с днем святого хетага открытки

Античные тени священной рощи

Священные рощи есть не только у Юпитера или древних кельских богов. Если выехать из Владикавказа на запад, в сторону села Гизель, то через 30 километров, не доезжая до Алагира, по правой стороне увидите рощу размером с полкилометра практически идеально круглой формы. Для осетин Роща Хетага — это природный храм Уастырджи, Георгия Победоносца, выше которого в мире только Бог.

с днем святого хетага открытки. Смотреть фото с днем святого хетага открытки. Смотреть картинку с днем святого хетага открытки. Картинка про с днем святого хетага открытки. Фото с днем святого хетага открытки

Фото: Анна Кабисова

К этому памятнику природы, истории и сразу двух религий осетины приходят в день, когда в горах начинается жатва (по устоявшейся традиции — второе воскресенье июля) и наступает «Хетаджи барагбон» — День Хетага, чудесно спасшегося в роще от своих врагов. В минувшее воскресенье в этом сказочном месте собрались на праздник не менее десяти тысяч паломников.

Виртуально к ним присоединились десятки, если не сотни тысяч, пользователей Facebook, Twitter, «Вконтакте», WhatsApp и Telegram — кто-то праздновал, кто-то, как это часто бывает в соцсетях, спорил, как правильно праздновать один из главных дней осетинского календаря.

Нартон симд. Попытка первая

В Роще Хетага молятся о мире, процветании, единстве — считается, что молитвы, прозвучавшие в роще, доходят до Бога быстрее. Когда слушаешь старинные предания, рассказывающие о празднике, снова напрашиваются параллели с античностью: в этот день (как и во времена древнегреческих Олимпиад!) прекращалась любая вражда, осетины стремились использовать это время для примирения — между людьми, родами, народами.

В советское время День Хетага находился под запретом, праздновался не столь массово и фактически подпольно. Возрождение праздника началось в 1990 годы, его инициировали общественные организации. С 1994 года узаконен окончательно — указ о праздновании Дня Хетага подписал президент Северной Осетии.

Олимпийских состязаний здесь нет, но спортивная подготовка, как выясняется, не помешает. Единственный «вид спорта» в День Хетага — ритуальный танец симд. Он считается вершиной осетинской хореографии. Е го исполняют, встав в круг и сомкнувшись живой цепью (и снова о греках: чем не критский сиртос? ну разве что круг там открытый). Мужской вариант этого танца — нартон симд, по преданию его танцевали богатыри-нарты. Этнографы описывают его как двухъярусный круговой танец вокруг костра, в котором принимали участие до двухсот молодых мужчин.

— Неудивительно, что обрядовый нартон симд сразу не удался, — говорит Олег Ходов, руководитель национального оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, занимающийся возрождением массовых осетинских танцев. — Двухъярусный, а тем более трехъярусный танец требует серьезной подготовки, иначе участники могут даже покалечиться. А вообще, идея отличная: ведь в танце наши предки молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. И мы обязательно станцуем симд в следующем году.

Источник

Осетинский национальный праздник День Святого Хетага

Приглашаем вас посетить большой осетинский праздник – День Святого Хетага.

По традиции праздник проходит в Роще Хетага. Роща является общенациональной почитаемой святыней, произнесенные молитвы имеют особую силу. Ежегодно утром во второе воскресенье июля сюда съезжаются жители со всех районов Северной и Южной Осетии. Достойные представители общества назначаются ответственными за проведение праздника, особо уважаемый старшина обращается с традиционной молитвой к небесам со словами благодарности и пожеланиями процветания Осетии и ее народу.

с днем святого хетага открытки. Смотреть фото с днем святого хетага открытки. Смотреть картинку с днем святого хетага открытки. Картинка про с днем святого хетага открытки. Фото с днем святого хетага открытки

По легенде, Хетаг был младшим сыном кабардинского князя Инала. Приняв христианство, Хетаг бежал в горную Осетию. Родные начали преследовать его и почти настигли. Тогда Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес!». Но домчаться до леса он уже не успевал. И тогда Хетаг обратился за помощью к Святому Георгию (Уастырджи) и произнес: «Пусть лес придет к Хетагу». Масса леса окружила Хетага, деревья выросли за мгновенье. Преследователи не смогли его найти и повернули обратно.

И что самое удивительное, недалеко в горах есть поляна, точно совпадающая по форме и по площади с образовавшейся рощей. Как будто действительно кто-то взял гигантской рукой кусок леса и перенёс его с гор на равнину…

Хетаг прожил в роще один год. Потом переселился в высокогорное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых. Фамилия эта известна за пределами Осетии благодаря Коста Хетагурову – великому осетинскому поэту, прозаику, публицисту, художнику.

У осетин имя Хетаг является очень популярным, так часто называют мальчиков в семьях.

Хетаг считается покровителем всех людей. С рощей связаны многие традиции и запреты. Один из них заключается в том, что из нее ничего нельзя выносить. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь. До Великой Отечественной войны сюда допускались лишь мужчины, в роще нельзя было появляться женщинам. Но во время войны они ходили туда молиться за своих мужчин. После этого запрет был снят.

После кувда (традиционного застолья) в Роще Хетага мы отправимся в Куртатинское ущелье, где совершим большое путешествие по одному из самых исторических мест Северной Осетии – Солнечной долине, как называют Фиагдонскую котловину в Алании. Здесь сохранилось большое количество средневековых башен, склепов, часовня – святилище XVII века, наскальная крепость времён Тамерлана. Также побываем в Кармадонском ущелье и «Городе мёртвых».

с днем святого хетага открытки. Смотреть фото с днем святого хетага открытки. Смотреть картинку с днем святого хетага открытки. Картинка про с днем святого хетага открытки. Фото с днем святого хетага открытки

Стоимость тура на одного человека: 2 дня – 7 000 руб. (при двухместном размещении).
Доплата за одноместное размещение: 900 руб.
Заезд 2021: 3 – 4 июля
Проживание в гостиничном номере с удобствами входит в стоимость тура:
Сложность: автоэкскурсии, небольшие прогулки по горам.

с днем святого хетага открытки. Смотреть фото с днем святого хетага открытки. Смотреть картинку с днем святого хетага открытки. Картинка про с днем святого хетага открытки. Фото с днем святого хетага открытки

Эта программа хорошо сочетается с нашей программой: «Тропами горной Дигории»

Источник

Казанская осенняя: душевные поздравления и открытки к празднику

с днем святого хетага открытки. Смотреть фото с днем святого хетага открытки. Смотреть картинку с днем святого хетага открытки. Картинка про с днем святого хетага открытки. Фото с днем святого хетага открытки

День Казанской иконы Божией Матери / ua.depositphotos.com/

О других религиозных праздниках последнего месяца осени, читайте в нашем материале: Православный календарь на ноябрь 2021: важные даты и церковные праздники.

Иконе Казанской Богоматери молятся об избавлении от тяжелых недугов, в тяжелых жизненных ситуациях и скором замужестве. В народе этот день называли «Бабья заступница». Согласно поверьям, если в этот день сыграть свадьбу, то жизнь молодоженов будет легкой и счастливой.

День Казанской иконы Божией Матери: поздравления, картинки и открытки

С Днем Казанской иконы Божьей Матери! Пусть образ Богородицы хранит вас от боли, от бед, всякого зла и недругов. Желаю вам мира, тепла, достатка, благополучия и здоровья. Пускай Казанская икона станет вашим надежным оберегом!

Поздравляю с Днём Казанской иконы Божьей Матери! Желаю, чтобы святой образ Богородицы хранил тебя от бед, уберегал твою семью от злых недугов и слухов. Желаю жить в мире, достатке и любви с добрым сердцем и открытой душою.

Бог даровал миру Великую Защитницу, С праздником Казанской иконы Божией Матери! Пусть Царица Небесная защищает от бед и напастей, утоляет печали, непостижимым целебным образом подымает со смертного ложа болящих страдальцев. Принимайте с благодарность душевный покой от Матери Царя Христа. Мир вам.

В День Казанской иконы Божией Матери хочу пожелать и мудрости, и сил, и веры, и надежды, и смелости, и доброты, и счастья, и удачи, и мира, и благополучия. Пусть все твои молитвы будут услышаны, пусть все твои старания будут оправданы в успехе.

Источник

Три варианта легенды о появлении праздника Хетага

В одной из версий Хетага олицетворяют как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру, Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему ни как не удается уйти от погони, и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись просит Уастырджи о помощи. Происходит чудо: в поле, где не было леса, появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная, чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага — Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя — пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме — Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага — самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах — он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение — молодые сами должны сделать выбор — «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. — Авт. А.С. Коцоев).

По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты, жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг — якобы расшифровывается, как «Георгий из страны хеттов».

Опять-таки, это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле, возникшее в «Роще Святого Хетага», отчетливо показывается на приборах. Т.е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — Днём Святого Патрика. Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

Источник

В Северной Осетии празднуют День святого Хетага

Глава Северной Осетии поздравил жителей республики с Днем святого Хетага

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поздравил жителей республики с Днем святого Хетага.

«Этот светлый праздник – символ духовной традиции жителей Северной Осетии, особо значимый и чтимый всеми, кому дороги родная земля, обычаи предков и нравственные идеалы нашего народа. Уходящий вглубь веков, он призывает нас к единению, сплоченности, осмыслению нашей жизни и поступков», – говорится в поздравлении Таймураза Мамсурова.

«В этот день под сенью священной Рощи и в домах Осетии за тремя ритуальными пирогами люди будут молиться за здоровье и благополучие близких, за мир и стабильность любимой республики, за процветание нашего великого Отечества. Пусть Хетт?джы Уастырджи услышит и исполнит все добрые слова и пожелания, которые прозвучат сегодня от чистого сердца и с добрыми помыслами. И пусть никогда не иссякает в нас дух уважения к своим истокам!» – подчеркнул глава республики.

Напомним, роща Хетага, которая является святым местом для осетин, расположена в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ – Алагир. Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага съезжаются люди со всех районов республики.

Согласно легенде, Хетаг был сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам и выбравшим христианство. Из-за гнева родных он был вынужден бежать в Осетию, но преследователи настигли его и там – по пути в Куртатинское ущелье. Тогда Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес!». Однако добраться до леса он не успевал и произнес: «Пусть лес придет к Хетагу». Роща сразу же окружила беглеца, и преследователи не смогли его найти. Затем Хетаг прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых.

В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу, для того чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т.д. До Великой Отечественной войны в рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны женщины стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин.

С 1994 года День Хетага отмечается в Северной Осетии как республиканский общенародный праздник. По традиции во второе воскресенье июля сюда в качестве жертвоприношений приносят три теплых пирога, молоко и мед.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *