дарит каждому часть своей силы, для каждого является берегиней.
– Я думал, что полигамия бывает только у мужчин, оказывается полиандрия тоже имеет место.
– Только у богов или полубогов, юноша, но не у людей. Женщине-человеку еле хватает энергии для своего мужа. Вот почему в моногамных семьях постоянно испытывается дефицит женской энергии, но это другая тема, мы остановились на том, что до северных адитьев добрался только один старший брат.
О чём это говорит?
– Наверное, о том, что остатки ариев, уходя, потеряли многих своих братьев, – высказал я своё предположение.
– Ты прав, так оно и было. Поэтому Великая Тартария, или северная, покрытая лесами, далёкая земля ариев – именно так переводится это слово, в основном сложилась из уцелевших после войны с «третьей силой» потомков ориан-адитьев.
ВВЕДЕНИЕ
«… Сегодня эпическая поэма Вьясы заканчивается…
О, человек, встань на новый путь, или же тебя также окутает тьма, как Карну. Стань наследником света, правды и правосудия. Преврати Курукшетру в своем сердце в священную землю. Это и есть освобождение.
Исследователи считают, что в основу «Махабхараты» легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: в войне между союзами племен куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать битву XI в. до н. э.. Поздние астрономические вычисления индийских средневековых авторов дают дату 3102 г. до н. э.
По свидетельству самого памятника, помимо нынешней полной редакции «Махабхараты», существовала и первоначальная – краткая редакция этой поэмы, состоящая из двадцати четырех тысяч шлок. Эта редакция излагает основное сказание эпопеи, которое посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники с обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогой ценой объединяют страну под своим управлением. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии и дальнейший мир и милость.
Индийская литературная традиция считает «Махабхарату» единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне-Двайпаяне Вьясе. Согласно Писанию «Махабхараты», Вьяса, автор повествования, является сыном прекрасной Сатьявати, дочери царя рыбаков, от странствующего мудреца Парашары. Вьяса почитается не только современником, но и близким родственником героев «Махабхараты».
Цитируется по книге «Махабхарата» кн. 1 «Адипарва», перевод с санскрита и комментарии В.И. Кальянова, под. ред. акад. А.П. Баранникова, М. 1950. (В.И. Кальянов «Краткие сведения о Махабхарате», с. 595)
ЭКРАНИЗАЦИЯ «МАХАБХАРАТЫ»
Год выпуска: 1988, страна: Индия, жанр: драма, продолжительность: 19:05:18, перевод: одноголосый, присутствуют субтитры на английском языке.
Режиссер: Рави Чопра.
В ролях: Gajendra Chouhan, Arjun, Praveen Kumar, Sameer, Sanjeev, Nitish Bharadwaj, Puneet Issar.
Сюжет: в основе сюжета сериала «Махабхарата» оригинальный текст одноименного индийского эпоса, являющегося комплексом эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, мифов и генеалогий. Фабулой эпоса является повествование о распре между двумя претендующими на престол династиями, продолжавшейся 18 лет. В свое время сериал был столь популярен в Индии, что в часы показа очередных серий даже изменялось расписание движения поездов, так как пассажиры отказывались путешествовать во время трансляций.
Качество: TeleCine, формат: AVI, видео кодек: DivX, размер кадра: 528х400 pixel, частота кадра: 29.97 fps, видео битрейт: 459 kbps.
КОЛЛЕКЦИЯ «МАХАБХАРАТА» НА «ЮТЬЮБ»
http://www.youtube.com/watch?v=APMHgimC8JM
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «МАХАБХАРАТЫ»
В Хастинапурском царстве властвует царь Дхритараштра. Он родился слепым. Его младший брат Панду, управлявший вместо него царством, удалился вместе с двумя своими женами в отшельничество на Гималаи. У Дхритараштры от его супруги Гандхари было сто сыновей и одна дочь. Старшим среди них был Дурьйодхана, коварный и властолюбивый. У Панду было пять сыновей, которые были рождены его женами от различных полубогов. После смерти Панду и его супруги Мадри, которая пошла на его погребальный костер, сыновья Панду принимаются под опеку их дяди – Дхритараштры – и воспитываются вместе с его сыновьями. Все двоюродные братья изучают военную науку у прославленного брахмана Дроны.
Своими замечательными успехами в науках и военном искусстве пандавы (сыновья Панду) вызывают зависть и ненависть кауравов (сыновей Дхритараштры). Дурьйодхана замышляет погубить пандавов, не пренебрегая никакими средствами, но его попытки всякий раз оказываются безуспешными. Наконец, Дурьйодхана добивается высылки пандавов под благовидным предлогом в город Варанавату, где для них был построен смоляной дом. Предупрежденные об этом пандавы вместе со свей матерью Кунти спасаются из дома через подземный ход. Но все считают их погибшими.
Между тем, пандавы скитаются по дремучим лесам, переживая различные приключения. По совету гандхарвы Читраратхи они избирают себе домашнего посвященного, который делается их наставником. В это время Друпада, царь северных панчалов, устраивает торжественное собрание для выдачи замуж своей дочери Драупади-Кришны. Съехались со всех сторон цари и царевичи, и невеста сама должна из круга соискателей избрать себе жениха и возложить на него венок. Царь Друпада устраивает испытание женихов при помощи лука. Кто натянет тугой лук и попадет в цель, тот получит руку невесты. Но тщетно стараются все цари и царевичи: никто из них не может согнуть тугого лука. Тогда на арену выходит Арджуна, переодетый брахманом. Он в один миг натягивает лук и пронзает цель. Драупади возлагает на него венок и по закону должна стать его супругой.
Породнившись с Друпадой, пандавы приобретают в нем сильного союзника. Царь Дхритараштра, считавший пандавов погибшими, узнает обо всем случившемся и, по настоянию советников, совершает раздел царства между пандавами и своими сыновьями. Пандавы получают половину царства в пустынной части страны. Там, на реке Ямуне, они основывают столицу Индрапрастху. В ней царствует Юдхиштхира вместе с братьями, в то время Дурьйодхана с братьями правит в Хастинапуре, наследственной столице. Взаимная вражда между двоюродными братьями, однако, не ослабевает.
Спустя некоторое время, Юдхиштхира совершает царственный молебен «Раджасуя», который может быть исполнен только могущественным царем, способным подчинить себе соседних государей. С этой целью Юдхиштхира вместе с братьями покоряет соседние страны. Кауравы, сыновья Дхритараштры, предлагают пандавам сыграть в кости. Юдхиштхира вступает в игру с Дурьйодханой и постепенно проигрывает ему все свое достояние и царство, даже самого себя, всех своих братьев и общую супругу – Драупади. Ее приводят в залу собрания и подвергают оскорблениям. Громко смеясь: «рабыня!», Духшасана, брат Дурьйодханы, увлекает ее за косу. Потрясенный таким зрелищем, Бхимасена дает страшную клятву: он не успокоится до тех пор, пока не отомстит Духшасане и не напьется его крови. Вдруг раздается вой шакала и крик осла, завопившего человеческим голосом. Напуганный зловещим предзнаменованием Дхритараштра предлагает Драупади три дара. Драупади просит, чтобы не был рабом Юдхиштхира, и чтобы четверо его братьев также получили свободу. От третьего дара она отказывается. Дхритараштра дарует всем свободу и возвращает пандавам все их имущество и царство.
Проходит некоторое время, и Дурьйодхана, добившись разрешения у своего отца, увлекает Юдхиштхиру в новую игру. По условиям новой игры, проигравший должен удалиться вместе с братьями в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый год провести неузнаваемым. Если же в течение последнего года он будет узнан, то должен будет снова удалиться на двенадцать лет. Юдхиштхира вновь проигрывает и вместе с братьями и Драупади удаляется в изгнание. Здесь их навещает Кришна и различные мудрецы. Жизнь пандавов в лесу, полная приключений, длится двенадцать лет.
Дурьйодхана отказывается выполнить законное требование пандавов. Война между кауравами и пандавами становится неизбежной. Обе стороны готовятся к ней и приобретают себе союзников. Народы и племена Индии, северной и южной, примыкают – одни к пандавам, другие – к кауравам. Кришна, ближайший родственник и друг пандавов, отдает свое войско кауравам, а сам остается на стороне пандавов в качестве мудрого советника. Затем он становится возницею Арджуны. Кауравов убеждают отдать половину царства, но безуспешно. Войска противников стекаются к северу и выстраиваются на необозримой Курукшетре – на «Поле кауравов». Война объявлена. Во главе войска пандавов становится Дхриштадьюмна, сын царя Друпады, а военачальником кауравов – их дед Бхишма. Объявляются условия боя, и возвещаются имена героев.
Дурьйодхана умирает. Его друзья оплакивают его и клянутся уничтожить всех пандавов. Один из кауравов, Ашваттхаман, сын Дроны, спал под деревом и проснулся ночью от птичьих криков. Это на воронье гнездо напала сова и уничтожила всех ворон. Ашваттхаман усматривает в этом счастливое знамение. Вместе с друзьями он отправляется в лагерь спящих пандавов и безжалостно вырезает их. Почти никого не осталось в живых, но пятеро братьев пандавов спаслись, потому что той ночью их не было в лагере.
Страшные последствия битвы производят потрясающее впечатление на самих победителей, и Юдхиштхира решает оставить царство. Для искупления грехов он устраивает жертвоприношение коня. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и Кунти принимают решение уйти в отшельничество. Они удаляются в уединенную обитель и там умирают. Затем уходит и Кришна – последний и самый близкий друг пандавов. Гибель Кришны сильно удручает пандавов: они оставляют царство и собираются в последний путь.
Воплотив суть древнеиндийской «Книги Царств» («Махабхараты») на израильской земле, Иисус не только подытожил древнее Писание, ясно изложив его основы, и убрав все лишнее, но и подготовил в будущем соединение христианского мира и Индии на основе древнего, самого мудрого учения, изложенного в книгах «Вед» и «Махабхараты».