с поступлением буланина в гимназию прошло уже шесть дней тире

ЕГЭ. Русский язык. Тест №1

ЕГЭ. Русский язык. Тест №1.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №1»

(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, непереносимы для европейцев. (2)Англичане, колони-зировавшие в XIX веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема нахо-диться днём на открытом воздухе нельзя. (3)Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и чувствует себя в этих краях неплохо.

1. В каких вариантах верно передана главная информация текста?

1) Прямые солнечные лучи совершенно непереносимы для европейцев.

2) Многие животные сумели приспособиться к условиям тропиков и чувствуют себя, в отличие от европейцев, в этих краях неплохо.

3) Англичане убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя.

4) Европейцы не переносят жары экваториальных районов планеты, хотя многие животные сумели приспособиться к этим условиям и чувствуют себя неплохо.

5) Огромное количество животных хорошо чувствует себя в жарких экваториальных районах планеты.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

3. В каком значении слово ПРЯМОЙ употреблено в 1 предложении текста?

1) Ровно идущий в каком-н. направлении, без изгибов. П. линия. Провести п. П. волосы. П. наследник (наследник по прямой линии родства).

2) полн. ф. Непосредственно следующий куда-н., соединяющий что-н. без промежу-точных пунктов. П. сообщение (беспересадочное).

3) полн. ф. Непосредственно относящийся к кому-чему-н., непосредственно вытека-ющий из чего-н. Иметь п. отношение к делу. П. выборы. П. налог. В п. смысле слова

4) Явный, открытый. П. вызов. П. насмешка.

5) Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

6) полн. ф. Действительный, настоятельно необходимый, безусловный (разг.). П. расчёт лететь самолётом. П. польза.

7) полн. ф. Полный, совершенный. П. противоположность.

4.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

ловкА ходатАйство кУхонный включИшь лЕкторы

5. В одном из предложений неверно употреблен пароним.

Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги. Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино.

От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу.

6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите его.

Русские ученые подходили к народному фольклору широко, записывая произведения словесного искусства, фиксируя детали крестьянского быта.

7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.

1) благодаря ПОДДЕРЖКЕ 2) САМОЕ ЦЕННОЕ качество 3) пять РЕНТГЕН 4) ПРОСОХ на ветру 5) ТРЕМЬЮСТАМИ читателями

8. Установите соответствие между предложениями и грамматическими ошибками.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Согласно правилам пунктуации вводные слова выделяются на письме запятыми.

2) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки Е. Доги.

3) Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

4) Уезжая в командировку, почаще звоните своим родным.

5) В газете «Вечерней Уфе» есть статья, посвящённая набору студентов в вузы.

6) Все слушавшие музыку П. И. Чайковского к «Щелкунчику» не могли остаться равнодушными.

7) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.

8) Мемуары знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

9) С. Есенин утверждал, что «я последний поэт деревни».

9. В каких вариантах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

1. пож..леть, прог..лодался, выч..тание

2. ур..внять (шансы), самовозг..рающийся, не предпол..гая

3. ск..сить (глаза в сторону), изм..рять, ж..лание

4. сж..маться, забл..стать, ск..чок

5. зач..стил ( в гости), пасп..рт, расст..лить

10. В каких вариантах во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. ра..таять, бе..вкусный, ди..гармония

2. пр..вратник, непр..емлемый, пр..выкающий

3. о..скочить, на..строить, пре..почитать

4. под..ячий, двух..ярусный, интер..ер

5. дез..нфекция, вз..мая, за..скивать

11. В каких вариантах во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. фасол..вый, станц..вать

2. завид..вать, сгущ..нка

5. добр..нький, задумч..во

12. В каких вариантах во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. успе..шь, выкач..нный (мяч)

2. перевод..шь, немысл..мый

3. плохо вид..щий, малыши кле..т

4. одобр..шь, неприемл..мый

5. мурлыч..шь про себя, завис..мое слово

13. В каком предложении НЕ с выделенным словом пишется слитно? Выпишите его.

1. Еще (не) распустившийся сизый ковыль расстилался по равнине.

2. На нём была белая, давно (не) стиранная рубаха с веревочным пояском.

3. Захар прошел мимо, (не) повернув головы в мою сторону.

4. Солнца (не) было видно.

5. В кювете блестела вода после (не) продолжительного июльского дождя.

14. В каком предлож. оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

1. Действия героя не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) время (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ понятны.

2. Алина направилась к матери, та ТО(ЖЕ) пошла ей (НА)ВСТРЕЧУ.

3. Тропа была ГДЕ(ТО) совсем рядом: шаг, (ПОЛ)ШАГА от неё.

4. Все звуки большого города удалялись, БУД (ТО) осторожно сносило их ТЕМ(ЖЕ) течением властительного времени.

5. (В)БЛИЗИ было видно, что глаза её блестят ТАК(ЖЕ) озорно, как всегда.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Помню суровый вое(1)ый ужин зимой 1942 года: варё(2)ая мороже(3)ая картошка или чечевичная каша с конопля(4)ым маслом, кусочек ржа(5)ого хлеба величиной со спичечный коробок.

16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она вышла на берег и зачем-то быстро вскарабкалась на кручу.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Он упал возле ног вороного коня (1) И закрыл свои карие очи:

«Ты (2) конёк (3) вороной (4) передай (5) дорогой (6) Что я честно погиб за рабочих».

19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Благодаря теории Бахтина картина мира (1) неотъемлемой частью (2) которой(3) является литература (4) воспринимается целостно.

20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и так всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) С поступления Буланина в гимназию прошло уже 6 дней. (2)Настала суббота. (3)Этого дня Буланин дожидался с нетерпением, потому что по субботам воспитанники отпускались домой. (4)Показаться дома в мундире с золотыми галунами, отдавать на улице честь офицерам, вызвать удивлённо-почтительные взгляды сестёр и младшего брата все эти удовольствия казались невероятно заманчивыми.

«А вдруг мама не приедет за мной? беспокойно, в сотый раз спраши-вал сам себя Буланин.

Наконец раздаются звуки отбоя. (7) И Буланин, и другие воспитанники – все 20 человек летят сломя голову к дверям, едва не сбивая с ног преподавателя, который жмётся к стене.

Прибежать в спальню, надеть мундир, шинель и кепи, разложенные заранее по кроватям отпускных, дело одной минуты. (9)Теперь остаётся пройти в дежурную и ждать. (По А. И. Куприну)

Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.

Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

(6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебес-ный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

(15). Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.

22). Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги. (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства.

К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.

(28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка. кораблик. кораблик с парусом. стакан. солонка. хлебница. рубашка. (З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

(32)Такое чувство он испытывал только во сне. (33)Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые.

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

(40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки.

Людмила Евгеньевна Улицкая (род. в 1943 г.)- советская и российская писательница, сценарист.

22. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера.

1) Геня ходил странной, прыгающей походкой.

2) Отец Гени погиб на войне.

3) Геня был великим мастером бумажного искусства.

4) Геня пригласил на день рождения всех ребят со двора.

5) Приглашённые дети восхищались Гениным талантом.

23. Какие из утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

4) Предложение 24 поясняет содержание предл. 23.

24. Выпишите слово, которое имеет разговорную окраску.

1. кошка (пр. 10) 2. брызги (пр. 13) 3. отвертеться (пр. 19)

4. селёдка (пр. 25) 5. вражда (пр. 34)

Источник

С поступлением буланина в гимназию прошло уже шесть дней тире

— Эй, как тебя. Новичок… как твоя фамилия?

Буланин даже и не подозревал, что этот окрик относится к нему — до того он был оглушен новыми впечатлениями. Он только что пришел из приемной комнаты, где его мать упрашивала какого-то высокого военного в бакенбардах быть поснисходительнее на первых порах к ее Мишеньке. «Уж вы, пожалуйста, с ним не по всей строгости, — говорила она, гладя в то же время бессознательно голову сына, — он у меня такой нежный… такой впечатлительный… он совсем на других мальчиков не похож». При этом у нее было такое жалкое, просящее, совсем непривычное для Буланина лицо, а высокий военный только кланялся и призвякивал шпорами. По-видимому, он торопился уйти, но, в силу давнишней привычки, продолжал выслушивать с равнодушным и вежливым терпением эти излияния материнской заботливости…

Две длинные рекреационные залы младшего возраста были полны народа. Новички робко жались вдоль стен и сидели на подоконниках, одетые в самые разнообразные костюмы: тут были желтые, голубые и красные косоворотки-рубашки, матросские курточки с золотыми якорями, высокие до колен чулки и сапожки с лаковыми отворотами, пояса широкие кожаные и узкие позументные. «Старички» в серых каламянковых блузах, подпоясанных ремнями, и таких же панталонах сразу бросались в глаза и своим однообразным костюмом и в особенности развязными манерами. Они ходили по двое и по трое по зале, обнявшись, заломив истрепанные кепи на затылок; некоторые перекликались через всю залу, иные с криком гонялись друг за другом. Густая пыль поднималась с натертого мастикой паркета. Можно было подумать, что вся эта топочущая, кричащая и свистящая толпа нарочно старалась кого-то ошеломить своей возней и гамом.

— Ты оглох, что ли? Как твоя фамилия, я тебя спрашиваю?

Буланин вздрогнул и поднял глаза. Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

— Моя фамилия Буланин, — ответил новичок.

— Очень рад. А у тебя гостинцы есть, Буланин?

— Это, братец, скверно, что у тебя нет гостинцев. Пойдешь в отпуск принеси.

— И со мной поделись… Ладно.

— Хорошо, с удовольствием.

Но старичок не уходил. Он, по-видимому, скучал и искал развлечения. Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина.

— Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем.

— О, это такие пуговицы… — суетливо обрадовался Буланин. — Их ни за что оторвать нельзя. Вот попробуй-ка!

Старичок захватил между своими двумя грязными Пальцами пуговицу и начал вертеть ее. Но пуговица не поддавалась. Курточка шилась дома, шилась на рост, в расчете нарядить в нее Васеньку, когда Мишеньке она станет мала. А пуговицы пришивала сама мать двойной провощенной ниткой.

Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои пальцы, где от нажима острых краев остались синие рубцы, и сказал:

— Крепкая пуговица. Эй, Базутка, — крикнул он пробегавшему мимо маленькому белокурому, розовому толстяку, — посмотри, какая у новичка пуговица здоровая!

Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая толпа. Тотчас же установилась очередь. «Чур, я за Базуткой!» — крикнул чей-то голос, и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! А я за Утконосом! А я за тобой!» — и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощелкивали от нетерпения пальцами.

Но пуговица держалась по-прежнему крепко.

— Позовите Грузова! — сказал кто-то из толпы.

Тотчас же другие закричали: «Грузов! Грузов!» Двое побежали его разыскивать.

Пришел Грузов, малый лет пятнадцати, с желтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже четыре года, — один из первых силачей возраста. Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли и при каждом шаге падая туловищем то в одну, то в другую сторону, точно плыл или катился на коньках. При этом он поминутно сплевывал сквозь зубы с какой-то особенной кучерской лихостью. Расталкивая кучку плечом, он спросил сиплым басом:

— Что у вас тут, ребята?

Ему рассказали, в чем дело. Но, чувствуя себя героем минуты, он не торопился. Оглядев внимательно новичка с ног до головы, он буркнул:

— Что? — спросил робко Буланин.

— Дурак, как твоя фамилия?

— А почему же не Савраскин? Ишь ты фамилия-то какая… лошадиная.

Кругом услужливо рассмеялись. Грузов продолжал:

— А ты Буланка, пробовал когда-нибудь маслянки?

— Как? Ни разу не пробовал?

— Вот так штука! Хочешь, я тебя угощу?

И, не дожидаясь ответа Буланина, Грузов нагнул его голову вниз и очень больно и быстро ударил по ней сначала концом большого пальца, а потом дробно костяшками всех остальных, сжатых в кулак.

— Вот тебе маслянка, и другая, и третья. Ну что, Буланка, вкусно? Может быть, еще хочешь?

Старички радостно гоготали: «Уж этот Грузов! Отчаянный. Здорово новичка маслянками накормил».

Буланин тоже силился улыбнуться, хотя от трех маслянок ему было так больно, что невольно слезы выступили на глазах. Грузову объяснили, зачем его звали. Он самоуверенно взялся за пуговицу и стал ее с ожесточением крутить. Однако, несмотря на то, что он прилагал все большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на своем месте. Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от натуги, он уперся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе. Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. На этот раз никто не рассмеялся. Может быть, у каждого мелькнула в это мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома любимыми руками.

Буланин поднялся на ноги. Как он ни старался удержаться, слезы все-таки же покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.

— Эх ты, рева-корова! — произнес Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушел своей разгильдяйской походкой.

Скоро Буланин остался один. Он продолжал плакать. Кроме боли и незаслуженной обиды, какое-то странное, сложное чувство терзало его маленькое сердце, — чувство, похожее на то, как будто бы он сам только что совершил какой-то нехороший, непоправимый, глупый поступок. Но в этом чувстве он покамест разобраться не мог.

Страшно медленно, скучно и тяжело, точно длинный сон, тянулся для Буланина этот первый день гимназической жизни. Были минуты, когда ему начинало казаться, что не пять или шесть часов, а по крайней мере полмесяца прошло с того грустного момента, как он вместе с матерью взбирался по широким каменным ступеням парадного крыльца и с трепетом вступил в огромные стеклянные двери, на которых медь блестела с холодной и внушительной яркостью…

Одинокий, точно забытый всем светом, мальчик рассматривал окружавшую его казенную обстановку. Две длинные залы — рекреационная и чайная (они разделялись аркой) — были выкрашены снизу до высоты человеческого роста коричневой масляной краской, а выше — розовой известкой. По левую сторону рекреационной залы тянулись окна, полузаделанные решетками, а по правую стеклянные двери, ведущие в классы; простенки между дверьми и окнами были заняты раскрашенными картинами из отечественной истории и рисунками разных зверей, а в дальнем углу лампада теплилась перед огромным образом св. Александра Невского, к которому вели три обитые красным сукном ступеньки. Вокруг стен чайной залы стояли черные столы и скамейки; их сдвигали в один общий стол к чаю и завтраку. По стенам тоже висели картины, изображавшие геройские подвиги русских воинов, но висели настолько высоко, что, даже ставши на стол, нельзя было рассмотреть, что под ними подписано… Вдоль обеих зал, как раз посреди их, висел длинный ряд опускных ламп с абажурами и медными шарами для противовеса…

Источник

С поступлением буланина в гимназию прошло уже шесть дней тире

Первые дни Яков Яковлевич и Четуха только и делали, что «пригоняли» новичкам одежду. Пригонка оказалась делом очень простым: построили весь младший возраст по росту, дали каждому воспитаннику номер, начиная с правого фланга до левого, а потом одели в прошлогоднее платье того же номера. Таким образом, Буланину достался очень широкий пиджак, достигавший ему чуть ли не до колен, и необыкновенно короткие панталоны.

В буднее время, осенью и зимой, гимназисты носили черные суконные курточки (они назывались пиджаками), без поясов, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротниках. Праздничные мундиры носились с кожаными лакированными поясами и отличались от пиджаков золотыми галунами на петлицах и рукавах. Прослужив свой срок, мундир переделывался в пиджак и в таком виде служил уже до истления. Шинели с несколько укороченными полами выдавались гимназистам для ежедневного употребления под именем тужурок, или «дежурок», как их называл Четуха. В общем, в обыкновенное время младшие воспитанники имели вид чрезвычайно растерзанный и грязный, и нельзя сказать, чтобы начальство принимало против этого решительные меры. Зимою почти у всех «малышей» образовались на руках «цыпки», то есть кожа на наружной стороне кисти шершавела, лупилась и давала трещины, которые в скором времени сливались в одну общую грязную рану. Чесотка тоже была явлением нередким. Против этих болезней, как против всех остальных, принималось одно универсальное средство касторовое масло.

Первый урок в субботу был закон божий, но батюшка еще не приходил.

В классе стоял густой, протяжный, неумолкающий гул, напоминавший жужжание пчелиного роя. Тридцать молодых глоток одновременно пело, смеялось, читало вслух, разговаривало.

Вдруг, покрывая все голоса, в дверях раздался сиплый окрик:

— Эй, малыши! Продаю волшебный фонарь! Совсем новый! Кто хочет купить? А? Продается по случаю очень дешево! Зам-мечательная парижская вещь!

Это предложение сделал Грузов, вошедший в класс с небольшим ящичком в руках. Все сразу затихли и повернули к нему головы. Грузов вертел ящик перед глазами сидевших в первом ряду и продолжал кричать тоном аукциониста:

— Ну, кто же хочет, ребята? По случаю, по случаю. Ей-богу, если бы не нужны были деньги, не продал бы. А то весь табак вышел, не на что купить нового. Волшебный фонарь с лампочкой и с двенадцатью зам-мечательными картинками. Новый стоил восемь рублей. Ну? Кто же покупает, братцы?

Долговязый Бринкен поднялся со своего места и потянулся к фонарю.

— Чего покажи? Смотри из рук.

— Ну, хоть из рук. а то в ящике-то не видно. Может быть, что-нибудь сломано.

Грузов снял крышку. Бринкен стал осматривать фонарь настолько внимательно, насколько это ему позволяли руки Грузова, крепко державшие ящик.

Бринкен заботливо постучал грязным ногтем по жестяной стенке фонаря и спросил:

— Н-нет, я не думал. я так просто. Больно дорого. Давай лучше меняться. Хочешь?

Мена вообще была актом весьма распространенным в гимназической среде, особенно в младших классах.

Чур, с разъемщика не брать,

А разъемщику давать.

Своеобразный опыт показывал, что присутствие при мене одних простых свидетелей иногда оказывалось недостаточным, если при ней не было разъемщика. Недобросовестный всегда мог отговориться:

— А нас разнимал кто-нибудь?

Пальцы Грузова сложились в символический знак и приблизились вплоть к длинному носу остзейца.

— И три десятка пуговиц. Все накладные и из них четырнадцать гербовых.

— А ну тебя к черту, перец. Отвяжись.

— Утренних булок. Ведь не вечерних, а утренних.

Источник

С поступлением буланина в гимназию прошло уже шесть дней тире

Том 2. Произведения 1896-1900

Заводский гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня. Густой, хриплый, непрерывный звук, казалось, выходил из-под земли и низко расстилался по ее поверхности. Мутный рассвет дождливого августовского дня придавал ему суровый оттенок тоски и угрозы.

Гудок застал инженера Боброва за чаем. В последние дни Андрей Ильич особенно сильно страдал бессонницей. Вечером, ложась в постель с тяжелой головой и поминутно вздрагивая, точно от внезапных толчков, он все-таки забывался довольно скоро беспокойным, нервным сном, но просыпался задолго до света, совсем разбитый, обессиленный и раздраженный.

Причиной этому, без сомнения, было нравственное и физическое переутомление, а также давняя привычка к подкожным впрыскиваниям морфия; привычка, с которой Бобров на днях начал упорную борьбу.

Теперь он сидел у окна и маленькими глотками прихлебывал чай, казавшийся ему травянистым и безвкусным. По стеклам зигзагами сбегали капли. Лужи на дворе морщило и рябило от дождя. Из окна было видно небольшое квадратное озеро, окруженное, точно рамкой, косматыми ветлами, с их низкими голыми стволами и серой зеленью. Когда поднимался ветер, то на поверхности озера вздувались и бежали, будто торопясь, мелкие, короткие волны, а листья ветел вдруг подергивались серебристой сединой. Блеклая трава бессильно приникала под дождем к самой земле. Дома ближайшей деревушки, деревья леса, протянувшегося зубчатой темной лентой на горизонте, поле в черных и желтых заплатах — все вырисовывалось серо и неясно, точно в тумане.

Было семь часов, когда, надев на себя клеенчатый плащ с капюшоном, Бобров вышел из дому. Как многие нервные люди, он чувствовал себя очень нехорошо по утрам: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль, точно кто-то давил на них сильно снаружи, во рту — неприятный вкус. Но всего больнее действовал на него тот внутренний, душевный разлад, который он примечал в себе с недавнего времени. Товарищи Боброва, инженеры, глядевшие на жизнь с самой несложной, веселой и практической точки зрения, наверно, осмеяли бы то, что причиняло ему столько тайных страданий, и уж во всяком случае не поняли бы его. С каждым днем в нем все больше и больше нарастало отвращение, почти ужас к службе на заводе.

По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности или сельскому хозяйству. Инженерное дело не удовлетворяло его, и, если бы не настоятельное желание матери, он оставил бы институт еще на третьем курсе.

Его нежная, почти женственная натура жестоко страдала от грубых прикосновений действительности, с ее будничными, но суровыми нуждами. Он сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого заживо содрали кожу. Иногда мелочи, не замеченные другими, причиняли ему глубокие и долгие огорчения.

Наружность у Боброва была скромная, неяркая… Он был невысок ростом и довольно худ, но в нем чувствовалась нервная, порывистая сила. Большой белый прекрасный лоб прежде всего обращал на себя внимание на его лице. Расширенные и притом неодинаковой величины зрачки были так велики, что глаза вместо серых казались черными. Густые, неровные брови сходились у переносья и придавали этим глазам строгое, пристальное и точно аскетическое выражение. Губы у Андрея Ильича были нервные, тонкие, но не злые, и немного несимметричные: правый угол рта приходился немного выше левого; усы и борода маленькие, жидкие, белесоватые, совсем мальчишеские. Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке. Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным.

Пройдя полверсты, Бобров взобрался на пригорок. Прямо под его ногами открылась огромная панорама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Это был настоящий город из красного кирпича, с лесом высоко торчащих в воздухе закопченных труб, — город, весь пропитанный запахом серы и железного угара, оглушаемый вечным, несмолкаемым грохотом. Четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышалось восемь кауперов, предназначенных для циркуляции нагретого воздуха, — восемь огромных железных башен, увенчанных круглыми куполами. Вокруг доменных печей разбросались другие здания: ремонтные мастерские, литейный двор, промывная, паровозная, рельсопрокатная, мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался вниз тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие паровозы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели наверх, исчезали на несколько секунд в туннелях, откуда вырывались, окутанные белым паром, гремели по мостам и, наконец, точно по воздуху, неслись по каменным эстакадам, чтобы сбросить руду и кокс в самую трубу доменной печи.

Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собою местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей. Казалось, какой-то страшный подземный переворот выбросил наружу эти бесчисленные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песчаных пирамид, гор плитняка, штабелей железа и леса. Все это было нагромождено как будто бы без толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.

Это была страшная и захватывающая картина. Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный и точный механизм. Тысячи людей, инженеров, каменщиков, механиков, плотников, слесарей, землекопов, столяров и кузнецов — собрались сюда с разных концов земли, чтобы, повинуясь железному закону борьбы за существование, отдать свои силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперед промышленного прогресса.

Нынешний день Бобров особенно нехорошо себя чувствовал. Иногда, хотя и очень редко — раза три или четыре в год, у него являлось весьма странное, меланхолическое и вместе с тем раздражительное настроение духа. Случалось это обыкновенно в пасмурные осенние утра или по вечерам, во время зимней ростепели. Все в его глазах приобретало скучный и бесцветный вид, человеческие лица казались мутными, некрасивыми или болезненными, слова звучали откуда-то издали, не вызывая ничего, кроме скуки. Особенно раздражали его сегодня, когда он обходил рельсопрокатный цех, бледные, выпачканные углем и высушенные огнем лица рабочих. Глядя на их упорный труд в то время, когда их тела обжигал жар раскаленных железных масс, а из широких дверей дул пронзительный осенний ветер, он сам как будто бы испытывал часть их физических страданий. Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид, и за свое тонкое белье, и за три тысячи своего годового жалованья…

Он стоял около сварочной печи, следя за работой. Каждую минуту громадный пылающий зев печи широко раскрывался, чтобы поглощать один за другим двадцатипудовые «пакеты» раскаленной добела стали, только что вышедшие из пламенных печей. Через четверть часа они, протянувшись с страшным грохотом через десятки станков, уже складывались на другом конце мастерской длинными, гладкими, блестящими рельсами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *