ситуация в армении на сегодняшний день с азербайджаном новости
Встреча лидеров Армении, Азербайджана и России не состоялась, в Карабахе снова обострение
Подписание новых соглашений по Карабаху в годовщину окончания войны не состоялось. Причем динамика менялась день ото дня — вместо ожидаемой встречи лидеров Армении, Азербайджана и России стороны ограничились скупыми пресс-релизами министерств иностранных дел.
Оперативная обстановка
Год с момента окончания войны в Нагорном Карабахе ознаменовался рядом событий, которые привели к обострению обстановки.
Само собой разумеется, что Азербайджан планировал провести в Шуше ряд памятных мероприятий, в том числе с участием турецкой делегации. Зеркально ответить армянская сторона физически не могла, поэтому были проведены действия точечного характера.
Впервые за долгое время Степанакерт посетило должностное лицо высокого ранга из Армении. Министр обороны Аршак Карапетян 6 ноября прибыл на боевые позиции Армии обороны Карабаха, ознакомился с особенностями несения боевого дежурства и ходом ведения инженерных работ.
Также министр посетил район спорных территорий у озера Сев Лич (по-азербайджански — «Гарагель», «Черное озеро») в Сюникской области. Он заявил, что восстановление государственной границы не имеет альтернативы, а азербайджанские военные должны покинуть суверенную территорию Армении.
В Баку ожидаемо осудили «визит на азербайджанские территории без соответствующего на то разрешения».
По данным Следственного комитета Нагорного Карабаха, в районе 15:00 военнослужащий ВС Азербайджана перешел на территорию Карабаха, в местности «Шушии так» («Под Шуши») на автодороге Шуши-Лачин. Желая запугать местных жителей, он произвел несколько выстрелов в направлении граждан, ремонтировавших трубопровод. По одной из версий, нападавший мог быть из числа охраны турецкой делегации, поэтому логично, что в Баку решили инцидент особо не комментировать.
В результате стрельбы на месте скончался житель Степанакерта, трое его коллег получили ранения.
Командование российского миротворческого контингента подтвердило произошедшее и проводит расследование совместно с азербайджанской и армянской сторонами.
Такой случай вполне мог стать спусковым крючком для ответных попыток отомстить азербайджанской стороне.
Столкновение у озера
По данным оборонного ведомства Азербайджана, в полдень 9 ноября подразделение ВС Армении численностью до 60 военнослужащих (около двух взводов), «следуя на двух грузовиках в направлении озера Гарагель, высадились на дороге, ведущей к позициям азербайджанской Армии». Отмечается, что армянская сторона использовала металлические заграждения для того, чтобы перекрыть путь азербайджанским военным и попыталась укрепиться на этом участке. В Баку считают, что тем самым противник планировал «спровоцировать вооруженное противостояние».
В Азербайджане утверждают, что подразделения ВС страны «в кратчайшие сроки провели безотлагательные мероприятия, сосредоточив на данном участке дополнительный личный состав и боевую технику». В результате подразделение окружили, а на утро, по просьбе российской стороны, были созданы условия для возвращения армянских солдат на родину.
Версия событий Еревана отличается с той лишь стороны, что никакого окружения нет, а все действия в регионе были предприняты в ответ на попытку ВС Азербайджана продвинуть уже свои позиции. При этом подчеркивается, что действия армянских военных оказались успешными, а их новый пост остается там до сих пор.
Тем не менее стоит подчеркнуть, что решение на проведение операции принималось все-таки непосредственно в министерстве обороны страны. Это подтверждают сообщения неофициальных армянских источников.
Баку установил таможню на границе
Еще одним событием, которое отсвечивает проблемы с делимитацией границы между Арменией и Азербайджаном, стало решение Баку разместить таможенные посты неподалеку от армянского села Воротан.
«Азербайджанская сторона известила армянскую, что с 00:00 12 августа на участках автомобильной дороги Горис – Капан будет осуществлять функции пограничного и таможенного контроля, то есть будут установлены пропускные пункты. Армянская сторона предпримет ответные шаги и также установит таможенные и пограничные объекты. Работы уже ведутся», — сообщил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.
Премьер-министр Никол Пашинян заявил, что появления азербайджанских постов на данном участке можно было избежать, «но ценой стала бы коридорная логика». Эти слова, по сути, отражают наличие договоренностей о том, что в рамках разблокирования региональных коммуникаций, дороги будут находиться в собственности стран, по которым они пролегают. Фактически лидер Армении признал окончательную потерю данного участка трассы.
При этом проблемы армянской стороны могут оказаться шире. Открытие альтернативной трассы Капан – Татев пустило основной грузопоток в обход дороги Горис – Капан, однако погодные условия существенно затрудняют движение по данному маршрут в зимнее время.
«Размещение таможенных пунктов на дороге Горис-Капан – следствие подписа. https://t.co/sVKsmUucC8 via @YouTube
Кроме того, секретарь Совбеза Армении сообщил, что сейчас в рамках рабочей группы обсуждается возможность предоставления азербайджанцам дороги через Армению в Нахичевань, взамен чего Ереван сможет использовать участок Хндзореск – Горадиз.
Таким образом, для армянского руководства стал еще более актуальным прописанный в трехстороннем соглашении пункт о разблокировании региональных коммуникаций. Если между сторонами будет найден компромисс, то они смогут отказаться от обоюдного взимания пошлин. А если удастся реализовать региональный формат «3+3» (Армения, Грузия, Азербайджан, Россия, Иран, Турция), то будут решены и проблемы транзита грузов из Исламской Республики.
«Пришло время перевести планы по запуску формата «3+3» в практическое русло», — отметила ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Годовщина войны
По мере приближения годовщины подписания трехстороннего соглашения по Нагорному Карабаху от 9 ноября 2020 года, которое ознаменовало конец войны, становилось все очевиднее, что встреча между лидерами Армении, Азербайджана и России не состоится ни в каком формате. Хотя переговоры об этом активно велись.
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не исключал возможность проведения трехсторонней встречи в формате видеоконференции. Однако в своих последних заявлениях он отметил, что конкретных договоренностей на этот счет пока нет.
При этом Песков оценивает документы годовалой давности как «чрезвычайно важные как для Азербайджана, так и для Армении», поскольку они позволили прекратить войну и встать на путь мирного развития региональной экономики и инфраструктуры.
«РМК выполняет свои функции, обеспечивает безопасность, мониторинг режима прекращения огня, процесс возвращения беженцев. Это чрезвычайно важно. Поэтому значение подписанных документов трудно переоценить», — сказал официальный представитель главы РФ.
К такому исходу также подводил информационный фон, который был создан инцидентами в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Официальная информация была сведена к пресс-релизам министерств иностранных дел, а также частным интервью политиков.
Премьер-министр Армении по-прежнему рассчитывает на Минскую группу (МГ) ОБСЕ. Он заявил, что посредники по Карабаху еще в начале октября собирались «посетить регион в ближайшем будущем», однако до сих пор этого не было сделано.
Москва также считает важным как можно скорее возобновить практику полноформатных поездок сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, о чем сообщила официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
Сложившиеся условия предопределили ситуацию, так что вместо подписания конкретных соглашений между сторонами конфликта, события застряли на дипломатическом треке.
Тем не менее факт очной встречи между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, которая состоялась 10 ноября в Париже, стоит оценивать скорее положительно.
В Париже в ходе встречи глава МИД Армении Арарат Мирзоян и его азербайджанский коллега Джейхун Байрамов обсудили вопрос нормализации отношений между Баку и Ереваном, pic.twitter.com/BXTVtfaFGd
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Эндрю Шофер из США, Игорь Ховаев из РФ и Брис Рокфей из Франции) сначала отдельно встретились в Париже с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым и министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном. Затем они приняли обоих министров на совместной встрече, которую открыл глава внешнеполитического ведомства Франции Жан-Ив Ле Дриан. В переговорах также принял участие личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик.
Через два дня в Париже встретились главы МИД и Минобороны Франции и России, тоже обсудив ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Основным вопросом стало достижение долгосрочного мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном.
Таким образом, Еревану снова удалось оттянуть подписание невыгодных для себя соглашений по демаркации и делимитации границы с соседним государством, ограничившись небольшими тактическими уступками «в поле». Этим способом правительство Пашиняна пытается противостоять падению рейтинга и попыткам оппозиции разыграть карту патриотизма, организовав серию массовых митингов. Дальнейшее развитие событий может уже зависеть от готовности Баку применить силу в случае, если разблокирование региональных коммуникаций сильно затянется.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Южный ветер», чтобы получать еще больше аналитики и информации о событиях на Ближнем Востоке, Украине и в Закавказье.
Конфликт Армении с Азербайджаном. Что важно знать
Главное к 18:50 9 ноября
Азербайджанская армия продолжает наступление с юга Нагорного Карабаха, постепенно приближаясь к столице непризнанной НКР Степанакерту.
Днем 9 ноября власти НКР признали полную утрату контроля над городом Шуши (Шуша). Днем ранее о его занятии заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Со взятием Шуши азербайджанские власти поздравил президент Турции Реджеп Эрдоган.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «бои за Шуши продолжаются».
Падение города позволило азербайджанским частям выйти на дорогу, связывающую Степанакерт с Арменией (так называемый лачинский коридор).
Как возобновился конфликт
Как отреагировало международное сообщество
Конфликт между двумя странами обострился в июле 2020 года, когда военные начали обстреливать позиции друг друга на границе. Армения и Азербайджан выдвинули взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. На протяжении следующих двух недель конфликт интенсифицировался: стороны обменивались ударами с применением тяжелого вооружения. Потери были с обеих сторон.
Противостояние из-за Нагорного Карабаха длится между Ереваном и Баку почти 30 лет. Этот регион, чье население составляют преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991-м. С 1992 по 1994 год тот пытался вернуть его под свой контроль, однако в итоге страны договорились о прекращении огня.
К этому моменту армянские формирования контролировали в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую АО и отделяли регион от территории самой Армении: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский — полностью, Агдамский и Физулинский — частично. Под контролем Баку осталось около 15% территории на северо-западе Нагорного Карабаха.
Опасность войны сохраняется, в армянском Сюнике столкнулись внешние силы — мнение
Опасность войны сохраняется, армянский Сюник превращается в зону геополитического столкновения с участием внешних центров силы. Об этом сегодня, 12 ноября, на пресс-конференции в Ереване заявил экс-замминистра обороны, член бывшей правящей Республиканской партии Армении Артак Закарян, сообщает информационно-аналитический портал VERELQ.
По его словам, проект строительства автомагистрали Север — Юг всегда рассматривался в качестве стратегического, поскольку тем самым Армения становилась частью геополитического проекта «Север — Юг».
«Сегодня Азербайджан и Турция начали поднимать вопрос коридора через Сюник (так называемый Зангезурский коридор, по версии Баку призванный обеспечить прямое сухопутное сообщение между Азербайджаном и его анклавом Нахичевань. — Ред.), тем самым стремясь изменить направление Иран — Россия. То есть, они хотят заменить (геополитический вектор) „Север — Юг“ на „Восток — Запад“. Иными словами, обеспечить связь китайского рынка с европейским посредством находящихся под их контролем коммуникаций. Таким образом, Армения лишается какого-либо влияния и даже малой роли в регионе», — полагает Артак Закарян.
Бывший замминистра обороны утверждал, что премьер-министр Никол Пашинян «бессовестно лжёт», заявляя, будто армянские власти не допустят «коридорной логики» в регионе. Заявления властей о намерении установить «эпоху мира» на Южном Кавказе также не соответствует действительности, добавил он.
«В настоящее время борьба оппозиции направлена не на достижение власти. Если бы это было так, можно было ограничиться наличием фракций в парламенте и ждать следующих выборов. Но проблема в том, что до следующих выборов Республики Армения может уже не быть. Гражданам страны необходимо осознать всю опасность угроз и понять, что происходящее на дороге Горис — Капан — это наша общая проблема, а не проблема отрезанных от остальной Армении сельчан», — подчеркнул Закарян.
Как сообщало EADaily, в ночь на 11 ноября азербайджанская сторона запустила работу таможенных постов на отдельном участке автотрассы Горис — Капан (Сюникская область Армении), который перешёл под контроль Баку после войны в Карабахе осенью 2020 года. В минувший четверг представители армянской оппозиции во время акции протеста у здания правительства республики в центре Еревана обвинили премьер-министра Никола Пашиняна в «предательстве национальных интересов» и занятии «пораженческой позиции».
Напомним, стратегическая значимость Сюникской области после войны резко возросла не только для Армении, но и для Ирана, который решительно препятствует планам Баку и Анкары перекинуть через регион «туранскую дугу» от Стамбула до китайского Синьцзяна.
Осень Карабаха
Через год после второй карабахской войны борьба за сферы влияния на Южном Кавказе разгорается с новой силой
Год после второй карабахской войны, завершившейся подписанием 9 ноября 2020 года трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, кардинально изменил место Южного Кавказа в информационной картине современного мира и геополитической системе координат. В то же время прошедший год многое расставил по своим местам, продемонстрировав, насколько оправданы амбиции каждой из сторон в отстаивании права называть Карабах своим.
Состоявшиеся летом этого года внеочередные парламентские выборы в Армении фактически оказались неформальным референдумом по вопросам войны и мира, продемонстрировав, что желающих воевать за Карабах по призыву диванных патриотов, глашатаев телеграм-каналов и «партии войны» в Ереване совсем немного. Таким образом, стало окончательно ясно, что к интеграции оккупированных территорий Армения никогда и не была готова, не имея для этого ни сил и средств, ни мотивации.
На этом фоне за первый год мирного переустройства региона Азербайджан успел реализовать на порядок больше инфраструктурных и экономических проектов, чем Армения за почти 30 лет.
Между тем, главным внешнеполитическим итогом последних 12 месяцев после войны стало формирование на Южном Кавказе новой геополитической реальности, которая привела, к качественному изменению роли России в этом стратегическом регионе. Сыграв ключевую роль в достижении мирных договоренностей в ноябре прошлого года, уже в январе этого года Москва стала площадкой создания трехстороннего механизма разблокирования экономических и транспортных коммуникаций. В то же время, России предстоит определиться с новым форматом архитектуры региональной безопасности, которая с одной стороны, должна сбалансировать влияние других региональных игроков (прежде всего возросшее участие в регионе Анкары) с другой — обеспечить долгосрочное урегулирование в Карабахе, исключающее возможность возникновения нового конфликта.
Новая реальность по старым картам…
Решающим шагом на пути к миру на Южном Кавказе должны стать демаркация и делимитация границы между Азербайджаном и Арменией
и подписание мирного договора, который позволил бы сторонам перевернуть мрачную страницу прошлого, пропахшую порохом и пропитанную кровью.
Российская сторона уже выразила готовность оказать содействие в запуске переговоров по определению армяно-азербайджанской границы для ее последующей демаркации. «Считаем, что долгосрочным решением проблемы является запуск процесса делимитации армяно-азербайджанской госграницы с ее последующей демаркацией. Россия готова оказывать необходимое консультативное содействие, предоставлять по запросу сторон нужный картографический материал, делиться богатым демаркационным опытом с другими странами», — говорится в заявлении МИД РФ по случаю годовщины подписания заявления лидеров России, Азербайджана и Армении о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе.
Отсутствие позитивной реакции на это предложение со стороны Еревана, казалось бы, связано со сложной внутриполитической обстановкой в Армении. Накануне годовщины подписания трехстороннего заявления ноября прошлого года оппозиционный блок «Армения», возглавляемый экс-президентом Армении Робертом Кочаряном, снова призвал к «формированию национального сопротивления с целью смены власти в Армении, обеспечения достойного мира, преодоления социально-экономического кризиса, обеспечения безопасности страны». Страсти в Ереване накалились еще больше после появившихся сообщений о запланированной на 9 ноября новой трехсторонней встрече лидеров России, Азербайджана и Армении, по итогам которой должны были быть подписаны документы по разблокированию транспортных коммуникаций, демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. В связи с этим армянская оппозиция обвинила премьера Пашиняна в подготовке «очередного капитулянтского соглашения» с Баку. Представители армянской оппозиции настаивают: о подписании каких-либо новых соглашений с Азербайджаном не может быть и речи.
Казалось бы, тяжелые гири внутренней политики на ногах Никола Пашиняна, по-прежнему резко сковывают его движения, не позволяя сделать решающий шаг навстречу Баку ни в вопросе демаркации и делимитации границы и подписания мирного договора, ни в вопросе открытия Зангезурского коридора, ни в принятии нового формата сотрудничества «три плюс три».
Однако с учетом малочисленности оппозиционных митингов, у Пашиняна могут быть и иные причины, затягивания делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы и разблокировки транспортных путей через Армению. Информированные источники указывают, что причиной саботажа Ереваном «мирной повестки» может быть попытка более активного вовлечения вне-региональные игроков, в первую очередь западных, в вопросы постконфликтного урегулирования на Южном Кавказе. Косвенно такая версия подтверждается и проведением в Ереване, в годовщину подписания Трёхстороннего заявления факельного шествия националистических сил вроде «Сасна црер», носящего не просто антироссийский, а ярко выраженный русофобский характер. Каким бы не была мотивация армянской власти, затягивание долгосрочного урегулирования бьет по авторитету Москвы и подрывает ключевую роль России, как гаранта реализации трехсторонних договоренностей.
Пишем 3+3, один в уме
На этом фоне через год после второй карабахской войны борьба за сферы влияния на Южном Кавказе разгорается с новой силой. Посетивший с визитом Тбилиси в октябре этого года министр обороны США Ллойд Остин заявил, что никакие многосторонние механизмы сотрудничества с участием России Южному Кавказу не нужны. Глава Пентагона бросил новый вызов Москве, выразив негативное отношение к активно обсуждаемому предложению по созданию формата регионального сотрудничества «три плюс три».
Платформа «3+3» представляет собой региональное сотрудничество трёх игроков на Южном Кавказе — Азербайджана, Армении и Грузии — с их влиятельными соседями — Турцией, Россией и Ираном.
На этот выпад не смогла не отреагировать официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Указав на то, что Россия рассчитывает на скорейший запуск формата «три плюс три», российский дипломат предостерегла Запад от попыток во главе с США воспрепятствовать этому процессу. «Мы видим стремление ряда западных государств, в первую очередь США, помешать некоторым процессам, просто вставить палки в колеса данному начинанию. Со своей стороны ориентируемся на скорейший запуск консультативного регионального механизма „три плюс три“ в интересах всех его участников», — заявила Мария Захарова.
В то время как администрация США сегодня пытается торпедировать идею регионального сотрудничества, используя в качестве своего троянского коня Грузию, Москва, напротив, дает этому сотрудничеству зеленый свет.
«Мы исходим из того, что развитие многостороннего регионального сотрудничества абсолютно точно отвечает интересам всех участников данного формата. На наш взгляд, запуск этого механизма способствовал бы повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий и раскрытию экономического, транспортного, гуманитарного потенциала региона», — подчеркнула Мария Захарова.
Между тем, необычайно перспективная и, в сущности, единственно возможная форма дальнейшего мирного развития региона Южного Кавказа с участием шести его ключевых игроков через год после окончания второй карабахской войны все еще выглядит умозрительной идеей, реализация которой упирается в разные позиции, установки и амбиции региональных игроков. Армения здесь выступает не единичным спойлером. Слабым звеном остается Грузия, для которой во-многом, определяющей является негативная позиция к формату регионального урегулирования США.
После недавней смены власти, Иран, добивающийся нового регионального самоутверждения, выразившимся в перетягивании каната с Баку, также подает позитивные сигналы о собственном участии в предложенном формате. Тегеран, так же, как и Москва, не заинтересован во вмешательстве на Южном Кавказе вне-региональных игроков.
С учётом всего комплекса сложных нюансов, в последнее время все больше ведется дискурс по возможному формату «3+2+1», в котором «1» — это Грузия, заморозившая прямые отношения с Россией. При этом у Тбилиси имеется необходимость хоть какого-то диалога с Россией без потери лица. Поэтому формат «3+2+1» обеспечил бы площадку такого диалога между Грузией и Россией. К такой модели готов и Азербайджан, который мог бы выступить посредником в реализации грузино-российского диалога на площадке регионального сотрудничества.
Подведя итоги хочется констатировать, что осень Карабаха 2021 года радикально отличается от осени 2020-го — на смену прошлогодней кровавой жатве пришло время собирать первый урожай карабахского мира. Имеющая давние союзнические отношения с Арменией, в первый послевоенный год Карабаха Россия могла не раз и не два убедиться в необходимости поднять на качественно новый уровень и отношения со своим стратегическим партнером Азербайджаном. Взаимодействие с самой влиятельной силой Южного Кавказа, нацеленное на скорейшее превращение региона в зону нового роста и развития, становится основным элементом и гарантом сохранения российского лидерства в регионе.
Это и станет для Москвы одной из главных задач ее постсоветской повестки завтрашнего дня.