Что вызывает сочувствие в герое
Какие поступки Печорина вызывают осуждение, какие сочувствие? (Школьные сочинения)
По задумке Лермонтова образ Печорина – собирательный, сложный. В первой повести о нем повествует Максим Максимыч (приятель). Так, в «Бэле» рассказывается о том, как увлекшись девушкой, Печорин влюбляет ее в себя и ворует, однако охладев к ней, не обращает внимания на ее чувства. В итоге девушка погибает, хотя для нее это лучший исход, ведь семья ее разрушена. Я считаю этот поступок Печорина нечестным и эгоистическим по отношению к девушке. Он не считался ни с её чувствами, ни с чувствами её родных и близких, не думал об их привязанности к ней. Более того, сначала Григорий влюбил Бэлу в себя, а потом бросил и забыл, как надоевшую игрушку. Даже в том случае, если бы Бэла не погибла, но её судьба, судьба обесчещенной девушки, была бы не завидна.
После смерти девушки Печорин повёл себя также необычно: «его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя», однако тут я могу найти оправдание лишь в том, что впоследствии «Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что ему будет неприятно». В целом же, его поступки в этой главе несут отрицательный характер.
Во второй повести повествование идёт от лица попутчика Максима Максимыча. Я считаю, что поступки Печорина по отношению к Максиму Максимычу заслуживают осуждения. Старый штабс-капитан, узнав о скором отъезде Печорина, захотел с ним встретиться, был очень рад предстоящей встрече: «У него в глазах сверкала радость.». Печорин же очень холодно отреагировал на приветствие Максима Максимыча и даже не захотел пообщаться. Я осуждаю этот поступок, потому что Печорин повёл себя эгоистично по отношению к своему приятелю, виделись они, скорее всего, в последний раз, и этот раз мог бы быть позитивным для обоих, если бы не чёрствость Печорина, то старик не был бы обижен до глубины души: «Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.»
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Пусть герой страдает: как заставить читателя сопереживать
Анна Ефремова
Работа зеркальных нейронов в мозге позволяет нам сочувствовать не только окружающим людям, но и героям книг, фильмов или телерепортажей. Как описать персонажа так, чтобы повысить его шансы на читательское сопереживание? Литературовед Сьюзан Кин из Гамильтон-колледжа много лет изучает явление нарративной эмпатии и в своей книге «Эмпатия и роман» называет условия, при которых автор с большей вероятностью достучится до сердец читателей.
Литература — та безопасная зона, где присущий читателю здоровый скепсис остается в подвешенном состоянии, за порогом текста. Будучи вымыслом, художественное повествование обезоруживает читателя, ослабляет его недоверие и тем самым расчищает дорогу нарративной эмпатии. Но некоторые нарративные стратегии усиливают и без того вольный поток сочувствия.
Есть персонаж — есть эмпатия
Имя, основные жизненные обстоятельства и чувства, пусть и не явно выраженные, — этот минимум уже способен высечь искру эмпатии: простое оповещение слушателя о существовании другого человеческого существа само по себе активирует сеть зеркальных нейронов.
По этой причине даже стереотипный персонаж из второсортной литературы получит свою долю нарративной эмпатии: описание не обязательно должно быть реалистичным, сойдет и довольно халтурное. Литературовед и когнитивист Патрик Колм Хоган замечает по этому поводу:
«В то время как литературные критики и профессионалы ценят романы за то, что те нарушают условности и сдвигают нормы, реакция читателей на знакомые ситуации и шаблонные сюжетные ходы активирует искреннюю эмпатию — к предсказуемым поворотам и трафаретным персонажам».
Впрочем, яркие и необычные образы действуют иначе: замедляя темп чтения, они позволяют читателю лучше прочувствовать героя, отмечают литературовед Дэвид Миалл и психолог Дон Куикен.
Несмотря на то что схожесть читателя с литературным героем (в особенности схожесть жизненных целей) способствует отождествлению, он не обязательно должен разделять наши взгляды на жизнь или быть чем-то на нас похожим; он может быть другого возраста, пола/гендера или религиозных убеждений. Это может быть даже животное — главное, чтобы читателю поведали о том, как его зовут, как оно выглядит, какими чертами характера обладает, как себя ведет, какую роль в развитии сюжета играет и как разговаривает.
Расскажите о герое. Но не все
Чем больше точек соприкосновения с собственной судьбой видит читатель в литературном тексте, тем быстрее выстреливает эмпатия. Но иногда нужна недосказанность: исследование 2004 года предполагает, что эмпатия действует как заполняющий пробелы механизм, то есть читатель сам подставляет на место недостающей информации догадки, резонирующие с его собственным психологическим состоянием.
Пусть герой действует
Вместо того чтобы описывать характер героя, позвольте ему действовать и объясните мотивы его поступков — так вы с большей вероятностью вовлечете читателя эмоционально и сподвигнете его проецировать личные переживания на персонажа.
Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com
Пусть герой страдает
Эмпатия к вымышленным персонажам проявляется легче и быстрее, когда те переживают негативные эмоции. Сьюзан Кин замечает, что, хоть ее студенты нередко описывают единение с героем в моменты радости и наслаждения, эмпатическое сострадание трогает гораздо глубже.
«Такие горькие и тягостные переживания, как скорбь или досада, больше нуждаются в целебной силе сочувствия», — объяснял Адам Смит в «Теории нравственных чувств». С другой стороны, несчастья персонажа трогают нас потому, что мы часто переносим их на себя: текст, пробудивший затаенные страхи читателя, с головой затянет его в море эмпатии. По той же аналогии нам легче сопереживать героям, которые — как и мы — совершают ошибки.
Следите за ритмом
Эмпатия обычно возрастает в середине сюжетных линий, когда проблема или загадка, стоящая перед персонажами, еще не решена, и спадает (а иногда пропадает) в моменты колебаний и метаний. Зная об этом, автор может контролировать темп и структуру повествования, чтобы повысить уровень читательской эмпатии, — например, использовать многоуровневое повествование, придать концовке силы или оставить ее слабой.
Учтите, что сложность и прерывистость текста может служить преградой сочувствию: возможность проследить причинно-следственную связь упрощает отождествление с персонажами и, следовательно, эмпатию.
Форма имеет значение
Что касается авторского стиля, некоторые исследователи считают, что эстетические достоинства произведения повышают шансы возникновения эмоционального ответа и нарративной эмпатии. Другие предполагают, что чрезмерное восхищение авторским стилем отвлекает читателя, мешает его погружению в вымышленную реальность и, соответственно, сопереживанию ее обитателям.
Станьте героем сами
Согласно анализу Кин, самым безошибочным инструментом воздействия на читателя было и остается повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее выгодная, потому что такой подход передает «подлинные» мысли героя, напрямую связывая его с читателем. Несмотря на то что повествование со стороны вызывает слабую эмпатическую реакцию, третье лицо, или «всезнающий рассказчик», также вызывает доверие и эмпатию. Такой ракурс позволяет автору перемещаться от одного героя к другому, достоверно воспроизводя их мысленные монологи через речь и создавая наиболее полную картину происходящего — прием, которым мастерски пользовался Флобер, создавая мир «Мадам Бовари».
Эти правила точно сработают?
Не обязательно. Эмпатия бывает непредсказуемой, проявляется от случая к случаю и не всегда совпадает с нарративными установками. Сочувствие может возникнуть не к тщательно прорисованному главному герою, а к схематически набросанному персонажу. Кин называет феномен несоответствия авторского замысла читательской эмпатии «эмпатической неточностью».
К тому же нарративную эмпатию может случайным образом усилить соответствие текста определенной исторической, культурной или общественной ситуации: контекст художественного произведения влияет на качество, силу и оттенки эмпатии.
Кин замечает, что ни один роман не в состоянии вызвать эмпатическую реакцию всех без исключения читателей. Такие особенности, как возраст, опыт, предубеждения, знания об описываемом периоде и даже качество внимания, влияют на то, как мы распознаем чужие эмоциональные состояния; на этот навык влияют и унаследованные генетические характеристики. Как отмечал Майкл Стейг, «определенные личные качества и опыт позволяют некоторым читателям оригинальнее и глубже других разбирать эмоциональный пазл литературного произведения».
Достоин ли Печорин подражания или сочувствия по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)
Григорий Александрович Печорин – центральный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”. Для многих читателей он может показаться весьма спорным персонажем. Но для того чтобы сделать какие-либо выводы, нужно разобраться с его системой ценностей и взглядов на жизнь.
Многим людям свойственно умение дружить. Но Печорин другого мнения. В своем разговоре с доктором Вернером он говорит примечательную фразу:” Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не
Тема любви, в отличии от дружбы, очень близка герою.
Но из-за обилия этого чувства в его молодости, на момент времени, указанный в романе, Печорин уже не может так же страстно предаваться ему. Любовь для Григория превратилась в способ влияния, даже игру.
Но для него существует и исключение: Вера.
Печорин – очень сильная и влиятельная личность. С такими способностями и цели должны быть действительно грандиозными. И даже сам Печорин это понимает.
Но он страдает от скуки, все его силы направлены на то, чтобы развлечься. Ради этого герой романа сплетает умопомрачительные интриги и даже рушит жизни людей.
Жизнь Печорина весьма трагична. Каждый раз, когда он вмешивался в чью-то судьбу, он несомненно ее рушил. Герой так и не смог найти настоящего применения своим способностям.
Я считаю, что данный герой заслуживает сочувствия, не смотря на все. Ведь весь вред, что он нанес окружающим, вызван проблемами в его душе, неспособностью найти себе место в мире. Тем не менее, данный герой не может служить объектом для подражания ни в какие времена: ни в век писателя, ни в современности.
Печорин – пример несчастного человека, несчастье которого вызвано не только им самим, но и социальными проблемами.
Related posts:
Проявление милосердия в литературе: примеры для сочинения
Содержание:
Милосердие в литературных произведениях часто является ключевой темой. Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать. Тема широко раскрыта писателями зарубежной, отечественной литературы. Милосердие считается более широким понятием, в сравнении с состраданием. По мнению австрийского литератора Стефана Цвейга, сочувствие можно разделить на два типа:
Сострадание в литературных произведениях часто противопоставляют равнодушию. Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия. Только Бог может действительно помочь человеку. Библейский смысл заключается в доброжелательном отношении, понимании, заботе о ближнем.
В каких произведениях проявляется милосердие
Произведения о сострадании и милосердии привлекают внимание к человеческим качествам. Они учат нас не отказывать нуждающимся, поддерживать обездоленных. Яркий пример – рассказ «Юшка», который написал Андрей Платонов. Он посвящается больному, слабому человеку, страдающему от насмешек толпы. Когда персонаж умирает, всплывает истина. Мужчина всю жизнь поддерживал сироту, отдавая ей последнее.
Здесь явно виден нравственный мотив. Он предостерегает людей от издевательства над другими. Никто не знает их жизни изнутри, не может судить о причинах, которые заставляют человека выглядеть, действовать, поступать определенным образом.
Проявление милосердия в литературе описал Распутин Валентин в книге «Уроки французского». История о молодой учительнице, оказывающей помощь ученику. У ребенка нет денег на еду, ему приходится зарабатывать копейку игрой. Женщина старается, не ущемляя достоинства школьника, помочь ему найти выход.
Про совесть пишут многие авторы, стараясь уберечь читателя от ошибки, подсказать правильное решение проблемы. Проявление сострадания – важная человеческая черта, которая делает мир добрее.
Примеры милосердия в литературе для сочинения
Рассмотрим несколько примеров произведений, посвященных милосердию:
Примеры сострадания в литературе для сочинения
Тест включает вопросы о примере сострадания в русской литературе. Рассмотрим два произведения:
Почему Печорин вызывает сочувствие?
Почему Печорин вызывает сочувствие?
В романе Герой нашего времени Миша Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему разумные и энергичные люди не могут найти для себя место в жизни, почему они старятся в бездействии? Роман состоит из 5 частей: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мери, Фаталист. Каждая из их представляет самостоятельное творение и в то же время является долею романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не нечаянно деянье романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как знаменито, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.
Раскрывая трудный и противоречивый нрав Печорина, создатель показывает нам его в разных актуальных ситуациях, в столкновении с людьми различных соц слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и иными действующими личиками. Перед нами стает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским сообществом, желая и сам является его долею.
В стихах Лермонтова образ такового человека нарисован в романтических тонах, поэт не открывал в своей лирике причин возникновения такового героя. А в романе Герой нашего медли Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пробует показать, как на нрав человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Но Печорин живет в иное время, это человек 30-х годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе посильнее, чем у Онегина.
Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым разумом, отзывчивым сердечком и жесткой волей. Но наилучшие качества этого человека оказались не необходимы обществу. Превосходнейшие мои чувства, боясь насмешки, разговаривает Печорин, я хоронил в глубине сердца. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но быстро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он сообразил, что в обществе нет ни благородной любви, ни дружбы, ни правосудных гуманных отношений меж людьми, ему стало скучновато.
Печорин отыскивает острых чувств, приключений. Разум и воля подсобляют ему преодолеть препятствия, но он понимает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и расстройства. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, потому просто завоевывает внимание дам, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, не сотворен для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет.
В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил собственной воле, он предстает и как жестокий истязатель, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство соболезнования. Это становилось нестерпимым, вспоминает он, еще минутка, и я бы свалился к ногам ее.
Лермонтов сделал честный образ собственного юного современника, в котором отразились черты целого поколения. В вступлении к роману он писал, что Печорин это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии. В заглавии романа звучит драматичность писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, окончательно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, расходует свои силы на пустопорожние занятия. Создатель не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Необходимо отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию собственного героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что Лермонтова заинтересовывал сам психический процесс, его форма, его законы, диалектика души. Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психического романа и Л. Н. Толстой.