сбор подарков на сабантуй

Сбор подарков на Сабантуй должен проходить как карнавал в Бразилии

В этом году к казанскому Сабантую, наконец, начали готовиться правильно. А все потому что в городе провели предсабантуйный праздник – Булэк жыю, по-русски – сбор подарков. Эту татарскую традицию, которую сейчас соблюдают лишь в некоторых деревнях и селах, казанцы накануне повторили с максимальной точностью.

В деревнях сбор подарков был всегда, а в Казани?

Преподаватель Казанского института культуры Гульзирак Калимуллина уже долгие годы занимается организацией национальных праздников.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

По многочисленным литературным произведениям становится ясно, что праздники Булэк жыю в основном всегда проводили в деревнях и селах. Еще в 1840-е годы Карл Фукс описывал этот день и говорил, что подарки дарили состоятельные люди. С утра дети собирали угощения, а к вечеру на улицы выходили молодые парни и девушки и обходили с песнями и танцами всю деревню. Главным символом сборов всегда являлся высокий шест, на который молодые невесты навязывали собственноручно сшитые полотенца.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Спустя два десятка лет, в 2016-ом традиция вернулась. В Казани на общественных началах провели сбор подарков, а потом о празднике вновь забыли. В 2019-ом к празднику подошли со всей ответственностью. Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова выражает большую надежду, что с этого времени Булэк жыю станет по-настоящему традиционным для Казани.

«Репетировали даже ночью»

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Украшенные лошадиные повозки провезли артистов и сборщиков подарков красивой колонной через улицы Карла Маркса, Пушкина, Татарстан.

Неизвестно во сколько на стартовой точке у «Корстона» появился первый участник праздника, но мы застали артистов на месте уже в 10 утра. Шли последние приготовления перед выходом в «большой» путь. Мужчины навязывали ленты на тележки, девушки повторяли движения танцев.

По словам преподавателя Калимуллиной, в праздник вовлечено как минимум 500 артистов, студентов, волонтеров. На помощь организаторам пришли очень много учащихся института культуры. А сейчас самый разгар выпускных, защиты дипломных работ. Поэтому пришлось все свое свободное время посвящать подготовке к празднику, репетировали даже ночью.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Среди молодых студенток и студентов в татарских костюмах выделяются уже взрослые женщины в кряшенских нарядах. Одна из них призналась, что рада оказаться на татарском празднике. Собеседница рассказывает, что у кряшенского народа тоже есть большой праздник вроде нашего Сабантуя, только он называется по-другому и считается религиозным.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Собранные подарки – казанцам, оставшееся зрелище – туристам

Спустя час песен, танцев и приветственных речей у «Корстона», колонна двинулась в сторону театра оперы и балета. Два наездника на статных конях, четыре повозки набитые гармонистами, певцами и танцорами посередине и замыкающие автобусы с развивающимися флагами Сабантуя привлекли немало внимания не то, что у туристов, как этого хотела директор Комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова, но и горожан. Люди одобрительно улыбались, выкрикивали ответные поздравления, сигналили и отправляли приветы.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Добравшись до Площади свободы, остановились. Здесь был один из двух привалов для театрализованного представления. Популярная татарская певица Венера Ганеева признается, что при виде всего торжества она окунулась в детские воспоминания.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Праздник продолжался. Чиновники, деятели культуры, бизнесмены и другие желающие передавали свои подарки сборщикам. Уже в это воскресенье, 23 июня во время Сабантуя все они разойдутся по своим будущим хозяевам, а многочисленным зрителям сбора, среди которых были как жители, так и гости Казани, остались яркие воспоминания от увиденного.

сбор подарков на сабантуй. Смотреть фото сбор подарков на сабантуй. Смотреть картинку сбор подарков на сабантуй. Картинка про сбор подарков на сабантуй. Фото сбор подарков на сабантуй

Источник

Когда и сколько празднуется Сабантуй в 2021 году 🐏 Традиции и обычаи

Этот древнейший национальный праздник татар и башкир не только дожил до наших дней, но и до сих празднуется с размахом. За это время он не только сохранил традиции и обычаи, но и остается одним из значимых для всего мира.

В разговорной речи под словом сабантуй понимается шумное веселье или застолье. Но откуда пришло к нам это слово и что оно все-таки сейчас означает подробно читайте в статье.

История праздника

Бытует мнение, что Сабантуй это исключительно татарский праздник, вместе с тем, другие народы, такие как башкиры, удмурты, чуваши, также причастны к народным гуляньям в честь этого праздника. Традиция празднования Сабантуя появилась в глубокой древности.

Изначально концепция данного праздника была направлена умилостивить духов плодородия в целях получения обильного урожая. Проводили обряды в конце апреля, до начала посевной кампании. Организацией празднования занимались старейшины, они же назначали дату проведения и определяли программу праздничных мероприятий. К праздничным обрядам относились:

    приготовление детям вороньей каши (дети ходили по домам и собирали ингредиенты для каши, а женщины готовили им из этих продуктов угощение); предварительная подготовка лошадей (выбирали лучших и проводили пробные скачки); сбор крашеных яиц; обряд сбора подарков к Сабантую; конкурсы на силу, ловкость, удаль (конкурсы были не только проверить способности участников, но и повеселить народ, поэтому устраивались также шутливые состязания. Традиционно считалось, что на этом празднике не место грусти, поэтому награда ожидала даже проигравших в соревнованиях); молодежные гуляния (в этот день было разрешены совместные разнополые игрища. Молодые люди пели, танцевали, водили хороводы, знакомились).

Считалось, что духи будут благоволить будущему урожаю, поэтому по окончании праздника начинали посевные работы. Сейчас религиозная составляющая ослабла и Сабантуй стал народным гуляньем уже по поводу окончания работ — в период, когда можно отдохнуть и набраться сил перед сбором урожая.

Значение слова Сабантуй

В тюркских языках слово Сабантуй употребляется в значении торжество или свадьба плуга. Имеет составной характер — сабан, означает «плуг», а туй – «праздник, свадьба».

Сбор крашенных яиц

Дети ходили по домам, собирая в сшитые их матерями мешочки крашеные луковой шелухой яйца. Помимо яиц детей угощали конфетами, испеченными мелкими булочками или орешками из теста. После этого, в тот же день начинался сбор яиц юношами, которые объезжали дома на конях. Добытые яйца потом продавались и на полученные деньги устраивали совместную трапезу.

Обряд сбора подарков к Сабантую

Деревню объезжали молодые люди, либо старики с шестом. Подарки крепились к узде. Самой ценной наградой было вышитое красными узорами полотенце. Вышивали полотенца молодые девушки, которые вышли замуж после последнего сабантуя. Выбиралось самое красивое полотенце, которое становилось главным призом. Собранные подарки передавались на хранение старейшинам.

Когда празднуют Сабантуй в наши дни. Какие бывают Сабантуи.

Праздник Сабантуй уже стал неким брендом, так называемым драгоценным наследием, которое татарский народ бережно хранит. Численность проживающих в настоящий момент в России татар более 5 миллионов, в мире — около 10 миллионов.

Сабантуй поражает своим масштабом, самые грандиозные празднования проводятся, без сомнения, в Республике Татарстан. Однако, также данный праздник отмечает и большинство регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проводится Всеевропейский Сабантуй, Федеральный Сабантуй, Всероссийский сельский Сабантуй, Московский Сабантуй, Петербургский Сабантуй.

Национальный Сабантуй в Татарстане

Сабантуй все также, как и раньше, является долгожданным праздником, объединяющим красивые обычаи и традиции, заряжающим всеобщим весельем и радостью. В Республике Татарстан Сабантуй является государственным праздником. Сроки и местах проведения определяются нормативными правовыми актами. Назначаются ответственные за подготовку комитеты, тщательно готовится оформление и сценарии проведения.

Празднование проводится в несколькими блоками: сначала, в первые выходные после весенних посевных работ, отмечают поселения, потом, через неделю, подключаются города и финал мероприятий приходится на столицу Татарстана. В 2021 году праздник планируется провести:

    11-13 июня – в сельских населенных пунктах и районных центрах Татарстана; 19 июня – в городе Набережные Челны; 26 июня — в Казани.

Но официального документа об утверждении дат проведения Сабантуя до настоящего времени пока нет.

Всеевропейский Сабантуй

В настоящее время Сабантуй стал интернациональным, его отмечают в разных уголках всего мира (Рига, Берлин, Великобритания, Париж, Таллин, София).

Сабантуй в других странах объединяет представителей татарской диаспоры, ценителей национальной культуры, а также всех, заинтересовавшихся весельем и необычным праздником, пропитанным духом татарского народа.

Детский Сабантуй

Интересно, что отдельно для детей в школах и детских садах проводят Детский Сабантуй. Праздник приурочен к Международному Дню защиты детей и отмечается летом в школьные каникулы.

Федеральный Сабантуй

Также с 2001 года Сабантуй начали отмечать на федеральном уровне (Федеральный Сабантуй), для этого ежегодно определяется новый субъект Российской Федерации в котором проводятся празднования. Концепция праздника направлена на укрепление духовной общности и единства многонационального народа нашей страны.

В 2021 году для Федерального Сабантуя назначен город Нижневартовск (Югра), дата обозначена – 19 июня. Республика Татарстан непосредственно участвует в подготовке мероприятий в рамках Федерального Сабантуя.

Празднование Федерального Сабантуя приурочат к 45-му фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Основное празднование будет реализовано на набережной Нижневартовска. Там будет организованы выставки, ярмарки, сцены для концертов, разнообразные площадки. Открытие, закрытие и состязания проведут на центральном стадионе.

Всероссийский сельский Сабантуй

Начало Всероссийского сельского Сабантуя было положено в 2010 году. Данный праздник учредили Министерство культуры Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар и Ассоциация татарских сел России.

В честь 100-летия ТАССР было запланировано проведение Всероссийского сельского Сабантуя в июле 2020 года в Муслюмовском районе Татарстана. А в 2021 имела место договоренность о его проведении в Мордовии.

Как празднуют Сабантуй

В древности проводимые мероприятия были направлены на задабривание духов земледелия и плодородия, и включали в себя даже жертвоприношения, сейчас от жертвоприношений несколько отошли, но остались не менее захватывающие обряды.

В обязательной программе спортивные состязания, танцы, национальные игры, концерты фольклорных песенных ансамблей, которые проходят на большом поле (майдане). Принято, что майдан — круглая площадка. Такая форма символизировала солнце, это могли быть поляна, ровное поле, луг.

Достояние истории

В 2001 году Сабантуй, как бесценное достояние истории, был выдвинут для включения в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО». Данная инициатива была поддержана генеральным директором ЮНЕСКО в 2003 году.

Традиция по сбору подарков, которая начиналась заблаговременно, сохранилась в селениях и по сей день. По народному обычаю, по улицам веселясь проходит молодежь и собирают презенты (платки, полотенца, куски ситца, рубашки) для Сабантуя. За ними следуют лошади, к сбруе которых прикрепляют собранные подарки.

Вкопка шеста с подарками является знаком начала праздника. К определенному времени майдан наполняется нарядными людьми, украшенными лошадьми, и начинается празднество. Выступают фольклорные ансамбли, представляют свои работы мастера культуры и искусств, работают аттракционы, выставляются и продаются произведения декоративно-прикладного творчества, проводятся скачки и различные состязания, звучат поздравления.

Какие проводятся состязания в Сабантуй?

Организуемые конкурсы и игры, в первую очередь, обладают спортивным характером и должны продемонстрировать силу, ловкость и удаль участников.

Скачки

Начинают соревнования скачками. Скачки являются неотъемлимым атрибутом Сабантуя. На отдельном ипподроме (либо в крайнем случае там же на майдане) проводятся конные скачки. Выделяют гладкие скачки (нужно максимально быстро проехать дистанцию 2-4 км по прямой), рысью под седлом (соревнуются как по прямой, так и по кругу на расстояние 1,6 км, джигитовка (расстояние 300 метров по прямой, которое необходимо преодолеть поочередно, поднимая с земли платки. Победителем признается наездник, поднявший наибольшее количество платков за самое короткое время). Полученными призами украшаются лошади.

Корэш

Основная забава — корэш, мужская борьба на поясах.

Борьба строго регламентирована: противные стороны обхватывают друг друга поясами и необходимо поднять оппонента на кушаке и затем уложить его на лопатки. Участвуют как дети, так и взрослые. Победитель остается только один, который получает статус главного батыра и становится обладателем главного приза — ранее это был живой барашек, сейчас же могут быть и иные призы, например бытовая техника, а то и автомобиль. Ранее врученного живого барана главный батыр должен был унести на вытянутых руках.

Поднятие камней

Устраиваются соревнования по поднятию камней (либо гирь), цель – поднятие и удерживание 25-30 килограммового камня на поднятой вверх ладони правой руки.

Иные забавы

Также радуют народ забавными конкурсами: прыжки, как в высоту, так и в длину, бег с сырым яйцом в ложке, которая находится во рту, бег с коромыслом и ведрами (традиционно участвуют девушки), полными воды, парный забег со связанными ногами, бой мешками с соломой, прыжки в мешках, перетягивание каната, залезание на гладкий высокий столб за призом, борьба на руках, кулачный бой, перетягивание каната, стрельба из лука, бой мешками с соломой, верхом на вращающемся бревне, поиск монеты с завязанными глазами без рук в миске с катыком (аналог кефира, но обладающий большей густотой по консистенции).

Источник

Сабантуй: традиции и новаторство

Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России, в некоторых регионах уже официальные власти берут на себя роль организаторов действа.

Да, все это не может не радовать. Но я был бы неискренен, не сказав и о вещах, вызывающих у меня беспокойство. Вот уже три с лишним десятка лет ежегодно в эфир выходит радиоспектакль «Сабантуй» по моей одноименной поэме, в последние годы она не раз прозвучала и во всероссийском эфире. Так вот даже за этот исторически короткий отрезок времени в организации Сабантуя произошли заметные изменения, и, на мой взгляд, не все положительного свойства. О чем конкретно речь?

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции – есть народ, нет традиций – нет и народа. Это аксиома! Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа, разрушая их – разрушаем себя. Поэтому баланс традиционного и новаторского в организации и проведении Сабантуя, который вбирает в себя почти все формы творчества татарского народа, должен быть всегда точно выверен.

Дни проведения Сабантуя в нашей республике определяются указом Президента Татарстана. Затем в муниципальных образованиях начинается подготовка к празднику. Сроки проведения Сабантуя строго соблюдаются, и тем самым общественная и экономическая жизнь республики не выбиваются из привычной колеи. Такой подход к народному празднику является как бы современным продолжением древних традиций, но уже на государственном уровне.

Места проведения Сабантуя определяются муниципальными образованиями, и чем привычнее, постояннее эти места, тем лучше аура праздника, глубже восприятие его значения как участниками, так и организаторами.

Через века дошли до нас и основные виды состязаний, игрищ Сабантуя. Из состязаний это – скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ – разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов, кубызистов.

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эту традицию преемственности поколений я бы назвал одной из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Это знаю по себе. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй – это начальная школа жизни.

Главным призом Сабантуя испокон веков был живой баран, и он предназначался абсолютному батыру. Коня-победителя на скачках всегда награждали самым ярким, красивым, дорогим полотенцем, а потом целый год до следующего праздника на слуху у всех оставались имена как победителя-джигита вкупе с кличкой славного коня, так и хозяйки, изготовившей наградное полотенце. Не могу утверждать, что этой традиции сегодня следуют повсеместно.

В связи с этим хочу затронуть такую проблему. С расширением масштабов празднования Сабантуя по России и за ее пределами и стремлением восстановить самобытность народного праздника резко возросла потребность в татарских полотенцах. Кустарным, ручным способом их невозможно соткать в востребованных количествах. Одной алексеевской фабрике Татарстана не по силам удовлетворить потребности организаторов Сабантуя в полотенцах как количественно, так и качественно. А ведь можно наладить массовое производство специальных сабантуйских полотенец, которые требуются и для борьбы курэш, и для призов на скачках, в других соревнованиях. Вспомним: понадобились в большом количестве тюбетейки различного достоинства – и они появились, то же самое с коврами с изображениями Казанского кремля – они, слава богу, тоже сегодня не дефицит.

Накануне Сабантуя юноши собирали подарки для призов. Именно этот обычай, который назывался «серэн сугу», по сути, делал Сабантуй народным праздником. Времена изменились, бюджеты разных уровней стали предусматривать средства для проведения праздника, а в последние годы к этому необходимому и благородному делу присоединились спонсорские средства, и. глубокий по смыслу обычай начал терять свое значение. В силу этого народ лишился статуса организатора Сабантуя и остался только его участником и зрителем. Как мне кажется, не с главной целью сбора подарков, а для создания атмосферы соучастия населения в организации праздника и в целях сохранения традиции нужно вернуться к этому обычаю. Ведь особого труда не составит, скажем, в районных центрах и селах накануне Сабантуя проехаться с объявлением сбора подарков на тройке коней по улицам с шестом Сабантуя, на котором развеваются полотенца-символы. А в городах тройку легко заменят автомобили.

Был хороший обычай: когда батыру Сабантуя преподносили барана, он обращался к майдану и спрашивал: «Аксакаллар, сез ризамы?» (Согласны ли вы, аксакалы, с этим?). И только после утвердительного ответа майдана батыр водружал барана себе на плечи. К сожалению, этот обычай, который был жив ещё тридцать лет тому назад и нашел отражение в моей поэме, ныне канул в историю. Сейчас курэш на майдане зачастую выливается в заорганизованный спектакль, в котором исход схваток определяют заранее назначенные судьи, чьи решения не всегда объективны. Народ же отстранен от выявления победителей и проигравших на майдане по горячим следам. Вернемся, как говорят французы, к нашим баранам. Подарок, как известно, должен быть и желанным, и приятным для того, кому он дарится. А какого барана преподносят частенько батыру на нынешнем Сабантуе? Такого, который всю зиму провалялся на навозе, от которого на весь майдан несёт далеко не «шанелью». Таким ли должен быть главный подарок абсолютному батыру главного праздника известного своей чистоплотностью татарского народа?

Что касается превращения некоторых соревнований Сабантуя в коммерческие мероприятия, на которых победителям и призерам с купеческим размахом преподносятся в виде наград легковые автомобили, дорогие зарубежные мотоциклы и другие роскошные вещи, то мне кажется, это никак не вяжется с природой Сабантуя как народного праздника.

До сих пор в иных деревенских местах Сабантуя жив обычай награждать коня, пришедшего к финишу последним, в знак поддержки и утешения. А вот на Сабантуе районного, тем более городского масштабов, этот обычай почти уже не встречается. Жаль. Обычай этот, как я понимаю, символизирует доброту души и мягкосердечие нашего народа.

И в заключение несколько слов о новаторстве и нововведениях.

Сабантуй по своему статусу – народный праздник, хотя его основным организатором сейчас выступает государство. Тем не менее праздник начинается торжественным подъемом символа Сабантуя – белого полотенца с красными концами, а не государственного флага. И это правильно. Государственные флаги России и конкретных регионов могут быть подняты заранее. Однако торжественно поднятый символ Сабантуя не всегда так же торжественно спускается, возвещая о завершении народного праздника. Мелочь? Не скажите!

Хорошим новшеством в проведении Сабантуя стала церемония награждения передовиков производства и победителей различных отраслевых соревнований. Но, к сожалению, этот процесс зачастую сопровождается предлинными докладами районного руководства и изнурительно долгим награждением. Народ, ожидающий начала настоящего Сабантуя, утомляется и начинает расходиться.

Сабантуй – праздник светский, не имеющий отношения к религии. Мне приходилось участвовать в Сабантуях, которые начинались с чтения молитвы муллой, хотя участниками праздника были прихожане и попа, и раввина, и ксендза. И среди татар немало православных. А потом Сабантуй продолжался как любой другой праздник в России, то есть с принятием «на грудь», к сожалению, не только чая, фруктовых соков и минеральной воды. К аятам Корана и слову божьему нужно относиться подобающе.

По душе мне такие нововведения, как соревнования штангистов, гиревиков, шахматистов и шашистов, велосипедистов, а также по волейболу, настольному теннису, армрестлингу. Интересно смотреть на состязания по бегу стреноженных пар юношей и девушек, бегунов на ходулях, хождение по качающемуся наклонному шесту, на игру «кыз куу».

Новой жемчужиной Сабантуя стали бега с участием лучших рысаков округи, а в Казани, Нурлате – рысаков даже из дальнего и ближнего зарубежья.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба.

Ренат ХАРИСОВ
Народный поэт Татарстана

Газета «Республика Татарстан», 25 мая 2006 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *