sap rcm что это такое
Что такое SAP?
И как получилось, что 77% мировой торговли, в том числе 78% поставок продуктов питания, проходит через программы SAP?
ERP — то место, где компании хранят основные операционные данные. Мы говорим о прогнозах продаж, заказах на покупку, складских запасах, а также о процессах, которые срабатывают на основе этих данных (например, выплаты поставщикам при оформлении заказов). В некотором смысле ERP является «мозгом» компании — она хранит все важные данные и все действия, которые инициируются этими данными в рабочих процессах.
Но прежде чем полностью захватить современный мир бизнеса, как вообще появилось это программное обеспечение? История ERP начинается с серьёзной работы по автоматизации офисной деятельности в 1960-е годы. Ранее, в 40-е и 50-е годы происходила главным образом автоматизация механической работы «синих воротничков» — вспомните General Motors, создавшую свой отдел автоматизации в 1947 году. А вот автоматизация работы «белых воротничков» (часто с помощью компьютеров!) началась в 60-е.
Автоматизация 60-х: появление компьютеров
Первыми бизнес-процессами, которые автоматизировали с помощью компьютеров, стали расчёт зарплаты и выставление счетов. Раньше целые армии офисных работников вручную подсчитывали часы работы сотрудников в бухгалтерских книгах, умножали на почасовую ставку, затем вручную вычитали налоги, вычеты на пособия и так далее… всё это только для того, чтобы посчитать зарплату за один месяц! Этот трудоёмкий, повторяющийся процесс был подвержен человеческим ошибкам, при этом он идеально подходит для компьютерной автоматизации.
К 60-м годам многие компании для автоматизации расчёта зарплаты и выставления счетов использовали компьютеры IBM. Процессинг данных —устаревший термин, от которого осталась только компания Automatic Data Processing, Inc. Вместо него сегодня мы говорим «ИТ». Тогда ещё не сформировалась отрасль разработки программного обеспечения, поэтому в отделы ИТ часто брали аналитиков и учили их программировать на месте. Первый в США факультет Computer Science открыл университет Пердью в 1962 году, а первый выпуск по специальности состоялся спустя несколько лет.
Написание программ для автоматизации/обработки данных в 60-е годы было сложной задачей из-за ограничений памяти. Не было ни языков высокого уровня, ни стандартизированных операционных систем, ни персональных компьютеров — только большие дорогие мейнфреймы с небольшим объёмом памяти, где программы запускались на катушках магнитной ленты! Программисты часто работали с компьютером по ночам, когда он был свободен. Для компаний вроде General Motors обычным делом было писать собственные операционные системы, чтобы получить максимальную отдачу от своих мейнфреймов.
Cегодня мы запускаем прикладное программное обеспечение в нескольких стандартных операционных системах, но такого не было до 1990-х гг. В средневековую эпоху мейнфреймов 90% всего программного обеспечения писалось на заказ, и только 10% продавалось в готовом виде.
Такая ситуация глубоко повлияла на то, как компании развивали свои технологии. Некоторые предполагали, что будущее за стандартизированным оборудованием с неизменной ОС и языком программирования, как система SABRE для авиационной промышленности (которая используется до сих пор!) Большинство компаний продолжали создавать собственное полностью изолированное программное обеспечение, часто изобретая велосипед.
Рождение стандартного программного обеспечения: расширяемая программа SAP
В 1972 году пять инженеров уволились из IBM, чтобы заключить контракт на поставку программного обеспечения с крупной химической фирмой под названием ICI. Они основали новую компанию под названием SAP (Systemanalyse und Programmentwicklung или «системный анализ и разработка программ»). Как и большинство разработчиков программного обеспечения в то время, они в основном занимались консалтингом. Сотрудники SAP приходили в офисы клиентов и разрабатывали софт на их компьютерах, в основном, для управления логистикой.
Но самое главное, программное обеспечение SAP изначально создавалось расширяемым. В первоначальном контракте с ICI компания SAP не создавала программное обеспечение с нуля, как было принято в то время, а писала код поверх предыдущего проекта. Когда SAP выпустила своё программное обеспечение для финансового учёта в 1974 году, то изначально планировала в будущем писать поверх него дополнительные программные модули и продавать их. Такая расширяемость стала определяющей особенностью SAP. В то время взаимодействие между клиентскими контекстами считалось радикальной инновацией. Программы писались с нуля для каждого клиента.
Важность интеграции
Когда SAP представила свой второй программный модуль для производства в дополнение к первому финансовому модулю, эти два модуля смогли легко взаимодействовать друг с другом, поскольку у них была общая база данных. Такая интеграция сделала сочетание модулей значительно более ценным, чем просто две программы по отдельности.
Поскольку ПО автоматизировало определённые бизнес-процессы, его влияние в значительной степени зависело от доступа к данным. Данные заказа на закупку хранятся в модуле продаж, данные по запасам продукции хранятся в модуле склада и т. д. И поскольку эти системы не взаимодействуют, их регулярно нужно синхронизировать, то есть сотрудник вручную копировал данные из одной базы в другую.
Интегрированное ПО решает эту проблему, облегчая коммуникацию между системами компании и позволяя новые виды автоматизации. Такого рода интеграция — между различными бизнес-процессами, а также источниками данных — является ключевой особенностью ERP-систем. Это стало особенно важным по мере развития аппаратного обеспечения, что открывало новые возможности автоматизации — и системы ERP процветали.
Скорость доступа к информации в интегрированном ПО позволяет компаниям полностью изменить свои бизнес-модели. Компания Compaq с помощью ERP внедрила новую модель «производство по заказу» (то есть сборка компьютера только после явного получения заказа). Эта модель экономит деньги, уменьшая складские запасы, полагаясь на быстрый оборот — именно то, в чём помогает грамотная ERP. Когда IBM последовала тому же примеру, то сократила время доставки комплектующих с 22-х до трёх дней.
Как на самом деле выглядит ERP
Слова «корпоративное программное обеспечение» никак не ассоциируется с модным и удобным интерфейсом, и SAP не исключение. Базовая установка SAP содержит 20 000 таблиц БД, 3000 из которых являются таблицами конфигурации. В этих таблицах около 8000 конфигурационных решений, которые нужно принять ещё до начала работы программы. Вот почему SAP Configuration Specialist — это реальная профессия!
Несмотря на сложность настройки, программное обеспечение SAP ERP обеспечивает ключевую ценность — широкую интеграцию между собой нескольких бизнес-процессов. Эта интеграция приводит к тысячам вариантов использования в организации. SAP организует эти варианты использования в «транзакциях», которые представляют собой бизнес-действия. Некоторые примеры транзакций включают «создание заказа» и «отображение клиента». Эти транзакции организованы в формате вложенного каталога. Таким образом, чтобы найти транзакцию «Создать заказ на продажу», вы идёте в каталог «Логистика», затем «Продажи», затем «Заказ», и там найдёте фактическую транзакцию.
Если назвать ERP «браузером транзакций», то это будет удивительно точным описанием. Он очень похож на браузере, тут есть кнопка «Назад», кнопки зуммирования и текстовое поле для кодов “TCodes”, эквивалент адресной строки в браузере. SAP поддерживает более 16 000 типов транзакций, поэтому навигация по дереву транзакций может быть сложной без этих кодов.
Несмотря на головокружительное количество доступных конфигураций и транзакций, у компаний всё равно встречаются уникальные варианты использования, им нужно тонко настраивать свои действия. Для обработки таких уникальных рабочих процессов у SAP есть встроенная среда программирования. Вот как работает каждая часть:
Данные
В интерфейсе SAP разработчики могут создавать собственные таблицы БД. Это реляционные таблицы как обычные базы SQL: столбцы различных типов, внешние ключи, ограничения значений, а также разрешения на чтение/запись.
Логика
SAP разработала язык под названием ABAP (Advanced Business Application Programming, первоначально Allgemeiner Berichts-Aufbereitungs-Prozessor, по-немецки «общий процессор создания отчётов»). Он позволяет разработчикам запускать индивидуальную бизнес-логику в ответ на определённые события или по расписанию. ABAP — это язык с богатым синтаксисом, здесь примерно втрое больше ключевых слов, чем в JavaScript (см. реализацию игры 2048 на языке ABAP). Когда вы написали свою программу (в SAP есть встроенный редактор для программирования), то публикуете её как собственную транзакцию, вместе с индивидуальным кодом TCode. Можете настроить существующее поведение с помощью обширной системы хуков, которые называются «бизнес-надстройками» (add-ins), где программа настраивается для запуска при выполнении определённой транзакции — аналогично триггерам SQL.
SAP также поставляется с конструктором для создания UI. Он поддерживает драг-н-дроп и поставляется с удобными функциями, такими как сгенерированные формы на основе таблицы БД. Несмотря на это, его довольно трудно использовать. Моя любимая часть конструктора — рисование столбцов таблицы:
Трудности внедрения ERP
Интегрированная природа ERP означает, что для её внедрения требуются усилия компании целиком. А поскольку компании получают выгоду только после повсеместного внедрения, это особенно рискованно! Внедрение ERP — не просто решение о покупке: это обязательство изменить свои методы управления операциями. Установка программного обеспечения — это легко, перенастройка рабочего процесса всей компании — вот где основная работа.
Для внедрения у себя ERP-системы клиенты часто нанимает консалтинговую фирму, такую как Accenture, и платят ей миллионы долларов за работу с отдельными бизнес-подразделениями. Аналитики определяют, как интегрировать ERP в процессы компании. И как только интеграция начинается, компания должна начать обучение всех сотрудников, как использовать систему. Gartner рекомендует резервировать 17% бюджета только на обучение!
Современная индустрия ERP
Крупнейшими игроками являются Oracle и SAP. Хотя обе являются лидерами рынка, их ERP-продукты удивительно отличаются. Продукт SAP был в основном построен внутри компании, в то время как Oracle агрессивно скупила конкурентов, таких как PeopleSoft и NetSuite.
Oracle и SAP настолько доминируют, что даже Microsoft использует SAP вместо своего собственного ERP-продукта Microsoft Dynamics.
Поскольку в большинстве отраслей довольно специфические потребности в ERP, у Oracle и SAP есть готовые конфигурации для многих отраслей, таких как пищевая, автомобильная и химическая, а также вертикальные конфигурации, такие как процессы организации продаж. Тем не менее, всегда остаётся место для нишевых игроков, которые, как правило, ориентируются на конкретную вертикаль:
Однако специализация — не единственная возможность найти свою нишу на рынке. Некоторые стартапы пытаются вывести на рынок более современные программные платформы. Примером может служить Zuora: она предлагает возможность интеграции (с разными ERP!) по подписке. Стартапы вроде Anaplan и Zoho предлагают то же самое.
ERP на подъёме?
В 2019 году SAP чувствует себя прекрасно: в прошлом году выручка составила €24,7 млрд, а рыночная капитализация сейчас превысила €150 млрд. Но мир программного обеспечения уже не тот, что раньше. Когда SAP впервые появилась, данные были изолированы и трудно интегрировались, так что хранение всего этого в SAP казалось очевидным ответом.
Но теперь ситуация быстро меняется. У большинства современных корпоративных программ (например, Salesforce, Jira и т. д.) есть бэкенд с хорошими API для экспорта данных. Формируются озёра данных: например, Presto облегчает соединение между собой баз данных, невозможное всего несколько лет назад.
3) Модули SAP — полное руководство
Модули SAP можно разделить на
Эти функциональные и технические модули тесно связаны между собой. Ниже приведен список ключевых модулей SAP
Модуль SAP FI очень надежен и охватывает практически все финансовые бизнес-процессы, встречающиеся в различных отраслях. Это один из широко используемых модулей в SAP. Узнайте больше о SAP FI
Модуль учета затрат (CO) SAP предоставляет информацию руководителям, принимающим решения, чтобы понять, куда тратятся деньги компании. CO помогает им оптимизировать бизнес-затраты.
SAP Human Capital Management (HCM) также называется SAP-HR. SAP HCM состоит из подмодулей, таких как Администрирование персонала (PA), Управление организацией (OM), Время, Расчет заработной платы, которые помогают в управлении сотрудниками. Узнайте больше о SAP HCM
Модуль управления материалами в SAP состоит из нескольких компонентов и подкомпонентов, включая основные данные, закупки и запасы. Узнайте больше о SAP MM
SAP QM (Управление качеством) является неотъемлемой частью нескольких ключевых бизнес-процессов SAP, таких как производство, продажи, закупки, управление материалами и т. Д. Узнайте больше о SAP QM
SAP PP (Планирование производства) — это модуль SAP, специально разработанный для интеграции различных подразделений, занимающихся производством и производством. Он имеет различные компоненты, такие как дата-центр, спецификация, рабочий центр, CRP и т. Д. Узнайте больше о SAP PP
SAP Sales and Distribution (SD) является важным модулем SAP ERP, состоящим из бизнес-процессов, необходимых для продажи, доставки, выставления счетов за продукт. Модуль тесно интегрирован с SAP MM и SAP PP. Ключевыми подмодулями SAP SD являются основные данные клиента и поставщика, продажи, доставка, выставление счетов, ценообразование и управление кредитами. Узнайте больше о SAP SD
SAP BI (Business Intelligence) или SAP BW — это ведущий инструмент для хранения данных и отчетности. Это помогает преобразовывать необработанные данные в информацию и идеи, которые помогают повысить рентабельность бизнеса Узнайте больше о SAP BW
SAP Basis — это набор программ и инструментов, которые действуют как интерфейс с базой данных, операционной системой, протоколами связи и другими модулями SAP, такими как FI, HCM, SD и т. Д. Узнайте больше о SAP Basis
ABAP ( dvanced B usiness РИМЕНЕНИЕ P rogramming) является языком программирования по умолчанию для приложений SAP. Вы также можете использовать Java для кодирования в SAP. Узнайте больше о SAP ABAP
SAP CRM является лидером на рынке программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами. SAP CRM играет ключевую роль в укреплении отношений с клиентами. Узнайте больше о SAP CRM
SAP HANA — это вычислительная платформа в памяти, которая позволяет анализировать данные в режиме реального времени. В настоящее время является лидером на рынке BI. Узнайте больше о SAP HANA
Описание компонентов системы SAP ERP
Описание компонентов системы SAP ERP
Все системы, реализующие учет и планирование в различных областях деятельности предприятия, система SAP ERP имеет модульную структуру. При этом архитектура и возможности модулей довольно сильно различаются между собой.
С точки зрения автоматизируемых бизнес-процессов я бы классифицировал компоненты на несколько функциональных разделов:
В свою очередь, функционал вышеперечисленных разделов реализуется модулями системы, при этом отношение какого-либо модуля к определенному разделу носит весьма условный характер, так как модули зачастую глубоко интегрированы и часто одновременно реализуют различные функции.
Состав модулей системы:
Раздел «Финансы и бухгалтерия»
Следующий раздел – «Контроллинг»
Раздел «Управление персоналом (HCM)»
Компоненты данного раздела рекомендуется устанавливать на выделенных серверах, что закономерно с учетом данных, с которыми они работают. Но при этом одновременно возникает некий парадокс, т.к. в SAP ERP, например, работу со штатным расписанием и полномочиями пользователей очень удобно реализовать с помощью инструментов HCM (это не обязательно, но очень удобно), также с учетом рабочего времени. Поэтому некоторые данные приходится синхронизировать в двух системах: основной ERP системе и системе HR, а это усложняет и удорожает внедрение данного компонента.
Любая система требует администрирования, функциональность раздела BASIS направлена на обеспечение работоспособности, оптимизацию производительности, ведение изменений (эта функция реализована особенно хорошо) ведение пользователей и полномочий и т.д. Отдельно необходимо выделить возможность разработки на языке ABAP/4, на котором, в принципе и написан весь функционал. Он дает возможность реализации функций не реализованых в стандарте системы, а также его модификацию.
Перечислять отраслевые решения – дело неблагодарное, отмечу только одно из них.
IS-U – управление услугами транспортировки и сбыта энергоресурсов и услуг ЖКХ. В основном используется для биллинга электроэнергии, но существуют внедрения и в биллинге тепла. Решает задачи:
Данное отраслевое решение при внедрении сильно влияет на систему, особенно на модуль FI, т.к. вынуждает использовать принципиально другой способ учета, так называемые контокоррентные счета, что сильно отличается от классических решений.
В системе существует ряд дополнительных инструментов, при помощи которых решаются задачи по автоматизации бизнеса. Функционал, реализуемый при помощи некоторых из них, уже является стандартом внедрения системы:
DMS – система управления документами. Это несложный инструмент изначально предназначен в системе для хранения сканированных копий оригиналов документов и прочих файлов с возможностью привязки к объектам системы. Но из-за гибкого интерфейса (гибкого не без помощи разработки на ABAP) и встроенной системы статусов очень часто используется для автоматизации договорной работы, документы DSM используются как электронные карточки договора.
RCM – на смену DMS, в настоящее время приходит новый продукт – Управление корпоративным контентом. От DMS отличается еще более гибким интерфейсом, возможностью ведения шаблонов, встроенной системой согласования (хотя и к DMS систему согласования прикрутить возможно) и т.д.
WF (work flow) – инструмент позволяющий реализовать электронное согласование, уведомление и т.д. На самом деле данный инструмент лежит и в основе согласования в модуле RCM. Как таковой, данный инструмент не является самодостаточным, а скорее прикладным, т.к. работает с объектами других модулей. Но инструмент очень мощный и гибкий, поэтому нельзя было о нем не сказать.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Компания САПРАН сообщила о завершении проекта по разработке и внедрению системы Документооборота на базе модуля SAP RCM в Банке Хоум Кредит
Банк Хоум Кредит является одним из лидеров российского рынка банковской розницы, входит в топ-5 по объемам кредитования населения и обладает одной из крупнейших филиальных банковских сетей в России.
Использование Банком ранее существовавших, обособленных информационных систем по автоматизации административно-хозяйственной деятельности вело к дублированию большого количества информации, ошибкам ввода, длительности обработки и согласования документов. Более того, используемое ранее решение по документообороту перестало удовлетворять потребностям стремительно растущего бизнеса.
При проработке вариантов решений, Банком был сделан выбор в пользу решения SAP RCM (Record & Case Management), особенно учитывая то, что в Банке уже автоматизированы процессы управления персоналом (SAP HCM), управления материальными потоками (SAP MM) и управления финансами (SAP FI). Модуль SAP RCM удовлетворяет всем потребностям Банка для решения поставленных задач по документообороту и позволяет выстроить сквозной бизнес-процесс благодаря тесной интеграции с другими модулями SAP и внешними системами. Директор департамента развития ИТ Банка Кирилл Кибалко оценил возможности SAP RCM: «Внедрение СЭД, встроенной в ERP-систему, эффективнее, нежели отдельная автоматизация документооборота. Таким образом, мы реализовали в единой системе и финансовый учет, и связанные с ним процессы. У нас существенно упростилось согласование документов, сократились сроки рассмотрения заявок и, что самое главное, мы обеспечили полное соответствие выполняемых затрат принятым бюджетам».
На протяжении шести месяцев специалисты компании САПРАН и сотрудники Банка Хоум Кредит вели активную работу по внедрению электронного документооборота на базе модуля SAP RCM.
Задача состояла в создании системы по ведению и согласованию расходных хозяйственных договоров, заявок на оплату, доверенностей, заявок на служебную мобильную связь. Также требовалось консолидировать и упорядочить данные в работе с масштабной разветвленной партнерской сетью в части ведения договоров с партнерами Банка. Решение в части ведения расходных административно-хозяйственных договоров обеспечило удобный интерфейс для отслеживания изменений в проекте договора, автоматическое определение маршрута согласования с учетом организационной структуры и закупочной политики Банка, функции замещения и делегирования задач. Это позволило существенно сократить сроки согласования документов. Для упрощения подготовки проекта договора в решении был использован функционал по автоматическому формированию документов на основе типовых форм. Формирование заявок на оплату на основе данных договоров и заказов на поставку позволило обеспечить оперативность их создания, избежать повторного ввода данных и осуществить контроль не превышения оплат. Для заявок на оплату также был автоматизирован процесс согласования. Интеграция системы с АБС позволила минимизировать ошибки ввода, добиться повышения скорости и прозрачности процесса оплаты заявок.
Финансовый директор Банка Хоум Кредит Ирина Коликова отмечает: «Раньше счета на оплату нужно было отсылать в Дирекцию. Это занимало много времени, до четырех – пяти дней. Сейчас для этого достаточно просто прикрепить к договору в системе копию счета, который нужно оплатить.
Также приходилось вводить одни и те же документы в обе системы, которые не были связаны между собой. С внедрением документооборота в SAP мы избежали проблем с дублированием, искажением или потерей информации».
В ходе внедрения, было предложено оптимизировать процесс по доверенностям. Предложение получило положительный отзыв финансового директора: «Появилась отличная идея автоматизировать процесс подписания доверенностей. Существующий процесс был прописан досконально и готов к автоматизации. Но при анализе выяснилось, что его можно сделать еще проще, «зашив» все в систему и избежав ненужной волокиты».
В результате в системе контролируется наличие доверенности на право подписи договоров и заявок на оплату с учетом лимита. Процессы по оформлению и закрытию доверенностей интегрированы с процессами управления персоналом (SAP HCM). В результате при приеме сотрудника на определенную должность доверенность формируется автоматически и высылается сотруднику на электронную почту, что позволяет существенно упростить и ускорить работу. Разработанный функционал также позволяет согласовывать любые нетиповые доверенности. По словам начальника управления развития SAP Банка Хоум Кредит Большунова Олега, создание единой системы по ведению и согласованию договоров, заявок на оплату и доверенностей позволило сократить издержки на администрирование и развитие решения, а также сократить сроки реализации новых требований.
Внедрение функционала по партнерским договорам, позволило увеличить эффективность работы ответственных подразделений за счет контроля при вводе данных и сокращения времени на согласование. Архив партнерских договоров имеет удобный интерфейс для быстрого поиска и предоставления необходимой информации по партнеру. На основе статистики о согласовании документов были выделены ключевые показатели эффективности работы сотрудников для их последующего премирования.
По словам начальника отдела по обслуживанию торговых организаций Банка Хоум Кредит, Ольги Наумовой, SAP выполняет множество контрольных функций и позволяет оперативно согласовывать документы, помогая справиться с все нарастающими потребностями бизнеса.
В рамках проекта также был автоматизирован процесс согласования заявок на служебную мобильную связь, что позволило увеличить скорость обработки заявок и выдачу SIM карт сотрудникам. Эффективность использования нового сервиса самообслуживания была сразу отмечена пользователями бизнес–процесса. Централизованное хранение данных предоставляет возможность просмотра информации в любой момент времени и позволяет получать оперативный доступ к документам в соответствии с полномочиями пользователя. Созданные в рамках внедрения системы гибкие отчеты позволяют получить всю необходимую информацию о документах. Также для анализа возникающих проблем и контроля сроков согласования были разработаны отчеты и уведомления.
Ключевыми факторами успешного и качественного внедрения системы стала заинтересованность в достижении полученного результата от внедрения системы со стороны ответственных сотрудников Банка и профессиональный подход в решении поставленных задач консультантов компании САПРАН на всех этапах проекта
Информация о компании САПРАН
«САПРАН» – это группа компаний, специализирующаяся на внедрении решений платформы SAP. «САПРАН» была основана в 2008 году. Сегодня компания насчитывает более 300 консультантов по технологиям и продуктам SAP и SAP BusinessObjects, объединяя лучших профессионалов на рынке аналитических систем и интеграционных решений. Компания имеет офисы в Москве, Санкт- Петербурге, Киеве, Астане и Минске. «САПРАН» является сервисным партнером компании SAP (SAP service partner), Золотым партнером по продажам SAP Business Objects, ERP, имеет сертифицированный центр поддержки решений SAP (PCOE).