ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам

Деловой этикет: как подарить подарок и не попасть впросак

Подарки — это всегда приятно. Причем как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчиненным делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее. Подарки принято дарить на дни рождения, при повышении по службе и на традиционные праздники. Подарком можно продемонстрировать уважение к своим сослуживцам, выразить благодарность людям, которые вас окружают и помогают в профессиональном плане.

Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то к выбору делового подарка необходимо отнестись более внимательно. Преподносить деловые подарки — особое искусство. Здесь существует ряд правил и условностей и во избежание недоразумений их следует строго придерживаться.

Этикет деловых подарков достаточно строг. Главное правило гласит: деловой подарок не должен быть дорогим. Независимо от ваших финансовых возможностей, дорогостоящих подарков не следует делать ни гостям, ни сослуживцам. В противном случае своим подарком вы поставите их в неловкое положение, подарок может быть расценен как давление. А дорогостоящий подарок начальнику может быть расценен как взятка. Согласно закону, взяткой будет считаться дорогостоящий подарок, вручаемый до или после оказания услуг конкретным лицом с использованием служебного положения.

По деловому этикету, не принято, чтобы сотрудники преподносили своему начальнику индивидуальные презенты, лучше сделать это всем коллективом. Подарок должен быть памятным, качественным и подчеркивать индивидуальность того, кому он предназначен. Обязательным правилом для подарка, предназначенного VIP-персоне, является памятная надпись на внутренней стороне вещи. Подарок начальнику должен быть одновременно нейтральным и демонстрирующим уважение, но не нужно отдавать последние деньги, чтобы преподнести начальнику шикарный подарок. Он прекрасно знает ваши финансовые возможности, и чрезмерная щедрость может быть им неправильно расценена.

Если в числе одариваемых оказываются несколько коллег, желательно для всех припасти одинаковые по значимости подарки — чтобы не обидеть кого-то и не испортить отношения. Подчиненным принято дарить вещи с логотипом компании, которые можно использовать в офисе. С одной стороны, они расцениваются как презенты, поднимают корпоративный дух, с другой — выступают как атрибут их профессиональной деятельности.

Подарок деловому партнеру должен быть корректным, достаточно сдержанным, запоминающимся, но неназойливым. В их выборе в первую очередь ценится оригинальность. В последние годы популярностью пользуется сувенирная продукция, призванная отвлечь внимание и снять напряжение. Как правило, это предметы, выполненные из упругих материалов, или вещи с мобильными частями, к примеру, бесчисленные варианты «вечных двигателей». Нейтральными деловыми подарками принято считать канцелярские товары: авторучки, калькулятор, органайзер, набор канцелярских принадлежностей. Зажигалка, часы, брелок для ключей. Изделия из кожи, стекла, керамики и металла. Коробки конфет или банки хорошего чая или кофе. Цветы и комнатные растения, особенно экзотические. Книги, музыкальные диски и DVD. Учтите, что подарок деловой женщине не должен быть домашним, «по хозяйству», это может обидеть.

Подарки партнерам всегда присылаются вместе с визиткой компании-дарителя. Особое внимание необходимо уделить поздравлениям иностранных партнеров. Иностранным коллегам уместнее преподносить сувениры, имеющие национальный колорит. Текст поздравления обязательно должен быть на языке страны, в которую отправится открытка.

Любое поздравление должно состоять из трех частей: приветствия, поздравления и пожелания. В приветствии следует избегать фамильярности. Наилучший способ — обращение по имени и отчеству. Поздравительный текст зависит от вашей фантазии, однако и здесь важно соблюдать некоторые правила. Деловым партнерам не следует желать смеха, радости, веселья, спокойствия. Лучше пожелайте им — исполнения желаний, здоровья, счастья, успехов, новых свершений, успешного бизнеса.

Исходя из того, что подарок ценен как знак внимания, с него обязательно снимают ярлык с ценой. Это правило игнорируют только американцы. Все подарки, за исключением цветов, преподносят в упаковке. Лучше, если она будет выдержана в классическом, сдержанном стиле. Красивая упаковка — важная деталь, так как она создает первое впечатление о подарке. Вручив его, скромно выслушивают слова благодарности, не вступая в обсуждение. Если подарок передают лично, получатель должен распаковывать его в присутствии подарившего и поблагодарить. Невежливо отложить подарок в сторону, не взглянув на него. Все подарки следует принимать, чтобы не обидеть дарителей. Не следует выказывать неудовольствие за неудачно выбранный подарок. Отказаться от подарка можно тогда, когда он вынуждает вас чувствовать себя должником. При отказе подчеркивают признательность за внимание и мягко мотивируют свой отказ. Старайтесь быть последовательными и не меняйте решения даже после уговоров.

Не забывайте дарить подарки! Дарите людям радость. Ваш знак внимания принесет коллеге радость, выделит этот день среди серых будней. Только помните о правилах делового этикета.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

В Поездку

Все для локомотивной бригады

9. Этикет деловых подарков

Деловые подарки — важный элемент деловых коммуникаций, способствующий созданию атмосферы доверия между коллегами и деловыми партнерами, а также налаживанию и развитию между ними доброжелательных отношений.

Правила выбора и вручения деловых подарков регламентируются следующими документами:

Стоимость подарка определяется исходя из масштабов и специфики деятельности компании, а также должностного статуса получателя подарка.
Корпоративный подарок — это подарок от компании и для компании. В деловой сфере в качестве подарков обычно используются деловые канцтовары, посуда, пепельницы, зажигалки, значки, брелоки для ключей, картины, гравюры, книги, сувениры, имеющие национальный характер, электроника и т.п., которые обычно украшаются логотипом компании.
Неуместны в деловой среде подарки из числа предметов одежды (галстук для делового мужчины — также предмет одежды!), парфюмерно-косметические и гигиенические средства.

Поводы, по которым принято делать коллективные корпоративные подарки:

Специфика выбора корпоративных подарков:

Особо дорогие подарки преподносят по случаю юбилейных и значительных дат в жизни компании.
Такие подарки относятся к разряду элитных, и их стоимость достаточно высокая. Они, как правило, снабжаются памятной гравировкой, дарственной надписью.
Такой подарок должен быть упакован в фирменный пакет, сумку, коробку. В упаковку обязательно вкладывается визитная карточка дарителя или поздравительная открытка от его имени. Высокой степенью проявления уважения в данном случае будет являться собственноручная надпись (не подпись!) дарителя на своей визитной карточке.
Упаковка подарка имеет не менее важное значение, чем сам подарок, так как является своего рода его «визитной карточкой». Поэтому упаковка должна быть презентабельная, соответствующая стоимости подарка, не слишком вычурная, по возможности иметь логотип ОАО «РЖД».

Сувениры с символикой ОАО «РЖД» вручают в следующих случаях:

Комплект сувениров подбирается в соответствии с каждым конкретным случаем. Комплекты, как правило, формируются из недорогих сувениров и не предназначаются для глав и высших должностных лиц компаний. Комплекты используются в основном при массовом вручении.

Современная тенденция выбора подарков такова: даже на высоком уровне отдается предпочтение не дорогим подаркам, а сувенирам. Лучше подарить подарок сувенирной направленности, учитывающий интересы одариваемого, чем поражать его дороговизной. Сувенир должен отражать особенности страны, деятельности компании, при этом желательно учитывать интересы одариваемого. Подарок должен быть памятной вещью.

Подарки руководителю/от руководителя
Подарки руководителю от подчиненных могут быть только коллективными, при этом они не являются обязательными. Индивидуальный подарок от подчиненного — нарушение делового этикета.
Подарки руководителя подчиненным, наоборот, вполне допустимы и должны расцениваться как поощрение, одобрение их работы.

Подготовка подарков для участников переговоров и делегаций гостей:

Вручение подарков. Идеальным форматом вручения подарка является личная встреча. С курьером или по почте можно послать подарок в том случае, если даритель находится в отъезде, живет в другом городе или стране или имеет другие уважительные причины.

Наличие сопроводительного письма, открытки или визитной карточки, как знака вежливости, считается обязательным.
Подарок принято вручать двумя руками (за исключением мелких предметов), с легким полупоклоном.

При вручении подарков необходимо также учитывать характер мероприятия. В официальной обстановке вручение и сам подарок должны обязательно учитывать место проведения мероприятия (ресторан или офис), характер торжества (юбилей главы фирмы или новоселье компании), состав участников и обстановку (статусные, ранговые различия, количество присутствующих), характер отношений и другие особенности.

Если подарки вручаются в небольшом подразделении с семейной, дружеской атмосферой, то церемония вручения подарков может быть проведена в неофициальной обстановке. Однако и в этом случае следует проявить осмотрительность, чтобы случайно не обидеть или не задеть чувство достоинства того, кому предназначен подарок.

Прием подарков. Принимается подарок также двумя руками, всегда с благодарностью. Независимо от материальной стоимости все подарки принимаются и воспринимаются с одинаковой благодарностью, даже если подарок не понравился или у получателя подарка уже есть эта вещь. Терпимость и сдержанность, проявленные в такой ситуации, подчеркивают хорошее воспитание и высокий уровень корпоративной культуры компании.

В сфере деловых отношений, если подарок вручается публично и не в открытом виде, то его не принято открывать, в отличие от светского этикета, в котором принято поступать наоборот. Если подарок вручается внутри коллектива или в церемонии вручения принимает участие небольшое количество людей, например, два человека, то вполне допустимо развернуть упаковку, оценить подарок и поблагодарить.
Если подарок прислан с курьером или по почте, то принятой формой благодарности в таких случаях являются личное письмо или телефонный звонок.

Учет деловых подарков. Важно помнить, что и кому уже было вручено, чтобы избежать повторов. Повторно преподносить можно лишь цветы, наборы конфет, спиртные напитки, а также открытки по случаю общемировых и личных праздников. Поэтому необходимо обязательно вести журнал учета подарков, где должно быть отмечено, когда, кому, по какому поводу были сделаны подарки, а также вносить в список и полученные компанией подарки, чтобы не сделать кому-либо из партнеров аналогичный подарок.
Если начальник посылает сувенир или подарок подчиненному, из этого не следует, что сотрудник должен ответить тем же, поскольку подарок подчиненному — знак оценки его деятельности.

Существуют особые запреты, связанные с национальными особенностями. Например, иногда опасаются подарков в виде зеркал, ножей, носовых платков, с предубеждением относятся к такому подарку, как жемчуг. Не принято дарить иконы. Они являются предметом религиозного почитания и по этой причине не могут быть подарком в светском понимании. В мусульманских странах не допускаются подарки с изображением обнаженных женщин и домашних животных, например, собак, которые считаются в этих странах нечистыми животными. Если деловой партнер из стран Латинской Америки получит подарок в виде ножа, то он может воспринять это как намек на разрыв отношений. Часы считаются дурным знаком как в странах Запада, так и на Востоке (на офисные часы эта традиция, как правило, не распространяется).

При выборе подарка японским партнерам не следует дарить подарок из четырех предметов. Это число в Японии связано со смертью. Широко известно, что в китайском языке иероглиф «часы» напоминает иероглиф «смерть», поэтому часы в виде подарка часто считаются знаком несчастья.

Цветы. Осмотрительность и осторожность следует проявить в этикете цветочного букета, который имеет множество национальных особенностей восприятия как собственно цветов, так и цвета бутона. Например, красные, темно-красные и бордовые розы считаются знаком страстных чувств и совершенно неуместны в деловой обстановке. Наоборот, розы светлых оттенков, в том числе розовые и пестрые, считаются нейтральными и вполне допустимы в бизнес-букете. В Германии не принято дарить в одном букете желтые и белые цветы — для немцев это знак траура.

В деловой обстановке не принято дарить одежду, белье, духи, косметику, дамские сумки, мужские галстуки, технические и бытовые устройства, такие как пароварки, гриль, пылесосы и т.п., вещи, предназначенные для личного и семейного использования. Также не стоит дарить свои фотографии, если только об этом не попросили специально.

Отказ от подарка. Данный вопрос регулируется, в том числе, Кодексом деловой этики ОАО «РЖД» в части подарков, которые, по сути, являются прикрытой формой взятки (и принимать которые недопустимо).

При этом любой дорогой подарок ставит одариваемого в обязывающее положение. Если решение об отказе принято, то отказ должен быть мотивирован. В том случае, если подарок вручается лично, следует, прежде всего, поблагодарить дарящего и только после этого объяснить свой отказ. Например: «Я очень сожалею, но, тем не менее, не могу (не в праве) принять Ваш подарок по причине его слишком большой стоимости (в соответствии с запретами, которые приняты в нашей компании)». Если подарок прислан по почте или доставлен с курьером, то его отправляют обратно с письмом или запиской такого же содержания.

Ответственно и грамотно подходя к выбору подарка, вручая его с соблюдением норм делового этикета, своевременно благодаря партнеров за полученные от них подарки, сотрудник участвует в формировании положительного имиджа нашей компании и поддерживает ее репутацию.

Источник

ПОДАРКИ ПО БИЗНЕС-ЭТИКЕТУ

Н.А.Никифорова, специалист по персоналу филиала акционерного коммерческого банка «Абсолют-Банк» г. Саратов

Как известно, правила дипломатического протокола основываются на принципе международной вежливости – совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения. Данные правила применяются при проведении официальных встреч, конференций, переговоров. Вся процедура делового общения четко запротоколирована, что позволяет проводить мероприятие на высоком уровне, избегая путаницы и нецелесообразной траты времени, что для лиц такого уровня является непозволительным. Если мероприятие проведено по всем международным нормам делового этикета, у гостей сохранится положительное впечатление о российских партнерах. А это и есть залог успешных международных отношений.

ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам. Смотреть фото ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам. Смотреть картинку ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам. Картинка про ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам. Фото ситуации для преподнесения подарков деловым партнерам

В данной статье мы расскажем, как деловым этикетом регламентирована процедура вручения подарков деловым партнерам . Ведь это является одним из самых важных моментов партнерских взаимоотношений в бизнесе. Вручение подарков зафиксировано и протокольной практикой. Практика международно-экономического сотрудничества также предусматривает обмен деловыми подарками. В России учтен опыт других государств, где введены стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов является предметом предварительной договоренности сторон.

Неудачным подарком может стать зеркало. Если для европейцев несчастливым является число 13 и все, что будет с ним связано, станет плохим подарком, то для тех, кто родом с Востока, не стоит преподносить часы, а также предметы, составляющие в общем количестве четверку: это число сродни европейской «чертовой дюжине». В Индии не следует дарить изделие из телячьей кожи: это прямое оскорбление, так как в данной стране корова – священное животное. Старайтесь очень избирательно дарить религиозную атрибутику. Можно подарить иностранным партнерам сувениры, имеющие национальный характер нашего российского народа. Не рекомендуем дарить матрешек, балалайки, меховые шапки-ушанки и самовары. Иностранцев с любой точки земного шара этим уже не удивить. В последние годы это даже становится признаком дурного тона.

Лучше преподнести милый сувенир деловому партнеру в конце переговоров, а также периодически поздравлять его с праздниками, в том числе и национальными, чем обидеть его один раз сверхдорогой вещью. Очень хорошим подарком зарубежным партнерам являются цветы. Если Вы до приема заграничных гостей или поездки в другую страну ознакомитесь с традициями и обычаями этой страны, то определиться с подарком будет намного проще.

Иностранцы вопросу вручения подарков отводят очень большое значение, не меньшее, чем подготовке к переговорам, и того же ожидают от своих российских партнеров. Это только на первый взгляд кажется, что процесс преподнесения бизнес-подарков прост и быстр. Есть много особенностей делового этикета, которые нужно учитывать каждому желающему результативности от деловой встречи. Чтобы не возникло неловкостей, обсудите с представителем противоположной стороны все нюансы обмена презентами заранее. Попробуйте больше узнать о своем партнере: его интересы, увлечения.

Выбрав подарок с учетом таких моментов, Вы продемонстрируете внимательность к человеку. Что же можно преподнести в качестве презента деловому партнеру? Всегда приятно получить в подарок канцелярские принадлежности, книгу, фотоальбом или рамку для фото, чернильную ручку известной фирмы, записную книжку в плетеном переплете, дорогой ежедневник, картину, гравюру, сувенир из керамики, фарфора, стекла или кожи, кошелек, как было уже упомянуто ранее, шкатулку, брелок для ключей. Если Ваш партнер курит, никогда не будет лишним подарок в виде аксессуара для курения: пепельница, зажигалка и т.п.

При встрече как с иностранными, так и с российскими деловыми партнерами, стоит быть осторожными в дарении спиртных напитков. Однако если Вы твердо уверены, что коллега давно хотел бы заполучить, например, бутылку выдержанного французского вина производства семидесятых годов двадцатого века, а у Вас есть такая возможность раздобыть такой подарок, то это вполне уместно. Спиртные напитки лучше преподносить в фирменной упаковке, при этом женщине не дарят крепкие спиртные напитки.

Если Вы становитесь участником деловой встречи с российскими и зарубежными клиентами или партнерами, представляете свою продукцию, свои услуги на презентации или выставке, участвуете в семинаре или конференции или решили поздравить коллег с профессиональным праздником, то следует вручать сувениры.

Комплект сувениров подбирается в зависимости от ситуации. Комплекты, как правило, формируются из недорогих сувениров, не предназначаются для глав и высших должностных лиц компаний. Комплекты используются в основном при массовом вручении. Презентации, выставки, семинары, конференции наиболее подходящие для этого события. Если от лица руководителя организации дарятся только букет цветов женщине или нескольким женщинам (например, 8-го марта), к его упаковке обязательно крепится визитная карточка дарителя.

Необходимо с ответственностью подойти к вопросу комплектации сувениров и подарков. Все должно быть приобретено и упаковано заблаговременно, соответствовать времени проведения соответствующих мероприятий. Подарки ни в коем случае не должны оказаться непродуманными, запоздалыми. Иначе имидж Вашей организации будет значительно подпорчен. Ответственное лицо в компании должно четко следить за вручением, чтобы избежать повторов и ошибок. Повторно преподносятся только цветы, конфеты, спиртные напитки, открытки.

Несколько слов следует сказать о самом процессе дарения. Если презент преподносится во время официальной встречи, переговоров, вручать их следует, конечно же, лично. Во время первой встречи первыми подарки преподносят хозяева, при вручении на юбилейные и значимые даты в истории компании. На подарках ставится памятная гравировка, дарственная надпись.

Если подарок необходимо доставить домой или в офис, поручите это водителю или личному ассистенту, к подарку стоит приложить сопроводительное письмо или специальную визитную карточку. В письме помечается коротко в третьем лице: «…поздравляет с…» или латинские буквы «P. R.», означающие поздравление в деловом мире. При личном вручении принято загибать правый уголок визитки, что предполагает протокольная вежливость. Таким образом, Вы засвидетельствуете свое почтение.

В этикете деловых отношений в настоящее время возрождается традиция писать сопроводительное письмо к подарку от руки, можно использовать фирменные бланки для этой цели. В деловых кругах среди дипломатических представителей в подобных письмах принято в качестве заголовка указывать обращение к одариваемому, например такого плана: «Дорогой друг…». Что свидетельствует о высокой степени уважения и заинтересованности.

Источник

Подарки в деловом этикете

В деловом протоколе и бизнес­этикете далеко не последнее место занимает практика дарения подарков. И чем выше уровень партнеров, тем большее внимание уделяется данной практике. Деловые подарки условно можно разделить на две группы: сувениры и, собственно, полноценные подарки.

Сувенир – это недорогой и, как правило, ни к чему не обязывающий презент. Преподносится в связи с незначительными поводами и не всегда в строгой официальной обстановке. Чаще всего это предмет, ассоциирующийся с компанией дарителя – или что­то из выпускаемой продукции, или уменьшенная модель производимого товара. На сувенирах ставится логотип компании, но, если сувенир дорогой и предполагает, что его обладатель будет пользоваться им в обществе, логотип должен быть малозаметен.

Сувениры получили наибольшее распространение в корпоративной культуре. В компаниях, заботящихся о своем положительном имидже и лояльности сотрудников, принято на праздники дарить сувениры с корпоративной символикой. Обычно это вещи, используемые в повседневной жизни, канцелярские принадлежности, посуда и т. д.; они имеют массовый характер, т. е. все сотрудники получают одинаковые презенты.

Говоря о презентах внутри компаний, надо заметить, что индивидуальные подарки начальнику от сотрудника дарить не следует, это принято делать в коллективном порядке. На высоком уровне к подаркам подходят уже более серьезным образом, и различных правил и регламентов здесь имеется больше. И если сувениры носят в какой­то степени рекламную функцию, то в отношении VIP­подарков это неприемлемо.
В связи с какими поводами преподносятся подарки? Это мировые праздники (Рождество, Новый год), государственные
(23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая и т. д.), профессиональные (День строителя, финансиста, торговли и т. п.) и торжественные даты в жизни компании и ее руководства. Часто – по случаю презентации или окончания переговоров. Цели же всегда одни и те же – продемонстрировать свое внимание, уважение, выразить благодарность или заинтересованность. Реже – как способ извиниться за что­либо.

К выбору подарка стоит подходить с немалой ответственностью. Часто сложность заключается в том, что у того, кому предназначается подарок, уже есть все необходимое. Поэтому при выборе нужно руководствоваться не столько предполагаемой пользой, сколько оригинальностью. Естественно, нужно исходить из личности одариваемого. Учитываются его статус, сфера деятельности, личные предпочтения, повод для подарка, степень знакомства и многое другое.

В качестве подарка могут выступать самые различные вещи – от канцелярских принадлежностей до антиквариата. Понятно, что речь о логотипах здесь уже не идет: ни один руководитель не выйдет в люди, например, с портфелем, на котором красуется логотип другой фирмы. Если речь идет о торжественной дате, то приветствуются подарки с гравировкой. К примеру, очень популярны часы с дарственной надписью. В таких случаях важно не переусердствовать и избежать того, что надпись может бросаться в глаза окружающим.

Подарок обязательно должен быть упакован. Среди специалистов по протоколу иногда возникают споры, допустимо ли присутствие на упаковке фирменного логотипа. В большинстве случаев компромисс в том, что если и ставить логотип, то делать его малозаметным, или прикреплять к упаковке специально изготовленную визитку.

В разных странах имеется свое отношение к деловым подаркам. Например, в Северной Америке и Англии подарки встречаются редко. Там подарок часто истолковывается как попытка подкупа и манипуляции. Кстати, именно по этой причине иногда случаются отказы от подарков, особенно если они дорогостоящие.

У китайцев является совершенно нормальным предварительно поинтересоваться, что партнер желает получить. Впрочем, такое встречается и на встречах высокого государственного уровня, когда протокольные службы заранее согласовывают процедуру обмена подарками.

В Японии принято дарить подарки до начала переговоров, дабы расположить к себе противоположную сторону. Хотя международные стандарты предполагают делать это в завершающий день переговоров.

Вообще национальные особенности при выборе подарка нужно обязательно учитывать, ибо «что русскому хорошо, немцу смерть». Например, делегация из мусульманских стран вряд ли оценит по достоинству алкогольные подарки, хоть они и преподнесены с самыми благими намерениями. В некоторых странах с суеверием относятся к часам, зеркалам или острым предметам, и таких нюансов немало. С осторожностью надо относиться и к количеству подарков: в разных странах свои «нехорошие» цифры – например, в Европе такой цифрой является «тринадцать».

Ценник не должен присутствовать, вообще любое упоминание о стоимости неуместно. Хотя в США, напротив, привычным является дарение с чеком, чтобы при необходимости обладатель подарка мог обменять его.

В самой процедуре дарения есть ряд правил, которые варьируются в зависимости от каждой конкретной ситуации. Например, при первой встрече первым подарок преподносит хозяин. Подарки должны быть взаимными и равноценными (но ни в коем случае не одинаковыми). При получении подарка обязательно нужно вынуть его из упаковки, после чего произнести слова благодарности. Хороший тон – сопроводить презент открыткой, подписанной дарителем собственноручно. Подписываются такие открытки в основном одинаково: сначала идет приветствие, затем – поздравления, и в конце – пожелания. Если партнер другой национальности, открытка подписывается на его родном языке. Если же подарок преподносится не лично, а через секретариат или службу протокола, необходимо выразить благодарность в письменном виде или по телефону.

Ни в коем случае нельзя выражать недовольство подарком или критиковать его. Отказываться тоже нежелательно, хотя такие случаи имеют место.
Отдельно стоит сказать об алкогольных подарках. Алкоголь – это универсальный подарок, к тому же дарить повторно алкоголь (разумеется, не одной и той же марки) не считается зазорным, так же как конфеты и цветы. Естественно, алкоголь должен быть хорошего качества. Алкоголь можно дарить и непьющим людям. Хотя прежде желательно навести справки о человеке. Если у него проблемы со здоровьем, а уж тем более связанные со спиртным, лучше подарить что­то другое.

Самый традиционный алкоголь – коньяк, он относительно дорог и довольно престижен, его можно дарить практически по любому случаю (даже женщинам), не боясь ошибиться. Однако и здесь есть тонкости. Например, человек принципиально предпочитает коньяк какой­то одной марки или выдержки. Опять же, даря каждый раз партнерам коньяк одного и того же известного бренда, можно прослыть человеком без вкуса.

Виски дарят реже, все­таки этот напиток на любителя, к тому же знатоков виски еще меньше, чем разбирающихся в коньяке. Водка же как подарок встречается совсем редко, т. к. многими она воспринимается как дешевый и даже маргинальный напиток. Вина, шампанское и ликеры преподносят в основном женщинам.

При этом совершенно нормальным считается подарить, скажем, бутылку хорошего шампанского мужчине. Лучше, если алкоголь будет красиво упакован. И уж совсем замечательно, если на бутылке выгравирована надпись от дарителя. Из всего сказанного можно сделать вывод, что к деловым подаркам нужно подходить тщательно и продуманно. И если в небольших компаниях ведение подарочного фонда возложено, как правило, на секретариат или персональных помощников руководителей, то в крупных международных организациях, особенно государственных, полагаться на непрофессионалов недопустимо. Поэтому в таких организациях этим занимаются отдельные службы, состоящие из подготовленных компетентных специалистов.

Константин Балакин
Источник: Журнал «Секретарское дело»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *