образование семян и плодов их значение в природе и жизни человека
После оплодотворения из семязачатка образуется семя. Оно покрыто семенной кожурой, содержит зародыш и запас питательных веществ. Параллельно образованию семян начинает разрастаться завязь. Из стенок завязи формируется околоплодник, который окружает семя, — так происходит образование плода.
Плод, образованный из единственного пестика в цветке, называют настоящим. Если плод образуется из нескольких пестиков одного цветка, он называется сложным (малина, ежевика). Плод считается ложным, если в его формировании, кроме завязи пестика, принимают участие другие части цветка — цветоложе, околоцветник, тычинки.
На основе строения околоплодника настоящие плоды подразделяются на сухие и сочные. Разновидности плодов определяется также и числом семян в плоде. Сухие и сочные могут быть односеменными и многосеменными. В итоге выделяют четыре типа плодов: сухие односеменные, сухие многосеменные, сочные односеменные, сочные многосеменные.
Сухие односеменные плоды: зерновка (семя плотно срастается с тонким околоплодником — рожь, пшеница); семянка (околоплодник кожистый, с семенем не срастается, часто имеет хохолок или летучку — подсолнечник, одуванчик); крылатка (семянка с крыловидным придатком — ясень); орех (околоплодник твердый, деревянистый — лещина); орешек (орех маленького размера — конопля); желудь (дуб).
Сочные односеменные плоды: костянка (вишня, слива); сложная костянка (группа костянок, образовавшаяся из одного цветка — малина, ежевика).
Сочные многосеменные плоды: ягода (виноград, томаты, клюква, смородина); яблоко (ложный плод, в образовании которого принимает участие разросшееся цветоложе — яблоня, груша, рябина); тыквина (ложный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе — арбуз, тыква); померанец (плод цитрусовых — лимон, мандарин).
Соплодия — это плоды, которые образуются из соцветия в процессе срастания нескольких плодов в единое целое (инжир, шелковица).
Плоды и семена могут распространяться разными способами.
При помощи ветра разносятся очень легкие, мелкие семена — например, у растений семейства Орхидные. Семена многих растений имеют тонкие пленчатые выросты (крылатки) или хохолки. Эти образования также способствуют переносу семян воздушными течениями (тополь, одуванчик, клен, береза и т. д.).
С помощью воды распространяются семена водных растений — кувшинки, кубышки. Семена снабжены воздушными пузырями, что не позволяет им погружаться на дно.
Распространение семян животными происходит в том случае, когда семена имеют специальные выросты: крючочки, шипики, клейкие выделения и др., с помощью которых семена цепляются за шкуру животных.
Плоды с сочным околоплодником обычно распространяются птицами. Птицы питаются такими плодами (рябина, калина, вишня и др.), переваривают околоплодник, а семена выбрасываются неповрежденными.
В распространении семян могут принимать участие муравьи (семена, в которых содержится много масел), а также человек — это обычно семена сорных растений. Человек распространяет такие семена вместе с семенами культурных растений (василек, подорожник).
У бальзамина, бешеного огурца разбрасывание семян происходит при самопроизвольном раскрывании плода.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Образование семян и плодов их значение в природе и жизни человека
Плод – это орган цветкового растения, который состоит из околоплодника (разросшейся завязи) и семян. Плод служит для защиты и распространения заключенных в нем семян.
Плоды различаются по структуре околоплодника, количеству семян, особенностям вскрывания, наличию приспособлений для распространения и другим признакам. Плоды и семена распространяются ветром, водой, животными и человеком. Плоды имеют важное биологическое и хозяйственное значение.
Строение плода
Строение плодов разных видов растений однотипное. Плод состоит из околоплодника (разросшаяся завязь) и семян.
Семя — это многоклеточное образование, развивающееся из семязачатка после оплодотворения.
Классификация плодов (виды, типы)
По типу околоплодника различают сочные и сухие плоды.
Сочные плоды
Если к моменту созревания околоплодник содержит много запасных питательных веществ и воды, плоды относятся к сочным. Наиболее распространенными сочными плодами являются костянка, ягода, тыквина, яблоко.
Односемянной плод
Костянка
Очень твердый внутренний слой околоплодника, так называемая «косточка». Внутри косточки расположено семя. Наружный слой околоплодника — кожица, средний — сочная мякоть (вишня, слива, абрикос, черемуха, алыча)
Многосемянные плоды
Ягода
Нет деревянистого слоя в отличие от костянки, и семена располагаются в сочной мякоти (томат, картофель, виноград, смородина, черника).
Тыквина
Наружный слой околоплодника при созревании довольно твердый (огурец, тыква, арбуз, дыня).
Яблоко
В образовании плода участвуют, кроме завязи, и другие элементы цветка — цветоложе. околоцветник (яблоня, груша, рябина).
Сухие плоды
Если околоплодник подсыхает и не содержит питательных веществ — плод сухой. По количеству семян плоды бывают односемянные и многосемянные.
Плоды с сухим околоплодником можно разделить на две группы: вскрывающиеся, которые при созревании растрескиваются, и невскрывающиеся — их семена освобождаются после разрушения околоплодника.
Односемянные невскрывающиеся плоды
Жесткий деревянистый околоплодник (лещина, липа). Маленький орех называется орешком (гречиха).
Желудь
Менее жесткий, чем у ореха, кожистый околоплодник. У основания плод окружен чашевидным защитным покровом — плюской (дуб).
Зерновка
Кожистый околоплодник срастается с кожурой семени (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис).
Семянка
Кожистый околоплодник не срастается с кожурой семени (под солнечник, одуванчик, мать-и-мачеха).
Многосемянные вскрывающиеся плоды
Околоплодник из двух створок, которые вскрываются от верхушки к основанию. Семена прикреплены к стенкам плода (горох, фа соль, люпин, акации).
Стручок
Коробочка
Имеет различные приспособления для вскрывания: дырочки (мак), крышечку (белена), зубчики (гвоздика). Вскрывается чаще створками (тюльпан, дурман, каштан конский).
Сборные плоды
Каждый плод образуется из одного пестика, но у некоторых растений в цветке пестиков много (ежевика, малина, земляника). В этом случае формируются сборные плоды, состоящие из нескольких плодиков. Например, у малины, ежевики плод сборная костянка (рис. 162).
У земляники сборный орешек — мелкие плодики орешки вдавлены в разросшееся мясистое цветоложе (рис. 163).
Распространение плодов и семян
Плоды не только надежно защищают семена, но и способствуют их распространению. Это обеспечивает расселение растений.
Анемохория (ветром)
Плоды многих растений разносятся ветром. Для этого у них есть специальные приспособления — крылышки (клен, ясень) (рис. 164), парашютики (бодяк, одуванчик).
Гидрохория (водой)
Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, осоки). Они имеют плотные, непроницаемые для воды покровы, а также воздушные камеры, позволяющие им плавать. Например, плоды кокосовой пальмы переносятся морскими течениями на тысячи километров и, будучи вынесенными на песчаный берег, прорастают (рис. 165).
Зоохория (животными)
Семена многих растений переносятся животными. Птицы, например, поедают плоды, богатые питательными веществами (см. рис. 165). Семена таких плодов имеют плотную кожуру и не повреждаются в пищеварительном тракте. Попав с экскрементами на почву, семена прорастают. Тяжелые плоды (орехи, желуди) опадают с деревьев и лежат на почве. Их распространяют кабаны, белки, мыши, бурундуки. Животные, делая запасы на зиму, часто о них забывают, и семена прорастают на новых местах.
Плоды некоторых растений имеют прицепки, крючочки, при помощи которых они прикрепляются к шерсти животных — лопух, гравилат, череда (рис. 166).
Антропохория (человеком)
Особая роль в распространении плодов и семян принадлежит человеку. Семена ценных растений он издавна завозит в новые районы выращивания. Таким образом в Европу из Америки попали кукуруза, фасоль, подсолнечник. Семена сорных растений распространяются с транспортом, фуражом. Так, например, в XIX в. во Францию вместе с овсом, которым кормили лошадей в русской армии, был занесен лопух. Из Европы в Америку распространился подорожник, который индейцы называли «след белого человека», поскольку впервые он появился в местах поселения европейцев.
Автохория (разбрасывание семян)
Есть и такие растения, для которых характерно активное разбрасывание семян (желтая акация, недотрога). Их созревшие плоды растрескиваются, и створки околоплодника, скручиваясь, с силой отбрасывают семена в стороны. Материал с сайта http://wiki-med.com
Значение плодов
Значение плодов в природе
В отличие от голосеменных растений у цветковых семена защищены околоплодником от неблагоприятных воздействий внешней среды. Следовательно, возрастает вероятность созревания семян и прорастания их в новые растения.
Значение плодов в жизни человека
Велико также хозяйственное значение плодов. Человек использует плоды в пищу в свежем виде (фрукты, овощи) или перерабатывает для большей сохранности (квашение, варение, соление, сушка). Для человека плоды — основной источник витаминов, сахаров. Хлеб также является продуктом переработки плодов злаков — зерновок (рожь. пшеница, рис, кукуруза). Плоды и семена используются на корм домашним животным. Из плодов многих растений получают лекарственные препараты. Некоторые плоды и семена используются для изготовления различных поделок (посуда, бусы, ожерелья, пуговицы).
Самый крупный плод развивается у гигантской тыквы. В 2010 г. в США была выращена тыква, масса которой составила 821,2 кг, в обхвате она достигла 4,7 м. На сегодняшний день выращены тыквы, весящие больше тонны.
Мякоть гигантской тыквы очень вкусная и питательная. Она используется для приготовления начинки пирогов, супов и каш детского питания.
Значение семян
Значение семян для растений
В жизни растений семена играют очень важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.
Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, березы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других мемтах растений. Этим они способствуют расселению растений.
Зрелые сухие семена могут долго оставаться живыми. Например, семена огурцов спустя 7-10 лет могут прорасти. По 40-50 и даже 90 лет сохраняют всхожесть семена сорняков, находясь в почве. Семена лотоса, например, сохраняют всхожесть 200-250 лет. Ученым удалось прорастить семена этого растения, пролежавшего в торфянике на территории Маньчжурии около 2000 лет, и семена арктического люпина, пролежавшие в вечной мерзлоте на Аляске около 10 000 лет. Но существующие легенды о сохранении всхожести семян пшеницы, найденных в египетских пирамидах, не подтвердились, так как пшеница сохраняет всхожесть лишь в течение 7-15 лет.
Значение семян для животного мира
Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих крупных и мелких животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи, олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.
Семена служат кормом многим животным
Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен запасать в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.
В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают возможность существования животного мира.
Значение семян для человека
Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена — пищевой продукт. Из семян злаков (точнее, их плодов — зерновок) — пшеницы, кукурузы, ржи, риса, овса, ячменя, сорго — во всем мире делают муку и крупу. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу, сою. Из семян подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса вырабатывают пищевые и технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, лещины, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, сибирской (кедровой) сосны и других растений. Семена черного перца, тмина, чернушки, мускатного ореха, ванили используют как пряность.
Издревле человек специально выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо им для своего возобновления. Такое свойство растений оказалось очень полезным человеку.
Например, фасоль обыкновенная вошла в культуру стараниями древних ацтеков. Это произошло благодаря окультуриванию фасоли аборигенной — однолетней лианы, встречающейся в диком виде в лесах Центральной и Южной Америки и в настоящее время. У дикорастущей фасоли в плодах бобах обычно содержится 2-3 крупных семени (фасолины), тогда как в плодах некоторых сортов культурной фасоли обыкновенной имеется по 7-9 и даже 13 семян. То же можно сказать и о пшенице. В колосьях ее культурных сортов содержится в 2-3 раза больше зерновок, чем у дикорастущих форм.
Семя — важный генеративный орган семенных растений. Семенами растения размножаются и расселяются по земной поверхности. Семена — ценный продукт питания для человека и животных (диких и домашних). От качества семян зависит будущий урожай.
Систематика и классификация
Плодом называется конечный этап развития растения, которое во время цветения и в процессе двойного оплодотворения видоизменяется. Это орган полового размножения цветка, содержащий в себе семена. Даже из самого маленького соцветия образуется соплодие.
Мякоть и семя скрывается за тонкой или толстой стенкой (оболочкой), которая называется околоплодником (другое название — перикарпий). Последний, в свою очередь, состоит из трех слоев, имеющих различную консистенцию.
Классификация плодов происходит по различным признакам. Базовая систематизация включает в себя разделение по цветочным органам, принимающим непосредственное участие в появлении и формировании самого плода.
Названия и их определения:
Если в образовании семян участвует только завязь, такие плоды называются истинными (настоящими). При участии околоцветника и других частей — ложными. По происхождению делятся следующим образом:
Таблица типов плодов растений с примерами:
Строение и образование
Перед тем как образуется плод, сначала появляется цветок. Плоды есть только у тех растений, которые цветут. Многие считают, что разросшаяся завязь и является еще не сформировавшимся фруктом или ягодой. Внутри нее содержатся семязачатки с яйцеклетками. Когда происходит опыление и двойное оплодотворение, зародыши превращаются в семена, а стенки завязи меняют форму, становясь намного плотнее, затем превращаются в околоплодник.
Строение плодов практически ничем не отличается. Они состоят из двух частей: семян и околоплодника. В процессе развития последнего в нем накапливается множество органических веществ, которые наделяют фрукт или овощ особыми характеристиками: запах, цвет, вкус и текстура.
Основные признаки, по которым происходит классификация фруктов, ягод и овощей — количество семечек и строение околоплодника. Если в околосемяннике накапливается большое количество воды, плод относится к сочному типу. Пример: помидор, огурец, кабачок, клубника, яблоко, виноград.
В плодах, где содержится мало воды, семена надежно защищены. Подобные околоплодники называются сухими. Например: грецкий, лесной орех, миндаль, горох, фасоль, редис, дайкон.
А также овощи и фрукты подразделяются на односемянные и многосемянные. К первым можно отнести персик, абрикос, а ко вторым — крыжовник, апельсин, мандарин.
Существуют своеобразные плоды, которые встречаются лишь в определенных видах. Например, у граната. Околоплодник у этого фрукта совсем сухой, но не стоит относить его к сухим плодам, так как в оболочке семян содержится очень много сока.
Некоторые сложные ягоды состоят из более простых костянок, например, малина и ежевика. Многие виды плодов имеют схожие черты. Желудь отличается от грецкого ореха лишь тем, что последний имеет одревесневший околоплодник. Стручок в отличие от бобовых имеет внутренние перегородки. Фрукты, овощи, ягоды и орехи также отличаются:
Соцветия и соплодия
Соцветиями называется много сближенных цветков, которые находятся на верхней части цветоножки. Когда растение отцветает, и на нем появляются первые плоды, они объединяются в соплодия. Например, у подсолнуха цветы собираются в корзину. При их созревании появляются семянки, которые, в свою очередь, трансформируются в соплодие.
Плоды имеют колоссальное значение как для людей, так и для животных, поскольку много особей питается исключительно фруктами, ягодами и овощами. Для человека они являются незаменимыми продуктами из-за большого содержания витаминов и ценных микроэлементов.
В сухих плодах содержатся полезные жиры, ценные масла и легкоусвояемый белок.
Виды и определения
Ягодовидные плоды — овощи и фрукты, в которых сочный околоплодник. Они многосемянные. К этой группе можно отнести томаты, смородину. виноград, клюкву, чернику. Среди ягод существуют и односемянные, например, финиковая пальма или барбарис.
Яблоко — это не только название полезного продукта, растущего на плодовом дереве, но и вид плода. В его образовании участвует не только завязь, но и лепестки, чашелистики и нижние тычинки. Эмбрионы надежно защищены от внешних факторов. Они находятся в сухих камерах, внутри которых много пленок. Такой плод характерен для груши, яблока, айвы.
Тыквина — сочная мякоть с деревянистым наружным слоем околоплодника. Семена расположены внутри. К этой группе относятся огурцы, тыква, дыня, арбуз.
Померанцем или гесперидием называют цитрусовый плод: апельсин, грейпфрут, помело, мандарин, лимон.
Костянка — фрукт с тонкой кожицей, сочной мякотью и одной небольшой косточкой. Семя развивается внутри одревесневшего околоплодника. Вишня, абрикос и слива относятся к костянковидным плодам. Но также бывают многосемянные костянки, например, крушина.
Зерновка — сухой вид плода, у которого пленчатый околоплодник и семенная кожура неотделимы друг от друга. Такой тип характерен для злаковых растений. Желудь — оболочка плотная, есть плюска, получившаяся при срастании одеревеневших чешуек. Пример: каштан, дуб.
Листовка — один плодолистик, раскрывающийся швом. Если в растении много пестиков, плодолистики образуют многолистовку, например, калужницу. Боб — это двустворчатый плод (фасоль или горох).
Коробочка — многосемянное раскрывающееся растение, у которого перикарпий сухой и твердый. Семена высыпаются через трещины или специальные отверстия, расположенные на стенке коробочки. У мака и колокольчика открываются дырочками, у тюльпанов — створками. Такое строение также характерно для фиалки, льна и табака.
В растительном мире плоды играют важнейшую роль. Они обеспечивают полноценное развитие, способствуют созреванию и защищают семена от негативных погодных условий, а также принимают непосредственное участие в расселении зеленых насаждений. Фрукты и ягоды служат ценным источником витаминов и необходимых микроэлементов не только для человека, но и всех живых существ.
Семена используются в пищевой промышленности, сельском и фермерском хозяйстве, фармацевтике и прочих отраслях.
Значение и разнообразие плодов
Разделы: Биология
Цель: познакомить учащихся со строением плодов с их разнообразием и функциями.
Задачи: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, работать с учебниками, сформировать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Приёмы деятельности: эвристическая беседа с элементами лекции.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
Оборудование: коллекция плодов и наборы семян, рисунки учебника стр. 40-41. Компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся: со строением, значением, разнообразием и функциями плодов. И конечно же мы поговорим о бережном отношении к природе. В начале урока давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.
II. Проверка знаний.
Фронтальный опрос уч-ся.
Учитель: | Ученик: | |
1. | Что называют оплодотворением? | Оплодотворением называют слияние двух половых клеток гамет. |
2. | Какие особенности строения пыльцевых зерен помогают им удерживаться на рыльце пестика? | Каждое пыльцевое зерно одето оболочкой, поверхность которой редко гладкая; чаще она неровная и покрыта шипиками, бородавочками или выростами в виде сеточки. Это и помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика. (слайд 4) |
3. | Что происходит с пыльцой на рыльце пестика? (слайд 5) | На поверхности рыльца выделяется липкая, удерживающая пыльцу жидкость. Здесь пылинка прорастает в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. |
4. | Где находится яйцеклетка? (слайд 5) | Яйцеклетка находится в ткани центральной части семязачатки, ближе к пыльцевходу. |
5. | Как происходит оплодотворение у цветковых растений? (слайд 5) | Пыльцевая трубка сначала растет между клетками рыльца, затем столбика и врастает в полость завязи, там находится семязачаток (число семязачатков в завязях разных растений различно: у пшеницы, ячменя, ржи и вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника несколько десятков, у мака несколько тысяч.) По мере роста пыльцевой трубки по ней перемещаются два спермия, кончик пыльцевой трубки врастает в семязачаток. Яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Происходит оплодотворение. Второй спермий сливается с самой крупной клеткой семязачатка, где образуется эндосперм. |
6. | Из чего образуется плод и семя? | Семя образуется из семязачатка, а плод из завязи. |
III. Изучение нового материала.
1. Образование плода и семени (рассказ учителя)
Как мы с вами уже знаем, что после оплодотворения начинается образование семени, в завязь поступают питательные вещества, из нее образуется плод, а из семязачатков, находящихся в плоде семена.
Работа в тетради. Ученики записывают определение «Плод».
Плод – образование, возникшее после оплодотворения на месте цветка и несущее в себе семена. (слайд 6)
Плод, так же как и цветки имеет разнообразное строение и общие черты строения.
Снаружи плод имеет околоплодник, внутри плода заключены семена. (слайд 6)
У большинства растений плод образуется из завязи пестика, а у некоторых из пестика и других частей цветка, или цветоложе, околоплодника из завязи пестика истинный плод из одного пестика – настоящий, правильный.
Из цветка, цветоложе, околоплодника – ложные. (Яблоня, руша, рябина), а из нескольких пестиков одного цветка сложный или сборный (малина, ежевика.)
По характеру околоплодника все плоды можно разделить на сухие и сочные, а по числу находящихся в них семян на односемянные и многосемянные.
2. Схема разнообразия плодов.
У цветковых растений могут быть плоды четырех типов: схема. (слайд 7)
Земляника ложное название ягоды, дело в том, что цветок земляники имеет много пестиков, которые при созревании превращается в многочисленные мелкие и сухие плоды, расположенные на разросшемся сочном цветоложе и поэтому их называют орешками.
IV. Закрепление.
1. Учитель: Назовите типы плодов. (слайд 8)
Ученик: Плоды бывают сочные односемянные – костянка, многосемянные: ягода, яблоко, орешек. Сухие односемянные: зерновка, семянка, орех, желудь, каштан. Сухие многосемянные: коробочка, боб, стручок, стручочек.
2. Учитель: Выполните тест. (слайды 9–11)
Ученики выполняют тест в тетради со слайда.
Истинные плоды покрытосеменных развиваются из:
а) завязи пестика
б) цветоложа
в) пыльников тычинки
Сочная мякоть плода покрыта тонкой кожицей, внутри находится много семян – это плод:
а) яблоко
б) ягода
в) костянка
Семена располагаются на поперечной перегородке в:
а) бобе
б) стручке
в) коробочке
Допишите верный ответ:
Плод развивается из _________, семя – из _______, зародыш из оплодотворенной _______.
Учитель проверяет тест вместе с учениками и оценивает.
3. Условия для развития плода (рассказ учителя с элементами беседы).
Учитель: как вы думаете, зависит ли процесс образования плодов и семян от условий окружающей среды?
Ученик: да, зависит. Для образования плодов и семян необходима вода, питательные вещества, тепло и воздух.
Учитель: а кто из вас знает какие мероприятия способствуют получению высокого урожая зерновых культур, овощных и плодовоягодных?
Ученик: Нужно соблюдать правила агротехники выращивания растений, бороться с сорняками и болезнями, своевременно и определенном количестве вносить удобрения, обрабатывать почву, поливать.
Учитель: скажите, зачем человек должен добиваться получения высоких урожаев плодов?
Ученик: так как плоды имеют огромное значение в его жизни.
Учитель: а какое значение, кто может сказать, имеют плоды в жизни человека?
Ученик 1: человек употребляет плоды, и семена в пищу. Плоды и семена служат кормом для скота, их используют в промышленности и в медицине. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (пшеницу, рис), плодовые деревья и кустарники (грушу, вишню, крыжовник), а так же овощные (огурец, томат, горох), технические (хлопчатник, лен, конопля).
Ученик 2: в субтропических районах возделывают растения съедобных плодов (мандарины, апельсины, гранаты, маслины, грецкие орехи.)
Ученик 3: в тропиках выращивают кофейное дерево и какао, из семян которых получают кофе, какао, шоколад.
Ученик 4: а банан, кокосовая пальма, хлебное дерево, манго и авокадо дают плоды, которыми питаются жители тропических стран. (слайд 12)
Ученик 5: А знаете ли вы, что жители небольшого княжества Хунза горной страны Ладынх вполне справедливо называть гелитионами по долголетию. Они живут в среднем по 80-90 лет. К тому же они практически не знают болезней и отличаются необычайно высокой трудоспособностью, бодростью, выносливостью и силой, до глубокой старости сохраняют неизменный оптимизм, хорошее настроение и стойкость духа. (слайд 13) Изучение этого уникального племени показало, что основная причина столь необычного долголетия- строго соблюдаемый рациональный режим питания, но самым интересным оказалось то, что среди продуктов питания этих кашмирских горцев главное место принадлежит абрикосу. Летом свежие, зимой вяленые или сушеные плоды, абрикосовая мука, соки, пастила, повидло и другие блюда составляют основу их рациона.
4. Охрана плодовых деревьев.
Учитель: ребята, вот мы с вами и выяснили какова огромная роль плодов в жизни человека, но сами растения беззащитны и нередко гибнут от рук человека. Особенно большой урон наносится дикорастущим растениям. Очевидно, каждый из вас видел, как собирают целые охапки красиво цветущих растений (часто их даже не доносят до дома и выбрасывают), как безжалостно ломают кусты черемухи и ветки с плодами рябины. За последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли, Уже около 600 видов дикорастущих растений нашей страны занесены в Красную книгу, среди них ландыш майский, подснежник белоснежный и другие: плакат «Красная книга» (слайды 14, 15). Каждый человек бережно и весьма тепло относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и ко всей окружающей нас природе.
Учитель: итак, ребята, с какими терминами мы на уроке сегодня работали?
Ученик: называет слова, записанные на доске.
Учитель: все эти слова у вас записаны в словаре. А слово «Плод» вам надо записать.
V. Задание на дом.
стр. 40 читать и пересказывать, стр. 40-41 рисунки.