shortcut что это за машина
Спорт для миллионов: тест-драйв бюджетного российского спорткара Shortcut
Новый серийный российский спорткар, созданный гонщиками для гонщиков, стоит миллион рублей. И хотя многие заявляют, что запросто сделают подобный автомобиль на коленке вдвое-втрое дешевле, разработчики уверены, что более бюджетного способа ощутить дикий первобытный драйв в спортивном родстере без крыши, дверей, стекол и с открытыми колесами не существует!
Н овости о старте новых российских автобрендов чаще всего воспринимаются с улыбкой – сразу на ум приходит гигантский пузырь «Ё-мобиля», грязноватая история с суперкаром «Маруся» и другие подобные проекты. Запуск собственной модели с нуля заводами, не имеющими за плечами многолетних традиций инжиниринга, тоже обычно ничем внятным не кончался – достаточно вспомнить ТагАЗовское «спорткупе» Aquila или «черкесский гелендваген» Derways Cowboy. Про штучное производство мелкими студиями элитных VIP-авто на базе шасси и моторов немецких премиум-марок, но с отечественной «хохломой» снаружи и внутри, и говорить нечего…
Впрочем, в данном случае, все несколько иначе. Проект Shortcut («Шорткат», что переводится, как «кратчайший путь») его создателями анонсируется в качестве сугубо специализированного, сделанного спортсменами для спортсменов. Практика, к слову, вполне жизнеспособная – не секрет, что все крупнейшие современные российские производители туристического, спортивного и прочего аутдор-снаряжения и одежды созданы людьми, вышедшими из соответствующих сообществ, которые частным порядком и в формате кооперативов еще в эпоху СССР шили рюкзаки и комбезы, в первую очередь для себя и друзей по увлечению…
Снаружи
Так называемый кузов-«сигара» с внешними открытыми колесами – одна из самых старых компоновок автомобиля, появившаяся ненамного позже первых прото-автомобилей, выглядящих, как кареты с разбежавшимися лошадьми. В автоспорте такая компоновка применяется и по сей день, машины-клоны легендарного британского спорткара Lotus Seven выпускаются разными производителями, как в виде готовых авто, так и в виде «китов» — комплектов для самостоятельной сборки. Производители Shortcut не смущаются сравнением с Lotus Seven, поскольку подробно исследовали его конструкцию при разработке отечественной версии, и не видят ничего зазорного в создании разновидностей – это мировая практика.
Официально кузов «Шортката» именуется родстером с количеством мест 1 или 1+1. Дверей, разумеется, нет – «вход через верх». Длина автомобиля – 3,22 метра, ширина – 1,59 метра, высота – 1,13 метра по верхним дугам каркаса. Колёсная база составляет 2,26 метра, ширина колеи перед/зад – 1,41/1,34 метра. Снаряжённая масса – менее полутонны, а точнее — 497 кг.
Как и у большинства подобных авто, внутри «Шортката» — трубчатый каркас, обшитый металлом и карбоном. Машина выглядит достаточно стремительно, в некотором изяществе контуров ей не откажешь. Слегка подкачал лишь задок – он выглядит излишне «квадратно», тяжеловесно — эдаким багажным сундуком… Но неудачен он только в одном ракурсе – при прямом виде сзади. Да и, в конце-концов, какая разница, как что выглядит, если ездит машина по-настоящему весело!
Система выхлопа, включая «паук», расположена снаружи, по правому борту автомобиля. Звук от нее – действительно спортивный, но выдающий малый класс: не басовитый, а звонкий, задорно потрескивающий.
На машине стоит крошечная головная светодиодная оптика – фактически условная. Впрочем, можно поставить и полноценный свет – на одном из Shortcut-ов я видел на месте светодиодных огней что-то вроде небезызвестных фар-искателей ФГ-16. Задних фонарей и поворотников, разумеется, нет – лишь красная «мигалка» на корме, необходимая для обозначения машины на трассе в дождливую погоду.
Внутри
Внутри машины… ничего, собственно, и нет. Отсутствует даже кресло водителя – в качестве него выступает так называемый ложемент, который делается индивидуально под каждого пилота. Изготавливается он на первый взгляд весьма просто – гонщика усаживают на полиэтиленовый мешок, в который выпущено несколько баллонов обычной монтажной пены. Некоторое время на мешке придется посидеть неподвижно, а после застывания полиэтилен снимают, лишнее подрезают и оклеивают полученную болванку армированным скотчем (в простейшем варианте) или алькантарой (в варианте более цивильном). Но, по словам механиков команды «Шортката», даже в случае с армированным скотчем ложемент спокойно выдерживает более года активной эксплуатации. Правда, к концу лета все же ожидается возможность установки на Shortcut омологированного алюминиевого кресла-ковша.
Перед пилотом находится небольшой замшевый руль Momo — разумеется, без подрулевых переключателей, и специально разработанный и изготовленный для автомобиля прибор, объединяющий в себе тахометр, спидометр, индикаторы давления и температуры масла плюс маршрутный компьютер. Чтобы пилот не отвлекался на цифры во время гонки, по верху прибора идет полукруглая псевдошкала из ярких дискретных светодиодов – это так называемый Shift Light, включающий индикацию при достижении заданных оборотов. Главная его задача – показать, что достигнуты обороты, на которых мотор отдает пиковую мощность, и пора переключать передачу.
Под правой рукой – рукоятка механической КПП (не секвентальной, а обычной), а также кнопка включения системы пожаротушения, основанной на баллоне МАГ-2М, который может включаться как по датчику температуры, так и вручную. И еще, разумеется, крупный красный «ключ» отключения массы на приборной панели, под левую руку.
Железо
Создатели машины пошли по весьма распространенному пути, использовав для «Шортката» максимум унифицированных узлов. Правда, все они серьезно доработаны – мало что использовано «как есть».
Двигатель – продольно установленный атмосферный двухвальный 16-клапанник от Lada Granta Sport, доработанный до получения 184 л.с. Переработанная головка блока, отдельные дроссели на каждый цилиндр (на фото видно, что нет воздушного фильтра, но он будет в дальнейшем), настроенный выхлоп, две прошивки управления для ЭБУ Январь 5.1, обеспечивающие разную мощность: 184 л.с. и 200 Нм на обычном бензине АИ-98 и порядка 194 л.с. и 215 Нм на гоночном бензине АИ-102. Максимальная скорость — 210 км/ч, разгон до 100 км/ч — 4,7 с. При этом расход топлива в гоночном режиме составляет около 25 литров в час.
Для заднего моста донором стал ВАЗ 2101-07, но мост существенно доработали для увеличения жесткости. В корпус редуктора установлен дифференциал повышенного трения от Вал-рейсинг с преднатягом в 5 килограммов. Собственно, доступность и дешевизна главных пар и дифференциалов повышенного трения для «классики» и стали определяющими при выборе моста. У подвески моста имеется регулировка высоты и сжатия/отбоя. Передняя подвеска – на двойных А-образных рычагах. Тормозная система — двухконтурная, с регулировкой баланса из салона. Спереди вазовские диски диаметром 266 мм, сзади – 239 мм.
КПП – условно от вазовской «классики», но фактически от нее только корпус. Все «потроха» заменены, установлена новая кулиса. Свой кардан. Рулевая рейка – укороченная и доработанная, от небольшого авто типа Оки. Обут автомобиль в специализированные трековые шины — популярные у спортсменов полуслики Toyo Proxes R888R размерностью 185/60 R14.
Стоимость машины на таком железе – около миллиона рублей, что весьма немало. Поэтому неудивительно, что после презентации автомобиля и первых новостей о нем интернет переполнили язвительные комментарии — дескать, нечто подобное несложно сваять в гараже за 300-400 тысяч, но никак не за миллион… Создатели «Шортката» искренне обижаются на заявления такого рода, уверяя, что их автомобиль – это не просто рама из труб и вазоагрегаты, а серьезные инженерные расчеты, длительные эксперименты по доводке и отладке двигателя и трансмиссии, получение спортивного паспорта РАФ (Российской автомобильной федерации) и другая работа. И что Shortcut за миллион — один из самых бюджетных путей во взрослый автоспорт.
Shortcut – единственный на российском рынке гоночный автомобиль, сочетающий высокую удельную мощность с разумным соотношением цены и сроков производства. Это первый гоночный автомобиль, который можно назвать по-настоящему доступным.
В движении
Главная фишка «Шортката» — минимум «посредников» и «помощников» между гоночным треком и водителем. Поэтому никакой электроники и вспомогательных систем – нет ни гидравлического, ни электрического усилителя руля, нет вакуумного усилителя тормозов, чтобы обеспечить максимальную линейность зависимости тормозных сил на колесах от силы нажатия на педаль. В моторе, разумеется, нет электронного дросселя – честный тросик. О каких-либо системах стабилизации и речи не идет! Поэтому ощущения от вождения обещаются максимально острые, тем более, что удельная мощность злого малыша составляет почти 370 лошадей на тонну…
Все вышесказанное, вероятно, заставляет бурлить кровь у истинного гонщика. Меня же, как человека, весьма далекого от автоспорта, подобные факты слегка напрягли – тем более, что предстояло мне не просто опробовать динамику машины на пустой прямой, а сделать несколько полных кругов по трассе Moscow Raceway, где вовсю носились тренирующиеся спортсмены российской Митджет-серии, а также многочисленные любители, тестирующие свои заряженные Субару и Порше. Вдобавок ко всему пошел дождь…
С трудом впихнув свою страдающую избыточным весом тушку в гоночный комбез и шлем, прижатый мощными ремнями, я выбрался с пит-лейна на трассу. Ощущения непередаваемые – как карт, только на принципиально более серьезном уровне. Машина, повинуясь легкому нажатию на газ, мгновенно набирает скорость, обладая просто пушечной тягой на 3-4 передачах, на которых фактически и проходится весь круг. Ходы кулисы КПП короткие и четкие, острый руль (от упора до упора меньше 2,5 оборотов), невероятно низкий центр тяжести и очень прогнозируемые и эффективные, несмотря на отсутствие усилителя, тормоза – уже на первых минутах заезда появляется ощущение уверенности, хотя и посадка, и управление насквозь непривычные…
На крутых поворотах S-образной связки меня ощутимо прикладывает левым плечом к каркасу – болезненно, но при этом с полной уверенностью, что Shortcut впишется в вираж. И он действительно вписывается! Очень лояльная к начинающим машина! Однако, словно распознав за рулем чайника, автомобиль пару раз сердито крутанул меня на мокром покрытии — чтобы не забывался и не наглел…
История модели
Считать его ответвлением в истории «Лотус Севен» и его многочисленных клонов можно, но вряд ли нужно. Наследник многочисленных советских гоночных авто в сигарообразном кузове и с открытыми колесами, коих было немало, от любимой игрушки Василия Сталина «Сокол-650» до многочисленных представителей линейки ХАДИ? Тоже вряд ли, ибо прямого таймлайна отечественной конструкторской спортивной школы в целом нет…
Корректнее сказать, что история автомобиля пишется именно сейчас, и не менее первой «страницы», коей стало создание машины, важна вторая – формирование под «Шорткат» персональной гоночной серии, что и планируют его разработчики. И если в ближайшее время будет создано гоночное сообщество из нескольких десятков владельцев этого «малыша», то дерево отечественного автоспорта получит новую жизнеспособную ветвь.
Побег Лотоса: российский спорткар ShortCut против родстера Caterham Seven 485 CSR и кубковой Мазды MX-5
Если взять спорткар и отсечь все лишнее — останется Lotus Seven. Если взять Lotus Seven и отсечь все лишнее вновь — получится ShortСut, максимально упрощенный и удешевленный ремейк легендарной «семерки». Один миллион рублей, 500 килограммов, 90% отечественных компонентов, блок цилиндров от Лады Гранты и 184 л.с. — такого гоночного автомобиля в России еще не было. На дороги общего пользования ему нельзя, поэтому мы взяли настоящий Caterham Seven, взяли кубковую Мазду MX-5 и отправились на трассу Moscow Raceway. Если надумаете повторить, обязательно уточните, работает ли ближайший магазин автозапчастей.
Мне тоже казалось, что после «русского гибридомобиля» и «русского суперкара» всем отечественным автомобильным стартапам следовало принять целибат и не гневить природу, однако этим летом компания DK Racing открыла прием заказов на «русский Lotus»: он стоит миллион рублей — и это самый доступный из продающихся в России спорткаров. Или все-таки суперкаров? Ведь по своей энерговооруженности — 370 л.с. на тонну без учета водителя! — ShortСut превосходит и Porsche 911 GT3, и 911 Turbo S.
Он создан по образу и подобию Лотуса, но — из «ребра» Жигулей. Казалось бы, как еще можно упростить машину, в которой и так было только полцентнера труб, несколько алюминиевых листов и набор деталей и узлов от Форда? Однако британцы-то ничего не знают про импортозамещение и систему ЭРА-ГЛОНАСС, а создатели проекта ShortСut быстро поняли, что сертификацию дорожного автомобиля им не потянуть и что аутентичные импортные компоненты превратят легкого жеребца в золотого теленка. А раз по дорогам общего пользования ездить не придется, значит, не нужны отопитель и подушка безопасности, АБС и пассажирское кресло, обивка салона, поворотники и лобовое стекло. В базовой конфигурации здесь нет даже ручника.
Вместо агрегатов марки Ford или Rover — атмосферный шестнадцатиклапанник на основе мотора Гранты Спорт, жигулевские коробка передач и задний мост. Импортные — амортизаторы Protech, задние тормоза концерна Volkswagen, рулевая «рейка» от автомобиля Ford Sierra и шины Toyo или Yokohama.
Рельефная клапанная крышка, индивидуальные дроссели, прямоток — красивый мотор. Мощность 184 л.с. достигается на бензине АИ-98, а на 102-м — уже 194 силы
ShortCut родом с Рублевки: он появился на свет в аккуратном, похожем на студию-лофт, ангаре неподалеку от поселка Горки-2. В этом штабе соседствуют КБ 527, ответственное за инжиниринг, и фирма DK Racing, которая взяла на себя производство, коммерцию и маркетинг проекта.
У истоков Шортката стояли гонщики-энтузиасты Глеб Мишугин и Виктор Завадский — свой первый любительский трек-мобиль Locost на основе Жигулей они построили еще в 2009 году. Потом к дуэту примкнул директор российского Lotus-клуба Денис Абрамович, трио превратилось в КБ 527, а хобби — в идею разработать по заветам Чепмена автомобиль для отечественной гоночной моносерии.
Правда, стало ясно, что при курсе евро под семьдесят британские ингредиенты никуда не годятся. А с отечественными деталями Lotus серьезно мутирует: кардан от Нивы диктует довольно короткую колесную базу (2265 мм), а жигулевские полуоси зауживают колею больше чем на сантиметр (до 1343 мм). В итоге ShortСut компактнее своего прообраза, у него другой, более тяжелый и жесткий каркас, хотя снаряженная масса все равно на 100—150 кг ниже.
Пространственный каркас весит 100 кг, сама «клетка» безопасности сварена из труб диаметром 45 мм. Жесткость на кручение примерно 6000 Нм/град.
Паутину стальных трубок сваривают в пространственный скелет прямо в Горках, штатный моторист на вазовский блок со стандартными поршнями устанавливает усиленный коленвал, оригинальную голову с валами (подъем 10 мм, фаза 245), впускной коллектор с индивидуальными дроссельными заслонками и выпуск с пауком 4-1. В картер жигулевской «механики» вставляют сближенный ряд шестерен R1 (первая — 3,242; вторая — 1,989; третья — 1,289), а «классическую» главную передачу (4,3) и самоблок IQ Racing «упаковывают» в сваренную здесь же оригинальную балку моста — и обвешивают все это внешними пластиковыми панелями.
Мягкий пластик и удобства в машине за миллион? Чтобы облагородить этот салон, ShortСut предлагает докупить углепластиковые накладки (за 37500 рублей), кресла-ковши (по 50 тысяч) и ветровое стекло (18 тысяч)
Сборка одного автомобиля длится месяц, то есть за год — не больше 12 ма шин. При цене миллион рублей ShortСut не выглядит как бизнес, который сулит золотые горы, и, возможно, даже не призван становиться таковым в будущем. По крайней мере, главный инвестор проекта бизнесмен и гонщик Михаил Даев в авто- и мотомире известен как визионер и автор «русского мотоцикла Волк», который впервые был показан два года назад, однако пока так и не пошел в серию. В конце 2016 года компания Даева DK Racing приобрела контрольную долю в КБ 527 и сформировала что-то вроде автоспортивного холдинга, который готов не только разрабатывать, собирать и продавать гоночные автомобили, но также обслуживать их, сдавать в аренду и выступать академией для начинающих пилотов.
Передняя подвеска — классика на двойных поперечных рычагах собственной конструкции. Тормозные механизмы — ВАЗ, диски не вентилируемые. Вместо амортизаторов Protech можно поставить российские Плаза, которые немного дешевле. Фары — опция за десять тысяч рублей
Сегодня ShortСut с полной технической поддержкой можно арендовать на одну сессию за 6000 рублей, на весь трек-день за 79—85 тысяч или на целый гоночный этап (от 100 до 315 тысяч). Правда, пока выступать можно только в тайм-атаках RHHCC, многочасовых гонках REC (Russian Endurance Challenge) и соревнованиях MaxPowerCars, но уже в сентябре должны пройти первые два этапа серии ShortCut, к которым будут готовы около десяти машин. А одна из них ждет нас на автодроме Moscow Raceway.
Задний мост КБ 527 разработало самостоятельно — чтобы меньше зависеть от качества жигулевских запчастей. За геометрию подвески отвечают новые продольные рычаги и тяга Панара
Кого звать на спарринг? Конечно, оригинальный Lotus Seven. Точнее, Caterham, ведь эта компания еще в 1973 году выкупила у Колина Чепмена лицензию на производство и продажу «семерок». Сегодня Caterham в разных странах предлагает дюжину модификаций модели Seven, однако в Россию даже «серые» поставки прекратились после 2014-го — и сейчас в стране с трудом найдется десяток таких машин. Хотя сайт www.caterham.ru обещает за три—пять месяцев доставить из Британии нужный автомобиль — от 80-сильной модификации Seven 160 c 660-кубовым турбомотором Suzuki за 2,5 млн рублей до 310-сильной топ-версии Seven 620S c компрессорной «четверкой» Ford за 6,3 млн.
Без шлема водить Caterham не следует даже в городе — дело не в безопасности, а в том, что салон как пылесос засасывает песок и пыль на любой скорости
Среди тех, кто посчитал это выгодным вложением, москвич Денис, который в конце прошлого года привез из Германии Caterham Seven 485 CSR — довольно редкую версию с 240-сильным атмосферником Ford Duratec 2.0 и независимой задней подвеской. ShortСut рядом с ним как катер на фоне теплохода. Сaterham предлагает даже багажник! Не говоря уже о том, что это дорожный автомобиль с номерами, дворниками, печкой и сигнализацией. К тому же вместо стандартной «механики» здесь стоит кулачковая трансмиссия Sadev с пневмоуправлением и л епестками за 20 тысяч евро, из-за которой цена машины с растаможкой перевалила за 100 тысяч евро. Шесть миллионов рублей! Но упакованный Caterham после доработки весит 725 кг, а значит, энерговооруженность лишь 331 л.с. на тонну.
Брезентовую полукрышу можно дополнить дверями из того же материала
Трековая Mazda MX-5 в нашем трио и самая тяжелая, и самая слабая: стандартный двухлитровый двигатель после перепрошивки ЭБУ и замены выхлопа развивает 175 л.с., а снаряженная масса без водителя аж 1090 кг (160 л.с. на тонну). Но Мазды славятся драйвом, выносливостью и простотой, а чемпионат MX5Cup — один из наиболее доступных монокубков с массовым стартом и контактной борьбой. Правда, даже он зачах из-за отсутствия спроса. Аренда такой Мазды на тренировочный день обойдется в 105 тысяч рублей, на гоночный этап — 380—580 тысяч, а приобрести подержанную машину с каркасом, крышей и подвеской KW предлагают за те же 900 тысяч.
Вроде бы почти обычный салон, но для жизни вне трека здесь только печка, поворотники, ручник и сеточки для документов возле коленей. Посадка в кресло — из стойки на «брусьях» каркаса. Зеленая кнопка на съемном руле — предохранитель включения первой передачи
Легкий двухместный спортивный родстер с сигарообразным кузовом и открытыми колесами был разработан основателем британской компании Lotus легендарным Колином Чепменом и выпускался как модель Lotus Seven с 1957 по 1972 год. Затем права на данный автомобиль приобрела Caterham Cars, которая, сохранив преемственность модели в названии, по сей день выпускает его под собственной маркой как в виде готовых экземпляров, так и комплектов для сборки. Впрочем, сие творение Чепмена пользуется настолько бешеной популярностью в основном среди любителей так называемых трек-дней, что многочисленные фирмы по всему миру создают свои аналоги знаменитой «семерки». Не отстают от них и российские умельцы.
Компания DK Racing, объединяющая в себе гоночную школу, спортивную команду и производственную базу, совместно с конструкторским бюро «527» представили свою версию доступного трекового спорткара, собранного из отечественных комплектующих. Автомобиль получил имя ShortCut, характеризующее его как «кратчайший путь» в мир автогонок, то есть легкий в освоении обычным водителем, не имеющим никакого опыта управления гоночным болидом.
Сердцем «Шортката» стал полностью переработанный 1,6-литровый бензиновый атмосферный двигатель ВАЗ-21126, для которого подготовили спортивные распредвалы, облегченный маховик, специально спроектированные впуск и выпуск, а также перепрошитый блок управления. В результате для ранних прототипов производительность такого мотора удалось увеличить со стоковых 98 до 150 л.с., что при снаряженной массе автомобиля в 497 кг дало удельную мощность в 300 «лошадей» на тонну. Для сравнения: такой же показатель удельной мощности у Porsche 911 Turbo предыдущего поколения в кузове 997.
Официально ShortCut вышел в продажу в марте 2017 года, минимальная стоимость готового автомобиля на тот момент составила 1 000 000 рублей. Начиная с осени, можно купить и так называемый кит-набор для самостоятельной сборки. Также непосредственно для гонок и трек-дней спорткар можно взять в аренду, все подробности на сайте производителя 527.ru.
На 2018 год разработчики планировали вывести на рынок дорожную версию «Шортката» под названием Shortcut Urban, на которой в соответствии с правилами российской сертификации должны появиться лобовое стекло, боковые зеркала, крыша, АБС, подушки безопасности и комплекс «ЭРА-ГЛОНАСС».
Интервью с создателями Shortcut.
На вопросы редакции этого уютненького отвечает Денис Абрамович, генеральный директор компаний КБ «527» и ООО «Шорткат».
Для начала хотелось бы пару вводных абзацев об истории КБ «527». Россия страна продавцов.
На счет продавцов, не соглашусь. В России много Кулибиных, которые могут и блоху подковать. Но только в единственном экземпляре, а вот промышленников, единицы, которые могут делать серийную качественную продукцию.
Почему решили строить свою технику, а не как, например, Caterham.ru продавать «забугорную»?
В начале истории стояли два друга: Глеб Мишугин и Виктор Завадский. 8 лет назад, они собрали свой первый Locost частично по книге Рона Чемпиона (Многие путают его с Колином Чэмпеном), который описывает как собрать машину из б/у деталей и старых качелей за 250 фунтов. Примерно лет 5 назад я с ними познакомился на треке, выгуливая свой первый Lotus Exige. Потом мы часто ездили вместе на различные треки. Осенью 2015 года, мы с Виктором и Глебом решили строить свою серию гоночных машин. Почему решили сами производить, а не купить готовое решение? Да потому, что с ростом курса все зарубежные решения стали стоить в два раза дороже, да и нам хотелось красочных гонок с массовым стартом, а массовый старт, возможен только при условии доступности машин и достаточного их количества.
Что с планируемым ресурсом моторов устанавливаемых на Shortcut?
Мы даем гарантию на 50 моточасов в боевом режиме, в том числе на таких нагруженных для мотора трассах как «Сочи Автодром», где прохождение профилированного поворота может занимать до 15 секунд.
На ребилд мотора какой бюджет нужно закладывать?
Новый подготовленный двигатель с навесным оборудованием стоит порядка 130 000 рублей.
Вопрос про остальные расходные материалы. Резина какая? Осенью ездили на полусликах Yokohama? Какие еще альтернативы доступны? На 2-часовую гонку резины хватает, а на 4 часа?
В 2016 году мы ездили весь сезон на Yokohama AD048. На сезон 2017 мы закупили Toyo R888R в размерности 185/60-R14. Но также планируем протестировать отечественные слики завода Viatti расположенном в Нижнекамске. AD048 хватает на 50 часов и более, но, конечно, все зависит от трека.
Тормозные машинки под какую колодку?
Передние суппорта ВАЗ, задние Фольксваген/Ауди. Соответственно, колодки можно использовать любые подходящие по размеру. Могу сказать, что для массы Шортката, даже гражданских колодок вполне достаточно и хватает их не на один гоночный сезон.
Бюджет перехода с российской подвески на английскую?
40 000 рублей, но я бы не спешил переходить на английский аналог по двум причинам: во-первых, стоит попробовать, как едет машина на российской подвеске; во-вторых, в монокубке должны быть машины только с одинаковыми амортизаторами.
Обучение пилота идет более продуктивно если у тренера под руками есть телеметрия. Что с этим у Shortcut?
Во время обучения с тренерами DK Racing Academy на автомобили устанавливается система VBOX Sport (более современный аналог RaceLogic). Данные анализируются на компьютере вместе с учеником, изучаются ошибки в точках торможения и траекториях. Для анализа работы систем самого автомобиля в приборной панели установлен дата-логгер собственного производства.
От «боевых» машин перейдем к дорожным. Какие планы по выводу в продажу дорожной версии Shortcut?
Это самый непростой вопрос. Мы идем поэтапно, летом мы планируем завершить процедуру получения VIN, а зимой-весной 2018 представить дорожную версию, но самое сложное (и дорогое) это получение ОТТС. Ведь в нашей стране все автопроизводители в равных условиях, что АвтоВАЗ с многомиллиардными дотациями от государства, что небольшие производственные компании типа нашей.
На какую ценовую нишу нацелена новая машина? Кто будет поддерживать продажи и обслуживание дорожных машин?
Мы будем стараться удержать стоимость гражданского автомобиля в пределах 1 млн рублей, обслуживание будет осуществляться на базе DK Racing силами инженеров КБ «527».
Сайт dkracing.ru предлагает варианты аренды техники для участия в соревнованиях. Кстати весьма конкурентоспособные, по сравнению с кузовными автомобилями. Значит ли это, что основной упор в бизнесе делается на услуги по обслуживанию клиента на треке?
Аренда и обслуживание автомобилей – только часть бизнеса. DK Racing в целом – это единая точка входа в мир автоспорта. Здесь вы можете купить спорткар, обслуживать его, заказывать доставку на этапы, заниматься с тренерами, чтобы улучшать результаты. Это комплекс – то, чего не было в России до этого момента. Ну и своеобразная тусовка, конечно. С 2018 года мы будем проводить собственный чемпионат для спортивных прототипов класса CN1.6 с массовым стартом при поддержке РАФ.
В сезоне 2016 КБ «527» показали неплохую скорость в рамках гонки Russian Endurance Challenge. На сезон 2017 пока запланированы пять двухчасовых гонок от MaxPowerCars. Где еще поедет ваша техника?
Мы планируем принять участие во всех этапах Russian Endurance Challenge, но под вопросом участие в Сочи (при небольшом количестве машин он совсем неинтересен, да и данный трек рассчитан на машины «Формулы-1»).
К весенней гонке в Смоленске сколько машин будет готово?
На трек-днях 21-22 апреля в Смоленске будут ездить только прототипы 2016 года. Готовые машины 2017 года будут показаны 29 апреля.
Фотосессия в Грозном. Результаты были показаны (время круга)?
Лучший круг был 1:32.694. Сравнить не с кем, да и цифра очень условная, так как резина на третий день была уже стерта, местный бензин не давал крутить выше 5000 об/мин, а с настройками подвески именно на этой машине не экспериментировали (ехали на заводских). Так что, собираемся снять минимум секунду-полторы в следующий раз.
Осенняя гонка в Волоколамске. Хотелось бы технических подробностей. Почему «не ехало»?
Если речь идет про Russian Endurance Challenge, то ехало. Были проблемы с генератором, которые мы решили по ходу гонки, правда это отразилось на нашей позиции в абсолютном зачете, но тем менее мы заняли достойное место в первой для себя гонке на выносливость, с учетом того, что мы соревновались с прототипами старшего класса CN2.0, среди которых были Liger 51, Fenix и два Radical.
Старт серийного производства «Шортката» создает новый сегмент доступных спорткаров на российском автомобильном рынке. Удельная мощность на уровне 300 л.с./т и задний привод позволяют новинке превзойти по уровню драйва и динамики гражданские автомобили, приспособленные для передвижения по гоночной трассе. Новинка на 90% состоит из российских компонентов, что гарантирует доступность запасных частей, а также независимость от импорта и колебаний курсов валют.
«Shortcut, в отличие от других автомобилей, создан для трека, а не адаптирован. Это делает его единственным в данной ценовой категории бескомпромиссно спортивным автомобилем. Задний привод, механическая «коробка», никаких электронных систем между водителем и автомобилем – это автоспорт в его концентрированном виде, который мы смогли сделать доступным.
Создатель компании «Lotus Cars» Колин Чепмен говорил: «Увеличивая мощность, ты становишься быстрее на прямых. Снижая вес, ты становишься быстрее везде». Следуя этой философии, мы стремились сделать максимально легкий автомобиль на доступных компонентах. Сегодня ни один другой новый автомобиль в России не обладает энерговооруженностью на уровне 300 л.с./т при стоимости в 1 млн рублей», – подчеркивает Михаил Даев, основатель компании DK Racing.
«Шорткат» попадает в гоночный класс CN1.6 и допущен к участию в ключевых любительских сериях: REC (Russian Endurance Challenge), MPC Endurance Masters2, Moscow Classic GP, RHHCC.
В ближайшие недели модель пройдет предсезонные тесты на автодромах Moscow Raceway, «Смоленское кольцо» и «Нижегородское кольцо». Первый гоночный старт запланирован на 29 апреля, когда пройдет дебютный этап чемпионата MaxPowerCars Endurance Masters2.
Концепция
Внешне Shortcut напоминает Lotus Seven, но на самом деле не имеет с ним ни одной идентичной детали. Схожесть конструкции обусловлена стремлением максимально снизить вес, поэтому за основу был взят принцип, не теряющий актуальность с 1957 года. Строение Lotus Seven – это тот редкий случай, когда конструктивное решение зародилось 50 лет назад и дожило без изменений до наших дней. Совместив эту концепцию с современными технологиями 3D-моделирования и лазерной резки металла, мы смогли создать новый гоночный автомобиль, не имеющий аналогов в России.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель, собранный из усиленных компонентов на базе блока от LADA Granta Sport, работает в паре с пятиступенчатой трансмиссией, обеспечивая непревзойденные динамические характеристики и невероятную отзывчивость на любое прикосновение к педали газа.
Индивидуальная настройка ЭБУ двигателя позволяет использовать две программы, обеспечивающие разную мощность: 150 л.с. на товарном бензине АИ-95, АИ-98 и 170 л.с. на гоночном бензине АИ-98. Максимальная скорость «Шортката» составляет 210 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает 4,7 секунды. При этом расход топлива в гоночном режиме не превышает 20 л/ч.
Шасси
В базовой комплектации автомобиль оснащается подвеской российского производства с регулировкой жесткости пружин. В качестве опции может быть установлен комплект британского производства, который сделает автомобиль дороже на 50 тысяч рублей, но позволит регулировать работу амортизаторов (отбой/сжатие). По желанию пилота амортизаторы можно «расслабить», сделав автомобиль склонным к избыточной поворачиваемости, либо «зажать», снизив вероятность заноса.
Гражданская версия
В 2018-м году на российском рынке будет представлена модель Shortcut Urban, сертифицированная для дорог общего пользования. Она будет отличаться от гоночной версии как по весу, так и по стоимости – на автомобиле для городской эксплуатации будут установлены: лобовое стекло с подогревом, зеркала, крыша, система ABS, подушки безопасности, система ЭРА-ГЛОНАСС.