сити го сан праздник
Праздник Сити-го-сан
Детский день в храмах: как японцы отмечают «праздник взросления»
Осенью в Японии отмечается праздник Сити-го-сан – праздник взросления для детей трех, пяти и семи лет. В день праздника родители вместе с нарядно одетыми детьми идут в храмы и святилища произнести молитву о благополучном росте и взрослении своего чада. Сити-го-сан – это давняя японская традиция.
Раньше в этом празднике принимали участие и мальчики в возрасте трех лет, но в наши дни Сити-го-сан отмечают, как правило, только пятилетние мальчики и девочки трех и семи лет.
Днем посещения храма или святилища традиционно было 15 ноября, но сейчас это тоже изменилось – многие семьи предпочитают отмечать этот праздник во второй половине ноября – в субботу, в воскресенье, или в государственный выходной.
В прошлом медицина была неразвита, и те болезни, которые сейчас легко вылечиваются, в те времена могли оказаться для ребенка смертельными. Детская смертность была очень высокой, многие дети умирали почти сразу после рождения. Бытовало мнение, что до семи лет ребенок не вполне человек, а некое божественное создание (яп. ками-но-ко), которое всецело находится под покровительством богов. По достижении семилетнего возраста ребенок совершал окончательный переход в мир людей и становился членом родовой общины (яп. удзико). В определенном смысле это понималось как второе рождение – крайне важный, поворотный момент в жизни ребенка.
Существует несколько версий, объясняющих происхождение праздника. Некоторые из них диаметрально противоположны. Так, например, одна из версий говорит о необходимости ритуального очищения для защиты от «несчастливых лет», которыми считались третий, пятый и седьмой годы жизни ребенка; в то время как другая версия объясняет, что числа три, пять и семь – нечетные, и согласно японской традиции приносят счастье.
Основная суть праздника Сити-го-сан – поблагодарить богов, даровавших ребенку жизнь и здоровье.
Сити-го-сан – семейный праздник
Где папа? – трехлетняя девочка нарядном кимоно и праздничном жилете хифу
В эпоху Хэйан (794-1192) новорожденных младенцев, как мальчиков, так и девочек, стригли наголо на седьмой день после рождения. В соответствии с тогдашним обычаем, дети должны были ходить с гладко выбритой головой вплоть до трех лет. В пять лет мальчикам впервые позволялось надеть штаны хакама, а семилетним девочкам вместо обычной веревки-пояска наконец-то повязывали на кимоно пояс оби. Праздник Сити-го-сан объединил в себе все эти обычаи и обряды.
В наше время праздничный обычай видоизменился: дети наряжаются в нарядные кимоно и вместе с родителями идут в близлежащий храм или синтоистское святилище и покупают традиционную конфету титосэ-амэ, символизирующую здоровую и долгую жизнь. Также в этот день принято заказывать памятную фотосессию у профессионального фотографа. Посещение храма может включать чтение молитвословия норито и ритуал очищения о-харай у священника, но можно ограничиться и просто внесением денежного пожертвования для храма и молитвой о здоровье и развитии ребенка, форма которой не регламентируется.
На Сити-го-сан принято надевать специальную праздничную одежду: трехлетние девочки надевают кимоно особого кроя катаагэ (приподнятые плечи), поверх которого надевается жилет кифу цвета киновари, выполняющий роль пояса оби. Пятилетние мальчики надевают жакет хаори с фамильным гербом мон и штаны хакама. Семилетние девочки одеты в кимоно с поясом оби. Эти наряды можно взять напрокат в фотоателье; кроме того, что ребенку помогут нарядиться, ему также сделают специальную праздничную прическу и, по желанию, макияж.
Фотоателье: Мальчик пяти лет в хаори и хакама, девочка семи лет в кимоно и оби.
В последнее время количество разнообразных услуг, которые призваны «облечь взросление ребенка в привлекательную форму», заметно увеличилось. В модных фотоателье от заказов отбоя нет – к началу ноября график работы на конец месяца уже давно расписан. Наряды напрокат можно взять не только для трех-, пяти- и семилетних, но и для их старших братьев и сестер, а также для мамы и для папы. Если нужно, в фотостудии подготовят не только фотографии на память для семьи, но и специальный памятный альбом для бабушек и дедушек. Выбор услуг поистине безграничен. Недавно даже стали появляться фирмы, предлагающие «семейные туры Сити-го-сан» с одной ночевкой. В пакет такого тура, как правило, входит подготовочный день, посещение храма, семейная фотосессия и создание альбома.
Сейчас становится все больше семей, которые не посещают храм и ограничиваются лишь памятной фотосессией. А в префектурах Сайтама, Тиба и в южном районе префектуры Ибараки наметилась новая тенденция – снимать банкетный зал в гостинице для пышного празднования, аналогично свадебным торжествам.
Показ детских нарядов для ноябрьской фотосессии Сити-го-сан ©Jiji
Без титосэ-амэ и праздник – не праздник
Вид нарядных, симпатичных малышей, сжимающих в руках пакетики с длинными леденцами титосэ-амэ (леденец на тысячу лет), не может не вызвать улыбку. Эти леденцы бывают двух цветов: белого и красного. Длинная тонкая форма символизирует долголетие и здоровый рост. Титосэ-амэ – это своего рода сладкий талисман, который очень популярен у детей. Другое название этой сладости – сэннэн-амэ.
Леденцы, как правило, вложены в бумажный пакет-обертку, на котором изображены цурукамэ (журавль и черепаха) и сётикубай (сосна, бамбук и слива) – все это символы, приносящие удачу и сулящие долголетие. Длина леденцов достигает пятнадцати сантиметров, диаметр – около полутора сантиметров. В одном пакетике может быть от трех до пяти леденцов. Несмотря на любовь к этой сладости, детям редко удается съесть за раз всю порцию титосэ-амэ.
За сотни лет существования Сити-го-сан обряды и обычаи праздника не раз менялись, но одно остается неизменным – искреннее желание родителей обезопасить своих детей, сделать все, чтобы их жизнь была долгой и счастливой.
Фотографии предоставлены:Фотография к заголовку: Трехлетняя виновница торжества в жилете хифу с пакетиком титосэ-амэ: MIKI Yoshihito Где папа?: See Tatt Yeo Фотоателье: Daisuke Matsumura
Сити-го-сан: День Детей в Японии
Сегодня мы с вами поговорим о необычном синтоистском празднике, который отмечается в Японии каждый год 15 ноября уже более 3000 лет. И имя этому празднику – Сити-го-сан. День детей.
Само название «Сити-го-сан» переводится как ряд цифр «7 (七 — shichi), 5 (五- go) и 3 (三- san)». Давайте для начала разберемся, что же это за магические цифры такие, и как они связаны с детьми.
Сити-го-сан: цифры 3, 5 и 7 в жизни японских детей
По японским поверьям, ребенок до 7 лет не относится к миру живых. Он – божественное существо, поэтому и обращаться с ним стоит соответствующе (что сказалось на японской традиции воспитания малышей). «До семи лет – с ками (с богами)» — говорят японцы.
В 7 лет происходит переломный момент, и ребенок становится частью мира людей. Согласитесь, очень важная дата.
Более того, 7 лет – это именно тот возраст, когда, по древним традициям, девочкам вместо веревки начинали повязывать с кимоно традиционный пояс оби. Таким образом, именно в 7 лет девочка вступает в ряды женщин.
Что касается цифр 3 и 5, то эти даты так же считаются важными переломными моментами в жизни ребенка в Японии. В древности, когда медицина была развита очень плохо, далеко не многие дети доживали до возраста 3 лет. Поэтому считалось, что 3 года – это первая магическая дата, которую должен пересечь ребенок. Именно в возрасте трех лет ребенку проводили древний обряд «камиоки» — обряд сбережения волос. Раньше в Японии трехлетних детей брили наголо, после чего у них должны были начать отрастать «настоящие» волосы, которые позже станут достоянием и гордостью. Задолго до проведения обряда камиоки японские родители отращивали своим детям волосы так, чтобы мальчикам можно было завязать их на затылке, а девочкам – собрать в два пучка. Сейчас данный обряд уже не проводится, однако возраст 3 лет по-прежнему считается очень важным в жизни любого японского ребенка.
5 лет – наиболее значимая дата для мальчиков. Ранее именно в этом возрасте их впервые наряжали в традиционные японские мужские брюки – хакама. Для самураев отметка в пять лет была тем возрастом, когда ребенка можно представить своим феодалам, иными словами «вывести в люди».
Таким образом, получается, что праздник «Сити-го-сан» касается, прежде всего, детей определенного возраста: девочек 3 и 7 лет и мальчиков 3 и 5 лет.
Еще одна важная деталь, которую обязательно важно знать касательно озвученных дат: согласно японскому традиционному исчислению, отсчет возраста начинался с момента зачатия. Иными словами, первые 9 месяцев, когда женщина была еще только беременна ребенком, засчитывались малышу за первый год жизни. Получается, что, по европейской традиции, японский возраст детей 3,5 и 7 лет соответствует 2,4 и 6 годам. Однако в последнее время в Японии всё бОльшую популярность завоевывает европейский принцип подсчета возраста, что приводит к «увеличению» возраста детей, которых непосредственно касается праздник.
Традиции празднования Сити-го-сан
Как же проходит День Детей – Сити-го-сан – в Японии? Мальчиков 3 и 5 лет, а также девочек 3 и 7 лет наряжают в красивые традиционные наряды – жилеты хифу, кимоно, оби для девочек, а также кимоно с хаками для мальчиков. Малышам делают традиционные прически, накладывают косметику и отводят в храм.
Сити-го-сан неофициально считается в Японии днем фотографирования детей. Ведь такую красоту обязательно стоит запечатлеть на снимке!
Стоит также учесть, что нарядить ребенка, как положено, стоит огромных денег. В среднем наряд со всеми аксессуарами на Сити-го-сан стоит около 100 тыс. йен. Поэтому вовсе неслучайно, что многие папы и мамы предпочитают взять одежду на прокат, что также стоит не так уж и дешево. Возможно, именно по этой причине многие японские родители стали наряжать своих отпрысков на праздник Сити-го-сан по европейской моде – в костюмы и платья, что позволяет значительно сэкономить семейный бюджет.
Еще одна важная традиция проведения праздника Сити-го-сан – традиционные японские конфеты, которые дарят детям. Эти сладости носят название «титосэ амэ», что значит «тысячелетние конфеты», и символизируют здоровый рост и долгую жизнь. Узнать эти конфеты можно по характерной раскраске – красно-белая – и особенной форме – тысячелетние конфеты, как правило, длинные и тонкие. Традиционно бумажная обертка, в которую упакованы титосэ амэ, украшена рисунком с журавлём, черепахой, сосной, бамбуком и сливой – символами долголетия, мудрости, здоровья и выносливости. Малыши обожают эти конфеты и лакомятся ими весь день!
Сити-го-сан считается одним из важных праздников в жизни ребенка, ведь именно в этот день мальчикам присуждается статус «маленького мужчины», а девочкам – «маленькой женщины». Они важно и пафосно шествуют за ручку со своими родителями. Для японцев Сити-го-сан – это время «любования» детьми, которые выглядят в своих первых «взрослых» нарядах по-настоящему мило и обворожительно. Очень часто с праздничными фотографиями деток изготавливают настенные календари, открытки и другие памятные подарки.
Хотите узнать больше о японских праздниках? Запишитесь на наш основной курс для начинающих изучать японский язык!
Японский праздник Сити-го-сан
15 ноября празднуется Сити-го-сан, что буквально переводится как «семь-пять-три».
И посвящен он детям именно этого возраста. Но праздник негосударственный и обычно его переносят на ближайшие после этой даты выходные. Как и большинство праздников, он сложился из традиций, уходящих корнями далеко в прошлое Японии. Время, к которому относят возникновение Сити-го-сан в истории страны – период Хэйан (с 794 по 1185 год). Первоначально его праздновали знатные семьи, но с течением времени он получил широкое распространение среди простых людей.
До семилетнего возраста считалось, что ребенок не принадлежит миру живых. Новорожденный был ближе миру духов. Достигнув возраста семи лет, он «переходил» в мир людей. Что отразилось в бытующем выражении «До семи лет — среди ками (т.е. богов)». Числа 3, 5, 7 – считаются счастливыми и по сей день, это своего рода «ступеньки» взросления. Именно поэтому с ними связано немало обрядов. А самый важный из них – посещение синтоистских храмов мальчиками трёх и пяти лет, и девочками трёх и семи лет.
Обряды – важная составляющая культуры Японии, и их значимость прививается в детские годы с праздником Сити-го-сан.
Сити го сан праздник
Все о Японии: культура, быт, история и современность| Интересные факты о Японии
Счастливое число 15: японский праздник Сити-Го-Сан
15 ноября японцы отмечают традиционный праздник Сити-Го-Сан (7-5-3) — чествуют трехлетних и пятилетних мальчиков, и трехлетних и семилетних девочек. В этот день молятся о здоровье и счастливом будущем детей.
Возраст детей не случаен, исполнение семи, пяти и трёх лет — это важные маркеры стадий взросления ребенка, также, нечетные числа считаются в Японии счастливыми.
Счастливое число 15
Число 15, как совокупность чисел 7, 5, 3 так же считается особенно благоприятным.
В наши дни во время празднования Сити-Го-Сан детей одевают в их лучшие вещи. Девочек часто можно увидеть в традиционном платье кимоно, а мальчиков — в хакама, вместе с родителями они посещают местные синтоистские святилища, посвященные местным же божествам-хранит елям.
Там родители возносят благодарности за здоровье своих детей и молятся, чтобы их будущая жизнь была счастливой, а здоровье оставалось крепким. Детей угощают особой конфетой титосэ-амэ («тысячелетняя конфета»), которая порядком залежалась символизирует долгую жизнь и должна послужить залогом детского здоровья и долголетия.
Титосэ-амэ — это длинная и тонкая красно-белая конфета, которая дарится в продолговатом бумажном пакетике или коробочке с изображениями журавля и черепахи. Оба этих животных считаются символами долгой жизни в Японии. Сочетание красного и белого цветов так же считается благоприятным.
Корни традиции молиться о здоровье и благополучии детей — различны, но если суммировать:
— Первое упоминание подобной традиции относится к эпохе Хэйан (794-1185), когда придворная знать праздновала переход своих детей от возраста младенчества к возрасту раннего детства, тогда же были выбраны числа 7, 5, 3, т. к. нечетные числа, как уже упоминалось, считались приносящими удачу.
— Есть мнение, что идея празднования восходит к периоду Муромати (1336-1573). Считается, что по причине крайне высокого уровня младенческой смертности того времени, детей вносили в семейные записи, только после достижения ими трехлетнего возраста.
— Считается, что в последующие исторические эпохи, начали развиваться три церемонии, связанные со взрослением детей. В обществе самураев в период Эдо (1603-1868) они стали традицией, быстро ставшей популярной и распространившей ся от места своего возникновения (региона Канто) по всей Японии.
— Также считается, что по причине неизвестности в то время бактерий и микробов, в смерти младенцев зачастую винили злых духов, поэтому же когда дети достигали возраста трех, пяти, и семи лет — люди благодарили богов за дарованное детям крепкое здоровье.
Первая, из перечисленных выше, церемоний — камиоки, отмечаемая по достижении мальчиками и девочками возраста трех лет. Согласно этой традиции, детей коротко стригут до достижения ими возраста трех лет. Точнее, весной, следующей после того как детям исполняется три года, проводят церемонию камиоки, после завершения которой, детям разрешается отращивать волосы.
Вторая церемония, хакаммаги-но-ги, связана с облачением в хакама (традиционные японские юбко-подобные брюки для официальных мероприятий). Эту церемонию проводят для пятилетних мальчиков, во ремя нее они впервые одевают хакама.
Третью церемонию, обитоки-но-ги, проводят для семилетних девочек, во время которой, они впервые подпоясываются оби (широкий пояс для кимоно), вместо шнура.
Все эти церемонии отмечают наступление новой стадии взросления детей, а также их рост. В наши дни им редко следуют досконально, скорее их упростили до посещения святилищ с целью выразить благодарность за здоровье детей и помолиться об их будущем. Титосэ-амэ также стала неотъемлемым атрибутом празднества. Повсеместно появилась традиция фотографировать детей на Сити-Го-Сан в их лучших традиционных нарядах и отправлять эти фотографии родственникам и друзьям.
Праздник Сити-го-сан в Японии
Этот семейный праздник позволяет японцам не только сохранить связь с наследием предков, но и привить детям уважение к национальной культуре.
Японская нация славится на весь мир не только филигранными воинскими традициями древности и умением внедрять последние достижения научной мысли во все сферы деятельности. Несмотря на открытость западным влияниям, жители Страны восходящего солнца до сих пор сохраняют похвальную приверженность традиционным ритуалам, которые определяли этапы повседневной жизни их далёких предков. Особенно ярким примером последнего служит общенародный праздник Сити-го-сан («семь-пять-три»), главными героями которого становятся дети обоих полов, достигшие возраста 3, 5 и 7 лет.
Сити-го-сан, как и схожий по тематике праздник Хина Мацури, не является государственным, хотя отметить его считает своим долгом каждое японское семейство, где есть дети подходящего возраста. Обычно он отмечается не в свой день — 15 ноября, а в ближайшие к этой дате выходные. Число 15 для подобного торжества выбрано весьма символически — это сумма 3, 5 и 7.
Обычай праздновать Сити-го-сан зародился среди японских аристократов в период Камакура (XII-XIV вв), а позже – через самурайское сословие, проник и в простонародье. В то время детская смертность была так высока, что критические вехи взросления ребёнка, дававшие ему шанс дожить до взрослого возраста, отмечали в семьях как важное событие. Именно этот факт отражает знаменитая японская пословица «До семи лет — среди ками (богов)».
В день Сити-го-сан мальчики 3 и 5 лет, а также девочки 5 и 7 лет наряжаются родителями в нарядные традиционные кимоно. Маленьким красавицам делают изысканную причёску и накладывают макияж. После окончания приготовлений, семья отправляется в ближайший синтоистский храм, чтобы принять участие в специальной церемонии, призванной обеспечить малышам здоровое и счастливое будущее. Схожий смысл несёт на себе ещё один обязательный атрибут праздника – красно-белые сладости титосэ амэ («тысячелетние конфеты»), а также главное украшение праздничного стола – рис с фасолью-адзуки (сэкихан) и рыба, зажаренная целиком.