секта адвентисты седьмого дня чем опасна
Адвентисты седьмого дня: чем опасна эта секта?
Содержание статьи
Из истории секты адвентистов
Секта адвентистов возникла в Соединенных Штатах Америки в первой половине XIX века. Основательницей одной из первых сектантских общин была некая Рэйчел Престон, которая без всякой критики восприняла учение проповедника Миллера, предсказывавшего наступление конца света в 1843 году. Те, кто ожидал наступления вселенского катаклизма, стали называть друг друга «адвентистами», от латинского “adventus”, что буквально означает «пришествие».
В назначенный Миллером день, как и следовало ожидать, пришествие Спасителя не состоялось. Проповедник Миллер, не слишком долго сомневаясь, объявил о том, что в его вычисления вкралась досадная ошибка, после чего уверенно перенес дату на будущий год. Когда же и в следующий раз ожидания адвентистов не оправдались, многие приверженцы нового учения отошли от секты.
Среди тех, кто остался верен секте, особенно выделялась своей активностью Р. Престон. Она организовала значительную общину адвентистов, вместе с которой стала ожидать неминуемого и скорого второго пришествия Христа. Одним из принципиальных отличий учения адвентистов от христианства было празднование не субботы, а воскресенья, то есть седьмого дня недели.
Чем опасна секта адвентистов
Адвентисты седьмого дня именуют свою религиозную организацию «Церковью христиан», но при ближайшем рассмотрении христианами вовсе не являются. От приверженцев канонического текста Библии они отличаются рядом хорошо усвоенных заблуждений, которые принимают за непреложные истины.
Учение адвентистов гласит, что человеческая душа смертна и будет пребывать в мертвом теле до своего воскресения. Адвентисты подвергают сомнению и другие положения христианства. В частности, сектанты полностью отрицают сам факт существования ада и идею о вечном воздаянии за грехи.
Новообращенных всячески убеждают в том, что истинную веру можно найти только в этом религиозном сообществе, а спасение будет ниспослано лишь тем, кто беспрекословно следует учению адвентистов. Все эти моменты дают ортодоксальным христианам основания для того, чтобы считать учение и взгляды адвентистов ложными и уводящими прочь от истинных христианских ценностей.
Следует также помнить, что секта адвентистов седьмого дня по сути своей до сих пор является зарубежной организацией и не имеет ничего общего с культурными традициями православия. Вольно или невольно адвентисты насаждают в России ложные духовные ценности и нравственные традиции, лишая доверчивых прихожан ориентиров.
Представители православной церкви не раз обращали внимание на то, что деятельность адвентистов порой оскорбляет чувства верующих прочих конфессий. Сектанты допускают оскорбительные выпады по отношению к тем, кто придерживается иных религиозных взглядов. Деятельность адвентистов опасна и тем, что смущает умы людей, мешая им следовать общепринятым канонам христианской веры.
Адвентисты седьмого дня секта или нет?
Мы уже рассуждали на тему, какими бывают секты и насколько они опасны для людей. В рамках этой статьи мы рассмотрим вопрос сект с другой стороны. В частности разберемся, секта или нет адвентисты седьмого дня?
Большинство православных верующих или людей, считающих себя таковыми, думают о том, что «какие-либо» иные течения — определенно секты. Что уж говорить об адвентистах, которых, в последнее время, активно обсуждают в СМИ, и задают вопрос: адвентисты седьмого дня это секта или нет? Здесь мы постараемся найти ответ, а для начала — узнаем, кто такие адвентисты и откуда они взялись.
История адвентизма
История церкви адвентистов седьмого дня в США дня берет свое начало с проповедей баптиста Уильяма Миллера, вычислившего дату Второго Пришествия – 22 октября 1844 года. Его последователи начали продавать свое имущество и ждать великого события. В назначенную дату ничего не произошло, и разочарованные верующие отошли от этого учения.
Однако в 1844 году одной из последовательниц Миллера Елене Хармон Уайт было видение о том, что в этот год что-то, все же, произошло — Иисус Христос вошел во «Святое святых» Небесного Храма в качестве Первосвященника, разбирающего дела Божьего народа. То есть наступила так называемая фаза «Следственного суда».
С этого времени и началось формирование учения адвентистов во главе с Еленой Уайт и ее мужем Джеймсом. Оно основывалось на толковании Библии и видениях Елены, считающихся Божественным откровением. Вскоре новому движению было выбрано название, адвентисты (от лат. Adventus — Пришествие) седьмого дня (ветхозаветной субботы).
В настоящее время церковь адвентистов седьмого дня насчитывает около 20 млн. человек по всему миру. Деноминация имеет более 120 ВУЗов и колледжей, около 6000 начальных школ и 1800 средних.
Кроме того, Адвентистское Агентство Помощи и Развития (АДРА) по заявлению Генерального секретаря ООН, является самым крупным поставщиком одежды для малообеспеченных и пострадавших от различных бедствий.
Помимо этого, адвентисты владеют целой сетью медицинских учреждений, издательств, компаний пищевой индустрии, радио- и телецентров, станций, через которые они осуществляют свою деятельность.
Адвентисты в России
Откуда же адвентисты взялись в России? Первые адвентисты в России появились в 1886 году в Крыму и Поволжье. Они были немецкими колонистами. В 1890 г. в Ставрополе образовалась русская община адвентистов.
Вначале верующие подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако их мирный характер жизни и невмешательство в политику свели преследования к нулю. В 1906 году царским правительством было опубликовано официальное признание церкви адвентистов седьмого дня, которое разослали по всем губерниям империи.
Во времена советской власти наряду с другими религиозными конфессиями адвентисты подвергались репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам дискриминации.
Только в 1977—1979 гг. началось возрождение организационных структур конфессии, и 1981 г. ознаменовался объединением общин адвентистов в России. В 1990 г. на съезде церквей адвентистов седьмого дня России был принят устав Российского униона (Союза).
Во что верят адвентисты
Секта или нет адвентисты седьмого дня?
В прежних публикациях мы называли ряд признаков секты, отличающих ее от остальных религиозных течений. Давайте проверим Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня на соответствие признакам секты:
Нужно сказать, что эта статья не была написана для того, чтобы завлечь читателей или убедить их в нашей правоте. Однако вы можете видеть, что признаки секты в адвентизме практически отсутствуют, а та их малая часть, которая подтверждается, есть и в остальных церквях и деноминациях (об их сектантском прошлом мы говорили в предыдущих публикациях).
Рассуждая о том, являются ли адвентисты седьмого дня сектой или нет, мы, вероятно, не должны быть суеверными и отвергать все новое и неизвестное. Кто искренне ищет Бога, «свою» церковь и свою истинную веру, тот найдет то, что ему действительно необходимо.
Адвентисты седьмого дня: чем опасна эта секта?
Даже далекие от христианского вероучения люди наверняка слышали замысловатое название некого течения, учения, а может, секты: «адвентисты 7 дня». Многие даже не воспринимают эту не то конфессию, не то объединение всерьез. Часто можно услышать, как произносится с долей иронии: «адвентисты седьмого дня и прочие…» Но кто они, собственно, такие? И безобидны ли?
Слово «адвентизм» – латинское (adventus) и в переводе значит «пришествие». Это слово уже говорит само за себя: что-то тут, очевидно, должно быть связано с пришествием Иисуса Христа. Посмотрим, насколько верно это предположение, причем здесь седьмой день, и откуда ведется отсчет? Давайте совершим небольшой экскурс в историю.
История АСД: от «Великого разочарования» до больниц и университетов
Уильям Миллер основал свою веру, когда его исключили из баптистов
Елена Уайт (до замужества — Хармон) из Методистской церкви перешла к миллеритам в 1840 — после горячих проповедей самого Уильяма Миллера
Джеймс Уайт вместе с Уильямом Миллером и Джозефом Бейтсом провозглашал Второе пришествие. Он стал первым апостолом церкви адвентистов и мужем их главной проповедницы — Елены Хармон
Джозеф Бейтс принёс адвентистам почитание субботы
Хирам Эдсон принёс адвентистам учение о служении Иисуса Христа в небесном храме
Основные этапы развития адвентистской церкви:
1830-е | В США Уильям Миллер (баптист, проповедник) по Библии вычислил дату Второго Пришествия Христа — 22 октября 1844 года. Все уверовавшие стали называть себя адвентистами |
Январь 1843 | У.Миллер выпускает небольшой трактат с 15 доказательствами Второго Пришествия — «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1844 году, изложенные в обзоре докладов» |
22 октября 1844 | Второго Пришествия не случилось. День вошёл в историю адвентистов как «Великое разочарование». Миллер признал свою ошибку в трактовке Библии. Больше адвентисты точных дат пришествия официально не назначали |
Декабрь 1844 | 17-летняя Елена Хармон (к тому времени уже адвентистка) получила первое видение: в день «Великого разочарования» Иисус Христос вошёл в небесный храм, чтобы очистить его от грехов и подготовить к приходу людей. Впоследствии за 70 лет служения у Елены Хармон было за 2000 видений |
1845 — 1846 | Новое веяние среди адвентистов — соблюдение субботы (досталось от бывших баптистов седьмого дня, развито Джозефом Бейтсом и Рахилью Престон) |
1 октября 1860 | Зарегистрировано название организации — «Церковь адвентистов седьмого дня» |
Май 1863 | Создан общий орган управления всеми церквями АСД — Генеральная конференция АСД (США, штат Мичиган). Появилась единая доктрина — о санитарной реформе, духовных дарах и оправдании верой |
Первая мировая война | Под давлением Европы Церковь АСД разрешила работать и воевать даже в субботу. Всех, кто отказался, исключили из церкви. |
1919 г | Исключённые зарегистрировались как «Международное миссионерское общество АСД реформационного движения». Так появились официальные реформистские движения АСД, а вместе с ними — и «Давидяне АСД», которые зарегистрировались чуть позже |
Адвентисты с 1860-х строят свои школы и университеты по всему миру. Школ уже за 1500, на всех материках, не только в англоязычных странах.
Университетов — за 150 на всех материках и на многих южных островах + десяток медицинских университетов. В них учатся 3500 студентов из 100 стран мира.
Первый адвентитсткий колледж — Батл-Крикский — теперь называется Университетом Эндрюса (не путать с королевским университетом Сент-Эндрюса
Есть адвентистский университет и в России — в посёлке Заокский (Тульская область)
У адвентистов 150 своих больниц и психдиспансеров — в основном в Америках, на южных островах и в Азии (Северная Корея, Япония, Китай, Индия).
В 1990 они открыли первый в США и вообще в мире клинический центр протонной терапии (облучение опухолей протонами).
в этом году адвентисты открыли клинический центр протонной терапии
Лечат пациентов любой религии и сами пропагандируют здоровый образ жизни. Сдают донорскую кровь сами и организуют акции по её сдаче.
По данным медиков АСД, продолжительность жизни в их Церкви выше средней на 6 лет.
Родоначальник адвентизма умер, но дело его живет
Эстафету подхватили супруги Уайт – Джеймс и Елена (или Эллен). До того, как обратиться к адвентизму, они принадлежали к методистской церкви. Потом, увлекшись новым вероучением, занялись его систематизацией и разработкой доктрин. Ведущая партия в этой чете и в продвижении адвентизма принадлежала супруге: она объявила себя пророчицей-сновидицей, получающей Божьи откровения о пребывании Иисуса в «Небесном святилище». В детстве катастрофически некрасивая Эллен получила травму головы, которая отразилась на интеллектуальных способностях девочки: она с трудом осилила грамоту, потом увлеклась своими видениями, убеждая всех в их реальности.
Пророческие видения мадам Уайт не сбылись точно так же, как и ее предшественника Миллера, но, тем не менее, легли в основу этой религиозной организации, а сама она считается основоположницей Церкви адвентистов седьмого дня.
Эллен Уайт
Некоторые религиоведы, говоря об адвентистах, проводят параллель с баптистами. У них действительно много общего, но главные особенности, которые отличают адвентизм, заключаются в трех пунктах:
История АСД в России: полтора века борьбы за жизнь
Первые проповедники — российские меннониты, которые уехали в США, там поменяли веру на адвентистскую и вернулись в Россию — проповедовать нерусским (русским не позволял закон Российской Империи).
Затем были проповедники из Швейцарии, Германии, США — пользовались успехом у субботников.
Служения и обряды
Богослужения у адвентистов донельзя просты: молитвенные собрания, на которых читают Писание и проповеди, поют гимны. Молитвы – сплошная импровизация. При этом из внешних атрибутов молящимся разрешено только преклонять колена, когда с кафедры зазвенит колокольчик.
Обряды адвентистов немногочисленны. Один из них – крещение водой, при котором следует макать того, кого крестят, с головой в открытый водоем. Другой – некое подобие нашего причастия. После торжественной молитвы и омовения ног адвентисты преломляют хлеб и запивают его виноградным соком. Дозволяются только безалкогольные напитки: у адвентистов – сухой закон.
Празднуют адвентисты седьмого дня только субботу. Обязательными являются пожертвования в «общий котел»: каждый адвентист должен сдавать в кассу десятую часть от своих доходов. На этом зиждется материальное благополучие организации и, надо заметить, весьма существенное. Адвентисты располагают собственными школами и вузами, больницами. На сегодняшний день – это одна из самых многочисленных организаций в мире. Численность адептов превышает 25 млн.
Первые адвентисты седьмого дня в Российской империи
Руководит Церковью адвентистов седьмого дня Генеральная конференция, созданная в 1863 году.
Библейские основы учения адвентистов
Считают, что соответствуют признакам истинной Церкви последних дней перед Вторым Пришествием:
«свидетельство Иисусово есть дух пророчества»
Чтут Елену Уайт как свою главную пророчицу и свято верят в её видения.
Проповедуют «трёхангельскую весть» :
«убойтесь Бога и воздайте Ему славу»;
«пал Вавилон, город великий, потому что…
блудом своим напоил все народы»;
«кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою,тот будет…
мучим в огне и сере…
и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью».
Верят в Триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа).
Почему суббота
Соблюдают все заповеди, в том числе буквально — о субботе. Господь творил землю 6 дней, а на седьмой отдыхал — и нам велел. Исторически именно суббота была последним днём, а воскресенье — первым.
Воскресенье для адвентистов — символ католической традиции, незаконное изменение праздника своим авторитетом. Соблюдая субботу, адвентисты следуют примеру Иисуса и апостолов.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои,
которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих,
И благословил Бог седьмой день, и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих,
которые Бог творил и созидал.
Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему:
не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой,
ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все,
что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Однако в Библии есть и иные упоминания субботы — в том числе и сам Иисус не всегда соблюдает субботу:
«Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек (Иисус Христос), потому что не хранит субботы».
«суббота для человека, а не человек для субботы».
Так что в отношении субботы позиция спорная.
Послежизнь
У адвентистов неканоническое видение загробной жизни. Они отрицают бессмертие души и вечные муки для неверующих. Адвентисты считают, что при Втором Пришествии воскреснут только праведники для вечной жизни:
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
…Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
…мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Остальных воскресят после Тысячелетнего царства, осудят за грехи и уничтожат посредством огня
…наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
… которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
Учение о Следственном суде и очистительной службе Иисуса в небесном Храме черпают из описаний очистительных служб:
«И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»
Хотя там фраза «Следственный суд» не встречается ни разу, но не важно.
Древние иудейские священники каждый день вели службы и прощали людям грехи. Раз в год — в день очищения — первосвященник служил во внутреннем отделении храма — Святая Святых, тем самым очищая саму церковь от грехов.
Аналогично, по вере адвентистов, Иисус Христос с вознесения в I веке н. э. до 22 октября 1844 служил в храме, прощая грехи людям. Теперь он исследует жизни верующих (умерших и живущих), чтобы определить, заслуживают ли они вечной жизни. Это и есть «следственный суд».
Имена оправдавшихся стираются из соответствующих книг, а имена грешников стираются из книги жизни.
В конце на Земле всё будет разрушено, начнётся 1000-летний Божий суда над нераскаявшимися грешниками. Их воскресят и огласят приговор. Затем сойдёт огонь с небес, все грешники, падшие ангелы и Сатана будут уничтожены навсегда. Земля будет пересоздана — без греха.
И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
Документальный фильм «Адвентисты Седьмого Дня»
Адвентисты — «опасная секта» или традиционная христианская церковь
Правда ли то, что пишут об этой протестантской церкви?
Рейтинг сект, вводящий в заблуждение
Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?
Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?
Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?
Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?
Какое отношение к Церкви АСД имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?
Вывод
Рейтинг сект, вводящий в заблуждение
Одним из прав человека согласно законодательству является право на правдивую информацию. В том числе и касающуюся религиозной жизни, важную роль которой в обществе давно признают социологи.
Ни для кого не секрет, что такое явление, как религия, может иметь не только позитивную, но и негативную сторону. Ведь существуют и такие религиозные организации, деятельность которых может нести угрозу обществу. Конечно, человек должен знать об опасностях, исходящих от таких организаций, в этом случае «предупрежден — значит вооружен». Однако информация о них должна быть максимально достоверной и объективной, а оценка — соответствующей международному и государственному праву, иначе она принесет не пользу, а вред, настроив людей друг против друга без веских на то причин.
К сожалению, такая недостоверная информация периодически появляется в Интернете и публикуется некоторыми СМИ. Один из примеров — сообщение, появившееся впервые на сайте Yoki.ru и затем скопированное другими сайтами. Речь идет о рейтинге «10 самых опасных сект мира», в который наравне с действительно опасными организациями типа «Аум Синрикё» была включена и традиционная христианская церковь протестантского направления — Адвентисты седьмого дня.
Что же рассказал читателям об адвентистах автор (или авторы) рейтинга? Процитируем эту публикацию (на различных сайтах текст незначительно отличается, но основное содержание — то же): «Церковь адвентистов седьмого дня возникла в 1844 году в Соединенных Штатах. В справочнике «Современные ереси и секты в России» адвентисты седьмого дня определяются как секта американского происхождения, которая примыкает к баптистам и имеет особенную тягу к Ветхому Завету.
Основателем адвентизма стал обычный фермер Уильям Миллер. Изучая Библию, он пришел к выводу, что вскоре наступит конец света. Он в 1818 году определил год гибели мира: по расчетам Миллера, им должен был стать 1843. При этом родоначальник секты адвентистов вовсе не смутился, когда ему напомнили слова Христа о том, что никто не может знать ни день, ни час Его Второго пришествия.
Удивляет не только то, что в этом рейтинге одна из признанных во всем мире протестантских церквей, содействующая социальному развитию общества благодаря наличию всемирной сети больниц, клиник и передвижных медицинских групп для проверки здоровья населения, международного агентства помощи при чрезвычайных ситуациях и крупнейшей в мире протестантской системы образования, необоснованно причисляется к «самым опасным сектам мира», но и то, что автором публикации грубо искажаются факты. Можно предположить, что для человека, не знакомого с историей адвентизма, пример с Дэвидом Корешем станет достаточным основанием отрицательно относиться к адвентистам седьмого дня. Поэтому подвергнем утверждения публикации критическому анализу.
Конечно, читателю в первую очередь интересно узнать, что же на самом деле случилось в местечке Уэйко и действительно ли в этом деле замешаны адвентисты, но оставим этот инцидент «на десерт», а вначале поищем ответы на другие не менее важные вопросы. Ведь картина должна быть объективной. Итак:
Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо разобраться, что такое секта.
Следует отметить, что данный термин не является ни правовым, ни научным, к тому же в современном русском языке имеющим негативную эмоциональную окраску, вследствие чего религиоведы избегают пользоваться этим термином в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения».
Само слово, согласно Толковому словарю В.Даля, означает «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь». «СЕКТА (от лат. secta — учение, направление, школа), — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах» — добавляет Большой Энциклопедический словарь. Он же характеризует АСД не как секту, а как церковь: «АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие), протестантская церковь». По мнению некоторых авторов, многие секты с течением времени перерастают в церковь, поэтому слово «секта» вряд ли применимо к организациям, которым больше 100-200 лет. С этой точки зрения об АСД даже нельзя сказать, что она была сектой в начале своего возникновения, поскольку изначально не являлась организацией, отколовшейся от какой-либо другой, «господствующей» деноминации. Адвентистское движение (движение тех, кто ожидал близкого Пришествия Христа) благодаря проповедям Вильяма Миллера зародилось одновременно во многих деноминациях, в связи с чем первые адвентисты не могут исторически рассматриваться как секта. Сам же Вильям Миллер говорил: «Мои труды никогда не были направлены на то, чтобы создать какое-либо новое учение или же превознести одно учение над другим… Большинство обращенных, благодаря моим трудам, присоединялись к различным действующим церквам» (цитируется по книге Э. Уайт «Великая борьба», с 272). Когда же это движение не было поддержано деноминациями, к которым принадлежали первые адвентисты, лишь тогда возникла необходимость создания новой организации, которую впоследствии назвали Церковью Адвентистов седьмого дня (что означает «Церковь, ожидающая Второго пришествия Христа и соблюдающая седьмой день — субботу»).
Итак, АСД правильнее охарактеризовать не как секту, а как протестантскую церковь, сформировавшуюся на основе движения христиан, ожидавших Второго пришествия Христа в середине XIX века.
Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?
Ни для кого не секрет, что некоторые религиозные организации запугивают людей скорым концом света. А как относятся к этому событию адвентисты?
Что же касается убеждений Вильяма Миллера, считавшего, что Христос должен прийти в вычисленное им время, то это было до возникновения Церкви Адвентистов седьмого дня как организации, которая впоследствии никогда не назначала дат Второго пришествия и осуждает подобную практику.
В книге Э. Уайт «Великая борьба» ошибка Миллера, правильно вычислившего дату, но неправильно истолковавшего ее значение, сравнивается с обманутыми ожиданиями учеников Христа, считавших, что Он должен занять царский престол в Иерусалиме, и вместо этого увидевших Его распятие. Точно так же, как настроения учеников перед въездом Христа в Иерусалим — не повод отвергнуть христианство, так и ошибка Миллера — не повод отвергнуть адвентизм как весть о близости Второго пришествия. Вот почему адвентисты не исчезли после разочарования 1844 года, а образовали Церковь АСД, проповедующую о скором возвращении Христа на землю.
Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?
В итоговом документе, принятом представителями научного религиоведческого сообщества, присутствующими в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 20 марта 2008 года на научно-практической конференции ”Классификация религий и типология религиозных организаций”, говорится, что «только детальное изучение практической деятельности религиозной организации, в том числе её соответствия международному и российскому законодательству может служить основанием для объективных и достоверных суждений о характере влияния данной организации на своих последователей и общество».
Итак, ни евангельские христиане-баптисты, ни церковь АСД под определение «опасных сект» не подходят, и в справочник организаций деструктивного и оккультного характера не внесены.
Но даже если бы появился справочник, который клеймил бы религиозную организацию вопреки тому, что она собой представляет (подобно тому, как атеистическая идеология СССР клеймила вообще всякую религию), любой здравомыслящий человек может составить свое мнение о ней на основании определенных объективных критериев, ознакомившись с учением и практической деятельностью данной организации.
Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?
Именно этот аспект важен для тех, кто не хочет углубляться в изучение церковных догматов. Ведь догматы можно провозгласить любые, а вот плоды учения всегда налицо. «Штампует» ли организация безвольных зомби, или же формирует здоровую целостную личность, способную трудиться на благо общества.
Адвентисты седьмого дня, в отличие от приверженцев некоторых культов, не обожествляют своих лидеров, считая, что религиозного почитания достоин только Бог — Отец, Сын и Святой Дух. Основываясь на словах Библии «един Бог — един и посредник между Богом и человеками — человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5), адвентисты убеждены, что никакой религиозный лидер не вправе занимать положение Мессии или посредника между Богом и паствой, так чтобы доступ к Богу был только через него. Для общения со Христом достаточно искреннего желания («Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Мф. 11:28), поэтому спасение, дарованное Христом, не рассматривается адвентистами как привилегия исключительно членов церкви АСД (это очень важное отличие от многих сомнительных культов, которые учат, что спастись можно, только будучи их сторонниками).
В церкви Адвентистов седьмого дня поощряется самостоятельная работа мысли при изучении Писания, а не принятие догматов исключительно на веру. Такая установка способствует формированию независимого критического мышления, способного противостоять попыткам выдать человеческие идеи за божественные. У адвентистов нет запрета на чтение литературы других конфессий или на общение с теми, кто не является сторонником адвентизма. Принцип проверки Писанием («Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света», Ис. 8:20), действует в отношении любого человека, каким бы выдающимся религиозным лидером он ни являлся. Напротив, в культах, злоупотребляющих доверием прихожан, последователям культа, как правило, запрещено иметь собственное мнение и подвергать сомнению любые слова и идеи лидеров, считающихся непогрешимыми apriori.
В организациях, могущих представлять опасность для общества, зачастую правильным считается то, что выгодно организации, независимо от того, является это моральным или нет. По мнению же адвентистов, требования нравственного закона Божьего — десяти заповедей — являются неизменными, как в Ветхом, так и в Новом Завете, поэтому нарушение заповедей, в чьих бы то ни было интересах, является грехом. Седьмой день недели — субботу — адвентисты соблюдают именно по этой причине: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). В законе Божьем все заповеди являются одинаково важными, и именно послушание им формирует здорового члена общества.
Также Церковь адвентистов седьмого дня выступает против оккультизма, спиритизма, магии, гипноза и всевозможных психотехник, с помощью которых лидеры некоторых организаций удерживают контроль над своими членами. Человек создан свободным, и его волю никто не имеет права порабощать.
Если говорить о социальной стороне вероучения адвентистов седьмого дня, то адвентисты высоко ценят семейные и дружеские связи, которые не разрушаются, а, наоборот, укрепляются, если человек следует Божьей воле. Адвентисты могут дружить с инаковерующими, причем не только с представителями протестантских церквей, но также с православными и католиками, несмотря на различие во взглядах. Это заповедь Христа: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34,35).
Церковь АСД не является замкнутой организацией, но активно участвует в жизни общества, помогая людям через медицинское и социальное служения, о чем свидетельствуют множество благодарственных писем от граждан.
Какое отношение к Церкви АСД имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?
Мы подошли к самому интересному моменту в публикации про «10 опасных сект». Факту, который можно проверить. Итак, кто же такой Дэвид Кореш?
Обратимся к источникам. В справочнике Дмитрия Таевского «История религии» «Ветвь Давидова» определяется как «американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе вероучения секты — ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенденции». Саузкоттиты же, в свою очередь, «христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за «жену, облеченную в солнце» и «жену агнца» из Апокалипсиса. В 1814 г. Саузкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения…» (там же).
Хотя адвентисты и не отрицают, что «Ветвь Давидова» — раскольническая группа, отошедшая от Церкви в 1930-х гг., ни с «Ветвью Давидовой», ни с Джоанной Саузкотт у Церкви Адвентистов седьмого дня нет ничего по-настоящему общего, несмотря на кажущуюся схожесть идей о близости конца света. Те или иные фанатично настроенные группы в христианстве существовали всегда. От извращения учения христианских церквей отдельными фанатиками никто не застрахован, тем не менее, это не повод навешивать ярлык фанатизма на все христианство. История знает немало примеров извращения, в частности, православных идей, благодаря чему некоторые современные православные авторы говорят о «сектах, основанных на православии», тем не менее, здравомыслящие люди не отождествляют эти осуждаемые фанатичные группы с самой Православной церковью. Логично утверждать, что тот же здравый принцип должен быть применим к любой конфессии, на родственность с которой претендует та или иная фанатично настроенная группа. Поэтому человеку, желающему знать правду, мы советуем обратиться к различным независимым источникам, в том числе и к первоисточнику — изучить, что та или иная религиозная организация сама говорит о себе и о принципах, которые она исповедует, и лишь тогда делать вывод.
Вот еще факты, о которых рейтинг «самых опасных сект» умалчивает, но которые необходимо знать всем, интересующимся происшествиями в Уэйко. Во время кризиса в этом населенном пункте, когда началась осада резиденции «Ветви Давидовой», Церковь Адвентистов седьмого дня сделала официальное заявление, что «не поддерживает никаких связей с группой Дэвида Кореша и иными культовыми организациями, практикующими поклонение кумирам», а также в средствах массовой информации выразила соболезнование семьям полицейских, погибших в перестрелке с последователями Дэвида Кореша. Именно Церковь АСД наряду с другими конфессиями организовала межконфессиональный мемориальный фонд для помощи семьям погибших во время инцидента служителей порядка. В роли спонсоров выступили баптисты, католики, последователи церкви Христа, иудаисты, методисты, лютеране и православные. Пожертвования были сделаны и Церковью АСД, кроме того, адвентистские общины по всей стране распространяли информацию о том, как осуществлять сбор средств. В итоге, по словам помощника президента Северо-Американского дивизиона Церкви АСД Гэри Паттерсона, «средства массовой информации быстро уяснили, что события в Уэйко не отражают ни учение, ни образ жизни Церкви Адвентистов Седьмого Дня».
До тех пор, пока государственные законы декларируют религиозную свободу, никто не имеет права клеймить религиозную организацию как опасную для общества только лишь на основании своей к ней антипатии, или же в погоне за сенсацией. Со своей же стороны адвентисты готовы дать аргументированное и последовательное объяснение собственных принципов и образа жизни в целях устранения недоразумений и домыслов о них.
Внимательное изучение признаков Второго пришествия Христа, содержащихся в Евангелиях, а также в пророческих книгах Даниила и Откровение, по мнению адвентистов, как раз и позволит христианину не попасться на крючок лжехристов и новоявленных мессий, поможет избежать сетей опасных организаций и влияния демонических культов.
Что же касается ложных сенсаций, то, наибольшей из них, по мнению адвентистов, станет отнюдь не очередной непроверенный рейтинг «жутких сект», а пришествие самого сатаны под видом Христа, сопровождающееся сверхъестественными явлениями, не зря же губитель душ на протяжении веков тренируется, «принимая вид ангела света». И тут уж без понимания того, чему учил Христос на самом деле, обманщика не разоблачить. Доверяй, но проверяй…