с логопедом каждый день упражнения интенсивного курса развития речи у детей
С логопедом каждый день, Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей, Волкова С.В., Николашина А.А., Семечева Л.Н., Тимощенко Е.Г., 2011
С логопедом каждый день, Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей, Волкова С.В., Николашина А.А., Семечева Л.Н., Тимощенко Е.Г., 2011.
Основное содержание учебного пособия составляют комплексные задачи и задания как по традиционным разделам курса ТОЭ, так и по новым разделам, посвященным основам теории цепей информационного типа. Основные положения теории цепей, необходимые для решения комплексных задач, изложены в кратком (справочном ) виде. Примеры решения комплексных задач и рекомендации по выполнению комплексных заданий даны в полном, развернутом виде с толкованием как электротехнических аспектов, так и математических. Комплексные задачи и задания, включенные в пособие, прошли апробацию на факультете мехатроники и автоматизации, а также факультете автоматики и вычислительной техники. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям.
Дыхательные упражнения.
В коррекционном обучении дыхательные упражнения играют огромную роль: улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Обучаясь правильному дыханию, ребенок начинает произвольно контролировать его, развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
СОДЕРЖАНИЕ.
Памятка родителям.
1 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Дом. Семья.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности
Занятие № 2.Тема: Дом. Семья.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
2 ДЕНЬ.
Занятие №1.Тема: Квартира и ее части.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2. Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Квартира и ее части.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
3 ДЕНЬ.
Занятие №1.Тема: Семья.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Семья.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи
Часть 2.Развитие математических представлений.
4 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Занятия семьи.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Занятия семьи.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
5 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Дом. Семья. Итог.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Дом. Семья. Подведение итогов.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
Скачать docx
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
С логопедом каждый день, Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей, Волкова С.В., Николашина А.А., Семечева Л.Н., Тимощенко Е.Г., 2011
С логопедом каждый день, Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей, Волкова С.В., Николашина А.А., Семечева Л.Н., Тимощенко Е.Г., 2011.
Основное содержание учебного пособия составляют комплексные задачи и задания как по традиционным разделам курса ТОЭ, так и по новым разделам, посвященным основам теории цепей информационного типа. Основные положения теории цепей, необходимые для решения комплексных задач, изложены в кратком (справочном ) виде. Примеры решения комплексных задач и рекомендации по выполнению комплексных заданий даны в полном, развернутом виде с толкованием как электротехнических аспектов, так и математических. Комплексные задачи и задания, включенные в пособие, прошли апробацию на факультете мехатроники и автоматизации, а также факультете автоматики и вычислительной техники. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям.
Дыхательные упражнения.
В коррекционном обучении дыхательные упражнения играют огромную роль: улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Обучаясь правильному дыханию, ребенок начинает произвольно контролировать его, развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
СОДЕРЖАНИЕ.
Памятка родителям.
1 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Дом. Семья.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности
Занятие № 2.Тема: Дом. Семья.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
2 ДЕНЬ.
Занятие №1.Тема: Квартира и ее части.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2. Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Квартира и ее части.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
3 ДЕНЬ.
Занятие №1.Тема: Семья.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Семья.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи
Часть 2.Развитие математических представлений.
4 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Занятия семьи.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Занятия семьи.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
5 ДЕНЬ.
Занятие № 1.Тема: Дом. Семья. Итог.
Часть 1.Задания для преодоления дизартрических расстройств, развития общей и мелкой моторики.
I.Дыхательные упражнения.
II.Упражнения для укрепления мышц языка. Артикуляционная гимнастика.
III.Упражнения для активизации общей и мелкой моторики.
Часть 2.Обучение грамотности.
Занятие № 2.Тема: Дом. Семья. Подведение итогов.
Часть 1.Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Часть 2.Развитие математических представлений.
Скачать docx
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
57 упражнений для запуска речи у малышей
15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
Вкусные игры
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Об авторе: Анна Новик
Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.
В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.
Reader Interactions
Обсуждение
Отличная статья.Спасибо Анне.
Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.
Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо
Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!
Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!
Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.
Огромное спасибо, очень полезная информация.
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.
Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами?
Рассказывает логопед Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика?
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении. При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.
Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык.
Обратите внимание на следующие признаки:
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики:
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс!
«Логопедические упражнения на каждый день
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи.
Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками
Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение)
СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам)
Пояснительная записка
Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.
Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.
Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.
То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.
Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.
Логопедический массаж
1. Воротниковой зоны
Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.
Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.
Логопедическая гимнастика
(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
1. Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д. », удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА. ». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Плач младенца — УА, УА, УА.
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ.
Писк поросенка или мышонка: И, И, И.
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение):
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ.
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ.
Лай собаки: АВ, АВ, АВ.
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА.
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО.
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА.
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ. ; ПА, ПА, ПА. ; ДУ, ДУ, ДУ.
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС.
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь.
Шуршание листьев: Ш Ш Ш.
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК.
Уханье филина — УФ, УФ, УФ.
Рычание дикого зверя: РРР.
Крик петуха — КУКАРЕКУ.
Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.
Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.
Прямые
MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ
Обратные
AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.