rts стратегии что это
Считается, что стратегии являются одними из наиболее сложных видеоигр.
Первое, что стоит о них знать: большинство попадает в один из поджанров – стратегии в реальном времени (RTS игры) или пошаговые стратегии (TBS).
Рассмотрим основные определения для TBS и RTS.
Сейчас это может показаться неважным, но поверьте: чтобы понимать стратегии как жанр, необходимо понимать эту разницу.
Стратегии в реальном времени или пошаговые стратегии
Неотъемлемый определяющий фактор для стратегий – это отношению к концепту времени.
Чтобы с ходу отличить пошаговую стратегию от стратегии в реальном времени, просто посмотрите, как идет игровое время.
Если оно делится на отрезки и пользователям или их оппоненту в лице игрового ИИ нужно принимать решения за эти отрезки – скорее всего, вы имеете дело с пошаговой стратегией.
Другими словами, если вы делаете ходы по очереди – это пошаговая игра.
Если время проходит так, как в реальном мире, и все пользователи могут играть одновременно, то речь идет о стратегии в реальном времени.
Все решения принимаются под давлением ситуации, когда атаковать вас могут в любой момент, и пауз здесь не предусмотрено.
Прежде чем ответить на вопрос, в чем разница между стратегией в реальном времени и пошаговой стратегией, давайте посмотрим, насколько разнообразны эти жанры сами по себе.
Пошаговые стратегии
Если вы никогда не играли в такую, просто представьте себе цифровую настольную игру.
В традиционной настольной игре каждому игроку дается ход, чтобы подумать, выстроить стратегию и принять решение, соответствующее игровой ситуации.
Игра разворачивается постепенно, каждый участник ожидает своей очереди сделать ход и таким образом возобновить свою стратегию на игровом поле.
Тот же принцип работает и для большинства пошаговых стратегий. Игрокам и ИИ по очереди дается возможность в полной мере использовать свою сообразительность, хитрость и ресурсы для достижения поставленной цели.
Рассмотрим два разных типа пошаговых стратегий: серию XCOM от Firaxis Games и игры Total War от Creative Assembly.
В XCOM вы управляете отрядом из 5-6 солдат – охотников за пришельцами.
В Total War вместо отряда у вас целая цивилизация: правительство, торговля, экономика и армия.
Таким образом, масштаб этих игр совершенно разный. XCOM считается более тактической игрой, в которой нужно продумывать свои действия на несколько ходов вперед. С другой стороны, Total War более стратегическая – ее масштаб охватывает целые века.
Но и это еще не всё. Элементы пошаговых стратегий стали использоваться в играх и других, более популярных жанров. Их можно найти в JRPG, симуляторах и тактических шутерах.
Стратегии в реальном времени
Термин «стратегия в реальном времени» был предложен Бреттом Сперри во время маркетинговой кампании его классической игры Dune II в 1990 году. И хотя эта игра не считается первой RTS в полном смысле, она, безусловно, установила планку для огромного количества последующих франшиз.
В дизайне наиболее успешных и признанных RTS, например Command & Conquer, Warcraft и StarCraft, явно прослеживается влияние классической научной фантастики ранних 90-х.
Лучший способ понять типичную RTS – представить себе Средние века. На этом этапе развития множество новых культур восстало из пепла классических цивилизаций, нередко – в целях имперского господства.
Подумайте о Франции, Германии, Англии или Скандинавии – все эти страны и нации развивались в непосредственной близости в одно и то же время, а затем захватывали или заключали союзы друг с другом. Тот же принцип можно найти в стратегиях в реальном времени, например, в Age of Empires.
RTS игры такого типа подразумевают развитие народа, поселений, армии и стратегии в режиме реального времени.
Создание юнитов, завоевания и общее развитие всех вовлеченных игроков происходит одновременно.
Сбор ресурсов – неотъемлемый компонент большинства стратегий, и вам часто придется агрессивно соперничать с другими игроками за ограниченные месторождения ресурсов на карте.
Представьте, как может накалиться обстановка в условиях постоянных конфликтов за господство на игровой карте.
Такая ситуация требует отличных навыков принятия решений и реакций на уровне рефлексов, в отличие от пошаговой стратегии, где игроки располагают временем на подготовку и принятие решения.
Как играть в стратегии
Если вам интересно, как обстоят дела с RTS и TBS в киберспорте, то ситуация такова: стратегии в реальном времени составляют большую часть киберспортивных стратегий.
И хотя дух соревнования в онлайновых пошаговых стратегиях действительно может быть очень силен, на это, по большей части, не очень интересно смотреть. Множество популярных пошаговых стратегий просто недостаточно вписываются в рамки киберспорта. TBS, как правило, опираются на продолжительные кампании и не могут похвастаться зрелищностью. По сути, многие из них сталкиваются с теми же проблемами, что и киберспортивные MMO.
Самой выдающейся пошаговой стратегией, в которую играют на профессиональном уровне, является Pokemon. Последние ее релизы доступны на Nintendo 3DS. Турниры в Pokemon популярнее всего на территории США.
Несколько лет назад первая игра из серии, Pokemon Red, была частью необычного социального эксперимента под названием Twitch играет в Pokemon. Сотни тысяч пользователей одновременно играли в одну и ту же версию игры в трансляции Twitch. Не совсем соревновательный киберспорт, но впечатляющий пример кооперации в режиме мультиплеера.
Сегодня миллионы долларов уходят на коллективное поддержание и администрирование одного только сектора киберспортивных стратегий. И это еще не всё – пользователи могут выигрывать целые состояния в крупномасштабных соревнованиях.
Призовой фонд StarCraft на данный момент составляет 21 765 461, 56 – именно столько выиграли профессиональные игроки за всю историю существования игры в виде профессионального киберспорта.
StarCraft: основатель и повелитель киберспорта
Выход дополнения StarCraft: Brood Wars заложил прочную основу для целой киберспортивной сцены. Первые хорошо организованные турниры и соревнования прошли в 2002 году в Южной Корее.
Именно тогда первые команды профессиональных игроков начали свое восхождение благодаря спонсорству крупных южнокорейских компаний – KT, SK Telecom и Samsung.
На первый взгляд это может показаться странным, но к корейским чемпионам по StarCraft относятся с тем же уважением и восхищением, что и к профессиональным атлетам.
Оригинальный StarCraft был первой игрой, включенной в турнир World Cyber Games. Игра ежегодно появлялась на турнире вплоть до 2011 года, когда ее заменил сиквел – StarCraft 2.
StarCraft 2 продолжила дело предшественницы и получила звание самой популярной киберспортивной стратегии. Примерно 30 000 пользователей играют ежедневно; по состоянию на март 2018 количество регулярных пользователей составило 350 000 человек.
RTS игры или TBS: что лучше?
Очевидно, что этот вопрос субъективный и правильного ответа на него нет.
У каждого свои вкусы. Некоторые предпочитают эпичные военные кампании пошаговых стратегий, в то время как другие – напряженные стычки стратегий в реальном времени.
Каждая сторона насчитывает множество поклонников и споры о том, что лучше – RTS игры или TBS, не угасают уже долгое время. Однако подобные раздоры уже давно потеряли смысл и актуальность – вместо того, чтобы спорить, игрокам стоило бы поддерживать развитие жанра стратегий в общем.
По сути, всё зависит от того, чего вам хочется от игры. Если вам больше нравится располагать временем, чтобы спокойно спланировать и предпринять действия, возможно, вам больше подойдет пошаговая стратегия.
Если вам скорее по душе игры в более реалистичном духе, а также быстрое и разнообразное принятие решений, обратите внимание на стратегии в режиме реального времени.
Однако и теми, и другими можно наслаждаться практически бесконечно, так что попробуйте поиграть в наиболее популярные игры обоих поджанров и разнообразить свой игровой опыт.
Вывод
Неважно, новичок ли вы в стратегиях или играете много лет, этот жанр никогда не беднеет на крутые и многогранные игры. Такие компании, как Blizzard, Creative Assembly, а также Firaxis Games (и, конечно, мы в Plarium), будут стремиться выпускать захватывающие и уникальные стратегические игры.
Если сейчас вы подкованы в каком-то одном поджанре стратегий, возможно, у вас появится желание попробовать что-то новое и непривычное.
Тем, кто играет только в пошаговые стратегии, ориентированные на тактику, стоит дать шанс RTS играм, завязанным на экшене. Справедливо и обратное: опытным игрокам в StarCraft II, возможно, захочется попробовать свои силы в пошаговой игре вроде Total War: Warhammer II.
Самое лучшее в обоих поджанрах – это почти бесконечные потенциальные возможности. Одну и ту же игру можно проходить сколько угодно раз, играя за разные расы, выбирая другие стратегии и решения.
Кроме того, для наших игроков мы специально разработали генератор ников онлайн. Теперь можно получить уникальный ник для любой стратегии.
Что же касается приобретения мастерства в таких играх и надежд когда-нибудь войти в мир профессионального киберспорта, то тут рецепт один: практикуйтесь как можно больше и читайте о популярных способах преодоления тех или иных трудностей.
RTS: во что играть?
Тяжело было ожидать, что результаты будут иными. Несмотря на всё многообразие жанра, существует сразу несколько причин, по которым топы получились настолько (в определенной степени, безусловно) предсказуемыми. Для начала сразу было оговорено: речь идет о военно-экономических стратегиях (громоздкий термин, позаимствованный мной из компьютерной литературы 90-х годов), а потому нечего удивляться отсутствию в хит-парадах, например, Black and White. Во-вторых, четко был указан год выхода игр – 2004, так что, господа, невнимательно прочитавшие правила, не обессудьте. В-третьих, жанр-то велик, но основные его представители у всех на слуху, а потому удивляться тому, что первые места заняли сами-знаете-какие-игры, не приходится, а многие из достаточно оригинальных или хотя бы заслуживающих внимания игр в топы не попали по той простой причине, что их вспомнило слишком мало народу. Почему *топы*? Помимо личного зачета для каждой конкретной игры, был составлен небольшой хит-парад самых удачных игровых сериалов данного жанра. Появление представителя всего лишь одной игры той или иной серии объясняется просто: в «личном» зачете участвовали представители серии, набравшие в рамках своей линейки игр наибольшее число голосов. Думаю, можно приступать, и начнем, пожалуй, с наиболее популярных игровых сериалов.
Где-то в глубине космоса, очень далеко от ближайшей населенной системы, висит капсула. На первый взгляд она безжизненна и не представляет никакой угрозы для мирного космического путника, который решит пролететь мимо нее. Но червь сомнения уже точит уверенность путешественника: странные сигналы, непонятные вспышки… В глубине капсулы сидит Нечто, деловито пережевывающее микросхемы своей импровизированной тюрьмы. До поры до времени… Именно так можно вкратце рассказать завязку Homeworld: Cataclysm – дополнения к хиту 1999 года выпуска под названием Homeworld. Дилогия Homeworld отличается от всех остальных сериалов в первую очередь *настоящим* трехмерным пространством, в котором флангов гораздо больше, чем два. Красивейшие бои в космосе, великолепные истории (пожалуй, это относится в большей степени к первым двум играм сериала) – неудивительно, что эта серия попала на восьмое место нашего хит-парада.
Байки про то, что в ближайшие 50 лет на Земле грянет нефтегазовый кризис и всем жителям планеты придется жечь уголь и торф, чтобы приготовить обед, были особенно актуальны в конце 90-х годов прошлого века. Ну, знаете – конец света (ааа, новое тысячелетие, мы все умрем!), было бы обидно, если бы он не ознаменовался концом нефти, – столько добра зазря пропадает… Вот и выдали разработчики игры Earth 2150 историю о том, как люди бьются за руду. Достаточно сложная игровая концепция, напряженный игровой процесс и чувство облегчения, связанное со спасением собственного народа, – «Земля 2150» наверняка заполнилась каждому игроку, кто когда-либо запускал ее. Являясь второй частью трилогии, в которой также имеются игры под названием Earth 2140 и Earth 2160, Earth 2150 сама состоит из трех частей. Тем не менее, многие игроки не в курсе того, что все эти игры связаны между собой. После того, как они заняли седьмое место нашего хит-парад, с данным недоразумением будет покончено раз и навсегда.
Быть плохим – хорошо. Злодейский манифест Питера Мулине под названием Dungeon Keeper, занявший шестое место нашего хит-парада, достаточно странно смотрится в компании других участников топа. Но все признаки военно-экономической стратегии налицо: добыча ресурсов, строительство базы… разве что армию нанимать нельзя… но это мелочи. В какой еще игре вы испытаете истинное удовольствие, глядя, как орк забивает молотком рыцаря в блестящих доспехах? Оно и понятно, ведь рыцарь – ваш враг! Если первую часть можно охарактеризовать как оригинальную, сложную, а главное – длинную игру, то вторая несколько сдала позиции. Но это, в общем-то, нормально для Мулине. К сожалению.
Пятерку лучших игровых сериалов по версии немногочисленных (чего уж тут греха таить) участников опроса открывает серия игр под общим названием Dune. Битва за несчастный Арракис продолжается и днем, и ночью на протяжении целых трех игр: Dune 2, Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune. Судя по опросу, наибольшее впечатление на игроков произвела именно первая часть этой своеобразной трилогии (Dune под номером один, а также ее однофамилицу жанра action по понятным причинам в расчет не берем), а дальнейшие попытки Westwood повторить или – не дай бог! – развить успех произвели гораздо худшее впечатление. Вода мокрая, небо голубое, а Арракис, похоже, так никогда толком и не поделят между собой немногочисленные дома, что и помогло этой линейке RTS попасть на пятое место нашего хит-парада.
На четвертое место взгромоздилась дилогия (позорную третью часть, полагаю, мы бы не стали брать даже в том случае, если бы по условиям опроса можно было указывать и современные игры) Red Alert – своеобразный спин-офф, который изначально явно собирался стать частью «большого» C&C, но как-то так незаметно обособился и остался вполне самостоятельным сериалом. Если первую часть вполне можно посчитать как излишне смелую фантазию на тему «а вот если бы…», то вторая не скупится на весьма странные приемы, достигшие своего апофеоза в лице боевых японских школьниц в третьей части Red Alert. Но что действительно важно, так это то, что во все времена и (практически) при любых разработчиках Red Alert остается зрелищной и (иногда) умной игрой. За что мы ее и любим.
Нежданно-негаданно третье место нашего хит-парада досталось… Age of Empires! Microsoft в компании с Ensemble не стала творить революций в жанре, оставив сей неблагодарный труд на откуп Westwood, и выдала простую и в то же время великолепную игру о том, как мы строим свою любо… извините, государство в заданный временной период. Орки, зерги, сторожевые псы – это всё хорошо, но хочется, знаете ли, возвести собственный замок и окружить его отрядом копейщиков и стрелков на боевых слонах. Ну, просто так – для красоты. И пусть AoE местами сделан по принципу «чтобы было», а баланс порой хромает на обе ноги, отрицать того, что это действительно один из лучших игровых сериалов, не станет, думаю, никто.
Почетное второе место в нашем хит-параде занял сериал Command & Conquer – пожалуй, один из самых плодовитых и наиболее известных сериалов в истории видеоигр. История о том, как планета чуть ли не самоуничтожается из-за ценнейшего ресурса, мягко говоря, не особо оригинальна, но придать ей приличную форму и грамотно преподать впервые удалось именно Westwood. C&C по праву считается одним из столпов, эталонов жанра, а потому выход третьих частей этого сериала, мягко говоря, не порадовал тех, кто его ждал осознанно. Тем очевиднее становится факт того, что раньше не только небо было голубее, но и C&C – лучше.
А вот кого время щадит, так это трилогию, которая обосновалась на первом месте нашего хит-парад. С каждым разом Blizzard практически на голову превосходит себя уровня предыдущей части серии и выдает настоящую стратегическую феерию, эпическую историю о войне всех против всех. Секрет магнетической притягательности сериала Warcraft разгадать невозможно, вероятно, и сами «близзы» не скажут, что же такое кроется в этом незамысловатом «заг-заг». Ну, что-то, видимо, кроется…
Warcraft 3: Reign of Chaos
Теперь можно перейти к личному зачету. Думаю, не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать победителя в данной номинации, но по пути к первому месту вполне можно ожидать каких-нибудь сюрпризов…
На двадцатое место, выступившее в роли подножки уходящего поезда, вскочила Total Annihilation: Kingdoms – непонятая, обруганная и забытая критиками стратегия в реальном времени. А вот мы ее не забыли и даже нашли ей местечко в нашем хит-параде. Почему? В первую очередь – за красивые глаза. Действительно приятная графика радует глаз и по сей день, что не отменяет того факта, что TA: K обладает достаточно приятным игровым процессом. Легко, ненавязчиво. Ну и место соответствующее.
Следующая игра настолько необычна и, видимо, неизвестна, что попала в конец топа, хотя вполне могла бы подняться и повыше. Она настолько необычна, что восемнадцатое место для нее, пожалуй, провал. Хотя… действительно оригинальные проекты редко добираются до самых вершин (достаточно посмотреть на первую пятерку нашего топа), так что, в принципе, понятно, почему Z оказалась именно тут.
Еще одна стратегия родом из Восточной Европы, жестоко изнасилованная отечественными локализаторами, без зазрений совести вымаравших оригинальный сюжет, который в наших краях вполне может сойти за раритет. Чего же такого оригинального в Tzar, и почему он попал на семнадцатое место? Ну, действительно оригинального в игре не много, но она точно подпадает под определение «must have» для всех тех, кто считает себя поклонником жанра.
На шестнадцатом месте оказался гадкий утенок вселенной C&C – Generals. Почему гадкий? Ну, наверное, потому, что эта игра и близко не является самой популярной стратегией с «command & conquer» в названии. Оригинальные стороны конфликта, несколько необычный для серии игровой процесс, а в целом… могли бы и повыше подняться.
И вновь представитель постсоветского игростроя – отечественная игра Периметр. Как и всякая интеллектуальная, неординарная игра, Периметр в год выхода (2004) был по полной программе обласкан критиками и игроками того сорта, которые *понимают*. Для всех остальных игра оказалась слишком сложна или, как вариант, необычна – именно с этим я связываю ее пятнадцатое место.
На четырнадцатом месте расположилась игра, приятная во всех отношениях. За основу взята одна из самых популярных вселенных, игровой процесс динамичен и увлекателен, а графика… В общем, Warhammer 40k: Dawn of War в скором времени (если еще не…) можно будет называть классикой жанра. Классикой *современного* жанра RTS… по крайней мере…
На тринадцатом месте расположилась Earth 2150: история о том, как не надо делить природные ресурсы. Если бы люди прислушивались к ученым, то у них вряд ли бы к середине XXI века закончилась бы нефть: этого не может быть потому, что этого не может быть. А так вот приходится им в темпе вальса сматывать удочки куда подальше с нашего голубого шарика.
Двенадцатое место – эпопея под названием Homeworld, или «путь домой в полном 3D». Игра вышла без малого десять лет назад и по сей день остается непревзойденной в своем скромненьком поджанре «RTS в космосе». Забавно, не правда ли?
Следующее, одиннадцатое место зарезервировано не совсем обычной (в рамках определения, указанного в самом начале наших хит-парадов) игрой, которая вполне могла бы и не попасть в топ. Но попала. Stronghold – практически симулятор средневекового замка со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Назвать игру хитом, на мой взгляд, сложно, но ее относительно высокое место объясняется определенной популярностью и широкой известностью в узких кругах поклонников стратегического жанра.
Еще один неоднозначный кандидат – Dungeon Keeper. Хотя мы уже отметили для себя, что в этой игре нельзя указать очередь для строительства новых юнитов, всё же ее в определенном смысле можно отнести к тому поджанру, о котором мы сегодня ведем речь. Впрочем, все игры Мулине в той или иной степени необычны, так что удивляться десятому месту DK не приходится.
На девятом месте разместилась Великая Трехмерная – Total Annihilation. Вся революционность игры заключается в ее графическом движке и сопутствующих эффектах, из-за чего стандартные для жанра танковые кулаки (в свое время) приобрели необычный шарм.
На восьмом месте поселился шедевр непрямого контроля – великолепная Majesty. Ленивые и несколько трусливые герои, которые за сто рублей не вылезут из собственного дома и не вступят в неравный бой с бехолдером, – где еще вы встретите настолько несговорчивых подчиненных? Ну, разве что в стратегии с ужасным интерфейсом, но Majesty к таким точно не относится, и ее совершенно точно можно рекомендовать любому человеку, который готов потратить определенное количество времени на компьютерные игры.
Самым популярным Red Alert’ом, как ни странно, оказался второй. Его пятое место обусловлено тем, что еще свежи в памяти те времена, когда мы радостно смотрели вступительные ролики Red Alert 2, которые наглядно демонстрировали нам, что красная армия и вправду всех сильнее. Отличная графика, проверенный временем игровой процесс – что тут еще скажешь.
Чуть-чуть не дотянула до бронзы Age of Empires 2. Почему AoE2 обскакала предшественницу, от которой она, по сути дела, отличается чуть-чуть подправленной механикой? (с поправкой на смену временного отрезка)? Ответ очевиден: тут появились ворота! Теперь не надо оставлять нелепые дыры в стенах, и оборонительные рубежи больше не похожи на решето… что, думаете Age of Empires 2 попала на четвертое место по какой-то другой причине.
Немного уступив конкурентам, третье место завоевала вторая часть саги Command & Conquer – Tiberian Sun. Эта игра, на мой взгляд, стала творческим Эверестом для Westwood, выше которого она так и не смогла подняться. Великолепный дизайн юнитов, отличные игровые кампании, приятная графика…
Опередив всех конкурентов на шесть корпусов, на первое место уверено уселся Starcraft: Царь еще не обзавелся полноценной второй частью, а уже вполне мог тягаться в плане популярности со многими стратегическими сериалами (формально, на практике, полагаю, Starcraft вне конкуренции в принципе…). Что можно сказать о Starcraft? Ну, за него проголосовал почти каждый участник опроса, и, по общему мнению, это одна из лучших стратегий за всю историю жанра и чуть ли не культ в одной восточной стране. Нужны еще какие-то рекомендации.
Жанр стратегии в играх — как стать полководцем
Содержание
Содержание
Несмотря на некоторый спад популярности, компьютерные стратегии по-прежнему занимают весомую нишу в геймдеве. Первые представители жанра, можно сказать, были настольными играми, адаптированными для компьютеров. С тех пор жанр занял одну из ключевых ниш
в индустрии, разросшись до разных подкатегорий с уникальными геймплейными элементами.
Стратегии как жанр компьютерных игр
На самом деле стратегические игры появились задолго до появления первых электронных машин. Один из терминов гласит, что стратегия — это искусство ведения войны. Во времена великих сражений с участием тысяч солдат расположение войск, последовательность атак
и грамотное использование имеющихся единиц могли принести победу даже при численном проигрыше. В итоге такие сражения стали излюбленной темой многих разработчиков.
В мирное время синонимом стратегий стали настольные игры, знакомые человечеству с самых давних времен — шашки, шахматы, го, нарды, домино и многое другое. Все они требовали
от игроков четкого плана действий, который требовалось еще и подстраивать под тактику противника. Развитием этого направления стало появление современных настольных игр
в самых разнообразных вариациях: с фигурками, костями, карточками и так далее. Самые известные представители — знакомые многим Монополия, Эрудит, Мафия и Каркассон.
С появлением компьютера разработчики не упускали возможность перенести искусство ведения войны на экраны в том или ином виде. Так начал зарождаться жанр компьютерных стратегий.
Первые представители появились еще на консолях. Например, в 1972 году на Magnavox Odyssey вышла игра Invasion, в которой игроки могли выбирать тип атаки, захватывать чужие территории и тратить накопленные деньги на улучшение войск. Большинство стратегий начала 80–90 годов были адаптированными версиями известных настольных игр.
С совершенствованием технологий у компьютеров стало больше возможностей — как в производительности, так и в графике. Это стало толчком развития для всей игровой индустрии. Разработчики из MPS Labs (Sid Meier’s Civilization), Westwood Studios (Dune II, Command & Conquer), New World Computing (Heroes of Might and Magic) и других студий активно пробовали свои силы в этом направлении, создавая уникальные игры.
Если попытаться обобщить весь жанр стратегий, то можно выделить несколько ключевых особенностей:
Говоря о стратегиях, также можно упомянуть «туман войны», когда не разведанная игроком карта скрыта от просмотра. Впервые эту механику использовали еще в 1977 году, но общепринятой для большинства стратегий она стала после выхода Sid Meier’s Civilization
и Dune II.
Поджанры стратегий: на любой вкус
Развитие механик и новые идеи привели к тому, что жанр обзавелся несколькими подкатегориями.
Пошаговые стратегии (Turn-Based Strategy, TBS). Это одни из первых стратегий, которые копировали механики с настольных игр. Ключевая особенность — дискретный, последовательный геймплей, состоящий из ходов. Игрок обычно имеет неограниченное время на свой ход, а противник не может предпринять никаких действий, пока этот ход не закончен. Как шашки и шахматы, такие игры обычно неторопливые, но требуют грамотного планирования действий наперед. Ходы, как правило, совершаются в рамках размеченного поля из четырехугольников или шестиугольников.
Самыми яркими представителями этого жанра можно назвать Heroes of Might and Magic и Sid Meier’s Civilization. Впрочем, методика пошагового ведения боя получила популярность и в смежном жанре тактической RPG, например, в таких проектах как XCOM, Wasteland и других.
Стратегии в реальном времени (real-time strategy, RTS). Этот поджанр появился в попытке сделать геймплей более динамичным, совместив классическую стратегию с элементами экшена. Ключевое отличие — сражения игроков проходят в реальном времени, параллельно,
а не по очереди. Обычно игра сводится к сбору ресурсов, постройке ключевых зданий
и накоплению армии. RTS требуют высокой концентрации и внимательности, поскольку необходимо контролировать не только войска на поле боя, но и следить за развитием базы.
Основоположниками RTS можно считать студию Westwood, которая, используя наработки игры Herzog Zwei, создала знаменитую Dune II. Большинство механик из Дюны стали основополагающими для всего жанра, а студия продолжила развиваться в этом направлении, подарив миру серии Red Alert и Command & Conquer. Конкуренцию этим гигантам с 1994 года составила компания Blizzard, представив миру Warcraft, а в последствие и Starcraft.
Это две основных категории стратегий. Если говорить о делении жанра по способу геймплея,
то выделяют следующие разновидности:
Отдельно можно выделить ММО-стратегии (взаимодействие большого числа игроков в рамках одного мира), а также поджанр Tower Defence, предполагающий оборону базы
от многочисленных волн противника.
Существуют и смежные жанры, например, спортивный менеджер или экшн-стратегии.
В последней, например, вы можете в ходе боя брать под управление отдельный юнит. Такая механика реализована в Mount & Blade II.
Сеттинги в стратегиях
Несмотря на относительно общую формулу геймплея, стратегии могут похвастаться внушительным разнообразием сеттингов. Наибольшей популярностью пользуется Средневековье с его замками и битвами многотысячных армий. В этом сеттинге выполнены десятки стратегий, включая различные части серий Age of Empires, Stronghold и Total War. Игроков они привлекают масштабностью сражений и возможностью построить свою империю.
Не менее популярен сеттинг Второй мировой войны. Игроки могут окунуться в реально проходившие бои и операции — Нормандская высадка, взятие Берлина и многое другое. Поскольку у каждой стороны конфликта была своя техника, то геймплей союзников и страны Оси имеет свои уникальные особенности. Игрокам особенно полюбились серии: Company of Heroes, Hearts of Iron и Блицкриг.
Не пропускают стратегии и научно-фантастический сеттинг. Здесь все игры можно условно разделить дна две группы — ближайшее будущее и далекое будущее. К первой группе относится знаменитая серия Command & Conquer, а также Red Alert, Act of War, Anno 2070. Юниты и здания в таких стратегиях обычно приближены к современным образцам.
Стратегии далекого будущего могут происходить как на другой планете, так и по всему космосу. Здесь можно встретить самые разнообразные технологии и живописные карты. К этой группе относятся такие игры, как StarCraft, Warhammer 40,000: Dawn of War, Stellaris, Endless Space, Halo Wars и другие.
Сеттинг постапокалипсиса частично связан с предыдущим. Ключевое отличие — разрушенный мир в ходе какого-либо катаклизма, поэтому геймплей может быть завязан на выживании. Типичный пример — градостроительный симулятор Frostpunk или ролевая Mutant Year Zero
с элементами пошаговых боев.
В фэнтезийном сеттинге вам доступны вымышленные миры и огромное разнообразие рас.
В таких стратегиях есть место магии и заклинаниям, что привносит в геймплей свою изюминку. Главенствующие позиции занимают знаменитая WarCraft и Heroes of Might and Magic, однако
в этом сеттинге можно найти и смежные стратегические жанры. Например, ролевая Divinity: Original Sin с пошаговыми боями или стильный пиксельный adventure-симулятор с элементами стратегии Kingdom.
Стратегии могут предложить варианты для любых игроков. Если вы любите неторопливый геймплей на несколько часов, то вам идеально подойдут пошаговые игры, в том числе с RPG составляющей. Любителям динамики стоит попробовать RTS — множество юнитов разных специализаций, постоянный контроль и увлекательные бои в мультиплеере.