room correction что это звук

Loudness Equalization — что это в Windows 10? (перевод)

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звукПриветствую. Звучание можно улучшить двумя способами — аппаратно, то есть просто купив хорошую акустику, и программно — подкрутив частоты в эквалайзере (правда сомнительный способ).

Но оказывается в Windows тоже есть свои некоторые опции улучшения звучания. Про одну из них мы сегодня и поговорим.

Loudness Equalization — что это такое?

Loudness Equalization — функция выравнивание громкости. Сглаживает перепады звука, может помочь например при просмотре фильма. Всем знакома частая ситуация, когда люди говорят в фильмах — плохо слышно (тихо), когда едет транспорт то — наоборот слишком громко.

Перевод названия на русский: выравнивание громкости.

Опция Loudness Equalization находится в окне Свойства: Динамики, на вкладке Enhancements (переводится примерно как технологии улучшения звука):

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Разберем функции, представленные в окне:

Также в окне видим кнопки:

Кстати в Windows 7 были похожие настройки:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Заключение

Лично мое мнение — количество эффектов зависит от версии драйвера и операционки. Если у вас Windows 7, то возможно, установив Windows 10 и последние дрова — появятся дополнительные эффекты. Но также могут некоторые и исчезнуть.

Источник

Цифровая коррекция пространственного звучания для аудиофила [перевод]

Какие проблемы решает цифровая коррекция пространственного звучания

Начнем с того, что попытаемся понять задачу цифровой рум-коррекции. Чтобы вникнуть быстро, нужно послушать, как ваши колонки отыгрывают низкие частоты. Давайте разбираться вместе. Нужно найти музыку с большим количеством баса. Чем больше будет разных низких нот — тем больше частот мы протестируем.

Я выбрал песню «Spanish Harlem» с альбома «The Raven» Ребекки Пиджон. Эта композиция отличается хорошим акустическим басом в соль мажоре с классической прогрессией «I-IV-V». Чуть позже я объясню, что побудило меня выбрать именно эту песню. Вы же выберете то, что нравится именно вам. Продолжим.

Что нужно услышать? Итак, сперва выкрутите громкость на комфортный уровень. Если есть измеритель звукового давления (можно использовать SPL-измеритель на смартфоне), настройте громкость так, чтобы уровень звукового давления в точке прослушивания составил 77–83 дБ(C).

Расположитесь поудобнее, закройте глаза и сконцентрируйтесь на басовой линии и басовых нотах. Все ли низкие ноты звучат на одном уровне? Возможно, некоторые ноты более выражены? Есть ощущение, что одна из нот превалирует?

Это непростое упражнение для ваших ушей — ведь мы уже привыкли к неровному воспроизведению низких частот. Возможно, многие вовсе никогда не слышали равномерную басовую линию, поэтому и сравнивать не с чем. В общем, придется потратить время для «настройки» ушей и концентрации на НЧ-партии музыкальной композиции. Помимо прочего, сфокусироваться может быть сложно из-за одновременного звучания разных музыкальных инструментов и вокала.

Вот почему лучше выбрать песню, где есть четкая басовая прогрессия с разными нотами. Эти ноты проще услышать и понять, какие звучат мягче или, наоборот, резче и громче. Такой подход помогает не только, когда вы собираетесь прослушать что-то спокойное с неплотной басовой линией (как в песне «Spanish Harlem»), но и если вы выбрали композицию с более насыщенными и громкими басами (например, «The Power of Goodbye» Мадонны). Как только подстроите свой слух — станет легче различать ноты.

Вернемся к «Spanish Harlem». Вот последовательность частот основных нот, на которых строится басовая линия (мелодия базируется на упомянутой прогрессии «I-IV-V»): 49-62-73; 65-82-98; 73-93-110.

Вот та отправная точка, когда у нас появляются конкретные данные и значения, которые помогут понять, какую же проблему решает DRC. Если коротко, то цифровая коррекция пространственного звучания призвана выровнять низкие частоты так, что все басовые ноты будут восприниматься одинаково отчетливо. Современные DRC-алгоритмы учитывают разные зоны прослушивания (точки) для обеспечения постоянных фазовой и частотной характеристик.

Почему, собственно, о неровном звучании басов нужно задуматься? Скоро мы получим ответ.

Раз мы уже знаем частоты нот нижнего регистра в песне «Spanish Harlem», то можем соотнести эти басовые ноты с реальными акустическими измерениями НЧ-характеристики колонок в комнате. Для моих измерений я использовал акустику, собранную на базе комплекта Purifi SPK4, специальный микрофон и программу REW в стандартном режиме (500 мс, без сглаживания). Сабвуферы не были задействованы.

Стандартные настройки предполагали захват звука микрофоном напрямую из колонок, а также захват ранних отражений и поздних до 500 мс в диапазоне от 20 Гц до 200 Гц. Все это было сгруппировано и отображено на диаграмме. Мы сосредоточимся на басовых частотах ниже 200 Гц:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Диаграмма показывает частотную характеристику от 20 Гц до 200 Гц по горизонтали и уровень звукового давления (SPL) с шагом в 5 дБ по вертикали. Для калибровки микрофона я использовал SPL-измеритель и розовый шум.

Обратите внимание на амплитуду. Самый большой скачок между двумя пиковыми значениями превышает 20 дБ. Для наших ушей разница в 20 дБ воспринимается как повышение громкости в четыре раза (или понижение — это зависит от конкретной басовой ноты). Кроме того, есть разница между двумя каналами.

Анализируя песню «Spanish Harlem», мы видим, что ноты между 70 и 100 Гц остались на низком уровне, а 110 Гц уже просто резонируют в моей комнате. Это видно и на графике. В зависимости от ноты я слышу некоторые НЧ-звуки в четыре раза громче или тише. Мое личное субъективное восприятие соответствует объективным результатам измерения, показывающим частотную характеристику в басовом диапазоне.

Мы слышим разницу в воспроизведении нот нижнего регистра — и мы видим ее на диаграмме. Почему же дело с низкими частотами обстоит именно так?

Почему басы звучат неравномерно?

Ответ кроется в размерах и пропорциях помещения. Роль играют также стройматериалы и акустическая подготовка, но в случае с длинными волнами важнее всего пропорции комнаты.

Чтобы проанализировать помещение, можно воспользоваться акустическим онлайн-калькулятором. Например, подойдет AMROC Room Mode Calculator. Введя размеры помещения в калькулятор, вы получите полный модальный анализ комнаты.

Очень неплохо, если звук с веб-браузера можно вывести на вашу звуковую систему. Так вы сможете выбрать любые комнатные моды (нужно просто навести курсор мыши) и услышать, как именно они звучат в помещении (не забудьте убавить громкость). Это хороший способ ощутить все своими собственными ушами. Попробуйте — ведь ничто не сравнится с реальным слуховым восприятием. Также имеет смысл перемещаться по комнате во время прослушивания мода: возможно, где-то моды будут казаться менее выраженными, а в других местах появится гудящий эффект.

Суровая правда такова, что немногие из нас владеют подготовленными комнатами для прослушивания музыки с правильными пропорциями. Короче говоря, наши музыкальные комнаты чаще обладают неправильной модальной плотностью. На некоторых частотах все комнатные резонансы собираются в кучу. Иногда такое происходит на самой «неподходящей» частоте. К примеру, на сабвуферной частоте среза 80 Гц.

Именно низкие частоты, идущие ниже переходной частоты (ее также называют «частотой Шрёдера»), образуют моды, а также стоячие волны и резонансы. Все это приводит к тому, что комната оказывается под властью басовых отзвуков, но не акустических систем. Перечитайте и вникните в этот абзац — в нем заложены суть и смысл использования цифровой коррекции пространственного звучания.

Вот вам пример измерений, сделанных в типичной комнате для прослушивания музыки. Измерительный микрофон всегда находился в одной точке прослушивания, а колонки три раза меняли свое положение, не увеличивая и не уменьшая радиус более чем на 60 см:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Как видно из диаграммы, басовая характеристика сильно скачет, и зависит это не только от изменения расположения колонок — АЧХ непостоянна при любом раскладе. Колонки контролируют ситуацию только выше 300 Гц. Помещение значительно меньше влияет на звуки от 300 Гц и выше.

Правильное расположение колонок и оптимальная точка для прослушивания могут изменить положение дел, однако чаще всего получается так, что АЧХ меняется лишь в плане распределения пиков по горизонтали, но комнатные моды никуда не деваются.

Диаграмму я взял из работ канадского ученого-акустика Флойда Е. Тула (Floyd E. Toole). Он утверждает, что за годы исследований пришел к следующему выводу: около 80% помещений оказывают значительное влияние на окраску звука. Согласно Флойду, именно звучание басов в 30% случаев является решающим фактором при субъективной оценке той или иной акустической системы. Флойд также утверждает, что любая АС может звучать лучше, если использовать систему коррекции для басовых частот. Ученый, конечно, ничего не гарантирует, но предлагает попробовать.

Теперь, когда мы услышали и замерили «неравномерные» басы, стало ясно, что комната играет важную роль с точки зрения распределения модов. Также мы пришли к выводу, что помещение, по большей части, контролируется басами, если говорить о звуках ниже переходной частоты. Пришло время изучить принципы работы DRC-систем.

Как работает DRC?

Ниже приведен пример идеальной фазо-частотной характеристики. Только лишь ближе к 0 Гц есть некоторые отклонения. Напомню, нас сейчас интересует отрезок от 20 до 200 Гц:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Однако в реальной ситуации, когда у нас есть обычная комната, мы получаем что-то «стандартное» вроде тех измерений, о которых речь шла выше (скачки в 20 дБ):

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Все комнаты разные — по крайней мере, большинство комнат отличаются друг от друга. Мне приходилось делать измерения во многих помещениях, и за годы деятельности я пришел к выводу, что на низких частотах, как правило, бывают перепады от 15 до 20 дБ. Случались исключения, но то были специализированные студийные помещения с просчитанными пропорциями.

Вот фазовая характеристика в точке прослушивания:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Как я уже объяснил, комната всегда оказывается под влиянием низких частот вне зависимости от используемых колонок. Измеренный акустический отклик помещения уже не может быть представлением минимально-фазовой системы, так как в комнате присутствуют НЧ-отражения, стоячие волны и резонансы. Реальная фазовая характеристика показана выше.

Вернемся к работе DRC-систем. Если в двух словах, то современная система коррекции не только способна улучшить АЧХ, снизив перепады, но и скорректировать фазу низкочастотных отражений.

Все DRC-программы работают на основе акустических измерений. Цифровая система делает анализ, выбирает минимальный фазовый отклик, а затем инвертирует амплитудную характеристику и использует ее как фильтр к измеренному ранее отклику. В результате получается плоская частотная характеристика. Эквализация амплитудной характеристики одновременно корректирует фазовый отклик.

Помимо прочего, DRC-софт независимо корректирует избыточную фазу — то есть низкочастотные комнатные отражения. Коррекция работает так, что в точке прослушивания фазовая и частотная характеристики (в басовой области) приближаются к идеалу.

Важное замечание: избыточная фаза — это разница между реальным сигналом и минимальным фазовым откликом.

Вот пример измерений, сделанных с использованием акустики, оснащенной двумя 15-дюймовыми вуферами и портами. Кроме того, были задействованы два сабвуфера по 18 дюймов. Вся система прошла через цифровую коррекцию:

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Как видите, все получилось очень похоже на показанный ранее график с минимальной фазой. Более того, оба канала идентичны, несмотря на то, что я использовал ассиметричный сетап. К сожалению, в REW нет возможности вывести фазу и частоты на одну совмещенную диаграмму. Будь такая опция, я бы показал вам результат.

Как и в прошлый раз, микрофон был установлен в точке прослушивания, настройки REW не менялись (500 мс, без сглаживания). Таким образом, мы получили информацию о прямом звуке из колонок, ранних отражениях и поздних с ограничением в 500 мс. Было бы здорово, если бы существовал специальный аудиофильский прибор, который по нажатию одной кнопки менял бы воспроизведение низких частот. Цифровая коррекция — это замечательный опыт для уха.

За последние десять лет DRC-технологии сделали большой шаг вперед. Существующий в наши дни продвинутый софт с 64-битными КИХ-фильтрами обладает полностью прозрачным функционалом: пользователь сам может настроить все, что захочет.

Есть один важный аспект, который для многих не всегда очевиден — DRС подразумевает коррекцию частотной характеристики в зависимости от времени. В этом заключается важное отличие обычного параметрического эквалайзера (или другого эквалайзера, не учитывающего время) от профессиональной DRC-системы.

Эффект стандартного эквалайзера распространяется сразу на все без разбора: прямой звук, ранние отражения, поздние отражения. Получаемый в результате звук не всегда соответствует ожиданиям, поэтому аудиофилы зачастую предпочитают вовсе не использовать эквалайзер.

Басы могут «накапливаться» в комнате, поэтому нам необходимо уменьшить амплитуду низких частот во времени. Также басовые частоты способны создавать отражения, громкость которых превышает прямые звуки. В любом случае, цифровая акустическая коррекция специально придумана для решениях сложных задач, связанных с низкими частотами и отражениями. Большинство программ, работая с низкими частотами, учитывают временные отрезки до 500 мс или 750 мс. Этого достаточно, так как потом слышимый уровень звука значительно падает.

Помните — мы имеем дело с резонансами и стоячими волнами. Некоторые частоты затухают быстрее других. Иногда низкочастотные звуки становятся причиной продолжительных резонансов, и создается впечатление, что этот гуд никогда не остановится.

Акустическая подготовка — это хорошо, но по факту достичь результата весьма сложно. Чтобы справиться с частотами ниже 100 Гц, нужно обставить всю комнату басовыми ловушками. А еще нельзя забывать о том, что басовые ловушки не всегда уместны с эстетической точки зрения, они стоят недешево и, будучи «пассивными» системами, не умеют различать частоты, поглощая их все — включая те, которые не следует.

Ловушки устроены так, что они могут привести к излишнему поглощению звука в области средних и низких частот — и музыка лишится теплоты. Я не противник акустической обработки помещений, но есть задачи, которые решаются специально созданными инструментами.

Что касается конкретных продуктов, здесь тоже есть сложности: не весь софт устроен одинаково. Я тестирую DRC-программы уже несколько лет — есть только три полностью коммерческие системы, которые правильно работают как с минимальной фазой, так и с избыточной. Я назову их: Acourate, Audiolense и Dirac. Из некоммерческого софта отмечу Denis Sbragion Digital Room Correction. Эта программа тоже работает корректно.

К вопросу, конечно, можно подойти с другой стороны. Некоторые пользователи-умельцы используют для акустической коррекции свои методы: Moving Mic Measurement, rePhase и уже упомянутый REW. Проблема в том, что не весь софт и не все техники подходят для правильной цифровой коррекции пространственного звучания. Не специализированные инструменты обладают ограниченным функционалом, что снижает качество результата. Отмечу, что REW и rePhase — это отличные инструменты для своих задач.

Как правило, DRC-софт создает коррекционные фильтры с конечной импульсной характеристикой (КИХ/FIR). Смысл заключается в том, что коррекция магнитуды (амплитуда и фаза) может быть применена независимо от коррекции избыточной фазы. Для использования готового КИХ-фильтра понадобится специальная DSP-обработка. С этими задачами справляются, например, Roon и JRiver.

Надеюсь, статья получилась полезной и объяснила, почему 80% комнат для прослушивания музыки наполнены резонансами, которые окрашивают звучание низких частот. Помещение всегда контролируют низкие частоты — и это не зависит от используемой акустики. Надеюсь, что ваши уши смогут настроиться необходимым образом, чтобы выбрать правильный музыкальный материал и проанализировать звучание (об этом речь шла в начале).

Специализированный DRC-софт способен частично устранить стоячие волны, комнатные резонансы и моды. Для этого программы используют независимую коррекцию магнитуды и избыточной фазы.

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Зная, какой должна быть характеристика идеальной АС, вы можете использовать цифровую коррекцию, чтобы оптимизировать звучание своей системы. Правильный результат — это четкие, собранные и разборчивые басы. Услышать такое воспроизведение низких частот у себя дома — вот настоящее аудиофильское удовольствие.

К DRC-инструментам стоит относиться как к способу решения проблем, связанных с НЧ-искажениями и правильной подачей прямого звука. Упомянутый мною софт можно купить за 300–400 долларов. Добавим сюда USB-микрофон за 100 долларов и получим действенный способ улучшения звучания домашней музыкальной системы.

В этой статье мы сфокусировались на низких частотах, однако DRC можно использовать для создания любых других фильтров и систем временного выравнивания. Также DRC подойдет для многоканальных сетапов.

Источник

Система акустической коррекции Dirac: настраиваем звук как профи

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звук

Пару лет назад британская компания Arcam обновила свою кинотеатральную линейку, и в настоящий момент в её составе присутствуют AV-процессор и три AV-ресивера. Помимо «прожиточного минимума» в лице Dolby Atmos и DTS:X, а также прочих не менее актуальных и полезных «плюшек», новинки получили поддержку системы коррекции акустики помещения Dirac Live. Что это за зверь и действительно ли он способен решить «квартирный вопрос»?

Проблема

Традиционно считается, что качество звучания в наибольшей степени зависит от качества акустической системы. Безусловно, испортить его можно и усилителем, и источником, но именно на этапе электроакустического преобразования таятся основные проблемы. Однако многие забывают, что акустическая система – отнюдь не сферический конь в вакууме, а вполне себе реальная колонка, и, как правило – не одна, расположенная в не менее реальном помещении, чаще всего – типичной жилой комнате. А комната – это и собственные резонансы, и стоячие волны, и реверберация, далее – по списку. И если в случае со стереопарой можно хотя бы «поиграть» с её местоположением, то когда речь заходит про современный домашний кинотеатр, где колонок запросто может оказаться больше десятка, не говоря уже про сабвуферы – руки поневоле опускаются.

Метод

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звукПол Дирак – английский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии и один из создателей квантовой механики.

Пол Дирак (Paul Dirac). Именно в его честь была названа компания, основанная в 2001 году группой сотрудников Уппсальского университета, между прочим – старейшего в Скандинавии, недавно ему исполнилось аж 540 лет!

Задачу перед собой они поставили нетривиальную: заставить реальные колонки в реальных условиях звучать идеально, ну или, по крайней мере, предельно близко к идеалу.

Несмотря на казалось бы типично домашний профиль, первым клиентом Dirac стал… концерн BMW. С другой стороны, в этом тоже есть резон: ведь салон автомобиля с акустической точки зрения гораздо более проблематичен для адекватного звуковоспроизведения. Затем к BMW добавились Rolls Royce, Bentley, Volvo и другие, появились дивизионы мобильного аудио и виртуальной реальности, однако нас, безусловно, прежде всего интересует именно домашнее применение.

Ключевые особенности системы коррекции Dirac Live – это проведение замеров не в одной, а в нескольких точках (в данном случае – девяти), а также коррекция не только частотной, но и импульсной характеристики.

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звукПо методике Dirac замер производится по девяти точкам

Вся процедура достаточно понятна и занимает не больше часа. Комплектный микрофон необходимо подключить к комплектной же звуковой карте, а ее, в свою очередь – к компьютеру, подключенному к той же локальной сети, что и ресивер или процессор Arcam. После этого аппарат сгенерирует специальные тестовые сигналы, которые будут воспроизведены через колонки и проанализированы.

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звукГолубые кривые — результаты первичного замера. Зеленые — то, что получилось после корректировки

На основании полученных данных будут заданы типы всех колонок, расстояния до них и уровни, а также корректирующие кривые, в зависимости от особенностей помещения и акустических систем. В процессе калибровки важно соблюдать тишину в помещении, для этого следует закрыть все окна и двери, а при необходимости выключить вентилятор или кондиционер.

Не цифрой единой

Важно отдавать себе отчёт, что цифровая коррекция акустики помещения прослушивания – не панацея. Методика эта, безусловно, эффективная, но далеко не исчерпывающая, а самое главное – она должна стать «вишенкой на торте» в списке мер, предпринятых для улучшения акустических характеристик вашей комнаты.

room correction что это звук. Смотреть фото room correction что это звук. Смотреть картинку room correction что это звук. Картинка про room correction что это звук. Фото room correction что это звукДомашний кинотеатр, акустически оформленный с помощью специальных панелей

Если есть возможность как-то улучшить звучание за счёт расстановки колонок (допустим, фронтальной пары или сабвуфера), или акустического оформления помещения – ковёр, мягкая мебель, открытые полки или шкафы с книгами (а лучше – специальные акустические панели и басовые ловушки), то начать лучше с него, а уже цифровой коррекцией навести финальный лоск.

Как у всех? Нет!

В абсолютном большинстве AV-ресиверов для проведения измерений и расчёта корректирующих цепочек используются собственные вычислительные мощности, зачастую – весьма невысокие. Более того, при появлении новых методик или алгоритмов нет уверенности, что их удастся применить на базе уже имеющихся аппаратных возможностей. Продукция Arcam в данном случае выгодно отличается от других вариантов за счёт использования внешнего компьютера. Это не говоря уже про то, что имея под руками полноценные дисплей, клавиатуру и мышку, взаимодействовать с этим комплексом существенно проще и удобней. Попробуйте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *