Поздравления с 45-летием с начала строительства БАМа
Дата новости: 05.07.19 17:36 Автор: Служба новостей сайта «Наша Тында»
Поделитесь новостью в своей любимой соцсети:
В 2019 году исполняется 45 лет с начала строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали
Одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Множество людей тогда трудилось на благо всей страны. БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю Пробито 8 тоннелей и построено 142 моста, Вы только представьте какая колосальная работа была проделана
УВАЖАЕМЫЕ СТРОИТЕЛИ И РАБОТНИКИ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ! ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ
От имени депутатов Тындинской городской Думы и от себя лично поздравляю всех железнодорожников, проектировщиков, транспортных строителей, жителей нашего города с 45-летием со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали!
В непростых климатических, а также условиях высокой сейсмичности, через непроходимые таежные дебри, толщу скал и вечную мерзлоту пролегла стальная нить магистрали. Все это было бы невозможно без высокого мастерства строителей, профессионализма, выдержки и упорства тех, кто был задействован в столь грандиозном проекте.
Одновременно со строительством железной дороги ударными темпами возводились объекты социального и культурного назначения, вокзальные комплексы, инженерные сооружения. Со всей страны сюда приезжали будущие бамовцы, чтобы своим энтузиазмом и энергией, знаниями и опытом внести неоценимый вклад в развитие отдаленных территорий нашей Родины.
Это событие памятно и дорого по-особому для каждого из нас. Желаю всем строителям, железнодорожникам, ветеранам и сегодняшним труженикам БАМа крепкого здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в труде!
Председатель Тындинской городской Думы И. Ю. Магарламов
Уважаемые жители Тындинского района, уважаемые гости!
Несмотря на десятилетия, в памяти свежи воспоминания о первых десантах, первых километрах земляного полотна, отсыпанного под укладку пути, праздниках по случаю прихода путеукладчика и первого пассажирского поезда.
БАМ воспитал плеяду людей, которые не обращали внимания на бытовые сложности, природные условия, не делились на национальности, веру и политические взгляды, а шли вперед к «золотой стыковке». Из таких бамовцев выросли строители, железнодорожники, которые навсегда сохранили дух грандиозной стройки.
Вместе со строителями, железнодорожниками трудились педагоги, медики, работники культуры и многие другие. Именно благодаря сплоченности и поддержке друг друга бамовцы смогли в кратчайшие сроки построить уникальную железную дорогу.
Сегодня мы поздравляем каждого, кто вложил частицу своей жизни в строительство Байкало-Амурской магистрали.
Желаю каждому жителю нашего района крепкого здоровья, благополучия и пусть БАМ всегда будет символом молодости, стойкости и энтузиазма!
Глава Тындинского района Т.А.Лысакова.
Уважаемые жители Тындинского района! Дорогие бамовцы!
Дорога оставила свой яркий след не только в истории Тындинского района, она сыграла важную роль в становлении профессиональной судьбы многих из нас и подарила замечательные традиции. Многие на БАМе нашли свою настоящую и единственную любовь, вырастили детей.
В годы строительства магистрали на карте Тындинского района появилось 15 новых поселков, а Тындинский превратился в красивый, уютный и современный город. Многие из тех, кто строил БАМ, остались здесь жить и работать, нашли себя в самых разных сферах нашей жизни.
Сегодня мы восхищаемся героическим трудом строителей БАМа, которые в сложных природных условиях сквозь мари, скалы и тайгу умело, профессионально и с полной самоотдачей прокладывали железнодорожную колею и применяли самые передовые строительные и инженерные технологии. Труд строителей БАМа отмечен высокими государственными наградами, а имена Героев Социалистического Труда Константина Мохортова, Ивана Варшавского, Александра Бондаря, Полины Полянской, Владимира Будного, Ефима Басина, Анатолия Гусева, Сергея Белоусова, Владимира Степанищева и других навечно вписаны в летопись магистрали.
Ветеранам БАМа и всем тындинцам желаем счастья, здоровья, неиссякаемой энергии, семейного благополучия и добра! Пусть в эти юбилейные дни будет много встреч, воспоминаний, событий с бамовскими песнями и хорошей погодой!
Максим Ермаков, председатель Тындинского районного Совета народных депутатов
В юбилейном составе, который мчался в Тынду из Хабаровска, оказалось много первостроителей, ветеранов-железнодорожников. Среди них Валерий Владимирович Криворотый. Он прибыл на БАМ осенью 1974 года.
Дальнейшая его судьба схожа с судьбами многих солдат-железнодорожников. После демобилизации они остались на стройке века. Криворотый дал себе зарок: «С БАМа уеду только по БАМу». Он прошел путь от электромонтера до главного инженера службы электрификации. Сегодня на магистрали работают дети ветерана.
Жизнь бамовских поселков практически полностью связана с железной дорогой. Она основной работодатель. Есть надежда, что с подъемом БАМа отток населения сократится. На станциях множество дошколят и подростков. Те, кто уезжает на учебу, домой не возвращаются.
БАМ может разгрузить Транссиб
Но с модернизацией все не так просто, добавляет заведующий кафедрой Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Евгений Ашпиз. В правительственном документе речь идет о Восточном полигоне, то есть о Транссибе и БАМе.
И еще. Магистраль проходит в сложных условиях мерзлоты. При ее оттаивании происходит деформация земляного полотна, а это приводит к ограничению скорости. Значит, нужно «вылечить» такие участки.
Амгунь
Жил Авакимов в вагончике на земляном пятачке, который отвоевали у тайги мощные японские бульдозеры «Сумитомо». Мы разговаривали, пили чай, а потом, когда я окончательно втерся Авакимову в доверие, он властным жестом закрыл мой блокнот и сказал: «Поедем, я тебе кое-что покажу». Сам сел за руль «уазика», на первой передаче с визгом и завыванием мы прорвались по какой-то старой заросшей травой колее на невысокое плато, окаймленное редким ельником.
Самое страшное, что никто этого и знать не хотел. Через два месяца кладбище в болоте сравняли с землей, засыпали щебенкой и «облагородили»: на открытие моста через Амгунь должно было приехать высокое партийное начальство. Ничто не должно было напоминать о тех, кто строил здесь БАМ в начале тридцатых, о сталинском терроре, о невинно погибших. Поэтому снесли и сравняли с землей всё: вышки вертухаев, тачки, ложки, изогнутые сверлом, стерли мощными бульдозерами «Сумитомо» все, что могло напомнить о том времени.
Они пытались стереть это и из нашей памяти. Они хотели, чтобы мы считали началом строительства магистрали середину семидесятых годов. Что характерно, ровно так мы сегодня и считаем.
И все же, все же, все же. Наша коллективная память оказалась посильнее импортных бульдозеров. И сегодня мы помним не только замечательных ребят и девчонок, приехавших на Дальний Восток с искренним мотивом построить для страны магистраль, а заодно и свою судьбу. Мы помним и тех, кто был здесь раньше, кто погиб тут, так и не найдя справедливости. Дорогу, которую они построили, сняли и отправили в 1942-м на волжскую рокаду, бараки, в которых они выживали и умирали, сравняли с землей, кладбища утопили в вечной мерзлоте. Остались только люди, которые знают и помнят.
Первая свадьба
Оба, не сговариваясь, достают паспорта. Раскрывают. «Прописан постоянно. пос. Звездный».
Сахно поправляет рано седеющие волосы, кивает головой. Он ждет не писателей, а вертолет из Усть-Кута с какими-то документами. Ждет баржу. Ее арендовали для перевозки тяжелых механизмов. В какой-то момент, словно из-под земли, появляется высокий худой парень. Из-за его спины выглядывает застенчивая, тихая девушка. Парень откашливается, переступает с ноги на ногу. Говорит: «Петр Петрович, нам надо срочно улететь в Усть-Кут. С прорабом мы договорились. «
Переводит взгляд на Гречухина. Секретарь райкома молчит. Молодожены ждут ответа. Может быть, начальник СМП вспомнил о своей семье? Может быть, он вспомнил Игирму, где семья ждет не дождется отца и мужа хотя бы на денек?
Может быть. А может быть, и нет.
Переводит взгляд на невесту. Невыносимая молодость девушки повергает в полную растерянность. Но секунды достаточно: он прежний Сахно.
Обращение по случаю 45-летия с начала строительства БАМа
В.Путин: Дорогие друзья! Строители и добровольцы, жители бамовских городов и посёлков!
Сегодня мы отмечаем значимую для всей нашей большой страны дату – 45 лет с начала строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали.
Прежде всего хочу поздравить всех, особенно ветеранов-бамовцев, с этим без всякого преувеличения историческим событием.
БАМ – это много больше, чем одна из крупнейших железнодорожных артерий России и мира. Это сплав труда, мужества, мечты сотен тысяч людей.
О необходимости такой магистрали для подъёма Сибири и Дальнего Востока говорили ещё в начале ХХ века и уже тогда понимали, что это задача наисложнейшая.
Строительство БАМа было серьёзным вызовом для страны и прежде всего для людей, участвовавших в грандиозной стройке. Строители трассы, новых городов и посёлков, изыскатели, железнодорожники, мостовики и проходчики тоннелей, добровольцы, вдохновлённые общей идеей, работали ради будущего, день за днём совершали настоящий подвиг.
БАМ действительно стал всенародным проектом. За всю историю строительства в нём приняли участие около двух миллионов человек.
Созданный в 70–80-е годы инфраструктурный задел открыл для наших компаний быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, стал надёжным транзитным маршрутом, связывающим всю Евразию.
Спасибо за это вам, строителям магистрали, и тем, кто сейчас работает на трассе!
Перед нами сейчас задача нового уровня. Необходимо в ближайшие годы совершить настоящий прорыв в развитии транспортной инфраструктуры страны.
В числе приоритетов – масштабная модернизация БАМа и Транссиба, увеличение их пропускной способности в 2025 году до объёмов свыше 200 миллионов тонн грузов в год.
Уверен, нынешнее поколение железнодорожников, строителей, рабочих, инженеров справится с этими задачами, достойно продолжит дело, начатое первопроходцами БАМа.
Хочу пожелать вам успехов и от всего сердца поблагодарить за труд во имя России!
Посвящается ГЕННАДИЮ ТИТОВУ и всем строителям БАМа.
Начала править стихотворение бамовца. Увлеклась. Выстроила свою концепцию. С удовольствием посвящаю стих вдохновителю и его друзьям.
Совершенно случайно стихотворение написано 19 мая. Именно 19 мая 1891 года произошла закладка Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути Его Императорским Высочеством Государь Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем ( Николаем II ).
С нас портреты писала эпоха, И газеты статьями трубили. Мы профессию знали неплохо И тайгу вековую рубили.
Мы в палатках ночлег обретали, Согревались душою на стройке. Деревянный домишко едва ли, Как шкатулка, был теплым и стойким.
Мы геройства в себе не искали, Покоряли тайгу и морозы, И природы лихие оскалы Вышибали замерзшие слёзы.
Нам Сибирь выливала характер Из нестойкой мальчишеской стали. Вот таким был суровым наш бартер: Мы меняли судьбу на медали.
Время шло, одолев расстоянья: Мы учились, мужали, старели. Вдоль Байкала на зореньке ранней С нами шли поседевшие ели.
Экскаватор вгрызался в породу, Мерзлоту согревали сердцами. И мороз отступал безбородый, Где над Гаванью звезды мерцали.
Было нас больше двух миллионов. Из гранита хребты нам сдавались И подземные воды в проломах, Чтоб тоннели в конце открывались.
И звено за звеном длинной саблей Благодарно дорога блестела. Мост, стоящий вначале, как цапля, Выгибал звонкой радугой тело.
И по клавишам шпал заиграли Поезда о богульнике песни. И вставал на таежном вокзале Светофора рубиновый пестик.
И грядущее пристальным взором Подмечало ненужность сомненья, Значит, жизнь не послужит укором Для строителей-БАМ поколенья.
Мы построили детям дорогу, Завещали страну взрослым внукам, Признаемся потомкам и Богу, Что не знали хожденья по мукам.
Мы любили страну и природу, И красивых мы женщин любили, Не иссякнуть чтоб нашему роду, Чтобы аисты гнезда здесь вили.
Наша жизнь, как другая планета, Мы романтики вечные БАМа. Наша юность, как песня, пропета Или срочная всем телеграмма.
ОБ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БАМа
Первыми в Российской империи о необходимости железнодорожного строительства в Сибири, Забайкалье заговорили в середине XIX века сосланные в эти края декабристы: М. Бестужев, Г. Батеньков, Д. Завалишин и др. 1888 г. Русское техническое общество предложило проложить «железную дорогу через всю Сибирь» от Тайшета севернее Байкала.
В СССР подготовительные работы произведены в 1932 году, а начато строительство западного участка от Тайшета до Братска в 1938 руками заключенных. В 1939 г. шли подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА БАМа НАЧАТ 5 АПРЕЛЯ 1972 г.
Сегодня исполняется 47 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Ветеранов БАМа и жителей Тынды поздравляет Ефим Басин, президент общероссийской общественной организации «Бамовское содружество».
Дорогие коллеги и друзья!Поздравляю вас с 47-ой годовщиной начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали!
Вы помните, что 8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Оно дало официальный старт грандиозному делу – сооружению длиной более трех тысяч километров железнодорожной магистрали от Байкала до Амура.
И мы с вами не просто принимали в этом участие, но и воплотили в жизнь целый ряд уникальных проектов – возвели мосты через бурные таежные реки, пробили тоннели сквозь горные хребты, уложили рельсы на чечной мерзлоте.
Многие из вас прошли нелегкий путь от первого десанта до укладки последнего «золотого» звена и сдачи Байкало-Амурской магистрали в постоянную эксплуатацию. Благодаря вашему энтузиазму и самоотверженному труду удалось совершить, казалось, невозможное – проложить в экстремальных условиях Сибири стальную колею, построить чудесные города и поселки там, где раньше не ступала нога человека. Мы создали плацдарм для освоения природных богатств огромной территории и обеспечили стране второй выход к Тихому океану.
БАМ сегодня как никогда востребован и уже полностью загружен грузопотоками. В связи с этим Правительство России приняло решение о его развитии с целью увеличения провозной и пропускной способностей. И это не может не радовать.
Сегодня наша задача – не только сохранить память о нашей стройке и ее героях, но и добиться, чтобы в календаре памятных дат появился новый праздник – наш праздник!
Решение объявить 8 июля Днем БАМа или бамовцев приняли уже в нескольких дальневосточных регионах. А Народный Хкрал Бурятии еще в октябре 2017 года внес в Госдуму РФ законопроект о том, чтобы учредить 8 июля День бамовцев в честь всех, кто участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. А в этой гигантской стройке участвовала вся страна. Через нее прошли более трех миллионов человек. Принятие такого решения могло бы объединить разные поколения людей, способствовать многонациональной дружбе, патриотическому и трудовому воспитанию молодежи.
19 мая 2001 года была зарегистрирована общероссийская общественная организация «Бамовское содружество» в которую входят более 45 региональных отделений России и в странах СНГ. На Ярославском вокзале Москвы установлена памятная доска в честь первопроходцев БАМа и первого ударного комсомольского отряда, который отправился на БАМ 27 апреля 1974 года из Кремля, с XVII съезда ВЛКСМ.
Началась и подготовка к 50-летию с начала строительства БАМа. Работы и планов много. Поэтому расслабляться рано!
Желаю вам здоровья, бодрости духа и неиссякаемого оптимизма! Мы преодолеем все, если не потреряем тот дух, который вел нас к победе на БАМе!
Ефим Басин, президент ОРОО «Бамовское содружество», Герой Социалистического труда, Заслуженный строитель Российской Федерации